Научная статья на тему 'Мордовский музыкальный фольклор и школа: к проблеме интеграции вузовского и школьного образования'

Мордовский музыкальный фольклор и школа: к проблеме интеграции вузовского и школьного образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
303
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мордовский музыкальный фольклор и школа: к проблеме интеграции вузовского и школьного образования»

МОРДОВСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР И ШКОЛА:

К ПРОБЛЕМЕ ИНТЕГРАЦИИ ВУЗОВСКОГО

И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т.И. Одинокова, доцент кафедры народной музыки

МГУ им. Н.П. Огарева

Современная стратегия образования предусматривает разностороннее развитие личности на основе усвоения общекультурных и национальных духовных ценностей. Принципиально важное значение приобретает проблема музыкального воспитания школьников средствами народной музыки, знание которой осознается как необходимое условие формирования духовности, приобщения к истории и культуре своего народа, оптимизации межэтнических отношений.

Заметно возросшее за последние годы число различного рода конкурсов, концертов, фестивалей мордовской музыки, равно как и авторские программы отдельных учителей-энтузиастов, ориентированные (в рамках общих задач) на фрагментарное ознакомление с образцами мордовского музыкального искусства, не могут сами по себе решить проблему реализации национально-регионального компонента в музыкальном воспитании. Мордовскую музыку (народную и профессиональную) следует изучать планомерно и систематически как самостоятельный школьный предмет, имеющий постоянное место в учебном плане и в расписании занятий, обеспеченный учителями-специалистами и учебно-методическими материалами; притом в преемственной взаимосвязи всех ступеней и звеньев системы музыкального образования: от детского сада до высшего учебного заведения.

Основные причины, тормозящие этот

процесс, таковы:

1) недостаточная разработанность музыкальной этнопедагогической концепции, ее этномузыкологических и художествен-

но-педагогических основ;

2) отставание в области разработки и апробации альтернативных программ по музыке для национальных школ;

3) слабое обеспечение образовательных учреждений Мордовии научно-методическими разработками, рекомендациями, нотными сборниками, хрестоматиями и фонозаписями;

4) малочисленность учительских кадров, способных осуществлять все дело музыкально-эстетического воспитания школьников на материале мордовской музыки (народной и профессиональной);

5) малая степень использования в практике высшей и средней школы инновационных музыкально-образовательных проектов и технологий, в особенности в области освоения самобытных многоголосных форм народной (вокальной и инструментальной) музыки мокши и эрзи; .

I |

6)недостаточный уровень теоретического и практического освоения проблем интеграции высшего, среднего специального, школьного (общего и специального), а также дошкольного музыкального образования.

На наш взгляд, интересен опыт интегрированного освоения национально-регионального компонента в музыкально-педа-гогическом процессе вуза и школы. Эта проблема особенно актуальна в плане учебно-методического обеспечения специальности «Дирижирование народным хором» факультета национальной культуры МГУ им. Н.П. Огарева, выпускникам которой присваивается дополнительная квалификация «Преподаватель».

Учителя-музыканты такого профиля получают в университете специальное образование в области национальной культу-

© Т.И. Одинокова, 2001

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ |

ры и искусства. Они глубоко и разносторонне изучают музыкальный фольклор и фольклористику, музыку композиторов

3) приобретение специальных знаний теоретического, методологического и методического характера, обусловленных спе-

Мордовии и традиции исполнительства (на- цификой национальной (мордовской) куль-

родного, академического, самодеятельного, профессионального), а также музыкальный фольклор и профессиональную музыку родственных и соседних по отношению к мордве народов (финно-угорских, славян-

туры в ее взаимосвязях с культурами других этносов;

4) овладение практическими умениями и навыками организации и проведения уроков музыки (в студенческой группе, в ус-

ских, тюркских). Будущие руководители ловиях школы), частными методиками по народно-певческих коллективов и педаго- всем видам музыкально-творческой дея-

ги-музыканты владеют навыками сольного и хорового пения (в том числе в народной манере), дирижирования и руководства народным хором (фольклорным ансамб-

тельности;

5) приобретение опыта экспериментальной работы, творчества;

6) развитие музыкальных и творческих

лем), игры на фортепиано; имеют опыт со- способностей на материале мордовского

бирания и нотации народных напевов, их авторской обработки и аранжировки, работы в школьных хорах и фольклорных ансамблях. В целях приближения содержания ву-

музыкального искусства;

7) формирование художественно-эсте-тических вкусов и потребностей.

Охарактеризуем концептуальные осно-

зовского образования к задачам и практи- вы программы «Мордовский музыкальный

ке школы (общеобразовательной и музы- фольклор в четырехлетней национальной

кальной) с учетом большой потребности (мокшанской, эрзянской) школе» (автор-

последней в учительских кадрах для веде- составитель Т.Н. Одинокова), по которой с

ния уроков мордовской музыки, а также недостаточного уровня профессиональной подготовки студентов вышеназванной спе-циальности к музыкально-педагогическому труду на кафедре народной музыки введены инновационные программы и курсы специализированного назначения. Среди них-

1998 г. проводится педагогическая практика в национальной гимназии № 14 г. Саранска. В ее основе - богатейшая народная музыка мокши и эрзи (вокальная, инструментальная), рассматриваемая в широком контексте национальных художественных традиций (через обращение к словесному,

«Методика преподавания мордовской му- хореографическому, драматическому фоль-

. зыки» и «Альтернативные программы» клору, к изобразительному искусству и про-

(«Мордовская музыка в начальной шко- фессиональному музыкальному творче-

ле», «Мордовский музыкальный фольклор ству), а также во взаимосвязях музыкаль-

в начальной школе», «Мордовский музыкальный фольклор в четырехлетней национальной школе»), дополняющие и конкре-

тизирующие основной курс истории и методики музыкального воспитания.

Теоретически и практически дисциплины специализации осваиваются факульта- усвоения ими художественных ценностей

ных культур различных и родственных этносов.

Цель программы - формирование национальной музыкальной культуры учащихся как важной составной части их общемузыкальной и духовной культуры путем

тивно на протяжении 6-го семестра, а затем в период педагогической практики (9-й семестр). При этом ставятся следующие цели и задачи:

1) совершенствование научной и методи- ющие:

мордвы, запечатленных в традиционном и современном народном (а также в профессиональном) музыкальном искусстве. Основные принципы программы следу-

ческой подготовки будущих специалистов;

1) приоритет национальных музыкаль-

2) освоение инновационных проектов и ных и шире — художественно-эстетических

технологий в интегрированных формах ву- духовных ценностей мокши и эрзи в про-

зовской и школьной музыкально-педагоги- цессе формирования национальной музы-

ческои деятельности;

кальной культуры учащихся;

№ 3, 2001

2) опора на аутентичный мордовский система жанров и художественной образ-

музыкальный фольклор, трактуемый как устойчивая и развивающаяся в современных условиях художественная система, особая сфера народного бытия;

3) опора на профессиональную музыку

ности, музыкальный язык и стилистика, особенности бытования и исполнения, взаимосвязи с профессиональной музыкой, с народным творчеством различных и родственных этносов); приобретение знаний об

в ее связи с традиционной культурой и pea- историческом прошлом, жизнедеятельное-

лиями современности;

4) опора на своеобразие мордовской

ти и духовных традициях мордвы (особенностях мировоззрения и многообразии ху-

музыкальнои культуры, ее типичные и на- дожественного творчества, нравственно-

ционально-характерные признаки при отбо- эстетических отношений человека к дей-

ре музыкально-педагогического репертуа- ствительности); усвоение нравственных

ра для школы;

5) принцип диалога культур и художе-

о

ственных сознании, предполагающий учет финно-угорских, славянских, тюркских этнокультурных традиций Мордовии и Повол- мосвязях с другими разновидностями на-

ценностеи, воплощенных в музыкальном фольклоре (категорий любви, добра, зла, долга, совести, жизни и смерти); изучение нравственных, духовных традиций во взаи-

жского региона, России и зарубежья;

родного художественного творчества (с

6) системное, комплексное изучение хореографическими, словесными, драмати-

музыкального материала в культурологи- ческими жанрами фольклора и народно-

ческом аспекте, в соответствии с основ- прикладного искусства, а также с профес-

ными слагаемыми понятий «музыкальная сиональной музыкой); приобретение зна-

культура» и «национальная музыкальная ний о структурно-композиционных законо-

культура»;

7) соответствие программных требова-

мерностях и средствах выразительности народно-песенной речи (интонация, приемы

ний (целеполагающих установок, задач, развития, формы мелострофы, типы ладо-

содержания, принципов, форм и методов образований, мелодики, ритмики, многого-

музыкального воспитания) возрастным лосия); освоение типологии и специфики

особенностям младших школьников;

8) принцип «спиралевидности» в логике развертывания учебно-воспитательного процесса, обеспечивающий его поступательное движение с поэтапным расширением, углублением и усложнением образо-

мордовскои народной музыки, основ национального музыкального мышления; приобретение музыкально-творческого опыта, исполнительских навыков (вокальных, инструментальных); усвоение культуры самобытного народно-песенного многоголосия,

вательных задач путем «забегания вперед» в особенности стиля двух-трехголосной

бурдонной полифонии, навыков варьирования и импровизации, развитие всех видов музыкального слуха учащихся (интонаци-

и «возвращения к пройденному»;

9) принцип тематического построения программы, ориентирующий на глубокое и разностороннее изучение жизни и музыки онного, звуковысотного, тембрового, реги-

мордовского народа, запечатленных в мно- стрового, ладового, ритмического, гармо-

нического); формирование навыков музы-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

шлого и настоящего, в современном соци- кального восприятия на основе развитых

уме, в диалоге культур и художественных музыкально-слуховых представлений, при-

гообразии музыкальных произведений про-

сознании.

В связи с целеполагающими установками программы определены обучающеразвивающие и воспитательные задачи: развитие интереса и любви к национальной (мордовской) музыке, к музыкальным занятиям; изучение фольклора как вида искусства в единстве его художественно-эстетической и практической сторон (приро-

обретенных знаний и опыта музыкально-

творческои деятельности; изучение творчества композиторов Мордовии в связи с традиционной культурой, формирование умений осознанно воспринимать в композиторских сочинениях черты национальнохарактерной художественной образности и своеобразия национального музыкального языка; введение учащихся в область нала, специфика, функции, признаки, свойства, родного и профессионального музыкально-

п

fl л л л л л л

с ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

го искусства родственных и соседних по отношению к мордве народов (финно-угорских, славянских, тюркских); формирование

лосных структур ангемитонного и диатонического строения в позднейших по происхождению или трансформированных песнях

умений размышлять о музыке мордвы и лирической и лирико-эпической традиции).

других народов в сравнительно-сопостави-

Значительное место занимают произве-

тельном плане, с целью выявления некото- дения композиторов Мордовии, в особеннос-

рых черт общности и различий в содержании и форме музыкальных произведений; приобщение учащихся к процессам взаимодействий, диалога культур и художественных сознаний с учетом этнокультурных традиций региона и финно-угров зару-

ти отмеченные чертами народности и национальной характерности. Детям предлагаются высокохудожественные сочинения Л.П. Кирюкова, Л.И. Воинова, Г.И. Сурае-ва-Королева, Г.Г. Вдовина, Н.И. Бояркина, Н.В. Кошелевой, Г.Г. Сураева-Королева, бежья; развитие эмоционально-нравствен- H.H. Митина, С .Я. Терханова, Е.В. Кузи-

ной сферы учащихся, их художественного и музыкального кругозора, интонационного слуха, певческого голоса, творческих способностей, художественно-эстетических вкусов и потребностей; нравственное, эстетическое, экологическое, патриотическое, интернациональное воспитание школьников, возрождение культурных традиций и форми-

ной, М.И. Волкова и др.

Тематическое построение программы и распределение музыкального материала осуществлены на основе следующих положений:

1) поэтапное усвоение истории, культу-

ры, духовных традиции мордвы;

2) поэтапное усвоение типологии и спе-

рование национального самосознания; опти- цифики мордовской народной музыки, за-мизация межэтнических отношений.

Вышеперечисленные задачи музыкального воспитания конкретизированы на уровне определенного объема знаний, умений и навыков по основным видам музыкальнотворческой деятельности и последовательно распределены по учебным четвертям на протяжении всего периода обучения в начальной школе.

Содержание вышеназванной програм- нительства;

кономерностеи национального музыкального мышления;

3) постепенное и систематическое усвоение типичных интонаций и попевок, типов ладообразований и мелодики, музыкальной и стиховой ритмики, мелострофи-ки и многоголосия;

4) постепенное формирование навыков многоголосия и народно-песенного испол-

мы представлено в конкретных музыкальных произведениях, отобранных в художественно-педагогических целях с позиций определенных требований. Рекомендуемый

5) планомерное формирование навыков музыкального восприятия в процессе слушания и исполнения музыки;

6) постепенное развитие музыкальных

репертуар включает образцы народной и и творческих способностей учащихся;

композиторскои музыки мордвы и других финно-угорских народов (марийцев, удмуртов, коми, эстонцев, карел, финнов, сету, ливов, венгров и др.), а также славянских (русских, украинцев, белоруссов) и тюркских (татар, башкир, чувашей).

7) постепенное усложнение музыкального материала в эмоционально-образном

#

и музыкально-стилевом плане;

8) постепенное постижение взаимосвязей народной и композиторской музыки.

Содержание образовательного процесса

Наиболее широко и разнообразно пред- составляют музыка и жизнь мордовского

народа, изучаемые в широком контексте общекультурных традиций этноса, атакже

ставлен мордовскии музыкальный материал, основную и самую многочисленную

часть которого составляет мокшанскии и в его взаимосвязях с культурами других

фольклор (свыше 300

народов. Тематический принцип, положен-

нии вокальной и инструментальной музы- ный в основу образовательного процесса, ки, охватывающих все традиционные жан- раскрывает перед учащимися целостную,

ры и стили: от детских игровых, напевов календарно-земледельческой и свадебной обрядности - до высокоразвитых многого-

обширную и многокрасочную панораму жизнедеятельности мокши и эрзи - их историю, быт, верования, обряды, представ-

ления о народной морали и педагогике, нравственном и эстетическом идеале, особенностях мировосприятия и национального характера, о процессах общения, диалога, взаимовлияний этнокультур.

Каждая четверть имеет главную тему и ряд подтем. «Край наш, Мордовия», «Наши игры, наши песни», «Мы любим сказки», «Зимушка-зима», «Весна-красна», «Рождественский дом», «А мы Масленицу дожидаем», «Весну закликаем», «Мордовская свадьба», «Народная песня - летопись истории», «Народ - великий художник», «Между музыкой моего народа, других народов Мордовии и стран финно-угор-ского мира нет непереходимых границ», «Мы и фольклор» - эти и другие темы программы позволяют осветить жизненные связи и функции мордовского фольклора, систему его жанрово-стилевых видов и художественной образности, место и роль среди других музыкальных культур, процессы их общения и диалога, а также осознать национальное своеобразие музыки своего народа и ее основополагающую роль в становлении и развитии профессионального музыкального искусства Мордовии, преемственность времен, поколений и традиций, характерные признаки современного худо-жественно-педагогического мышления, проявляющиеся в сопряжении понятий «человек и природа», «человек и общество», «человек и искусство».

Из года в год учащиеся изучают музыку и жизнь мордвы - в соответствии со сменой времен года и сопутствующими им календарно-земледельческими обрядами и праздниками, событиями семейного и общественно-социального значения, в связи с функциональной обусловленностью фольклорных жанров в традиционной и современной культуре. Таким образом, познание музыки и жизнедеятельности мордовского народа происходит как бы «по спирали», с «забеганием вперед и возвращением к пройденному», что дает возможность постепенно расширять круг образовательных задач на каждом новом «витке» и вместе с тем четко следовать логике учебно-воспита-тельного процесса в целом. Ежегодно возвращаясь к воспроизведению фрагментов народных обрядов и праздников, равно как и образцов необрядового фольклора, обус-

ловленных жизненными реалиями, учащиеся начинают воспринимать народное творчество как неотъемлемую часть жизни, как самобытный фактор преемственности поколений, традиций и новаций, как особую сферу народного бытия, сохраняющую жизнеспособность и духовную востребованность в настоящее время. «Спиралеобразный» принцип познания дает возможность, во-первых, закреплять ранее полученные знания, умения и навыки; во-вторых, постепенно осваивать новые в процессе их введения в образовательный процесс; в-третьих, расширять, углублять и постепенно усложнять содержание, формы и методы музыкального образования.

Важнейшая задача музыкального воспитания - развитие всех видов музыкального слуха учащихся, их музыкального мышления и музыкально-слуховых представлений. От этого зависит качество музыкального восприятия и в слушании, и в пении, и в овладении закономерностями народно-песенного многоголосия, вокальными и инструментальными исполнительскими традициями. В соответствии с указанной задачей выстроена логика освоения основных типов ладообразований и мелодики, музыкальной и стиховой ритмики, мелострофики и многоголосия. Особое внимание уделяется развитию навыков ритмического и мелодического варьирования, вокальной и инструментальной импровизации, сочинения и «распевания» народной мелодии на несколько голосов в национально-характерных традициях совместного пения.

Развитие музыкальных и творческих способностей учащихся, формирование их вокально-хоровой культуры являются своего рода ядром, главным стержнем данной программы, связывающим воедино все звенья учебно-воспитательного процесса. Постижение основ национального музыкального мышления и народного ансамблевохорового искусства красной нитью проходит через все стадии обучения. Постепенно приобретая музыкально-творческий опыт в совместном вокальном музицировании, дети как бы «изнутри» познают его структурно-композиционные закономерности и особенности национального музыкального языка, учатся сочинять и импрови-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ;

зировать, понимать стилистику мордовской народной музыки в ее многоголосных формах вариационно-импровизационным путем. Принципиально важно уметь построить

мордовской литературы, заметные успехи художественной самодеятельности, активное участие в культурно-просветительских

мероприятиях школ города, республики и

весь учебно-образовательный процесс с многое другое) вносит существенный вклад

опорой на закономерности изучаемого и в дело музыкального воспитания школь-

предмета, в данном случае на природу, специфику, функции, свойства и признаки фольклора как особого вида искусства.

Разносторонняя музыкальная деятельность, как известно, выступает важным

ников средствами мордовского музыкального искусства. В этом национальной гимназии помогают студенты-музыканты университета: систематически выступают с концертами (с исполнением сольных номе-

условием формирования музыкальной куль- ров или в составе фольклорных ансамб-

туры учащихся. Поэтому в программу лей), принимают участие в организации

включены слушание музыки, хоровое пение, и проведении фольклорных праздников,

игра на народных музыкальных инструмен- лекций и бесед на материале народного

и композиторского творчества, ведут уроки музыки и внеклассную работу по альтернативным программам, репетируют с солистами и фольклорными коллектива-песен и сказок о животных, ритмическое и ми в период педагогической практики,

занимаются опытно-экспериментальной

тах, музыкально-ритмические движения, народные игры, пляски и танцы, фрагменты обрядов и театрализованных представлений, небольшие инсценировки сюжетных

мелодическое варьирование, сочинение, импровизация, нотная грамота, сольфеджи-рование и сольмизация, пластическое интонирование и четырехручие в игре на фортепиано.

Важный методический принцип программы - обеспечение педагогических условий для детского творчества, для прохождения самими детьми процесса создания народного напева от узкообъемных одноголосных структур до высокоразвитых образцов в стиле двух-трех- (четырех-) голосной бурдонной полифонии.

Программа по сути своей вариативна. При соответствующей переработке, расширении и углублении ряда тем, «переносе» их на более поздние возрасты (например, финно-угорский блок и др.) она применима не только в начальной школе, но и в 5 - 8-х классах.

и научно-исследовательскои деятельностью (по результатам НИРС по окончании педагогической практики проводится научно-практическая конференция, где звучат наиболее интересные студенческие доклады).

Приступая к работе по вышеназванной фольклорной программе, разработанной на кафедре народной музыки, студенты-практиканты обычно проводят предварительное тестирование учащихся для выявления уровня сформированности у них музыкальных знаний, умений и навыков в области национального музыкального искусства. Далее выдвигается гипотеза, согласно которой эффективность усвоения младшими школьниками мордовского музыкального материала достигается в условиях научно обоснованной этнопедагогической кон-

Возвращаясь к проблеме интеграции цепции данной программы, методически

высшего и среднего (начального) музы- выстроенной и конкретизированной в по-

урочных разработках, не исключающих проявлений творческой свободы учителя в выборе музыкального материала, равно как и внесения некоторых корректив в сценарии уроков.

Предлагаемая этнопедагогическая концепция освоения мордовской музыки (народной и профессиональной) в рамках новой школьной программы дает положительный результат в следующих художествен-

кального образования, отметим, что факультет национальной культуры и, в частности, кафедра народной музыки давно и плодотворно сотрудничают с национальной гимназией № 14. Это учебное заведение (директор П.П. Тропина) со сложившимися художественно-эстетическими традициями в области реализации национально-регионального компонента музыкального образования (свидетельство тому — разносто-

ронняя деятельность уникального музея но-педагогическихусловиях:

З, 2001

XX

♦ж»

1) профессиональной подготовки учите

весьма обнадеживают: учащиеся обнару-

куль- живают более глубокие и разносторонние

лузы- познания в процессе размышлений об эмо-кальной педагогики (в частности, осознания ционально-образном содержании и жанро-

также

целей, задач, принципов и методов музыкального воспитания школьников);

2) научно обоснованного отбора содер ния образования, музыкального материала:

фол

вой стилистике мордовских народных песен, условиях их бытования и исполнения, жизненном пути и фольклорных истоках творчества композиторов Мордовии, а также об истории, верованиях, обрядах морд-

лора, как особого вида художественного вы, ее представлениях о духовных ценнос-творчества, его аутентичные образцы, тях и национальном характере. Глубже и

эмоциональнее становится музыкальное восприятие, точнее и выразительнее - вокальное интонирование, аргументирован-

форм

кальной и инструментальной музыки;

4) опоры на развитые музыкально-слу-

ховые представления детей в области на- нее, доказательнее — рассуждения о нрав-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ционального музыкального мышления, его интонационно-попевочной основы;

5) разносторонней музыкальной деятельности;

ственнои сущности музыки и средствах ее выразительности.

Апробация альтернативных фольклорных программ - явление новое и малораспространенное, требующее специальной подготовки учительских кадров. Ежегод-ния, сочинения и импровизации народных но кафедра народной музыки проводит для

6) формирования

сфере

напевов;

учителей-музыкантов города и республи-7) проявления инициативы и самостоя- ки научно-практические конференции и се-

тельности со стороны студентов-практи-кантов в разработке моделей музыкального воспитания и эксперимента в школе.

За короткий период практики студенты не успевают достигнуть больших успехов в музыкальном развитии учащихся (формирование навыков варьирования и импровизации требует, как известно, длительно-

минары по освоению инновационных проектов и технологий, основанных на материале мордовской народной и профессиональной музыки. В дальнейшем потребуются объединенные усилия школы и вуза,

соответствующих министерств и ведомств в разработке системы музыкального образования в республике на основе интегра-

го времени). И все же контрольные уроки ции всех ее ступеней и звеньев.

ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА «РУССКО-МОРДОВСКИЕ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЯЗИ КАК ДИАЛОГ (В СВЕТЕ МЕТОДОЛОГИИ М.М. БАХТИНА)»

Г.В. Карпунов, ведущий библиотекарь научной библиотеки

МГУ им. Н.П. Огарева

Учение М.М. Бахтина о диалоге куль-

путь и научные

тур в наше время привлекает все большее открытия крупнейшего ученого, проживше

внимание в научных кругах всего мира. О Бахтине имеются сотни научных работ, анализирующих различные аспекты его гуманитарных наук, требует обратить са-творческого наследия, во многих странах мое серьезное внимание на открытия, сделанные Бахтиным. Это связано со многи-

го в нашем городе около четверти века. Ситуация, складывающаяся в развитии

проводятся международные Бахтинские чтения. Проводятся они и в Саранске. Однако многие студенты-филологи Мордовского университета довольно смутно пред-

факторами.

1. В наше время особенно остро вста-гроблема межнациональных отношений.

© Г.В. Карпунов, 2001

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.