Научная статья на тему 'Системность и организованность медиасферы: интегративные аспекты'

Системность и организованность медиасферы: интегративные аспекты Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
678
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / МЕДИАСФЕРА / ПУБЛИЧНОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ МЕДИА / ОРГАНИЗОВАННОСТЬ МЕДИАСФЕРЫ / SYSTEM / MASS MEDIA / MEDIA SPHERE / PUBLICITY / MEDIA OPERATING SUSTAINABILITY / MEDIA SPHERE ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шкондин Михаил Васильевич

Исследуется характер целостности медиасферы на основе анализа системных качеств СМИ, содержащегося в статье А. П. Суходолова и И. А. Кузнецовой «Конструирование СМИ как гомеостатической системы средствами автоматики: базовые понятия, структура, компоненты». Сущность этой целостности состоит в том, что она является важнейшим фактором репрезентации публичности социальной практики. Публичность СМИ рассматривается как свойство этой практики, создающее интеллектуальное взаимодействие в рамках субъективного фактора цивилизационного развития. Острая потребность в интеллектуализации важнейших сфер жизнедеятельности современного российского общества (экономики, политики, культуры) существенно повышает ответственность СМИ перед сферами материального и духовного производства. Необходимость существенного обогащения интеллектуальных ресурсов социальной практики призывает к актуализации процессов выявления и использования инновационных ресурсов в освоении и преобразовании действительности. Медиасфере предстоит активизировать свой функциональный потенциал как в познавательно-отражательном аспекте, так и в структурном, коммуникативном, экономическом, технологическом, и особенно в организационном. Идеи оптимизации системности и организованности медиасферы, содержащиеся в исследуемой статье, заслуживают серьезного внимания научной общественности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Systemacity and Organization of the Media Sphere: Integrative Aspects

The article studies sustainability of the media sphere based on the analysis of media system qualities described by A. P. Sukhodolov and I. A. Kuznetsova in the article: «Mass Media Construction as a homeostatic system by means of automatic equipment: basic concepts, structure, components». This sustainability is in the fact that it is considered to be the most important factor of representation of publicity of social practice. Media publicity is considered as a property of this practice creating intellectual interaction within a subjective factor of civilisational development. Critical need for intellectualisation of the major spheres of modern Russian society (economics, politics, culture) significantly increases the media responsibility before material and spiritual spheres. Need for essential enrichment of intellectual resources of social practice calls for updating of processes of identification and use of innovative resources in development and transformation of reality. The media sphere should activate its functional potential both in informative and reflective aspects, and in structural, communicative, economic, technological aspects and, especially, in an organisational aspect. The ideas of optimization of systemacity and organization of the media sphere, which are described in the article studied, deserve a careful attention of the scientific community

Текст научной работы на тему «Системность и организованность медиасферы: интегративные аспекты»

УДК 070

DOI 10.17150/2308-6203.2018.7(1).177-186

Шкондин Михаил Васильевич

Доктор филологических наук, профессор Кафедра периодической печати, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 125009, Российская Федерация, г Москва, ул. Моховая, 9, e-mail: skond@mail.ru

Mikhail V. Shkondin

DSc. in Philology, Professor

Department of periodicals, Lomonosov Moscow State University, 9 Mokhovaya Str., 125009, Moscow, Russian Federation, e-mail: skond@mail.ru

СИСТЕМНОСТЬ И ОРГАНИЗОВАННОСТЬ МЕДИАСФЕРЫ: ИНТЕГРАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ

Аннотация. Исследуется характер целостности медиасферы на основе анализа системных качеств СМИ, содержащегося в статье А. П. Су-ходолова и И. А. Кузнецовой «Конструирование СМИ как гомеостати-ческой системы средствами автоматики: базовые понятия, структура, компоненты». Сущность этой целостности состоит в том, что она является важнейшим фактором репрезентации публичности социальной практики. Публичность СМИ рассматривается как свойство этой практики, создающее интеллектуальное взаимодействие в рамках субъективного фактора цивилизационного развития. Острая потребность в интеллектуализации важнейших сфер жизнедеятельности современного российского общества (экономики, политики, культуры) существенно повышает ответственность СМИ перед сферами материального и духовного производства. Необходимость существенного обогащения интеллектуальных ресурсов социальной практики призывает к актуализации процессов выявления и использования инновационных ресурсов в освоении и преобразовании действительности. Медиасфере предстоит активизировать свой функциональный потенциал как в познавательно-отражательном аспекте, так и в структурном, коммуникативном, экономическом, технологическом, и особенно в организационном. Идеи оптимизации системности и организованности медиасферы, содержащиеся в исследуемой статье, заслуживают серьезного внимания научной общественности.

Ключевые слова. Система, средства массовой информации, ме-диасфера, публичность, функциональная целостность медиа, организованность медиасферы.

Информация о статье. Дата поступления 16 января 2018 г.; дата принятия к печати 22 января 2018 г.; дата онлайн-размещения 05 февраля 2018 г.

SYSTEMACITY AND ORGANIZATION OF THE MEDIA SPHERE: INTEGRATIVE ASPECTS

Abstract. The article studies sustainability of the media sphere based on the analysis of media system qualities described by A. P. Sukhodolov and I. A. Kuznetsova in the article: «Mass Media Construction as a homeostatic system by means of automatic equipment: basic concepts, structure, components». This sustainability is in the fact that it is considered to be the most important factor of representation of publicity of social practice. Media publicity is considered as a property of this practice creating intellectual interaction within a subjective factor of civilisational development. Critical need for intellectualisation of the major spheres of modern Russian society (economics, politics, culture) significantly increases the media responsibility before material and spiritual spheres. Need for essential enrichment of intellectual resources of social practice calls for updating of processes of identification and use of innovative resources in development and transformation of reality. The media sphere should activate its functional potential both in informative and reflective aspects, and in structural, communicative, economic, technological aspects and, especially, in an organisational aspect. The ideas of optimization of systemacity and organization of the media sphere, which are described in the article studied, deserve a careful attention of the scientific community

Keywords. System, mass media, media sphere, publicity, media operating sustainability, media sphere organization.

Article info. Received January 16, 2018; accepted January 22, 2018; available online February 05, 2018.

В статье «Конструирование СМИ как гомеостатической системы средствами автоматики: базовые понятия, структура, компоненты» [1] отмечается важность системного исследования медиа на основе междисциплинарного подхода с широким использованием философских, математических и других методов академической науки. Слабое развитие таких исследований авторы работы видят в недостаточной разработке методологических основ медиа как системного объекта.

Материальное и духовное производство российского общества на современном этапе испытывает значительные трудности в его оптимизации. Одна из причин — недостатки в характере организации интеллектуального взаимодей-

ствия социальных субъектов в рамках массового информационного пространства, создаваемого в отечественной медийной сфере посредством СМИ [2-5]. Процессы интеллектуализации личности, различных групп, общностей, социальных пространств, властных структур и гражданского общества на современном цивилизационном этапе требуют, по мнению авторов статьи, высокой организованности массового информационного процесса [1, с. 452-453].

Основное противоречие, которое предстоит разрешить, авторы статьи видят в том, что интеллектуальные ресурсы, которыми наполняют российские СМИ информационное поле и которые осваивает массовая аудитория, не удовлетворяют в полной

мере информационные потребности личности, различных групп, общностей, участвующих в процессах освоения и преобразования действительности в рамках субъективного фактора цивилизационного развития. Иными словами, содержание информационного поля СМИ пока не адекватно интеллектуальным ресурсам, рожденным в сферах материального и духовного производства, что говорит о недостаточном уровне открытости субъектов теоретического, художественного, практического и духовно-практического освоения мира [6-8].

Авторы публикации исходят из того, что массовый информационный процесс, совершаемый в меди-асфере, должен быть тесно связан с процессом интеллектуализации общества, которое все активнее подключает к нему субъектов экономической, политической, социальной, научной, эстетической и других сфер деятельности. Интеллектуализация в этих сферах испытывает острую потребность в развитии тех системных качеств СМИ, которые обеспечивают активное обновление их повестки дня, их информационного поля, делая его адекватным интеллектуальным достижениям общества во всех областях его жизнедеятельности. Медиасфера, широкие социальные сети, взаимодействуя друг с другом, могут обеспечить снижение уровня острого противоречия между потребностью в массовой информации, широко отражающей интеллектуальный потенциал общества, и возможностями их удовлетворения, которые предоставляет современная инфосфера. Это противоречие авторы работы ставят в центр своего внимания.

В плане устранения выявляемых противоречий авторы статьи значительное внимание уделяют функциональной целостности медиасферы [1, с. 452-453]. В работе исследуется полисистемность этой сферы, многообразие ее связей со средой. Многосторонние связи журналистики со средой вызывают необходимость рассматривать ее в рамках нескольких систем, в том числе духовно-познавательной, коммуникативной, организационной, экономической, технологической.

Границы системы и среды всегда зыбки и текучи. Каждая функция системы задает свои границы. Существует функция журналистики как духовно-познавательного феномена — системы творческой деятельности, являющейся особым способом освоения мира, наряду с теоретическим, художественным, практическим освоением [9-11]. Эта функция отграничивает целостность этой системы созданием потенциального информационного поля, вбирающего в себя постоянно обновляемые журналистские тексты в жанрах репортажа, корреспонденции, интервью и др. Это поле призвано непрерывно вбирать в себя все важнейшие интеллектуальные ресурсы изменяющегося жизненного мира повседневности — знаниевые, аксиологические, поведенческие [12; 13].

Но журналистика существует также и как коммуникативная система. Она призвана обеспечить массовое информационное взаимодействие в обществе по поводу создания, распространения и потребления информационных продуктов, создаваемых как в сфере журналистского творчества, так и в сферах науки, искус-

ства, экономики, политики и других форм освоения действительности. В результате образуется единое меди-апространство, обеспечивающее переход любых общезначимых индивидуальных, групповых духовных продуктов, из любых сфер духовного и материального производства в достояние общественного сознания. Исследования последних лет рассматривают характер целостности медиапространства как инте-гративный результат непрерывного информационного взаимодействия между личностями, группами, общностями, организациями по поводу производства, распространения и потребления массовой информации на основе широкой совокупности информационных, организационных, экономических, правовых и других социальных отношений, которые носят устойчивый характер и обеспечивают реализацию системных закономерностей медиасферы [14-16].

Однако обе эти системы журналистики, и духовно-познавательная, и коммуникативная, не могут существовать без экономической и технологической систем, которые мы можем рассматривать как внутреннюю среду журналистики [17].

Полисистемность СМИ авторы статьи тесно увязывают с ее организованностью. Важным системным образованием в медиасфере авторы статьи считают систему организации массовой информационной деятельности, обеспечивающую организованность ее структур и процессов, протекающих в ней [1, с. 450-451]. Эта система обеспечивает интегративную целостность журналистики: реализуя ее интегративную функцию репрезентации публичности [18; 19; 20]. Она способствует

формированию единого интегра-тивного результата — публичности социальной деятельности, обеспечивающей оптимизацию социальной практики в рамках субъективного фактора цивилизационного развития.

Репрезентация публичности состоит в том, чтобы постоянно обновлять в информационном поле журналистики посредством медиа-сообщений консолидированный потенциал общественного интеллекта и непрерывно обогащать в сознании массовой аудитории на его основе медиакартину мира, вбирающую в себя ресурсы теоретического, художественного, практического и духовно-практического освоения мира.

Интегративная функция журналистики обеспечивает интеллектуальное взаимодействие в обществе, интеллектуализацию социальной практики в рамках субъективного фактора цивилизационного развития. Журналистика, медиа как интегрированная система, как важнейшая часть инфосферы общества является способом освоения действительности: освоения изменчивости жизненного мира повседневности, влияния этой изменчивости на актуальные тенденции социальной практики, а также способом репрезентации публичности в сферах материального и духовного производства для обновления интеллектуального потенциала общества и обогащения на этой основе меди-акартины мира в индивидуальном, групповом и общественном сознании.

Обеспечение организованности массового информационного процесса выступает как одно из основных закономерностей медиа. И она

тесно связана с процессами интеллектуализации общества, необходимость которой продиктована проблемами цивилизационного развития социума.

Организованность в журналистике — это состояние упорядоченности массового информационного процесса, образуемого в нем ме-диапространства как совокупности информационных, редакционных, экономических, правовых и других социальных отношений. Эта упорядоченность предусматривает:

• оптимизацию информационного поля журналистики, обеспечивающую непрерывное его обновление адекватно результатам обогащения интеллектуальных ресурсов общества в сферах духовного и материального производства — знаниевых, аксиологических, поведенческих;

• привлечение к этому обновлению широкого круга представителей этих сфер, связанных с теоретическим, художественным, практическим и духовно-практическим освоением мира;

• оптимизацию процессов освоения обновляемого интеллектуального потенциала личностью, различными социальными общностями, создания медиакартины мира в индивидуальном, групповом и общественном сознании.

Организованность журналистики состоит в том, чтобы:

• оптимизировать функциональную целостность журналистики, эффективность реализации ее различных функций, в том числе как способа освоения жизненного мира повседневности, а также как коммуникативной деятельности, обеспечивающей тесную связь меди-апространства с медиасредой, с

интеллектуальным потенциалом научной, образовательной, художественной, политической, экономической и иной деятельности, ее информационными продуктами;

• оптимизировать структурную целостность журналистики как совокупности средств массовой информации, обеспечивающих разделение труда в интеллектуальном взаимодействии;

• оптимизировать медиапро-странство как совокупность информационных, редакционных, экономических, правовых и других социальных отношений по поводу репрезентации публичности в социальной практике. Обеспечить публичность различных интеллектуальных пространств на основе массового информационного процесса.

Организованность СМИ авторы тесно связывают с иерархией целей массового информационного процесса [1, с. 453]. Их организационная актуальность должна состоять в том, чтобы в полной мере выявлять интеллектуальные ресурсы, которыми располагают субъекты теоретического, художественного, практического и духовно-практического освоения мира, для того чтобы непрерывно обновлять на их основе информационное поле медиа, сделать его содержание адекватным интеллектуальному потенциалу общества.

Функциональная целостность медиасферы это обеспечение интеллектуального взаимодействия в социуме, которое на современном этапе цивилизационного развития инициирует интеллектуализацию общества. Для этого необходимо, чтобы массовый информационный процесс в полной мере обновлял ин-

формационное поле СМИ адекватно характеру обновления знаниевых, аксиологических и поведенческих ресурсов, репрезентируя в содержание этого поля консолидированный потенциальный общественный интеллект, воплощенный в медиа-текстах.

Необходимо также, чтобы процесс потребления массовой информации, основанный на этом материализованном в медиатексте интеллекте, обеспечивал создание медиакартины мира в сознании массовой аудитории адекватно интеллектуальным ресурсам информационного поля СМИ.

Содержание анализируемой статьи позволяет сделать выводы познавательно-отражательного характера.

1. На сегодняшний день состояние информационного поля России не может быть названо оптимальным. Массовые информационные потоки пока не обеспечивают в должной мере удовлетворение информационных потребностей различных социальных общностей.

2. В медиапространстве зафиксирован дефицит публичности, который является одной из причин существенного отставания России по внедрению в социальную практику накопленных инновационных ресурсов.

Он характеризуется тем, что:

• интеллектуальные ресурсы общества (знаниевые, аксиологические, поведенческие) недостаточно полно представлены в медиакон-тенте;

• медиакартина современной действительности, предлагаемая массовой аудитории, не отражает в должной мере потребности многих

социальных структур в обеспечении их участия в социальной практике цивилизационного развития на путях становления информационного общества;

• существует значительный дисбаланс в отражении процессов глобализации и регионализации российской социальной практики. Слабо освещается трансформация экономических и хозяйственных структур, направленная на становление единой и целостной системы хозяйствования. Конкретные сферы глобализации в условиях санкций также нуждаются в большем внимании журналистики. Это относится к развитию научно-технических технологий, взаимовлиянию национальных систем культурных и нравственных ценностей, к возникновению новых угроз международной безопасности, к освещению совершенно новой черты экономики России — ее регионализации.

3. Имеется дефицит публичности в медиапространстве «площадок проектирования будущего». Все более весомое место в формировании медиакартины этого будущего занимают СМИ. Они охватывают значительную аудиторию, становятся интеллектуальными центрами новых культурно-экономических регионов. Их влияние в рамках этих регионов возрастает. Однако в процесс прогнозирования вовлекаются одни и те же лица, рассматривается развитие одних и тех же социальных объектов, слабо анализируются причины, тормозящие решение острых проблем.

Один из главных выводов состоит в том, что в условиях глобализации СМИ призваны создавать оптимальное медиапространство,

способное направлять к реализации гуманистических идеалов развитие информационных отношений между всеми социальными субъектами; личностями, странами, различными общностями, представляющими сферы культуры, экономической, политической, научной и других видов деятельности. По сути, они должны вести непрерывный общественный диалог, ориентированный на поиск новых резервов интеллектуального, нравственного, экономического, политического, культурного развития общества, на обогащение его информационных ресурсов, инновационного потенциала, межнационального и глобального взаимодействия.

Данный вывод относится ко всем типам СМИ, многие из которых образуют единые типологические группы, но в то же время характеризуются своеобразием, исходящим из особенностей географических, административно-хозяйственных, социальных, национально-культурных и других характеристик социальных пространств, Тем самым на основе

единства и многообразия создается возможность к развитию меди-асистем, действующих в границах того или иного социального пространства.

Вместе с тем в медиапростран-стве СМИ еще наблюдается дегуманизация в угоду коммерциализации и приватизации. Имеет значительные недостатки прогностическая деятельность журналистов. Не в полной мере реализуются такие прогностические методы, как причинно-следственный анализ, метод сценариев, экспертных оценок и др. [21-23].

Нужны оптимизационные процессы, которые касаются не только общероссийских СМИ, но и СМИ различных социальных пространств, в том числе региональных. Единое информационное пространство возможно лишь при гармоническом взаимодействии общероссийского медиапространства и медиапро-странств различных социальных общностей, входящих в него. Эта важная ситемная закономерность реализуется не в полной мере.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Суходолов А. П. Конструирование СМИ как гомеостатической системы средствами автоматики: базовые понятия, структура, компоненты / А.П. Суходолов, И. А. Кузнецова // Вопросы теории и практики журналистики. — 2017. — Т. 6, № 4. — С. 437-464. — DOI: 10.17150/2308-6203.2017.6.

2. Вартанова Е. Л. Современные российские исследования СМИ: обновление теоретических подходов / Е. Л. Вартанова // Вестник Московского университета. Серия 10, Журналистика. — 2015. — № 6. — С. 5-26.

3. Засурский Я. Н. Коммуникация в обществе знаний. Российская журналистика: 2008-2013 / Я. Н. Засурский. — М. : МедиаМир, 2013. — 296 с.

4. Мохов А. И. Интеллектуализация сферы жизнедеятельности как средство формирования ноосферы В.И. Вернадского / А. И. Мохов, В. И. Светлаков, В. А. Мохова // Вестник Российской академии естественных наук. — 2015. — № 4. — С. 31-40.

5. Санто Б. Инновация и глобальный интеллектуализм / Б. Санто // Инновации. — 2006. — № 9. — С. 32-44.

6. Смирнова О. В. Журналистика в социальном пространстве: слагаемые публичности / О. В. Смирнова, М. В. Шкондин // Социально-гуманитарные знания. — 2017. — № 4. — С. 72-88.

7. Шкондин М. В. Медиасистема как фактор интеллектуализации общества: структурно-функциональные аспекты / М. В. Шкондин, О. М. Скибина // Социально-гуманитарные знания. — 2017. — № 8. — С. 98-115.

8. Лазутина Г. В. Журналистское познание мира [Электронный ресурс] / Г. В. Лазутина // Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С. Г. Корконосенко. — СПб. : Знание, 2000. — Гл. 2. — Режим доступа: https://studfiles.net/preview/4066012/.

9. Вартанова Е. Л. К вопросу об актуализации теории журналистики и теории СМИ / Е. Л. Вартанова // Вопросы теории и практики журналистики. — 2017. — Т. 6, № 1. — С. 5-13. — DOI: 10.17150/2308-6203.2017.6(1).5-13.

10. Шкондин М. В. Медиасистема как фактор репрезентации публичности в процессах освоения мира социумом / М. В. Шкондин // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. — 2017. — Т. 1, № 2. — С. 185-189.

11. Мисонжников Б. Я. Отражение действительности в тексте [Электронный ресурс] / Б. Я. Мисонжников // Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С. Г Корконосенко. — СПб. : Знание, 2000. — Гл. 4. — Режим доступа: Ь|Нр:/^аг^1 narod.ru/text5/63.htm.

12. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Ка-стельс ; пер. с англ. под ред. О. И. Шкаратана. — М. : Гос. Ун-т ВШЭ, 2000. — 606 с.

13. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / А. Шютц ; пер. А. Я. Алхасов, Н. Я. Мазлумянова. — М. : Общественное мнение, 2003. — 336 с.

14. Юдина Е. Н. Развитие медиапространства в современной России : автореф. дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.01 / Е. Н. Юдина. — М., 2008. — 50 с.

15. Дзялошинский И. М. Медиапространство России: коммуникативные стратегии социальных институтов / И. М. Дзялошинский. — М. : Академия, 2013. — 479 с.

16. Свитич Л. Г. Медиасистема городов-миллионников: методологические предпосылки исследования / Л. Г. Свитич., О. В. Смирнова, М. В. Шкондин // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. — 2017. — Т. 2, № 3. — С. 245-255.

17. Основы медиабизнеса / под ред. Е. Л. Вартановой. — М. : Аспект Пресс, 2014. — 400 с.

18. Луман Н. Реальность массмедиа / Н. Луман ; пер. с нем. А. Ю. Антоновского. — М. : Праксис, 2005. — 256 с.

19. Корконосенко С. Г. Основы журналистики / С. Г. Корконосенко. — М. : Аспект Пресс, 2001. — 287 с.

20. Шкондин М. В. Функциональная целостность медиасистемы / М. В. Шкондин // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет). — 2014. — № 2 (94). — С. 144-149.

21. Фролова Т. И. Гуманитарная повестка российских СМИ: тенденции развития / Т. И. Фролова // Журналистика в системе альтернативных источников информации : материалы науч. конф., Н. Новгород, 14 марта 2017 г — Н. Новгород : Изд-во Нац. исслед. Нижегород. гос. ун-та им. Н.И. Лобачевского, 2017. — С. 10-18.

22. Тертычный А. А. Прогноз в журналистском тексте: особенности обоснования / А. А. Тертычный // Вопросы теории и практики журналистики. — 2017. — Т. 6, № 3. — С. 306-320. — DOI: 10.17150/2308-6203.2017.6(3).306-319.

23. Панкеев И. А. Журналист и журналистика: единство противоположностей? / И. А. Панкеев // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2017. — № 5. — С. 199-207.

REFERENCES

1. Sukhodolov A. P., Kuznetsova I. A. Designing the Mass Media As a Homeostatic System by Means of Automation Engineering: Basic Concepts, Structure, Components. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2017, vol. 6, no. 4, pp. 437-464. DOI: 10.17150/2308-6203.2017.6(4).437-464. (In Russian).

2. Vartanova E. L. Modern Russian Media Studies (the Update of Theoretical Approaches). Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10, Zhurnalistika = Lomonosov Moscow State University of Journalism, 2015, no. 6, pp. 5-26. (In Russian).

3. Zasursky Ya. N. Kommunikatsiya v obshchestve znanii. Rossiiskaya zhurnalistika: 2008-2013 [Communication in a knowledge society. Russian journalism in 2008-2013]. Moscow, MediaMir Publ., 2013. 296 p.

4. Mokhov A. I., Svetlakov V. I., Mokhova V. A. Intellectualization spheres of life as a means of formation of the noosphere of V. I. Vernadsky. Vestnik Rossiiskoi akademii estest-vennykh nauk = Bulletin of the Russian Academy of Natural Sciences, 2015, no 4, pp. 31-40. (In Russian).

5. Santo B. Innovation and global intellectualism. Innovatsii = Innovations, 2006, no. 9, pp. 32-44. (In Russian).

6. Smirnova O. V., Shkondin M. V. Journalism in social space: constituents of publicity. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya = Socgum-Zhurnal, 2017, no. 4, pp. 72-88. (In Russian).

7. Shkondin M. V., Skibina O. M. Media system as a factor of intellectualization of society: structural-functional aspects. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya = Socgum-Zhurnal, 2017, no. 8, pp. 98-115. (In Russian).

8. Lazutina G. V. Journalistic understanding of the world. In Korkonosenko S. G. (ed.). Os-novy tvorcheskoi deyatel'nosti zhurnalista [Introduction to journalistic creative writings]. Saint Petersburg, Znanie Publ., 2000, ch. 2. Available at: https://studfiles.net/preview/4066012/.

9. Vartanova E. L. On the Problem of Updating the Theory of Journalism and the Theory of the Mass Media. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2017, vol. 6, no. 1, pp. 5-13. DOI: 10.17150/2308-6203.2017.6(1).5-13. (In Russian).

10. Shkondin M. V. Media system as the factor of publicity representation in processes of development of the world by society. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishche-va = Vestnik of Volzhsky University after V.N. Tatischev, 2017, vol. 1, no. 2, pp. 185-189. (In Russian).

11. Misonzhnikov B. Ya. Reflection of reality in the text. In Korkonosenko S. G. (ed.). Os-novy tvorcheskoi deyatel'nosti zhurnalista [Introduction to journalistic creative writings]. Saint Petersburg, Znanie Publ., 2000, ch. 4. Available at: http://evartist.narod.ru/text5/63.htm.

12. Castells M. Information Age: Economy, Society and Culture. Oxford, Blackwell Publishers, 1996-1998. 594 p. (Russ. ed.: Castells M Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura. Moscow State University Higher School of Economics Publ., 2000. 606 p.).

13. Schutz A. The Homecomer. On Phenomenology and Social Relation. The University of Chicago Press, 1970, 300 p. (Russ. ed.: S^utz A. Smyslovaya struktura povsednevnogo mira: ocherki po fenomenologicheskoi sotsiologii. Moscow, Obshchestvennoe mnenie Publ., 2003. 336 p.).

14. Yudina E. N. Razvitie mediaprostranstva v sovremennoi Rossii. Avtoref. Kand. Diss. [Development of the media space in modern Russia. Cand. Diss. Thesis]. Moscow, 2008. 50 p.

15. Dzyaloshinsky I. M. Mediaprostranstvo Rossii: kommunikativnye strategii sotsial'nykh institutov [The media space of Russia: communicative strategies of social institutions]. Moscow, Akademiya Publ., 2013. 479 p.

16. Svitich L. G., Smirnova O. V., Shkondin M. V. Mediasystem of million-plus cities: Methodological prerequisites of the research. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatish-cheva = Vestnik of Volzhsky University after V.N. Tatischev, 2017, vol. 2, no. 3, pp. 245-255. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Vartanova E. L. (ed.). Osnovy mediabiznesa [The Media Business Basics]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2014. 400 p.

18. Luhmann N. Die Realitat der Massenmedien. 2 ausgabe. Opladen, Westdeutscher Verlag, 1996. 219 s. (Russ. ed.: Luhmann N. Real'nost' massmedia. Moscow, Praksis Publ., 2005. 256 p.).

19. Korkonosenko S. G. Osnovy zhurnalistiki [Journalism Basics]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2001. 287 p.

20. Shkondin M.V. Functional integrity of the media system. Izvestiya Irkutskoi gosudarst-vennoi ekonomicheskoi akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2014, no. 2 (94), pp. 144-149. (In Russian).

21. Frolova T. I. Humanitarian agenda of the Russian media: development tendencies. Zhurnalistika v sisteme al'ternativnykh istochnikov informatsii. Materialy nauchnoi konferent-sii, Nizhnii Novgorod, marta 2017 g. [Journalism in the system of alternative sources of information. Materials of International Research Conference, Nizhny Novgorod, march 2017 g.]. Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod Publ., 2017, pp. 10-18. (In Russian).

22. Tertychnyi A. A. Forecasts in Journalistic Texts: Specific Criteria for Grounding. Vo-prosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2017, vol. 6, no. 3, pp. 306-319. DOI: 10.17150/2308-6203.2017.6(3).306-319. (In Russian).

23. Pankeev I. A. Journalists and Journalism: The Unity of Opposites? Vestnik Moskovsk-ogo universiteta. Seriya 10, Zhurnalistika = Lomonosov Moscow State University of Journalism, 2017, no. 5, pp. 199-207. (In Russian).

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Шкондин М. В. Системность и организованность медиасферы: интегративные аспекты / М. В. Шкондин // Вопросы теории и практики журналистики. — 2018. — Т. 7, № 1. — С. 177-186. — DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(1).177-186.

FOR CITATION

Shkondin M. V. Systemacity and Organization of the Media Sphere: Integrative Aspects. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2018, vol. 7, no. 1, pp. 177-186. DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(1).177-186. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.