УДК 070
DOI 10.17150/1993-3541.2016.26(2).175-182
ЖУРНАЛИСТИКА КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА: АСПЕКТЫ ЦЕЛОСТНОСТИ
М. В. Шкондин
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация
Аннотация
В статье журналистика рассматривается в качестве инновационной системы, которая непрерывно воссоздает в сознании массовой аудитории такой важный для нее продукт, как интеллектуальная меди-акартина текущей действительности. Выявляются критерии, условия и факторы ее оптимизации, исследуются различные аспекты целостности медиасистемы, в том числе функциональная целостность, вбирающая в себя функции журналистики не только как творческой деятельности, но и как редакционной. В кругу ее ответственности — организационное участие в реализации коммуникативных функций субъектов различных сфер социальной деятельности. Важным фактором публичности медиа выступает общественный диалог, отражающий в медиакартине мира интеллектуальный потенциал общества. Изучается структура медиасистемы как механизм осуществления функций журналистики, способ связи ее компонентов и фактор реализации заложенного в них потенциала. В освоении массовой аудиторией информационного потенциала общества важное место занимает медиапространство, которое создает и поддерживает совокупность информационных отношений между теми, кто производит, распространяет и осваивает массовую информацию.
Информация о статье
Дата поступления 3 марта 2016 г.
Дата принятия к печати 18 марта 2016 г.
Дата онлайн-размещения 29 апреля 2016 г.
Ключевые слова
Целостность
медиасистемы;
медиаструктура;
медиапространство;
медиакартина мира;
интеллектуальный
потенциал медиасистемы
JOURNALISM AS AN INTELLIGENT SYSTEM: INTEGRITY ASPECTS
Mikhail V. Shkondin
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation
Article info
Received March 3, 2016
Accepted March 18, 2016
Available online April 29, 2016
Keywords
Media system integrity; media structure; media space; media portrait of reality; intellectual potential of media system
Abstract
This paper considers journalism as the innovation system that continuously generates in the collective conscious of the mass audience such an important product as an intellectual media portrait of reality. The portrait's criteria are revealed as well we the factors for its optimization, and various aspects of the media system's integrity are investigated, including functional integrity that comprises both creative and editorial features of journalism. In particular, functional integrity ensures implementation of communicative functions by the objects of various areas of social activity. Social dialogue, which portrays an intellectual potential of society, is an important factor of the media publicity. The present paper examines the media system as a mechanism for implementation of functions of journalism and studies the relations between the system's components as well as the factor of maximizing their inherent potential. Media space plays an important role in absorbing information potential by the mass audience; it creates and maintains information relations between those who generate and distribute information and those who absorb it.
Ориентиры развития современной цивилизации включают проблемы, для решения которых необходима существенная модернизация отечественной медиасистемы. Как отмечается в книге «Медиасистема России», на сегодняшний день средства массовой ин-
© М. В. Шкондин, 2016
формации развиваются очень быстро и разнонаправленно, меняется их качественный и количественный состав, а информационный потенциал требует обновления [1]. Это связано с тем, что в условиях становления информационного общества изменяется ха-
ф
п ч
п *
о
о
о
а ^
о
4
я ф
X X
о
5<
э *
о
X
о 3
5
£
ф
о *
о
5<
а
а
д
ф 3
м о
2
Z
ю
С
■ч ш
09 Ю
рактер целостности журналистики, и чтобы обеспечить публичность в таком обществе, в его информационном потенциале необходимо увеличить не только объем информации, но и осуществить более полное отражение интеллектуального потенциала социума. Сейчас общественная практика уже испытывает на себе существенное противоречие между потребностями в инновационных информационных продуктах и характером их удовлетворения. По данным многих источников, Россия в использовании инновационных ресурсов значительно отстает от развитых государств[2; 3].
Стремительно растут информационные потребности массовой аудитории, участвующей в процессах освоения и преобразования действительности, в совместной практике деятельности в рамках субъективного фактора цивилизационного развития. Однако эти потребности в значительной степени не удовлетворяются. Главная причина заключается в том, что новые интегративные качества постсоветской журналистики, рожденные современным этапом общественного развития, не могут в полной мере актуализироваться в российской медиасистеме.
По результатам Международной научно-практической конференции, прошедшей в феврале 2016 г. на факультете журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова1, можно сделать вывод о том, что в информационную эпоху российская медиасистема призвана существенно обновить характер своей целостности. Интегративные результаты ее деятельности, информационные ресурсы, которые она производит и распространяет, не всегда соответствуют требованиям времени и не удовлетворяют в должной мере стремительно растущие потребности массовой аудитории. Ей предстоит не только расширить публичность своей деятельности, но и существенно повысить креативность и инновационность ресурсов.
Декан факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, профессор Е. Л. Вартанова в своем докладе на открытии конференции отметила, что необходимо расширять информационные возможности представителей различных социальных общностей.
Конечно, в обогащении и обновлении информационного потенциала участвуют все интеллектуальные силы общества: предста-
1 Журналистика в 2015 году. Информационный потенциал общества и ресурсы медиасистемы. Москва, 5-6 февраля 2016 г.
вители духовного и материального производства, создающие ценности, обогащающие медиакартину мира в сознании массовой аудитории. Однако их возможности и создаваемые ценности пока не находят должного отражения в массовой информационной деятельности. Это связано со слабым развитием экономики, науки, культуры, системы организации и управления; есть и субъективные факторы, зависящие, в том числе, и от журналистики как творческой и организационно-редакционной системы.
Удовлетворяя потребности массовой аудитории в информации, журналистика опирается на интеллектуальный потенциал общества, вбирая его содержание в свой информационный потенциал, который она этой аудитории предлагает. Поэтому массовая информация, составляющая основу содержания журналистики, должна непрерывно обновляться и обогащаться на основе духовно-интеллектуального потенциала общества2.
Известный философ, профессор В. Ж. Келле определяет интеллектуальный потенциал как интегративное понятие, объединяющее науку, образование, технологии, все виды интеллектуальной деятельности и ее субъектов. Интеллектуальный потенциал общества — это его инновационные возможности, использование которых позволяет решать возникающие проблемы, вносить в исторический процесс нечто новое, создавать предпосылки для движения вперед [4].
Информационный потенциал медиа-системы должен находиться в динамике, непрерывно обновляясь, обогащаясь и расширяясь с учетом растущих информационных потребностей. Журналистика в условиях постоянных мировых изменений, стремительного роста объемов информации в деятельности личности и различных социальных общностей призвана непрерывно разрешать противоречия между информационными медиаресурсами, которыми располагает массовая аудитория, и иновационными ресурсами, которыми она может располагать
2 Потенциал (от лат. potenlia — сила), в широком
смысле — средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи; возможности отдельных лиц, общества, государства в определенной области. Понятие потенциала характеризует возможности и способности человека как субъекта деятельности, а не то или иное явление общественной жизни. URL : http://old.problemanalysis. ru/konf1/belyaeva.pdf.
при постоянном обновлении интеллектуального потенциала общества3.
Каковы те факторы, которые могут позитивно влиять на разрешение этого противоречия?
Если говорить о функциональной целостности медиасистемы, то следует прежде всего сказать о необходимости активизации функций самой журналистики. Так, наряду с творческими, она выполняет редакционные функции (научное, литературное, художественное, техническое редактирование). Журналистика, как организатор массового информационного процесса, призвана способствовать реализации через него коммуникативных и иных функций различных видов социальной деятельности.
Следует обратить внимание на инте-гративную функцию журналистики, роль которой усиливает самоорганизацию и самоуправление в массовом информационном процессе. Актуализируются многие существующие функции журналистики как творческой деятельности, возникают новые функционально-целевые направления. Если политизация и комерциализация медийного процесса будет по-прежнему влиять на редакционный менеджмент, то он не сможет обеспечить свою организаторскую роль в массмедийном пространстве. Обеспечение организованности медиасистемы — одно из решающих условий реализации системных закономерностей журналистики.
В условиях становления информационного общества актуализируются многие функции медиасистемы и ее среды, реализация которых является ответственностью медиасферы. Это прежде всего функции, направленные на обогащение информационного потенциала общества и его освоение личностью и различными социальными общностями, участвующими в процессах преобразования действительности. Для обеспечения этой актуализации структура медиасистемы существенным
3 Интеллектуальный потенциал — комплексная характеристика уровня развития интеллектуальных, творческих возможностей, ресурсов страны, отрасли, личности. К его изучению можно подходить с двух сторон: как к совокупности людей — обладателей знания, ориентирующихся на познавательную и преобразовательную деятельность; к совокупности научных, технических, социальных, культурных знаний, овеществленных в материально-технических формах и знаковых системах, являющихся средством достижения целей общества. Интеллектуальный потенциал определяется уровнем развития данного общества, системы образования и просвещения, науки, культуры, генетическим фондом общества. Интеллектуальный потенциал характеризуется интеллектуальной деятельностью общества. URL : http://old.problemanalysis.ru/konf1/belyaeva.pdf.
образом трансформируется, в том числе и типологическая структура, создающая новые способы ее строения, организованности и связи компонентов. Важнейшими критериями типологических преобразований в медиаси-стеме и развития в ней процессов дифференциации и интеграции являются способы освоения мира: теоретический, художественный, духовно-практический и практический [5; 6]. Они не могут существовать изолированно, без взаимодействия друг с другом, и на стадии развития информационного общества это взаимодействие приобретает решающий характер, обогащая, обновляя информационный потенциал общества. Благодаря этим способам освоения мира, возникших и развивающихся на основе общественного разделения труда, происходит группировка типологических общностей. Теоретическое, художественное, духовно-практическое освоение мира находит в медиаструктуре все более оптимальные формы реализации своих функций.
Так, многие научные и научно-популярные средства массовой информации обрели в информационно развитых странах многочисленную аудиторию и играют важную роль в освоении широкими слоями населения научного потенциала общества, а также в общенаучных и межнаучных коммуникациях, во взаимодействии теории и практики, науки и техники, науки и производства, науки и управления. Вместе с тем, система этих медиа далека от оптимального состояния [7; 8].
Многое в оптимизации медиа в значительной степени зависит от структурной целостности медиасистемы4. Отсутствие оптимальной
4 Понятие структуры можно определить как синоним следующих понятий: строение, расположение, порядок, конструкция, архитектура, организация, как совокупность устойчивых отношений и связей системного, сотового или сетевого по природе объекта, его состояний, происходящего процесса, данного движения, а также траекторий движения, отношений и связей, их пространства, собственного времени в каждый последующий момент и т. д. Иначе говоря, это — основа и каркас данного объекта, его «скелет», особая внутренняя система (подсистема), обеспечивающая ему и его состояниям устойчивость и целостность. Его можно также определить, как особое свойство, создающее во времени и пространстве стабильность, тождество данного объекта самому себе, аналогичность его состояний и процессов. Это касается и сохранения его основных свойств при наличии изменяющихся внешних и внутренних условий. Вместе с тем, структура — основной, несущий элемент, форма, часть объекта и его изменений, движения, их внутренняя опора (фундамент и инвариант). Подчеркнем, что все эти определения, взятые не порознь, а вместе, совокупно, фактически образуют полную семантику самого термина «структура». См: URL : http://www.e-reading.club/chapter.php/39113/107/ Mironov_-_Filosofiya_Uchebnik_dlya_vuzov.html.
Ф П H
п *
о
о
о
а
и ^
о
H
H ф
X X
о
5<
э *
о
X
о 3 s
£
ф
о *
о
5<
а
а
g
ф 3
M
о
M
Z
10
С
■ч
(л
09 M
структуры ослабляет функциональную мощь журналистики, без нее невозможно гармонично соединить компоненты медиасистемы, в полной мере актуализировать их потенциальные свойства. На это указывают процессы форматизации и конвергенции в журналистике. Погоня за прибылью, ангажированность приводят к разрушению медиасистемы.
Сущность структуры медиасистемы состоит в том, что она осуществляет связь между ее компонентами. На основе технических средств, с помощью привлечения профессиональных журналистов, авторского актива и редакторов формируется информационный потенциал общества. Используя мультимедийные платформы, журналистика способствует удовлетворению информационных потребностей массовой аудитории, состоящей из представителей различных социальных общностей, помогая им создавать и восстанавливать в сознании медиакартины мира для совместного освоения и преобразования действительности как субъективного фактора цивилизационного развития. Структура выступает важнейшим свойством объекта, которое, с одной стороны, связывает его элементы в единое целое, а с другой — заставляет их функционировать по законам данной системы. Именно поэтому изменение общественной системы происходит с изменением совокупности устойчивых связей между элементами медиасистемы, а не просто с заменой одних элементов на другие. Каждое медиа как структурная единица выступает посредником между участниками социальной деятельности, обеспечивая их взаимодействие в процессах преобразования действительности, при которых знания из области индивидуального переходят в область коллективного, в сферу общественного сознания. Аудиторией приобретаются и восполняются сведения об условиях жизни общества, обновляются и корректируются аксиологические ресурсы, формируются и совершенствуются поведенческие модели. Возникающие при этом отношения координации и субординации становятся механизмом оптимизации коллективных действий.
В этой связи вспоминается известное высказывание Г. Маклюэна, который писал о том, что посредник и есть сообщение [9]. Медиа, передающие личности или социальной общности то или иное сообщение, выступают посредником между теми, кто создал знание (мнение, новшество) в процессе своей деятельности, теми, кто сообщил об этом знании (мнении, новшестве), и теми, кто о нем узнал из сообщения. Причем между
«узнавшими» тоже возникают определенные отношения координации или субординации по поводу данного сообщения, что создает единства или различия в формировании группового или общественного мнения; может возникнуть и обратная связь или диалог. Конечно, в современных условиях должен решительно меняться тип каждого структурного образования и его формат. Вместе с тем, значительная их часть допускает искажения своего типологического лица, формата и профиля. Это проявляется, например, в их чрезмерной политизации или коммерциализации. В результате искажается функциональная модель, а информационный потенциал часто при этом лишается объективности и инновационности.
Синергетический подход требует целостности, открытости, публичности, организованности систем. Публичная политика, публичное экономическое, правовое пространство и пространство различных социальных общностей стали требованием времени. Медиапространство всех этих образований требует единства процессов глобализации и локализации, активного взаимодействия между ними как единой целостности.
Проблема состоит в том, что каждое социальное пространство, имеющее массовые коммуникации, обладает своим, отличающимся от других, медиапространством. Важно, чтобы аудитория этого медиапростран-ства не закрылась от мира. Так, в исследованиях региональных медиасистем наблюдались подобные явления. Следовательно, путь открытости, коммуникабельности, широкой включенности всех региональных и этнических социальных пространств в российское и мировое медиапространство необходим [10].
Журналистика как творческое явление, вбирающее в себя публицистическую деятельность — это составная часть духовно-интеллектуального потенциала общества. Ее роль в познании актуальной изменчивости действительности огромна, она не осуществляет теоретическое, художественное освоение мира, ее предмет — жизненная повседневная практика, текущая изменчивость, наблюдаемая в актуальных явлениях действительности, которая занимает в них важное место. Если предмет науки — всеобщее в актуальных явлениях, а искусство — особенное, типическое, образное освоение мира, то журналистика позволяет познать знание-вые, аксиологические, проективно-поведен-ческие ресурсы текущей действительности, которые обогащают и обновляют значительную сферу мировоззрения.
Медиакартина мира в сознании личности и различных социальных общностей, входящих в аудиторию медиа, постоянно переходит от незнания к ясному осознанию. Она характеризует инновационный характер происходящих в жизни общества перемен, которыми и обновляет информационный потенциал, удовлетворяя насущные информационные потребности массовой аудитории.
Речь идет не только об отдельных продуктах журналистского труда, выполненных в аналитических и художественно-публицистических жанрах, дающих оперативную информацию о меняющемся, текущем характере актуальных явлений действительности. Журналистика создает в целом подвижную инновационную мозаику картины действительности, которая помогает аудитории непрерывно корректировать свой информационный потенциал, обогащая его инновационную составляющую [11 — 14]. Этот информационный модуль изменчивости мира — важная составная часть медиакарти-ны мира в сознании массовой аудитории.
Если интегративным качеством медиаси-стемы считается результат взаимодействия средств массовой информации, их различных компонентов и структур, который отражается в формируемой ими медиакартине мира, возникающей в сознании массовой аудитории и способствующей освоению и преобразованию мира социумом, то не менее важным результатом функционирования различных медиа является также создание соответствующего медиапространства, которое обеспечивает отражение духовного потенциала общества в содержании медиа и его освоение массовой аудиторией. Согласно работам Е. Л. Вартановой, В. М. Горохова, Т. Э. Гринберг, И. М. Дзялошинского, В. П. Коломийца и других исследователей, медиапростран-ство формирует и поддерживает такую совокупность информационных отношений в обществе, которые характеризуются как публичность [15-18]. Без формирования отношений публичности невозможно создание полноценного медиапространства, которое будет гармонично объединять субъекты производства, распространения и потребления массовой информации в соответствии с общественными потребностями, обеспечивать динамичное информационное взаимодействие между духовно-познавательной, духовно-практической и практической деятельностью в социуме. Интегративная функция медиасистемы призвана обеспечить публичность процессов освоения и преобразования мира, согласованность и продук-
тивность социальной деятельности в системе общественного разделения труда. На основе массовой информационной деятельности в рамках создаваемого медиасистемой медиапространства интегративная функция должна формировать в сознании массовой аудитории медиакартину мира и повседневно адаптировать ее к изменениям, происходящим в жизни общества, к результатам духовно-познавательной, духовно-практической и практической деятельности, а также развивающимся информационным потребностям личности и различных аудиторных групп. По отношению к коммуникативным функциям науки, искусства, политики, экономики и других сфер социума интегративная функция медиасистемы выступает как организующий фактор массового информационного процесса, обеспечивающий оптимальное взаимодействие между теми, кто производит, распространяет и потребляет массовую информацию. Создаваемое системой медиапространство представляет собой совокупность информационных, экономических, организационных и иных отношений между медиа и представителями сфер производства, распространения и потребления массовой информации. Медиасистеме, как и другим социальным системам, присуща иерархия функций, выполняемых ее различными компонентами и процессами, которые объединяет интегративная функция.
Выявление структурной целостности медиасистемы представляет значительный научный интерес с точки зрения систем-но-синергетического подхода к медийным исследованиям. Структура медиасистемы тесно связана с социальной структурой общества как ее медиасредой и в значительной мере ею определяется. Социальная структура — это совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества. Понятие «социальная структура» встречается в представлениях об обществе как о социальной системе, в которой она обеспечивает внутренний порядок соединения элементов, а окружающая среда устанавливает внешние границы системы, а также при описании общества через категорию социального пространства5.
Структура медиасистемы, соединяя входящие в нее элементы (компоненты, подсистемы), является способом их связи и обеспечивает ее внутреннее строение. В результате такого соединения рождаются различные средства массовой информации:
5 URL : https://ru.wikipedia.org/wiki.
Ф П H
п *
о
о
о
а
и ^
о
H
H ф
X X
о
5<
э *
о
X
о 3
s
£
ф
о *
о
5<
а
а
g
ф 3
м о
M Z
10 С
■ч
(л
09 M
179
газеты, журналы, каналы, телевизионные программы, радиостанции, информационные агентства и т. д. Типологические характеристики каждого из них вбирают в себя и активизируют потенциал элементов (подсистем) медиасистемы. Речь идет прежде всего о технологической, информационной, экономической, редакционной и организационной подсистемах. Структура позволяет медиа-системе выступать в качестве совокупности отношений между ее подсистемами, каждая из которых, актуализируя свой потенциал, превращается в активную функциональную единицу медиасистемы и ее структурных образований — печати, телевидения, радиовещания и т. д. [19-21].
Актуализация потенциала существующих подсистем в различных средствах массовой информации должна осуществляться на основе разделения труда между ними и различными видами социальной деятельности, которые взаимодействуют с этими средствами.
При характеристике информационного потенциала общества, содержащегося в ме-диасистеме, учитываются не только знание-вые, аксиологические и проективно-поведен-ческие ресурсы, но и содержащиеся в ней технологические ресурсы, их соответствие достижениям технической революции. Выясняется наличие и уровень экономических и человеческих ресурсов, не менее важными также являются организационно-управленческие ресурсы и профессиональные качества менеджмента [22-24].
Для этого медиасистеме необходимо непрерывное взаимодействие с социальными субъектами, участвующими в процессах освоения и преобразования действительности, с теми, кто осуществляет теоретическое и художественное освоение мира, и кто участвует в духовно-практической (управление, образование, воспитание) и практической деятельности.
При этом актуализации должны подвергаться информационная и редакционная подсистемы. Последняя включает не только штатных сотрудников редакций, но весь их актив из различных сфер жизнедеятельно-
сти общества. Количество участвующих в этом процессе определяется полнотой и качеством массовой информации, которая постоянно обновляет информационный потенциал общества. Его содержание в конечном счете должно быть полноценным выражением общественного мнения, затрагивающего изменчивость актуальных явлений действительности от всеобщего до особенного и единичного.
Важно соотносить медиаструктуру с понятием социального пространства, представляющего собой сферу, в которой осуществляется жизнедеятельность социальной общности. Эта жизнедеятельность в рамках больших и малых социальных общностей не может быть осуществлена без массовых коммуникаций, обеспечивающих публичность и открытость в деятельности социальных субъектов, входящих в нее, и возможности освоения информационного потенциала как общества, так и социальной общности.
Следовательно, неотъемлемой частью любого социального пространства является его медиапространство, которое вбирает в себя широкие информационные ресурсы, способные обеспечить образование в сознании данной социальной общности ме-диакартины знаниевого, аксиологического и проективно-поведенческого характера в соответствии с его информационными потребностями. Представителем данной социальной общности, как и всех других, в том числе общероссийских и международных, является личность.
В условиях становления информационного общества происходит существенная перестройка медиасистемы. Важнейшее место в этом процессе занимают изменения в ее структурной организации. Структура, как отмечают философы, выступает главным свойством объекта, которое, с одной стороны, связывает его элементы в единое целое, а с другой — заставляет их функционировать по законам данной системы, актуализируя потенциал, заложенный в них, необходимый для ее функционирования, прежде всего, потенциал интеллектуальный, инновационный.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вартанова Е. Л. Современная структура и динамика медиасистемы // Медиасистема России / под ред. Е. Л. Вартановой. — М. : Аспект Пресс, 2015. — 384 с.
2. Давыдов А. А. Инновационный потенциал России: настоящее и будущее [Электронный ресурс] / А. А. Давыдов // Институт социологии Российской академии наук. — Режим доступа : http://www.isras.ru/ blog_modern_3.html?.
3. National Systems of Innovation: Toward a Theory of Innovation and Interactive Learning / ed. by Bengt-Ake B. Lundvall. — London ; New York : Anthem Press, 2010. — 317 p.
4. Келле В. Ж. Духовность и интеллектуальный потенциал / В. Ж. Келле // В диапазоне гуманитарного знания : сб. к 80-летию проф. М. С. Кагана. — СПб. : С.-Петерб. филос. о-во, 2001. — Вып. 4. — С. 3-13.
5. Буева Л. П. Человек, деятельность и общение / Л. П. Буева. — М. : Мысль, 1978. — 216 с.
6. Свитич Л. Г. Феномен журнализма / Л. Г. Свитич. — М. : Фак. журналистики МГУ, 2000. — 252 с.
7. Популяризация науки в России: стратегии медиатизации и противодействия лженауке / под ред. Е. Л. Вартановой. — М. : Фак. журналистики МГУ, 2015. — 184 с.
8. Мансурова В. Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации / В. Д. Мансурова. — Барнаул : Изд-во Алт. гос. ун-та, 2002. — 237 с.
9. Николаев В. Герберт Маршалл Маклюэн и его книга «Понимание средств коммуникации» [Электронный ресурс] / В. Николаев // Отечественные записки. — 2003. — № 4 (13). — Режим доступа : http://www. strana-oz.ru/2003/4/gerbert-marshall-maklyuen-i-ego-kniga-ponimanie-sredstv-kommunikacii.
10. Газеты средних и малых городов России : социол. исслед.: опрос редакторов и журналистов / Л. Г. Свитич, О. В. Смирнова, А. А. Ширяева, М. В. Шкондин. — М. : Фак. журналистики МГУ. — 237 с.
11. Лазутина Г. В. Журналистский текст как знание оперативного назначения / Г. В. Лазутина // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. — 2012. — № 5. — С. 50-59.
12. Олешко В. Ф. Психология журналистики / В. Ф. Олешко. — СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2006. — 240 с.
13. Мисонжников Б. Я. Отражение действительности в тексте / Б. Я. Мисонжников // Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С. Г. Корконосенко. — СПб. : Знание, 2000. — 272 с.
14. Тертычный А. А. Познание и характер знания в журналистике / А. А. Тертычный // Вопросы теории и практики журналистики. — 2013. — № 3. — С. 80-87.
15. Вартанова Е. Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики / Е. Л. Вартанова. — М. : МедиаМир, 2013. — 280 p.
16. Горохов В. М. Современный тезаурус теории журналистики / В. М. Горохов // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. — 2012. — № 3. — С. 16-33.
17. Дзялошинский И. М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов / И. М. Дзялошинский. — М. : Изд-во Акад. повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования, 2013. — 479 с.
18. Коломиец В. П. Медиасоциология: теория и практика / В. П. Коломиец. — М. : НИПКЦ «Восход-А», 2014. — 328 с.
19. Смирнова О. В. Стратегии печатных медиа в эпоху цифровых технологий / О. В. Смирнова // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. — 2013. — № 6. — С. 25-36.
20. Корконосенко С. Г. Теория журналистики: моделирование и применение / С. Г. Корконосенко. — М. : Логос, 2010. — 242 с.
21. Тулупов B. B. Конвенциональная коммуникационная стратегия в журналистской деятельности / B. B. Тулупов // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. —2009. — № 5. — С. 20-49.
22. Демина И. Н. Методологические подходы к миссии и целям медиасистемы / И. Н. Демина // Вопросы теории и практики журналистики. — 2013. — № 3. — С. 172-181.
23. Фролова Т. И. Технологии социальной журналистики: опыт систематизации источников информации / Т. И. Фролова // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. — 2015. — № 4. — С. 340-350.
24. Шкондин М. В. Журналистика как фактор освоения мира социумом / М. В. Шкондин // Социально-гуманитарные знания. — 2013. — № 4. — С. 62-73.
REFERENCES
1. Vartanova E. L. Modern structure and dynamics of media system. In Vartanova E. L. (ed.). Mediasistema Rossii [Media system of Russia]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2015. 384 p. (In Russian).
2. Davydov A. A. Innovatsionnyi potentsial Rossii: nastoyashchee i budushchee [Russia's innovative potential: the present and the future]. Available at: http://www.isras.ru/blog_modern_3.html?. (In Russian).
3. Lundvall Bengt-Ake B. National Systems of Innovation: Toward a Theory of Innovation and Interactive Learning. London, New York, Anthem Press, 2010. 317 p.
4. Kalle B. Zh. Spirituality and intellectual potential. V diapazone gumanitarnogo znaniya : cbornik k 80-letiyu professora M. S. Kagana [Humanitarian knowledge: Collected works dedicated to the 80th anniversary of Professor M. S. Kagan]. Saint Petersburg Philosophical Society Publ., 2001, iss. 4, pp. 3-13. (In Russian).
5. Bueva L. P. Chelovek, deyatel'nost' i obshchenie [Man, activity, and communication]. Moscow, Mysl' Publ., 1978. 216 p.
6. Svitich L. G. Fenomen zhurnalizma [The phenomenon of journalism]. Moscow State University Publ., 2000. 252 p.
7. Vartanova E. L. (ed.). Populyarizatsiya nauki v Rossii: strategii mediatizatsii i protivodeistviya lzhenauke [Popularization of science in Russia: strategy for the media outreach and combating pseudoscience]. Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University Publ., 2015. 184 p.
8. Mansurova V. D. Zhurnalistskaya kartina mira kak faktor sotsial'noi determinatsii [Journalistic picture of the world as a factor of social determination]. Barnaul, Altai State University Publ., 2002. 237 p.
9. Nikolaev V. Herbert Marshall McLuhan and his book 'Understanding Media: The Extensions of Man'. Otechest-vennye zapiski = Notes of the Fatherland, 2003, no. 4 (13). Available at: http://www.strana-oz.ru/2003/4Zger-bert-marshall-maklyuen-i-ego-kniga-ponimanie-sredstv-kommunikacii. (In Russian).
10. Svitich L. G., Smirnova O. V., Shiryaeva A. A., Shkondin M. V. Gazety srednikh i malykh gorodov Rossii [Newspapers of Middle and Small Russian Towns]. Moscow, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University Publ., 2015. 237 p.
Ф 0 4
n *
о
о
о
а
и ^
о
4
я ф
X X
о
5<
э *
о
X
о 3
5
£
ф
о *
о
5<
а
а
д
ф 3
м о
2 Z
10 С
■ч
(л
09 М
11. Lazutina G. V. Journalistic Text as an Operational Knowledge. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 10, Zhurnalistika = Moscow University Bulletin. Journalism, 2012, no. 5, pp. 50-59. (In Russian).
12. Oleshko V. F. Psikhologiya zhurnalistiki [Journalism psychology]. Saint Petersburg, Mikhailov V. A. Publ., 2006. 240 p.
13. Misonzhnikov B. Ya. Reflection of reality in text. In Korkonosenko S. G. (ed.). Osnovy tvorcheskoy deya-tel'nosti zhurnalista [Fundamentals of creative activity of a journalist]. Saint Petersburg, Znanie Publ., 2000. 272 p.
14. Tertychnyi A. A. Cognitions and the character of knowledge in journalism. Voprosy teorii i practiki zhurnalistiki = Theoretical and practical issues of journalism, 2013, no. 3, pp. 80-87. (In Russian).
15. Vartanova E. L. Postsovetskie transformatsii rossiiskikh SMI i zhurnalistiki [The post-Soviet transformation of the Russian media and journalism]. Moscow, MediaMir Publ., 2013. 278 p.
16. Gorokhov V. M. Modern thesaurus of journalism theory. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10, Zhurnalistika = Moscow University Bulletin. Journalism, 2012, no. 3, pp. 16-33. (In Russian).
17. Dzyaloshinskiy I. M. Mediaprostranstvo Rossii: kommunikativnyye strategii sotsial'nykh institutov [Russian media space: communication strategies of social institutions]. Moscow, Academy of Professional Development and Retraining of Educators Publ., 2013. 479 p.
18. Kolomiets V. P. Mediasotsiologiya: teoriya i praktika [Media sociology: theory and practice]. Moscow, NIPKTs Voskhod-A Publ., 2014. 328 p.
19. Smirnova O. V. Strategies of print media in the digital age. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10, Zhurnalistika = Moscow University Bulletin. Journalism, 2013, no. 6, pp. 25-36. (In Russian).
20. Korkonosenko S. G. Teoriya zhurnalistika: modelirovanie i primenenie [The theory of journalism: modeling and application]. Moscow, Logos Publ., 2010. 242 p.
21. Tulupov B. B. Conventional Communication Strategy in Journalistic Practices. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10, Zhurnalistika = Bulletin of Moscow University. Journalism, 2009, no. 5, pp. 20-49. (In Russian).
22. Demina I. N. Methodological approach to the mission and goals of media system. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2013, no. 3, pp. 172-181. (In Russian).
23. Frolova T. I. Technologies of social journalism: experience in systematizing sources of information. Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V. N. Tatishcheva = Vestnik of Volzhsky University after V. N. Tatischev, 2015, no. 4, pp. 340-350. (In Russian).
24. Shkondin M. V. Journalism as a factor in the development of the society of the world. Sotsial'no-gumani-tarnyye znaniya = Socially-humanitarian knowledge, 2013, no. 4, pp. 62-73. (In Russian).
Информация об авторе
Шкондин Михаил Васильевич — доктор филологических наук, профессор, кафедра периодической печати, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 125009, г. Москва, ул. Моховая, 9, е-таН: [email protected].
Библиографическое описание статьи
Шкондин М. В. Журналистика как интеллектуальная система: аспекты целостности / М. В. Шкондин // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2016. — Т. 26, № 2. — С. 175-182. — DOI : 10.17150/1993-3541.2016.26(2).175-182.
Author
Mikhail V. Shkondin — Doctor habil. (Philology), Professor, Department of Periodical Press, Lomonosov Moscow State University, 9 Mokhovaya St., 125009, Moscow, Russian Federation, email: [email protected].
Reference to article
Shkondin M. V. Journalism as an intelligent system: integrity aspects. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Bulletin of Irkutsk State Economics Academy, 2016, vol. 26, no. 2, pp. 175-182. DOI: 10.17150/1993-3541.2016.26(2).175-182. (In Russian).