Научная статья на тему 'Баланс соотношения международного и национального права на примере основы для реализации фискальной функции таможенных органов'

Баланс соотношения международного и национального права на примере основы для реализации фискальной функции таможенных органов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
230
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО / ТАМОЖНЯ / КОНТРОЛЬ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ / НАЛОГОВАЯ БАЗА ДЛЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ / ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ / INTERNATIONAL CUSTOMS LAW / CUSTOMS / CONTROL OF CUSTOMS VALUE / TAX BASE FOR CUSTOMS PAYMENTS / DECLARATION OF CUSTOMS VALUE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тютяева О.А.

В статье рассматриваются актуальные проблемы соотношения прав и обязанностей декларанта в разрезе положений норм международного права и источников национального права при предоставлении документов и сведений в таможенный орган по совершенной внешнеэкономической сделке и перемещении товаров через таможенную границу, необходимых для определения налогооблагаемой базы для исчисления таможенных платежей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to actual problems of the relationship of rights and obligations of the declarant in the context of the provisions of international law and sources of national law in the provision of documents and information to the customs authority on a foreign trade transaction and the movement of goods across the customs border necessary to determine the taxable base for calculating customs payments.

Текст научной работы на тему «Баланс соотношения международного и национального права на примере основы для реализации фискальной функции таможенных органов»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

УДК 341:339.543:342.9

О. А. Тютяева

Баланс соотношения международного и национального права на примере основы для реализации фискальной функции таможенных органов

В статье рассматриваются актуальные проблемы соотношения прав и обязанностей декларанта в разрезе положений норм международного права и источников национального права при предоставлении документов и сведений в таможенный орган по совершенной внешнеэкономической сделке и перемещении товаров через таможенную границу, необходимых для определения налогооблагаемой базы для исчисления таможенных платежей.

The article is devoted to actual problems of the relationship of rights and obligations of the declarant in the context of the provisions of international law and sources of national law in the provision of documents and information to the customs authority on a foreign trade transaction and the movement of goods across the customs border necessary to determine the taxable base for calculating customs payments.

Ключевые слова: международное таможенное право, таможня, контроль таможенной стоимости, налоговая база для таможенных платежей, декларирование таможенной стоимости.

Key words: international customs law, customs, control of customs value, tax base for customs payments, declaration of customs value.

В современном мире наблюдаются постоянные, все более интенсивные интеграционные процессы государств. Все чаще им приходится заниматься поиском путей решения общих проблем. Происходит усиление их взаимозависимости. Совместное решение глобальных проблем приводит к новому содержанию соотношения норм национального и международного права. Оно является многоуровневым, способы влияния первых на вторые

© Тютяева О. А., 2018

проявляются по-разному, так как нормативные акты каждой страны по-разному отражают международные акты.

Динамичное соотношение национального и международного права выражается в масштабном взаимодействии их правовых систем, а также во все большем применении международных принципов и норм во внутригосударственных правовых системах. В России, например, характер такого соотношения норм регламентируется положениями ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Среди норм международного права международные договоры получают наивысшую степень юридического оформления. В свою очередь, среди них есть и такие договоры, которые выступают в качестве базовых актов - принципов. Не меньшее значение отводится «общепризнанным принципам и нормам» как основополагающим стабилизаторам. Наиболее сложным вопросом является определение границ их применения разным количеством государств с учетом их заинтересованности. Это объясняется тем, что не все государства признают те или иные нормы и реализуют их, не везде идентична правовая практика.

По своей природе международное право является договорным и обращает свое внимание на порядок заключения и выполнения международных договоров. Это положение закреплено в Венских конвенциях о праве международных договоров. В России же, например, этот процесс регламентируется Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 № 101.

Анализируя систему влияния международного права на национальное, тем интереснее рассматривать данное «взаимодействие» в аспекте международных отношений перемещения товаров через таможенную границу государства.

Международное таможенное право связано с международным торговым правом как подотраслью международного экономического права, но предмет регулирования у них несколько различается. Они регулируют перемещения товаров и транспортных средств, но международным таможенным правом регламентируются отношения, связанные с перемещениями, возникающими не только в рамках международной торговли (перемещения

товаров и транспортных средств не в предпринимательских целях, пере-

174

мещения физическими лицами товаров для личного пользования, перемещения товаров в процессе культурного обмена - в рамках выставочной и образовательной деятельности и т. д.), но и в процессе сотрудничества по вопросам разработки и обеспечения порядка и правил перемещений в рамках всего международного товарооборота. Международное таможенное право, международно-правовое регулирование в таможенной сфере направлено в том числе на облегчение международной торговли, поскольку таможенные аспекты международной торговли имеют большое значение для ее эффективного развития, однако также преследует цель контроля внешнеэкономических сделок через инструменты валютного контроля и контроля стоимости сделки, которая впоследствии является базой для исчисления таможенных пошлин и налогов, и ориентирована на недопущение нанесения урона экономическому благосостоянию национальной экономики страны.

Все совершаемые таможенные операции в странах экспорта и импорта влияют на процессы международного товарообмена, поскольку оказывают влияние на сами процессы международной торговли и ее регулирование со стороны государств и международного сообщества.

Так, например, определение таможенной стоимости ввозимых товаров, являющейся наряду с количественными характеристиками товаров зачастую основой для исчисления таможенных платежей, в соответствии с положениями таможенного законодательства и, в частности, Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), исходя из принципов, установленных Соглашением по применению ст. VII ГАТТ 1994, должно основываться на критериях, совместимых с коммерческой практикой.

В связи с этим предусмотренная ст. 325 ТК ЕАЭС (а ранее ст. 69 Таможенного кодекса Таможенного союза) обязанность представления по запросу таможенного органа документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости может быть возложена на декларанта только в отношении тех документов, которыми тот обладает либо должен располагать в силу закона или обычаев делового оборота. Такая позиция была изложена в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 12.05.2016 № 18.

Вместе с тем положениями п. 1 Приложения № 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376, при определении

175

таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами лицом, заполнившим декларацию таможенной стоимости при таможенном декларировании товаров, приведен исчерпывающий перечень документов, которые декларант обязан предоставить в качестве документального подтверждения структуры таможенной стоимости товаров, в том числе:

- учредительные документы покупателя ввозимых товаров;

- внешнеторговый договор купли-продажи (возмездный договор поставки), действующие приложения, дополнения и изменения к нему;

- счет-фактура (инвойс);

- банковские документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара;

- страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки;

- договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, счет-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров, банковские документы (если счет-фактура оплачен) или документы (информация) о транспортных тарифах или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта), - в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию Евразийского экономического союза;

- котировки мировых бирж в случае, если ввозится биржевой товар;

- договор об оказании посреднических услуг (агентский договор, договор комиссии, договор об оказании брокерских услуг), счета-фактуры (инвойсы), банковские платежные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки;

- договоры, счета-фактуры (инвойсы), счета-проформы, бухгалтерские документы, таможенные декларации, оформленные таможенными органами государств - членов Евразийского экономического союза на вы-

воз товаров (если товары поставлялись на вывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза), и другие документы о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей для вывоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате;

- лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и другие документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым (ввезенным) товарам (если указанные платежи предусмотрены в качестве условия продажи ввозимых товаров);

- документы (в том числе бухгалтерские) и сведения, содержащие данные о части дохода (выручки), которая прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввезенных товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки);

- договоры, счета, банковские платежные документы о стоимости тары, упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае, если данные расходы произведены покупателем, но не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки) [4].

Таким образом, нормой международного права закреплено обязательство декларанта по предоставлению полного комплекта документов при декларировании таможенной стоимости товаров в соответствии со сложившейся практикой ведения международных сделок купли-продажи, в то время как позиция Верховного суда Российской Федерации, нашедшая свое отражение в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 12.05.2016 № 18, содержит в себе послабление для участников внешнеэкономической сделки, выражающееся в определении момента «должности обладания» декларантом теми или иными коммерческими документами, который по существу отдается на совесть участника внешнеэкономической деятельности. Так, в частности, от лица, ввозящего на таможенную территорию товар по цене, значительно отличающейся от стоимости сделки идентичных (однородных) товаров или товаров того же

177

класса и вида, в целях исполнения требований таможенного законодательства логично ожидать поведения, направленного на заблаговременный сбор доказательств, подтверждающих действительное приобретение товара по такой цене и доступных для получения в условиях внешнеторгового оборота и реализации контролирующей функции государства с точки зрения таможенного и экономического права.

Таким образом, международное таможенное право и международное экономическое право тесно связаны друг с другом, но в то же время имеют собственные предметы регулирования. Международное таможенное право определяет так называемые «правила» международной торговли и тесно связано с международным экономическим и торговым правом, поскольку пересекаются таможенные, международные торговые и международные экономические отношения. Таможенные инструменты по сути являются основными регуляторами внешнеторговой деятельности, это отчетливо видно на примере Всемирной торговой организации (ВТО), которая в идее организации и деятельности затрагивает международные таможенные отношения и создает нормы международного таможенного права, что является наглядным отражением взаимосвязи международного экономического и таможенного права.

Нормы, регулирующие международные таможенные отношения, могут содержаться как в специальных таможенных конвенциях, так и в различных договорах и соглашениях, предмет которых лишь косвенно касается таможенных вопросов. Примером такой «иерархичной интеграции» могут быть как раз межгосударственные торговые договоры. Например, как раз такого рода торговыми договорами создан инструмент «режима наибольшего благоприятствования» (РНБ), который создан для развития внешнеэкономических торговых отношений между резидентами и нерезидентами развивающихся и наименее развиты стран. Если товар происходит из страны, в торгово-политических отношениях России с которой действует режим наибольшего благоприятствования (РНБ), применяются ставки в установленном Правительством размере. Ставки ввозных таможенных госпошлин удваиваются, если со страной происхождения товара в торгово-политических отношениях не применяется режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Ставки ввозных таможенных госпошлин уменьшаются вдвое при обложении товаров, происходящих из развивающихся стран, являющихся пользователями национальной схемы преферен-

ций. Перечень таких стран утвержден постановлением Правительства РФ №1057 от 13.09.94 [6].

Таким образом РНБ предполагает предоставление сторонами льготных условий, связанных с уплатой таможенных платежей (снижение ставок пошлин на 25 % и более в зависимости от специфики товара) в странах - участницах торгового соглашения и является прямым инструментом способствования увеличению и расширению экономических связей через применение именно таможенного инструментария.

Вместе с тем, принимая во внимание тот факт, что выгодное с точки зрения экономического взаимодействия торговое соглашение с применением РНБ провоцирует недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности к созданию для себя еще больших послаблений через снижение налогооблагаемой базы - чаще всего таможенной стоимости товаров посредством непредставления в контролирующий государственный таможенный орган действительных коммерческих документов по внешнеэкономической сделке, отражающих фактическую величину стоимости сделки и оказывающих влияние на формирование конечной величины финансовых отчислений в национальный бюджет от осуществления данного вида внешнеэкономической деятельности. Указанные обстоятельства вкупе с имеющими место пробелами в действующем законодательстве и протек-ционирующей позицией судебных органов при определении границ понятия «должности и обязанности предоставления документального подтверждения заявляемых сведений при таможенном декларировании товаров» имеют негативные тенденции и прямое отражение в пополнении бюджета Российской Федерации. Оценивая данные риски, Верховным судом Российской Федерации в том же постановлении Пленума от 12.05.2016 № 18 определено, что, рассматривая споры о правомерности корректировки таможенной стоимости, произведенной в рамках таможенного контроля до выпуска товаров, судам следует учитывать, что исходя из взаимосвязанных положений ранее действовавшего ТК ТС (ст. 65-69) решение о корректировке, а согласно положениям ТК ЕАЭС (ст. 325) - решение о внесении изменений - «принимается таможенным органом в соответствии с тем объемом документов и сведений, которые были им собраны и раскрыты декларантом на данной стадии. Ввиду того, что судебное разбирательство не должно подменять осуществление таможенного контроля в соответствующей административной процедуре, новые доказательства признаются относимыми к делу и могут быть приняты (истребованы) су-

179

дом, если ходатайствующее об этом лицо обосновало наличие объективных препятствий для получения этих доказательств до вынесения оспариваемого решения таможенного органа (пункты 8, 9 настоящего постановления)» [5].

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс.

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза // СПС Кон-сультантПлюс.

3. Таможенный кодекс Таможенного союза // СПС КонсультантПлюс.

4. Решение комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 // СПС Кон-сультантПлюс.

5. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 12.05.2016 № 18.

6. URL:http://www.vavt.ru/wto/wto/Most-Favored-NationPrinciple

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.