Научная статья на тему 'Медиасистема городов-миллиоников: методологические предпосылки исследования'

Медиасистема городов-миллиоников: методологические предпосылки исследования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
345
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД-МИЛЛИОННИК / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕДИАСИСТЕМА / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА / МЕДИАКАРТИНА МИРА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА / ПУБЛИЧНОСТЬ / MILLION-PLUS CITY / SOCIAL SPACE / MEDIA SYSTEM / MEDIA SPACE / INFORMATION CAPACITY OF SOCIETY / WORLD MEDIA PICTURES / PUBICITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Шкондин М.В.

В статье охарактеризованы методологические предпосылки исследования медиасистемы городов-миллионников. Определен характер целостности медиасистемы, связанный с процессами интеллектуализации общества, развития социальных пространств в условия взаимодействия процессов глобализации и локализации в социуме. Выявлен характер трансформации ее функциональных, структурных, коммуникативных и организационных особенностей. Исследованы характеристики медиапространства городов-миллионников, критерии, условия и факторы его оптимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIASYSTEM OF MILLION-PLUS CITIES : METHODOLOGICAL PREREQUISITES OF THE RESEARCH

The article describes the methodological background of the study of million-plus cities media system.The nature of integrity of media system connected with processes of intellectualization of society, development of social spaces in conditions of interaction of processes of globalization and localization in society is defined. The nature of transformation of its functional, structural, communicative and organizational features is revealed. Characteristics of media space of million-plus cities, criteria, conditions and factors of its optimization are investigated.

Текст научной работы на тему «Медиасистема городов-миллиоников: методологические предпосылки исследования»

УДК: 070 ББК: 76,0

Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Шкондин М.В.

МЕДИАСИСТЕМА ГОРОДОВ-МИЛЛИОНИКОВ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Svitich L. G., Smirnova O. V., Shkondin M.V.

MEDIASYSTEM OF MILLION-PLUS CITIES : METHODOLOGICAL PREREQUISITES OF THE RESEARCH

Ключевые слова: город-миллионник, социальное пространство, медиасистема, медиа-пространство, информационный потенциал общества, медиакартина мира, интеллектуальный потенциал общества, публичность.

Keywords: million-plus city, social space, media system, media space, information capacity of society, world media pictures, pubicity.

Аннотация: в статье охарактеризованы методологические предпосылки исследования медиасистемы городов-миллионников. Определен характер целостности медиасисте-мы, связанный с процессами интеллектуализации общества, развития социальных пространств в условия взаимодействия процессов глобализации и локализации в социуме. Выявлен характер трансформации ее функциональных, структурных, коммуникативных и организационных особенностей. Исследованы характеристики медиапространства городов-миллионников, критерии, условия и факторы его оптимизации.

Abstract: the article describes the methodological background of the study of million-plus cities media system. The nature of integrity of media system connected with processes of intellectual-ization of society, development of social spaces in conditions of interaction ofprocesses of globalization and localization in society is defined. The nature of transformation of its functional, structural, communicative and organizational features is revealed. Characteristics of media space of million-plus cities, criteria, conditions and factors of its optimization are investigated.

Становление и развитие городов-миллионников в России следует, на наш взгляд, считать одним из проявлений процессов становления и развития в ней информационного общества. Преобразования, происходящие в этих городах, как в технологическом, так и в структурно-функциональном аспектах, во многом совпадают с теми приметами, которые характерны для процессов становления нового цивилизаци-онного этапа развития социума. Медиасистемы этих городов также существенно меняют свой типологический облик.

Суть происходящих в системе СМИ перемен во многом связана с необходимостью устранения дефицита публичности различных социальных пространств, который существенно затрудняет процессы информационного взаимодействия в них. И прежде всего, существует острая необходимость значительного повышения интел-

лектуального потенциала всех информационных процессов.

Интеллектуализация общества - это

процесс создания и обогащения интеллектуального потенциала социума на основе инновационных достижений личности, различных социальных общностей, организаций, его отражение в информационном потенциале социума, вбирающего в себя эти знаниевые, аксиологические, поведенческие ресурсы, которые востребованы консолидацией общественной активности и могут быть использованы в различных видах социальной деятельности для успешного освоения и преобразования мира на пути цивилизационного развития. Это также процесс освоения этих ресурсов, обогащения картины мира в сознании личности, различных общностей, других социальных субъектов для совместных консолидированных действий по освоению и преобразо-

ванию действительности в рамках субъективного фактора истории1.

Субъективный фактор социального развития становится на новом цивилизаци-онном этапе важнейшим звеном процессов интеллектуализации общества, способствующим освоению и преобразованию мира с использованием возможностей непрерывно обогащаемого интеллектуального потенциала общества. А медиасфера, представляющая собой открытую коммуникативную систему, призвана обеспечивать доступ личности, различных социальных общностей, институтов:

- к процессам обновления, обогащения информационного потенциала общества, отражающего в содержании СМИ знание-вые, аксиологические, поведенческие и другие информационные ресурсы, которые являются результатом освоения условий жизни общества. Это является отражением результатов теоретического, художественного, практического и духовно-практического освоения мира в форме различных духовных продуктов, называемых медиатекста-

2

ми .

- к процессам освоения, потребления информационных ресурсов, содержащихся в информационном потенциале общества, аудиторией СМИ и создание, обновление в сознании личности, различных социальных общностей, членов общества в целом ме-диакартины мира.3

Субъективный фактор — это социальная деятельность элит, партий, классов, народов. Он включает их интересы, цели, программы, организованность, волю и энергию в достижении поставленных целей. Это

1 См.: Ежова Р.А. Принципы и основные направления интеллектуализации общества и производства в информационную эпоху // Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. - 2015.- № 6; Мазур И.И. Интеллектуализация - фундамент глобального развития общества в XXI веке // http://lib.uni- dub-na.ru/search/iiles/stat_sbornik_docladov/volume_1/plenary/2 .htm

2 Вартанова Е.Л. О современном понимании СМИ и журналистики // Медиаскоп.-2010.- № 1.

3 Анненкова И.А. Медиакартина мира как инвариант языковой картины мира // Русская речевая культура и текст. - Томск, 2014; Коломиец В.П. Социология массовой коммуникации в обществе коммуникационного изобилия // Социс. - 2017. - № 6. -С. 3-14.

не общественное сознание, характеризующее общество в целом, а часть общественного сознания, проявляющаяся в социальной (практической и духовной) деятельности элит, партий, классов и т.п. Таким образом, субъективный фактор — это единство сознания и деятельности социальных субъектов, участвующих в процессах освоения и преобразования действительности4.

Развитость субъективного фактора зависит не только от развитости коммуникаций между субъектами социальной деятельности. Важнейший аспект — насколько полно использует он условия, возможности общественного развития. Действия субъективного фактора без учета объективных условий и закономерностей их развития вступают в противоречие с жизнью, действительностью.

Актуализация интеллектуального потенциала общества — одна из главных функций субъективного фактора развития общества, которая может осуществляться лишь при формировании системы всеохватного общественного диалога, основанного на принципе публичности.5 Благодаря масс-медиа уровень организованности субъективного фактора повышается, возрастает адекватность его реальным условиям и возможностям развития общества.

Исследователи отмечают, что интеллектуальная сфера жизнедеятельности общества выступает как активное средство формирования ноосферы В.И. Вернадского . На медиасистему российское общество возлагает ответственность, связанную с информационным обеспечением интеллектуального взаимодействия в социуме, опосредованного медиаиндустрией7. Ноосфера, по мнению исследователей, формируется не стихийно, а только в результате обоснован-

4 http://bookzie.eom/book_213_glava_22_3.6._ ЛОМ1-NISTRATIVNOE_PRAVONAR.html

5 Соколов С.В. Социальная философия. - М., 2003.

6 Мохов А.И., Светлаков В.И., Мохова В. А. Интеллектуализация сферы жизнедеятельности как средство формирования ноосферы В.И. Вернадского // Вестник Российской академии естественных наук.-2015. - № 4.

7 Об интеллектуальном взаимодействии см.: Сан-то Б. Интеллектуализация общества // Инновации. -2006. - № 9. http://iee.org.ua/ru/publication/79/

ной деятельности людей на качественно новом уровне1. Интеллектуальные достижения свойственны всем сферам жизни общества. Они выступают не только как результат деятельности творческого характера, но и как возможность обогащения интеллектуальных ресурсов других людей, участвующих в консолидированном труде различных сообществ и общества в целом, в том числе в рамках субъективного фактора освоения и преобразования мира.

Интеллектуальное взаимодействие -это взаимодействие социальных субъектов в процессе освоения мира. Это, прежде всего, взаимодействие между субъектами теоретической деятельности, а также между ними и представителями духовно-практической и практической деятельности. Это также взаимодействие между субъектами политики, в том числе между государством и гражданским обществом. Это также взаимодействие в рамках образовательных, аксиологических, организационно-поведенческих и других процессов2.

Чтобы обеспечить интеллектуальное взаимодействие на медиасферу возложена ответственность:

- участвовать на базе медийных средств в формировании и обновлении интеллектуального потенциала общества, его интегративного потенциального интеллекта, содержащегося в информационном поле как потенциальная информация, вбирающая в себя важнейшие результаты теоретического, художественного, материально-практического и других способов освоения действительности;

- активизировать участие личности, различных общностей, организаций, других социальных субъектов в обогащении, обновлении интеллектуального потенциала общества на базе медийных средств. Привлекать для этого все творчески активные силы общества из сфер духовно-теоретической, художественно-эстетичес-

1 Мохов А.И., Светлаков В.И., Мохова В.А. Интеллектуализация сферы жизнедеятельности как средство формирования ноосферы В.И. Вернадского // Вестник Российской академии естественных наук. - 2015 .- № 4.

2 Вартанова Е.Л. Теория СМИ: актуальные вопросы. - М.: Медиамир, 2009.

кой, духовно-практической и практической деятельности;

- обеспечить удовлетворение информационных потребностей личности, различных социальных общностей, организаций в непрерывном освоении обновляемого интегрированного интеллектуального потенциала, создающих в своем сознании медиакар-тину мира как совокупность инновационных знаниевых, аксиологических и поведенческих ресурсов. Тем самым создается реальный обогащенный общественный интеллект, создающий консолидированное участие членов общества в цивилизацион-ном процессе освоения и преобразования действительности.

Таким образом, интеллектуальное взаимодействие в медиасфере тесно связано с информационным взаимодействием. Прежде всего это взаимодействие личностей, действующих в системе общественных отношений, действующих как представители тех или иных социальных общностей, институтов, организаций. По сути это межгрупповое общение в рамках всего социального пространства.

Для осуществления этих процессов необходима публичность жизнедеятельности всех субъектов социальной активности, которая немыслима без создания широкой инфосферы общества, в том числе ме-диасферы, медиасистемы.

Создание инфосферы как целостной системы связано с обеспечением публичности во всех видах социальной деятельности: производственной, политической, научной, художественной, социальной и др. Суть этой задачи состоит в том, чтобы обеспечить информационное взаимодействие между различными способами освоения мира: теоретическими, художественными, духовно-практическими и практическими.

Любой процесс освоения мира наряду со своими основными функциями располагает также функциями коммуникативными, обеспечивающими превращение интеллектуальных ресурсов в информационные ресурсы.

В центре внимания оптимизации ме-диасистемы как информационной сферы должна быть интеллектуализации общества. Интеллектуальный потенциал общества не

может обрести адекватность инновационным достижениям в социальной деятельности без того чтобы:

- непрерывно вбирать в себя новые интеллектуальные результаты (знаниевые, аксиологические, поведенческие), в полной мере учитывая их возможности в обновлении, обогащении интеллектуального потенциала общества. Этому служит инфосфера общества, ее информационное поле, в том числе медиаполе в форме медиатекста, содержащего разнообразную информацию из различных процессов жизнедеятельности общества;

- это медиаполе потенциальной информации репрезентирует в произведениях печати, телевидения, радио и интернет-СМИ образ повседневной социальной практики, повседневного жизненного мира,1 обеспечивая возможность удовлетворить информационные потребности различных социальных субъектов по формированию и обновлению в их сознании медиакартины мира, формируя тем самым их консолидированную деятельность в рамках субъективного фактора социального развития.

Информационная сфера наших дней вызвана к жизни потребностями формируемого информационного общества. Ее основу составляют информационные (интеллектуальные) ресурсы, интеллектуальные способности людей, их инициатива, инновации, творчество. При переходе от индустриального к информационному обществу устраняются ограничения в области накопления и использования информационных ресурсов во всех сферах социальной практики. Информационное общество - это такое состояние человечества, которое овладевает информационными потоками и массивами, определяющими социальное развитие, т.е. разрешает противоречие между информационным взрывом и информационным го-лодом2.

1 Шюц А. Некоторые структуры жизненного мира // Вопросы социальной теории. - 2008. - Том II. -Вып. 1; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М.: Академия-центр, 1995. - 334 с.; Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура. - М. 2006. - 873 с.

2 Урсул А.Д., Урсул Т.А. На пути к устойчивому развитию цивилизации: информационные факторы. http//emag.lis.ru

Инфосфера РФ призвана обеспечивать участие творчески активных сил общества в обновлении интегративного потенциального интеллекта российской цивилизации, опираясь на развитие условий жизни общества, на обогащении интеллектуальных ресурсов в различных сферах общественной жизнедеятельности, материального и духовного производства. Этот интегративный интеллект представляет собой непрерывно обновляемую совокупность знаниевых, аксиологических и поведенческих результатов. Информационная инвариантность российской цивилизации состоит, прежде всего, в обеспечении адекватности содержания информационного потенциала общества его интеллектуальному потенциалу, рождаемому в процессе социальной практики. Только благодаря кропотливому учету непрерывно обновляемых интеллектуальных достижений каждого социального субъекта (личности, социальной общности, организации) и обогащения на этой основе интеллектуального потенциала общества с помощью медиа, инфосферы в целом можно эффективно участвовать в развитии интеллекта каждого человека, в формировании качественно нового разума цивилизации. Ведь степень насыщения социосферы информацией является одним из главных критериев превращения ее в ноосферу3.

Обеспечение публичности социальной деятельности является важнейшим фактором успеха на этом пути.

Публичное пространство, отмечает Ханна Арендт, «собирает людей», согласовывает их взаимодействие, формирует «единство отношений». Оно содействует тому, чтобы создать для них единый жизненный мир, единую повседневность как общую реальность4.

Личность, социальная общность, организация становятся публичными социальными субъектами, когда:

- имеют возможность постоянно участвовать в обновлении информационного поля, информационного потенциала общества, различных социальных общностей,

3Там же.

4 Арендт Ханна. VITA ACTIVA, или о деятельной жизни - СПб, 2000. http://onrevolution.narod.ru/ arendt/vita activa2.htm

организаций с целью обогащения его знани-евых, аксиологических и поведенческих ресурсов адекватно условиям развития общества, достижениям, результатам обогащения интеллектуального потенциала в сферах духовного и материального производства. Это взаимодействие осуществляется на основе сообщений, текстов, которые отправляются в адрес различных средств массовой информации;

- имеют возможность каждодневно удовлетворять свои информационные потребности, связанные с участием в жизнедеятельности общества, различных социальных общностей, организаций в системе общественного разделения труда в рамках субъективного фактора цивилизационного развития. Это реализуется через различные средства массовой информации на основе усвоения содержания тиражирумых произведений печати, телевидения, радиовещания, интернет-медиа и постоянного обновления на этой основе медиакартины мира в индивидуальном, групповой, массовом и в других формах общественного сознания;

- имеют возможность обеспечить яв-ленность своего участия в процессах освоения и преобразования мира (Арендт)1 в сотрудничестве с различными социальными силами в рамках субъективного фактора развития общества в системе общественного разделения труда, демонстрируя инициативу, новизну, ответственность, дисциплину своих действий;

- имеют возможность на основе указанных выше действий обеспечивать постоянное взаимодействие между различными способами познания и освоения действительности: теоретическим, художественным, духовно-практическим (образование, управление, воспитание), а также практическим.

Таким образом, социальное пространство, в том числе городов-миллионников, обретая свойство публичности, становится публичным пространством. Но чтобы стать им, необходимо многое:

- необходимо активное участие горожан, особенно творчески активной части города, в формировании его интеллектуаль-

1 Там же.

ного потенциала на основе собственных и городских знаниевых, аксиологических и поведенческих ресурсов, а также ресурсов регионального, общенационального и глобального пространств;

- требуется, чтобы эти ресурсы стали достоянием единого информационного поля горожан, их информационного потенциала, опредмеченного в инфосфере города, в том числе в его медиасфере, медиасистеме. Нужно, чтобы этот потенциал непрерывно обновлялся с учетом изменчивости в условиях жизни города, а также регионального, общероссийского и мирового сообществ;

- эти постоянно обновляемые единые информационные ресурсы необходимо использовать для создания медиакартины мира в сознании всех горожан, а также различных городских общностей в соответствии с их информационными потребностями, связанными с их местом и ролью в процессах освоения и преобразования действительности.

Публичная сфера, создаваемая ме-диасистемой городов-миллионников, имеет значительные отличия от медиасистем средних и малых городов. Ее открытость, публичность состоит в следующем:

- широкий круг горожан, представляющих многочисленные общности представителей экономических, научных, культурных, образовательных структур города-миллионника, должен иметь возможность участвовать в постоянном обновлении интеллектуального потенциала города, внося в него свои знаниевые, аксиологические и поведенческие ресурсы, рожденные участием в процессах преобразования жизни города, который по своему содержанию значительно богаче в плане научных достижений, производственно-технического опыта, образовательных и других социальных возможностей. Это предполагает широкое участие горожан в обновлении информационного потенциала медиасистемы. Такую возможность им обязаны предоставлять входящие в медиасистему города многочисленные средства массовой информации различного типа и профиля;

- потребности в постоянном обновлении медиакартины мира в сознании личности, различных социальных общностей с

целью учесть новые знаниевые, аксиологические, поведенческие ресурсы, активно способствующие процессам освоения и преобразования действительности. Здесь существует более широкая адресность, начиная от личности и заканчивая всей совокупностью городской общности;

- в связи с этим функциональная, структурная, коммуникативная, познавательно-отражательная и организационная целостность медиасистемы городов-миллионников существенно иная.

На пути становления публичности возникает важнейшее интегративное образование, которое рождается благодаря функционированию системы средств массовой информации. Это медиапространство. Именно оно как совокупность социальных отношений информационных, экономических, правовых, организационных и других делает личность, различные социальные общности, организации публичными субъектами социальной деятельности1.

Мы разделяем понятия информационного пространства и медиапространства. Первое из них образуется как часть отдельного социального пространства, в котором взаимодействуют индивиды, группы, организации по поводу производства, распространения и потребления социальной информации как в непосредственном общении друг с другом, так и в общении, опосредованном техническими средствами.

Медиапространство является частью информационного пространства, имеющего свою специфику в рамках инфосферы. Оно опосредовано медийными средствами. Оно представляет собой регулируемую публичную сферу, ориентированную на социальные общности в системе общественного разделения труда. Оно на основе создаваемого медийного общения непрерывно обновляет информационный потенциал общества, вбирающего в себя результаты духовного и материального производства, материализуя в потенциальной информации достижения интеллектуального потенциала

1 Дзялошинский И. М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов. - М.: Изд-во Акад. повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования, 2013. - 479 с.

общества. Тем самым обеспечивается информационное взаимодействие между сферами общества, участвующими в духовно-теоретическом, духовной практическом, практическом освоении мира.

Медиапространство создает в сознании массовой аудитории медиакартину действительности на основе создаваемого информационного потенциала общества. В ней содержится физическая, научная, художественная, религиозная и другие картины мира на основе знаниевых, аксиологических и поведенческих ресурсов, обеспечивающих единство сознания и действия в рамках субъективного фактора социального прогресса.

Социальные субъекты через массовый информационный процесс обеспечивают свою открытость перед обществом и его различными общностями. Они сообщают о результатах своего участия в общественных делах, выражают свои мнения, настроения, делают общественным достоянием свой социальный опыт, влияя тем самым на характер согласованного взаимодействия в процессах освоения и преобразования действительности.

Медиапространство - это совокупность социальных отношений по поводу производства, распространения и потребления массовой информации Оно включает в себя такие формы репрезентации: физическое пространство, пространство социальных отношений и символическое пространство, которое содержит как опредмеченные (тексты), так и неопредмеченные информационные ресурсы (знаниевые, аксиологические, поведенческие)2. Медиапространство, на наш взгляд, выступает как структурное интегративное образование, как способ связи взаимодействующих компонентов ме-диасистемы. Основой медиапространства являются такие структурные образования, как телевидение, радио, печать, интернет-СМИ, информационные агентства и др3.

Медиапространство - это социальное пространство, представляющее собой социальных субъектов как единую социальную

2 См.: Юдина Е.Н. Развитие медиапространства в современной России: автореф. дис. д-ра соц. наук. -М., 2008. - 50 с.

3 См.: Там же.

общность, которая активно участвует в формировании и постоянном обновлении информационного поля, действующего в рамках медиасистемы. Для каждого средства массовой информации это постоянно действующая редакционная организация, включающая в себя представителей сфер духовного и материального производства, пополняющая и обновляющая знаниевые, аксиологические и поведенческие информационные ресурсы в соответствии с развитием условий освоения и преобразования действительности, а также с результатами интеллектуальной деятельности в обществе. Это взаимодействие между представителями различных сфер деятельности и редакциями по поводу оптимизации информационного потенциала общества адекватно его интеллектуальному потенциалу. Медиаси-стема репрезентирует в потенциальном информационном поле медиасистемы всю совокупную наличность интеллектуальных ресурсов, представляющих собой актуальные результаты для общества в процессах освоения и преобразования действительности.

Социальное пространство - это связи и взаимодействия, которые устанавливаются между людьми (агентами) и социальными группами, - писал П. Бурдье1. Медиа-пространство как часть социального пространства создает и поддерживает публичность социального пространства на основе медийных средств. Благодаря участию в обновлении информационных ресурсов медиа, в их потреблении представители социального пространства имеют возможность:

- занимать сходные позиции;

- находиться в сходных условиях;

- подчиняться сходным обусловленностям;

- обладают сходными диспозициями и интересами;

- производят сходные практики.2

Становление и рост числа городов-

миллионников в различных регионах страны стало устойчивой тенденцией в рамках постсоветской общественной трансформации. Устойчивой тенденцией также стало развитие медиасистем этих городов. Ме-

1 Бурдье П. Начала. - М., 1994. С. 188-189.

2 Там же.

диасистем не только электронных, но и печатных.

Феномен городов-миллионников исследователи связывают с процессами глобализации и локализации, которые охватывают современные социальные пространства. Они оказывают все большее влияние на трансформацию этих пространств, создавая новые структуры постиндустриального общества, Важнейшим результатом этих процессов стали города-миллионники России, сосредоточивающие значительные ресурсы: человеческие, трудовые, промышленные, финансовые, культурные. Они стали крупнейшими центрами социально-экономического развития как для своего региона, так и для страны в целом. В общей численности российских жителей горожане составляют сейчас более 100 млн. человек. Более четверти горожан проживают в 15 самых крупных городах-миллионниках. В крупных городах сосредоточен основной производственный и интеллектуальный потенциал российского общества. Здесь широкий выбор сфер приложения труда, профессиональной подготовки.

Оптимальная модель города-миллионника определяется тем вкладом, который он вносит в процессы освоения и преобразования российской действительности, являясь важнейшим звеном в рамках субъективного фактора цивилизационного развития. Реализация этой модели в значительной мере зависит от интеллектуального потенциала данного социального образования, от тех знаниевых, аксиологических и поведенческих ресурсов, которыми располагают участники различных процессов деятельности.

Следует сразу отметить, что этот потенциал вбирает в себя не только те ресурсы, которые создаются в самой сфере горо-да-миллионника, но и ресурсы, которыми располагают другие, как российские, так и мировые социальные пространства. Информационное пространство городов-миллионников, прежде всего их медиапро-странство, располагает широкими возможностями информационного взаимодействия как в рамках российского сообщества, так и мирового. Причем это не только освоение достижений глобальной художественной

культуры, но и достижения научные, экономические, политическая, правовая и другая социальная практика.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развиваясь на основе взаимодействия процессов глобализации и локализации (глокализация), города-миллионники обретают новые характеристики репрезентации публичности. Основным их показателем как системных объектов является открытость, направленная на обретение и всемерное использование интеллектуального потенциала общества в процессах освоения и преобразования действительности на путях социально-экономического развития, удовлетворения духовно-познавательных, аксиологических, организационно-поведенческих и материальных запросов населения этих городов.

Целостность медиасистемы городов-милиионников определяется тем интегра-тивным результатом, которого она как системный объект достигает в своем функционировании. Этим результатом являются информационные отношения, которые создаются медиасистемой в социальном пространстве города.

В чем специфика этих отношения, этой публичной сферы (медиасферы)?

Города-миллионники по сравнению с малыми и средними городами имеют значительно большее количество социальных субъектов, обеспечивающих их жизнедеятельность как коллективных субъектов социальной деятельности. Все эти субъекты посредством медиа становятся публичными субъектами. Как публичные субъекты они:

- открыты для других социальных субъектов;

- могут участвовать в массовой информационной деятельности как источник информации, как ее создатель и распространитель;

- могут в полной мере удовлетворять свои информационные потребности, осваивая создаваемый информационный потенциал общества.

Чтобы быть публичными, массовые информационные отношения должны иметь в результате массового общения между социальными субъектами адекватное отражение условий жизни общества на уровне:

- результатов научной деятельности;

- результатов художественного освоения мира;

- результатов духовно-практического освоения в сферах управления, образования и воспитания;

- результатов практического освоения, выраженного в социальном опыте, в общественном мнении, социальном капитале и

др.

В информационном потенциале горо-дов-миллионников должен быть в полной мере отражен их интеллектуальный потенциал, который в полной мере должен быть освоен массовой аудиторией, испытывающей потребность в его освоении для коллективного участия в процессах освоения и преобразования мира1.

Медиасистема городов-миллионников сама является социальной системой, так как:

- для обеспечения интеллектуального взаимодействия в социальном пространстве она призвана оптимизировать все виды социальной деятельности в ней, имеющие свои цели, средства и результаты (сбор, создание, распространение и потребление массовых информационных продуктов, усвоение их аудиторией различных социальных пространств);

- необходима реорганизация редакционных и иных структур, чтобы активнее вовлекать в массовый информационный процесс все творчески активные силы общества - широкий круг представителей духовной, духовно-практической и практической деятельности. Необходимо повысить квалификацию творческих и редакционных работников. Нуждается в перестройке работа с аудиторией СМИ;

- активизировать участие СМИ в осуществлении многих социальных функций, в том числе функций общественного сознания: познавательно-отражательных, идеологических, конструирования социальной действительности и др.

- СМИ представляют собой один из механизмов общественного диалога, социального взаимодействия, которое определя-

1 Демина И.Н., Шкондин М.В. Медиасистема России: методологические аспекты оптимизации // Вопросы теории и практики журналистики. - 2016. -Т. 5, № 2. - С. 187-199.

ет существование и структурную организацию любой социальной системы. Важнейшим направлением должно стать обеспечение диалога интеллектуалов, представляющих все сферы жизни города;

- основным участником интеллектуального взаимодействия должна выступать личность как носитель общественных отношений, общественного и группового сознания. Через личность в общественный диалог вовлекаются различные социальные общности и организации1;

- медиасистема должна стать оптимальной медиасферой различных социальных пространств - экономических, политических, социокультурных, а также глобальных, этнических, этнографических и др.

Медиасистемам городов-миллионни-ков должна быть присуща организованность. Это такое состояние системы, когда:

- упорядочены ее компоненты, ее техническая, экономическая, редакционная, информационная, аудиторная подсистемы. Каждая из них оптимально осуществляет всю совокупность своих функций, имеет для этого соответствующую структуру, активно взаимодействует со своей средой, в полной мере учитывая характер ее трансформации;

- вся совокупность функций общественного сознания, духовной, духовно-практической и практической деятельности,

реализуемая через массовый информационный процесс, в полной мере в нем осуществляется и оптимально, в соответствии с развитием условий жизни общества, воздействует на совершенствование общественных отношений - политических, правовых, нравственных, эстетических и др.

- структура медиасистемы оптимизирована по отношению к осуществляемым в ней функциям, к информационным потребностям личности, различных общественных групп и организаций;

- упорядочены все процессы функционирования системы, все виды творческой, редакционной, производственной и иной деятельности;

- возникают такие информационные отношения в обществе, которые способствуют включенности в массовый информационный процесс всех основных субъектов общественных отношений: личности, различных общественных групп и организаций и удовлетворению их потребностей в получении информации и в осуществлении процесса информирования;

- вокруг органов массовой информации формируется аудитория, охватывающая основную массу населения, важнейшие общественные группы, и редакционный авторский актив, вбирающий в себя все творческие силы общества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Анненкова, И.А. Медиакартина мира как инвариант языковой картины мира // Русская речевая культура и текст. - Томск, 2014.

2. Арендт, Ханна. VITA ACTIVA, Или о деятельной жизни. - СПб., 2000. http://onrevolution.narod.ru/arendt/vita_activa2.htm

3. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. - М.: Академия-центр, 1995. - 334 с.

4. Бурдье, П. Начала. - М., 1994.

5. Вартанова, Е.Л. О современном понимании СМИ и журналистики // Медиаскоп.-2010. - № 1.

6. Вартанова, Е.Л. Теория СМИ: актуальные вопросы. - М.: Медиамир, 2009.

7. Вартанова, Е.Л. Современная структура и динамика медиасистемы // Медиасистема России. - М., 2017. - С. 20.

8. Голошейкин, Е.В., Мотовилов А.В. Крупные города как фактор регионального развития // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 26.

9. Демина, И.Н., Шкондин, М.В. Медиасистема России: методологические аспекты оптимизации // Вопросы теории и практики журналистики. - 2016. - Т. 5, № 2. С. 187-199.

1 Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. - М., 2000. - С. 5.

10. Дзялошинский, И.М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов. - М.: Изд-во Акад. повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования, 2013. - 479 с.

11. Ежова, Р.А. Принципы и основные направления интеллектуализации общества и производства в информационную эпоху // Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. -2015. - № 6.

12. Коломиец, В.П. Социология массовой коммуникации в обществе коммуникационного изобилия // Социс. - 2017. - № 6. - С. 3-14.

13. Коханов, Е.Ф. Жанровая структура новых медиа в условиях трансформации медиасистемы / Е.Ф. Коханов, В.В. Кравцов, М.В. Шкондин // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2017. - № 2 (18). - С. 317 - 327.

14. Мазур, И.И. Интеллектуализация - фундамент глобального развития общества в XXI веке.- М., 2006.

15. Мертон, Р.К. Социальная теория и социальная структура. - М. 2006. - 873 с.

16. Мохов, А.И., Светлаков, В.И., Мохова, В.А. Интеллектуализация сферы жизнедеятельности как средство формирования ноосферы В.И. Вернадского // Вестник Российской академии естественных наук. - 2015. - № 4.

17. Сабирова, Л.М. Роль городов-миллионников в региональной социально-экономической системе // Ученые записки Казанского университета. - 2012. - Том 154, кн. 6. - С. 26-31.

18. Санто, Б. Интеллектуализация общества // Инновации. - 2006. - № 9. - URL: http:// iee.org.ua/ru/publication/79/

19. Свитич, Л.Г., Смирнова, О.В. Печать городов-миллионников и их присутствие в Интернете // Расширение медиаграниц в ХХ1 веке: влияние дигитализации на медиасреду. Тезисы Международных научных чтений в Москве 17-18 ноября 2016. - М.: МедиаМир, 2016.

20. Свитич, Л.Г., Смирнова, О.В., Ширяева, А.А., Шкондин, М.В. Методологические предпосылки системного исследования городских газет // Вопросы теории и практики журналистики. - 2015. - № 1. - С. 5-19.

21. Соколов, С.В. Социальная философия. - М., 2003.

22. Урсул, А.Д., Урсул, Т.А. На пути к устойчивому развитию цивилизации: информационные факторы. - URL: http//emag.lis.ru .

23. Шкондин, М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. - М., 2002.

24. Шюц, А. Некоторые структуры жизненного мира // Вопросы социальной теории. -2008. - Том II. - Вып.1.

25. Юдина, Е.Н. Развитие медиапространства в современной России: автореф. дис. ... д-ра соц. наук. - М., 2008. - 50 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.