Научная статья на тему 'АВТОРСКИЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗНООБРАЗИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА'

АВТОРСКИЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗНООБРАЗИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети / родители / речь / дидактические игры.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волковская Екатерина Александровна

речь является одной из важнейших функций человека, а недостатки звукопроизношения значительно искажают ее. У ребенка могут наблюдаться пропуски, замены, недостатки дифференциации звуков. Исправление недостатков звукопроизношения одна из важнейших задач педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волковская Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АВТОРСКИЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗНООБРАЗИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА»

АВТОРСКИЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗНООБРАЗИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА Волковская Е.А.

Волковская Екатерина Александровна - учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 5, станица Крыловская, Краснодарский край

Аннотация: речь является одной из важнейших функций человека, а недостатки звукопроизношения значительно искажают ее. У ребенка могут наблюдаться пропуски, замены, недостатки дифференциации звуков. Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач педагога.

Ключевые слова: дети, родители, речь, дидактические игры.

Ребенок должен научиться правильно произносить все звуки родного языка. Автоматизации и дифференциации поставленных звуков отводится достаточно длительное время, так как ребенок должен научиться быстро находить правильный артикуляционный уклад отрабатываемого звука. Работа над правильным произношением поставленных звуков в слогах, словах, а затем и в самостоятельной речи -процесс трудный, требующий от ребенка усердия, а от логопеда терпения.

Основной целью работы учителей-логопедов является разнообразие коррекционно-развивающего процесса, повышение интереса детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями к коррекционно -развивающим занятиям, развитие речи, словаря, развитие мелкой моторики рук, активизация познавательной и мыслительной деятельности, автоматизации поставленных звуков. И тут на помощь приходят дидактические игры.

Учитель-логопед Волковская Е.А. разработала для работы с дошкольниками с нарушениями речи ряд дидактических игр по коррекции произносительной стороны речи, развитию дыхания, мелкой моторики, обогащению словарного запаса, развитию связной речи и обучению элементам грамоты:

- дидактическое пособие «Логопедические БРОДИЛКИ»;

- дидактическое пособие «Карточки для игр с камешками МАРБЛС»;

- дидактическое пособие «Логозарядка в картинках»;

- дидактические пособия «Автоматизация в картинках», «Волшебные кнопочки»;

- дидактическое пособие «Волшебная прищепка»;

- дидактическое пособие «Вместе весело дышать»;

- дидактическое пособие «Золотая рыбка»;

- дидактические пособия «Игры на липучках» «Слоговые ступеньки»;

- дидактическое пособие «Теремок»;

- дидактическое пособие «От лепета к слову»;

- дидактическое пособие «Интерактивная папка - лэпбук «Осень»;

- дидактическое пособие «Интерактивная папка - лэпбук «Звуки [Ж - Ш]».

Работа с дидактическими играми поможет исправить речь ребенка, обобщить и систематизировать знания детей. Кроме того, игры помогут детям развить зрительное восприятие, внимание, память, логическое и пространственное мышление, мелкую моторику рук, обогатить словарный запас, усвоить грамматический строй речи. Яркие красочные картинки, представленные в пособиях, сделают процесс усвоения материала более доступным и интересным для детей. Игры можно использовать на групповых занятиях по формированию лексико-грамматического строя речи и фонетико-фонематической стороны речи, по обучению элементам грамоты, а также в самостоятельной деятельности детей. Очень эффективным является применение в индивидуальной работе с детьми по автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Авторские дидактические пособия, разработанные учителем-логопедом Е.А. Волковской, предназначены для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи и направлены на реализацию этапа работы по автоматизации и дифференциации трудных звуков речи. Для того чтобы использовать ту или иную игру педагогу, прежде всего, следует ознакомить ребенка с правилами игр, играя в игру, он должен стимулировать речевую активность ребенка, поощрять правильные ответы. Освоив правила, дети затем могут играть самостоятельно. Такие необычные игры обязательно привлекут внимание ребенка, он всегда с желанием будет играть с ней и при этом автоматизировать поставленные звуки. Данная форма работы поможет создать условия для поддержки детской инициативы и самостоятельности. Все авторские пособия являются ресурсным средством, которые могут изменяться и дополняться в соответствии с собственными взглядами и нуждами.

Список литературы

1. Аванесов В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду // Умственное воспитание дошкольника / под ред. Н.Н. Подьякова. М., 2000. 263 с.

2. Бабаева Т.И., Михайлова З.А. «Методические советы к программе «Детство». Библиотека программы «Детство». Под редакцией Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова. Издательство: Санкт-Петербург, 2007.

3. Педагогика. Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. С. 608.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.