Научная статья на тему 'Дизайн: от наброска до компьютерных технологий. Компьютерная техника в дисциплине «Живопись»'

Дизайн: от наброска до компьютерных технологий. Компьютерная техника в дисциплине «Живопись» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИВОПИСЬ / АРХИТЕКТУРНАЯ КОЛОРИСТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / PAINTING / ARCHITECTURAL COLORISTIC / INNOVATIVE ACTIVITY / NEW EDUCATIONAL PROGRAMS / THE INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поморов С. Б., Прохоров С. А., Шадурин А. В.

В работе описаны современные аспекты инновационной деятельности в сфере преподавания дисциплины «Живопись и архитектурная колористика» в высшей архитектурно-дизайнерской школе, задачи и пути дальнейшего его развития, предложены изменения в организации и системе его развития в плане увеличения доли самостоятельной работы студентов в учебном процессе с активным внедрением компьютерной техники, с опорой на имеющийся опыт внедрения новых форм организации самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поморов С. Б., Прохоров С. А., Шадурин А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN: FROM SKETCHES TO COMPUTER TECHNOLOGY. COMPUTER TECHNOLOGY IN DISCIPLINE "PAINTING"

The paper describes the current aspects of innovation in teaching discipline, "Art and Architecture coloring" to the highest architectural and design schools, challenges and ways to further its development, the proposed changes to the organization and its development in terms of increasing the proportion of independent work of students in the learning process with active introduction of computer technology, building on existing experience of new forms of organizing independent work of students.

Текст научной работы на тему «Дизайн: от наброска до компьютерных технологий. Компьютерная техника в дисциплине «Живопись»»

ной жизнью», «наличием хороших и верных друзей» и «свободой». Можно сказать, что выборы студентов данной специальности достаточно однородны, то есть относятся к одной категории. Для эффективной работы по данной специальности неотъемлемой составляющей образа мира профессионала являются непримиримость к недостаткам в себе и других, независимость, образованность. Четкость и однозначность в выборе может отражать специфику факультета. Физика и математика - точные науки, это влияет на приоритеты, взгляды, убеждения и, конечно, на личность будущего преподавателя данной специальности.

Наиболее значимыми чертами образа мира личности студента факультета технологии и экономики является желание иметь интересную работу, уверенность в себе. А также немаловажна материально обеспеченная жизнь, при условии, что специалист будет эффективен в делах, будет проявлять смелость в отстаивании своего мнения и взглядов, а также ответственен - так как экономику относят к точным наукам, то данный выбор вполне оправдан

Психологи считают, что важнее всего для них как профессионалов - «познание», самосовершенствование, практический опыт, «развитие» и «уверенность в себе». «Терпимость», которой отдано большее предпочтение, чем остальным категориям, согласуется с содержанием и функциями их профессии. Принятие такой черты как «рационализм» - свидетельствует об осмысленном подходе к получаемой психологами профессии. У представителей данного факультета на-

Библиографический список

блюдается стойкий интерес к получаемым знаниям, желание учиться, «симпатия» к выбранной специальности.

Несмотря на общую педагогическую направленность вуза, у студентов каждого факультета выражены черты, характерные профессионалам только того направления по которому они получают специальность. Особенностью образа мира студентов всех специальностей, кроме представителей психологического факультета, явилось некоторое «неосознание» смысла получаемой профессии («я - «математик», «физик», «экономист», «филолог», «историк или юрист» - именно так описали себя и свою будущую профессию опрашиваемые, забывая о том, что они получают в первую очередь педагогическое образование, подразумевающее работу с людьми, детьми в школе). Студенты психологического факультета оказались единственными, кто сомневался в знаниях, полученных в процессе обучения, т.е. «я еще не профессионал», «мне нужно много работать, чтобы стать знающим специалистом», «не хватает опыта», абсолютно противоположны мнения опрашиваемых других факультетов - в большинстве своем испытуемые, начиная с третьего курса, считают себя готовыми работать по специальности и имеют достаточно опыта и знаний.

Итак, сформированность образа мира, видения окружающей действительности через призму профессии, максимально объективное оценивание себя как профессионала (собственных знаний, качеств и желаний), напрямую зависит от деятельности в которую включен индивид.

1. Клочко, В.Е. Самореализация личности: системный взгляд / В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский // Под редакцией Г.В. Залевского. - Томск: Изд-во Томского университета, 1999.

2. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР. - в 2-х тт. - М.: Педагогика, 1983. - Т. II.

3. Стрелков, Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. - М.: Академия; Высшая школа, 2001.

4. Зинченко, В.П. От генезиса ощущений к образу мира: А.Н. Леонтьев и современная психология: сборник статей памяти А.Н. Леонтьева / под ред. А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, О.В. Овчинниковой, О.К. Тихомирова. - М.: Изд-во МГУ, 1983.

5. Климов, Е.А. Психология профессионала. - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1996.

6. Артемьева, А.Г. Основы субъективной семантики. - М.: Наука; Смысл, 1999.

7. Краснорядцева, О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической работы. - Барнаул, 1998.

8. Юсупов, П.Р. Психологические особенности профессионального образа мира личности: дис. ... канд. психол. наук. - Барнаул, 2003.

Статья поступила в редакцию 13.02.10

УДК 75. 02. 322 (075.:

С.Б. Поморов, д-р архитектуры, проф.; С.А. Прохоров, канд. психол. наук, проф.;

А.В. Шадурин, доц. АлтГТУ, г. Барнаул, E-mail: instibox@mail.ru

ДИЗАЙН: ОТ НАБРОСКА ДО КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНИКА В ДИСЦИПЛИНЕ «ЖИВОПИСЬ»

В работе описаны современные аспекты инновационной деятельности в сфере преподавания дисциплины «Живопись и архитектурная колористика» в высшей архитектурно-дизайнерской школе, задачи и пути дальнейшего его развития, предложены изменения в организации и системе его развития в плане увеличения доли самостоятельной работы студентов в учебном процессе с активным внедрением компьютерной техники, с опорой на имеющийся опыт внедрения новых форм организации самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: живопись, архитектурная колористика, инновационная деятельность, новые образовательные программы,

самостоятельная работа студентов.

В настоящее время, в момент разработки и утверждения ФГОС ВПО третьего поколения по направлениям «Архитектура» и «Дизайн», всё чаще звучит вопрос: «Зачем надо изучать предмет «Живопись» архитекторам и дизайнерам, когда эти профессии могут обойтись и без него?» Хорошо это или плохо, когда архитектор и дизайнер свободно умеют рисовать, писать? Действительно ли пришло историческое время отказаться от этих умений? Готовы ли мы к этому? Есть ли для этого теоретические основания? Не потеряет ли при этом наше образование? В какой мере внедрять прогрессивные технологии преподавания такой науки, как «Живопись», в архитектурно-дизайнерское образование? Есть ли необходимость сегодня сохранять преемственность развития обучения станковой живописи для архитекторов и дизайнеров? Зачем изучать весь комплекс основ знаний, когда можно опереться на конечные достижения искусства и техники сегодняшнего дня

и на их основе идти дальше, получая необходимые результаты? Могут ли колористические схемы «саморазви-ваться» и переходить на новые уровни без реального цветового переживания в процессе занятия живописью, живого восприятия данной нам природой, непосредственно изучая, расширяя ее, открывая в ней новые грани и направления?

Наш взгляд: Концепция преподавания предмета «Живопись» полагает сохранение эволюционного пути развития предмета от непосредственно реалистического восприятия (изображения) до современных компьютерных технологий.

Исходя из практического многолетнего опыта преподавания предмета «Живопись» по специальностям «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды», мы готовы показать правильность (на наш взгляд) построения единой системы общего развития станковой классической живописи как основы (фундамента) перехода ее в постнеклассическую, через

новые компьютерные технологии, перехода в процесс художественного и архитектурного проектирования. Использование компьютерных программ позволят усилить логику и методы обучения живописным приемам и значимость ее в процессе обучения архитектурному проектированию.

«В художественной культуре действует закон нарастания количества её языков, обусловленный тем, что творческий характер культуры, её обогащение и расширение могут происходить лишь при условии минимум двойного «перевода» исходной идеи... Нарастание количества языков художественной культуры обеспечивает ускорение приращения концептуального смысла, рост художественных идей. Прежде всего, нарастание художественных языков проявляется в рождении новых видов искусства, в возникновении новых типов взаимодействия и синтеза искусств, в нарастании выразительных средств каждого искусства. Эта тенденция расширения семиотических параметров культуры продолжится в будущем» [1].

«Современные проблемы изучения пространства в архитектурном образовании являются междисциплинарными, обеспечивая основания для взаимопроникновения различных наук и искусств. Освоение понятия пространства дает основание и возможность выходить за пределы научного знания, получая информацию в искусстве, в частности в искусстве живописи, как особой форме познания человеком окружающего мира и является важной для оптимизации процесса обучения художественным приемам передачи пространства» [2].

Дизайнер-архитектор, в силу широты своей профессии, имеет самое прямое отношение к живописи и владеет цветом как важнейшим изобразительным средством. Овладение профессиональными приемами в живописи, знание технологии работы живописными материалами, различных техник и способов академической и декоративной живописи, умение применять эти знания на практике развиваются поэтапно, от изучения теории цветовых гармоний и этюдов с натуры к декоративному обобщению, интерпретации натуры, трансформации форм и объёмов сначала на плоскости, а в дальнейшем и в пространстве, что необходимо для архитектора, дизайнера архитектурной среды, как способ минимальными, лаконичными изобразительными средствами добиться максимальной выразительности своего графического языка как основы будущей коммуникации между автором архитектурного, дизайнерского проекта и потребителем.

Комплексной итоговой задачей курса живописи является формирование художественной культуры и цветового композиционного мышления студентов, наработка профессиональных навыков в изобразительной работе и архитектурной графике. Эти навыки осваиваются в процессе декоративной живописи гуашевыми, темперными, акриловыми красками и, что не менее важно, с использованием на старших курсах современных компьютерных графических программ как инструмента современного архитектора и дизайнера, что позволяет приблизить дисциплину «Живопись и архитектурная колористика» к практической проектной деятельности в части визуализации. В основе методики лежит универсальный принцип: «от простого - к сложному» в части используемой учебной рабочей программы с постепенным и последовательным ус-

ложнением ставящихся задач. Как не менее важный методический принцип также можно обозначить закономерность, художественно-логическую последовательность декоративных интерпретаций на основе этюдов с натуры: «от реальности - к трансформации формы и к формообразованию», с учётом особенностей и различия изобразительных средств гармонизации колорита и композиции в пространственной живописи и в плоскостно-декоративной живописи локальными пятнами или цветной графике.

В процессе применения методики собран и обобщён материал из имеющихся источников теории и практики декоративной живописи в техниках гуаши, темперы и акрила и применимых к ним технологиях исполнения. Имеет место обращение к методологии живописи таких авторов, как Н.П. Бес-частнов В. Я. Кулаков, И.Н. Стор, Ю.С. Авдеев, Г. М. Гусейнов, В. Б. Дыминский, А.С. Шеболдаев (Живопись)[3], Ю.М. Кирцер (Рисунок и живопись) [4], а также к творческому на-

Огромное внимание уделяется цветовым гармониям и колориту в живописи. Рассматриваются различные системы гармонизации цвета: Ньютона, Адамса, Оствальда, приводятся основные принципы новой теории гармонических сочетаний Шугаева, принцип «цветового треугольника» как инструмента гармонизации цвета. Включены характеристики различных типов колорита картины, а также широкий исторический экскурс о становлении представлений пространственности в живописи на примерах различных художественных культур и эпох: античности, средневековья, ренессанса, восточного искусства. Проводится сравнительный анализ исторического становления и развития восприятия и передачи цвета и пространства в известных произведениях великих художников прошлого.

Внедрение и применение компьютерных технологий в процессе обучение живописи и декоративным преобразованиям будет способствовать подготовке дизайнеров и архитек-торов-колористов, хорошо знающих закономерности формирования живописного изображения и пространственно-цветового облика архитектуры. Углубленное и тщательное изучение натуры, освоение технических приёмов и средств выражения (линия, форма, цвет, плоскость и др.), направленные на повышение уровня и качества учебных живописных работ, лежит в основе школы русского искусства. Свободное владе-

следию мастеров классической и современной живописи.

ние приёмами изобразительной грамоты с применением но- венного осмысления своей сложной и богатой жизни, без соз-

вейших технических достижений в сфере компьютерных графических программ обогащает, расширяет и углубляет творческий потенциал при выполнении заданий любого вида, жанра, направления.

Мы считаем, что предложенный нами переосмысленный подход к методике преподавания предмета «Живопись» для архитектурных и дизайнерских школ как конечный результат цепочки «от реалистической живописи на выход художественного образа декоративного преобразования и далее в архитектурный и дизайн проект» соответствуют современным требованиям образования.

«Каждая эпоха нуждается в собственном осмыслении, в собственном понимании самой себя, в собственных эстетических идеалах. Конечно, в этом могут помочь великие и любимые нами произведения, созданные в прошлом. Но объяснить человека новой эпохи может только свежий и нынешний взгляд... Люди будущего не смогут обойтись без художест-

дания своей художественной концепции личности и мира. Искусству будущего предстоит решить и совершенно новую задачу» [5].

Труфанова Е., 4 курс, группа Арх-51, преподаватель -Прохоров С. А. Ряд цветографических преобразований, ведущих от «живой натуры» через трансформацию образа к абстрактной архитектурной композиции [6].

Библиографический список

1. Борев, Ю.Б. Эстетика. - М.: Политиздат,1988.

2. Прохоров, С. А. Живопись для архитекторов и дизайнеров / С. А. Прохоров, А.В. Шадурин. - Барнаул: АлтГТУ, 2008.

3. Бесчастнов, Н.П. Живопись / Н.П. Бесчастнов, В.Я. Кулаков,

И.Н. Стор, Ю.С. Авдеев, Г.М. Гусейнов, В.Б. Дыминский, А. С. Шеболдаев. - М., 1993.

4. Кирцер, Ю.М. Рисунок и живопись : практическое пособие. - М.: Высшая школа, 1992.

5. Борев, Ю.Б. Эстетика. - М.: Политиздат,1988.

6. Поморов, С.Б. Декоративная живопись и цветографические интерпретации в проектной культуре. / С.Б. Поморов, С.А. Прохоров, А.В. Ша-дурин. - Барнаул: АлтГТУ, 2009.

Статья поступила в редакцию 26.02.10

УДК 025.2:[[026.076.4:061.6:061.12(571)]:[050(1-82-87)]]:001.8

Л.В. Босина, зав. ОКИЛ ГПНТБ СО РАН, E-mail: larbos@spsl.nsc.ru; Н.Н. Шабурова, канд. пед. наук, зав. научной библиотекой ИФП СО РАН, г. Новосибирск, E-mail: shaburova@ngs.ru

АНАЛИЗ УРОВНЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ УЧЕНЫХ СО РАН В ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ

Рассмотрены потоки зарубежных периодических изданий, поступающие в СО РАН по различным каналам и источникам финансирования. Показано, что в процессах информационного обеспечения ученых происходит не простое замещение бумажных журналов на электронный доступ к ним, как предсказывалось, а организация библиотеками СО РАН доступа к информации, сосредоточенной в научных периодических изданиях, на основе взаимодействие этих двух форм.

Ключевые слова: информационные потребности ученых, комплектование иностранными научными журналами, электронные журналы.

Работа Централизованной библиотечной системы (ЦБС) налы продолжают оставаться основной частью приобретения

СО РАН, как посредника научного общения, вплетена в про- иностранной литературы в библиотеках СО РАН. Вопрос,

цессы науки, культуры, образования. Именно эти сферы дея- насколько имеющийся поток зарубежных периодических ис-

тельности в первую очередь взаимосвязаны с информацион- точников удовлетворяет информационные потребности учеными технологиями и телекоммуникационными системами, ных и специалистов, становится все более актуальным для

развитие которых значительно влияет на структуру информа- библиотечной системы СО РАН. Его изучение может позво-

ционных потоков. лить оценить существующую систему комплектования ЦБС

Нам известно, что статьи в журналах продолжают оста- СО РАН этим видом изданий и помочь определить направле-

ваться наиболее оперативной и востребованной формой науч- ние ее дальнейшего развития.

ной публикации во всех научных дисциплинах; научные жур-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.