120
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
УДК 371.016:78
Е. Г. Дедковская
АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ В МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ
В статье доказывается, что авторская песня может стать эффективным средством музыкально-эстетического воспитания учащейся молодежи при педагогически целенаправленной активизации оценки таких сторон песенного творчества, как смысловое содержание текста песни, художественные средства выразительности, идейная позиция автора.
Введение
Проблема воспитательного значения авторской песни в музыкально -эстетическом становлении личности принадлежит к числу наиболее важных для практической педагогики. Увлеченность побуждает учащегося к самостоятельному приобретению новых знаний, под ее влиянием заметно изменяется весь характер деятельности. Она становится активной, творческой, углубленной [1, 16].
Богатством и разнообразием тематического материала авторской песни определяются «вхождение» личности в образный мир музыкального произведения, понимание идейной позиции автора. Простой и доступный текст песни способствует установлению прямых или опосредованных связей содержания произведения с окружающей действительностью и внутренним миром слушателей и исполнителей, что, в конечном счете, позволяет воздействовать на восприимчивую психику личности, оказывает помощь в углублении интереса к музыкальному искусству в целом.
Современная литературная критика свидетельствует, что жанр авторской песни неоднороден по своим эстетическим качествам. При большом количестве любителей-самоучек в нем выступает целый ряд крупных, оригинальных поэтов, в творчестве которых основой является стихотворный текст, а мелодию в большинстве случаев можно рассматривать лишь как его мелодекламационный орнамент. Обогащенная музыкой, органически связанная с мастерством авторского исполнения, поэзия становится серьезным материалом для научного исследования.
Цель исследования - выяснение причин, предпосылок и условий формирования названного явления в урочной и внеклассной деятельности; освещение проблемы взаимодействия с другими видами деятельности: музыцированием, художественно-поэтическим творчеством -с целью определения специфики достижения наилучших результатов. В школьной практике аспект музыкально-эстетического воспитания средствами авторской песни, на наш взгляд, находит лишь частичное воплощение. Между тем в каждой из сторон формирования личности учащегося, будь то воспитание эстетическое или нравственное, физическое или трудовое, есть элементы, которые могут быть развиты наиболее эффективно средствами именно песенного искусства.
Под эстетической оценкой авторской песни мы понимаем способность учащихся анализировать отображенные в ней природные и социальные явления действительности, отношение к ним автора и художественные средства выражения авторского отношения. Главное эстетико-воспитательное значение жанра основано на возможностях авторской песни формировать духовный мир человека, способствовать его нравственному обогащению [2, 8].
Актуальность работы связана, прежде всего, с масштабами распространения, с массовой популярностью, с новаторским характером авторской песни в молодежной среде.
В ходе исследования предстояло решить следующие задачи:
- проанализировать специфику, возможности и закономерности воспитательного воздействия жанра на сознание подростка;
- определить уровни эстетического отношения к авторской песне;
- выявить потенциальные возможности различных форм внеклассной и урочной воспитательной работы для формирования интереса школьников к жанру;
- обосновать и экспериментально проверить содержание, методы и формы музыкальной деятельности, способствующие наиболее эффективному формированию творческой личности школьника.
ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ
121
Результаты исследования и их обсуждение
В настоящей работе исследуются возможности жанра авторской песни как эффективного средства музыкально-эстетического воспитания учащейся молодежи в урочной и внеклассной работе.
Исследуя данную проблему в рамках школьных занятий, мы опирались на систему художественно-творческих заданий, предусматривающих:
1. Целенаправленное духовное развитие учащихся, обеспечивающее, в свою очередь, активизацию творческих навыков, знаний и чувств.
2. Систематичность и последовательность занятий, призванных расширять музыкально -песенный кругозор.
3. Повышение доли самостоятельности учащихся при решении учебных задач как условие активизации внутренней установки детей на творчество в процессе музыкально-эстетической деятельности.
4. Изучение и анализ специфики формирования эстетического отношения школьников к жанру авторской песни в условиях музыкально-творческой деятельности.
Работа проводилась по двум направлениям, которые включали в себя несколько этапов. Первое направление - организация деятельности учащихся в рамках учебных занятий, цель которой - обогащение их знаниями музыкального искусства, формирование у них навыков восприятия и устойчивого интереса к авторской песне, эмоциональной отзывчивости. Задача второго направления (внеклассная работа) состояла в том, чтобы опыт, приобретенный учащимися в кружке, был включен в жизнедеятельность школы, в многообразные межличностные отношения путем музыкально-эстетического просвещения подростков (концертные выступления и творческие встречи).
Эксперимент состоит из четырех этапов. Первый этап (начальный - накопление впечатлений) направлен на формирование у учащихся осознанного восприятия жанра авторской песни. Цель - формирование у подростков нравственно-эстетической оценки авторской песни. Достижение этой цели является, по нашему мнению, одним из важных звеньев как в процессе формирования у детей эстетического отношения к авторской песне, так и в решении вопросов духовного обогащения учащихся, формирования художественного вкуса средствами самодеятельного песенного творчества на музыкальных занятиях. Для достижения данной цели мы использовали разные методы работы: подготовка бесед о творчестве и жизни авторов, дискуссии, чтение докладов по проблеме особенностей жанра, посещение концертов, праздников песни, общение с природой. Решающая роль отводилась накоплению слушательского опыта, поскольку ученики получают впечатления из разных источников, и не всегда педагогически ценных. Они знакомились с творчеством современных бардов, а также авторов, которые стояли у истоков самодеятельного песенного движения. Важнейшим фактором накопления впечатлений явилось коллективное посещение концертов с последующим их обсуждением, в программе которых звучали произведения популярных авторов С. Никитина, Е. Клячкина, А. Якушевой, Б. Вайханского, В. Егорова, В. Вихорева, В. Берковского, А. Мирзаяна, Ю. Кима и др.
Таким образом, накопление музыкальных впечатлений, расширение художественного кругозора учащихся шло по всем доступным информационным каналам. Эта деятельность имела определенную направленность - знакомство учащихся с лучшими образцами жанра авторской песни.
На пути к намеченной цели были использованы следующие приемы воспитания и обучения: сравнение песен разных жанров, приемы, ориентирующие на избирательное общение с авторской песней, и др. На протяжении первого полугодия музыкальных занятий были поставлены и решались следующие задачи: развитие интереса к авторской песне, выяснение особенностей жанра с точки зрения прекрасного.
Второй этап формирующего эксперимента - развивающий. На данном этапе были поставлены и решены следующие задачи: развитие творческих способностей и творческой активности учащихся; выработка навыков игры на гитаре; развитие художественного вкуса. С эстетической точки зрения работа по развитию творческой активности учащихся помогает развить художественный вкус, учит видеть красивое вокруг себя, острее реагировать на прекрасное, воспитывает их критическое отношение к словам, звукам, формам выражения. Педагогическая
122
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
направленность таких занятий очевидна: углубляются знания в области речи и в музыке, занятия проходят интереснее, воспитывается внимание, и, что немаловажно, личность учащегося раскрывается, становится свободнее, мысль его работает самокритичнее, благожелательнее. Работа по раскрытию и активизации творческих возможностей на занятиях кружка средствами авторской песни сочетается с пением, слушанием музыки и сочинением стихов и мелодий. Однако научить учащихся сочинять без какой-либо подготовки трудно, а подчас невозможно. Подступы к музыкальному сочинительству лежат в умении приглядеться к окружающему, высказать своими словами то, что видишь, но высказать красиво. А красиво сказать можно только после того, как сумеешь увидеть красивое и в жизни, и вокруг себя. Умение сочинить небольшое стихотворение необходимо не только потому, что оно играет роль стимулятора воображения, воспитывает вкус к красоте, приучает к наблюдательности, но и потому, что от слова к музыке лежит дорога, по которой ученику легче пройти: ведь слово конкретно, оно прямо выражает определенную мысль [3, 21-22].
С чего мы начинали сочинительство? Во-первых, учащиеся должны были свободно выражать свои мысли прозой; во-вторых, сочинять стихи на заданную рифму и произвольно (сочинение стихов на заданную рифму выполнялось труднее, т. к. было «сковано» рамками заранее подготовленных слов, фантазия учащихся работала не так свободно и образно); в-третьих, переходили от сочинения слова к сочинению музыки и к сочинению целой песни. Заключительный этап работы заключался в исполнении песни, сочиненной автором, под собственный аккомпанемент.
В самом начале этапа исследования учащиеся подражали известным мастерам бардовского движения и в стихах, и в музыке. Однако преемственная связь между «своим» и «чужим» словом, неосознанное переиначивание выступают как первые этапы творческого развития учащихся.
Анализируя стихотворные тексты, можно сделать вывод, что учащиеся в своем развитии всегда черпают темы из окружающего мира и могут применять по-своему и гораздо больше, чем только то, что получают в школе в процессе систематического обучения. Желая создать нечто «свое», учащиеся по-своему «переваривают» полученную информацию независимо от того, где они ее получили. Малоопытный в сочинении ученик, получив задание написать стихотворение, опирается на ранее известные ему стихи, варьируя отдельные строки и образ, сохраняя настроение и обороты. Аналогичное явление происходит и при сочинении мелодий песни: в них слышны интонации Ю. Визбора, С. Никитина, Б. Вайханского и др. авторов.
На начальном этапе художественно-творческого развития использовался один и тот же музыкальный материал для формирования у учащихся элементарных технических и исполнительских представлений, первоначальных навыков игры на гитаре, простейшего аккомпанемента к мелодии песни, несложная мелодия, гармония, простой, запоминающийся текст. Поэтому одни и те же песни мы использовали как своего рода образец для самостоятельного творчества. При проведении данной работы учитывались возрастные особенности школьников. Проделанная работа на данном этапе исследования дала возможность сделать вывод, касающийся имиджа учителя музыки. Чтобы иметь успех у подростков, нужно не только быть свидетелем или организатором интересных событий и экспериментов, но и самому быть интересной личностью. Молодежь ценит в представителях старшего поколения интеллектуальные и моральные качества, внешнюю культуру, современность, яркую индивидуальность.
Третий этап (нравственно-эстетический) явился продолжением предыдущего, но основное внимание здесь было обращено на создание положительного эмоционального фона, при котором подростки сознают, что общее дело на радость и пользу другим обогащает их не только эстетически, но и нравственно. Задача данного этапа исследования состоит в воспитании эстетически-моральных качеств у учащихся путем совместной творческой деятельности. Участники экспериментальной группы были разделены на две подгруппы - одни сочиняли мелодии к песням, другие писали стихи. Полученный результат работы - песня - исполнялся и анализировался таким образом: создавалась экспериментальная ситуация, при которой учащиеся ставились в положение личной готовности к эмоциональному отклику, позволяющее
ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ
123
объективно оценить деятельность своего товарища. Были разработаны творческие задания типа рассказать о чувстве, пережитом ранее в связи с прослушанной песней; определить чувство героя, исходя из характера мелодии. Одна из основных целей третьего этапа - формирование у подростков определенных личностных качеств средствами авторской песни.
На четвертом этапе (созидательном), благодаря выдвижению новых перспектив, проводилась активная творческая работа. Важнейшим звеном стала организационно-массовая, пропагандистская работа. Традиционно она имеет ряд уровней. Во -первых, мероприятия (праздники, конкурсы, концерты) для учащихся. С одной стороны, при этом развивается чувство коллективизма, с другой - создаются условия и стимулы для максимального развития индивидуальных способностей [1, 17].
Работа на данном этапе включала в себя музыкальные вечера «Давайте восклицать..!», «Когда стихи обретают музыку..!», «Наполним музыкой сердца», «От простого к сложному» и др. Открытые заседания включали в себя дискуссии, диспуты, анализ бардовских сочинений, коллективное исполнение песен под сопровождение гитары. Основу музыкального репертуара литературно-музыкальных композиций составили сочинения с ярко выраженной эстетической направленностью: А. Городницкий «Атланты», Арик Крупп «Осенняя песня», В. Егоров «Друзья уходят», А. Дольский «Вешняя земля», А. Суханов «Моя звезда», «Апрель», Б. Вайханский «Прощальная песня», Н. Матвеева «Девушка из харчевни», В. Долина «Пастораль» и др. В результате такого вида работы создавались благоприятные условия для приобретения навыков восприятия, переживания и оценки данных произведений. Преодолевалось пассивное, потребительское отношение к различным жанрам вокального искусства, активизировался интерес к музыке и поэтическому слову не только у исполнителей, но и у слушателей. В процессе слушания и исполнения авторских произведений фиксировались те нравственно-эстетические понятия, которые близки учащимся, связаны с их жизненным опытом: от понятия «сочувствие» до осознанного чувства добра как жизнеутверждающего принципа человеческих отношений.
Однако организация концертных выступлений, разучивание новых песен, сочинение стихов и мелодий - не единственная и не главная задача эксперимента. Первостепенным здесь выступает создание дружного коллектива, объединенного общими устремлениями и радостями, общей идеей пропаганды авторской песни; коллектива, который воспитывал бы в ребятах чувство дружбы, бескорыстия, взаимной ответственности друг перед другом. Главным помощником в достижении этих целей становится авторская песня.
Таким образом, результатом проведенного исследования, подтвердившего выдвинутую гипотезу и актуальность проблемы, являются следующие положения:
1. Авторская песня, содержащая в себе большие воспитательные возможности, является эффективным средством музыкально -эстетического воспитания подрастающего поколения, обогащая его знаниями законов музыкального искусства, которые необходимы для его понимания, формирует вкус, развивает навыки и умения, которые позволяют учащимся стать активными слушателями, умелыми исполнителями, а в отдельных случаях и создателями стихов и мелодий. Воспитательное значение жанра обусловлено тем, что в нем содержатся две особенности, характеризующие нравственно-эстетическое начало авторской песни: отображение позитивного отношения человека к лучшим качествам личности и негативного отношения к ее отрицательным качествам; отображение отношения человека к явлениям природы и его взаимодействия с природой. Музыкальный и поэтический язык авторской песни прост и понятен по содержанию, однако с его помощью выражаются высокие идеалы человека.
2. Из всего многообразия внеклассных форм музыкально -эстетического воспитания наиболее эффективной является кружок, объединяющий в себе учебно-творческие формы работы: сочинительство, исполнительство, игру на инструменте, пропагандистско-концертную деятельность. Творческая деятельность в кружке авторской песни направлена на перевоплощение действительности в соответствии с личными целями и потребностями человека. Кружок создает большие возможности для проявления склонностей и развития музыкальных, творческих способностей учащихся; расширяя рамки урока, способствует развитию личности средствами вокального искусства.
124
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
3. Констатирующее изучение отношения к авторской песне подростков с точки зрения прекрасного, проведенное по завершении формирующего эксперимента, выявило определенные изменения в уровне показателей эстетической оценки авторской песни в экспериментальных группах. Если в начале эксперимента оценка высокого уровня равнялась 15%, то к концу эксперимента она выросла до 80%. Учащихся с низким уровнем отношения не зафиксировано вообще. Необходимо отметить, что в экспериментальных группах учащиеся успешно выполняли поставленные задачи, включающие анализ жанра авторской песни, выявляли главенствующую позицию слова по отношению к мелодии и единство мелодии и слова. Результаты формирующего эксперимента убедительно свидетельствуют о качественно новом, более высоком уровне в духовном развитии школьников.
4. Решающую роль в музыкально-эстетическом воспитании личности играет художественная деятельность, необходимая не только профессионалам, но и всем без исключения людям, ибо она помогает формировать активное, творческое отношение человека к труду и к жизни вообще. В процессе музыкально-эстетического воспитания нельзя ограничиваться лишь пассивным наблюдением. Необходимо творческое проявление себя в искусстве, овладение навыками коллективного и индивидуального исполнительства.
5. Тематический материал произведений авторской песни вызывает высокие, ценные чувства, ведущие к духовному росту личности.
Выводы
Осуществленный анализ доступного для школьного возраста жанра выявил две особенности авторской песни, характеризующие ее нравственно -эстетическое начало: отображение позитивного отношения к лучшим качествам личности и негативного отношения к ее отрицательным качествам.
Воспитательные возможности авторской песни, раскрытые в ходе анализа музыкального материала, дают основание утверждать, что авторская песня является одним из эффективных средств музыкально-эстетического воспитания учащихся, включая в себя доступные для понимания школьников идеалы человека, богатый опыт его отношения к действительности, яркие средства художественной выразительности. Авторская песня оказывает на школьников большое эмоциональное воздействие, при котором процесс музыкально-эстетического воспитания становится наиболее результативным.
Таким образом, проверка разработанной нами методики в условиях кружковой и учебно-музыкальной деятельности подтверждает ее педагогическую целесообразность и практическую значимость.
Реализация вышеизложенных положений на практике в определенной степени может обеспечить успешное претворение в жизнь требований и задач музыкальноэстетического воспитания учащихся, сформулированных в основных направлениях реформы общеобразовательной школы.
Литература
1. Бутник, А. Г. Формирование эстетического отношения подростков к музыкальному искусству во внеурочной деятельности / А. Г. Бутник. - М., 1991. - С. 15-17.
2. Андреев, Ю. А. Наша самодеятельная песня / Ю. А. Андреев. - М., 1983. - 8 с.
3. Некрасов, Е. А. Шесть вечных струн / Е. А. Некрасов // Знание. - № 7 - 1990. - С. 20-22.
Summary
The article serves to prove the fact that the authoring song (singer-poet’s song) appears to be an effective means of music and esthetic upbringing of students, incase it is used with pedagogically aimed activation of such factors of creativity as contents of lyrics, artistic means of song expressiveness, the ideological position of the author.
Поступила в редакцию 05.11.08.