Научная статья на тему 'Компьютерная техника как новый инструмент создания художественного образа в декоративной живописи и архитектурном проектировании'

Компьютерная техника как новый инструмент создания художественного образа в декоративной живописи и архитектурном проектировании Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
476
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ / АРХИТЕКТУРНАЯ КОЛОРИСТИКА / АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИСКУССТВО / ДИЗАЙН / ARTISTIC IMAGE / DECORATIVE PAINTING / ARCHITECTURAL COLOURISTICS / ARCHITECTURAL DESIGN / ART / DESIGN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шадурин Александр Владимирович

В статье рассматриваются вопросы влияния компьютерных технологий на создание художественного образа в декоративной живописи и архитектурно-дизайнерском проектировании, их взаимовлияния. Автор обосновывает положение о том, что влияние современных компьютерных технологий на образ в декоративной живописи и проектной культуре требует научного исследования процесса создания художественного образа в архитектуре и дизайне от декоративных цветографических интерпретаций в живописи до современного проектного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Шадурин Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTER TECHNOLOGY AS A NEW TOOL FOR CREATING AN ARTISTIC IMAGE IN DECORATIVE PAINTING AND ARCHITECTURAL DESIGN

The article deals with the impact of computer technology on the creation of an artistic image in decorative painting and architectural design, and their mutual influence. The author justifies the thesis that the influence of modern computer technologies on the image in decorative painting and project culture requires a scientific study of the process of creating an artistic image in architecture and design from the decorative color graphic interpretations in painting to the modern project language.

Текст научной работы на тему «Компьютерная техника как новый инструмент создания художественного образа в декоративной живописи и архитектурном проектировании»

Шадурин Александр Владимирович

КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНИКА КАК НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ И АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

В статье рассматриваются вопросы влияния компьютерных технологий на создание художественного образа в декоративной живописи и архитектурно-дизайнерском проектировании, их взаимовлияния. Автор обосновывает положение о том, что влияние современных компьютерных технологий на образ в декоративной живописи и проектной культуре требует научного исследования процесса создания художественного образа в архитектуре и дизайне от декоративных цветографических интерпретаций в живописи до современного проектного языка. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/10-1750.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 10(84) : в 2-х ч. Ч. 1. C. 191-194. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www .gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/10-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

и прагматичной стратегии, предполагавшей определенное прогнозирование миграционного потенциала отдельных регионов и дифференциацию переселенцев по этноконфессиональному признаку. Тем не менее, мотивы религиозно-идеологического порядка также неизменно оказывали влияние на характер принимаемых Портой в данной сфере решений.

Список источников

1. Шеремет В. И. Турция и Адрианопольский мир 1829 г. М.: Наука, 1975. 224 с.

2. Ahmad A. The Shrinking Frontiers of Islam // International Journal of Middle East Studies. 1976. № 2. Р. 145-159.

3. Ahmed R. Türkiye'de Mülteciler Meselesi: Macar ve Leh Mülteciler (1849-1851). Istanbul: Matbaa-i Amire, 1926. 259 s.

4. Beydilli K. 1828-1829 Osmanli-Rus Sava^inda Dogu Anadolu'dan Rusya'ya Göfürülen Ermeniler // Belgeler. 1988. № 17. S. 365-434.

5. £elik G. Osmanli Devleti'nin Nüfus ve Iskan Politikasi // Divan. 1999. № 1. S. 49-110.

6. Eren A. C. Türkiye'de Göf ve Göfmen Meseleleri. Istanbul: Nurgök Matbaasi, 1966. 119 s.

7. Eryilmaz B. Osmanli Devletinde Nüfus Sayimlari ve Nüfusun Yapisi // Türk Idare Dergisi. 1988. № 380. S. 69-91.

8. Habi^oglu B. Kafkasya'dan Anadolu'ya Göfler. Istanbul: Nart, 1993. 187 s.

9. Issawi C. The Economic History of Turkey (1800-1914). Chicago: University of Chicago Press, 1980. 404 р.

10. Karpat K. H. Ottoman Population (1830-1914): Demographic and Social Characteristics. Madison: University of Wisconsin Press, 1985. 242 р.

11. §entürk M. H. Osmanli Devleti'nde Bulgar Meselesi (1850-1875). Ankara: Türk Tarih Kurumu, 1992. 401 s.

12. Sultan Abdülhamit. Siyasi Hatiratim. Istanbul: Dergah, 1987. 179 s.

13. Ubicini A. Letters on Turkey. L.: J. Murray, 1856. 358 р.

IMMIGRATION POLICY OF THE OTTOMAN EMPIRE AT THE END OF THE XVIII - THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

Chochiev Georgii Vital'evich, Ph. D. in History V. I. Abaev North-Ossetian Institute of Humanities and Social Studies of Vladikavkaz Scientific Center of the Russian Academy of Sciences georg-choch@yandex. ru

In the XVII century the Ottoman Empire faced an acute problem of depopulation of the countryside and, as a result, a fall in tax revenues and reduction in the sources of the army needs support. This actualized for Istanbul authorities the task of finding new resources for replenishing the agrarian tax and military liable population. The influx of Muslim immigrants and refugees that started in the last quarter of the XVIII century from lost possessions and spheres of influence of Porte provided it with the necessary demographic "material". From this time until the beginning of the XX century the stimulation and regulation of immigration was one of the most important directions of Ottoman state policy.

Key words and phrases: The Ottoman Empire; demographic crisis; immigration; Resettlement Commission; Pan-Islamic policy.

УДК 75.01:72.021.2 Искусствоведение

В статье рассматриваются вопросы влияния компьютерных технологий на создание художественного образа в декоративной живописи и архитектурно-дизайнерском проектировании, их взаимовлияния. Автор обосновывает положение о том, что влияние современных компьютерных технологий на образ в декоративной живописи и проектной культуре требует научного исследования процесса создания художественного образа в архитектуре и дизайне от декоративных цветографических интерпретаций в живописи до современного проектного языка.

Ключевые слова и фразы: художественный образ; декоративная живопись; архитектурная колористика; архитектурное проектирование; искусство; дизайн.

Шадурин Александр Владимирович, доцент

Алтайский государственный технический университет имени И. И. Ползунова, г. Барнаул [email protected]

КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНИКА КАК НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ И АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

Художественный образ, согласно современной эстетике, - всеобщая категория художественного творчества, специфический способ освоения действительности, который, позволяя говорить об искусстве как особой форме познания, в то же время отличает эту форму познания от всякой иной. Художественный образ

и образ - одно из важнейших понятий гносеологии и ряда наук (психология, физиология, философия и пр.), изучающих различные аспекты познавательной деятельности. В науке под «образом» подразумевается чувственное отображение действительности, а также как эстетическое содержание этого отображения, так и заложенная в нем семантическая информация.

Специфика художественного образа в архитектуре и дизайне уже давно привлекает внимание как искусствоведов-теоретиков, так и самих архитекторов и дизайнеров. В настоящее время все чаще предпринимаются попытки определить эту специфику, сопоставляя архитектуру и дизайн с другими видами художественного творчества. При создании проектов архитектор опирается на мастерство и традиции, наработанные веками предыдущими поколениями, привнося элементы нового и воплощая свое представление художественного образа в проектной культуре. Таким образом, лейтмотивом изобразительного искусства выступают традиции архитектурного проектирования, они культурологически органично с ним связаны и актуализируются в современном искусстве. Однако в период конца XX - начала XXI века в изобразительном искусстве происходят значимые явления, связанные с возникновением и развитием новых компьютерных технологий и вхождением их в сферу пластических искусств.

Освоение навыков активного использования компьютерных программ как нового инструмента для решения прикладных цветографических, колористических задач декоративных интерпретаций в живописи необходимо для развития индивидуального художественного проектного языка в проектировании, а также для выяснения роли развития колористического и пространственно-цветового образного мышления в процессе изучения декоративной живописи в высшей школе архитектуры и дизайна [6].

Главной целью изучения декоративных интерпретаций в живописи является способствование становлению дизайнера и архитектора-колориста, владеющего принципами и закономерностями создания художественного образа и формирования пространственного и цветового облика архитектуры и дизайн-среды. Формирование художественной культуры и цветового композиционного мышления, наработка профессиональных навыков в изобразительной работе и архитектурной графике является комплексной задачей курса изобразительного искусства в целом и живописи в частности в этом сложном творческом процессе. Освоение профессиональных навыков работы изобразительными средствами и материалами, используемыми в проектной деятельности, является важной практической задачей воспитания архитекторов и дизайнеров. Эти навыки всегда традиционно осваивались в процессе декоративной живописи акварелью, гуашью, темперой, акрилом и, что немаловажно, в последнее время с все более активным использованием пакетов современных компьютерных графических программ в качестве главного профессионального инструмента современного дизайнера и архитектора, что в части визуализации позволяет приблизить дисциплину «Живопись и колористика» к практической проектной деятельности [4].

В процессе изучения компьютерных цветографических декоративных интерпретаций активно ставятся цели и задачи, в решении которых применяются компьютерные технологии: графические редакторы "Photoshop", "Corel Draw", программа "3d Max" и др., что дает больше простора для творческой фантазии, оперативного применения самых разнообразных графических фильтров, текстур, фактур, обогащения художественной, образной составляющей цветографической интерпретации объектов натуры.

В основе любого процесса освоения мастерства на пути к созданию художественного образа лежит универсальный принцип: «от простого - к сложному» - с последовательным и постепенным усложнением ставящихся целей и задач. Более важным принципом также можно обозначить закономерность, художественно-логическую последовательность декоративных преобразований на основе натурных этюдов: «от реальности - к трансформации формы и к формообразованию», учитывая особенности и различия изобразительных средств гармонизации колорита и композиции как в традиционной пространственной натурной живописи, так и в декоративной живописи на плоскости, выполненной локальными пятнами и плоскостями.

Система художественной подготовки Института архитектуры и дизайна Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова в целом органически связала все основные виды изобразительного искусства как средства профессиональной коммуникации между автором проекта и реципиентом (в данном случае - заказчиком), благодаря которым происходит синтез искусств в процессе постижения вершин специальностей архитектора, дизайнера архитектурной среды. Уверенное владение мастерством рисунка, приемами живописи и графики, умение грамотно выразить скульптурную форму - все это есть неотъемлемая часть изобразительного языка, являющегося важнейшим коммуникативным средством между творцом и зрителем, которое позволяет оптимально выразить и передать творческий замысел и идею любой проектной сложности, создать уникальный художественный образ в архитектурно-дизайнерском проекте.

В процессе применения методики собран и обобщен материал из имеющихся источников теории и практики декоративной живописи в техниках гуаши, темперы и акрила и применимых к ним технологиях исполнения. Особое значение имеет обращение к методологии изобразительного искусства таких авторов, как Ю. С. Авдеев, Н. П. Бесчастнов, Г. М. Гусейнов, В. Б. Дыминский, С. Б. Поморов [1], С. А. Прохоров [6], И. Н. Стор, А. С. Шеболдаев [1], Ю. М. Кирцер [3], а также к творческому наследию мастеров классического и современного изобразительного искусства.

Огромное внимание в Институте архитектуры и дизайна АлтГТУ им. И. И. Ползунова уделяется колориту и цветовым гармониям в живописи. Рассматриваются различные системы гармонизации цвета: Ньютона, Адамса, Оствальда, приводятся основные принципы теории гармонических сочетаний Шугаева, принцип «цветового треугольника» как гармонизатор цвета, классифицирующий основные сочетания родственных,

контрастных, родственно-контрастных и нейтральных в отношении родства и контраста цветов [1]. Изучаются характеристики основных типов колорита картины, а также дается обширный искусствоведческий экскурс о развитии создания художественного образа в искусстве на примерах различных художественных эпох и культур: восточного искусства, Античности, Средневековья, искусства эпохи Возрождения. Проводится сравнительный анализ исторического становления и развития передачи и восприятия художественного образа в известных произведениях великих мастеров живописи и архитектуры прошлого. Немаловажно обращение к известным произведениям отечественного и зарубежного искусства.

Активное применение компьютерных технологий в процессе освоения натурной живописи и компьютерных декоративных цветографических интерпретаций уже явно способствует подготовке дизайнеров и архитекторов-колористов, хорошо знающих закономерности создания живописного изображения, пространственного и цветового художественного образа архитектуры и дизайн-среды. Программа декоративной живописи для архитекторов и дизайнеров архитектурной среды строится на базе использования компьютерных техник - графических пакетов, редакторов и фильтров, что обусловлено как общими новаторскими тенденциями в искусстве, направленными на овладение самыми передовыми современными технологиями, так и в силу самой специфики архитектурного и дизайнерского проектирования, в котором компьютер является, прежде всего, основным инструментом [5]. Таким образом, выполнение колористических и цветографических задач в рамках дисциплины «Живопись и колористика» с применением компьютерных программ является значимым этапом для применения полученных знаний и в проектной деятельности. С другой стороны, углубленное изучение натуры, овладение техническими приемами и средствами выражения (линия, форма, цвет, плоскость и др.), направленными на повышение уровня и качества живописных этюдов, лежит в основе традиции русского реалистического искусства, является неоспоримой основой для создания уникального выразительного художественного образа. Свободное же применение приемов изобразительной грамоты в сочетании с использованием самых современных технических достижений в сфере компьютерных графических программ расширяет, обогащает творческий потенциал при выполнении художественных задач любого вида, направления, жанра, приводит к созданию созвучного нашему времени художественного образа.

Переосмысление подхода к предмету «Живопись и колористика» для архитектурных и дизайнерских школ в качестве конечного результата цепочки «от реалистической живописи к художественному образу декоративного преобразования и далее в архитектурный и дизайн-проект» вполне соответствует требованиям современного искусства.

Каждая эпоха нуждается в собственном осмыслении, в собственном понимании самой себя, в собственных эстетических идеалах. Конечно, в этом могут помочь великие и любимые нами произведения, созданные в прошлом. Но объяснить человека новой эпохи может только свежий и нынешний взгляд. Люди будущего не смогут обойтись без художественного осмысления своей сложной и богатой жизни, без создания своей художественной концепции личности и мира. Искусству будущего предстоит решить и совершенно новую задачу [2].

В последнем десятилетии XX века в проектной культуре архитектуры и дизайна в России еще активно использовались классические «ручные» техники, основными материалами и средствами в проектировании оставались акварельные отмывки, тушь, перо, колировки гуашью, техники коллажа, аппликации и др. В процессе освоения данных техник происходило «преодоление сопротивления материала», сами изобразительные средства того периода оказывали влияние и на художественный образ в силу специфики самих изобразительных средств. В декоративной живописи этого периода преобладали акварель и гуашь - именно те техники, которые, прежде всего, использовались в проектировании [7]. В конце XX - начале XXI века параллельно с рукотворными техниками в архитектурно-дизайнерское проектирование начинают сначала медленно, затем все стремительнее внедряться новые компьютерные технологии: графические редакторы, специальные программы для создания архитектурных проектов и дизайн-продукции. К 2005 году этот процесс ускорился с расширением возможностей и мощности компьютерной техники, в высших учебных заведениях архитектуры и дизайна происходит переход на проектирование исключительно в компьютерных программах: "AutoCAD", "ArchiCAD" и др. Рукотворные проекты становятся эксклюзивным исключением из общей тенденции компьютеризации проектного творчества. Изменение основных технических средств в проектировании оказало влияние и на декоративную живопись архитекторов и дизайнеров. В настоящее время традиционные техники и материалы используются в основном для написания натурных этюдов, сбора первоначальных материалов для дальнейших декоративных интерпретаций живописи, однако основные декоративные работы выполняются посредством применения современных компьютерных программ для работы с изображениями. Смена изобразительных средств вносит изменения и в сам художественный образ, язык создания художественного образа становится современным и динамичным. Возникают новые, соответствующие времени формы отображения реальности, наполненные новым содержанием. Декоративная живопись и цветографические компьютерные интерпретации живописных работ, таким образом, диалектически оказывают влияние на создание художественного образа в проектных работах, являясь широким полем для художественных экспериментов.

Исследуя тенденции уверенного вхождения в искусство декоративной живописи, архитектурного и дизайнерского проектирования новых компьютерных технологий, мы можем выделить ряд существенных положений:

1. Влияние современных компьютерных технологий на создание художественного образа в декоративной живописи и проектной культуре требует научного исследования процесса создания художественного

образа в архитектуре и дизайне от декоративных цветографических интерпретаций в живописи до современного проектного языка.

2. Использование современных компьютерных технологий в художественном процессе способствует становлению современного изобразительного языка, что значительно обогащает, расширяет возможности создания сложного современного художественного образа в архитектуре и дизайне.

3. Исследование синтеза изобразительных приемов и компьютерных технологий как явления новаторства в искусстве совершенствует проектный язык.

Список источников

1. Бесчастнов Н П., Кулаков В. Я., Стор И. Н., Авдеев Ю. С., Гусейнов Г. М., Дыминский В. Б., Шеболдаев А. С. Живопись. М.: Легкая промышленность и бытовое обслуживание, 1993. 256 с.

2. Борев Ю. Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. 496 с.

3. Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись. М.: Высшая школа, 1992. 270 с.

4. Поморов С. Б., Прохоров С. А., Шадурин А. В. Декоративная живопись и цветографические интерпретации в проектной культуре: учебное пособие. Барнаул: АлтГТУ, 2009. 141 с.

5. Прохоров С. А. Компьютерные технологии в живописи и архитектурное пространство. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2013. 173 с.

6. Прохоров С. А., Шадурин А. В. Живопись для архитекторов и дизайнеров: учебное пособие. Барнаул: АлтГТУ, 2008. 222 с.

7. Прохоров С. А., Шадурин А. В. Живопись и колористика. Барнаул: АлтГТУ, 2013. 41 с.

COMPUTER TECHNOLOGY AS A NEW TOOL FOR CREATING AN ARTISTIC IMAGE IN DECORATIVE PAINTING AND ARCHITECTURAL DESIGN

Shadurin Aleksandr Vladimirovich, Associate Professor Polzunov Altai State Technical University, Barnaul [email protected]

The article deals with the impact of computer technology on the creation of an artistic image in decorative painting and architectural design, and their mutual influence. The author justifies the thesis that the influence of modern computer technologies on the image in decorative painting and project culture requires a scientific study of the process of creating an artistic image in architecture and design from the decorative color graphic interpretations in painting to the modern project language.

Key words and phrases: artistic image; decorative painting; architectural colouristics; architectural design; art; design.

УДК 304.2

Философские науки

В статье затрагивается проблема формирования этического образа сотрудника полиции. Обращено внимание на этическое содержание служебной деятельности сотрудников полиции, определена роль патриотического, нравственного, эстетического воспитания. Автором предложены нравственные ориентиры служебной деятельности сотрудников полиции, представленные в виде норм поведения, моральных ценностей, морально-психологических механизмов самоконтроля.

Ключевые слова и фразы: воспитание; моральные ценности; моральный выбор; нравственные принципы; нормы поведения; самоконтроль; сотрудник полиции.

Шацкая Екатерина Александровна, к. соц. н.

Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел России, г. Иркутск Katerina_shat@mail. гы

ЭТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

В современном мире решение проблемы этического воспитания молодежи приобретает актуальное значение. Современная молодежь, независимо от выполняемых ею социальных ролей, нуждается во внимании как со стороны государственных институтов, так и со стороны общества. Это связано с тем, что в настоящее время такие вопросы, как отсутствие государственной программы профессиональной ориентации, компьютеризация общества, общественный информационный коллапс приобретают свою остроту.

Несмотря на существующие государственные программы, в той или иной мере касающиеся развития молодежной среды, например, такие как государственные программы РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы» [3], «Информационное общество (2011-2020 годы)» [2], «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» [1] и др., требуется комплексный подход к формированию нравственных основ молодежи. Проблема многоликая, требующая всестороннего изучения, затрагивающая такие направления, как социология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.