Научная статья на тему 'Реализация воспитательного потенциала народной песни в украинской этнопедагогике'

Реализация воспитательного потенциала народной песни в украинской этнопедагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
551
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваль Т.В.

Статья посвящена исследованию украинской этнопедагогики с целью изучения путей реализации воспитательного потенциала народной песни в современном образовательном процессе. В ходе теоретического анализа определены воспитательные возможности украинского народного песенного творчества. Пилотный эксперимент позволил сделать выводы об уровнях отношения современных школьников к украинской народной песне. Предложены формы воспитательной работы с учащимися начальных классов, направленные на эстетизацию их отношения к украинской народной песне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация воспитательного потенциала народной песни в украинской этнопедагогике»

УДК 37.013:784.4

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА НАРОДНОЙ ПЕСНИ В УКРАИНСКОЙ ЭТНОПЕДАГОГИКЕ

Т. В. Коваль

аспирант

Винницкий государственный педагогический

университет имени М. Коцюбинского, Украина

Научный руководитель: доктор пед. наук, профессор Г. С. Тарасенко

Статья посвящена исследованию украинской этнопедагогики с целью изучения путей реализации воспитательного потенциала народной песни в современном образовательном процессе. В ходе теоретического анализа определены воспитательные возможности украинского народного песенного творчества. Пилотный эксперимент позволил сделать выводы об уровнях отношения современных школьников к украинской народной песне. Предложены формы воспитательной работы с учащимися начальных классов, направленные на эстетизацию их отношения к украинской народной песне.

Введение

Провозглашение независимости Украины, становление государства актуализирует проблему национального возрождения, развития национальной школы и системы воспитания. В связи с этим существует необходимость в поиске концептуальных подходов, способствующих возрождению отечественных культурно-исторических, образовательно-воспитательных и духовно-национальных традиций. Обеспечение национального характера образования, по мнению Е. Отич, становится возможным благодаря воссозданию в его содержании национальных традиций, осмыслению культурно-исторического и художественного значения достижений украинского народа [1, 491].

Цель и методы исследования. Статья посвящена исследованию украинской этнопедагогики с целью определения степени реализации в ней воспитательного потенциала украинской народной песни, а также для изучения возможных педагогических приёмов активизации детского интереса к ней.

Для достижения данной цели был использован комплекс методов научного исследования. В частности, на этапе теоретического осмысления проблемы - историографический метод, метод единства исторического и логического, методы дефинитивного и функционального анализа; на этапе эмпирического исследования - контактное анкетирование смешанного типа с последующим количественным и качественным анализом полученных результатов, анализ продуктов детского творчества.

Результаты исследования и их обсуждение

Историографический метод исследования позволил выделить основные вехи становления научного интереса к воспитательным возможностям народного творчества. Известные деятели украинской культуры (В. Гнатюк, М. Драгоманов, Ф. Колесса, А. Потебня) популяризировали украинский фольклор, акцентируя внимание на его воспитательном потенциале. Труды украинских этнографов конца XIX - начала ХХ в. (Иосифа и Даниила Лепких, А. Малинки, А. Онищука) освещают региональные особенности использования фольклорного материала в национальном воспитании подрастающего поколения. Воспитательный опыт украинского народа нашел отражение в творчестве многих украинских писателей (С. Васильченко, И. Котляревский, П. Кулиш, П. Мирный, И. Нечуй-Левицкий, Г. Сковорода, Л. Украинка, И. Франко, Т. Шевченко). Известные педагоги ХХ века активно прибегали к средствам народной педагогики. На её рациональной почве построена педагогическая система А. Макаренко, горячим сторонником и пропагандистом традиций народного воспитания был В. Сухомлинский.

Метод единства исторического и логического, применённый в ходе анализа современной педагогической литературы, позволил констатировать наличие усиленного интереса отечественных исследователей к отдельным аспектам данной проблемы. Среди них: проблемы

воспитания школьников и студенческой молодёжи на музыкальных песенно-обрядовых традициях (О. Аликсийчук, Р. Дзвинка, Б. Нестерович, Р. Осипец, Е. Отич, Г. Падалка и др.); пути использования народного музыкального искусства родного края в воспитании подрастающего поколения (С. Борисова, С. Крамская, Л. Побережная, Л. Масол, В. Смирнова, Р. Ткач и др.); этнокультурные особенности национальных традиций, связанные с рассмотрением проблемы использования идей народной педагогики в образовании (В. Болбас, П. Игнатенко, Г. Кит, Ю. Руденко, З. Сергийчук, М. Стельмахович, Е. Сявавко, Г. Тарасенко, Д. Федоренко). Таким образом, наличие этих исследований свидетельствует о том, что заявленная проблема активно разрабатывается среди ученых. Но, как показал проведённый теоретический анализ, вопросы, касающиеся использования украинской народной песни в учебно-воспитательном процессе начальной школы как составляющей этнопедагогики, раскрыты недостаточно и требуют дополнительных научных изысканий.

Метод дефинитивного анализа позволил разноаспектно подойти к толкованию понятия "этнопедагогика". Так, чувашский педагог Г. Волков трактует "этнопедагогику" как науку о народной педагогике [2, 3]. В "Украинском педагогическом словаре" С. Гончаренко, придерживаясь этой же позиции в толковании понятия, углубляет его понимание. По мнению учёного, этнопедагогика выясняет возможности и эффективные пути реализации прогрессивных педагогических идей народа в современной научно-педагогической деятельности, исследует способы установления контактов народной педагогической мудрости с педагогической наукой, анализирует педагогическое значение тех или иных явлений народной жизни и выясняет их соответствие современным задачам воспитания [3, 120].

Достаточно ёмко и глубоко характеризирует выделенное понятие один из ведущих исследователей народной педагогики в Украине М. Стельмахович. В своих многочисленных работах, посвящённых изучению педагогического наследия украинского народа, проблемам интеграции народной и профессиональной педагогики, автор исходит из того, что этнопедагогика - самая мудрая, авторитетная, идейная, богатая, гуманная и демократическая педагогическая наука [4, 4].

Белорусские педагоги В. Болбас и И. Сычёва в контексте этнопедагогики белорусов правомерно выделяют эстетическую педагогику, оперирующую такими мощными воспитательными факторами, как народная сказка, народная песня, народный танец и т. п. [5].

В современных научных исследованиях, проводимых в рамках этнопедагогики, активно изучаются педагогические возможности украинского песенного фольклора и пути его использования в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. Особенный интерес аккумулирован на проблемах начальной школы (Г. Кит, О. Отич, Г. Тарасенко и др.), так как, по мнению ученых, именно в младшем школьном возрасте формируется мировоззренческая позиция личности, включая её национальное самосознание [6, 7].

Народные песни - это сложная форма народного музыкально-поэтического творчества. Функциональный анализ определил "воспитательное поле" украинской народной песни. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии народных обычаев и традиций, о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций и обрядов заключается в человечном, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель "облагораживания" человеческой души и утверждалась в этнопедагогике. Для решения этой задачи в народной педагогике использовались самые различные средства. И одним из самых эффективных средств педагогического воздействия на личность по праву считается украинская народная песня.

Музыкальное наследие украинского народа - это уникальный источник историко-культурных достижений, бесценное средство обогащения современной педагогики как в теории, так и в практике воспитательного процесса. "Поскольку в народной песне отражаются чувства народных масс, то можно сказать, что через неё мы непосредственно разговариваем с предшествующими поколениями", - отмечал известный украинский педагог Г. Ващенко [7, 120].

Любовь к народной песне - глубинное духовное начало человеческой жизни, и каждый ребёнок генетически несёт в себе зачатки того музыкального сознания, на котором в далеком прошлом выросла мощная стихия народного музыкального искусства. Подчёркивая педагогическое значение народного песенного искусства в становлении личности, В. Сухомлинский писал:

"Мелодия и слово родной песни - это могучая воспитательная сила, раскрывающая перед ребёнком народные идеалы и надежды" [8, 208]. Именно музыкальный образ обостряет эмоциональную чувствительность ребёнка, а мелодия "пробуждает яркие фантазии, донося до детской души не только красоту мира, но и человеческое величие и достоинство. Развивая у ребёнка способность чувствовать музыку, мы делаем его потребности и устремления благородными" [9, 66].

Украинская народная песня обладает способностью формировать понимание красоты окружающего мира, в частности, природы родного края. Она воспитывает утончённость мировосприятия, развивает духовные потребности и интересы, творческие способности, в итоге формирует эмоционально-эстетическое отношение к действительности и искусству [10, 4]. Яркими образцами могут стать известные украинские народные песни, воспевающие красоту родной земли, например: "Стоить гора високая, по-пiд горою гай, зелений гай, густесенький, неначе, справжнтрай"; "Шч якамкячна, ясная, зоряна, видно, хоч голки збирай...".

Неоценимо значение украинского народного творчества и в трудовом воспитании детей и молодёжи. Народные песни сопровождали и стимулировали трудовой процесс; всем разнообразием своих художественных, эмоциональных, атрибутивных, песенно-музыкальных средств они способствовали воспитанию у молодёжи любви к нелёгкому земледельческому труду, к земле, к хлебу: "Ой ти, лане, ланочку, скажи мет правдочку. Чи дамо полю волю, а рукам спокою", "Юнець нивоньщ ктець, понесемо ми втець. Пожали, пов 'язали, в копоньки поскладали ".

Идеи этнопедагогики на современном этапе их осмысления носят не только теоретический характер, но и творчески реализуются в образовательном процессе школ Украины. В частности, в ходе пилотного эксперимента, которым были охвачены учащиеся начальных классов общеобразовательных школ г. Винницы, проведён опрос учащихся третьих классов с целью выяснения отношения младших школьников к народной песне и диагностики уровня их заинтересованности украинским народнопесенным творчеством. При оценке уровней мы опирались на такие показатели, как знание народнопесенного творчества, мотивы художественных предпочтений, адекватность восприятия художественного содержания песни и способность к творческой интерпретации его результатов.

Чтобы выяснить, знают ли дети украинские народные песни, обращаются ли к ним в повседневной жизни и с какой целью, мы использовали контактное анкетирование смешанного типа. На вопрос "Любишь ли ты песни?" все 38 воспитанников ответили утвердительно. Это свидетельствует о близости музыкального творчества самой природе ребенка, о его чувственности и эмоциональности. Следующий вопрос "Какие песни ты любишь больше всего?" разделил класс на несколько групп. Самая большая группа, 24 человека (63%), отдала предпочтение современным песням, что говорит о значительном влиянии массовых средств информации, а именно телевидения и интернета, на сознание младших школьников. 8 респондентов (21%) проявили интерес к детским песням и песням из кинофильмов. И только 6 из опрошенных (16%) отдали предпочтение украинским народным песням. На вопрос "Какая народная песня тебе нравится больше всего? Почему?" школьники называли наиболее распространённые: "Подоляночка", "Галя по садочку ходила", "Ой, хто, хто, Миколая любить", "1хав козак за Дунай", выбирая такую мотивацию: "Эту песню я выучил на уроке", "Мы поём дома, когда к нам приходят гости". Мотивируя таким образом свои предпочтения, дети отталкиваются, в большей мере, от утилитарных соображений, не обращая внимания на художественные особенности произведения, на то содержание, которое несёт в себе песня.

Для выяснения адекватности восприятия художественного содержания песни, а также способностей к творческой интерпретации его результатов мы предложили испытуемым нарисовать любимую украинскую народную песню. Анализ детских рисунков показал, что для большинства детей существует огромная привязка к содержанию песни. Именно этот фактор выступил доминирующим при выборе сюжета рисунка. Например, изображая песню "Галя по садочку ходила", школьники в большинстве случаев рисовали девочку, которая ходит по саду и ищет платочек. Менее представлена в детских работах эмоциональная сторона восприятия песни, средствами воплощения которой выступили цветовое решение рисунка и его композиционное построение. В частности, в работах 22 учеников (57,9%) используемая цветовая гамма не соответствовала характеру самой песни, что свидетельствует о неполном понимании чувственного содержания народнопесенного произведения.

Подтверждением полученных результатов стали и составленные детьми сказки на темы украинских народных песен (например, "Сказка о Подоляночке"). В отличие от рисунков, в своих

сказках школьники в большинстве случаев (73,7%) вовлекали героиню в сюжеты, далёкие от содержания самой песни. Таким образом, проведённый анализ детских работ засвидетельствовал неумение большинства детей творчески интерпретировать (вне педагогического сопровождения) результаты художественного восприятия народной песни.

Конечная обработка полученных в ходе эксперимента данных позволила выделить уровни отношения детей к народной песне. В частности, 31,6% респондентов выявили индифферентный уровень отношения, который характеризируется полным или частичным отсутствием заинтересованности народными песнями, их незнанием, неадекватным их восприятием и неумением творчески интерпретировать. 47,4% детей находятся в рамках стихийно-эмоционального уровня - им нравятся украинские народные песни, они называют некоторые из них, но в большинстве случаев предпочтения школьников ограничиваются бытовым уровнем их использования. Наивысший уровень отношения - творческий - присущ лишь 21,0% испытуемых. Эту категорию детей привлекает не только внешнее содержание песен, но и эмоциональная их глубина. Школьники, которые выявили творческий уровень отношения к народной песне, способны прочувствовать её настроение, динамику развития мелодии, творчески интерпретировать её содержание. Обобщённые данные экспериментального исследования представлены на диаграмме 1.

У

I 21,0% )-и-

' 7Т _ |31,6%

' I I Г --^-^-¿1-^-,

0% 10% 20% 30% 40% 50%

□ Творческий уровень

□ Стихийно-эмоциональный уровень

□ Индифферентный уровень

Рисунок 1 - Уровни отношения младших школьников к народной песне

Освещённые результаты эксперимента свидетельствуют о необходимости внедрения в учебно-воспитательный процесс начальной школы таких форм работы, которые способствовали бы углублению знаний об украинской народной песне, активизировали интерес детей к истокам национального песенного фольклора через духовно-практическую деятельность. Наиболее эффективными формами, по нашему мнению, являются музыкально-ролевые игры, инсценировки, фольклорные праздники, конкурсы, викторины, концерты, народно-песенные проекты.

В частности, построенные на фольклорном материале детские игры ("Подоляночка", "Огiрочки ") и инсценировки украинских народных песен ("Я Коза-Дереза ", "Ходить Гарбуз по городу", "Мала баба три сини") способствуют развитию нравственно-эстетических чувств. Одним из важных путей воспитания уважительного отношения к украинскому народному песенному наследию является проведение во внеклассное и внеурочное время фольклорных праздников ("1вана-Купала", "Святого Миколая", "А вже весна..."), конкурсов народной песни, концертов, что воспитывает у детей уважение к национальным ценностям, истории, вызывает интерес к духовным истокам традиций.

Одной из современных и наиболее продуктивных, по нашему мнению, форм работы с младшими школьниками по изучению ими песенного фольклора является проектная деятельность. Ориентировочными темами художественного образовательно-воспитательного проекта могут быть: "Природа в украинской народной песне", "Колыбельные наших мам", "Цветы в украинской песне", "Материнские обереги", "Волшебный мир народной сказки", "Зимняя обрядовая фантазия" и т. п. В процессе выполнения таких проектов младшие школьники начинают лучше понимать содержание украинских народных песен, у них развивается способность к творческой их интерпретации.

I)

47,4%

Выводы

1. Педагогическое наследие народа имеет особую научную ценность и активно исследуется этнопедагогикой. Одним из самых эффективных средств педагогического воздействия на личность является украинская народная песня. Это уникальный источник обогащения современной педагогики как в теории, так и в практике образовательного процесса. Народно-песенное искусство обладает мощнейшим воспитательным потенциалом, что делает его действенным средством становления, формирования и развития высоконравственной, эстетически направленной личности, средством гуманистического воспитания.

2. Несмотря на всеобщее признание народной песни как одного из эффективных средств воспитания школьников, её использование в учебно-воспитательном процессе школ Украины является недостаточно эффективным. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты специального исследования оценочных суждений учащихся начальных классов, которые показали преобладание у них стихийно-эмоционального уровня отношения к народной песне.

3. Преодоление национального нигилизма по отношению к народной песне предполагает воспитание детей в духе патриотизма, уважения к культурному наследию нации. Для этого требуется обогащение форм воспитательной работы путём внедрения игр на музыкально -фольклорной основе, инсценировок детских народных песен, обрядов, фольклорных праздников, конкурсов, викторин, концертов, народно-песенных проектов.

4. В этом же контексте правомерно говорить об актуальности и целесообразности внедрения в педагогический процесс отечественных вузов последовательного изучения украинской этнопедагогики как необходимого условия формирования сознательного, профессионально подготовленного, компетентного педагога, способного культивировать в будущих воспитанниках чувства национального достоинства и этнической принадлежности к своему народу.

Литература

1. Отич, О. М. Мистецтво у системi розвитку творчоï шдишдуальност майбутнього педагога професшного навчання : теоретичний i методичний аспекти : монографш / О. М. Отич ; за ред. I. А. Зязюна. -Чершвщ : Зелена Буковина, 2007. - 752 с.

2. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. - М. : Академия, 1999. - 168 с.

3. Гончаренко, С. У. Украшський педагопчний словник / С. У. Гончаренко. - К. : Либщь, 1997. - 376 с.

4. Стельмахович, М. Г. Украшська народна педагогжа / М. Г. Стельмахович. - К. : 1ЗМН, 1997. - 232 с.

5. Болбас, В. С. Эстэтычная педагогжа беларусау : манаграфш / В. С. Болбас, I. С. Сычова. - Мазыр : Белы вецер, 2011. - 197 с.

6. Ют, Г. Г. Украшська народна педагогжа : курс лекцш : навчальний поибник для студентв вищих навчальних закладш / Г. Г. Ют, Г. С. Тарасенко. - Вшниця : Едельвейс i К, 2008. - 302 с.

7. Ващенко, Г. Виховний вдеал : тдручник для виховнишв, учителш i украшських родин / Григорш Ващенко. - Брюсель : Центральна Управа Спшки Украшсьюл Молод^ 1976. - 208 с.

8. Сухомлинский, В. А. О педагогической культуре родителей // Избр. педагогич. соч. : в 3 т. / сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль ; редкол.: Н. П. Кузин [и др.]. - М. : Педагогика, 1979-1981. - Т. 3. - 1981. -С. 422-441.

9. Отич, О. М. Слухання музики в системi виховноï дшльносл В. О. Сухомлинського / О. М. Отич // Теорш i практика сучасного естетичного виховання у контекст педагогiчноï спадщини Василя Сухомлинського : зб. наук. праць. - Полтава, 1998. - С. 65-70.

10. Тарасенко, Г. С. До топол^ як до матерi : створення у свщомост учшв етноприродного образу рщного краю / Г. С. Тарасенко // Вщродження. - 1995. - № 2. - С. 3-6.

Summary

The article presents a study of Ukrainian ethnopedagogics to explore ways of implementation the educational potential of folk songs in modern educational process . The theoretical analysis designates the educational opportunities of the Ukrainian folk song creation. The results of pilot experiment allow to draw conclusions about the relationship levels of today's students to Ukrainian folk song. The forms of educational work with primary school pupils towards aestheticization of their relationship to Ukrainian folk song are proposed.

Поступила в редакцию 18.02.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.