Научная статья на тему 'Мордовский музыкальный фольклор в педагогической практике'

Мордовский музыкальный фольклор в педагогической практике Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
496
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ФОЛЬКЛОР / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шпакова Наталья Владимировна

В статье анализируется инновационное программное и методическое обеспечение современного этномузыкального образовательного процесса в Мордовии; рассматривается художественнопознавательный потенциал фольклорного материала, привлекаемого для учебных изданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мордовский музыкальный фольклор в педагогической практике»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

колыбельные и потешки. Поэтому можно утверждать, что именно совместная исполнительская традиция определяет уникальность мордовской вокальной культуры. Список использованной литературы:

1. Бояркин Н.И. Хоровое сольфеджирование: учеб. пособие: в 2 ч. Ч. 1. Лады и многоголосные формы мордовской народной вокальной музыки. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. - 162 с.

2. Бояркина Л.Б. Армас Вайсянен и проблемы формирования мордовской этномузыкологии / Финно-угорские традиции в контексте межэтнических отношений: сб. науч. тр. - Саранск, Изд-во Мордов. ун-та, 2008. - С. 285-302.

3. Земцовский И.И. Музыкальная диалогика // Финно-угорское многоголосие в контексте других музыкальных культур. - Tartu: ETNOMUSICOLOOGIA, ATALT 5, 2008. - С. 15-27.

4. Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. / Сост. С.С. Маркова. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. - 992 с.

5. Jordania J. Who Asked the First Question? The Origins of Human Choral Singing, Intelligence, Language and Speech. - Tbilisi, 2006. - 460 p.

6. Jordania J. "Interrogo Ergo Cogito" - "I am Asking Questions, Therefore I Think": Responsorial Singingand the Origins of Human Intelligence // The Second International Symposium of Traditional Polyphony. Proceedings, 2327 September, 2004, Tbilisi, Georgia. // www.polyphony.ge

© Трегулова Н.П., 2016

УДК 398:371.13(470.345)

Шпакова Наталья Владимировна

учитель музыки МОУ «СОШ № 25» г.о. Саранск

г. Саранск, Мордовия, РФ E-mail: [email protected]

МОРДОВСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Аннотация

В статье анализируется инновационное программное и методическое обеспечение современного этномузыкального образовательного процесса в Мордовии; рассматривается художественно-познавательный потенциал фольклорного материала, привлекаемого для учебных изданий.

Ключевые слова

Национально-региональный компонент, этнопедагогика, фольклор, музыкальные традиции.

Разнообразные по жанрам, тематике и музыкальным стилям произведения детского фольклора мордовских народов - мокши и эрзи - представляют высокохудожественный дидактический материал для этномузыкального воспитания детей. Колыбельные, колядки, заклички, потешки, прибаутки, веснянки, хороводные и плясовые песни, выступающие как национально-региональный компонент содержания образования, являются востребованными на уроках музыки и в творческих коллективах общеобразовательных и музыкальных школ. Наиболее значимыми источниками певческого репертуара являются нотные сборники Л. П. Кирюкова, Г. И. Сураева-Королева, антология Н. И. Бояркина «Памятники мордовского народного музыкального искусства» в 3-х томах, «Детский фольклор» из серии «Устно-поэтическое творчество мордовского народа» (автор-составитель Э.Н. Таракина).

Художественно-познавательный потенциал мордовского детского фольклора находится в центре внимания, прежде всего, в связи с задачами регионализации музыкального образования. В целях учебно-методического обеспечения национально-ориентированного образования были разработаны «национальные

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

варианты» федеральной программы Д. Б. Кабалевского для мокшанских, эрзянских и русско-мордовских школ. Автором-составителем первых школьных программ и методических рекомендаций, адаптированных на этнические особенности республики Мордовия, является Т. И. Одинокова. Увлекательный, педагогически целесообразный, высокохудожественный материал мордовской народной и профессиональной музыки представлен в контексте традиционной культуры и межкультурных взаимодействий финно-угорских, славянских и тюркских народов.

В ее работах, наряду с традиционными подходами к освоению программного содержания, затрагиваются проблемы детского творчества: предлагаются творческие задания на сочинение мелодий к фольклорным текстам, «разыгрывание» сюжетных песенок (прибауток), ритмические импровизации на русских и мордовских ударно-ритмических инструментах.

«Мордовский детский музыкальный фольклор в начальной школе (1994 г.) - первое музыкально-педагогическое исследование, в котором определены цель, задачи, содержание национально-регионального компонента, принципы и методы, критерии отбора национального (мордовского) музыкального материала для введения в программу Д. Б. Кабалевского. В числе обучающих задач учебного пособия - развитие творческих способностей в процессе хорового исполнительства, участие в театрализованных представлениях и школьных фольклорных праздниках, сочинение песенок для сказок о животных и ритмического сопровождения на ударно-ритмических инструментах к песням и инструментальным сочинениям композиторов.

В том же году было издано другое учебное пособие этого автора - «Мордовская музыка в начальной школе», содержащее развернутое исследование по вопросам этномузыкального образования детей. Музыкальный материал составили образцы детского фольклора из нотных публикаций А. А. Шахматова, А. О. Вяйсянена, Р. Лаха, Л. П. Кирюкова, Н. И. Бояркина, Л. Б. Бояркиной, Т. И. Одиноковой. Важно отметить, что напевы этого издания представляют структурные разновидности интонационно-попевочного словаря мордовского народа. И хотя творческие задания в пособии отсутствуют, нотный материал, экспонирующий примеры мелодических типов и варьирования напевов, необходим для усвоения детьми национально характерной попевочной мелодики и приемов исполнительского творчества.

В 2004 г. издается «Мордовский музыкальный фольклор в школе: хрестоматия к программе по музыке: 1-4 классы», где помещен огромный, обновленный, высокохудожественный и поурочно распределенный материал фольклорной и профессиональной музыки Мордовии, финно-угорских, славянских и тюркских народов России и зарубежья. В хрестоматию включены творческие задания на выработку навыков варьирования, импровизации, сочинения напевов на фольклорные тексты и «распевания» одноголосной мелодии в стиле гетерофонии и бурдонно-полифонического двух-трехголосия, русской подголосочной полифонии и стиля «терцовой вторы». Музыкальный материал расположен в определенной последовательности от первоначального освоения теоретических основ народно-песенной речи (типы ладообразований, мелодики, ритмики, строфики, двух-трехголосных форм). Большое внимание обращается при этом на системный, комплексный подход к формированию навыков детского творчества во взаимосвязях с дирижированием, инструментальным исполнительством, с практикой сольного и группового пения.

Заметным событием для Мордовии и национальных республик, областей Среднего Поволжья и Приуралья стал учебник «Мордовская народная музыка на уроках сольфеджио в ДМШ» (1999 г.), разработанный Л. В. Бражник. Как и предыдущие работы этого автора, указанный учебник ориентирует на освоение ангемитоники в учебном процессе «ладовым методом» З. Кодая, направленным на изучение и запоминание национально характерных и устойчивых интонационно-ритмических ячеек, типичных для той или иной ладовой структуры. По учебнику Л. В. Бражник в образовательном процессе осваивается интонационно-попевочный словарь, секстовые, септимовые и октавные лады разного строения и наклонения, как и характерные виды ритмики и формы группового (совместного) пения в стилях гетерофонии, бурдонной полифонии и терцовой фторы.

В многообразии предложенных форм и видов учебно-музыкальной деятельности, значительное место занимают творческие задания: 1) сочинение мелодии на заданный ритмический рисунок или в рамках определенного ладового звукоряда: 2) иллюстрация небольшого рассказа или сказки звучанием мордовских

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

народно-ритмических инструментов (вешкема, шавома, пайгонят, пенчть и др.); 3) придумывание игры, включающей напевы на мордовские тексты: 4) ритмическое, мелодическое варьирование напева: 5) сочинение ритмического сопровождения к фольклорным мелодиям.

Определенный интерес представляет музыкальный материал детского фольклора, опубликованный в нотной хрестоматии «Музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии» к программе «Валдоня» для дошкольных образовательных учреждений (сост. Л. П. Карпушина, О. С. Ерюшкина). К числу инновационных образовательных проектов на народной основе относится также учебное пособие Н. И. Бояркина «Хоровое сольфеджирование: лады и многоголосные формы мордовской народной вокальной музыки». Обширный народнопесенный материал (более 100 примеров) пособия необходим для теоретического и практического освоения специфики мордовских народнопевческих традиций: музыкального языка (ладового строения, метроритмики, аккордики, строфики, многоголосия) и традиционного ансамблевого, хорового исполнительства средств выразительности в плане освоения динамики, агогики, тембров, регистров, функций голосовых партий в хоровой партитуре, приемов вокализации народно поэтического текста. Пособие нацеливает на изучение мокшанского и эрзянского двух-трехголосия, системы жанрово-стилевых видов мордовского народнопевческого искусства, усвоение вокально-хоровых навыков и формирование исполнительских, аналитических умений.

Мордовский фольклор органично включен «в процесс приобщения и передачи из поколения в поколение ценностей традиционного культурного наследия мордовского народа» [1, с. 319]. Инновационные технологии образования, обеспечивающие современную методологическую базу и находящиеся в непрерывном процессе развития, позволяют решать задачи воспитания носителей и продолжателей национальных народно-певческих традиций мордовского народа.

Список использованной литературы: 1. Гулая Т. Н. Обработки и аранжировки композиторов Мордовии для детей / Т. Н. Гулая //

Регионология. - 2013. - № 4. - С. 319-321.

© Шпакова Н. В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.