Научная статья на тему 'О некоторых формах работы вторичных фольклорных коллективов'

О некоторых формах работы вторичных фольклорных коллективов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
908
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОРИЗМ / ЛОКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / АУТЕНТИЧНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кинякина Л.В.

В статье анализируется исполнительская специфика вторичных фольклорных ансамблей, степень близости аутентичным традициям, вопросы выбора репертуара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых формах работы вторичных фольклорных коллективов»

ст. В. П. Шестакова. - М. : Музыка, 1966. - 574 с.

4. Музыкальная эстетика России Х1-ХУШ веков / сост. текстов, пер. и вступ. ст. А. И. Рогова. - М. : Музыка, 1973. - 245 с.

5. Серегина Н. С. Музыкальная эстетика Древней Руси (по памятникам философской мысли) // Вопросы теории и эстетики музыки: сб. ст. - Л., 1974. - Вып. 13. - С. 58-78.

6. Смоленский С. В. Мусикийская грамматика Николая Дилецкого. - СПб., 1910. - 174 с.

7. Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. - М. : Унив. тип., 1846. - 46 с.

© Исаева С.А., 2016

УДК 78.04:398.8(470.345)

Л. В. Кинякина

доцент кафедры народной музыки ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» г. Саранск, Российская Федерация

О НЕКОТОРЫХ ФОРМАХ РАБОТЫ ВТОРИЧНЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ

Аннотация

В статье анализируется исполнительская специфика вторичных фольклорных ансамблей, степень близости аутентичным традициям, вопросы выбора репертуара.

Ключевые слова

Фольклоризм, локальные традиции, аутентичные коллективы, традиционная культура.

Фольклоризм, иначе вторичная форма функционирования фольклора находит воплощение в деятельности многих современных художественных коллективов, типология и формы работы которых в настоящее время достаточно многообразны. Вторичные народные хоры и ансамбли - это коллективы, «участники которых воспринимают фольклорные произведения не спонтанно с малых лет через живую традицию, а через выучку, подражание аутентичным коллективам, специальные спевки и репетиции» [2, с. 6].

Изучение традиционного метода фольклорного творчества и анализ опыта современных фольклорно-певческих коллективов дает возможность сформулировать некоторые наиболее распространенные формы работы, типичные моменты, определяющие специфику, уровень и масштаб учебно-творческой работы ансамблей фольклорного направления. Рассмотрим некоторые из них.

В своей деятельности руководители большинства фольклорных коллективов «сталкиваются, с одной стороны, с проблемами, касающимися техники вокальной работы (например, постановка голоса и др.), и, с другой стороны, с такими проблемами, как разработка и реконструкция фольклорно-этнографических материалов, освоение особенностей звучания и говора той или иной локальной традиции, специфика внедрения элементов народных традиций в современную культурную жизнь, особенности показа фольклорных образцов и обрядовых фрагментов на сцене и т.д.» [1].

Формы работы фольклорного коллектива, ставящего своей основной задачей реконструкцию и восстановление народно-песенных традиций, складываются в процессе углубленного изучения содержательных и формообразующих закономерностей явлений фольклора. В первую очередь, в процессе изучения песенных традиций перед участниками коллектива ставится задача максимально полного овладения разнообразными «языками» традиционной музыкально-песенной культуры - словесным, музыкально-исполнительским, хореографическим или акциональным. При решении этой задачи основным

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-1/2016 ISSN 2410-6070

принципом работы должен быть постоянный «контакт» с этнографическим первоисточником - работа с экспедиционными записями подлинных фольклорных образцов, а также, по возможности, общение с самими носителями традиции.

Особое внимание в процессе работы уделяется особенностям поэтического языка. Участники фольклорного коллектива должны уметь говорить на диалекте изучаемой песенной традиции, а также пользоваться им в процессе исполнения песни. «Для того чтобы не упустить ни одну важную деталь, отражающую специфику местного говора, в репетиционном процессе необходимо использовать, помимо собственно музыкально-песенных форм, и прозаические жанры фольклора (сказки, приговоры, легенды и пр.), а также привлекать записи разговорной речи носителей традиции. Особенности диалектной речи качественно взаимосвязаны с музыкально-исполнительскими закономерностями -диалектными особенностями тембра и звукоизвлечения. То или иное произношение гласных и согласных звуков влияет на качество подачи звука, например «близкий» или «глубокий», «плоский» или «объемный» звук и т.д.» [1].

В период становления любого фольклорного коллектива одной из серьезных задач является выявление потенциальных вокально-творческих возможностей каждого из участников коллектива, «преодоление сложившегося в современной ансамблевой практике стереотипа «запевала-солист и хор», который мешает творческому развитию коллектива и его приближению к подлинному этнографическому звучанию» [1]. В исполнительском процессе важна активная роль каждого участника ансамбля.

Для того чтобы добиться качественно полноценного включения в процесс ансамблевого пения каждого участника коллектива, необходимо использовать формы индивидуальной работы с каждым из них.

Одной из форм работы, а вместе с тем и одной из проблем, с которой сталкивается большинство вторичных фольклорных коллективов, является показ в сценических условиях фольклорных образцов, а тем более постановка фрагментов обрядовых комплексов. Представление фольклорно-этнографических материалов на сцене всегда имеет довольно искусственный, условный характер и требует от руководителей фольклорных коллективов особого понимания смысловых и функциональных основ произведений фольклора.

Учебно-творческая деятельность любого фольклорного коллектива начинается с осмысления эстетики народного музыкально-поэтического творчества, изучение его особенностей и приемов художественного выражения. Поэтому огромное значение для работы фольклорных ансамблей имеет фольклорная экспедиция - одна из существенных сторон учебно-творческого процесса. Фольклорную экспедицию можно считать самой ценной и желаемой формой работы в приобретении специальных знаний и навыков в области народно-песенного и народно-певческого искусства, поэтому важно, чтобы фольклорные экспедиции стали обязательной и регулярной формой работы.

В выборе фольклорного репертуара следует обязательно учитывать певческо-стилевые особенности материала и качество голосов участников ансамбля. В учебно-творческих целях в фольклорном ансамбле можно проводить лекции и беседы о родном национальном искусстве. Также важным считаем посещение концертов профессиональных исполнителей народного искусства с последующим анализом их выступления. Коллективное прослушивание исполнения произведений в записи в сочетании с заранее подготовленным руководителем устным комментарием к ним, дает слуховое представление об изучаемой песенной традиции.

Таким образом, вторичные фольклорные ансамбли представляют собой значительное явление в современной культуре различных народов. Богатые народные музыкальные традиции в настоящее время получают новую жизнь в функционировании самых различных типов фольклорных исполнительских вокальных, инструментальных, вокально-инструментальных коллективов. В каждом коллективе складываются свои формы и методы творческой работы, соответствующие социально-возрастным особенностям состава участников, направлению их творческой деятельности, степени близости аутентичным традициям.

Список использованной литературы: 1. Балакшина С. Р. О некоторых основных методах работы фольклорного коллектива «Традиция» / С. Р. Балакшина[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www.onmck.ru/resources/folklore_and_ethnographic/ text/library/? ELEMENT_ID=814

2. Бояркина Л. Б. Мордовский народный хор: типология, репертуар, обработка произведений фольклора / Из репертуара народно-хоровой капеллы Мордовского университета : Мордовский народный мелос в сочинениях Н. И. Бояркина: Учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Л. В. Кинякина; Под ред. Л. Б. Бояркиной. -Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2004. - С. 6.

© Кинякина Л. В., 2016

УДК 398.85:37(=511.152)

Л. В. Кинякина

доцент кафедры народной музыки ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» г. Саранск, Российская Федерация

МОРДОВСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы методики преподавания сольфеджио на этноматериале; представлен обзор методической литературы по типологии и специфике привлечения народной музыки в курсы теоретических дисциплин.

Ключевые слова

Национальная культура, мордовский фольклор, сольфеджио.

В настоящее время особо остро встает проблема о необходимости возрождения национальной культуры. Значительную роль в сфере культуры играет музыкальное образование, одной из важных задач которого является формирование яркой, самобытной личности, обладающей духовно-нравственной зрелостью, с собственным взглядом на мир, собственной системой ценностей, тесно связанной со своей национальной культурой.

Хорошее образование действует как отлаженный аппарат для быстрого восприятия, долгого хранения, легкой активации и творческой переработки любой поступающей извне информации. Из этого следует, что содержание учебного предмета и методика его преподавания должны доказывать свою многостороннюю эффективность. Следовательно, необходимо постоянно находить и ярче обозначать практическую применимость предмета, как для целей общего личностного развития, так и для более успешного решения ряда междисциплинарных задач.

Современное развитие музыкальной культуры выдвинуло новые требования перед профессиональным музыкальным образованием. Изучение основ национального музыкального мышления - важнейшая задача музыкального образования, так как язык народной музыки является одним из показателей самобытности этноса.

Сольфеджио является одной из самых мобильно развивающихся дисциплин в системе музыкального образования. В настоящее время значительно расширилась музыкально-содержательная часть дисциплины. Современная отечественная музыкальная педагогика, в том числе и сольфеджийная, во многом опирается на труды Б. Асафьева и Б. Яворского, посвященные проблемам музыкального образования. Мировое признание получила школа сольфеджио А. Островского, также широко известны достижения А. Мальцева, Б. Шатковского и других педагогов-новаторов в развитии творческих способностей.

Вместе с тем есть ряд проблем и неразработанных вопросов в практике и методике сольфеджио. К их числу относится воспитание слуха на основе национальной музыки. В определенной степени ее решали авторы сборников по сольфеджио, построенных на национальной музыке, в том числе А. Блок, В. Хвостенко. Известны опыты эстонских и грузинских сольфеджистов. И все же национальный материал на занятиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.