Научная статья на тему 'Многоголосная традиция мордовских народных песен'

Многоголосная традиция мордовских народных песен Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
389
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОГОЛОСИЕ / ХОРОВАЯ ПОЛИФОНИЯ / УНИСОН / БУРДОН / ГЕТЕРОФОНИЯ / ДИАФОНИЯ / ДВУХТРЕХГОЛОСНАЯ ПОЛИФОНИЯ / СТИЛЬ ТЕРЦОВОЙ ВТОРЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Трегулова Н. П.

В статье рассматриваются стили мордовской вокальной полифонии, анализируется своеобразное этническое звучание мордовских песен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многоголосная традиция мордовских народных песен»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070

образом , мы имеем возможность оптимизировать учебный процесс, совместив академическое учебное начало с творческой работой.

Список использованной литературы:

1. Р.Х. Юсупова Специфика обучения рисунку как основы профессионального образования специалистов художественного профиля.// Сб. Перспективы развития науки и образования, Тамбов. 2014.С. 154-156.

2. Т.П. Юматова Основные базовые концепции современной изобразительной школы рисунка.// Социально-гуманитарные исследования и технологии, Москва.2013. С.19-21.

3. Н.Б. Ульянова Изобразительное искусство, пособие для вузов.// Рязань, 2012.

4. Н.Б. Ульянова Задачи педагогики высшей школы на экзамене модернизации сферы художественного образования.// Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2015. Т.4. №1. С. 29-31.

5. Т.П. Юматова Сущность света и его значении в изобразительном искусстве// Научные исследования и разработки. Социально - гуманитарные исследования и технологии. Т.4. №4, 2015. С. 87-93.

6. Н.Б. Ульянова Этнополитические представления региональной элиты как фактор конструирования этнополитической культуры // Этносоциум и межнациональная культура. № 10 (64). 2013. С. 9

© Лютер Ю.А., 2016

УДК 784.4

Н.П.Трегулова

доцент кафедры народной музыки Института национальной культуры МГУ им. Н.П. Огарева г. Саранск, Республика Мордовия, Россия Е-mail: nataH_tregulova@mail. ru

МНОГОГОЛОСНАЯ ТРАДИЦИЯ МОРДОВСКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН

Аннотация

В статье рассматриваются стили мордовской вокальной полифонии, анализируется своеобразное этническое звучание мордовских песен.

Ключевые слова

Многоголосие, хоровая полифония, унисон, бурдон, гетерофония, диафония, двух- трех- голосная

полифония, стиль терцовой вторы.

Наиболее ранней формой коллективного пения считается гетерофония, которую можно рассматривать скорее не как многоголосие, а как вариантный коллективный унисон. Даже сами народные певцы воспринимают этот стиль как «пение на один голос». Для гетерофонии характерны лишь временные отклонения от унисона, приводящие к образованию характерных интервалов секунды и кварты, определяющих своеобразие национального звучания. Согласно мнению И. Земцовского, гетерофония - это «преувеличение коллективного одноголосия», которое «.. .так или иначе включается, вплетается в различные типы многоголосия, являясь, как правило, одним из способов их фактурной реализации» [4, с. 103].

В стиле гетерофонии поются рождественские колядки, вербные песни, масленичные диалоги с птицами и закликания дождя. Своеобразна и манера подачи звука в гетерофонных песнях: они исполняются максимально громко, часто для усиления звука используются сложенные ладони [2].

Термин «диафония», название следующего многоголосного стиля, принадлежит Е.В. Гиппиусу и обозначает манеру двухголосного пения, где мелодия принадлежит верхнему голосу, а нижний является бурдоном, исполняющим один и тот же звук с различными слогами. Так исполняются многие свадебные

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

жанры: величальные благопожелания, корильные величания, плясовые песни. Здесь следует отметить, что И. Земцовский считал диафонию не разновидностью многоголосия, а диалоговым пением, третьей, промежуточной группой между одноголосием и многоголосием. По мнению автора, нижний голос диафонии может не носить характер бурдона [3].

Хоровую полифонию, автохтонный стиль совместного интонирования мордвы мокши и эрзи, можно отнести к уникальному феномену народной вокальной культуры, который, в конечном итоге, определяет своеобразие этнического звучания мордовских песен. Этот стиль берёт начало в различных вокальных жанрах: эпическом и лирическом, в календарных и круговых песнях. Н.И. Бояркин считает, что хоровая полифония возникла и развивалась на основе гетерофонии и диафонии, исторически более ранних способах совместного интонирования за счёт расширения древних узкообъёмных напевов [1]. Двухголосная полифония предполагает наличие верхней партии, или «тонкого голоса», и нижней партии, или «толстого голоса». Трёхголосная полифония добавляет к имеющимся двум партиям среднюю, которая носит название «голос песни», или основная мелодия. В полифонии «голос песни», или основная мелодия, может как противостоять крайним голосам, так и сливаться с нижней бурдонирующей партией. Как правило, это происходит во второй половине мелострофы [6]. Для двух-трёхголосной полифонии характерно наличие выделенного запева. В полифоническом стиле интонируются свадебные благопожелания, корильные величания и практические все песни календарного круга, за исключением закликаний дождя, диалогов с птицами и вербных песен, которые исполняются в стиле гетерофонии.

Стиль терцовой вторы заимствован из русской и украинской вокальной культуры. Выделенный запев для этого стиля не характерен. В нём исполняются в основном, неприуроченные лирические, а также поздние круговые песни. Мелодию в данном случае ведёт нижний голос, а верхний - терцовую втору. Кроме терций встречаются также кварты, квинты и сексты. Если ансамбль, исполняющий песню, достаточно многочисленный, двухголосие может перерастать в трёх- и даже четырёхголосие. Это происходит за счёт гетерофонного расщепления партий или октавного дублирования. Ладовой основой стиля терцовой вторы является диатоника, в то время как для вышеперечисленных трёх стилей характерны ангемитонные лады [5].

Большинство жанров мордовской народной вокальной музыки исполняются в совместной традиции и можно утверждать, что «именно совместная исполнительская традиция определяет уникальность мордовской вокальной культуры» [7, с. 145 ].

На территории Мордовии проживает большое количество родовых музыкальных династий, каждая из которых несёт вековые традиции многоголосной стилистики мордовской песни.

Список использованной литературы:

1. Бояркин Н.И. Хоровое сольфеджирование: Уч. Пособие: в 2 ч. Ч. 1. Лады и многоголосные формы мордовской народной вокальной музыки. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. - 162 с.

2. Бояркина Л.Б. Гетерофония в календарных и семейно-обрядовых эрзя-мордовских народных песнях // Музыка в обрядах и трудовой деятельности финно-угров. Сост. И. Рюйтел. - Таллин: ЭЭСТИ РААМАТ, 1986. - С. 268-283

3. Земцовский И. Музыкальная диалогика // Финно-угорское многоголосие в контексте других музыкальных культур. - Tartu: ETNOMUSICOLOOGIA, ATALT 5, 2008. - С. 15-27

4. Земцовский И.И. «Мы кругом в мордвах»: Мордовский феномен в евразийской музыкальной перспективе. / Финно-угорские традиции в контексте межэтнических отношений: сб. науч. Трудов. - Саранск, Изд-во Мордов. ун-та, 2008. - С. 90-114.

5. Памятники Мордовского народного музыкального искусства. Т.2. Мокшанские неприуроченные долгие песни междуречья Мокши и Инсара. - Саранск: Мордов. кн. изд-во,1984. - 320 с.

6. Памятники Мордовского народного музыкального искусства. Т. 3. Эрзянские приуроченные песни и плачи Заволжья. / Сост. Н.И. Бояркин. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1988. - 337 с.

7. Трегулова Н.П. К вопросу о классификации стилей исполнения мордовской народной вокальной музыки // Символ науки. - 2016. - № 3. - Ч. 4. - С. 143-145.

© Трегулова Н.П., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.