Научная статья на тему 'Этническая журналистика: аспекты системного исследования'

Этническая журналистика: аспекты системного исследования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
721
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ETHNIC JOURNALISM / ЦЕЛОСТНОСТЬ ЭТНИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ / МЕДИАПРОСТРАНСТВО ЭТНИЧЕСКИХ СМИ / АВТОРСКАЯ ОБЩНОСТЬ / AUTHOR''S COMMUNITY / МЕДИЙНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / MEDIA REALITY / МЕДИАКАРТИНА МИРА / WORLD MEDIA PICTURE / ЭТНИЧЕСКАЯ ПУБЛИЧНОСТЬ / ETHNO PUBLICITY / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ МЕДИА / FUNCTIONAL INTEGRITY OF MEDIA / СТРУКТУРА МЕДИАСИСТЕМЫ / STRUCTURE OF MEDIA SYSTEM / МЕДИЙНАЯ ОРГАНИЗОВАННОСТЬ / MEDIA ORGANIZATION / INTEGRITY OF ETHNIC JOURNALISM / MEDIA SPACE OF ETHNIC MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шкондин М.В., Смирнова О.В., Гладкова А.А.

В статье характеризуются системные предпосылки исследования этнического медиапространства. Оно рассматривается как структурное образование, обеспечивающее оптимальное информационное взаимодействие в этнической практике. На современном цивилизационном этапе актуализируются функции этнической журналистики как фактора обеспечения публичности этнической и межэтнической практики интеллектуального взаимодействия в социуме. В связи с этим претерпевают изменения многочисленные интегративные структурные образования, объединяющие этнические медиа и их среду. В работе характеризуются процессы актуализации структурных составляющих этнического медиапространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC JOURNALISM: ASPECTS OF SYSTEMIC RESEARCH

In the article system prerequisites of research of ethnic media space are characterized. It is considered as the structural formation which provides optimum information exchange in ethnic practice. At a present civilization stage functions of ethnic journalism as a factor of ensuring publicity of ethnic and interethnic practice of intellectual interaction in society are actualized. In this regard the numerous integrative structural formations uniting ethnic media and their environment undergo changes. Processes of updating of structural components of ethnic media space are characterized.

Текст научной работы на тему «Этническая журналистика: аспекты системного исследования»

УДК: 070

ББК: 76.0

Шкондин М.В., Смирнова О.В., Гладкова А.А.

ЭТНИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА: АСПЕКТЫ СИСТЕМНОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Shkondin M V., Smirnova O. V., Gladkova A.A.

ETHNIC JOURNALISM: ASPECTS OF SYSTEMIC RESEARCH

Ключевые слова: этническая журналистика, целостность этнической журналистики, медиапространство этнических СМИ, авторская общность, медийная реальность, медиа-картина мира, этническая публичность, функциональная целостность медиа, структура медиасистемы, медийная организованность.

Keywords: ethnic journalism, integrity of ethnic journalism, media space of ethnic media, author's community, media reality, world media picture, ethno publicity, functional integrity of media, structure of media system, media organization.

Аннотация: в статье характеризуются системные предпосылки исследования этнического медиапространства. Оно рассматривается как структурное образование, обеспечивающее оптимальное информационное взаимодействие в этнической практике. На современном цивилизационном этапе актуализируются функции этнической журналистики как фактора обеспечения публичности этнической и межэтнической практики интеллектуального взаимодействия в социуме. В связи с этим претерпевают изменения многочисленные интегративные структурные образования, объединяющие этнические медиа и их среду. В работе характеризуются процессы актуализации структурных составляющих этнического медиапространства.

Annotation: in the article system prerequisites of research of ethnic media space are characterized. It is considered as the structural formation which provides optimum information exchange in ethnic practice. At a present civilization stage functions of ethnic journalism as a factor of ensuring publicity of ethnic and interethnic practice of intellectual interaction in society are actualized. In this regard the numerous integrative structural formations uniting ethnic media and their env i-ronment undergo changes. Processes of updating of structural components of ethnic media space are characterized.

Никакое общество не может располагать единым информационным пространством, если находящиеся внутри него отдельные социальные пространства не будут публичными. Это в полной мере относится и к этническим общностям, которых в российском социуме более 190. Согласно Всероссийской переписи населения, в РФ проживают 142 самостоятельных народа и 40 этносов, входящих в состав этих народов1.

Один из феноменов публичного пространства, по мнению известного всему миру ученого Ханны Аренд, заключается в том, что оно задает нам «общий мир», который

1 http://scope.ru/weekly/2008/0319/tema01.phpwww. demo; http://www.demoscope.ru/weekly/2008/0319/ te-ma01.php

связывает и разделяет тех, кому он общ. Каждая этническая общность должна, с одной стороны, ощущать свою принадлежность к этому общему миру, который должен быть для нее максимально открытым, и может осознавать эту общую реальность через публичность. С другой стороны, у этой этнической общности, как и у всех других, есть своя, присущая только ей реальность, связанная с ее этнической сущностью, культурой, с местом в системе общественного разделения труда. СМИ на национальных языках в данном случае реализуют еще одну важную функцию, а именно сохранение этнической идентичности представителей определенных этносов и трансляция ее в более широкий национальный и межнациональный

контекст1.

Проблемам публичности этносов в современных условиях интеллектуализации социальной практики было уделено большое внимание на прошедшей февральской конференции «Журналистика в 2017 году: творчество, профессия, индустрия» на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. С докладом на тему «Этнические СМИ России: актуальные тенденции развития (на примере республик Татарстан, Башкортостан и Чувашия)» выступили на пленарном заседании конференции А.А. Гладкова, к.ф.н., с.н.с. факультета журналистики МГУ, В.З. Гари-фуллин, д.ф.н., проф. Казанского (Приволжского) федерального университета), А.П. Данилов, к.и.н., проф., зав. кафедрой журналистики Чувашского государственного университета, Р.Р. Магадеева, к.ф.н., доц., зав. кафедрой журналистики Башкирского государственного университета.

В рамках круглого стола «Журналистика как фактор межэтнического взаимодействия» (ведущие - М.В. Шкондин, А.А. Гладкова) был обсужден широкий круг вопросов:

- роль СМИ в укреплении межэтнической толерантности;

- медиа в мультиэтническом обществе: актуальные проблемы и перспективы развития;

1 Черевко, Т.С., Гладкова, А.А. Интернет-СМИ России на языках этнических групп / Т.С. Черевко, А.А. Гладкова // Вестник Московского Университета. Серия 10. Журналистика. - 2016. - № 5. -С. 56-72; Fleras, A. Theorizing multicultural media as social capital: crossing borders, constructing buffers, creating bonds, building bridges / A. Fleras // Canadian Journal of Communication. - 2009. - № 34 (4). - P. 1834; Fleras, A. Multicultural media in a post-multicultural Canada? Rethinking integration / A. Fleras // Global Media Journal - Canadian Edition. - 2015. - Vol. 8, Issue 2. - P. 68-81; Gladkova, A.A. Cultural pluralism in Russian press: challenges and prospects of developmemt / A.A. Gladkova // World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies. - 2013. - № 3. - P. 325333; Hallin, D. C., Mancini, P. Comparing media systems. Three models of media and politics. -Cambridge: Cambridge University Press, 2004. - 342 p.; Sparks, C., Reading, A. Communism, Capitalism and the Mass Media. - London, Thousand Oaks, New Delhi: Sage, 1998. - 240 p.; Oates, S. The neo-Soviet model of the media / S. Oates // Europe-Asia Studies. - 2007. - № 59(8). -P. 1279-1297; Matsaganis, M.D., Katz, V.S., Ball-Rokeach, S.J. Understanding ethnic media. Producers, consumers, and societies. - SAGE, 2011. - 336 p.

- место информационно-коммуникационных технологий в журналистской практике: опыт этнических СМИ;

- этнические СМИ в фокусе медиаисс-ледований;

- актуальная потребность в типологи-зации и классификации этнических СМИ;

- современные вызовы этническим СМИ - экономические, технологические, идеологические, социокультурные и др.

- проблема подготовки журналистов для работы в этнических СМИ;

- этническое и межэтническое медиа-пространство: проблемы оптимизации.

В работе круглого стола участвовали: М.Х. Абдуллаев (Агентство стратегических коммуникаций), Н.А. Аскаров (Московский государственный университет), А.А. Вахру-шев (Удмуртский университет), В.З. Гарифул-лин (Казанский (Приволжский) федеральный университет), А.А. Данилов (Чувашский государственный университет), А.П. Данилов (Чувашский государственный университет), И.М. Ерофеев (Московский институт международных отношений), Е.О. Иванова (Нижегородский университет), Т.А Краснова (Удмуртский университет), Р.Р. Магадеева (Башкирский государственный университет), Г.М. Ниязова (Тюменский университет), П.Ф. Потапов (Югорский университет), М.В. Прохореня (Белорусский университет), А.С. Смолярова (С.-Петер-бургский университет), А.Г. Ханова (Институт русского языка им. А.С. Пушкина), А.Г. Шкляев (Удмуртский университет), Н.В. Яблоновская (Крымский федеральный университет).

Круглый стол постоянно улучшает свое содержательное наполнение, повышается интерес к нему научной общественности. Поэтому не случайно этническая тема недавно была включена в научные планы нашего факультета. Сейчас нам надо не только зафиксировать достигнутое, но и обеспечить полноценные системные исследования этнической медиасферы, проблем дефицита публичности в ней, характера ее функциональной, структурной, коммуникативной и организационной целостности.

Немаловажным аспектом в контексте публичного медиапространства является также изучение роли СМИ в укреплении государственного единства и упрочении обще-

российского гражданского самосознания. Согласно Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 г., в число приоритетных задач государственной национальной политики входят задачи по гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений в российском обществе, укреплению единства и духовной общности российской нации, сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов России. Одним из условий достижения этих целей является эффективное информационное обеспечение реализации государственной национальной политики, в том числе через каналы массмедиа - как на русском языке, так и на национальных языках страны.

Исследование влияния СМИ на гармонизацию межнациональных отношений в контексте государственной национальной политики Российской Федерации необходимо не только для того, чтобы сделать выводы о воздействии массмедиа на общественное сознание российской аудитории в целом, но и чтобы определить, как при помощи СМИ могут быть упрочнены связи между различными этническими и культурными группами страны в условиях многонационального российского общества и в контексте существующей публичной медиасферы. Речь в данном случае идет как о повышении общего уровня знаний аудитории СМИ о культурном и языковом многообразии народов РФ, который, как показывают исследования, не всегда находится на достаточно высоком уровне, так и о формировании положительных установок в отношении представителей других национальных групп России через соответствующие публикации в СМИ.

Отечественная наука сегодня активно поднимает также вопросы интеллектуализации нашей экономики, образования, политики, управления в целом, других сфер жизни общества1 . Эти проблемы остры и в этнических социальных пространствах. Вместе с тем нельзя ослаблять внимание к истории межэтнической журналистики, межкультурным этническим

1 Вартанова, Е.Л. Факторы модернизации российских СМИ и проблема социальной ответственности / Е.Л. Вартанова // Меди@льманах - 2008. - № 6. - С. 6-14; Vartanova, E.L. The Russian media model in the context of post-Soviet dynamics / E.L. Vartanova // Comparing Media Systems beyond the Western World. -Cambridge, 2012. - 356 p.

коммуникациям. Интеллектуальное взаимодействие в этнической сфере требует повысить ответственность медиа в выявлении и освоении инновационных ресурсов этносов - зна-ниевых, аксиологических, поведенческих. Только в этом случае они могут стать эффективным средством конструирования будущего различных этнических общностей в нашей многонациональной стране. Пока же многие достижения в сферах экономики, науки, культуры этносов не находят должного отражения как в этнических, так и в федеральных СМИ.

Российская научная общественность сейчас широко обсуждает проблему интеллектуализации нашего общества, в том числе интеллектуализацию экономики, политики, образования, управления. Речь идет о том, что для успешного освоения и преобразования действительности в современную эпоху необходимо непрерывно обновлять и осваивать интеллектуальный потенциал общества. Речь идет об инновационных интеллектуальных ресурсах, которые необходимо непрерывно обновлять и осваивать. Это и знаниевые, и проективно-поведенческие, и аксиологические, ценностные ресурсы. Наша страна по использовании инноваций отстала от многих стран мира.

В этих условиях существенно возрастает роль и ответственность журналистики, медиа-сферы в процессах интеллектуализации общества. Это и обогащение, обновление общественного интеллекта теми ресурсами, которые рождаются в сферах науки, образования, экономики, управления и других сферах жизнедеятельности общества. Консолидированный общественный интеллект, который создается в рамках информационного поля СМИ, повестки дня медиа, нуждается в существенном обновлении, он далеко не адекватен инновационным достижениям в материальном и духовном производстве. Процессы освоения обновляемого потенциала в российских социальных пространствах, как показывают проводимые нами исследования, также далеки от того, чтобы в полной мере удовлетворять потребности различных общностей в знаниевых, аксиологических и поведенческих ресурсах.

Функциональная и структурная целостность медиасферы недостаточно оптимизирована для информационного обеспечения процессов интеллектуализации общества. Слабо актуализированы в этом плане многие функ-

ции журналистики как творческой деятельности. Ее коммуникативные и организационные функции реализуются не в полной мере. Коммуникативные стратегии и технологии ослабляют свои конвентивные, диалоговые возможности в пользу манипулятивной деятельности. Контент-стратегии СМИ часто допускают коммерциализацию и политизацию массового информационного процесса. Типологическая структура медиа, их современные концепции нуждаются в значительной корректировке.

Одна из причин существенных противоречий в современном массовом информационном процессе заключается в недостаточной оптимизации российского медиапространства. Эта широкая совокупность информационных, экономических, правовых, организационных и других социальных отношений, которая пока не может похвалиться в тесных связях с современной медиасредой. Возрастающий дефицит публичности значительно ограничивает возможности интеллектуализации общества.

Для преодоления дефицита публичности в рамках необходима ее существенная структурная модернизация, отвечающая возросшим функциональным обязанностям в условиях интеллектуализации общества. Речь прежде всего идет об этническом медиапространстве, необходимых преобразованиях в нем.

Этническое медиапространство является структурной целостностью в рамках социального пространства, которая представляет собой единство медиасистемы и ее среды. Этническое медиапространство - неотъемлемое слагаемое этнической социальной практики, способствующее интеллектуальному взаимодействию между ее участниками в процессе «самодвижения» этой практики, направленного на освоение и преобразование действительности в рамках субъективного фактора циви-лизационного развития1.

Этническое медиапространство как ин-тегративное структурное образование в социальном пространстве этноса обеспечивает посредством СМИ интеллектуальное взаимодействие между участниками социальной практики - личностями, группами, общностями, ор-

ганизациями, способствуя непрерывному обновлению в процессе изменения условий практики в индивидуальном и коллективном сознании этих участников медиакартины мира, своего этнического пространства, на основе которой они регулируют настоящее и конструируют будущее этой практики, используя в полной мере интеллектуальный потенциал, создаваемый в социуме в рамках как отдельного , так и мирового социального пространства2.

Опираясь на работы зарубежных исследователей X Аренд, Ю. Хабермаса, Н. Лума-на, а также современных отечественных авторов Е.Л. Вартановой, В.М. Горохова, Я.Н. За-сурского, В.П. Коломийца, С.Г. Корконосенко, В.В. Тулупова, мы можем говорить об инте-гративной функции медиа, реализуемой с помощью медиапространства, которая состоит в репрезентации публичности социальной практики в рамках национального, международного и других социальных пространств.

Основу интеллектуального потенциала составляет творческий потенциал, рождаемый в социальной практике. Он является сущност-ньгм продуктом взаимодействия человека с миром и выражает состояние его социальности. Категория творчества вбирает в себя свободное, деятельное отношение человека к миру, направленное на преобразование природного и социального бытия. Его результат - совокупность возможностей этого преобразования, которые могут использоваться другими участниками социальной практики, всем сообществом или его отдельными общностями и

3

организациями .

Этническая медиареальность социальной практики - это ее медиапубличность, благодаря которой непрерывно репрезентируется интеллектуальный потенциал участников этой

1 Свитич, Л.Г., Смирнова, О.В., Шкондин, М.В. Медиапубличность социальной практики: системные характеристики / Л.Г. Свитич, О.В. Смирнова, М.В. Шкондин // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2018. - № 1. Т. 1. - С. 171-181.

Смирнова, О.В., Шкондин, М.В. Журналистика в социальном пространстве: слагаемые публичности / О.В. Смирнова, М.В. Шкондин // Социально -гуманитарные знания. - 2017. - № 4. - С. 72-88.

3 Бережная, М.А. Проблемы социальной сферы в алгоритмах телевизионной журналистики. - СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2009. - 330 с.; Кононова, Л.И. Актуализация творческого потенциала человека в процессе социальной работ / Л.И. Кононова: диссертация ...доктора философских наук. - 2005. - 286 с.; Фролова, Т.И. Гуманитарная повестка российских СМИ: тенденции развития / Т.И. Фролова // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. -2017. - № 4. - С. 226-230.

практики в содержании информационного поля СМИ, в их медиатекстах, в информационной повестке, а затем в сознании участников практики постоянно обновляемой медиакар-тиной мира, обеспечивающей единство сознания и действия на пути цивилизационного развития общества. Медиареальность социальной практики - это постоянное интеллектуальное взаимодействие ее участников, создающее непрерывное обновление консолидированного общественного интеллекта, содержащегося в медиатекстах и отражаемого в медиакартине мира массовой аудитории СМИ.

Этническая журналистика как медийная целостность представляет собой полисистемное образование, в котором медиасистема тесно взаимодействует с ее средой, обеспечивая в массовом информационном процессе интеллектуальное взаимодействие в обществе, реализуя важные коммуникативные функции общественного интеллекта, непрерывно обновляя его и обеспечивая на этой основе непрерывное обогащение медиакартины мира в сознании личности, различных групп, общностей, организаций, включенных в социальную практику конкретного социума1.

Важнейшим объектом в медиаисследо-ваниях этнической журналистики как целостной системы должно стать этническое меди-апространство как важное структурное образование, гармонически объединяющее этническую журналистику и ее медиасреду. Оно включает в себя:

- этническую медиареальность, включающую весь информационный потенциал этноса, отражаемый в форме медиатекстов в информационном поле этнических медиа, в их информационной повестке дня, охватывая важнейшие интеллектуальные ресурсы в различных сферах теоретического, художественного, практического освоения в рамках этносов. Основу этого актуального интеллектуального потенциала составляет творческий потенциал, рождаемый в этнической практике;

- авторскую медиаобщность - совокупность представителей этнической социальной практики, обеспечивающих создание и выявление интеллектуальных ресурсов, создание медиатекстов, их использование в обнов-

1 Свитич, Л.Г. Журнализм в системе глобальных информационно -креативных процессов. - М.: Ф-т журн. МГУ, 2002. - 84 с.

лении информационной картины этнических СМИ. Авторская медиаобщность - это необходимая совокупность участников творческого процесса, происходящего не только в сфере публицистики, науки, искусства, но и в сферах экономики, политики, образования, быта и др. Интеллектуальное взаимодействие между ними в рамках авторской общности представляет собой прежде всего активное взаимодействие между представителями различных способов освоения мира: материально-практического, теоретического, художественного, духовно-практического и др., а также внутри каждого из них;

- редакционную медиаобщность, обеспечивающую оптимальное сотрудничество редакций с авторами, оптимальное научное, литературное, художественное, техническое редактирование медиатекстов, оптимальное информационное взаимодействие между всеми участниками массового информационного процесса, теми, кто создает, распространяет и потребляет массовые информационные продукты; как участники этнической социальной практики;

- технологическую целостность, обеспечивающую активное использование средств телевидения, радиовещания, интернета, дающую возможность укреплять конвергенцию в этническом социальном пространстве;

- экономическую целостность как совокупность способов и форм экономических отношений между участниками массового информационного процесса;

- аудиторную медиаобщность, которая испытывает и удовлетворяет информационные потребности в освоении интеллектуального потенциала этноса как участники этнической социальной практики, обеспечивая тем самым непрерывное обновлении медиакартины мира в этническом сознании на основе освоения этого потенциала;

-медийную организованность массового информационного процесса в рамках этнического медиапространства, которая упорядочивает информационные процессы, действующие в нем в соответствии с актуализацией функций этнической журналистики, ее коммуникативных и контент-стратегий.

Основываясь на требованиях системного подхода, необходимо:

- в полной мере выявить характер цело-

стности этнической журналистики в условиях интеллектуализации российского общества. Необходимость этого диктует современный цивилизационный процесс;

- исследовать характер актуализации функциональной целостности этнической журналистики, ее интегративных, творческих, коммуникативных и организационных функций;

- исследовать динамику трансформации структуры этнической журналистики, характер обновления ее компонентов, спосо-

бы их связи друг с другом и с медиасредой. Оптимизация типологической структуры этнических СМИ нуждается в формулировании оптимальных типологических моделей медиа, учитывающих аудиторное своеобразие, характер публикуемой информации и целевого назначения различных СМИ;

- нуждаются в дальнейшей актуализации исследования организации, редакционного менеджмента этнических СМИ, форм и методов редакционной работы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бережная, МА Проблемы социальной сферы в алгоритмах телевизионной журналистики. - СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2009. - 330 с.

2. Вартанова, Е.Л. Факторы модернизации российских СМИ и проблема социальной ответственности / Е.Л. Вартанова // Меди@льманах. - 2008. - № 6. - С. 6-14.

3. Кононова, Л.И. Актуализация творческого потенциала человека в процессе социальной работ / Л.И. Кононова: дис. ... доктора философских наук. - 2005. - 286 с.

4. Свитич, Л.Г. Журнализм в системе глобальных информационно-креативных процессов. - М.: Ф-т журн. МГУ, 2002. - 84 с.

5. Свитич, Л.Г., Смирнова, О.В., Шкондин, М.В. Медиапубличность социальной практики: системные характеристики / Л.Г. Свитич, О.В. Смирнова, М.В. Шкондин // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2018. - № 1. Т. 1. - С. 171-181.

6. Смирнова, О.В., Шкондин, М.В. Журналистика в социальном пространстве: слагаемые публичности / О.В. Смирнова, М.В. Шкондин // Социально-гуманитарные знания. -2017. - № 4. - С. 72-88.

7. Фролова, Т.И. Гуманитарная повестка российских СМИ: тенденции развития / Т.И. Фролова // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. - 2017. -№ 4. - С. 226-230.

8. Черевко, Т.С., Гладкова, А.А. Интернет-СМИ России на языках этнических групп / Т.С.Черевко, А.А. Гладкова // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика.

- 2016. - № 5. - С. 56-72.

9. Fleras, A. Theorizing multicultural media as social capital: crossing borders, constructing buffers, creating bonds, building bridges / A. Fleras // Canadian Journal of Communication. - 2009.

- № 34 (4). - P. 18-34.

10. Fleras, A. Multicultural media in a post-multicultural Canada? Rethinking integration / A. Fleras // Global Media Journal - Canadian Edition. - 2015. - Vol. 8, Issue 2. - P. 68-81.

11. Gladkova, A.A. Cultural pluralism in Russian press: challenges and prospects of deve-lopmemt / A.A. Gladkova // World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies. -2013. - № 3. - P. 325-333.

12. Hallin, D. C., Mancini, P. Comparing media systems. Three models of media and politics. -Cambridge: Cambridge University Press, 2004. - 342 p.

13. Matsaganis, M.D., Katz, V.S., Ball-Rokeach, S.J. Understanding ethnic media. Producers, consumers, and societies. - SAGE, 2011. - 336 p.

14. Oates, S. The neo-Soviet model of the media / S. Oates // Europe-Asia Studies. - 2007. -№ 59(8). - P. 1279-1297.

15. Sparks, C., Reading, A. Communism, Capitalism and the Mass Media. - London, Thousand Oaks, New Delhi: Sage, 1998. - 240 p.

16. Vartanova, E.L. The Russian media model in the context of post-Soviet dynamics / E.L. Vartanova // Comparing Media Systems beyond the Western World. - Cambridge, 2012. - 356 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.