Научная статья на тему 'Мордовский музыкальный фольклор в образовательной практике'

Мордовский музыкальный фольклор в образовательной практике Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
167
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МОРДОВСКИЙ ФОЛЬКЛОР / СОЛЬФЕДЖИО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кинякина Л.В.

В статье рассматриваются вопросы методики преподавания сольфеджио на этноматериале; представлен обзор методической литературы по типологии и специфике привлечения народной музыки в курсы теоретических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мордовский музыкальный фольклор в образовательной практике»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

2. Бояркина Л. Б. Мордовский народный хор: типология, репертуар, обработка произведений фольклора / Из репертуара народно-хоровой капеллы Мордовского университета : Мордовский народный мелос в сочинениях Н. И. Бояркина: Учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Л. В. Кинякина; Под ред. Л. Б. Бояркиной. -Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2004. - С. 6.

© Кинякина Л. В., 2016

УДК 398.85:37(=511.152)

Л. В. Кинякина

доцент кафедры народной музыки ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» г. Саранск, Российская Федерация

МОРДОВСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы методики преподавания сольфеджио на этноматериале; представлен обзор методической литературы по типологии и специфике привлечения народной музыки в курсы теоретических дисциплин.

Ключевые слова

Национальная культура, мордовский фольклор, сольфеджио.

В настоящее время особо остро встает проблема о необходимости возрождения национальной культуры. Значительную роль в сфере культуры играет музыкальное образование, одной из важных задач которого является формирование яркой, самобытной личности, обладающей духовно-нравственной зрелостью, с собственным взглядом на мир, собственной системой ценностей, тесно связанной со своей национальной культурой.

Хорошее образование действует как отлаженный аппарат для быстрого восприятия, долгого хранения, легкой активации и творческой переработки любой поступающей извне информации. Из этого следует, что содержание учебного предмета и методика его преподавания должны доказывать свою многостороннюю эффективность. Следовательно, необходимо постоянно находить и ярче обозначать практическую применимость предмета, как для целей общего личностного развития, так и для более успешного решения ряда междисциплинарных задач.

Современное развитие музыкальной культуры выдвинуло новые требования перед профессиональным музыкальным образованием. Изучение основ национального музыкального мышления - важнейшая задача музыкального образования, так как язык народной музыки является одним из показателей самобытности этноса.

Сольфеджио является одной из самых мобильно развивающихся дисциплин в системе музыкального образования. В настоящее время значительно расширилась музыкально-содержательная часть дисциплины. Современная отечественная музыкальная педагогика, в том числе и сольфеджийная, во многом опирается на труды Б. Асафьева и Б. Яворского, посвященные проблемам музыкального образования. Мировое признание получила школа сольфеджио А. Островского, также широко известны достижения А. Мальцева, Б. Шатковского и других педагогов-новаторов в развитии творческих способностей.

Вместе с тем есть ряд проблем и неразработанных вопросов в практике и методике сольфеджио. К их числу относится воспитание слуха на основе национальной музыки. В определенной степени ее решали авторы сборников по сольфеджио, построенных на национальной музыке, в том числе А. Блок, В. Хвостенко. Известны опыты эстонских и грузинских сольфеджистов. И все же национальный материал на занятиях

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

сольфеджио использовался мало, зачастую формально.

Одной из главных причин является отсутствие соответствующей методики. Так называемый ладовый метод, по существу, является в данное время «методом познания централизованной тональности мажоро-минорного типа. К изучению национальной мелодики, построенной, как правило, на иной ладовой основе, он мало пригоден» [2]. Поэтому следует искать иные пути освоения национального мелодизма.

Мордовский музыкальный фольклор - яркое художественное явление национальной музыкальной культуры. Его изучение в образовательном процессе осознается как необходимое условие разностороннего развития личности, индивидуальности, преемственности традиций и поколений, приобщения к основам национальной духовности, истории и культуре своего народа. «Национальное в своей чувственной конкретности улавливается, прежде всего, через мелодико-интонационный строй, ладовое, ритмическое, тембровое своеобразие» - пишет Н. Г. Шахназарова [3].

С открытием в 1991 г. на факультете национальной культуры «МГУ им. Н. П. Огарёва» специальности «Дирижирование народным хором», в образовательные учреждения Мордовии пришли педагоги-музыканты и руководители фольклорных коллективов, имеющие специальное образование в области мордовской музыкальной культуры и искусства, способные действенно, на должном профессиональном уровне решать задачи этномузыкального воспитания детей и юношества.

Следует отметить интерес к изучению мордовской народной музыки в детских музыкальных школах республики. Так, с конца 1980-х г. и по настоящее время музыкальный фольклор мокши и эрзи осваивается на уроках сольфеджио в Республиканской ДМШ с интернатом. Преподаватель Т. В. Буянова разработала специализированную программу «Развитие музыкально-слуховых представлений учащихся средствами мордовской народной музыки».

В 90-е гг. ХХ в. все более актуализируется проблема преподавания этносольфеджио, изучения типологии и специфики народной музыки в курсах теоретических и исполнительских дисциплин. Решению этой проблемы посвящены первая фольклорная программа по музыке «Мордовский музыкальный фольклор в начальной школе» Т. И. Одиноковой, учебно-методическое пособие Л. В. Бражник, И. А. Галкиной, С. Н. Павловой-Копаевой «Мордовская народная музыка на уроках сольфеджио», в котором, как пишет доктор искусствоведения, профессор Н. И. Бояркин «авторам удалось представить весьма широкий спектр национальных традиций, связанных с различными компонентами музыкальной структуры: мелодико-интонационной, многоголосной, метроритмической, тембро-динамической» [1]. В структуре данной работы определены задачи и содержание обучения, тематическое распределение теоретического материала, представлены развернутые методические рекомендации по всем видам музыкально-педагогической деятельности, включающие пение, анализ, диктант, упражнения, определение на слух, творческие задания.

Важность издания трудно переоценить, поскольку преподавателям образовательных учреждений, впервые предоставлена возможность научно обоснованного, систематического и планомерного воспитания этномузыкального слуха на основе новейших методик, - и тем самым приобщения обучающихся к народным музыкальным традициям.

В 1995 г. выходит из печати учебное пособие Н. И. Бояркина для вузов «Хоровое сольфеджирование: лады и многоголосные формы мордовской народной вокальной музыки». В нем представлены исследования по стилистике народной полифонии, предложена интересная продуктивная методика освоения основ мордовской музыки. В пособии содержатся инструктивные материалы, учитывающие типологические особенности многоголосных напевов, а также рекомендации по выработке профессиональных певческих навыков. Материалом учебного пособия послужили высокохудожественные образцы мордовского народного хорового искусства. Значение опубликованных в пособии образцов выходит за рамки понятия «материал» в его чисто прикладном виде.

Таким образом, названные работы положили начало созданию инновационных фольклорных проектов для музыкальных образовательных учреждений республики, открыли новые пути для теоретического и практического решения проблемы освоения национальных музыкальных традиций в классе сольфеджио.

Список использованной литературы: 1. Бояркин Н. И. Мордовская народная музыка: многоголосные инструментальные традиции: учеб. пособ. Ч. 1. /

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070 Н. И. Бояркин. Саранск, 2004. - 140 с.

2. Бражник Л. В. Пентатоника в венгерском сольфеджио: учеб-метод. пособ. по курсу методики преподавания сольфеджио / Л. В. Бражник. Казань, 1993. - 43 с.

3. Шахназарова Н. Г. О национальном в музыке / Н. Г. Шахназарова. М., 1968. - 130 с.

© Кинякина Л. В., 2016

УДК 784.4

С. В. Колесникова

доцент кафедры народной музыки ИНК «МГУ им. Н. П. Огарева»

г. Саранск, Российская Федерация

НАРОДНО-ПЕСЕННЫЙ РЕПЕРТУАР: СПЕЦИФИКА СРЕДСТВ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье анализируются средства исполнительской выразительности, используемые в певческой практике по освоению и созданию концертно-сценических версий традиционной и авторской вокальной музыки

Ключевые слова

Народно-песенный репертуар, народная песня, авторская вокальная музыка, интерпретация,

средства исполнительской выразительности

Народно-песенный репертуар, как правило, составляют разножанровые и разностилевые произведения традиционной и авторской вокальной музыки (в народно-песенном стиле). Это произведения куплетно-строфических форм, песенные «венки», музыкально-хореографические композиции или сюиты, сцены народных гуляний или игр и прочие представления, объединенные какой-либо темой или сюжетом.

В решении творческих задач по освоению и созданию концертно-сценических версий народно-песенного репертуара большое значение имеет комплексное применение необходимых средств исполнительской выразительности - музыкальных, вокальных, актерского мастерства, хореографической пластики. Немаловажное значение имеет грамотное драматургическое решение в интерпретации исполняемого репертуара. Все элементы, обеспечивающие качество и выразительность исполняемого репертуара, должны быть согласованны между собой и осознаваться как важные части целого.

Характерной особенностью в исполнении народной песни является речевая манера звукоподачи, при которой «пение предстает как "озвученная речь" или "речь нараспев" (но никак не пение со словами) <...> Соотношение "речевого и вокального" элементов <...> изменяется в зависимости от жанра песен» [5, с. 22], которые исполняются различными типами артикулирования (говорком, скороговоркой, повествованием, причетом, закликанием и др.). Большую выразительность в передаче образной сферы певческая речь приобретает при окрашивании ее характерными смысловыми интонациями (радости, печали, жалобы, умиления, шутки, насмешки, восхищения и др.). Другая немаловажная характерная особенность -диалектное интонирование-артикулирование, - подчеркивая принадлежность к конкретной местности или области России, придает исполнению ярко выраженный колорит.

Для передачи особой исполнительской характерности в певческой практике используют такие традиционные приемы и средства выразительности, как «тембровая игра голосом//словом, глиссандирование, скаты голоса, движущиеся "кластеры" в гетерофонии, не темперированный строй, приемы "скользящего строя", тембровая изобразительность, сонорные эффекты, всевозможные "ахи", "охи", "иканья", "гуканья" и другие иллитераты, возгласы, флежолеты» [4, с. 178]. Выявление наиболее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.