Научная статья на тему 'Авторская и редакторская деятельность в системе социального творчества: структурные аспекты'

Авторская и редакторская деятельность в системе социального творчества: структурные аспекты Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
683
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРСКАЯ И РЕДАКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЖУРНАЛИСТИКА / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / AUTHOR''S AND EDITORIAL ACTIVITY / JOURNALISM / MEDIA SPACE / SOCIAL CREATIVITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лащук О.Р., Смирнова О.В., Свитич Л.Г., Шкондин М.В.

В статье системно проанализированы ключевые категории, связанные с авторской и редакторской деятельностью в журналистике. Представлена программа исследования, целью которого является изучение основных критериев и факторов эффективности авторской и редакторской деятельности в контексте оптимизации современного медиапространства и выявление особенностей авторской и редакторской компетенций современного российского журналиста. Исследована медиареальность как целостная система, как фактор интеллектуализации общества, как одно из необходимых структурных образований медийного пространства. Медиареальность вбирает в себя важнейшие интеллектуальные ресурсы, представляя собой консолидируемый в медиатексте общественный интеллект как медийный информационный потенциал, в котором должны быть адекватно отражены те ресурсы, которые способствуют реализации интересов личности и общества в рамах субъективного фактора цивилизационного развития, отражающие условия социальной практики, непрерывно изменяющиеся в повседневной реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTHOR''S AND EDITORIAL ACTIVITY IN THE SOCIAL CREATIVITY SYSTEM: STRUCTURAL ASPECTS

The article systematically analyzes key categories related to the author and editorial activities in journalism. The research program is presented, the purpose of which is to study the main criteria and factors of the effectiveness of the author and editorial activities in the context of the optimization of the modern media space and to identify the features of the author and editorial competencies of the modern Russian journalist. The media reality as complete system, as factor of societys intellectualization, as one of necessary structural formations of media space is investigated. The media reality incorporates the major intellectual resources, representing the public intelligence as media information potential consolidated in the media text where those resources which promote the realization of personality interests and society in frames of a subjective factor of civilizations development reflecting the conditions of social practice which are continuously changing in everyday reality have to be adequately reflected.

Текст научной работы на тему «Авторская и редакторская деятельность в системе социального творчества: структурные аспекты»

УДК: 070

ББК: 80: 76.0

Лащук О.Р., Смирнова О.В., Свитич Л.Г., Шкондин М.В.

АВТОРСКАЯ И РЕДАКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА: СТРУКТУРНЫЕ АСПЕКТЫ

Lashchuk O.R., Smirnova O. V., Svitich L. G., Shkondin M. V.

AUTHOR'S AND EDITORIAL ACTIVITY IN THE SOCIAL CREATIVITY SYSTEM: STRUCTURAL ASPECTS

Ключевые слова: авторская и редакторская деятельность, журналистика, медиапро-странство, социальное творчество.

Keywords: author's and editorial activity, journalism, media space, social creativity.

Аннотация: в статье системно проанализированы ключевые категории, связанные с авторской и редакторской деятельностью в журналистике. Представлена программа исследования, целью которого является изучение основных критериев и факторов эффективности авторской и редакторской деятельности в контексте оптимизации современного медиапространства и выявление особенностей авторской и редакторской компетенций современного российского журналиста. Исследована медиареальность как целостная система, как фактор интеллектуализации общества, как одно из необходимых структурных образований медийного пространства. Медиареальность вбирает в себя важнейшие интеллектуальные ресурсы, представляя собой консолидируемый в медиатексте общественный интеллект как медийный информационный потенциал, в котором должны быть адекватно отражены те ресурсы, которые способствуют реализации интересов личности и общества в рамах субъективного фактора цивилизационного развития, отражающие условия социальной практики, непрерывно изменяющиеся в повседневной реальности.

Abstract: the article systematically analyzes key categories related to the author and editorial activities in journalism. The research program is presented, the purpose of which is to study the main criteria and factors of the effectiveness of the author and editorial activities in the context of the optimization of the modern media space and to identify the features of the author and editorial competencies of the modern Russian journalist. The media reality as complete system, as factor of societys intellectualization, as one of necessary structural formations of media space is investigated. The media reality incorporates the major intellectual resources, representing the public intelligence as media information potential consolidated in the media text where those resources which promote the realization of personality interests and society in frames of a subjective factor of civilizations development reflecting the conditions of social practice which are continuously changing in everyday reality have to be adequately reflected.

Методологические основы исследования

Российское медиапространство на современном цивилизационном этапе решает целый ряд важнейших общественных задач, в том числе связанных с развитием публичности социальной практики и наиболее эффективным использованием актуальных интеллектуальных ресурсов в процессе освоения действительности. В период постиндустриального развития возникают многочисленные возможности для социального твор-

чества в различных сферах постижения и преобразования мира. Каждая личность как представитель коллективного социального пространства использует информационный потенциал СМИ, в том числе результаты деятельности авторского и редакторского медиасообщества1.

1 Вартанова Е.Л. Современные российские исследования СМИ: обновление теоретических подходов // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2015. - № 6. - С. 5-26; Демина И.Н., Шкондин М.В. Медиасистема России: методо-

Журналистская деятельность, прежде всего авторская и редакторская, призвана активно взаимодействовать с социальным творчеством, отражая его в медиапростран-стве в целом, а также в содержании отдельных средств массовой информации. В контексте инновационного подхода к современному массовому информационному процессу актуализируются задачи по оптимизации всех структурных образований ме-диасистемы, в том числе аудиторных, экономических, технологических и др. Однако углубленное изучение критериев и факторов повышения качества создания и редактирования текстов для медиа представляется насущной необходимостью в новых условиях развития и трансформации современной журналистики, поскольку напрямую связано с оптимизацией медиапространства России.

Субъективный фактор цивилизацион-ного развития располагает важной системной закономерностью: он представляет собой единство сознания и действия, обеспечивающего общественный прогресс1. Важно содействовать оптимальному развитию общества адекватно достижениям в духовном и материальном производстве, в котором участвуют все активные силы общества: личность, группы, общности, организации, институты на базе их социального творчества в рамках духовного и материального производства. Характер этого движения отражается (репрезентируется) в информационном потенциале общества, который призван вбирать в себя важнейшие информаци-

логические аспекты оптимизации // Вопросы теории и практики журналистики. - 2016. - Т. 5, № 2. -С. 187-199; Лащук О.Р., Смирнова О.В., Свитич Л.Г., Шкондин М.В. Медиапространство как структурный инвариант медиасистемы // Актуальные проблемы медиаисследований - 2018. - М.: Факультет журналистики МГУ, 2018. - С. 179-182; Шкондин М.В. Журналистика как интеллектуальная система: аспекты целостности // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2016. - Т. 26, № 2. -С. 175-182; Шкондин М.В. Системность и организованность медиасферы: интегративные аспекты // Вопросы теории и практики журналистики. - 2018. - Т.

7, № 1. - С. 177-186.

1 Смирнова О.В., Свитич Л.Г., Шкондин М.В. Медиапубличность социальной практики: системные характеристики // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2018. - Т. 1, № 1. - С. 171-181.

онные ресурсы социальной практики, которые имеют возможность оптимизировать настоящее и конструировать будущее. Если информационный потенциал - это оптимальный набор информационных ресурсов, создаваемых социальным творчеством, то медиареальность - это фактический набор информационных ресурсов, о которых смогли сообщить, пополнив информационное поле СМИ, представители социального творчества.

Непрерывное обновление материали-зированного в медиатексте потенциала общества вбирает в себя выявленные, собранные и объясненные знаниевые, аксиологические и поведенческие ресурсы, совокупность которых образует постоянно трансформируемую медиареальность. Функционирование оптимальных медийных структур, связанных с формированием и освоением медиареальности различными аудиторными группами, мультиплицирует медиаре-сурсы в пространстве и времени, что меняет медиакартину мира в индивидуальном и коллективном сознании, превращает потенциальную информацию в реальную. Такое единство сознания и действия может быть сформировано только на основе социального творчества как системного образования, в котором непосредственное и активное участие призвана принимать журналистика.

Активизация современных медиаис-следований в значительной степени связана с потребностью в оптимизации медиапро-странства. В этом аспекте комплексное изучение структуры медиапространства представляется крайне актуальным .

Одной из основных системных задач в изучении медиапространства является определение его целостности и взаимосвязанности различных структурных элементов. Именно гармоничное соединение компонентов системы медиа с их средой позволяет создать постоянное информационное взаимодействие между всеми участниками массового информационного процесса из

2 Вартанова Е.Л. О современном понимании СМИ и журналистики [Электронный ресурс] // Ме-диаскоп. - 2010. - Вып. 1. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru; Вартанова Е.Л. Современная структура и динамика медиасистемы // Медиаси-стема России. - М.: Аспект Пресс, 2017. - С. 20.

всех сфер социальной практики. Создаваемая при этом система общественных отношений по поводу массового информационного взаимодействия преследует цель обеспечения взаимодействия между личностью, группами, общностями, организациями в рамках субъективного фактора цивилизаци-онного развития.

Медиапространство представляет собой конструкцию, каркас медиасистемы, ее «скелет». Совокупность структурных единиц как целостное образование имеет следующие структурные составляющие:

1. Единое информационное поле медиа как совокупность медиатекстов1. Оно представляет собой медиареальность, которая отображает информационный потенциал общества и вбирает в себя поток медиа-сообщений из различных сфер социальной практики, специализирующихся на различных способах освоения мира (теоретическом, художественном, практическом, духовно-практическом). Обеспечение соответствия содержания информационного поля СМИ интеллектуальному потенциалу общества и непрерывности процесса его обновления - важнейшее требование медиапуб-личности социальной практики.

2. Редакционная целостность, включающая в себя авторскую и редакторскую медиаобщности. Авторская медиаобщность - это по сути субъект-субъектные отношения между всеми участниками массового информационного процесса. Субъектом этого процесса являются участники творческой деятельности - научной, художественной, публицистической, политической, экономической и др. Широкая авторская ме-диаобщность, создающая актуальные инновационные ресурсы, обеспечивает публичность социального пространства на основе медийных средств, а также публичность со-

1 Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. - М.: Меди-аМир, 2013; Добросклонская Т.Г. Медиатекст: теория и методы изучения // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2005. - № 2. -С. 28-34; Фролова Т.И. Гуманитарная повестка российских СМИ: тенденции развития // Журналистика в системе альтернативных источников информации: Материалы науч. конф. Н. Новгород, 14 марта 2017 г. -Н. Новгород: Изд-во Нац. исслед. Нижегород. гос. ун-та им. Н.И. Лобачевского, 2017. - С. 10-18.

циальной практики, осуществляемой в этом пространстве. Авторская общность представляет собой коллективный субъект массового информационного процесса, который имеет как устойчивую составляющую штатных сотрудников редакций, выполняющих обязанности репортеров, аналитиков, очеркистов, фельетонистов, так и изменчивую часть авторской журналистики - авторов, экспертов из экономической, политической, художественной, образовательной и других сфер жизни общества.

Редакторская медиаобщность объединяет тех, кто осуществляет планирование, редактирование медиатекстов: научное, титульное, литературное, художественное, оформительское, а также тех, кто формирует концепции различных СМИ и осуществляет их реализацию, обеспечивая актуальность, новизну, научную, эстетическую, практическую значимость медиатекстов, удовлетворяющих потребностям различных аудиторных групп.

3. Медиапространство располагает технологической структурой материально-технической базы средств массовой информации, а также экономической структурой, обеспечивающей экономические отношения между участниками массового информационного процесса.

4. Аудиторная медиаобщность охватывает всех тех, кто испытывает и удовлетворяет опосредованные медиатехнология-ми информационные потребности. Динамическим интегративным качеством аудиторной медиаобщности является непрерывная обновляемость в ее сознании медиакартины мира.

5. Медийная организованность массового информационного процесса связана с созданием и осуществлением информационной политики. Ее задача состоит в постоянном обновлении совокупности медиатек-стов в информационном поле СМИ с учетом ресурсов каждой социальной общности, в соответствии с ее информационными по-требностями2.

2 Лащук О.Р., Смирнова О.В., Свитич Л.Г., Шкондин М.В. Медиапространство как структурный вариант медиасистемы // Актуальные проблемы ме-диаисследований - 2018. - М.: Факультет журналистики МГУ, 2018. - С. 179-181.

Медиареальность как системный объект представляет собой совокупность ме-диаресурсов, которые она вбирает в себя, чтобы репрезентовать их участникам социальной практики из различных социальных пространств1. Медиареальность не должна быть случайным набором различных знани-евых, аксиологических и поведенческих ресурсов. Ее системная закономерность -быть адекватной движению интеллектуального потенциала общества, создаваемого в процессе творческой деятельности в сферах экономической, политической, художественной и других реальностей2. Медиаре-альность призвана непрерывно воссоздавать, обновлять интеллектуальный потенциал общества, осуществляя в медиатексте репрезентацию самодвижения интегрированного общественного интеллекта, который должен оптимизировать настоящее и конструировать будущее социальной практики общества3.

Медиареальность, создаваемая в российском медиапространстве и осваиваемая представителями социальной практики, пока не может изжить в себе значительный дефицит публичности. По этой причине значимая часть инновационных ресурсов, рожденных социальным творчеством, не становится частью медиапространства и предметом диалога в дискурсивных пространствах экономики, политики, образования, культуры. В этих условиях вовлечение в процессы взаимодействия посредством СМИ широкого круга творчески активных авторов из различных сфер социальной практики также происходит недостаточно активно. В результате этого не реализуются информационные потребности аудиторных

1 Маклюэн М. Понимание медиа: внешнее расширение человека. - М.: Кучково поле, 2018; Ме-диафилософия: формирование дисциплины // Ме-диафилософия. Основные проблемы и понятия / Под ред. В.В. Савчука. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского философского общества, 2008. - С. 7-39.

2 Келле В.Ж. Интеллектуальное и духовное начала в культуре. - М.: ИФРАН, 2011.

3 Вартанова Е.Л. Факторы модификации рос-

сийских СМИ и проблемы социальной ответственно-

сти [Электронный ресурс] // Медиаскоп. - 2009. -Вып. 1. - Режим доступа: www/mediascope.ru/ node/261; Субетто А.И. Методологические основания ноосферно-ориентированного синтеза наук в XXI веке. - СПб.: Астерион, 2013.

групп из различных социальных пространств: как создателей актуальных медиа-ресурсов, так и их потребителей. Таким образом, функциональная целостность ме-диасистемы, ее структурная, коммуникационная и организационная целостности нуждаются в непрерывной модернизации.

Оптимизированная медиареальность делает социальную практику публичной, обеспечивая оптимальное взаимодействие таких реальностей, как экономическая, политическая, научная, художественная и др. Особо следует сказать о такой важной категории, как повседневность, которая представляется как постоянно обновляющаяся реальность. Повседневность, повседневная жизнь - это область социальной реальности, целостный социокультурный жизненный мир, предстающий «естественным», самоочевидным условием жизни человека4. Повседневность Э. Гуссерль трактовал как динамичный жизненный мир человека5. Обеспечить обновление цивилизационных ресурсов в медиареальности призвана осуществлять именно журналистика, которая является способом познания мира и выполняет наряду с этим свои коммуникативные, редакционные и организационные функции.

На современном цивилизационном этапе возрастает ответственность журналистики перед обществом. Эта ответственность связана с необходимостью обеспечить полноценное взаимодействие между участниками социальной практики, осуществляющими освоение и преобразование действительности. Цифровизация медиапро-странства помогает журналистике актуализировать на этом пути свои интегративные функции, снижать значительный дефицит публичности, существующий в социальной деятельности, оптимизировать медиапро-странство как важнейший структурный механизм реализации этих функций.

Информационное взаимодействие в

4 Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / Сост. А.Я. Алхасов. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003.

5 Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000.

цифровизированном медиапространстве имеет своим результатом:

- активизацию участия в массовом информационном процессе более широкого круга творчески активных сил общества, его различных социальных пространств, экономических, политических, научных, художественных и иных реальностей;

- более динамичное и масштабное обновление медиареальности на основе повышения наблюдаемости1 за актуальными интеллектуальными ресурсами в российском медиапространстве, активизируя в нем дискурс между участниками социальной практики, в том числе в рамках дискурсивных социальных пространств, количество которых заметно множится;

- более динамичное, полноценное и устойчивое интеллектуальное взаимодействие между представителями всех способов освоения мира: практического, теоретического, художественного и др.

Интеллектуальные взаимодействия в инфосфере являются фактором создания и развития устойчивых связей между общественным интеллектом и социальной практикой. В их взаимном обновлении, самодвижении, адекватном развитию условий жизни общества, важную роль играет оптимизируемое медиапространство и конкретно журналистика. Благодаря им создается возможность непрерывно, в процессе взаимодействия обновлять репрезентацию интеллектуальных ресурсов в медиатексте как важнейшем слагаемом консолидируемого в нем общественного разума. Регулярно обновляемые в медиареальности интеллектуальные инновационные ресурсы служат основой для оптимизации настоящего и конструирования будущего социума через ме-диакартину в сознании личности и различных аудиторных групп.

Авторская и редакторская деятельность в современной журналистике в контексте оптимизации медиапростран-ства России: программа исследования

В соответствии с методологическими основами понимания роли авторской и редакторской деятельности в журналистике в

1 Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики / Пер. с фр. - М.: Институт экспериментальной социологии, 2005.

контексте оптимизации медиапространства России на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова осуществляется исследовательский проект (руководители О.Р. Лащук и О.В. Смирнова).

Актуальность исследования связана с тем, что модернизация, изменение журналистской деятельности, усиление ее многофункциональности и многоплатформен-ности, технологизация журналистского труда, а также оптимизация работы редакций приводят к существенной трансформации деятельности современных журналистов. Подобные изменения в журналистике коснулись и образовательного стандарта, по которому планируется готовить будущих специалистов. В частности, авторские и редакторские компетенции являются первоочередными в новом ОС МГУ. Исследуемые механизмы трансформации и оптимизации авторской и редакторской работы в рамках современных медиа могут быть применены в программах обучения в условиях внедрения новой образовательной траектории. Кроме того, данное исследование представляется остроактуальным в связи с диффузорным эффектом в авторской и редакторской деятельности, обусловленным процессами технологической трансформации медиа. Наконец, углубленное изучение критериев и факторов повышения качества создания и редактирования текстов для медиа является насущной необходимостью в новых условиях развития и трансформации современной журналистики, поскольку напрямую связано с интеллектуализацией и оптимизацией медиапространства России.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что еще не предпринималось комплексного изучения авторской и редакторской деятельности в современных условиях функционирования журналистики. Подобное исследование дает возможность обобщения и систематизации подходов при подготовке будущих журналистов в соответствии с новыми запросами к профессиональным компетенциям, а также позволяет выработать конкретные рекомендации действующим журналистам с учетом новых методологических и технологических требований. Современные исследователи активно занимаются анализом творческой деятель-

ности журналиста (Г.В. Лазутина, А.В. Ко-лесниченко, Л.Г. Свитич, А.А. Тертычный, С.Г. Корконосенко), а также изучением редакторской и рерайтерской деятельности (О.Р. Лащук, К.М. Накорякова, Н.Г. Иншако-ва). Тем не менее в данном исследовании впервые предпринята попытка анализа интегрированного процесса авторской и редакторской деятельности современного журналиста.

Журналистское творчество как авторская деятельность создает в информационном поле СМИ медиакартину текущей социальной практики и условий, в которых она протекает, характеризует изменчивость жизненного мира повседневности, характер влияния этой изменчивости на устойчивые тенденции социальной практики. Потенциальная информация в информационном поле СМИ не может быть случайным набором случайных медиатекстов. Речь идет о необходимых стратегиях и технологиях, обеспечивающих организованность информационного поля СМИ на основе редакционного процесса, способствующего выполнению коммуникативных функций различных сфер духовного и материального производства, участвующих в создании, распространении и потреблении инновационных интеллектуальных продуктов через массовый информационный процесс. Экономический кризис вынуждает редакции «оптимизировать» численность сотрудников, что на практике приводит к сокращениям персонала, перекладыванию дополнительной работы на оставшихся работников и более активному использованию внештатников со всеми вытекающими последствиями (срывы дедлай-нов, некачественные тексты). В этой связи необходимо исследовать текущее положение дел и в плане технологии работы, и в плане психологических аспектов (мотивация, удовлетворенность). Также важно выявить влияние указанных выше процессов на авторскую и редакторскую деятельность журналистов и взаимосвязь этого влияния с другими характеристиками издания и личностными характеристиками журналистов и обозначить имеющиеся на сегодня ответы на эти вызовы.

В данном исследовании мы рассматриваем редакционную целостность, вклю-

чающую авторскую и редакторскую ме-диаобщности, которые упоминались выше. Цель исследования состоит в том, чтобы изучить основные критерии и факторы эффективности авторской и редакторской деятельности в контексте оптимизации современного медиапространства. Выявить, каковы особенности авторской и редакторской компетенций современного российского журналиста, и определить, какова иерархия его приоритетов с учетом оценки качества работы и профессионального роста.

Предмет исследования: задачи, способы и приемы авторской и редакторской деятельности, мотивация, психологические и другие условия деятельности, основные критерии и факторы повышения ее эффективности в современных условиях трансформации профессии.

Основной метод исследования - социологический опрос журналистов. В выборку попало 10 регионов, в каждом из которых были отобраны ведущие региональные (республиканские, краевые, областные) газеты, всего 20 газет - 10 государственных (с государственным участием) и 10 частных, издающиеся в центрах субъектов федерации: Архангельске, Барнауле, Иркутске, Нижнем Новгороде, Перми, Саратове, Смоленске, Ставрополе, Челябинске, Якутске.

В состав исследовательской группы по реализации проекта, кроме руководителей проекта, вошли М.В. Шкондин, Л.Г. Свитич, С.А. Вартанов, Н.Н. Замотина, Н.Г. Иншакова,

A.В. Колесниченко, О.С. Стыкалина,

B.Н. Бойко, Ж.Н. Хорошилова.

На первом этапе исследования выработаны теоретические подходы, создана программа исследования и основные исследовательские документы: паспорта регионов, по которым формировались объективные показатели регионов, и паспорта изданий, которые попали в выборку, и анкеты для опроса журналистов. На втором этапе проводилось полевое исследование: сбор данных о регионах и изданиях, а также опрос журналистов. В распространении и сборе анкет в городах участвовали преподаватели и сотрудники факультетов и кафедр журналистики государственных университетов: О.С. Борисова, И.Н. Демина, Г.В. Ку-личкина, М.В. Ливанова, О.И. Лепилкина,

В.Д. Мансурова, О.Н. Савинова, О.Г. Сидоров, С.И. Симакова, О.В. Третьякова. В результате опроса собрано 80 анкет из 18 редакций. Продолжается работа по кодированию и первоначальному анализу полученных результатов.

Структура исследования

В соответствии с концепцией исследования, в анкету для журналистов было включено несколько базовых тем, касающихся авторской и редакторской деятельности.

Общие вопросы, связанные с основами деятельности журналистов

- Миссия, задачи и роли современного журналиста.

- Отношение к своему творчеству: степень удовлетворенности или неудовлетворенности и причины этого.

- Жанровая специализация и представление о том, какой она могла бы быть, если бы были для этого соответствующие условия.

- Источники информации для публикаций: представление о важных источниках и фиксация тех, которыми журналист чаще всего пользуется, причины несовпадений желаемого и реального.

- Проблемы свободы и независимости журналистов, взаимоотношения с различными организациями в процессе авторской деятельности.

Процессуальные особенности работы журналиста на разных этапах создания публикаций

На первом этапе - сбора информации - рассматривались методы работы журналиста: интервью, работа с документами, наблюдение реальной ситуации, непосредственное знакомство с объектом, методы проверки полученной информации. При этом выяснялись основные аспекты данного метода: фиксирование конкретных приемов применения каждого из вышеперечисленных методов, сложности и проблемы в процессе применения метода и рефлексия журналиста по этому поводу.

На втором этапе - создания публикации - проблемы обсуждались аналогичным образом: трудности, применяемые способы, методы и техники создания авторских текстов. Но также выяснялись объекты публи-

каций и условия работы журналиста.

Поскольку общая программа проекта включала и процесс редактирования публикаций, этому тоже было посвящено несколько вопросов, в ходе которых выяснялись приемы редактирования публикаций, трудности и ошибки при редактировании, самооценка уровня языковой грамотности и речевой культуры, использование приемов рерайтинга.

Влияние новых технологий на характер журналистского труда

Этот важный аспект деятельности современных журналистов включал следующие позиции: степень участия журналиста в конвергентных процессах редакции; виды работы, которыми приходится заниматься в новых технологических условиях; степень владения различными компьютерными программами и сервисами; факторы, которые влияют на характер журналистского труда, и саморефлексия журналистов по этому поводу; предложения о путях повышения эффективности журналистской работы.

Профессиональные компетенции выпускников факультетов журналистики

Оценка профессиональных компетенций выпускников проводилась по 5-балльной системе при сопоставлении компетенций, выделенных в современных образовательных стандартах по журналистике, а также тех, которые важны, по мнению журналистов, для редакционной деятельности, с одной стороны, и оценки того, в какой степени владеют ими сегодняшние выпускники. Выяснялись также предложения сотрудников редакций по совершенствованию журналистского образования. При этом оценивались разные виды деятельности.

В авторской деятельности: умение находить актуальные темы, проблемы; владение методами сбора информации, ее проверки и анализа; способность в рамках отведенного времени готовить материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем, с возможностью их размещения на различных мультимедийных платформах; авторские компетенции для работы в сложных жанрах (аналитика, расследование и т.п.).

В редакторской деятельности: умение оценивать актуальность и значимость темы;

умение редактировать текст для различных мультимедийных платформ; владение факт-чекингом (навыками проверки фактического материала); использование приемов ре-райтинга текста.

Личностные и профессиональные качества журналистов

Программа исследования включала психологический блок вопросов. Личностные качества, необходимые для работы в определенном виде деятельности, оценивались по важности конкретных качеств и наличию этих свойств у респондента (по 5-балльной системе). Исследовались следующие качества: творческие способности, интеллектуальные качества, коммуникабельность, выносливость, быстродействие, приспособляемость, адаптируемость, уравновешенность, помехоустойчивость, а также блок психологических качеств, связанных с восприятием, наблюдательностью, вниманием, памятью, воображением, мышлением.

Социально-демографические и профессиональные характеристики личности журналиста

Блок по этому разделу включал следующие вопросы: образование, стаж и опыт работы в журналистике, членство в Союзе журналистов, возраст, пол, аудиторные предпочтения в сфере СМИ. Предлагалось приложить наиболее значимые, с точки зре-

ния автора анкеты, его публикации за последний год.

Таким образом, концепция и программа исследования предполагала изучение методологического уровня, основанного на включенности деятельности журналиста в процесс социального творчества, и методического уровня авторской и редакторской деятельности журналиста, соотнесение процессуальных аспектов журналистской работы, результатов его труда с личностными и профессиональными качествами.

Это первое комплексное исследование в новейшей истории подобного рода, хотя его основой является уже апробированная модернизированная методика проекта «Условия и факторы эффективности журналистской деятельности», осуществленного в 1983-1985 гг. под руководством Л.Г. Свитич в пяти регионах страны. В ходе проекта было опрошено более 700 журналистов разных средств массовой информации1. Авторы надеются, что реализация проекта позволит соотнести результаты двух исследований, разница между которыми - целая эпоха в жизни страны, и посмотреть, каким образом изменились ориентации журналистов, их деятельность в связи со сменой социально-политической и журналистской парадигмы, технологической революцией и трансформацией ме-диасистемы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бурдье, П. Социальное пространство: поля и практики / пер. с фр. - М.: Институт экспериментальной социологии, 2005. - 576 с.

2. Вартанова, Е.Л. О современном понимании СМИ и журналистики [Электронный ресурс] // Медиаскоп. - 2010. - Вып. 1. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru

3. Вартанова, Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. -М.: МедиаМир, 2013. - 280 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Вартанова, Е.Л. Современная структура и динамика медиасистемы // Медиасистема России. - М.: Аспект Пресс, 2017. - 382 с.

5. Вартанова, Е.Л. Современные российские исследования СМИ: обновление теоретических подходов // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2015. -№ 6.- С. 5-26.

6. Вартанова, Е.Л. Факторы модификации российских СМИ и проблемы социальной ответственности [Электронный ресурс] // Медиаскоп. - 2009. - Вып. 1. - Режим доступа: www/mediascope.ru/node/261

7. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: Введение в феноменологическую философию. - СПб.: Владимир Даль, 2004. - 400 с.

1 Свитич Л.Г. Журналисты и аудитория. Из социологического архива. 1920-1985. - М.: Икар, 2018.

8. Гуссерль, Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 752 с.

9. Демина, И.Н., Шкондин, М.В. Медиасистема России: методологические аспекты оптимизации // Вопросы теории и практики журналистики. - 2016. - Т. 5, № 2. - С. 187-199.

10. Добросклонская, Т.Г. Медиатекст: теория и методы изучения // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2005. - № 2. - С. 28-34.

11. Келле, В.Ж. Духовность и интеллектуальный потенциал // В диапазоне гуманитарного знания. -2001. - № 4. - С. 22-33.

12. Келле, В.Ж. Интеллектуальное и духовное начала в культуре. - М.: ИФРАН, 2011.

- 218 с.

13. Лащук, О.Р. Диффузия профессиональных компетенций автора и редактора в рамках образовательного процесса // Актуальные проблемы медиаисследований - 2018. - М.: Факультет журналистики МГУ, 2018. - С. 103-105.

14. Лащук, О.Р., Смирнова, О.В., Свитич, Л.Г., Шкондин, М.В. Медиапространство как структурный инвариант медиасистемы // Актуальные проблемы медиаисследований - 2018.

- М.: Факультет журналистики МГУ, 2018. - С. 179-181.

15. Маклюэн, М. Понимание медиа: внешнее расширение человека. - М.: Кучково поле, 2018. - 464 с.

16. Медиафилософия: формирование дисциплины // Медиафилософия. Основные проблемы и понятия / Под ред. В.В. Савчука. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского философского общества, 2008. - С. 7-39.

17. Савчук, В.В. Медиафилософия. Приступ реальности. - СПб.: Изд-во РХГА, 2013. -

350 с.

18. Свитич, Л.Г. Журналисты и аудитория. Из социологического архива. 1920-1985. -М.: Икар, 2018. - 468 с.

19. Смирнова, О.В. К вопросу об анализе концепции авторства в условиях цифровиза-ции журналистики // Материалы 57-го междунар. форума. С.-Петербург, 19-20 апреля 2018 г. / Отв. ред. В.В. Васильева. В 2-х т. Т. 2. - СПб.: Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2018.

- С. 229-230.

20. Субетто, А.И. Методологические основания ноосферно-ориентированного синтеза наук в XXI веке. - СПб.: Астерион, 2013. - 45 с.

21. Субетто, А.И. Теория фундаментализации образования и универсальные компетенции. - СПб.: Астерион, 2010. - 556 с.

22. Фролова, Т.И. Гуманитарная повестка российских СМИ: тенденции развития // Журналистика в системе альтернативных источников информации: материалы науч. конф. Н. Новгород, 14 марта 2017 г. - Н. Новгород: Изд-во Нац. исслед. Нижегород. гос. ун-та им. Н И. Лобачевского, 2017. - С. 10-18.

23. Шкондин, М.В. Журналистика как интеллектуальная система: аспекты целостности // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2016. - Т. 26, № 2. -С.175-182.

24. Шкондин, М.В. Медиасистема России: методологические аспекты оптимизации // Вопросы теории и практики журналистики. - 2016. - Т. 5, № 2. - С. 187-199.

25. Шкондин, М.В. Системность и организованность медиасферы: интегративные аспекты // Вопросы теории и практики журналистики. - 2018. - Т. 7, № 1. - С. 177-186.

26. Шкондин, М.В., Свитич, Л.Г., Смирнова, О.В. Медиапубличность социальной практики: системные характеристики // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Филологические науки. - 2018. - Т. 1, № 1. - С. 173-182.

27. Шютц, А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / Сост. А.Я. Алхасов. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.