УДК 070.11 ББК 76.000.0
Михаил Васильевич Шкондин
доктор филологических наук, профессор, факультет журналистики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: skond@mail.ru
Mikhail V. Shkondin
Dr. in philology, Professor, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, e-mail: skond@mail.ru
ИНТЕГРАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА МЕДИАСИСТЕМЫ
В статье исследуются интегративные качества медиасистемы, прежде всего характер ее целостности в структурном и функциональном аспектах. В центре внимания работы — особенности взаимодействия медиапространства, интегративной функции СМИ и медиакартины, которая формируется в сознании массовой аудитории и постоянно трансформируется в соответствии с развитием условий жизни общества, с новыми результатами в духовно-познавательной, духовно-практической и практической деятельности социума, с развитием новых информационных потребностей у личности, различных социальных групп, институтов, у общества в целом. На основе взаимодействия между субъектами массового информационного процесса рождается публичность как свойство демократического общества, происходит возрастание ее роли в процессах глобализации и глокализации современного информационного пространства. В работе характеризуются современные успехи в исследовании системы средств массовой информации.
Ключевые слова: медиакартина мира, функциональная целостность медиасистемы, медиапространство, публичность, интегративные качества СМИ.
INTEGRATIVE FEACHERS OF MEDIA SYSTEM
Integrative qualities of media system — the nature of its integrity in structural and functional aspects — are studied In this article. The interaction of those three spheres is in the spotlight of the article: it's media space, mass media integrative function and the media landscape; the last is formed in the minds of mass audience and is constantly transformed by living conditions of the society, re-shaped by new findings in spiritual and informative, spiritual and practical and practical activities of society; by new information requirements of people, various social groups, institutes, and in society as a whole. Interaction between subjects of mass information process publicity as an attribute of democratic society, there is an increase of its role in processes of globalization and a glocalisation of modern information space. Article describes latest achievements in mass media system research.
Keywords: world media picture, functional integrity of media system, media space, publicity, integrative qualities of mass media.
© М.В. Шкондин, 2014
17
Исследование средств массовой информации, журналистики начинает все больше обретать системный характер. Сейчас в научных трудах стало широко использоваться понятие медиасистема. В диссертационных работах важным методом проводимого исследования очень часто называется системный подход. В программах факультетов и отделений журналистики фигурируют учебные дисциплины, посвященные меди-асистеме.
В научных исследованиях многое сделано для того, чтобы охарактеризовать медиасистему в соответствии с требованиями системного подхода: выявить характер ее целостности, охарактеризовать основные компоненты (подсистемы), проанализировать структуру, характер организации системы. В последние годы вышло немало публикаций на эту тему представителей московской, петербургской, воронежской, уральской, сибирской и других научных школ.
Наблюдается активность в изучении компонентов медиасистемы, ее различных подсистем. Прежде всего продвинулись дела в изучении медиаэкономики. Опубликовано два издания коллектива кафедры теории и экономики СМИ «Основы меди-абизнеса», вышедших под редакцией Е.Л. Вартановой [13]. Многие ее работы исследуют эту тему или содержат разделы, посвященные медиаэкономике. В частности, в монографии Е.Л. Вартановой «Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики» целый раздел посвящен российским СМИ как экономической системе» [2]. Экономику СМИ исследуют публикации И.Н. Деминой [3], В.Л. Иваницкого [7], В.В. Тулупова [17].
Все большему изучению подвергается структура медиасистемы как
способ связи ее компонентов, характер ее трансформации, особенно в аспектах конвергенции, глобальных успехов телевидения, Интернета, нового места печати в меняющейся медиаструктуре развивающегося медиапространства. Медиапро-странству была посвящены работы И.М. Дзялошинского [5].
Серьезный размах приобретают исследования организации медиаси-стемы: критерии, условия и факторы ее организованности. Это прежде всего исследования в сфере менеджмента. Здесь лавры первенства принадлежат, на наш взгляд, кафедре теории и экономики СМИ МГУ.
В меньшей степени мы можем быть удовлетворены изучением интегративных системных качеств СМИ, и прежде всего характера ее целостности.
По мнению философов, целостность любой системы тесно связана с интегрированным результатом ее функционирования [1]. Для медиа-системы таким интегрированным результатом выступает медиаконтент, который вначале существует как потенциальная информация, отражаемая в содержании СМИ. По сути этот контент является результатом взаимодействия тех, кто производит его, кто обогащает, обновляет, расширяет знаниевый, художественный, духовно-практический (управление, образование, воспитание) потенциал общества, а также потенциал практический (социальный опыт). Все это происходит в ходе изменений условий жизни общества, рождения новых результатов в различных видах социальной деятельности. Затем медиаконтент отражается в сознании массовой аудитории, на основе которого формируется медиакарти-на мира личности, различных общественных групп, институтов, общества в целом. Именно создание
медиаконтента и его отражение в сознании массовой аудитории как медиакартины действительности, медиакартины мира и является, по-видимому, интегративной функцией медиасистемы. С помощью этой картины разрешается основное противоречие между реальным познанием аудиторией условий жизни общества и желаемым, между действительным и возможным в этом познании. Познавательный, аксиологический, организационно-поведенческий процессы в современном обществе немыслимы без участия в них медиасистемы, поскольку через нее происходит осуществление многих функций духовно-познавательной, духовно-практической и практической деятельности в ходе их взаимодействия между собой [18-21].
Существует множество функций журналистики и трактовок этих функций, через массовое медиа-пространство реализуются также многие функции науки, искусства, экономики, политики и др. Вместе с тем должна существовать единая ин-тегративная функция, как и для каждого системного объекта. И был осуществлен определенный прорыв в этой области, совершенный профессорами Е.П. Прохоровым и С.Г. Кор-коносенко и рядом других авторов, когда они заявили, что существует интегративная, генеральная функция журналистики [9;14]. Потом активность в исследовании этой проблемы снизилась, хотя ее важность очевидна. Можно даже сказать: для осуществления подлинной полифункциональности в СМИ необходимо знать, каковы обязанности медиасистемы на этом функциональном поле.
Выявлению интегративной функции может помочь интегративный результат функционирования медиа-системы. Если есть результат, на который работает вся система, то су-
ществует и интегративная функция, которая приводит к этому результату. Для нас важно в полной мере выяснить, каково же содержание этой интегративной функции, и что она должна осуществлять, чтобы все функции журналистики, и не только журналистики, а различных сфер духовно-познавательной (наука, искусство), духовно-практической (управление, образование, воспитание) и практической деятельности, отражаемые в медиакартине, были реализованы.
Медиакартина мира, создаваемая и обогащаемая в сознании массовой аудитории и представляющая собой интегративный результат функционирования медиасистемы, имеет сложную типологию. Медиакартина мира включает в свою типологию:
- научную картину мира;
- художественную картину мира;
- обыденную картину мира;
- религиозную картину мира.
Существуют также физическая,
экономическая, политическая, экологическая и иные картины мира.
Каждая из этих картин располагает совокупностью функций, реализуемых личностью, группой, обществом в процессе освоения и преобразования мира. И все эти функции нужно оберегать и реали-зовывать.
В структуре картины мира можно выделить также два компонента:
1. Концептуальный, понятийный представлен знаниями, понятиями, категориями, законами и принципами.
2. Второй чувственно-образный (обыденно-практический). Он включает совокупность обыденных знаний, наглядных представлений о мире, а также широкий общественный опыт.
Следует подчеркнуть, что каждая из этих картин располагает собственной совокупностью функций.
Медиасистема усилиями тех, кто участвует в производстве, распространении и освоении информации, отражает в их сознании всю совокупность существующих медиакартин с их специфическими для каждой из них функциями.
Ясно, что журналистика как творческая деятельность создает свою медиакартину мира в сознании аудитории, так называемую картину текущей действительности. И через эту медиакартину и реализуются функции творческой журналистики. Это медиакартина изменчивости в актуальных явлениях действительности, и поэтому ее функции порождены этой изменчивостью. Она является и предметом журналистского познания, она отражается и в жанрово-функциональных характеристиках. Именно непрерывную изменчивость повседневной действительности должна отражать в сознании массовой и специализированной аудитории медиакартина мира, создаваемая журналистикой как творческой деятельностью. В современном глобализирующемся мире только она как профессиональная деятельность в состоянии взять на себя обязанность создавать эту картину для широких и специализированных общественных групп [10-12; 15; 16].
Интегративная функция медиаси-стемы призвана обеспечить публичность процессов освоения и преобразования мира, согласованность и продуктивность социальной деятельности в системе общественного разделения труда. На основе массовой информационной деятельности в рамках создаваемого медиасисте-мой медиапространства она должна формировать в сознании массовой аудитории медиакартину мира и повседневно адаптировать ее к изменениям в условиях жизни общества, к результатам духовно-познаватель-
ной, духовно-практической и практической деятельности, а также к развивающимся информационным потребностям личности, различных аудиторных групп. По отношению к коммуникативным функциям науки, искусства, политики, экономики, других сфер социума интегративная функция выступает как организующий фактор массового информационного процесса, обеспечивающий оптимальное взаимодействие между теми, кто производит массовую информацию, распространяет и потребляет ее. Этому служит создаваемое системой СМИ медиапро-странство, которое представляет собой совокупность информационных, экономических, организационных и иных отношений между СМИ и представителями сфер производства, распространения и потребления массовой информации. Медиасистеме, как и другим социальным системам, присуща иерархия функций, которые выполняют ее различные компоненты и процессы, интегратором которых выступает единая интегра-тивная функция.
Прав С.Г. Корконосенко, когда пишет о регулирующем и преобразующем воздействии журналистики на социальную практику в соответствии с актуальными общественными интересами и задачами социального прогресса1. Но в этот текст, на наш взгляд, можно было бы добавить, что практика с помощью журналистики тоже имеет возможность воздействовать на теорию, на всю духовно-познавательную(наука, искусство) и духовно-практическую деятельность (управление, образование, воспитание).
По нашему мнению, интегратив-ная функция медиасистемы — обе-
1 URL: its-journalistru>Articles/ideo-1одкЬ^кауа.
спечивать каждодневно и непрерывно публичность социальной деятельности, на основе принципа публичности формировать организованность массового информационного процесса адекватно условиям жизни общества, потребностям личности, различных общественных групп, организаций, общества в целом, формировать оптимальное медиапространство общения, информационного взаимодействия в масштабе всего общества и создавать на основе этого взаимодействия объективную медиакартину мира в сознании массовой аудитории для регулирующего и преобразующего воздействия на общественную теорию и практику в соответствии с актуальными общественными интересами и задачами социального прогресса. Именно в этом своем качестве медиасистема выступает как важный фактор общественного диалога, освоения и преобразования мира социумом, как неотъемлемая часть субъективного фактора циви-лизационного развития общества. Посредством медиасистемы общество обретает публичность, создавая возможность личности, различным общественным группам, организациям активно участвовать в процессах освоения и преобразования мира.
Интегративная функция медиа-системы как целого состоит в том, что она интегрирует функции своих подсистем (как ее составляющих частей, в том числе редакционной, информационной, аудиторной, экономической, технологической), происходящих в них процессов. Способствуя взаимодействию субъектов духовно-познавательной (наука, искусство), духовно-практической (образование, управление, воспитания) и практической деятельности, она способствует реализации их функций как организатор массового информационного процесса, как коммуни-
катор. Она организует выполнение их коммуникативных функций непосредственно и через их службы по связям с общественностью и рекламы. Так, наряду с эстетической, гедонистической, гуманистической, аксиологической, регулятивной
функциями культура содержит и коммуникативную функцию. Коммуникативную функцию имеет и наука, и другие субъекты духовно-познавательной, духовно-практической и практической деятельности.
Интегративная функция меди-асистемы неразрывно связана с характером ее целостности. Эта функция призвана разрешать основное противоречие медиасистемы, которое, видимо, состоит в ее все более возрастающих возможностях удовлетворить информационные потребности личности, различных общественных групп, институтов, общества в целом и той медийной реальностью, которая в полной мере не учитывает эти непрерывно возрастающие потребности. Эти потребности связанны с участием членов общества в освоении и преобразовании действительности.
Если интегративным качеством медиасистемы мы считаем системный результат взаимодействия СМИ, их различных подсистем и структур, который отражается в формируемой ими медиакартине мира, возникающей в сознании массовой аудитории и способствующей освоению и преобразованию мира социумом, то не менее важным результатом функционирования различных медиа является также создание ими соответствующего медиапространства, которое обеспечивает отражение духовного потенциала общества в содержании медиа и его освоение массовой аудиторией. Медиапространство, согласно работам Е.Л. Вартановой, В.М. Горохова, И.Н. Деминой,
И.М. Дзялошинского, Я.Н. Засур-ский, В.П. Коломийца и других исследователей [2-6; 8; 17], формирует и поддерживает такую совокупность информационных отношений в обществе, которые характеризуются ими как публичность. Без формирования отношений публичности невозможно формирование полноценного меди-апространства, которое гармонично объединяло бы субъектов производства, распространения и потребления массовой информации в соответствии с общественными потребностями, обеспечивало бы динамичное информационное взаимодействие между духовно-познавательной, духовно-практической и практической деятельностью в социуме.
Интегративная функция медиаси-стемы призвана обеспечить публичность процессов освоения и преобразования мира, согласованность и продуктивность социальной деятельности в системе общественного разделения труда. На основе массовой информационной деятельности в рамках создаваемого медиасисте-мой медиапространства интегратив-ная функция должна формировать в сознании массовой аудитории меди-акартину мира и повседневно адаптировать ее к изменениям в условиях жизни общества, к результатам духовно-познавательной, духовно-практической и практической деятельности, а также к развивающимся информационным потребностям личности и различных аудиторных групп.
По отношению к коммуникативным функциям науки, искусства, политики, экономики, других сфер социума интегративная функция ме-диасистемы выступает как организующий фактор массового информационного процесса, обеспечивающий оптимальное взаимодействие между теми, кто производит массовую информацию, распространяет и по-
требляет ее. Создаваемое системой СМИ медиапространство представляет собой совокупность информационных, экономических, организационных и иных отношений между СМИ и представителями сфер производства, распространения и потребления массовой информации. Медиасистеме, как и другим социальным системам, присуща иерархия функций, которые выполняют ее различные компоненты и процессы, интегратором которых выступает единая интегративная функция.
Нас радует, что системные исследования стали в последние годы более широко представлены в теории журналистики. Но чтобы шагать в ногу со временем, нам предстоит полнее учитывать системные подходы к любой социальной системе, вбирающей в себя и экономические, и технологические, и правовые, и политические, и иные аспекты.
На первом плане у нас характер целостности медиасистемы. И здесь недостаточно ограничиться тем ме-диапространством, которое создается взаимодействием субъектов духовно-познавательной, духовно-практической и практической деятельности.
Да, конечно, медиапространство как совокупность информационных отношений между теми, кто производит, распространяет и потребляет массовую информацию — важная характеристики целостности медиа-системы, так как все ее компоненты работают на этот коммуникативный результат.
Создаваемое СМИ медиапро-странство удовлетворяет потребности личности, различных общественных групп тем, что дает возможность одним участвовать в информировании, основываясь на своих научных, художественных, экономических, политических и иных достижениях
которые представляют собой обогащение духовно-познавательного, эстетического и иного потенциала общества в процессе освоения мира и его преобразования. В результате у
других возникает потребность освоить этот потенциал в рамках осуществляемой им социальной деятельности или в других познавательных, аксиологических и проективных целях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Н. Т. Целостность и управление / Н. Т. Абрамова. — М. : Наука,1974.
2. Вартанова Е. Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики / Е. Л. Вартанова. — М. : МедиаМир, 2013.
3. Горохов В. М. Современный тезаурус теории журналистики / В. М. Горохов // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. — 2012. — № 1.
4. Демина И. Н. Методологические подходы к миссии и целям медиасистемы / И. Н. Демина // Вопросы теории и практики журналистики. — 2013. - № 1. — С. 172-181.
5. Дзялошинский И. М. Медиапространство России: коммуникативные стратегии социальных институтов / И. М. Дзялошинский. — М. : Изд-во АПК и ППРО, 2013.
6. Засурский Я. Н. Коммуникация в обществе знаний. Российская журналистика: 2008-2013 / Я. Н. Засурский. — М. : МедиаМир, 2013.
7. Иваницкий В. Л. Модернизация журналистики: методологический этюд / В. Л. Ива-ницкий. — М. : Ф-т журн. МГУ, Изд-во Моск. ун-та, 2010.
8. Коломиец В. П. Медиасоциология: теория и практика / В. П. Коломиец. — М. : ООО «НИПКЦ Восход-А», 2014.
9. Корконосенко С. Г. Основы журналистики / С. Г. Корконосенко. — М. : Аспект Пресс, 2006.
10. Лазутина Г. В. Журналистское познание мира / Г. В. Лазутина // Основы творческой деятельности журналиста / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. — СПб. : Знание; СПбИ-ВЭСЭП, 2000. — Гл. 2.
11. Мансурова В. Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации / В. Д. Мансурова. — Барнаул : Изд-во Алтайского ун-та, 2002.
12. Олешко В. Ф. Журналистика как творчество / В. Ф. Олешко. — М. : Рип-холдинг, 2003.
13. Основы медиабизнеса / под ред. Е. Л. Вартановой. — М. : Аспект Пресс, 2014.
14. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики / Е. П. Прохоров. — М. : Изд-во МГУ, 2005.
15. Свитич Л. Г. Феномен журнализма / Л. Г. Свитич. — М. : Изд-во МГУ, 2000.
16. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика /А. А. Тертычный. — М. : Аспект Пресс, 2010.
17. Тулупов В. В. Техника и технология периодических изданий / В. В. Тулупов. — Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2005.
18. Шкондин М. В. Функциональная целостность медиасистемы / М. В. Шкондин // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2014. — № 2. — С. 144-149.
19. Шкондин М. В. Журналистика как фактор освоения мира социумом / М. В. Шкондин // Социально-гуманитарные знания. — 2013. — № 4. — С. 62-73 ; — № 5. — С. 45-55.
20. Шкондин М. В. Миссия журналистики: системные аспекты / М .В. Шкондин // Вопросы теории и практики журналистики. — 2013. — № 1. — С. 37-48.
21. Шкондин М. В. Печатные СМИ в условиях трансформации медиасистемы / М. В. Шкондин // Вестник Московского университета. Сер. 10 . Журналистика. — 2013. — № 6. — С. 38-53.
REFERENCES
1. Abramova N. T. Tseloctnost I upravlenie / N. T. Abramova. — М. : Nauka,1974.
2. Vartanova E. L. Postsovetskie transformatsii rossiiskih SMI I zhurnalistiki / E. L. Vartano-va. — М. : MediaMir, 2013.
3. Gorohov V. M. Sovremennii tezaurus teorii zhurnalistiki / V. M. Gorohov // Vestn. Mosk. Un-ta. Ser. 10. Zhurnalistika. — 2012. — № 1.
4. Demina I. N. Metodologicheskie podhody k missii I tselyam mediasistemy / I. N. Demina // Voprosy teorii I practiki zhurnalistiki. — 2013. - № 1. — C. 172-181.
5. Dzyaloshinskii I. M. Mediaprostranstvo Rossii: kommunikativnye strategii sotsialnyh in-stitutov / I. M. Dzyaloshinskii. — M. : Izd-vo APK I PPRO, 2013.
6. Zasurskii Ya. N. Kommunikatsiya v obschestveznanii. Rossiyskaya zhurnalistika: 20082013 / Ya.N. Zasurskii. — M.: MediaMir, 2013.
7. Ivanitskii V. L. Modernizatsiya zhurnalistiki: metodologicheskiy etyud / V. L. Ivanitskii. — M. : F-t zhur-ki. MGU, Izd-vo Mosk. Un-ta., 2010.
8. Kolomiets V. P. Mediasotsiologiya: teoriya I praktika: Nauchnaya monografiya / V. P. Kolomiets. — M. : OOO «NIPKTs Voskhod-A», 2014.
9. Korkonosenko S. G. Osnovy zhurnalistiki / S. G. Korkonosenko. — M. : Aspect Press, 2006.
10. Lazutina G. V. Zhurnalistskoe poznanie mira / G. V. Lazutina // Osnovy tvorches-koy deyatelnosti zhurnalista / red.-sost. S. G. Korkonosenko. — SPb. : Znanie ; SPbIVESEP, 2000. — Gl. 2.
11. Mansurova V. D. Zhurnalistskaya kartina mira kak factor sotsialnoy determinatsii / V. D. Mansurova. — Barnaul : Izd-vo Altaiskogo un-ta, 2002.
12. Oleshko V. F. Zhurnalistika kak tvorchestvo / V. F. Oleshko. — M. : Ripkholding, 2003.
13. Osnovy mediabiznesa / pod. red. E. L. Vartanovoy. — M. : Aspect Press, 2014.
14. Prohorov E. P. Vvedenie v teoriyu zhurnalistiki / E. P. Prohorov. — M. : Izd-vo MGU, 2005.
15. Svitich L. G. Fenomen zhurnalisma / L. G. Svitich. — M. : Izd-vo MGU, 2000.
16. Tertychniy A. A. Analitichaskaya zhurnalistika /A. A. Tertychniy. — M. : Aspect Press, 2010.
17. Tulupov V. V. Tekhnika I tekhnologiya periodicheskih izdaniy / V. V. Tulupov. — Voronezh: Voronezhskii gosudarstvenniy universitet, 2005.
18. Shkondin M. V. Funktsionalnaya tselosnost mediasistema / M. V. Shkondin // Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii. — 2014. — № 2. — Pp. 144-149.
19. Shkondin M. V. Zhurnalistika kak factor osvoeniya mira sotsiumom / M. V. Shkondin // Sotsialno-gummanitarnye znaniya. — 2013. — № 4. — Pp. 62-73; — № 5. — Pp. 45-55.
20. Shkondin M. V. Missiya zhurnalistiki: sistemnye aspecty / M. V. Shkondin // Voprosy teorii I practiki zhurnalistiki. — 2013. — № 1. — Pp. 37-48.
21. Shkondin M. V. Pechatnye SMI v usloviyah transformatsii mediasistemy / M. V. Shkondin // Vestn. Mosk. un-ta Ser. 10. Zhurnalistika. — 2013. — № 6. — Pp. 38-53.