МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№3/2016
ISSN 2410-700Х
изобразительным средством, но, прежде всего, средством проектным, позволяющим полноценно демонстрировать творческие замыслы. Для решения такой задачи необходимо знать специфику архитектурных и дизайнерских школ проектирования, в которых компьютер используется как неотъемлемый творческий инструмент профессионального образования, уметь художественными средствами представлять архитектурный замысел, передавать идеи и проектные предложения в создании
Рисунок 3 - Пример использования разработок цветографических интерпретаций в интерактивном дизайне установок динамических малых архитектурных форм
Список использованной литературы:
1. Керешун А.И. Возможности интерактивной архитектуры/ А.И. Керешун [Электронный ресурс]. - URL: book.uraic.ru/proj ect/conf/txt/.../template_artide-ar=K21 -40-k28.htm
2. Поморов С.Б.,Прохоров С.А, Шадурин А.В. Декоративная живопись и цветографические интерпретации в проектной культуре. Изд-во АлтГТУ.- Барнаул, 2010,- 141с.: ил.
3. Прохоров С.А. Шадурин А.В. «Живопись для архитекторов и дизайнеров» АлтГТУ, 2010г.
4. Прохоров, С.А. Компьютерные технологии в живописи и архитектурное пространство. Монография / С.А. Прохоров. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2013. - 173 с. : ил.
© Прохоров С.А., Шадурин А.В., 2016
УДК 784.4(470.345)
Трегулова Наталья Петровна
доцент кафедры народной музыки Института национальной культуры МГУ им. Н.П. Огарева г. Саранск, Республика Мордовия, Россия E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ СТИЛЕЙ ИСПОЛНЕНИЯ МОРДОВСКОЙ НАРОДНОЙ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ
Аннотация
В статье рассматриваются исполнительские традиции мордовской вокальной культуры мокши и эрзи; деление исполнительских стилей на группы - совместное (коллективное, хоровое, ансамблевое) исполнение, одиночное (сольное) исполнение, совместное вокально-инструментальное исполнение.
Ключевые слова
Традиционная мордовская вокальная культура, совместное и одиночное исполнение, антифонное и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
респонсориальное пение, дуальность, гетерофония, диафония, бурдонная полифония, трёхголосная хоровая
полифония, поздний стиль терцовой вторы.
Рассматривая исполнительские традиции мордовской вокальной культуры, следует подчеркнуть, что этномузыкологи по-разному подходят к вопросу классификации стилей исполнения. Наиболее распространённой является деление исполнительских стилей на две большие группы: 1) совместное (коллективное, хоровое, ансамблевое) исполнение; 2) одиночное (сольное) исполнение. Такой позиции придерживается крупнейший мордовский этномузыколог Н.И. Бояркин. Исследователь Л.Б. Бояркина кроме одиночной и совместной традиции выделяет третью группу - совместный вокально-инструментальный стиль исполнения. У Бояркина совместный вокальный и вокально-инструментальный стили объединены в одну большую группу, поэтому можно сказать, что между этими подходами нет принципиальной разницы, и оба имеют право на существование. Но И.И. Земцовский подчёркивал, что деление исполнительских традиций на два стиля является недостаточно полным. Он отмечал, что существует так называемое «диалоговое пение», которое нельзя с достаточным основание отнести ни к первой, ни ко второй группе [3]. К диалоговому относится антифонное пение, представляющее собой перекличку между двумя группами поющих, и респонсориальное пение (или чередование партии солиста и хоровой партии). В традиционной классификации антифон и респонсорий относят к совместному исполнительскому стилю.
Остановимся подробнее на совместном стиле исполнения народных песен. Народная вокальная культура считается одноголосной (монофонической) или многоголосной (полифонической) в зависимости от того, какой стиль исполнения преобладает в быту. Хотя и здесь следует воздерживаться от схематичной дуальности. Признание вокальной культуры многоголосной не означает, что в ней не бытует сольное пение, а в любой монофонической культуре присутствует коллективное пение.
Крупнейший мировой этномузыколог И. Жордания не раз писал о том, что не существует народной культуры без коллективного пения, и рассматривал в своих статьях такие феномены, как «сольная полифония» (или обертоновое пение) и коллективный унисон [6]. Тем не менее, тот или иной стиль исполнения всегда более или менее типичен для определённой народной культуры, и если мы говорим о вокальной культуре мордовского народа, то не можем не говорить именно о многоголосном совместном исполнительском стиле.
Мордовская вокальная культура исследовалась давно, но на протяжении длительного периода учёные сходились во мнении, что у мордвы не существует многоголосия [2]. Это было вызвано разными причинами, в частности, попытками записи многоголосных песен в исполнении отдельных певцов, наблюдением за исполнением в отрыве от привычной среды бытования песни. Кроме того, как выяснилось впоследствии, фактура мордовских песен настолько сложна, что, не имея в распоряжении хотя бы примитивной записывающей аппаратуры, невозможно отразить её в записи достаточно адекватно.
В настоящее время мнения исследователей не расходятся. Традиция совместного исполнения определяет уникальность и неповторимую специфику вокальной культуры мокши и эрзи, отражает музыкальную самобытность музыкально-поэтических образов и связь с многовековыми традициями прошлого [4]. Н.И. Бояркин в своих работах говорит о четырёх видах многоголосия: 1) гетерофония; 2) диафония; 3) трёхголосная хоровая полифония; 4) поздний стиль терцовой вторы, заимствованный из русской песенной культуры [1]. Несколько иная точка зрения у И. Жордания: учёный предлагает разделить все существующие виды многоголосного пения на две группы. Первая, по его мнению, должна включать бурдонную полифонию, а вторая - гетерофоническую полифонию. Бурдонная полифония встречается как у мокши, так и у эрзи, но для эрзи характерен двухголосный вариант, а для мокши - трёх- и четырёхголосный. Кроме того, И. Жордания подчёркивает, что у мордвы все полифонические партии поют несколько человек, в то время как в других многоголосных культурах (к примеру, на Балканах или Кавказе) ведущую партию исполняет солист [5]. Несмотря на небольшие различия, подходы Бояркина и Жордании не противоречат друг другу.
Таким образом, большинство жанров мордовской народной вокальной музыки исполняется в совместной традиции. Одиночно интонируются только различные виды причитаний, песни свахи и детские
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
колыбельные и потешки. Поэтому можно утверждать, что именно совместная исполнительская традиция определяет уникальность мордовской вокальной культуры. Список использованной литературы:
1. Бояркин Н.И. Хоровое сольфеджирование: учеб. пособие: в 2 ч. Ч. 1. Лады и многоголосные формы мордовской народной вокальной музыки. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. - 162 с.
2. Бояркина Л.Б. Армас Вайсянен и проблемы формирования мордовской этномузыкологии / Финно-угорские традиции в контексте межэтнических отношений: сб. науч. тр. - Саранск, Изд-во Мордов. ун-та, 2008. - С. 285-302.
3. Земцовский И.И. Музыкальная диалогика // Финно-угорское многоголосие в контексте других музыкальных культур. - Tartu: ETNOMUSICOLOOGIA, ATALT 5, 2008. - С. 15-27.
4. Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. / Сост. С.С. Маркова. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. - 992 с.
5. Jordania J. Who Asked the First Question? The Origins of Human Choral Singing, Intelligence, Language and Speech. - Tbilisi, 2006. - 460 p.
6. Jordania J. "Interrogo Ergo Cogito" - "I am Asking Questions, Therefore I Think": Responsorial Singingand the Origins of Human Intelligence // The Second International Symposium of Traditional Polyphony. Proceedings, 2327 September, 2004, Tbilisi, Georgia. // www.polyphony.ge
© Трегулова Н.П., 2016
УДК 398:371.13(470.345)
Шпакова Наталья Владимировна
учитель музыки МОУ «СОШ № 25» г.о. Саранск
г. Саранск, Мордовия, РФ E-mail: [email protected]
МОРДОВСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Аннотация
В статье анализируется инновационное программное и методическое обеспечение современного этномузыкального образовательного процесса в Мордовии; рассматривается художественно-познавательный потенциал фольклорного материала, привлекаемого для учебных изданий.
Ключевые слова
Национально-региональный компонент, этнопедагогика, фольклор, музыкальные традиции.
Разнообразные по жанрам, тематике и музыкальным стилям произведения детского фольклора мордовских народов - мокши и эрзи - представляют высокохудожественный дидактический материал для этномузыкального воспитания детей. Колыбельные, колядки, заклички, потешки, прибаутки, веснянки, хороводные и плясовые песни, выступающие как национально-региональный компонент содержания образования, являются востребованными на уроках музыки и в творческих коллективах общеобразовательных и музыкальных школ. Наиболее значимыми источниками певческого репертуара являются нотные сборники Л. П. Кирюкова, Г. И. Сураева-Королева, антология Н. И. Бояркина «Памятники мордовского народного музыкального искусства» в 3-х томах, «Детский фольклор» из серии «Устно-поэтическое творчество мордовского народа» (автор-составитель Э.Н. Таракина).
Художественно-познавательный потенциал мордовского детского фольклора находится в центре внимания, прежде всего, в связи с задачами регионализации музыкального образования. В целях учебно-методического обеспечения национально-ориентированного образования были разработаны «национальные