Научная статья на тему 'Баян-аккордеон как музыкальный инструмент'

Баян-аккордеон как музыкальный инструмент Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
7403
589
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЯН / АККОРДЕОН / ГАРМОНИКА / СИСТЕМЫ КЛАВИАТУР / НАРОДНЫЙ ИНСТРУМЕНТ / ACCORDION / HARMONICA / KEYBOARDS / FOLK INSTRUMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шаров Олег Михайлович

В статье рассматриваются многообразные аспекты функционирования баяна и аккордеона: конструктивные особенности, художественные возможности, социальная роль. Автор в свободной форме размышляет о сущности клавишно-пневматических инструментов типа гармоник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bayan-accordion like a musical instrument

The article discusses various aspects of Bayan and accordion: design features, artistic opportunities, social role. The author of free-form thinking about the nature keyboards-pneumatic tools like harmonics.

Текст научной работы на тему «Баян-аккордеон как музыкальный инструмент»

УДК 780.647.2

О. М. Шаров

Баян-аккордеон как музыкальный инструмент

В статье рассматриваются многообразные аспекты функционирования баяна и аккордеона: конструктивные особенности, художественные возможности, социальная роль. Автор в свободной форме размышляет о сущности клавишно-пневматических инструментов типа гармоник.

Ключевые слова: баян, аккордеон, гармоника, системы клавиатур, народный инструмент.

Oleg M.Sharov

Bayan-accordion like a musical instrument

The article discusses various aspects of Bayan and accordion: design features, artistic opportunities, social role. The author of free-form thinking about the nature keyboards-pneumatic tools like harmonics.

Keywords: accordion, accordion, harmonica, keyboards, folk instrument.

Что такое есть баян на сегодняшний день? Спросите любого гражданина России и он, конечно, ответит, что баян - это русский народный инструмент, наш любимый и родной. Начнет вспоминать со времен войны: «Все с баяном, ой, да все с баяном мы ходили, ходили на врага»; лозунг «Играй, мой баян» и про Ивана Теркина вспомнит. И это все будет правда. Баян действительно заслужил всеобщую любовь народа.

Однако, по существу, баян - это просто условное название хроматической гармоники с использованием В-системы. Мы играем не на баяне, в научном смысле слова, а на аккордеоне с В-грифом, на котором играл Петро Фроссини (итальянец, эмигрировавший в Америку в 1912 г.), и на котором сегодня играет часть бельгийских, норвежских и даже некоторых английских музыкантов, но, главное, абсолютное большинство в прошлом советских, а ныне российских баянистов.

Как она (В-система) попала в Россию - это другой разговор. Она к нам была завезена тогда, когда пошел определенный бум на этот тип инструмента, когда гармоники стали получать общероссийское распространение, когда народное было возведено в ранг социально значимого. Баян оказался самой совершенной из разновидностей гармоник. У гармоник того времени был диатонический строй, ограниченные тональности, различные так называемые «хватки» (ленинградская, московская и др.). Баян московской системы или хватки, то есть В-системы, из них выделялся универсальностью конструкции, способной удовлетворить потребностям самых разных слоев общества и различных культурных традиций.

По клавишным конструкциям разновидностей гармоник мы все понимаем связь с фортепианной клавиатурой, а вот всяких кнопочных систем было много.

• Том 207 • Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России

109

О. М. Шаров

Баяны были даже девятирядные (я лично видел в некоторых коллекциях на Западе). Так что вопрос только в том, как располагаются кнопки на клавиатуре инструмента.

В результате исторической селекции сегодня остались конструкции, как мы названием, с С-грифом и В-грифом. Но это не В, С, как буквы латинского алфавита, а В - это бельгийская, а С - итало-французская, обозначающая местонахождение ноты «до» на том или ином ряду. В России переняли В-систему и назвали ее баяном. Многие победители конкурсов 20-х годов XX века были первыми, кто играл на таких инструментах. Потом на государственном уровне было указание строить фабрики по изготовлению баянов унифицированных образов. Сначала 10 построили, потом еще 6 открыли. За «новыми» конструкциями устойчиво закрепилось название «баян». У всех советских баянов стали делать усиленные басы, что, видимо, шло от традиций русских хоров с красивыми мощными басами.

Но баян 20-30-х годов был вовсе не тот, который изготовил в 1907 году П. Е. Стерлигов. Его инструмент был четырехрядный, на котором вообще трудно было бы играть сегодня. Неудобство представляло специфическое наклонение рядов петербургской «хватки». Последний, кто играл на таком инструменте до самой смерти, был петербуржец Иван Тихонов, который умер лет десять назад. У его инструмента кнопки были перламутровые, все одинаковые, там нужна была растяжка совершенно другая. Это и была петербургская система клавиатуры баяна.

Распространенный сегодня в России трехрядный, или в концертном варианте, пятирядный баян - это конструкция с В-грифом. В отличие от него, на Западе распространена французская система клавиатуры с С-грифом, на которой совсем другое расположение клавиш и иной наклон рядов.

Мне кажется, название даже не столь важно, как и то С, В или какие-то другие системы используются. Важно то, что и как на инструменте играется и кого он обслуживает. Потому что с появлением баяна, возник уникальный музыкальный инструмент, заменяющий, в том числе, даже оркестр (некий микрооркестр). Баян того времени - это компьютер конца XIX - начала ХХ века. Не случайно Петро Фроссини, первый настоящий профессионал, стал играть именно на системе В-гриф. По этой же причине позже Л. Пухновский, знаменитый польский профессор где-то в 70-е -80-е годы перевел всех своих учеников-аккордеонистов на баян. Потом он прекратил эти эксперименты. Китайцы сейчас все больше на русский баян переходят; они народ умный. Есть в Лондоне Джон Лесли - педагог-энтузиаст, который всю жизнь играет только на нашей баянной системе. Или в Норвегии в консерватории работает профессор Йон Фокстат - так же приверженец этой системы. Но они не называют ее баянной, они называют ее В-гриф.

В-гриф совершеннее, чем С-гриф. Для этого существует несколько причин. Во-первых, когда мы играем хроматическую гамму на правой клавиатуре, положение кисти более естественное. Пальцы полусогнуты, а мизинец - больше всех. А на французской системе наоборот. Там хроматика направлена в другую сторону и по-

110

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

тому, естественно, к концу пальцы разогнуты. Во-вторых, на левой клавиатуре по французской системе выборка направлена параллельно правой, а у нас идет левая снизу, а правая сверху, то есть в противоположном направлении. Поэтому, когда мы играем классику или какие-либо фактурные элементы в верхнем регистре, то руки расположены в разных частях инструмента (снизу и сверху), что значительно удобнее, чем, к примеру, когда обе руки внизу.

В-третьих, поскольку выборная клавиатура на французской системе направлена сверху вниз, то басовые планки, расположенные вверху, делают верх левой половины инструмента более тяжелым. Когда начинаешь работать мехом, он становится инерционно малоподвижным. На нашей конструкции наоборот, то есть на наших баянах легче (удобнее) исполнять любые приемы мехом.

Обратите внимание на то, что все аккордеонисты Запада играют как-то с большим трудом и сидят с наклоном немножко вправо. А у нас этого нет потому, что помогает играть инерция. Когда вверху левый корпус более тяжелый - это инерционно неудобно.

Однако все эти рассуждения о типах клавиатуры, преимуществах и недостатках конструкции - это суждения профессионала, а слушателю на концерте или массовом мероприятии абсолютно все равно какая у него система, для него баян -инструмент с характерным тембром и репертуаром, инструмент мобильный, который можно услышать и в сельском клубе, и в телевизионной передаче «Субботний вечер», и на свадьбе, и в концертном зале столичных консерваторий.

Название «баян» «придумали» и стали применять по отношению к совершенной разновидности гармоники действительно у нас в России. Потом пошла коллективизация в борьбе против кулацких дорогих гармошек, на которых играли частушки против советской власти. А баян был открыт народу. Он специально передавался в некоторые передовые колхозы. На хороших баянах частушки были свои, советские. На эту тему, кстати, в Институте написано несколько диссертаций. К примеру, кандидатская диссертация Е. И. Максимова1, раскрывает историю развития гармоники в 20-е годы прошлого столетия. Красивая диссертация: в ней показана социальная значимость гармоники, ее роль в пропаганде социалистических идей. Не случайно в эти годы идеологи новой власти выдвинули лозунг «Гармонь - на службу комсомолу» и инструмент (читай, гармонисты) с честью выполнил возложенную на него миссию.

Действительно, гармоника оказалась в Советской России исключительно необходима. Какие там органы? Академическое искусство было признано буржуазным, то есть отражало идеологию эксплуататорского класса. Закрыли всех церковников, третировали интеллигенцию, а оркестров было мало. Поэтому баян оказался фантастически нужным как действительно народный инструмент, проникавший в самые дальние уголки страны. Вот эта социальная значимость инструмента очень важна для его функционирования.

• Том 207 • Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России 111

О. М. Шаров

Мы знаем, что в конце ХХ века вдруг получил распространение бандонеон. Я встречался в 1988 году на конкурсе «Гран При» с А. Пьяццоллой и задал ему вопрос о причинах популярности бандонеона. Он говорил: «У вашего баяна счастливый звук, а у меня - ностальгический инструмент, обладающий специфическим тембром. Он, в общем-то, португальский». Я спросил: «Почему португальский? Он же распространен в Аргентине?». Он ответил: «Ностальгия по-португальски». Они занимались работорговлей, постоянно разъезжали по разным землям. Среди них в XIX веке началось распространение гитары. Но выяснилось, что и бандонеон пришелся им как нельзя кстати. У него, по словам маэстро А. Пьяццоллы, тембр особенный - тоска по родине. Его тоже считали народным. Народный португальский инструмент - сейчас никто так не говорит, потому что он получил распространение международное. Такая же судьба ждала и баян.

Нужно хорошо понимать, что существует огромное разнообразие типов гармоник. Каждый тип и подтип аккордеона или баяна - это, с позиции европейцев, все равно аккордеон. А вообще аккордеон - это гармоника. То есть гармоника -это тип язычкового инструмента. Английское концертино, бандонеон, немецкое концертино, англо-шведское концертино, всякого рода системы, которые сейчас утеряны, старофранцузская, какие-то еще - все это разновидности гармоник. И, конечно, десятки вариантов гармоник: однорядные, двухрядные, трехрядные. Мало того, строи были разные. В одной области бабы пели более низкими голосами -инструмент строился под них. Если два гармониста встречались вместе, они часто не могли играть друг с другом, потому что у них разные настройки и тональности.

Поэтому понятие «народный», употребляемое по отношению к баяну, я считаю не совсем корректное. К сожалению, сегодня есть композиторы, для которых звук баяна сам по себе уже пошл. Ну, если не пошлый, то специфический. Попахивает как-то наш звук для них народом, лаптями или онучами. Но так думают и слышат далеко не все. Баян - инструмент мобильный и в жанровом отношении: ему подвластны и фуги Баха, и джазовые композиции, и залихватская русская пляска, и камерная музыка, и эстрадная миниатюра.

Баян - народный инструмент, поскольку является популярным. Есть теоретическая система Д. И. Варламова2, в которой он рассматривает понятие «народный инструмент» с социокультурных и художественных позиций. Это интересно, поскольку определяет стратегию развития народных инструментов. Ученый доказывает, что расширение функций инструмента, жанровых, стилевых направлений укрепляет его позиции как народного, при условии сохранения национального своеобразия, то есть традиций. Однако для музыкантов это все очень серьезно и сложно. Для профессионального музыканта важны художественные и технические возможности музыкального инструмента.

Сегодня мы приходим к выводу, что совершенным технологически и музыкально является все-таки баян. Гармоника на определенном этапе остановилась в

112

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

совершенствовании своего вида. Хотя, в ней есть, что усовершенствовать. Фольклорная гармоника в конструктивном отношении не имеет перспектив совершенствования. В Орле гармоники стали делать с регистрами и чуть ли не выборные. Спрашивается: «Зачем?». Разве, что шутки ради. Такие попытки совершенствования инструментальных конструкций в истории уже были. К примеру, усовершенствование гудка, свирели, жалейки. Из гудка получается плохая скрипка, из жалейки -никудышный гобой. В Орле со мной говорили композиторы, спрашивали: «Зачем баяну выборная клавиатура? Играйте народную музыку».

Баян - такой инструмент, что у него есть что-то от оркестра, что-то от рояля (многоголосие), что-то от духовиков (поскольку могут раздувать звук), даже вокальное что-то. Из какой-то «пятой страны» явился, и при этом еще и народный. Имеет какой-то народный посыл, такая фривольность некоторая, широта дыхания. Поэтому мы слышим такой звук, который сам по себе уже совершенен. Лучше и не придумать уже. Это все и есть мировая культура.

Примечания

1 Максимов Е. И. Гармоника в культурно-просветительной работе как важное средство воспитания трудящихся (на материале деятельности учреждений культуры в 1920-х годах): дис. ... канд. пед. наук. - М., 1972.

2 Варламов Д. И. Метаморфозы народного музыкального инструментария: монография. -М.: Композитор, 2009.

• Том 207 • Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России

113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.