Научная статья на тему 'Барьеры инновационного развития вузов'

Барьеры инновационного развития вузов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
698
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / БАРЬЕРЫ / INNOVATIONS / MANAGEMENT / BARRIERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фещенко В. В.

В статье дается определение понятия «барьер инновационного развития вуза», рассматриваются причины его возникновения, выявляются основные виды инновационных барьеров. Успешное развитие инновационной деятельности вуза будет эффективнее, если своевременно выявить объективную природу таких барьеров и предложить пути их преодоления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BARRIERS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

In article definition of the concept "barrier of innovative development of higher education institution" is given, the reasons of its emergence are considered, main types of innovative barriers come to light. Successful development of innovative activity of higher education institution will be more effective if in due time to reveal the objective nature of such barriers and to offer ways of their overcoming

Текст научной работы на тему «Барьеры инновационного развития вузов»

УДК 378. 4

БАРЬЕРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ВУЗОВ

ВВ. Фещенко

В статье дается определение понятия «барьер инновационного развития вуза», рассматриваются причины его возникновения, выявляются основные виды инновационных барьеров. Успешное развитие инновационной деятельности вуза будет эффективнее, если своевременно выявить объективную природу таких барьеров и предложить пути их преодоления.

Ключевые слова: инновации, управление, барьеры.

При поддержке гранта РГНФ 12-12-32003

Развитие и формирование научного потенциала инновационного вуза выступает как процесс достижения равновесия между традиционными и современными функциями, их наилучшего сочетания.

Инновационный потенциал вуза проявляется в самых многообразных областях социокультурного пространства. Во-первых, безусловно, в экономике, как результат участия университета в развитии новых форм организации малого инновационного бизнеса и реформировании традиционных. Во-вторых, в социальной сфере путем участия в разработке и осуществлении социальных проектов и обеспечения их специалистами. В-третьих, в сфере управления через подготовку современного поколения менеджеров. В-четвертых, в области культуры посредством обеспечения культурных проектов, развития и сохранения духовной культуры региона.

Современное развитие вуза приводит к тому, что он в условиях интеграции и глобализации превращается саморазвивающуюся сложноорганизованную открытую систему. Специфической чертой его взаимодействия с окружающим миром становится, проявляющаяся в самоорганизации социокультурного пространства, формообразующая активность, посредством взаимодействия науки, образования, производства и культуры. Но введение инноваций в вузы неминуемо ведет к росту сложности системы, в результате чего появляется противоречие между склонностью системы к поддержанию равновесия (консервативный путь развития) и постоянным ростом неравновесности вследствие инноваций, которые невозможны в полностью равновесной среде. Это несоответствие определяет неравновесность и неустойчивость взаимодействия вуза и окружающей среды.

С точки зрения социально-технологического подхода к исследованию инноваций в сфере образования, можно сказать, что природа инноваций включает в себя возможность возникновения барьера, поскольку любое нововведение или новшество является изменением, которое не всегда может быть однозначно положительно воспринято и которое, все-таки, должно быть реализовано.

Барьер инновационного развития является явлением более общим, чем социально-трудовой, организационный, барьер ценностей или педагогический барьер. В него входят специфичные черты всех проанализированных и других барьеров.

Во-первых, потому, что инновационный процесс в современных вузах характеризуется универсальностью и касается всех направлений деятельности учебных заведений. Передовые инновации обычно не локализованы по времени и месту и носят системный характер.

Во-вторых, причины возникновения инновационных барьеров разнообразны и появляются в результате развития и взаимодействия современных тенденций в сферах межличностных отношений, науки, учебного процесса. Более того, часто барьеры возникают как результат несогласованности действий между отдельными сферами жизни вуза, действующими на основе несовместимых принципов и в различной степени воспринимающих новшества и нововведения.

В-третьих, управление барьерами требует системы регулятивных действий информационного, психологического, организационного, педагогического, и иного характера.

Таким образом, барьер инновационного развития в вузе - это взаимодействие участников инновационного процесса, при котором они следуют неравнозначным ценностям, имеют отличные друг от друга представления о форме, содержании и целях инновационного развития и противостоят друг другу в ходе создания, разработки и введения новшеств и инноваций в научный, учебный и воспитательный процесс. Он имеет свой характерный объект - инновации, предмет - комплекс реально существующих или полагаемых проблем, рождающихся при их разработке или внедрении, специфические обстоятельства и особенности возникновения, на

основании чего его можно выделить в отдельный вид барьеров.

Анализ результатов исследования «Барьеры инновационного развития в учреждениях высшего профессионального образования» показывает, что нововведение очень часто воспринимается участниками инновационного процесса вуза как опосредованная или непосредственная. В соответствии данными проведенного экспертного опроса, 55,04% респондентов считают, что создание и внедрение нововведений и инноваций в вузе выступают в роли проблемы, так как у многих сотрудников и преподавателей внедряемые новшества вызывают страх и боязнь.

Собственно частота возникновения барьеров в вузах, ставших на путь внедрения инноваций в свою деятельность, во многом объясняется ответом на ощущение угрозы или опасности от введения нововведений и новшеств. О том, что барьеры инновационного развития возникают часто, заявили 22,77% опрошенных сотрудников и преподавателей Брянского государственного университета, 14,60% - Брянского технологического университета; 13,25% -Брянской государственной инженерно-технологической академии и 9,03% - Брянского филиала «Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. При этом в Брянском государственном университете, переживающем бурный инновационный рост таких барьеров, по мнению респондентов, больше, чем в других вузах.

Причины возникновения инновационных барьеров характеризуют внешнюю и внутреннюю микро- и макросреду, в которой он формируется. При этом внешние условия обусловливаются несовпадением мировоззрения вуза и других социальных учреждений в инновационной сфере. Чаще всего развитие внешних условий исполняется по двум сценариям. В первом случае вуз предлагает инновации, которые не воспринимаются социальной средой. Во втором случае - от вуза требуют инновационных действий, а он еще не готов к их воплощению в жизнь. Внутренние условия создаются всей вузовской средой, и, в конечном счёте, определяются степенью ее инновационной чувствительности, под которой следует понимать восприятие новизны большинством участников инновационного процесса, ориентацию на решение использовать какое-либо новшество.

Условия возникновения инновационных барьеров следует отличать от причин барьеров, которые приводят к их возникновению и являются основополагающим внутренним фактором развития. По результатам проведенного исследования, в вузах преобладают управленческо-организационные причины барьеров инновационного развития. Наиболее значимыми среди них участники эксперимента назвали недостаточность функциональных связей вуза с внешней средой (23,3%); неполное соответствие структуры вуза запросам инновационной деятельности (18,40%); несоответствие работников вузов по профессиональным признакам (13,44%), разрыв функциональных связей между структурными компонентами организации (21,30%). По мнению участников экспериментального исследования, значительно реже причинами инновационных барьеров являются погрешности и ошибки, допускаемые руководителями и подчиненными в процессе решения вопросов и задач инновационного развития вуза (8,3% респондентов), несоответствие требованиям, которые предъявляет инновационная деятельность (15,5%). 13,20% респондентов отмечают наличие социально-психологических причин инновационных барьеров.

Доминирующий организационно-управленческий характер причин инновационных барьеров детерминирует специфический алгоритм его развития, в процессе которого различие диспозиций участников инновационного процесса возникает и провоцируется функционально-организационной несостоятельностью системы управления вузом. Собственно благодаря этому барьеры инновационного развития непосредственно и довольно жестко связаны с качеством управления учреждением ВПО.

Исследование позволило выявить факторы барьеров инновационного развития вузов. На основе осуществленного экспертного опроса, в качестве факторов барьеров инновационного развития были определены: малое количество и неправильное распределение средств на улучшение материальной базы вуза, закупку оснащения для мастерских и лабораторий (27,1% экспертов); плохая разработанность нормативных процедур, сопутствующих инновационному развитию вуза (35,4%); привычные для людей слили конфликтного поведения (18,75%); столкновение личных и профессиональных интересов людей при внедрении чего-то нового, ранее не существующего, неизведанного (18,75%). Следовательно, и среди факторов барьеров инновационного развития преобладают те, что определены организацией управленческого процесса, качеством принимаемых администрацией образовательного учреждения решений.

По результатам экспертного опроса, в качестве предмета барьера инновационного развития выступают трудности и проблемы, которые также взаимосвязаны с фунционально-организационной несостоятельностью управления вузом, которая чаще всего проявляется во множественности уровней управления, бюрократизации управленческих процедур. Например, формализацию, которая замедляет темпы внедрения новшеств, противостояние инновациям со стороны преподавательского состава вуза отметили в процессе проведенного исследования -31,25%; сочетание чрезмерной бюрократизации управления с нескоординированностью действий различных внутривузовских служб - 10,42%; высокую централизацию, тормозящую инновационные инициативы - 6,25%; низкую юридическую проработку нововведений - 16,67%.

Результатом совокупного влияния условий, причин и факторов барьеров инновационного развития является рост конфликтного взаимодействия. Оно включает несколько этапов: формирование скрытых противоречий, конфликт, конфликтные действия, снятие или разрешение конфликта, послеконфликтная ситуация.

Спецификой столкновения в конфликте развития по инновационному пути является то, что на данном этапе явственно выделяются представители «инновационных» и «традиционалистских» приверженностей, так как в столкновении представляются интересы, цели и ценности субъектов взаимодействия, вырабатываются их позиции. При этом конфликт инновационного развития потенциально тяготеет к эскалации, расширению участников конфликта, так как, во-первых, инновации в вузе всегда задевают значительное число преподавателей, сотрудников, студентов; во-вторых, сам характер образовательного процесса, созданный на интенсивном эмоциональном взаимодействии и сотрудничестве, повышает роль индивидуально-психологических составляющих в инновационном процессе.

Таким образом, барьеры инновационного развития в вузе порождаются противоречиями, появляющимися в процессе взаимодействия основных субъектов вузовского сообщества: администрации, профессорско-преподавательского состава, сотрудников, студентов. На всех этапах его развития преобладают управленческо-организационные причины, прямо связанные с качеством управления вузом. При всем том, конфликтное взаимодействие всегда выступает как взаимодействие между людьми и группами людей, что делает актуальной проблему анализа связей и отношений, возникающих в ходе разработки и внедрения инноваций.

In article definition of the concept "barrier of innovative development of higher education institution" is given, the reasons of its emergence are considered, main types of innovative barriers come to light. Successful development of innovative activity of higher education institution will be more effective if in due time to reveal the objective nature of such barriers and to offer ways of their overcoming.

The key words: innovations, management, barriers

Список литературы:

1. Бурда С.Ю. Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности // Международная академия акмеологических наук. М., 2010. с. 22.

2. Князев С.А. Проблема классификации инновационных барьеров // Материалы Научной сессии, г. Волгоград, 16-30 апреля 2007 г. Вып. 3. Управление и региональная экономика / ВолГУ; редкол.: Б. Н. Сипливый (отв. ред.) [и др.]. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. с. 280.

3. Российский журнал менеджмента [Электронный ресурс] http://www.rjm.ru/files/upload/rjm/2010/4/rmj_4_10_innovacionnaya_aktivnost.pdf

Об авторе

Фещенко В.В. - доцент кафедры управления ФЭФ СЭИ БГУ им. И.Г. Петровского, кандидат пед. наук, fetschenko-val@mail.ru.

BARRIERS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Авторская справка

Фещенко В.В.

ФИО Фещенко Валентина Владимировна

Место работы Брянский государственный университет им. ак. И.Г. Петровского

Должность Доцент кафедры управления

Почтовый адрес 241050 г. Брянск, ул. Октябрьская, д. 23-а, кв. 13

Контактный телефон 89605645989

e-mail fetschenko-val@mail. т

Surname a name a patronymic Fetschenko Valentina Vladimirovna

Work place Bryansk state university of a name of academician I.G.Petrovsky

Рost The senior lecturer of chair of management

The post address 241050 Bryansk of street Oktyabrskaya, 23-a, sq. 13

Contact phone 89605645989

e-mail fetschenko-val@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.