Научная статья на тему 'Финансовая деятельность таможенных органов: состояние и проблемные вопросы'

Финансовая деятельность таможенных органов: состояние и проблемные вопросы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1237
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / CUSTOMS LEGISLATION / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / CUSTOMS BODIES / ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО / CUSTOMS LAW / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / CUSTOMS FEES / НДС / VAT / ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ ТОВАРОВ / CUSTOMS VALUE OF GOODS / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / CUSTOMS UNION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шохин С.О.

В форме тезисов обозначаются состояние и проблемные вопросы финансовой деятельности таможенных органов. Среди них: отсутствие глубокого научного исследования таможенной проблематики; отсутствие общего понимания места таможенного права в российской правовой системе, по мнению автора, анализ нормативного материала и правоприменительной практики в большей степени позволяет говорить о комплексном характере таможенного права; отсутствие проработанного научного определения таможенного права; разнообразие методов регулирования в таможенном праве; сложность структуры таможенного законодательства, характеризующаяся огромным количеством отсылочных и бланкетных норм; определение таможенной стоимости товаров, пересекающих таможенную границу; установление российским таможенным законодательством примата международного права в таможенном регулировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шохин С.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problematic issues and status of financial activities of customs bodies are designated in the form of theses. Among them we find: the absence of deep scientific research of the customs agenda; the lack of common understanding of the place of customs law in the Russian legal system, according to the author, the analysis of legal material and legal practice to a greater extent suggests the complexity of the customs law; the lack of a highly detailed scientific definition of customs law; the variety of methods to control the customs law; the complexity of the structure of the customs legislation, characterized by a huge amount of reference and rules of blanket; a determination of the customs value of goods crossing the customs border; Russian customs legislation establishing the primacy of international law in the customs regulations.

Текст научной работы на тему «Финансовая деятельность таможенных органов: состояние и проблемные вопросы»

ввоитин

70 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

Сергей Олегович ШОХИН,

доктор юридических наук, профессор Финансового университета при Правительстве РФ, Заслуженный юрист РФ

ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ

В форме тезисов обозначаются состояние и проблемные вопросы финансовой деятельности таможенных органов. Среди них: отсутствие глубокого научного исследования таможенной проблематики; отсутствие общего понимания места таможенного права в российской правовой системе, по мнению автора, анализ нормативного материала и правоприменительной практики в большей степени позволяет говорить о комплексном характере таможенного права; отсутствие проработанного научного определения таможенного права; разнообразие методов регулирования в таможенном праве; сложность структуры таможенного законодательства, характеризующаяся огромным количеством отсылочных и бланкетных норм; определение таможенной стоимости товаров, пересекающих таможенную границу; установление российским таможенным законодательством примата международного права в таможенном регулировании. Ключевые слова: Таможенное законодательство, таможенные органы, таможенное право, таможенные платежи, НДС, таможенная стоимость товаров, Таможенный союз,

Problematic issues and status of financial activities of customs bodies are designated in the form of theses . Among them we find: the absence of deep scientific research of the customs agenda; the lack of common understanding of the place of customs law in the Russian legal system, according to the author, the analysis of legal material and legal practice to a greater extent suggests the complexity of the customs law; the lack of a highly detailed scientific definition of customs law; the variety of methods to control the customs law; the complexity of the structure of the customs legislation, characterized by a huge amount of reference and rules of blanket; a determination of the customs value of goods crossing the customs border; Russian customs legislation establishing the primacy of international law in the customs regulations.

Keywords: Customs legislation, the customs bodies, customs law, customs fees, VAT, customs value of goods, Customs Union

1. Таможенное законодательство является одним из самых объемных, разветвленных и диверсифицированных в российской правовой системе. Значение таможенной тематики трудно переоценить, доходы от таможенных платежей уже несколько лет превышают половину доходной части государственного бюджета Российской © С. О. Шохин, 2014 Федерации.

Шохин С. О.

Финансовая деятельность таможенных органов: ^71

имени о.е. кутафина (мпод] состояние и проблемные вопросы

Однако таможенная проблематика обделена вниманием юридического научного сообщества, научные изыскания по таможенным вопросам не проводятся, научные исследования практически отсутствуют В то же время сохраняется неопределенность по ряду принципиальных вопросов таможенного права.

2. До сих пор не достигнуто общего понимания места таможенного права в российской правовой системе. В рамках научной дискуссии, которая ведется по этому вопросу, таможенное право относят то к подотрасли или даже институту административного права, то к самостоятельной отрасли права со своим специфическим предметом и методом регулирования, то к комплексной отрасли российского права, сочетающей в себе особенности нескольких отраслей права. На наш взгляд, анализ нормативного материала и правоприменительной практики в большей степени позволяет говорить о комплексном характере таможенного права, хотя этот вопрос требует дальнейшего исследования и аргументации.

3. Предмет регулирования таможенного законодательства не совпадает полностью с предметом регулирования таможенного права, поскольку последнее включает в себя нормы иных отраслей законодательства, как то финансового (бюджетного, налогового, банковского, страхового, валютного), административного, уголовного, гражданского, а в свете интеграционных процессов конституционного (государственного) и международного права.

4. Не проработано научное определение таможенного права. В законодательстве есть подобное определение, но оно носит описательный характер, то есть составлено путем перечисления. Встречаются иные определения таможенного права, сформулированные в зависимости от понимания его места в российской правовой системе, однако сущность таможенных правоотношений в российской юридической науке не раскрыта.

5. Предмет таможенного права, как правило, связывают с перемещением товаров через таможенную границу. Вместе с тем в современных реалиях в этом вопросе наблюдается много нюансов. Например, в сферу действия таможенного права попадает перемещение объектов интеллектуальной собственности, которые не имеют материального характера. Далее, в рамках валютного контроля таможенные органы имеют прямое отношение к перемещению через таможенную границу валютных средств, в том числе в безналичном виде. Поэтому жесткая привязка предмета таможенного права к товарам представляется неоправданно узкой.

6. В том, что касается метода регулирования в таможенном праве, в российской юридической науке справедливо отмечается их разнообразие. Наряду с основным методом регулирования — императивным, в той или иной степени применяются все остальные известные методы регулирования. Как оценить такое разнообразие, имея в виду, что метод регулирования является одним из основных признаков отнесения к той

или иной отрасли права? ^

7. Особенность таможенного права заключается не только в сложности структу- К ры таможенного законодательства, но и в сложности структуры нормативного матери- Н ала. Законодатель стремится максимально наполнить нормативные акты таможенного и законодательства нормами прямого действия, но таможенная практика ограничивает

это стремление. В результате международные документы, регулирующие таможенные И

правоотношения, содержат много отсылочных норм к национальному праву, российские законы — к подзаконным, в том числе ведомственным актам. Многие принципиаль- £ ные вопросы таможенной практики регулируются актами самих таможенных органов, ™ которых в различные годы насчитывалось до пяти тысяч. Такое положение открывает Н широкие возможности для субъективизма и доминирования ведомственных интересов. ^ Таможенное законодательство содержит также значительное количество бланкетных науки

ввоинин

72 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

норм. Большие сложности представляет собой определение оптимального соотношения материальных и процессуальных норм в таможенном законодательстве. Подобное положение отражается в судебной практике при разрешении таможенных споров. Зачастую одни и те же вопросы трактуются и решаются различными судами по-разному, а случается, что и противоположным образом. Здесь также сказывается отсутствие глубокой научной проработки таможенных проблем, поскольку именно в ходе научной дискуссии вырабатывается наиболее аргументированный подход к их пониманию.

8. Исходя из концептуальных и стратегических документов Правительства и Федеральной таможенной службы, практической деятельности таможенных органов, приоритет в их работе отдается задаче максимального сбора таможенных платежей.

В действующем законодательстве понятие «таможенные платежи» не закреплено. Вместе с тем они имеют ярко выраженную специфику. Начиная с того, что часть из них относится к налоговым, а часть к неналоговым доходам федерального бюджета. При этом косвенные налоги, взимаемые таможенными органами, входят как в систему таможенных платежей, так и в систему налогов и сборов. Администрирует налоговую часть таможенных платежей не налоговая, а таможенная служба. Существует, наконец, уникальное явление — возврат НДС при экспорте товаров, явление к тому же весьма резонансное в силу множества связанных с ним финансовых правонарушений. Да и принцип начисления НДС при импорте товаров совершенно другой. Если внутренний НДС взимается на всех стадиях производства и реализации товаров и определяется на основе разницы между стоимостью реализованных товаров и стоимостью соответствующих материальных затрат, то импортный НДС опирается исключительно на специальном образом исчисленную таможенную стоимость товара и не связан прямо с его себестоимостью и ценой реализации. Возникновение обязанности по уплате импортного НДС не связано с реализацией товара, а обусловлено фактом пересечения границы, независимо от того облагается ли этот товар НДС или является ли он подакцизным в стране его происхождения.

9. Ключевой проблемой финансовой деятельности таможенных органов является определение таможенной стоимости товаров, пересекающих таможенную границу Для установления реальной, близкой к рыночной цене товаров в современном таможенном деле используется система управления рисками. Система управления рисками позволяет предотвращать нарушения, связанные с уклонением от уплаты таможенных платежей, с неисполнением резидентами обязанностей по возвращению (репатриации) иностранной валюты или валюты Российской Федерации, а также с проведением финансовых операций с резидентами, зарегистрированными на территории офшорных зон. Профиль риска — совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков. В то же время, не определена правовая природа профилей риска, нет легального обоснования содержательной части его элементов.

10. Корректировка таможенной стоимости является действенным механизмом установления справедливой цены товаров. Подобный механизм существует и активно используется во всех странах мира, практика его применения одобрена и обобщается Всемирной таможенной организацией. Однако использование таможенными органами иных методов установления таможенной стоимости кроме первого, то есть по цене контракта, допускает существенную долю субъективизма, а корректировка таможенной стоимости с их использованием имеет сомнительные правовые основания.

11. В силу специфики таможенного права, регулирующего внешнеэкономические связи, оно в настоящее время является, наверное, самой гармонизированной отраслью российского права наиболее подпавшей под влияние процесса глобализации. Таможенное право и по объему регулируемых вопросов, и по количеству и значимости

ВВОИПИН ШИВЕРШЕМЗ™

Шохин С. О.

Финансовая деятельность таможенных органов: состояние и проблемные вопросы

имани П.Е. Кутафина (МГЮА]

инкорпорированных документов, более чем наполовину опирается на международно-правовые нормы, причем не нескольких уровнях. Российское таможенное законодательство более чем какое-либо иное, устанавливает примат международного права в таможенном регулировании.

12. Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана. Таможенный кодекс Таможенного союза включает в состав таможенного законодательства Таможенного союза собственно Кодекс, международные договоры государств — членов Таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в Таможенном союзе, и решения Комиссии таможенного союза, а в настоящее время сменившей ее Евразийской экономической комиссии. На международный уровень был выведен широкий круг наиболее значимых таможенных вопросов. Таможенное регулирование в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества, то есть Таможенного союза, включает в себя правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

13. Российская Федерация является членом Всемирной таможенной организации и участником всех основных разработанных в ее рамках международных соглашений.

Основным глобальным документом в области таможенного регулирования является Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур или Киотская конвенция, разработанная Советом таможенного сотрудничества Всемирной таможенной организации и заключенная в Киото 18 мая 1973 года.

Важным международным документом, который используется таможенными службами всех государств, является Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, разработанная под руководством Совета таможенного сотрудничества Всемирной таможенной организации и заключенная в Брюсселе 14 июня 1983 года. Конвенция вступила в силу 1 января 1988 г.

14. Поскольку Российская Федерация вступила во Всемирную торговую организацию, на нее распространяются положения и правила Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ-1994). В том числе Соглашение по специальным защитным мерам, Соглашение по применению статьи VI (антидемпинговые меры), Соглашение по применению статьи VII (методы определения и корректировка таможенной стоимости), Соглашение по правилам определения страны происхождения товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.