Научная статья на тему 'Печать в условиях трансформации медиасистемы'

Печать в условиях трансформации медиасистемы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
391
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАСИСТЕМА / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / МЕДИАКАРТИНА. ТРАНСФОРМАЦИЯ / ФОРМАТИЗАЦИЯ / MEDIA SYSTEM / MEDIA SPACE / MEDIA PICTURE / TRANSFORMATION / FORMATIZATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шкондин М. В.

В статье исследуется характер преобразований в печати в условиях постсоветской трансформации российской медиасистемы. Характеризуется роль медиасистемы в целом, и периодической печати в частности, в процессах теоретического, художественного, духовно-практического и практического освоения действительности различными социальными субъектами, а также то воздействие, которое они оказывают на медиасистему в условиях постсоветской трансформации. Выявляются ресурсы современной периодики и пути ее преобразований в процессе становления информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Шкондин М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Print during the Transformation of Media System

In this article is investigated the nature of transformations of the press in the conditions of Post-Soviet transformation of the Russian media system. Characterized the role of media system as a whole, and periodicals in particular, in processes of theoretical, art, spiritual and practical development of reality by various social subjects, and also that influence which they make on media system in the conditions of Post-Soviet transformation. Resources of the modern periodical press and way of its transformations in the course of formation of information society come to light.

Текст научной работы на тему «Печать в условиях трансформации медиасистемы»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2013. № 6

М.В. Шкондин, доктор филологических наук, профессор, ведущий

научный сотрудник факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова;

е-mail: [email protected]

ПЕЧАТЬ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ

МЕДИАСИСТЕМЫ

В статье исследуется характер преобразований в печати в условиях постсоветской трансформации российской медиасистемы. Характеризуется роль медиасистемы в целом, и периодической печати в частности, в процессах теоретического, художественного, духовно-практического и практического освоения действительности различными социальными субъектами, а также то воздействие, которое они оказывают на медиасистему в условиях постсоветской трансформации. Выявляются ресурсы современной периодики и пути ее преобразований в процессе становления информационного общества.

Ключевые слова: медиасистема, медиапространство, медиакартина. трансформация, форматизация.

In this article is investigated the nature of transformations of the press in the conditions of Post-Soviet transformation of the Russian media system. Characterized the role of media system as a whole, and periodicals in particular, in processes of theoretical, art, spiritual and practical development of reality by various social subjects, and also that influence which they make on media system in the conditions of Post-Soviet transformation. Resources of the modern periodical press and way of its transformations in the course of formation of information society come to light.

Key words: media system, media space, media picture, transformation, forma-tization.

Российское общество переживает период постсоветской трансформации, которая оказывает существенное влияние на становление и развитие современной медиасистемы в нашей стране1. Прежде всего меняется характер целостности этой системы. Ее функциональная целостность, ее социальная миссия все в большей степени начинают опираться на коммуникативные стратегии общественного диалога, принципы публичности и коллективности в массовом информационном процессе, направленном на освоение и преобразование мира социумом [Шкондин, 2013]. Она все в большей степени становится фактором субъект-субъектных отношений в этом процессе, хотя стратегии манипулятивного воздействия, субъект-объектные отношения подчинения информируемого информирующему еще живучи в стане коммуникаторов.

1 Понятие «медиасистема» основывается на понятии системы — целого, состоящего из множества взаимосвязанных частей (элементов, компонентов), образующих определенную целостность, интегративность, единство (Большой энциклопедический словарь. М.; СПб., 1997. С. 1102).

Есть определенные подвижки в уменьшении степени рассогласования между отечественной медиасистемой и медиасредой. Вместе с тем результаты теоретического, художественного, духовно-практического и практического освоения действительности в науке, культуре, политике, в экономической и иной практике значительно отстают от общественных потребностей и возможностей их развития. К тому же сама медиасистема, содержащийся в ней медиакон-тент, недостаточно полно отражает эти результаты. Иными словами, продукты теоретического, художественного, духовно-практического освоения действительности как потенциал возможной цивили-зационной общественной трансформации, который востребован массовой аудиторией, обществом в целом, находят далеко не полное отражение в медиакартине, предлагаемой СМИ.

Это в значительной степени сказывается на развитии различных видов массовых коммуникаций, прежде всего научных, экономических, политических и др. И здесь возникает существенное требование к редакционной подсистеме, которая, в том числе ее менеджмент, играет ключевую роль в организации массового информационного процесса. Ее социальная ответственность состоит в том, что она обязана обеспечивать как организатор этого процесса непрерывное, всеохватное, динамичное, массовое информационное взаимодействие между субъектами духовно-познавательной, духовно-практической и практической деятельности в ходе освоения и преобразования мира социумом в соответствии с коммуникативными функциями каждого из них.

Система освоения и преобразования мира, складывающаяся в условиях современной цивилизации, не может в должной мере функционировать и развиваться без соответствующего развития массовой коммуникационной системы мирового сообщества. В свою очередь функции теоретического, художественного, духовно-практического и практического освоения мира, которые осуществляют представители науки, искусства, образования, экономики, политики и другие субъекты социальной деятельности, не могут быть реализованы без широко развитой коммуникационной системы освоения мира.

Происходящие в отечественной медиасистеме трансформационные процессы вызваны в первую очередь потребностями общественного развития, формированием на их основе важнейших факторов цивилизационного прогресса. Его составляющие — становление информационного общества, глобализация, техническая революция, модернизация экономического, политического, социального устройства российского общества, развитие отечественной науки и культуры. Теоретический анализ этих процессов постсоветской трансформации медиасистемы содержится в работах

современных авторов, участвующих в реализации комплексных научных программ Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова [Вартанова, 2013; Засурский, 2007; Средства массовой информации..., 2002; Система средств массовой информации России, 2003; Средства массовой информации России, 2011].

Существует острое противоречие между потребностями общества в массовых коммуникациях и реальными коммуникационными успехами российской медиасистемы. Не устраивает общество тот интегративный результат, который дает функционирование медиа-системы. Создаваемое ею медиапространство не является оптимальным, не обеспечивает эффективное взаимодействие всех субъектов социальной деятельности из сфер науки, искусства, политики, экономики, культуры, помогающее обогащать духовно-познавательный, мировоззренческий, аксиологический, организационно-поведенческий потенциал общества в соответствии с реальными условиями и возможностями его развития и приобщать к нему широкую массовую аудиторию, удовлетворять ее информационные потребности, связанные с освоением и преобразованием действительности. Иными словами, массмедиа не используют в полной мере свои возможности для развития и совершенствования познавательного, эстетического, аксиологического, организационного процессов, протекающих в современном обществе, направленных на решение проблем модернизации социума [Вартанова, 2010].

Отсюда медиакартина мира потенциальная, отражаемая в содержании СМИ, и реальная, отражаемая в сознании аудитории, — не выполняют своих функций в процессах освоения и преобразования действительности социумом в целом, а также различными социальными субъектами, институтами.

Медиапространство — это совокупность информационных отношений между субъектами социальной деятельности, опосредованная потенциальной информацией, содержащейся в СМИ и представляющей собой медиакартину мира, окружающей среды, публичная сфера в ее медийном трактовании. Существует множество формулировок этого пространства [Шарков, 2002; Юдина, 2005; Дзялошинский, 2012]2. Эта медиакартина включает интеллектуальный, чувственный, эмоциональный потенциал общества, его ценностные ориентиры и возможные модели поведения личности, общества, различных социальных групп и институтов. Это информационные отношения, информационные взаимодействия, способствующие общественному диалогу, основанному на принципе публичности.

2 Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов. 1995 г URL: http://www-sbras.nsc.ru/win/laws/russ_kon.htm

Это, по сути, механизм взаимодействия между возможным и действительным, когда неполнота знаний личности, общественной группы по отношению к реальным условиям жизни общества, неадекватность их отношения к происходящему, несовершенство моделей их поведения, способов, методов деятельности могут быть устранены благодаря приобщению к информационному потенциалу, содержащемуся в СМИ и непрерывно обогащаемому, корректируемому в соответствии с изменяемыми условиями жизни общества и осознанием этих условий в идеальных побудительных силах общества.

Компонентный анализ медиасистемы показывает, что ее функциональная, экономическая, технологическая, редакционная, информационная и аудиторная модели пока не вполне отвечают современным требованиям [Вартанова, 2013]. В основе современных преобразований медиасистемы лежит новый способ массовой коммуникационной деятельности, основанный на публичности и общественном диалоге. В связи с этим предстоят существенные преобразования в структуре периодической печати.

Миссия печати, наряду с другими медийными платформами, нуждается в глубоком осмыслении в связи с процессами глобализации, становления информационного общества, развитием новых информационных и коммуникационных технологий, экономической и политической реорганизацией общества. В технологической, экономической, редакционной, информационной, аудиторной и организационной подсистемах массмедиа происходят существенные преобразования, которые видоизменяют характер целостности печати, ее структурные и функциональные компоненты. Так, в наш динамичный и стремительно технологически преобразующийся век более востребованным средством мобильного информационного взаимодействия с массовой аудиторией становятся электронные СМИ, особенно телевидение, интернет-издания, а также разветвленная система радиостанций, информационных агентств. В связи с этим неуклонно, как шагреневая кожа, сужается медиапространство газетной периодики, снижается периодичность выхода общероссийских и региональных газет. В общероссийской массовой аудитории увеличивается количество тех, кто не выписывает и не покупает газет, т.е. доля их нечитателей. Газета как новостной продукт теряет значительную часть своих качеств, поскольку периодику значительно обгоняют по оперативности доставки информации СМИ, построенные на других медийных платформах. Эти перегруппировки в технологической подсистеме массмедиа3

3 Технологическая подсистема массмедиа представляет собой совокупность технологий печати, телевидения, радиовещания, Интернета, выполняющих функции материальных носителей массовой информации при ее сборе, производстве, распространении и потреблении массовой аудиторией.

приобрели устойчивый характер. И они не в пользу периодической печати. Материально-техническая база периодики, и прежде всего газетной, начинает занимать все более скромное место в структуре технологической подсистемы массмедиа.

Этому способствуют прежде всего экономические условия, в которых осуществляется массовый информационный процесс. Многие газеты без огромных площадей рекламы, РЯ-текстов, инвесторской поддержки не в состоянии свести концы с концами и тем более получить прибыль. Причем увеличение тиражей оборачивается для газет и журналов значительным увеличением убытков. Экономическая подсистема газетной периодики не сбалансирована, и это связано с реальным состоянием российской экономики [Иваницкий, 2009].

Все это не могло не отразиться на редакционной подсистеме массмедиа. Становление и развитие информационного рынка встроено в процессы становления и развития всего рыночного хозяйства России. Все происходящее в нем активно влияет на информационный рынок. Экономический фактор порождает острую конкуренцию между различными СМИ за определенную аудиторию, а низкая покупательная способность этой аудитории конкуренцию только усиливает. Чтобы найти свою нишу на рынке, средствам массовой информации приходится активно заниматься своей форматизацией. Поиск своего формата — одна из главных забот редакционного менеджмента. Сейчас ведутся многочисленные исследования того, что же такое формат издания, формат СМИ [Болотова, Кравченко, 2010; Качкаева, 2010; Лазутина, 2010; Макеенко, 2010; Солганик, 2010; Сурикова, 2010; Сухарева, 2010; Тертычный, 2010; Степанян, 2013]. Идут дискуссии о понятии формата в журналистской деятельности, о сущности и содержании этого понятия и о правильности его толкования. На наш взгляд, форматизация порождена острой необходимостью в формировании такой модели отдельного конкретного средства массовой информации, которая способствует удовлетворению информационных потребностей определенного массового сегмента платежеспособной аудитории, имеющей возможность регулярно покупать предлагаемый информационный продукт (номера газет, журналов и др.) и располагающей возможностью покупать товары и услуги, предлагаемые рекламой в этом СМИ.

Формат предполагает определенную фрагментацию типологических признаков издания, которая позволят этому изданию создавать сегментированное, ограниченное пространство взаимодействия между субъектами информационного процесса. Ограничивается реальная аудитория, претерпевают изменения функциональная и

содержательная модели. Одна часть функций деактуализируется, другая — гиперболизируется (например, развлекательная).

Можно сделать вывод о том, что формат представляет собой модель отдельного издания, выработанную редакционным менеджментом и отраженную в сознании всего коллектива редакции и ее авторского актива. Она опирается на «трех китов»: типологические характеристики, присущие тому типологическому множеству, к которому относится данное СМИ, на характеристики профильные (особенное в характере аудитории, целевом назначении или тематике), а также характеристики индивидуальные, присущие только данному изданию. Формат также и модель поведения для журналистов, редакторов, авторов данного издания, соответствующая совокупности его функциональных, тематических, жанровых и иных характеристик. В этой связи мы вправе рассматривать формат как интегрированный стандарт, присущий конкретному изданию и опирающийся на его концепцию.

Форматизация СМИ нередко имеет негативные последствия, в результате которой издание становится лишь частичным исполнителем своих функций, частично удовлетворяет потребности своей потенциальной аудитории и нередко ограничивает свое целевое назначение. Примером в этом отношении может быть типологический облик общероссийской газеты, как универсальной, так и специализированной. Проведенные на кафедре периодической печати МГУ исследования показывают, что интегрированный результат взаимодействия общероссийских газет с массовой аудиторией, т.е. создаваемое ими медиапространство пока охватывает лишь незначительную часть потенциальной аудитории в регионах, о чем говорят их тиражи (табл. 1—4). Не менее важным проявлением целостности общероссийской газетной периодики является медиакартина региональной жизни, предлагаемая массовой аудитории, от которой решительным образом зависит характер взаимодействия между регионами и Центром, а также межрегиональное информационное взаимодействие. В результате проведенного контент-анализа выборки шести общероссийских изданий оказалось, что только одно из них имеет значительный региональный компонент в своем содержании [Фокина, 2012].

Трансформация медиасистемы стала в современных условиях активным фактором преобразований в периодической печати России. Динамичное развитие электронных СМИ, прежде всего телевидения и Интернета, существенно повысило их роль в информационных предпочтениях массовой аудитории. Согласно опросу Фонда «Общественного мнения» (ФОМ), проведенному в январе 2013 г., 89% россиян предпочитают телевидение. Печатная пресса при этом значительно отстает — к ее услугам прибегают только

Таблица 1

Выпуск газет в Российской Федерации

Распределение по годам Число изданий Число номеров Средний разовый тираж, тыс. экз. Общий годовой тираж, тыс. экз. Средний разовый тираж одной газеты, тыс. экз.

1940 5730 604 268 25 126 5094619 4,4

1950 5021 543 290 25 451 5 048 429 5,1

1960 4474 585 561 45 629 11 053 327 10,2

1970 4445 568 719 93 715 22 766 660 21,1

1980 4413 502 822 119 574 29 245 100 27,1

1990 4808 523 866 165 546 3 785 263 34,4

2000 5758 377 280 108 273 7 138 919 18,8

2001 5532 341 692 100 133 5 836 530 18,1

2002 6663 322 684 128 870 6 195 774 19,3

2003 8086 387 684 214 165 10 068 231 26,5

2004 7517 310 060 177 350 7 923 043 23,6

2005 7535 327 581 177 238 7 280 618 23,5

2006 8250 327 103 192 347 8023919 23,3

2007 8516 337 887 203 929 7 439 902 23,9

2008 8978 368 795 211971 8214511 23,6

2009 9563 396 961 209 859 7 926 061 21,9

2011 10 152 411 820 231 685 8 259 280 —

2012 10 681 453 442 238 400 9 330 444 —

26% опрошенных4. Ранее ФОМ оценил количество российских интернет-пользователей по состоянию на зиму 2011—2012 гг. По данным ФОМ, хотя бы раз в месяц в сеть выходят 57,8 млн россиян, а суточная аудитория Интернета в России составляет 44,3 млн человек5. По данным TNS Gallup, в апреле 2012 г. Интернетом пользовались 70,8 млн россиян старше 12 лет (в начале года Росстат насчи-

4 Телевизор мне природу заменил... URL: http://fom.ru/posts/10823

5 News Block — новости, релизы, обзоры — все, на чем сфокусирован мир! URL: http://yandex.ru/yandsearch?text=

Таблица 2

Выпуск журналов, сборников и бюллетеней в Российской Федерации

Распределение по годам Всего В том числе журналы

Число изданий Число номеров Общий годовой тираж, тыс. экз. Число изданий Число номеров Общий годовой тираж, тыс. экз.

1940 1214 11 891 207 201 488 5445 174 742

1950 905 8031 158 394 295 3407 123 210

1960 2361 18 183 648 680 600 6731 501 980

1970 4134 35 622 2 112 609 788 8729 1 683 854

1980 3960 37 717 2 487 991 954 10 291 2 025 725

1990 3681 31 502 5 010 224 1140 11 335 2 687 102

2000 3570 27 179 606 556 2781 21 368 496 593

2001 4139 28 250 984 415 3316 22 916 564 196

2002 4315 30 058 1 164 439 3494 24 286 702 047

2003 4551 33 773 1 106 504 3744 27 678 1 071 528

2004 4674 34 902 976 020 3892 29 107 935 748

2005 4874 38 729 1 149 585 4178 33 199 1 118 618

2006 5429 42 814 1 200 798 4677 37 483 1 169 113

2007 6312 49 510 1 442 089 5369 43 919 1 404 407

2008 6698 53 257 1 613 246 5855 47 735 1 581 230

2009 7312 60 803 1 690 226 6478 54 192 1 659 600

2011 7812 64 063 1 953210 7068 58 205 1 931 449

2012 8051 66 525 1 837 557 7345 60 962 1 813 536

тал в стране свыше 143 млн жителей). Среди совершеннолетних граждан аудитория Сети охватывает 64 млн человек, две трети из них проживают в городах с населением более 100 тыс. человек6.

Конечно, здесь речь идет о любой информации, в том числе и развлекательной, культурно-просветительской, досуговой, где у телевидения и Интернета значительные преимущества перед печатью. Вместе с тем, если обратиться к статистике, то такие важные показатели, как количество наименований периодических изданий, их разовые и годовые тиражи, не только не сократились в газетной и журнальной периодике в целом, но даже выросли.

Так, количество наименований газет в постсоветский период увеличилось вдвое. В 2012 г. выходило более 10 тыс. общероссийских и региональных газет. Их средний разовый тираж вырос почти в 1,5 раза и составил 238 млн экземпляров. Общий годовой тираж увеличился в 2,5 раза и достиг 9,3 млрд экз. Журнальная периодика в первое постсоветское десятилетие значительно ухудшила свою статистику. Однако с 2000 г. выросла в 2,7 раза по количеству наименований выпускаемых журналов. В 2012 г. их выпускалось 7345. Годовой тираж журналов за этот период вырос в 3,6 раза. В 2012 г. он составлял 1,8 млрд экз., а средний разовый тираж 130 млн экз. (см. табл. 1 и 2, составленные на основе статистических данных Российской книжной палаты7).

Ахиллесовой пятой современной периодики являются общероссийские газеты. Хотя их численность многократно выросла в постсоветский период, их разовые и годовые тиражи существенно уменьшились. Если в 1990 г. разовый тираж составлял 110 млн экз., а годовой — 27 млрд экз., в 2009 г. разовый тираж уменьшился до 32 млн экз., а годовой — до 1,5 млрд экз. (см. табл. 3). Ежедневные общероссийские газеты имеют разовый тираж около 4 млн экз. С таким тиражом ее нельзя считать основательным источником оперативного информирования массовой общероссийской аудитории (см. табл. 3, 4).

В современных условиях периодическая печать все еще остается одним из важнейших факторов формирования единого медиапро-странства. Чтобы сохранить эти позиции, необходимо существенным образом изменить ее тип, значительно повысив ее роль в познавательных и проективных процессах освоения и преобразования мира на основе продуктивного общественного диалога и, прежде всего, в общероссийском, межрегиональном аспектах обеспечить полноценное взаимодействие между регионами и центром.

6 NetworkCom | ВКонтакте. URL: http://yandex.ru/yandsearch?text=

7 Российская книжная палата. Статистические показатели. Периодические издания РФ в 2012 г. URL: www.bookchamber.ru

Таблица 3

Выпуск общероссийских газет

Годы Число изданий Разовый тираж, млн экз. Годовой тираж, млрд экз.

1990 43 110,8 27

1995 234 40,4 2,7

1996 225 45,4 2,5

1997 271 35,5 2,4

1998 245 32,9 2,2

1999 286 36,4 2,1

2000 333 39,1 2,0

2001 238 23,0 1,3

2002 380 39,2 2,1

2003 405 58,6 2,5

2004 365 32,0 1,6

2005 373 35,3 1,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2006 354 34,4 1,7

2007 352 38,1 1,6

2008 338 31,5 1,9

2009 332 31,7 1,5

Таблица 4

Периодичность общероссийских газет

Типы изданий Число изданий Разовый тираж, млн экз. Годовой тираж, млрд экз.

1989 2000 2008 1989 2000 2008 1989 2000 2008

Все газеты 34 333 338 114,5 39,1 31,5 28,6 2,0 1,9

Ежедневные 11 20 18 81,5 4,1 4,1 25,9 1,0 0,9

3—4 раза в неделю 8 6 3 15,4 0,7 0,4 1,8 0,1 0,1

1—2 раза в неделю 15 100 113 17,6 13,5 17,2 0,9 0,6 0,7

1—3 раза в месяц — 183 139 — 20,0 8,6 — 0,3 0,2

Другая периодичность — 24 65 — 0,8 1,2 — 0,002 0,01

Говоря о системных характеристиках общественного диалога, мы должны его соотносить с субъективным фактором развития общества. Субъективный фактор — это социальная деятельность элит, партий, классов, народов, включающая их интересы — цели, программы, организованность, волю и энергию в достижении поставленных целей. Это не общественное сознание, характеризующее общество в целом, вне его реализации в общественной практике, а часть общественного сознания, проявляющаяся в социальной (практической и духовной) деятельности элит, партий, классов и т.п. Таким образом, субъективный фактор — это единство сознания и деятельности каких-то социальных субъектов [Соколов, 2003]. Развитость субъективного фактора зависит не только от развитости коммуникаций между субъектами социальной деятельности. Важнейший аспект — насколько полно использует он условия, возможности общественного развития.

Актуализация духовно-познавательного потенциала общества — одна из главных функций субъективного фактора развития общества, которая может осуществляться лишь при формировании системы всеохватного общественного диалога, основанного на принципе публичности.

Современное российское общество прежде всего испытывает серьезные трудности с реализацией принципа публичности массового информационного взаимодействия. Информационные отношения, складывающиеся в экономической, политической системах, сферах науки и культуры не способствуют в достаточной степени созданию духовного потенциала общества, адекватного объективным условиям общественного развития, а также приобщению к этому потенциалу массовой аудитории, различных социальных групп. Общественный диалог, общение в различных сферах социальной деятельности между ее субъектами на базе СМИ не носит во многих случаях характера сотрудничества между ними и часто приобретает черты доминирования одних над другими.

Потребности информационного характера — это не только потребности в получении информации, необходимой для участия социального субъекта в познавательном, образовательном, аксиологическом, организационном и иных общественных процессах. Это также потребности различных социальных субъектов в распространении информации и не только личности, но и потребности социальных групп, организаций. В конечном счете, это общественные потребности в освоении мира, которые требуют широкого и всестороннего общественного диалога.

Как отмечает Л.Л. Реснянская, за постсоветские годы сформировалась представительная группа информационно-аналитических журнальных еженедельников, специализирующихся на освещении 48

политической и экономической сфер общественной жизни и адресованных образованному читателю с высоким социальным статусом. Появилась и расследовательская пресса, и корпоративная [Типология периодической печати, 2009, с. 9].

Теории экономической журналистики, экономическим коммуникациям пока не уделяется должного внимания со стороны российской научной общественности. А между тем, как известно, наша экономика развивается очень медленно и серьезно нуждается в таких массовых и специализированных изданиях, которые могли бы побудить субъектов нашей экономической деятельности к обретению таких знаний, таких убеждений, таких принципов и методов деятельности, таких моделей экономического поведения, которые выводили бы экономику на путь интенсивного развития. Характер целостности экономической прессы проявляется в создании ею совокупности массовых экономических коммуникаций, массовых информационных отношений, влияющих на формирование экономического сознания действующих субъектов, их ценностных ориентиров в сфере экономики, моделей экономического поведения. Экономическая пресса призвана устранить рассогласование между состоянием экономического сознания аудитории, которое в процессе непрерывного развития условий жизни общества, появления новых знаний, ценностных ориентиров, корректировок моделей экономического поведения начинает существенно отставать от появляющихся непрерывно новых возможностей общественного развития. Новые возможности существенно меняют духовно-познавательный потенциал общества, который таит в себе немало факторов для свершения успешных действий в результате освоения этого потенциала массовой аудиторией [Вырковский, 2009; Дёмина, 2011].

Механизм освоения мира включает в себя такие виды его освоения, как духовное, духовно-практическое и практическое.

В центре внимания этого диалога находится диалог в системе культуры, науки, политики, экономики. И не только внутри этих сфер, но и между ними. Особенно это касается проективной деятельности. И.М. Дзялошинский справедливо отмечет, что проективная деятельность существует в структуре журналистского творчества. Она заключается в том, что во многих журналистских текстах помимо сведений присутствуют различные проекты преобразования тех ситуаций, о которых повествует журналист. Как бы ни пытался журналист отказаться от того, что он явно или скрытно предлагает аудитории различные модели поведения и деятельности — практика доказывает обратное8.

8 См.: Дзялошинский И.М. Проективная деятельность в структуре журналистского творчества // Деловая пресса России: настоящее и будущее. 1999. URL.: www.dzyalosh.ru/01-comm/books/delov-pressa/p-bib-delov-pressa.html

Вместе с тем проективная деятельность журналиста тесно связана с проективной деятельностью, которая наблюдается во всех формах социальной деятельности, в том числе духовной (научная, художественная), духовно-практической (образование, воспитание, управление), практической.

Как отмечают специалисты, проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности. Проектирование может быть социальным (создание моделей общественных явлений, социальных институтов, новых форм социального устройства и общественной жизни, разработка систем управления, законов и т.д.), педагогическим (создание моделей и образов идеального человека в рамках этических и педагогических систем, самопроектирование личностью), инженерным (проектирование «второй природы» из материала «первой») и др. [Марков, Бирженюк, 1997, с. 5—6].

Есть основания предполагать, что цели проективной деятельности, направленные на преобразование действительности, взаимодействуют с целями коммуникативной деятельности, вовлекающей в процессы осуществления этих проектов широкие слои населения. Каждый вид социальной деятельности располагает совокупностью коммуникативных функций, призванных выявить, исследовать и включить через СМИ в духовный потенциал общества9, его культуры результаты проективной деятельности в данной сфере. Каждый вид социальной деятельности располагает своим потенциалом, вбирающим в себя результаты проективной деятельности, достигнутые в ее рамках. Важную роль в формировании этого потенциала играют СМИ, которые опутывают информационными связями всех участников проективной деятельности, создавая сеть информационных отношений между субъектами этой деятельности.

Характеризуя коммуникативные возможности современной российской печати как целостного, системного объекта, следует отметить, что в современных условиях периодическая печать все еще остается одним из важнейших факторов формирования единого медиапространства. Чтобы сохранить эти позиции, необходимо существенным образом изменить ее тип, значительно повысив ее роль в познавательных и проективных процессах освоения и преобразования мира на основе продуктивного общественного диалога. В первую очередь это относится к общероссийским газетам и журналам, которые пока не являются влиятельными центрами

9 Духовный потенциал проективной деятельности представляет собой, по нашему мнению, совокупность ее результатов как потенциальных возможностей общественного развития при распространении этих духовных результатов в масштабе всей сферы этой деятельности.

межрегионального и общероссийского информационного взаимодействия. Необходимо на основе системных закономерностей прессы гармонизировать взаимодействие процессов типизации и форматизации печатных СМИ, отказаться от спонсорской поддержки и государственных инвестиций значительного числа малопродуктивных дотационных изданий и усилить поддержку тех СМИ, которые активно и эффективно включены в познавательные, образовательные, аксиологические и организационно-управленческие и иные процессы в обществе. В российской прессе значительно возрастает количество тех, кто желает информировать и осуществляет это информирование благодаря росту количества наименований газет и журналов. Но это чаще всего издания с небольшими тиражами и невысокой периодичностью. Их поддерживают стремящиеся иметь свой собственный информационный ресурс различные спонсоры, рекламодатели, представители экономической и политической элит [Шкондин, 2010].

Пока еще имеет место процесс отчуждения от газетной и журнальной периодики части населения, хотя его интенсивность заметно уменьшилась, в том числе благодаря конвергенции, активного использования газетными и журнальными редакциями различных медийных платформ. Вместе с тем в результате «коммуникативных разрывов» значительная часть населения отчуждена от духовных ценностей общенационального характера, создаваемых в процессе социальных преобразований. Она лишена возможности полноценно использовать общероссийские газеты и журналы как источники общероссийской и международной информации, как трибуну общественного мнения всего сообщества, как фактор организации и самоорганизации общероссийских и региональных сообществ на решение национальных проблем.

У социальных субъектов существенно ограничиваются возможности в осуществлении своих коммуникативных функций. Ущемляются права создателей различных ценностей, так как в коммуникативном процессе общения с ними не участвует еще весьма значительная часть членов общества.

Наиболее активно развиваются издания в сферах деловой деятельности, производства товаров и услуг (деловые коммуникации, рекламные коммуникации), глянцевые издания, в том числе для женщин и других аудиторных групп [Гендер и СМИ, 2009, 2010]. Недостаточно развивается пресса в сфере национальных и межнациональных отношений РФ [Овсепян, 2009; Распопова, 2012].

Печати как важному структурному образованию российской медиасистемы присущи те недостатки, которые характерны для медиасистемы в целом:

• ее целостность не обеспечивает активного включения в общественный диалог всех творчески активных сил общества из сфер духовно-познавательной, духовно-практической и практической деятельности, что увеличивает неполноту отражения действительности;

• духовно-познавательный потенциал общества, обогащаемый различными социальными субъектами в процессе модернизации социума, находит далеко не полное отражение в содержании печати, в той медиакартине, которая отражается в сознании массовой и специализированной аудитории;

• функциональная целостность печати претерпевает существенные изменения. Происходит деактуализация многих важных функций, содействующих формированию в сознании современных познавательных, ценностно-ориентационных и организационно-поведенческих моделей;

• модернизация структуры печати необходима с активной опорой на аудиторные признаки изданий.

Список литературы

Болотова Л.Д., Кравченко С.В. Радиоформаты, форматирование, переформатирование // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2010. № 6.

Вартанова Е.Л. Концепция модернизации и СМИ // СМИ в меняющейся России / Под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2010.

Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. М.: Медиамир, 2013.

Вырковский А.В. Деловые журналы США и России: прошлое и настоящее / Отв. ред. Е.Л. Вартанова. М.: Медиамир, 2009.

Гендер и СМИ. Ежегодник. 2008 / Отв. ред.-сост. О.В. Смирнова. М.: Эслан, 2009.

Гендер и СМИ. Ежегодник. 2009 / Отв. ред.-сост. О.В. Смирнова. М.: Ф-т журналистики МГУ, 2010.

Дёмина И.Н. Сущность экономической журналистики // Известия ИГЭА. 2011. № 1.

Дзялошинский И.М. Экология медиапространства // Вопросы теории и практики журналистики. 2012. № 3.

Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика 1990—2004. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007.

Иваницкий В.Л. Рынок СМИ в постсоветской России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2009. № 6.

Качкаева А.Г. Жанры и форматы современного телевидения. Последствия трансформации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2010. № 6.

Лазутина Г.В. Жанр и формат в терминологии современной журналистики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2010. № 6.

Макеенко М.И. Формат в массовых коммуникациях: индустриальный подход // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2010. № 6.

Малькова В.К. Этнические аспекты журналистики: из опыта анализа российской прессы. М., 2004.

Мансурова В.Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации. Барнаул, 2002.

Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. СПб., 1997.

Овсепян Р.П. Журналистика сближает народы // Журналистика в этнокультурном пространстве. М., 2009.

Проблематика СМИ / Под ред. Г.С. Вычуба, Т.И. Фроловой, М.В. Шкон-дина. М.: Аспект Пресс, 2008.

Распопова С.Л. Журналистская миссия в полиэтничном обществе // Вопросы теории и практики журналистики. 2012. № 3.

Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М., 2000.

Система средств массовой информации России / Под ред. Я.Н. Засур-ского. М.: Аспект Пресс, 2003.

Современная пресса: теория и опыт исследования / Под ред. М.В. Шкон-дина. М.: Ф-т журналистики МГУ, 2010.

Соколов С.В. Социальная философия. М., 2003.

Солганик Г.Я. Формат и жанр как термины // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2010. № 6.

Средства массовой информации постсоветской России / Под ред. Я.Н. За-сурского. М.: Изд -во Моск. ун-та, 2004.

Средства массовой информации России / Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2011.

Степанян С.К. Формат печатного СМИ в современной российской ме-диаиндустрии: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. М., 2013.

Сурикова Т.И. Смысловое поле понятия «формат» в массовой коммуникации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2010. № 6.

Сухарева В.А. Что такое «формат»? Или искусство массовой кулинарии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2010. № 6.

Тертычный А.А. Форматы и жанры в современных СМИ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2010. № 6.

Типология периодической печати / Под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Рес-нянской. М.: Аспект Пресс, 2009.

Фокина О.А. Региональная повестка общероссийской периодики: теоретическая и эмпирическая модели // Вопросы теории и практики журналистики. 2012. № 2.

Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М.: Социальные отношения, 2002.

Шкондин М.В. Журналистика как фактор освоения мира социумом // Социальные и гуманитарные знания. 2013. № 4, 5.

Шкондин М.В. Миссия журналистики: системные аспекты // Вопросы теории и практики журналистики. 2012. № 3.

Шкондин М.В. Печатные СМИ: ресурсы публичности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2010. № 5.

Юдина Е.Н. Медиапространство как культурная и социальная система. М.: Прометей, 2005.

Поступила в редакцию 09.07.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.