Научная статья на тему 'Интегративные качества медиасистемы'

Интегративные качества медиасистемы Текст научной статьи по специальности «Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации (СМИ)»

CC BY
94
20
Поделиться
Ключевые слова
МЕДИАКАРТИНА МИРА / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ МЕДИАСИСТЕМЫ / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / ПУБЛИЧНОСТЬ / ИНТЕГРАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА СМИ / WORLD MEDIA PICTURE / FUNCTIONAL INTEGRITY OF MEDIA SYSTEM / MEDIA SPACE / PUBLICITY / INTEGRATIVE QUALITIES OF MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по массовой коммуникации, журналистике, средствам массовой информации, автор научной работы — Шкондин Михаил Васильевич

В статье исследуются интегративные качества медиасистемы, прежде всего характер ее целостности в структурном и функциональном аспектах. В центре внимания работы особенности взаимодействия медиапространства, интегративной функции СМИ и медиакартины, которая формируется в сознании массовой аудитории и постоянно трансформируется в соответствии с развитием условий жизни общества, с новыми результатами в духовно-познавательной, духовно-практической и практической деятельности социума, с развитием новых информационных потребностей у личности, различных социальных групп, институтов, у общества в целом. На основе взаимодействия между субъектами массового информационного процесса рождается публичность как свойство демократического общества, происходит возрастание ее роли в процессах глобализации и глокализации современного информационного пространства. В работе характеризуются современные успехи в исследовании системы средств массовой информации.

Integrative feachers of media system

Integrative qualities of media system the nature of its integrity in structural and functional aspects are studied In this article. The interaction of those three spheres is in the spotlight of the article: it's media space, mass media integrative function and the media landscape; the last is formed in the minds of mass audience and is constantly transformed by living conditions of the society, re-shaped by new findings in spiritual and informative, spiritual and practical and practical activities of society; by new information requirements of people, various social groups, institutes, and in society as a whole. Interaction between subjects of mass information process publicity as an attribute of democratic society, there is an increase of its role in processes of globalization and a glocalisation of modern information space. Article describes latest achievements in mass media system research.

Текст научной работы на тему «Интегративные качества медиасистемы»

УДК 070.11 ББК 76.000.0

Михаил Васильевич Шкондин

доктор филологических наук, профессор, факультет журналистики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: skond@mail.ru

Mikhail V. Shkondin

Dr. in philology, Professor, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, e-mail: skond@mail.ru

ИНТЕГРАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА МЕДИАСИСТЕМЫ

В статье исследуются интегративные качества медиасистемы, прежде всего характер ее целостности в структурном и функциональном аспектах. В центре внимания работы — особенности взаимодействия медиапространства, интегративной функции СМИ и медиакартины, которая формируется в сознании массовой аудитории и постоянно трансформируется в соответствии с развитием условий жизни общества, с новыми результатами в духовно-познавательной, духовно-практической и практической деятельности социума, с развитием новых информационных потребностей у личности, различных социальных групп, институтов, у общества в целом. На основе взаимодействия между субъектами массового информационного процесса рождается публичность как свойство демократического общества, происходит возрастание ее роли в процессах глобализации и глокализации современного информационного пространства. В работе характеризуются современные успехи в исследовании системы средств массовой информации.

Ключевые слова: медиакартина мира, функциональная целостность медиасистемы, медиапространство, публичность, интегративные качества СМИ.

INTEGRATIVE FEACHERS OF MEDIA SYSTEM

Integrative qualities of media system — the nature of its integrity in structural and functional aspects — are studied In this article. The interaction of those three spheres is in the spotlight of the article: it's media space, mass media integrative function and the media landscape; the last is formed in the minds of mass audience and is constantly transformed by living conditions of the society, re-shaped by new findings in spiritual and informative, spiritual and practical and practical activities of society; by new information requirements of people, various social groups, institutes, and in society as a whole. Interaction between subjects of mass information process publicity as an attribute of democratic society, there is an increase of its role in processes of globalization and a glocalisation of modern information space. Article describes latest achievements in mass media system research.

Keywords: world media picture, functional integrity of media system, media space, publicity, integrative qualities of mass media.

© М.В. Шкондин, 2014

17

Исследование средств массовой информации, журналистики начинает все больше обретать системный характер. Сейчас в научных трудах стало широко использоваться понятие медиасистема. В диссертационных работах важным методом проводимого исследования очень часто называется системный подход. В программах факультетов и отделений журналистики фигурируют учебные дисциплины, посвященные меди-асистеме.

В научных исследованиях многое сделано для того, чтобы охарактеризовать медиасистему в соответствии с требованиями системного подхода: выявить характер ее целостности, охарактеризовать основные компоненты (подсистемы), проанализировать структуру, характер организации системы. В последние годы вышло немало публикаций на эту тему представителей московской, петербургской, воронежской, уральской, сибирской и других научных школ.

Наблюдается активность в изучении компонентов медиасистемы, ее различных подсистем. Прежде всего продвинулись дела в изучении медиаэкономики. Опубликовано два издания коллектива кафедры теории и экономики СМИ «Основы меди-абизнеса», вышедших под редакцией Е.Л. Вартановой [13]. Многие ее работы исследуют эту тему или содержат разделы, посвященные медиаэкономике. В частности, в монографии Е.Л. Вартановой «Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики» целый раздел посвящен российским СМИ как экономической системе» [2]. Экономику СМИ исследуют публикации И.Н. Деминой [3], В.Л. Иваницкого [7], В.В. Тулупова [17].

Все большему изучению подвергается структура медиасистемы как

способ связи ее компонентов, характер ее трансформации, особенно в аспектах конвергенции, глобальных успехов телевидения, Интернета, нового места печати в меняющейся медиаструктуре развивающегося медиапространства. Медиапро-странству была посвящены работы И.М. Дзялошинского [5].

Серьезный размах приобретают исследования организации медиаси-стемы: критерии, условия и факторы ее организованности. Это прежде всего исследования в сфере менеджмента. Здесь лавры первенства принадлежат, на наш взгляд, кафедре теории и экономики СМИ МГУ.

В меньшей степени мы можем быть удовлетворены изучением интегративных системных качеств СМИ, и прежде всего характера ее целостности.

По мнению философов, целостность любой системы тесно связана с интегрированным результатом ее функционирования [1]. Для медиа-системы таким интегрированным результатом выступает медиаконтент, который вначале существует как потенциальная информация, отражаемая в содержании СМИ. По сути этот контент является результатом взаимодействия тех, кто производит его, кто обогащает, обновляет, расширяет знаниевый, художественный, духовно-практический (управление, образование, воспитание) потенциал общества, а также потенциал практический (социальный опыт). Все это происходит в ходе изменений условий жизни общества, рождения новых результатов в различных видах социальной деятельности. Затем медиаконтент отражается в сознании массовой аудитории, на основе которого формируется медиакарти-на мира личности, различных общественных групп, институтов, общества в целом. Именно создание

медиаконтента и его отражение в сознании массовой аудитории как медиакартины действительности, медиакартины мира и является, по-видимому, интегративной функцией медиасистемы. С помощью этой картины разрешается основное противоречие между реальным познанием аудиторией условий жизни общества и желаемым, между действительным и возможным в этом познании. Познавательный, аксиологический, организационно-поведенческий процессы в современном обществе немыслимы без участия в них медиасистемы, поскольку через нее происходит осуществление многих функций духовно-познавательной, духовно-практической и практической деятельности в ходе их взаимодействия между собой [18-21].

Существует множество функций журналистики и трактовок этих функций, через массовое медиа-пространство реализуются также многие функции науки, искусства, экономики, политики и др. Вместе с тем должна существовать единая ин-тегративная функция, как и для каждого системного объекта. И был осуществлен определенный прорыв в этой области, совершенный профессорами Е.П. Прохоровым и С.Г. Кор-коносенко и рядом других авторов, когда они заявили, что существует интегративная, генеральная функция журналистики [9;14]. Потом активность в исследовании этой проблемы снизилась, хотя ее важность очевидна. Можно даже сказать: для осуществления подлинной полифункциональности в СМИ необходимо знать, каковы обязанности медиасистемы на этом функциональном поле.

Выявлению интегративной функции может помочь интегративный результат функционирования медиа-системы. Если есть результат, на который работает вся система, то су-

ществует и интегративная функция, которая приводит к этому результату. Для нас важно в полной мере выяснить, каково же содержание этой интегративной функции, и что она должна осуществлять, чтобы все функции журналистики, и не только журналистики, а различных сфер духовно-познавательной (наука, искусство), духовно-практической (управление, образование, воспитание) и практической деятельности, отражаемые в медиакартине, были реализованы.

Медиакартина мира, создаваемая и обогащаемая в сознании массовой аудитории и представляющая собой интегративный результат функционирования медиасистемы, имеет сложную типологию. Медиакартина мира включает в свою типологию:

- научную картину мира;

- художественную картину мира;

- обыденную картину мира;

- религиозную картину мира.

Существуют также физическая,

экономическая, политическая, экологическая и иные картины мира.

Каждая из этих картин располагает совокупностью функций, реализуемых личностью, группой, обществом в процессе освоения и преобразования мира. И все эти функции нужно оберегать и реали-зовывать.

В структуре картины мира можно выделить также два компонента:

1. Концептуальный, понятийный представлен знаниями, понятиями, категориями, законами и принципами.

2. Второй чувственно-образный (обыденно-практический). Он включает совокупность обыденных знаний, наглядных представлений о мире, а также широкий общественный опыт.

Следует подчеркнуть, что каждая из этих картин располагает собственной совокупностью функций.

Медиасистема усилиями тех, кто участвует в производстве, распространении и освоении информации, отражает в их сознании всю совокупность существующих медиакартин с их специфическими для каждой из них функциями.

Ясно, что журналистика как творческая деятельность создает свою медиакартину мира в сознании аудитории, так называемую картину текущей действительности. И через эту медиакартину и реализуются функции творческой журналистики. Это медиакартина изменчивости в актуальных явлениях действительности, и поэтому ее функции порождены этой изменчивостью. Она является и предметом журналистского познания, она отражается и в жанрово-функциональных характеристиках. Именно непрерывную изменчивость повседневной действительности должна отражать в сознании массовой и специализированной аудитории медиакартина мира, создаваемая журналистикой как творческой деятельностью. В современном глобализирующемся мире только она как профессиональная деятельность в состоянии взять на себя обязанность создавать эту картину для широких и специализированных общественных групп [10-12; 15; 16].

Интегративная функция медиаси-стемы призвана обеспечить публичность процессов освоения и преобразования мира, согласованность и продуктивность социальной деятельности в системе общественного разделения труда. На основе массовой информационной деятельности в рамках создаваемого медиасисте-мой медиапространства она должна формировать в сознании массовой аудитории медиакартину мира и повседневно адаптировать ее к изменениям в условиях жизни общества, к результатам духовно-познаватель-

ной, духовно-практической и практической деятельности, а также к развивающимся информационным потребностям личности, различных аудиторных групп. По отношению к коммуникативным функциям науки, искусства, политики, экономики, других сфер социума интегративная функция выступает как организующий фактор массового информационного процесса, обеспечивающий оптимальное взаимодействие между теми, кто производит массовую информацию, распространяет и потребляет ее. Этому служит создаваемое системой СМИ медиапро-странство, которое представляет собой совокупность информационных, экономических, организационных и иных отношений между СМИ и представителями сфер производства, распространения и потребления массовой информации. Медиасистеме, как и другим социальным системам, присуща иерархия функций, которые выполняют ее различные компоненты и процессы, интегратором которых выступает единая интегра-тивная функция.

Прав С.Г. Корконосенко, когда пишет о регулирующем и преобразующем воздействии журналистики на социальную практику в соответствии с актуальными общественными интересами и задачами социального прогресса1. Но в этот текст, на наш взгляд, можно было бы добавить, что практика с помощью журналистики тоже имеет возможность воздействовать на теорию, на всю духовно-познавательную(наука, искусство) и духовно-практическую деятельность (управление, образование, воспитание).

По нашему мнению, интегратив-ная функция медиасистемы — обе-

1 URL: its-journalistru>Articles/ideo-1одкЬ^кауа.

спечивать каждодневно и непрерывно публичность социальной деятельности, на основе принципа публичности формировать организованность массового информационного процесса адекватно условиям жизни общества, потребностям личности, различных общественных групп, организаций, общества в целом, формировать оптимальное медиапространство общения, информационного взаимодействия в масштабе всего общества и создавать на основе этого взаимодействия объективную медиакартину мира в сознании массовой аудитории для регулирующего и преобразующего воздействия на общественную теорию и практику в соответствии с актуальными общественными интересами и задачами социального прогресса. Именно в этом своем качестве медиасистема выступает как важный фактор общественного диалога, освоения и преобразования мира социумом, как неотъемлемая часть субъективного фактора циви-лизационного развития общества. Посредством медиасистемы общество обретает публичность, создавая возможность личности, различным общественным группам, организациям активно участвовать в процессах освоения и преобразования мира.

Интегративная функция медиа-системы как целого состоит в том, что она интегрирует функции своих подсистем (как ее составляющих частей, в том числе редакционной, информационной, аудиторной, экономической, технологической), происходящих в них процессов. Способствуя взаимодействию субъектов духовно-познавательной (наука, искусство), духовно-практической (образование, управление, воспитания) и практической деятельности, она способствует реализации их функций как организатор массового информационного процесса, как коммуни-

катор. Она организует выполнение их коммуникативных функций непосредственно и через их службы по связям с общественностью и рекламы. Так, наряду с эстетической, гедонистической, гуманистической, аксиологической, регулятивной

функциями культура содержит и коммуникативную функцию. Коммуникативную функцию имеет и наука, и другие субъекты духовно-познавательной, духовно-практической и практической деятельности.

Интегративная функция меди-асистемы неразрывно связана с характером ее целостности. Эта функция призвана разрешать основное противоречие медиасистемы, которое, видимо, состоит в ее все более возрастающих возможностях удовлетворить информационные потребности личности, различных общественных групп, институтов, общества в целом и той медийной реальностью, которая в полной мере не учитывает эти непрерывно возрастающие потребности. Эти потребности связанны с участием членов общества в освоении и преобразовании действительности.

Если интегративным качеством медиасистемы мы считаем системный результат взаимодействия СМИ, их различных подсистем и структур, который отражается в формируемой ими медиакартине мира, возникающей в сознании массовой аудитории и способствующей освоению и преобразованию мира социумом, то не менее важным результатом функционирования различных медиа является также создание ими соответствующего медиапространства, которое обеспечивает отражение духовного потенциала общества в содержании медиа и его освоение массовой аудиторией. Медиапространство, согласно работам Е.Л. Вартановой, В.М. Горохова, И.Н. Деминой,

И.М. Дзялошинского, Я.Н. Засур-ский, В.П. Коломийца и других исследователей [2-6; 8; 17], формирует и поддерживает такую совокупность информационных отношений в обществе, которые характеризуются ими как публичность. Без формирования отношений публичности невозможно формирование полноценного меди-апространства, которое гармонично объединяло бы субъектов производства, распространения и потребления массовой информации в соответствии с общественными потребностями, обеспечивало бы динамичное информационное взаимодействие между духовно-познавательной, духовно-практической и практической деятельностью в социуме.

Интегративная функция медиаси-стемы призвана обеспечить публичность процессов освоения и преобразования мира, согласованность и продуктивность социальной деятельности в системе общественного разделения труда. На основе массовой информационной деятельности в рамках создаваемого медиасисте-мой медиапространства интегратив-ная функция должна формировать в сознании массовой аудитории меди-акартину мира и повседневно адаптировать ее к изменениям в условиях жизни общества, к результатам духовно-познавательной, духовно-практической и практической деятельности, а также к развивающимся информационным потребностям личности и различных аудиторных групп.

По отношению к коммуникативным функциям науки, искусства, политики, экономики, других сфер социума интегративная функция ме-диасистемы выступает как организующий фактор массового информационного процесса, обеспечивающий оптимальное взаимодействие между теми, кто производит массовую информацию, распространяет и по-

требляет ее. Создаваемое системой СМИ медиапространство представляет собой совокупность информационных, экономических, организационных и иных отношений между СМИ и представителями сфер производства, распространения и потребления массовой информации. Медиасистеме, как и другим социальным системам, присуща иерархия функций, которые выполняют ее различные компоненты и процессы, интегратором которых выступает единая интегративная функция.

Нас радует, что системные исследования стали в последние годы более широко представлены в теории журналистики. Но чтобы шагать в ногу со временем, нам предстоит полнее учитывать системные подходы к любой социальной системе, вбирающей в себя и экономические, и технологические, и правовые, и политические, и иные аспекты.

На первом плане у нас характер целостности медиасистемы. И здесь недостаточно ограничиться тем ме-диапространством, которое создается взаимодействием субъектов духовно-познавательной, духовно-практической и практической деятельности.

Да, конечно, медиапространство как совокупность информационных отношений между теми, кто производит, распространяет и потребляет массовую информацию — важная характеристики целостности медиа-системы, так как все ее компоненты работают на этот коммуникативный результат.

Создаваемое СМИ медиапро-странство удовлетворяет потребности личности, различных общественных групп тем, что дает возможность одним участвовать в информировании, основываясь на своих научных, художественных, экономических, политических и иных достижениях

которые представляют собой обогащение духовно-познавательного, эстетического и иного потенциала общества в процессе освоения мира и его преобразования. В результате у

других возникает потребность освоить этот потенциал в рамках осуществляемой им социальной деятельности или в других познавательных, аксиологических и проективных целях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Н. Т. Целостность и управление / Н. Т. Абрамова. — М. : Наука,1974.

2. Вартанова Е. Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики / Е. Л. Вартанова. — М. : МедиаМир, 2013.

3. Горохов В. М. Современный тезаурус теории журналистики / В. М. Горохов // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. — 2012. — № 1.

4. Демина И. Н. Методологические подходы к миссии и целям медиасистемы / И. Н. Демина // Вопросы теории и практики журналистики. — 2013. - № 1. — С. 172-181.

5. Дзялошинский И. М. Медиапространство России: коммуникативные стратегии социальных институтов / И. М. Дзялошинский. — М. : Изд-во АПК и ППРО, 2013.

6. Засурский Я. Н. Коммуникация в обществе знаний. Российская журналистика: 2008-2013 / Я. Н. Засурский. — М. : МедиаМир, 2013.

7. Иваницкий В. Л. Модернизация журналистики: методологический этюд / В. Л. Ива-ницкий. — М. : Ф-т журн. МГУ, Изд-во Моск. ун-та, 2010.

8. Коломиец В. П. Медиасоциология: теория и практика / В. П. Коломиец. — М. : ООО «НИПКЦ Восход-А», 2014.

9. Корконосенко С. Г. Основы журналистики / С. Г. Корконосенко. — М. : Аспект Пресс, 2006.

10. Лазутина Г. В. Журналистское познание мира / Г. В. Лазутина // Основы творческой деятельности журналиста / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. — СПб. : Знание; СПбИ-ВЭСЭП, 2000. — Гл. 2.

11. Мансурова В. Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации / В. Д. Мансурова. — Барнаул : Изд-во Алтайского ун-та, 2002.

12. Олешко В. Ф. Журналистика как творчество / В. Ф. Олешко. — М. : Рип-холдинг, 2003.

13. Основы медиабизнеса / под ред. Е. Л. Вартановой. — М. : Аспект Пресс, 2014.

14. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики / Е. П. Прохоров. — М. : Изд-во МГУ, 2005.

15. Свитич Л. Г. Феномен журнализма / Л. Г. Свитич. — М. : Изд-во МГУ, 2000.

16. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика /А. А. Тертычный. — М. : Аспект Пресс, 2010.

17. Тулупов В. В. Техника и технология периодических изданий / В. В. Тулупов. — Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2005.

18. Шкондин М. В. Функциональная целостность медиасистемы / М. В. Шкондин // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2014. — № 2. — С. 144-149.

19. Шкондин М. В. Журналистика как фактор освоения мира социумом / М. В. Шкондин // Социально-гуманитарные знания. — 2013. — № 4. — С. 62-73 ; — № 5. — С. 45-55.

20. Шкондин М. В. Миссия журналистики: системные аспекты / М .В. Шкондин // Вопросы теории и практики журналистики. — 2013. — № 1. — С. 37-48.

21. Шкондин М. В. Печатные СМИ в условиях трансформации медиасистемы / М. В. Шкондин // Вестник Московского университета. Сер. 10 . Журналистика. — 2013. — № 6. — С. 38-53.

REFERENCES

1. Abramova N. T. Tseloctnost I upravlenie / N. T. Abramova. — М. : Nauka,1974.

2. Vartanova E. L. Postsovetskie transformatsii rossiiskih SMI I zhurnalistiki / E. L. Vartano-va. — М. : MediaMir, 2013.

3. Gorohov V. M. Sovremennii tezaurus teorii zhurnalistiki / V. M. Gorohov // Vestn. Mosk. Un-ta. Ser. 10. Zhurnalistika. — 2012. — № 1.

4. Demina I. N. Metodologicheskie podhody k missii I tselyam mediasistemy / I. N. Demina // Voprosy teorii I practiki zhurnalistiki. — 2013. - № 1. — C. 172-181.

5. Dzyaloshinskii I. M. Mediaprostranstvo Rossii: kommunikativnye strategii sotsialnyh in-stitutov / I. M. Dzyaloshinskii. — M. : Izd-vo APK I PPRO, 2013.

6. Zasurskii Ya. N. Kommunikatsiya v obschestveznanii. Rossiyskaya zhurnalistika: 20082013 / Ya.N. Zasurskii. — M.: MediaMir, 2013.

7. Ivanitskii V. L. Modernizatsiya zhurnalistiki: metodologicheskiy etyud / V. L. Ivanitskii. — M. : F-t zhur-ki. MGU, Izd-vo Mosk. Un-ta., 2010.

8. Kolomiets V. P. Mediasotsiologiya: teoriya I praktika: Nauchnaya monografiya / V. P. Kolomiets. — M. : OOO «NIPKTs Voskhod-A», 2014.

9. Korkonosenko S. G. Osnovy zhurnalistiki / S. G. Korkonosenko. — M. : Aspect Press, 2006.

10. Lazutina G. V. Zhurnalistskoe poznanie mira / G. V. Lazutina // Osnovy tvorches-koy deyatelnosti zhurnalista / red.-sost. S. G. Korkonosenko. — SPb. : Znanie ; SPbIVESEP, 2000. — Gl. 2.

11. Mansurova V. D. Zhurnalistskaya kartina mira kak factor sotsialnoy determinatsii / V. D. Mansurova. — Barnaul : Izd-vo Altaiskogo un-ta, 2002.

12. Oleshko V. F. Zhurnalistika kak tvorchestvo / V. F. Oleshko. — M. : Ripkholding, 2003.

13. Osnovy mediabiznesa / pod. red. E. L. Vartanovoy. — M. : Aspect Press, 2014.

14. Prohorov E. P. Vvedenie v teoriyu zhurnalistiki / E. P. Prohorov. — M. : Izd-vo MGU, 2005.

15. Svitich L. G. Fenomen zhurnalisma / L. G. Svitich. — M. : Izd-vo MGU, 2000.

16. Tertychniy A. A. Analitichaskaya zhurnalistika /A. A. Tertychniy. — M. : Aspect Press, 2010.

17. Tulupov V. V. Tekhnika I tekhnologiya periodicheskih izdaniy / V. V. Tulupov. — Voronezh: Voronezhskii gosudarstvenniy universitet, 2005.

18. Shkondin M. V. Funktsionalnaya tselosnost mediasistema / M. V. Shkondin // Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii. — 2014. — № 2. — Pp. 144-149.

19. Shkondin M. V. Zhurnalistika kak factor osvoeniya mira sotsiumom / M. V. Shkondin // Sotsialno-gummanitarnye znaniya. — 2013. — № 4. — Pp. 62-73; — № 5. — Pp. 45-55.

20. Shkondin M. V. Missiya zhurnalistiki: sistemnye aspecty / M. V. Shkondin // Voprosy teorii I practiki zhurnalistiki. — 2013. — № 1. — Pp. 37-48.

21. Shkondin M. V. Pechatnye SMI v usloviyah transformatsii mediasistemy / M. V. Shkondin // Vestn. Mosk. un-ta Ser. 10. Zhurnalistika. — 2013. — № 6. — Pp. 38-53.