Научная статья на тему 'Медиапубличность социальной практики: системные характеристики'

Медиапубличность социальной практики: системные характеристики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
268
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПУБЛИЧНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ / МЕДИАКАРТИНА МИРА / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ МЕДИА / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / MEDIA-PUBLICITY / INTELLECTUAL INTERACTION / MEDIA SPACE / INFORMATION FIELD / MEDIA-CARD OF THE WORLD / FUNCTIONAL INTEGRITY OF MEDIA / SOCIAL INTELLIGENCE / INTELLECTUAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шкондин М.В., Свитич Л.Г., Смирнова О.В.

В статье характеризуется сущность интеллектуального взаимодействия в обществе, которое осуществляется в рамках медиасистемы. Она состоит в том, что индивидуальные и коллективные инновационные интеллектуальные ресурсы (знаниевые, аксиологические, поведенческие), существующие как возможности конструирования будущего социальной практики, становятся основой потенциальной информации, которая непрерывно создается и обновляется в информационном поле медиа и в форме медиатекстов предлагается массовой аудитории для ее потребления. Основой формирования этих потенциальных инновационных информационных ресурсов являются результаты теоретического, художественного, духовно-практического и практического освоения мира, осуществляемого в научной, художественной, политической, экономической и других сферах социальной практики. Обеспечение оптимального интеллектуального взаимодействия между представителями этих сфер на основе массового информационного процесса важнейшая обязанность медиасистемы. Ее ответственность непрерывно усложняется в условиях развития интернет-технологий, создания многочисленных интернет-СМИ, новых и традиционных медиа. Потенциальная информация в информационном поле СМИ не может быть случайным сборищем случайных медиатекстов. Речь идет о необходимых стратегиях и технологиях, обеспечивающих организованность информационного поля СМИ на основе редакционного процесса, способствующего выполнению коммуникативных функций различных сфер духовного и материального производства, участвующих в создании, распространении и потреблении инновационных интеллектуальных продуктов через массовый информационный процесс. В том числе коммуникативных функций науки, образования, искусства, экономики, политики и др. Речь идет также и о коммуникативных функциях журналистики как одного из способов освоения мира, предметом которой является жизненный мир повседневности, вбирающий в себя инновации повседневной социальной практики в рамках взаимодействия процессов изменчивости и устойчивости объективных условий и субъективных факторов осуществления этой практики. Журналистское творчество как авторская деятельность создает в информационном поле медиа медиакартину текущей социальной практики и условий, в которых она протекает, характеризует изменчивость жизненного мира повседневности, характер влияния этой изменчивости на устойчивые тенденции социальной практики. Потенциальная информация в информационном поле СМИ должна быть адресной, рассчитанной на удовлетворение информационных потребностей личности, совокупности различных социальных групп, общностей, пространств. Она должна обеспечивать возможность постоянного доступа личности, различных общностей к непрерывно обновляемому интеллектуальному потенциалу общества, к его консолидированному общественному интеллекту. Возможность участия личности через свои медиасообщения в обновлении общественного потенциала, репрезентируя в нем свои интеллектуальные ресурсы, имеющие актуальный характер, и удовлетворение своих информационных потребностей на основе потребляемых медиатекстов, которые обновляют медиакартину мира в ее сознании, это одно из главных проявлений медиапубличности. Организованность информационного поля СМИ на основе четкого выполнения коммуникативных функций различных сфер духовного и материального производства, участвующих в создании, распространении и потреблении инновационных интеллектуальных продуктов через массовый информационный процесс, тесно связана с функциональной целостностью медиасистемы, ее интегративной функцией, которая должна быть осуществлена на основе оптимальных конвентивных коммуникативных стратегий и технологий, контентстратегий, стратегий редакционного менеджмента и маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

МЕДИАПУБЛИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ: СИСТЕМНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

The article describes the essence of intellectual interaction in society, which is carried out within the framework of the media system. It emplies the fact that individual and collective innovative intellectual resources (knowledge, axiological, behavioral), existing as opportunities for designing future social practices, become the basis of potential information that is continuously is created and updated in the information field of media and in the form of media texts offered to the mass audience for its consumption. The basis for the formation of these potential innovative information resources are the results of theoretical, artistic, spiritual, practical and practical development of the world, carried out in the scientific, artistic, political, economic and other spheres of social practice. Ensuring optimum intellectual interaction between representatives of these spheres on the basis of mass information process is the most important duty of the media system. Its responsibility is constantly complicated by the development of Internet technologies, the creation of numerous online media, new and traditional media. Potential information in the media information field cannot be a random gathering of random media texts. We are talking about the necessary strategies and technologies that ensure the organization of the media information field on the basis of the editorial process, contributing to the implementation of communicative functions of various spheres of spiritual and material production involved in the creation, distribution and consumption of innovative intellectual products through the mass information process. Including communicative functions of science, education, art, economy, politics, etc. We are also talking about the communicative functions of journalism as one of the ways of mastering the world, the subject of which is the everyday life, embracing the innovations of everyday social practice in the interaction of the processes of variability and stability of objective conditions and subjective factors in the implementation of this practice. Journalistic creativity creates a media map of the current social practice in the information field and the conditions in which it takes place, characterizes the variability of the everyday life world, the nature of the impact of this variability on the sustainable trends of social practice. Potential information in the media information field should be targeted, designed to meet the information needs of the individual, which is a set of different social groups, communities, spaces. It should provide the possibility of permanent access of the individual and various communities to the continuously updated social potential of the society, to its consolidated social intelligence. Participation of an individual through his / her media messages in the renewal of social potential, representing his / her intellectual resources of actual character and satisfaction of his / her information needs on the basis of consumed media texts, which update the media map of the world in his / her consciousness, is one of the main manifestations of media publicity. The organization of the media information field on the basis of a clear implementation of the communicative functions of various spheres of spiritual and material production involved in the creation, distribution and consumption of innovative intellectual products through the mass information process is closely related to the functional integrity of the media system, its integrative function, which should be carried out on the basis of optimal conventional communication strategies and technologies, content strategies, editorial and marketing strategies.

Текст научной работы на тему «Медиапубличность социальной практики: системные характеристики»

УДК: 070

ББК: 76.0

Шкондин М.В., Свитич Л.Г., Смирнова О.В.

МЕДИАПУБЛИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ:

СИСТЕМНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Shkondin M. V., Svitich L. G., Smirnova O. V.

МЕДИАПУБЛИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ: СИСТЕМНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Ключевые слова: медиапубличность, интеллектуальное взаимодействие, медиапространство, информационное поле, медиакартина мира, функциональная целостность медиа, общественный интеллект, интеллектуальный потенциал.

Keywords: media-publicity, intellectual interaction, media space, information field, media-card of the world, functional integrity of media, social intelligence, intellectual potential.

Аннотация: в статье характеризуется сущность интеллектуального взаимодействия в обществе, которое осуществляется в рамках медиасистемы. Она состоит в том, что индивидуальные и коллективные инновационные интеллектуальные ресурсы (знаниевые, аксиологические, поведенческие), существующие как возможности конструирования будущего социальной практики, становятся основой потенциальной информации, которая непрерывно создается и обновляется в информационном поле медиа и в форме медиатекстов предлагается массовой аудитории для ее потребления. Основой формирования этих потенциальных инновационных информационных ресурсов являются результаты теоретического, художественного, духовно-практического и практического освоения мира, осуществляемого в научной, художественной, политической, экономической и других сферах социальной практики. Обеспечение оптимального интеллектуального взаимодействия между представителями этих сфер на основе массового информационного процесса - важнейшая обязанность медиасистемы. Ее ответственность непрерывно усложняется в условиях развития интернет-технологий, создания многочисленных интернет-СМИ, новых и традиционных медиа.

Потенциальная информация в информационном поле СМИ не может быть случайным сборищем случайных медиатекстов. Речь идет о необходимых стратегиях и технологиях, обеспечивающих организованность информационного поля СМИ на основе редакционного процесса, способствующего выполнению коммуникативных функций различных сфер духовного и материального производства, участвующих в создании, распространении и потреблении инновационных интеллектуальных продуктов через массовый информационный процесс. В том числе коммуникативных функций науки, образования, искусства, экономики, политики и др. Речь идет также и о коммуникативных функциях журналистики как одного из способов освоения мира, предметом которой является жизненный мир повседневности, вбирающий в себя инновации повседневной социальной практики в рамках взаимодействия процессов изменчивости и устойчивости объективных условий и субъективных факторов осуществления этой практики. Журналистское творчество как авторская деятельность создает в информационном поле медиа медиакартину текущей социальной практики и условий, в которых она протекает, характеризует изменчивость жизненного мира повседневности, характер влияния этой изменчивости на устойчивые тенденции социальной практики.

Потенциальная информация в информационном поле СМИ должна быть адресной, рассчитанной на удовлетворение информационных потребностей личности, совокупности различных социальных групп, общностей, пространств. Она должна обеспечивать возможность постоянного доступа личности, различных общностей к непрерывно обновляемому

интеллектуальному потенциалу общества, к его консолидированному общественному интеллекту. Возможность участия личности через свои медиасообщения в обновлении общественного потенциала, репрезентируя в нем свои интеллектуальные ресурсы, имеющие актуальный характер, и удовлетворение своих информационных потребностей на основе потребляемых медиатекстов, которые обновляют медиакартину мира в ее сознании, — это одно из главных проявлений медиапубличности.

Организованность информационного поля СМИ на основе четкого выполнения коммуникативных функций различных сфер духовного и материального производства, участвующих в создании, распространении и потреблении инновационных интеллектуальных продуктов через массовый информационный процесс, тесно связана с функциональной целостностью медиасистемы, ее интегративной функцией, которая должна быть осуществлена на основе оптимальных конвентивных коммуникативных стратегий и технологий, контентстратегий, стратегий редакционного менеджмента и маркетинга.

Abstract: the article describes the essence of intellectual interaction in society, which is carried out within the framework of the media system. It emplies the fact that individual and collective innovative intellectual resources (knowledge, axiological, behavioral), existing as opportunities for designing future social practices, become the basis of potential information that is continuously is created and updated in the information field of media and in the form of media texts offered to the mass audience for its consumption. The basis for the formation of these potential innovative information resources are the results of theoretical, artistic, spiritual, practical and practical development of the world, carried out in the scientific, artistic, political, economic and other spheres of so-cialpractice. Ensuring optimum intellectual interaction between representatives of these spheres on the basis of mass information process is the most important duty of the media system. Its responsibility is constantly complicated by the development of Internet technologies, the creation of numerous online media, new and traditional media.

Potential information in the media information field cannot be a random gathering of random media texts. We are talking about the necessary strategies and technologies that ensure the organization of the media information field on the basis of the editorial process, contributing to the implementation of communicative functions of various spheres of spiritual and material production involved in the creation, distribution and consumption of innovative intellectual products through the mass information process. Including communicative functions of science, education, art, economy, politics, etc. We are also talking about the communicative functions of journalism as one of the ways of mastering the world, the subject of which is the everyday life, embracing the innovations of everyday social practice in the interaction of the processes of variability and stability of objective conditions and subjective factors in the implementation of this practice. Journalistic creativity creates a media map of the current social practice in the information field and the conditions in which it takes place, characterizes the variability of the everyday life world, the nature of the impact of this variability on the sustainable trends of social practice.

Potential information in the media information field should be targeted, designed to meet the information needs of the individual, which is a set of different social groups, communities, spaces. It should provide the possibility ofpermanent access of the individual and various communities to the continuously updated social potential of the society, to its consolidated social intelligence. Participation of an individual through his / her media messages in the renewal of social potential, representing his / her intellectual resources of actual character and satisfaction of his / her information needs on the basis of consumed media texts, which update the media map of the world in his / her consciousness, is one of the main manifestations of media publicity.

The organization of the media information field on the basis of a clear implementation of the communicative functions of various spheres of spiritual and material production involved in the creation, distribution and consumption of innovative intellectual products through the mass information process is closely related to the functional integrity of the media system, its integrative function, which should be carried out on the basis of optimal conventional communication strategies and technologies, content strategies, editorial and marketing strategies.

Понятие "медиапубличность" все активнее используется в научных исследованиях1. И это, на наш взгляд, свидетельствует о возрастающих потребностях современной теории и практики журналистики осмыслить содержание этого понятия в условиях динамичного развития российской медиасферы. Современный цивилизационный этап характеризуется значительным расширением медиапространства, актуализацией функционального потенциала медиа, умножением их коммуникативных, контентстратегий и тактик, разнообразием их типологических моделей. Вместе с тем современная отечественная медиасфера не располагает пока необходимой динамикой развития и оптимальностью своих системных качеств, чтобы удовлетворять в полной мере потребности общества, различных групп, общностей в обеспечении публичности социальной практики. В условиях постиндустриальной трансформации общества нужны обстоятельные исследования системных качеств медиапубличности, особенностей ее трансформации как необходимой составляющей социальной практики в условиях нового этапа цивилизационного развития, в том числе активной интеллектуализации российского общества в постиндустриальном процессе1 2 3.

1 Свитич Л.Г., Смирнова О. В., Шкондин М.В. Медиапубличность региональных пространств: системные аспекты (По материалам социологического исследования) // Журналист. Социальные коммуникации. — 2017. — № 2; Дейк ван Т. Дискурс и власть. Репрезентация доминирования в языке и коммуникации. — М.: Книжный дом «Либроком», 2014; Дзоло Д. Демократия и сложность. Реалистический подход. — М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2010.

2 Корконосенко С.Г. Теория журналистики: моделирование и применение. — М.: Логос, 2010. — 242 с. Мансурова В.Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации. — Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2002. — 237 с.; Смирнова О.В. Стратегии печатных медиа в эпоху цифровых технологий // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. — 2013. — № 6. — С. 25-37; Свитич Л.Г. Современная периодика: поле понятий и терминов // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. — 2013. — № 6. — С. 7-26; Шкондин М.В., Скибина О.М. Медиасистема как фактор интеллектуализации общества: структурно-функциональные аспекты // Социально-гуманитарные знания. — 2017. — № 4. —С. 98— 115.

Актуальным вопросам теории и практики журналистики была посвящена международная научно-практическая конференция, проведенной в феврале 2018 года факультетом журналистики МГУ при участии Союза журналистов России, Национальной ассоциации массмедиа, Института "Высшая школа журналистики и массовой коммуникации СПбГУ" и Федерального учебнометодического объединения по направлению "Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело" .

Председатель программного и организационного комитетов конференции, декан факультета журналистики МГУ, член-корр. РАО Е.Л. Вартанова высказала необходимость комплексного и системного изучения медиа с целью выявления сущностных качеств этого социального феномена. По ее мнению и мнению других участников конференции, необходимы обстоятельные исследования характера целостности медиа, их функциональных, структурных, организационных характеристик, оптимальность их структурных и контент-стратегий, которые необходимы для повышения роли российского медиапространства в процессах интеллектуального взаимодействия в обществе, интеллектуализации социальной практики в рамках субъективного фактора цивилизационного развития. Инновационные ресурсы личности, отдельных общностей -знаниевые, аксиологические и поведенческие, создаваемые в сферах духовного и материального производства, должны стать всеобщим достоянием, основой содержания информационного поля медиасферы, ее интеллектуального потенциала и способствовать становлению постиндустриальной информационной цивилизации. Одна из назревших проблем - оптимизация взаимодействия медиасферы и социальных сетей в рамках оптимизации публичной сферы социальной практики.

Понятие медиапубличноститесно связано с понятием публичности и характери-

3 Журналистика в 2017 году: творчество, профессия, индустрия. Материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 5-7 февраля 2018 года. — М.: МедиаМир; Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2018. — 616 с.

зует роль медиа/журналистики в ее формировании. Исследованию публичности посвятили свои работы многие известные ученые, в том числе Иммануил Кант, Ханна Арендт, Юрген Хабермас, Никлас Луман 1. В их исследованиях, посвященных публичности, речь идет прежде всего о характере взаимодействия интеллекта личности и интеллекта общества в рамках социальной практики как факторе освоения и преобразования мира на пути общественного прогресса, цивилизационного развития социума. Кантом была разработана концепция публичного и частного пользования разумом.

Взаимодействие интеллекта личности и общества, по мнению И. Канта, связано с тем, что разум в социуме перестает быть только свойством человеческого сознания. Он становится инструментом общественно значимого целеполагания и функциональным элементом публичного пространства, выполняющим общественные функции конструирования будущего для данного пространства и для социума в целом. В этом состоит, по Канту, публичное применение разума1 2 3 4 5 6. Проблема повышения интеллектуального уровня личности и общества на основе публичности, совершенствование человечества, по его мнению, достижимо лишь на долгом пути публичного использования разума и, тем самым, самопросвяще-ния публики3.

Современные исследователи отмечают, что, опираясь на возможности настоящего, на складывающиеся условия социальной практики, общественный интеллект является фактором конструирования будущего современной цивилизации, формируя в сознании личности, различных групп, общ-

1 См.: Кант И. Собрание сочинений: в 8 т. / под общ. ред. А.В. Гулыги. — М., 1994. Т. 8; Арендт Х. Vita active, или о деятельности жизни. — СПб: Алетейя, 2000. — 437 с.; Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a category of Bourgeois Society / J. Habermas. — Cambridge: MIT Press, 1962. — 301 p.; Luhmann N. Die Realitat der Massenmtdien / Niklas Luhmann. — Wiesbaden: Westdeutscher Verlag, 2004. — 256 s.

2 Кант И. Ответ на вопрос: «Что такое просвещение?» // Кант И. Собрание сочинений: в 8 т. / под общ. ред. А.В. Гулыги. - М., 1994. Т. 8. - С. 29-37.

3 Там же.

ностей, общества в целом картину мира, состоящую из знаниевых, аксиологических и поведенческих ресурсов. Авторы считают, что знания в нем неразрывно связаны с моралью, с моделями поведения, способами деятельности, а также с эстетическим ценностями. Общественный интеллект - это не только знания, непрерывно вбирающие в себя инновации в различных сферах жизни общества, в различных способах освоения мира. Это также доброта и красота, которые способствуют реализации этих инноваций.4

Современное общество - общество знания и информации, в котором неизмеримо возросло значение ценностей интеллекта. Он исключительно важен при интенсификации процессов производства, их усложнении, при возрастании объемов и скорости информационных процессов в социуме. Возрастает роль интеллекта в процессах программирования, проектирования, конструирования и др. Исследователи отмечают, что в настоящее время можно говорить о глобальном интеллектуальном переделе мира5.Это выражается в том, что динамичное развитие мирового сообщества сопровождается значительным возрастанием интеллектуализации всех областей социальной практики. В этих условиях знаниевые, аксиологические и поведенческие ресурсы общества, его интеллектуальные возможности становятся ведущими факторами цивилизационного развития.

Важнейшими составляющими общественного интеллекта становятся социальное воображение и социальный интеллект6.

4 Субетто А.И. Образовательное общество как форма бытия ноосферного общества и реализации стратегии развития образования в России в XXI в. — Кострома, 2006. — 198 с.; Келле В.Ж. Духовность и интеллектуальный потенциал // В диапазоне гуманитарного знания. — 2001. — № 4. — С. 13-14;

Пушкин В.Г., Урсул А.Д. Информация. Кибернетика. Интеллект. (Философские очерки). — Кишинёв: Штиинца, 1989; Шилова О.В. Интеллектуальный потенциал человека современного российского общества. — Ставрополь, 2012. — 28 с.

5 Челомбицкая М.П. Интеллект как мобильный ресурс современного общества // Вестник Воронежского университета. Серия: Философия. — 2013. — № 1 (9). — С. 182-190.

6 Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования \ Под ред. Д.В.Люсина, Д.В. Ушакова — М.: Изд - во «Институт психологии РАН», 2004. — 176 с.

В первом случае речь идет о способности человека рассматривать происходящее в социальной практике в реальном социальном контексте и корректировать в соответствии с этим свои знаниевые, аксиологические и поведенческие модели. Социальный интеллект философы рассматривают как комплекс способностей, лежащих в основе коммуникативной компетенции1.

Российская научная общественность сейчас широко обсуждает проблему интеллектуализации нашего общества, в том числе интеллектуализацию экономики, политики, образования, управления. Речь идет о том, что для успешного освоения и преобразования действительности в современную эпоху необходимо непрерывно обновлять и осваивать интеллектуальный потенциал общества, широко используя его достижения в социальной практике. Речь идет об инновационных интеллектуальных ресурсах, которые необходимо непрерывно обновлять и осваивать. Это и знаниевые, и проективно-поведенческие, и аксиологические, ценностные ресурсы1 2. Наша страна по использовании инноваций отстала от многих стран мира3 * *.

В этих условиях существенно возрастает роль и ответственность журналистики, медиасферы в процессах интеллектуализации общества. Это и обогащение, обновление общественного интеллекта теми ресурсами, которые рождаются в сферах науки, образования, экономики, управления и других сферах жизнедеятельности общества. Консолидированный общественный интеллект, который создается в рамках информационного поля СМИ, повестки дня медиа, нуждается в существенном обновлении, он

1 Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии. — 1995. — № 1.

2 См.: Титов А.В. Интеллектуализация экономики как общеэкономическая закономерность // kpfu.ru/docs/F 1323539866/Titov_Intel.pdf; Абдуллина С.В., Горшков Д.В. Интеллектуальная организация -всеобщность и частности // Науковедение. — 2013. — № 2; Беляева О.В.Интеллектуализация образования современного общества: роль и перспективы // http://viperson.ru/articles

3 Давыдов А.А. Инновационный потенциал

России: настоящее и будущее //htpp://www.isras.ru/

blog_moden_3. html

пока далеко не адекватен инновационным достижениям в материальном и духовном производстве. Процессы освоения обновляемого потенциала в российских социальных пространствах, как показывают проводимые нами исследования, также далеки от того, чтобы в полной мере удовлетворять потребности различных общностей в знаниевых, аксиологических и поведенческих ресур-

4

сах .

Функциональная и структурная целостность медиасферы недостаточно оптимизирована для информационного обеспечения процессов интеллектуализации общества. Слабо актуализированы в этом плане многие функции журналистики как творческой деятельности. Ее коммуникативные и организационные функции реализуются не в полной мере. Коммуникативные стратегии и технологии ослабляют свои конвентив-ные, диалоговые возможности в пользу ма-нипулятивной деятельности. Контентстратегии СМИ часто допускают коммерциализацию и политизацию массового информационного процесса. Типологическая структура медиа, их современные концепции нуждаются в значительной корректи-ровке5.

Одна из причин существенных противоречий в современном массовом информационном процессе - в недостаточной оптимизации российского медиапространства. Эта широкая совокупность информационных, экономических, правовых, организационных и других социальных отношений, которая пока не имеет достаточно тесных связей с современной медиасредой. Возрастающий дефицит публичности значительно ограничивает возможности интеллектуализации общества. Журналистика,

4Демина И.Н., Шкондин М.В. Журналистика как фактор публичности: системные аспекты // Вопросы теории и практики журналистики. — 2017. — Том 6, № 1. — С. 14-29; Лазутина Г.В. Журналистика в жизни общества — пером теоретика и практика. — М.: Фак. журналистики МГУ, 2016. — 252 с.; Тер-тычный А.А. О понятийной основе современной теории журналистики / А.А. Тертычный // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. — 2014. — № 6 (161). — С. 290-295.

5 Фролова Т.И. Гуманитарная повестка российских СМИ. Журналистика, человек, общество. — М.: МедиаМир, 2014. — 352 с.

медиасфера в процессах интеллектуального взаимодействия между теорией и практикой, наукой и производством, властными структурами и гражданским обществом явно не дорабатывает.

Публичность тесно связана с тем или иным социальным пространством. В каждом из них действуют социальные общности. Интеллектуальное взаимодействие существует между входящими в это сообщество индивидами, группами, организациями, а также между самими социальными пространствами. Существует также единое социальное пространство - социум, которое объединяет их в единое целое1.

Проявлением этой публичности является информационное поле медиа, которое вбирает в себя, постоянно обновляя, консолидированный посредством СМИ интеллектуальный потенциал общества, его общественный интеллект, вбирающий в себя инновационные результаты освоения мира в сферах духовно-теоретической, духовнопрактической и практической деятельно-сти1 2. По сути это важная составляющая процесса формирования ноосферного интеллекта, включающего в себя ноосферное сознание и ноосферные знания. Это важный этап на пути становления ноосферной личности как базисной для нового ноосферного общества3.

Благодаря инфосфере общества, в том числе медиасфере, общественный интеллект совершает "круговорот". Рождающиеся в нем в процессе социальной практики инновации, которые накапливаются в сознании отдельных личностей, групп, общностей, существующих в системе общественного

1 Смирнова О.В., Шкондин М.В. Журналистика в социальном пространстве: слагаемые публичности // Социально-гуманитарные знания. — 2017. — С.72—88.

2 Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Шкондин М.В. Медиасистема городов-миллиоников: методологические предпосылки исследования // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. — 2017. — С. 245 — 254.

3 Субетто А.И. Теория фундаментализации образования и универсальные компетенции. — СПб, 2010. — 556 с.; Молодиченко Т.А. Общественный интеллект акмеологизирующихся субъектов образования: ноосферологический аспект // Известия Саратовского университета. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2015. - Т. 2, вып. 1 (5).

разделения труда, сфер деятельности, и в результате интеллектуального взаимодействия, осуществляемого в информационном пространстве, осваивается широкой общественностью на основе межличностных, межгрупповых, массовых коммуникаций.

Медиасфера, журналистика вызваны к жизни, чтобы обеспечить коммуникацией, организацией и самоорганизацией это интеллектуальное взаимодействие, этот общественный диалог, дискурс на медийной основе. Медиасфера обеспечивает коммуникативность социальной практики, в которую вовлечены все сферы духовнотеоретической, духовно-практической и практической деятельности. Она обеспре-чивает организованность интеллектуального взаимодействия, публичность медийными средствами.

Медиапубличность включает в себя:

1) процесс создания и непрерывного обновления содержания информационного поля медиа, вбирающего в себя медиатексты, репрезентирующие инновационные ресурсы субъектов социальной практики;

2) процесс репрезентации интеллектуальных инновационных ресурсов в сознание аудитории медиа, в медиакартину личности, различных групп, общностей.

Степень актуальности информационных ресурсов, отраженных в информационном поле медиа, зависит от полноты отражения в этом поле интеллектуальных ресурсов, рожденных социальной практикой и обогащающих ее.

В заключение следует отметить, что медиасфера как информационная система выступает одним из важных факторов отражения условий жизни общества и конструирования социумом своего будущего на современном этапе общественного развития. В процессе теоретического, художественного, духовно-практического и практического освоения мира эти виды освоения выявляют имеющиеся инновационные возможности социальной практики, обновляют на их основе свои знаниевые, аксиологические и поведенческие ресурсы.

Непрерывность процессу интеллектуализации создает информационное взаимодействие между личностями, различными группами, общностями, организациями во

всех сферах и пространствах, которое включает в себя:

- процесс создания и непрерывного обновления в информационном поле СМИ совокупности знаниевых, аксиологических и поведенческих ресурсов, отражающих результаты освоения мира в сферах духовного и материального производства, прежде всего условий и возможностей социальной практики как субъективного фактора цивилизационного развития, представляющей собой единство сознания и действия. В своей основе это консолидированный общественный интеллект, содержащийся в медиатекстах и требующий непрерывного обновления в изменяющемся социальном пространстве;

- процесс приобщения к этим обновляемым интеллектуальным ресурсам аудитории СМИ, который делает потенциальную информацию реальной, обновляя медиакартину мира в индивидуальном, групповом сознании с учетом общественного разделения труда, а также общественном сознании в целом;

- процесс создания и непрерывного обновления функционально-структурных и организационных образований, создающих медиапространство как единство медиа с их средой. Чтобы оптимально осуществлять эти массовые информационные процессы, создается и оптимизируется медиапространство как совокупность информационных, организационных, правовых, экономических и других социальных отношений между теми, кто создает, распространяет и потребляет циркулирующую в медиа информацию. Отношений по поводу массового информационного процесса, обеспечивающего публичность социальной практики. Медиапространство объединяет в единое целое отдельные средства массовой информации, обеспечивая разделение труда между ними и соответствующую координацию. Оптимальность всех этих процессов создает интегративный результат, который именуется публичностью.

Социальная практика может быть публичной только тогда, когда будут публичными экономика, политика, право, наука, образование и другие сферы социальной деятельности.

Социальная практика может быть публичной, если:

- создаются возможности для участия каждого социального субъекта в массовом информационном процессе, обновляющем информационный потенциал общества, содержащийся в информационном поле СМИ;

- создается возможность обеспечить открытость этих сфер для всего общества, удовлетворить информационные потребности каждого социального субъекта, связанные с теми или иными аспектами социальной практики;

- создаются возможности обеспечить функциональную, структурную, организационную целостность медиасферы.

Журналистика / медиа как информационная система выступает важным фактором освоения социумом характера изменчивости и устойчивости условий функционирования социальной практики, ее жизненного мира повседневности, рождающего новые знания, аксиологические и поведенческие ресурсы, создающего возможность активно влиять на социальную практику освоения и преобразования действительности в рамках субъективного фактора цивилизационного развития общества. Создается единое медиапространство, вбирающее в себя медиапространства личностей, а также различных групп, социальных общностей, -национальных, территориальных, экономических политических и др. Обеспечивается оптимальное интеллектуальное взаимодействие в обществе, обеспечивая организованность массового информационного процесса. Медиапубличность - это оптимизированное медиапространство, которое представляет собой совокупность информационных отношений между участниками массового информационного процесса по поводу их совместной социальной практики в рамках субъективного фактора социального прогресса на основе интеллектуального взаимодействия посредством СМИ.

Авторская и редакторская деятельность, осуществляемая в рамках медиасистемы, создает и оптимизирует процессы непрерывного обновления интеллектуального потенциала общества - инновационных ресурсов консолидированного общественного интеллекта - адекватно изменчивости в

условиях социальной практики и в соответствии с новыми возможностями субъективного фактора цивилизационного развития. Обновляемая на их основе медиакартина мира в сознании участников освоения и

преобразования действительности является необходимым условием совместной активности на основе совместно создаваемых и корректируемых знаниевых, аксиологических и поведенческих моделей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ список

1. Абдуллина, С.В., Горшков, Д.В. Интеллектуальная организация — всеобщность и частности // Науковедение. — 2013. — № 2.

2. Арендт, Х. Vita active, или о деятельности жизни. — СПб.: Алетейя, 2000. — 437 с.

3. Беляева, О.В. Интеллектуализация образования современного общества: роль и перспективы // http://viperson.ru/articles

4. Вартанова, Е.Л. Современные российские исследования СМИ: обновление теоретических подходов // Вестник Московского университета. Серия 10, «Журналистика». — 2015. — № 6. — С. 5-26.

5. Вартанова, Е.Л. О современном понимании СМИ и журналистики // Медиаскоп. — 2010. — № 1.

6. Горохов, В.М. Интегрированные социальные коммуникации в журналистике / В.М. Горохов, М.Г. Шилина // Меди@льманах. — 2014. — № 3. — С. 12—27.

7. Засурский, Я.Н. Коммуникация в обществе знаний. Российская журналистика: 20082013. — М.: МедиаМир, 2013. — 296 с.

8. Давыдов, А.А. Инновационный потенциал России: настоящее и будущее

//htpp://www.isras.ru/blog_moden_3.html

9. Дейк ван Т. Дискурс и власть. Репрезентация доминирования в языке и коммуникации. — М.: Книжный дом «Либроком», 2014.

10. Демина, И.Н., Шкондин, М.В. Журналистика как фактор публичности: системные аспекты // Вопросы теории и практики журналистики, издательство Байкальский государственный университет (Иркутск). — 2017. — Том 6. № 1. — С. 14-29.

11. Дзоло, Д. Демократия и сложность. Реалистический подход. — М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2010.

12. Журналистика в 2017 году: творчество, профессия, индустрия: материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 5-7 февраля 2018 года. — М.: МедиаМир; Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2018. — 616 с.

13. Кант, И. Собрание сочинений: в 8 т. / под общ. ред. А.В. Гулыги. — М., 1994. - Т. 8.

14. Кант, И. Ответ на вопрос: «Что такое просвещение?» // Кант И. Собрание сочинений: в 8 т. / под общ. ред. А.В. Гулыги. — М., 1994. - Т. 8. — С. 29—37.

15. Келле, В.Ж. Духовность и интеллектуальный потенциал // В диапазоне гуманитарного знания. — 2001. — № 4. — С. 13-14.

16. Коломиец, В.П. Медиасоциология: теория и практика. - М.: НИПКЦ Восход, 2014. —328 с.

17. Корконосенко, С.Г. Теория журналистики: моделирование и применение. — М.: Логос, 2010. — 242 с.

18. Корконосенко, С.Г. Нормативные теории журналистики // Теории журналистики в России: зарождение и развитие. — СПб. : Изд-во СПбГУ, 2014. — 272 c.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Куницына, В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии. — 1995. — № 1.

20. Лазутина, Г. В. Журналистика в жизни общества — пером теоретика и практика. — М.: Фак. журналистики МГУ, 2016. — 252 с.

21. Мансурова, В.Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации. — Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2002. — 237 с.

22. Молодиченко, Т.А. Общественный интеллект акмеологизирующихся субъектов

образования: ноосферологический аспект // Известия Саратовского университета. Сер. «Ак-меология образования. Психология развития». — 2015. — Т. 2, вып. 1 (5).

23. Мохов, А.И., Светлаков, В.И., Мохова, В.А. Интеллектуализация сферы жизнедеятельности как средство формирования ноосферы В.И. Вернадского // Вестник Российской академии естественных наук. — 2015. — № 4. — С. 31 — 40.

24. Пушкин, В.Г., Урсул, А.Д. Информация. Кибернетика. Интеллект. (Философские очерки). — Кишинёв: Штиинца, 1989.

25. Санто, Б. Инновация и глобальный интеллектуализм / Б. Санто // Инновации. -2006. - № 9. - С. 32-44.

26. Свитич, Л.Г. Современная периодика: поле понятий и терминов // Вестник Московского университета. Сер. 10 «Журналистика». — 2013. — № 6. — С. 7-26.

27. Свитич, Л.Г., Смирнова, О.В., Шкондин, М.В. Медиапубличность региональных пространств: системные аспекты (по материалам социологического исследования) // Журналист. Социальные коммуникации. — 2017. — № 2.

28. Свитич, Л.Г., Смирнова, О.В., Шкондин, М.В. Медиасистема городов-миллиоников: методологические предпосылки исследования // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. — 2017. — С. 245 — 254.

29. Смирнова, О.В. Стратегии печатных медиа в эпоху цифровых технологий // Вестник Московского университета. Сер. 10 «Журналистика». — 2013. — № 6. — С. 25-37.

30. Смирнова, О.В., Шкондин, М.В. Журналистика в социальном пространстве: слагаемые публичности // Социально-гуманитарные знания. — 2017. — С.72— 88.

31. Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. — М.: Институт психологии РАН, 2004. — 176 с.

32. Субетто, А.И. Образовательное общество как форма бытия ноосферного общества и реализации стратегии развития образования в России в XXI в. — Кострома, 2006. — 198 с.

33. Субетто, А.И. Теория фундаментализации образования и универсальные компетенции. - СПб, 2010. - 556 с.

34. Тертычный, А.А. О понятийной основе современной теории журналистики / А.А. Тертычный // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. — 2014. — № 6 (161). — С. 290-295.

35. Титов, А.В. Интеллектуализация экономики как общеэкономическая закономерность // kpfu.ru/docs/F1323539866/Titov_Intel.pdf

36. Фролова, Т.И. Гуманитарная повестка российских СМИ. Журналистика, человек, общество. — М.: МедиаМир, 2014. —352 с.

37. Челомбицкая, М.П. Интеллект как мобильный ресурс современного общества // Вестник Воронежского университета. Серия: Философия. - 2013. - № 1 (9). - С. 182-190.

38. Шилова, О.В. Интеллектуальный потенциал человека современного российского общества. -- Ставрополь, 2012. -- 28 с.

39. Шкондин, М.В., Скибина, О.М. Медиасистема как фактор интеллектуализации общества: структурно-функциональные аспекты // Социально-гуманитарные знания. — 2017. — № 4. — С. 98—115.

40. Habermas, J. The Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a category of Bourgeois Society / J. Habermas. — Cambridge: MIT Press, 1962. — 301 p.;

41. Luhmann, N. Die Realitat der Massenmtdien / Niklas Luhmann. — Wiesbaden: Westdeutscher Verlag, 2004. — 256 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.