МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№3/2016
ISSN 2410-700Х
тексте нужную информацию (главу, страницу, абзац, строку). В каталоге - это рубрикация, навигационный аппарат: колонтитулы, колонцифры и т.п. [1].
В Оренбурге немало монументальных памятников, каждый своеобразен и дорог жителям города. На основе анализа различных печатных изданий, посвященных истории развития города Оренбурга и Оренбургской области, возникла идея систематизации и объединения информации о скульптурных памятниках города в единый каталог-справочник. На основе изученного материала разработана концепция издания каталога «Скульптурные памятники Оренбурга».
Неповторимо лицо любого города. Создают его не только архитектурная застройка, парки, сады, заводы и фабрики, но и памятники истории и культуры, запечатлевшие дорогие нам события, образы борцов революции, государственных деятелей, людей науки, литературы и искусства. Они призывают к борьбе и труду, воспитывают чувство патриотизма. В Оренбурге пока не создан информационный каталог, который бы содержал максимум информации о памятниках, скульптурах города, их наглядные изображения и справочную информацию. Считаем, что такой полиграфический продукт нужен читателям, которыми могут быть как учащиеся школ, жители города, а так же гости Оренбурга [2, 3]. В нем будет содержаться краткая история города Оренбурга, отражение истории города в скульптурных памятниках, варианты классификации памятников. Основная часть каталога будет освещать такие разделы: 1 - исторические памятники: создателям города, губернаторам и т.д.; 2 - памятники героям Октябрьской революции; 3 - памятники героям Великой Отечественной войны; 4 - памятники писателям, посещавшим Оренбург; 5 - памятники выдающимся людям страны, причастным к Оренбургу. В конце каталога будет карта Оренбурга с месторасположением памятников.
Список использованной литературы:
1. Горбунова Г.А., Савельева О.П. К вопросу о непрерывности дизайн-образования: проблемы и перспективы // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2015. - № 5 (180). - С. 206-211.
2. Савельева О.П., Лебедева М.А. Памятники Магнитки: учебное пособие: электронное издание -Магнитогорск, 2015.
3. Савельева О.П., Лыкова Е.С. Учебные пособия по изобразительному искусству для общеобразовательной школы: аналитический обзор// Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный журнал. 2015. №4. С. 301 - 311.
4. Устин Б. В. Учебник дизайна. Композиция, методика, практика. М.: АСТ Астрель, 2009. 254 с.
5. Хворостов Д.А. Условия формирования профессиональных компетенций студентов в процессе освоения проектных технологий // Ученые записки Орловского государственного университета. Научный журнал. Серия: гуманитарные и социальные науки. - 2013. - №2 (52). - С.337 - 341.
© Пахомов А.Н., Сулимова С.В., 2016
УДК 75.01:004
Прохоров Сергей Анатольевич
д. иск., доцент АлтГТУ, г. Барнаул, РФ E-mail: [email protected] Шадурин Александр Владимирович доцент АлтГТУ, г. Барнаул, РФ E-mail: schadurin @mail.ru
ИНТЕРАКТИВНЫЙ ДИЗАЙН И ДИСЦИПЛИНА «ЦВЕТОГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЕ»
Аннотация
В статье отражена роль цветографических преобразований как важнейшего изобразительного средства, позволяющего полноценно демонстрировать творческие замыслы. Рассмотрена специфика
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
архитектурных и дизайнерских школ проектирования, в которых компьютер используется как неотъемлемый творческий инструмент профессионального образования, умение передавать идеи и проектные предложения в создании дизайна интерактивных архитектурных форм.
Ключевые слова
Архитектура, искусство, компьютерные технологии, архитектурное проектирование, дизайн архитектурной среды, интерактивные технологии в дизайне.
Эксперименты в области связи электроники и архитектурных объектов начали проводить с середины ХХ в. В это время архитектором Седриком Прайсом и художником Гордоном Паском были сформулированы основные принципы интерактивной архитектуры во время работы над проектом «Дворец веселья». Термин «интерактивный дизайн» был введен американским кибернетиком Николасом Негропонте, который характеризовал его как взаимодействие электронных технологий с окружающей средой, с человеком посредством формы, света, цвета, звука не только в пространстве, но и в реальном времени. Интерактивность архитектуры проявляется во взаимодействие ее с пространством, временем и средой.
Создание интерфейса взаимодействия архитектурной среды с человеком возможно только с использованием электронных технологий и их интеграции в объекты средового дизайна. Таким образом, создание такого интерфейса требует не только художественно-эстетической выразительности дизайна архитектурной среды, но и решения научно-технических задач. Современный интерактивный дизайн в архитектуре необходимо рассматривать как живой организм, в котором электронные технологии есть собственная интеллектуальная программа, которая обеспечивает динамическое взаимодействие элементов здания, малых архитектурных объектов, и их составляющих с окружающей средой, человеком и между собой. Интерактивный дизайн должен обладать возможностями электроники, вычислительных технологий и художественными средствами выразительности в построении пространственных структур на основе создания своих собственных электронных программ. Интерактивный дизайн это новая форма художественно-эстетической выразительности связанная с интеллектуальным электронным программированием художественных приемов организации пространства связанной с архитектурой.
Интерактивный дизайн также как и традиционный дизайн использует классические средства художественной выразительности архитектурной среды к которым относятся: композиция, форма, цвет, тон, фактура, ритм, соподчиненность, соотношение пропорций, масштаб. Помимо этого, интерактивный дизайн имеет в своем арсенале и использует свои уникальные приемы для усиления эмоционального восприятия художественного произведения: анимация света и цвета, фото, видео, звуковое сопровождение, динамику изменения формы объекта, интерактивность. Также средством, которым оперирует современный архитектор-дизайнер, достигая гармонии и единства в интерактивном дизайне архитектурной среды, является использование смежных видов искусств.
Рисунок 1 - Интерактивная стена во взаимодействии пользователя с экраном. Медиафасад с встроенном светодиодным видеоэкраном
Кроме того, интерактивный дизайн оперирует оригинальными дополнительными техническими средствами, такими как визуализация художественных и информационных изображений с помощью смарт-стекол, различных полиэкранов, мониторов, лазерных и голографических установок, интерактивных
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
видеокамер, сенсорных датчиков, датчиков реагирующих на погодные условия (солнце, дождь, снег), а также собственное программное обеспечение.
Важно отметить, что присутствие и поведение человека является неотъемлемой частью в интерактивном дизайне архитектурной среды. Взаимодействие человека со средой, пространством, осуществляется с помощью программируемых математических алгоритмов. Основой для их построения могут служить: температура воздуха, скорость ветра, влажность воздуха, интенсивность освещения, интенсивность движения людей и т. д. Архитектурные объекты могут также «общаться» и между собой.
Для создания сложных архитектурных объектов и сооружений с применением интерактивного дизайна необходима особая подготовка новых специалистов в этой области. В ряде европейских и американских университетов проводятся исследования и осуществляются проекты «адаптивной» архитектуры, «отзывчивых поверхностей» в рамках традиционных общепринятых программ подготовки магистров «Цифрового искусства, технологии и архитектуры», например, в университете Плимута и Барлеттской архитектурной школе (Великобритания), технологическом университете (Голландия), в Нью-Йоркском университете «Парсонс. Новая школа дизайна» [1].
В институте архитектуры и дизайна Алтайского государственного технического университета в последнее десятилетие в программе обучения уделяется немалое внимание изучению электронных технологий в декоративных интерпретациях в живописи и графике, в частности в дисциплине «Цветографические преобразования в проектной культуре»[2]. Целью освоения дисциплины «Цветографические преобразования в проектной культуре» является совершенствование студентами-магистрантами базовых профессиональных знаний, навыков, умения и владения при создании интерпретаций посредством применения компьютерных технологий в живописи, связанной с архитектурной средой. Создание цветографических интерпретаций живописи необходимы при подготовке архитекторов-дизайнеров для развития индивидуального проектного языка, а также для раскрытия колористического и пространственно-цветового мышления в процессе обучения в высшей школе архитектуры и дизайна [3]. Важно развить способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, способностью на современном уровне оформлять результаты проектных работ и научных исследований с подготовкой презентаций, демонстраций, отчетов, заключений, реферативных обзоров, публикаций, а также творческой деятельности. Цветографические интерпретации основаны на преобразовании натурного материала на архитектурную тему средствами электронных технологий, используя компьютерные программы. Такие задания отрабатывают знание основ цветографических интерпретаций натурной живописи, декоративной живописи, определяют формообразующую роль цвета в архитектурно-пространственной композиции, а также развивают умение работать современными изобразительными средствами и компьютерными технологиями в живописи и проектировании с помощью компьютерных графических программ Corel, Photoshop, 3d MAX, Zbrush, V-Ray[4].
Рисунок 2 - Цветографические интерперетации на архитектурную тему выполненных с помощью компьютерных графических программ Corel, Photoshop, 3d MAX, Zbrush, V-Ray
Создание цветографических преобразований развивает владение цветом не просто как важнейшим
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№3/2016
ISSN 2410-700Х
изобразительным средством, но, прежде всего, средством проектным, позволяющим полноценно демонстрировать творческие замыслы. Для решения такой задачи необходимо знать специфику архитектурных и дизайнерских школ проектирования, в которых компьютер используется как неотъемлемый творческий инструмент профессионального образования, уметь художественными средствами представлять архитектурный замысел, передавать идеи и проектные предложения в создании
Рисунок 3 - Пример использования разработок цветографических интерпретаций в интерактивном дизайне установок динамических малых архитектурных форм
Список использованной литературы:
1. Керешун А.И. Возможности интерактивной архитектуры/ А.И. Керешун [Электронный ресурс]. - URL: book.uraic.ru/proj ect/conf/txt/.../template_artide-ar=K21 -40-k28.htm
2. Поморов С.Б.,Прохоров С.А, Шадурин А.В. Декоративная живопись и цветографические интерпретации в проектной культуре. Изд-во АлтГТУ.- Барнаул, 2010,- 141с.: ил.
3. Прохоров С.А. Шадурин А.В. «Живопись для архитекторов и дизайнеров» АлтГТУ, 2010г.
4. Прохоров, С.А. Компьютерные технологии в живописи и архитектурное пространство. Монография / С.А. Прохоров. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2013. - 173 с. : ил.
© Прохоров С.А., Шадурин А.В., 2016
УДК 784.4(470.345)
Трегулова Наталья Петровна
доцент кафедры народной музыки Института национальной культуры МГУ им. Н.П. Огарева г. Саранск, Республика Мордовия, Россия E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ СТИЛЕЙ ИСПОЛНЕНИЯ МОРДОВСКОЙ НАРОДНОЙ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ
Аннотация
В статье рассматриваются исполнительские традиции мордовской вокальной культуры мокши и эрзи; деление исполнительских стилей на группы - совместное (коллективное, хоровое, ансамблевое) исполнение, одиночное (сольное) исполнение, совместное вокально-инструментальное исполнение.
Ключевые слова
Традиционная мордовская вокальная культура, совместное и одиночное исполнение, антифонное и