Научная статья на тему 'Авторская деятельность журналистов в контексте реализации миссии журналистики'

Авторская деятельность журналистов в контексте реализации миссии журналистики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
797
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАРЕАЛЬНОСТЬ / МЕДИАПУБЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА / АВТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МИССИЯ / ЗАДАЧИ И РОЛИ ЖУРНАЛИСТА / MEDIA REALITY / MEDIA PUBLICITY / SOCIAL CREATIVITY / INTELLECTUALIZATION OF INFORMATIONAL ENVIRONMENT / AUTHOR ACTIVITY / MISSION / OBJECTIVES AND ROLES OF A JOURNALIST

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Шкондин М.В.

В статье даны системные характеристики понятия медиареальности как информационного феномена, тесно связанного с социальным творчеством, с медиапубличностью общественной практики, с интеллектуальным взаимодействием в обществе. В контексте проблемы соотнесенности журналистской деятельности в процессе создания адекватной медиакартины реальности проанализированы результаты социологического исследования (опроса 93 журналистов из 27 региональных газет России), связанные с представлениями журналистов о своей миссии, задачах и ролях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AUTHOR ACTIVITY OF JOURNALISTS WITHIN THE CONTEXT OF THE JOURNALIST MISSION

The article provides system features of the concept of media reality as an informational phenomenon that is closely related to the social art, to media publicity of the social practice, and to intellectual interaction within a society. Within the framework of the problem of correlation of the journalist activity during creation of an adequate media image of reality, there were analyzed the results of the sociological study (polling of 93 journalists from 27 regional newspapers in Russia) regarding how journalists see their mission, objectives and roles.

Текст научной работы на тему «Авторская деятельность журналистов в контексте реализации миссии журналистики»

УДК: 80; 070

ББК: 80; 76,0

Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Шкондин М.В.

АВТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖУРНАЛИСТОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ

МИССИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

Svitich L.G, Smirnova O. V., Shkondin M. V.

THE AUTHOR ACTIVITY OF JOURNALISTS WITHIN THE CONTEXT OF THE JOURNALIST MISSION

Ключевые слова: медиареальность, медиапубличность, социальное творчество, интеллектуализация информационного пространства, авторская деятельность, миссия, задачи и роли журналиста.

Keywords: media reality, media publicity, social creativity, intellectualization of informational environment, author activity, mission, objectives and roles of a journalist.

Аннотация: в статье даны системные характеристики понятия медиареальности как информационного феномена, тесно связанного с социальным творчеством, с медиапуб-личностью общественной практики, с интеллектуальным взаимодействием в обществе. В контексте проблемы соотнесенности журналистской деятельности в процессе создания адекватной медиакартины реальности проанализированы результаты социологического исследования (опроса 93 журналистов из 27региональных газет России), связанные с представлениями журналистов о своей миссии, задачах и ролях.

Abstract: the article provides system features of the concept of media reality as an informational phenomenon that is closely related to the social art, to media publicity of the social practice, and to intellectual interaction within a society. Within the framework of the problem of correlation of the journalist activity during creation of an adequate media image of reality, there were analyzed the results of the sociological study (polling of 93 journalists from 27 regional newspapers in Russia) regarding how journalists see their mission, objectives and roles.

Журналистика как субъект социального творчества

Общественный интеллект на современном цивилизационном этапе нуждается в интенсификации коллективного социального творчества1. Это означает прежде всего, что результаты социального творчества в экономической, политической, научной, образовательной, художественной и других сферах, осуществляемого личностью, различными общностями, организациями, должны становится достоянием всего общества, а также его различных социальных пространств, и в первую очередь обеспечивать создание потенциального обществен-

1 Ивин, А.А. Человек, творящий историю: новая философия истории: монография / А.А. Ивин. -Москва: Проспект, 2018. - 143 с. - Библиогр. в кн. -ISBN 978-5-392-25302-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page= book&id=494365 (12.01.2019).

ного интеллекта. В этих условиях медиареальность, создаваемая в рамках журналистики, обретает всеобщую значимость как существенный фактор интеллектуализации общества. Взаимодействие интеллекта личности и общества, как отмечал И. Кант, связано с тем, что разум в социуме перестает быть свойством сознания отдельных личностей, групп, социальных пространств. Он становится инструментом общественно значимого целеполагания, конструирующего обновление моделей знаниевых, аксиологических и поведенческих как всеобщую цен-ность2.

Оптимальность медиареальности - это обеспечение коллективности процессов социального творчества на базе оптимально сформированного медиапространства как структурного образования, служащего реа-

2 См. Кант И. Собрание сочинений в 8 т. - М., 1994. Т.8.

лизации функций медиасистемы1. А для этого необходимо, чтобы общественный интеллект, обретающий в медиареальности адекватность обновляемому интеллектуальному потенциалу общества, обеспечивал согласованность интеллектуальных действий2.

Необходимо непрерывное обновление ресурсов общественного интеллекта, которые обогащаются через медиапространство и становятся реальным общественным потенциалом в сознании массовой аудитории, в ее картине мира, что делает потенциальную информацию реальной. Дефицит публичности современной социальной практики состоит прежде всего в дефиците публичности социального творчества и сопровождающего это творчество массового информационного процесса.

Противоречие между должным и реальным журналистики в последнее время обострилось, и причины этого обусловлены различиями в представлениях акторов, что приводит к разбалансированности их действий. Такие причины могут быть следствием несогласованности действий разных акторов информационного поля, которые объясняются их различными взглядами на журналистику3, разным представлением о ее задачах и миссии.

Медиареальность - это прежде всего отражение в информационном поле медиа интеллектуальных ресурсов повседневной социальной практики, непрерывно рождае-

1 В.Г. Афанасьев писал, что структура служит функциям системы. См.: Афанасьев В.Г. Системность и ощество. М., 1980. 368 с. Зависимость структуры системы от ее функций признает и М.С. Коган. См.: Коган М.С. Системность и целостность // Вопросы философии. 1996. № 12. С. 13-18.

По поводу характеристики медиапространства см.: Дзялошинский И.М. Современное медиапространство России: М.: Аспект Пресс, 2017. - 312 с.; Лащук О.Р., Смирнова О.В., Свитич Л.Г., Шкондин М.В. Медиа-пространство как структурный инвариант медиасистемы // Актуальные проблемы медиаисследований -2018. - М.: Факультет журналистики МГУ, 2018. -С. 179-182.

2 Сидоров В.А. Медийное взаимодействие как область соприкосновения ценностей // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 5. С. 57-64.

3 Журналистика в информационном поле современной России: должное и реальное/ Монография / Под ред. Г.В. Лазутиной. М.: Аспект Пресс, ISBN 978-5-7567-0961-2, 176 с.

мых в социальном творчестве ее участников, актуальными достижениями экономической, политической, научной, образовательной, художественной и других реальностей общества. Медиареальность - это потенциальный информационный ресурс, выступающий важной составляющей интеллектуального потенциала общества. Медиа-реальность - это повседневная реальность, вбирающая в себя знаниевые, аксиологические, поведенческие и другие ресурсы, рожденные в процессе изменчивости в социальной практике личности, отдельных общностей, организаций, институтов, это новые и обновляемые ими актуальные результаты социального творчества. Медиареальность -это организованный, упорядоченный интеллектуальный ресурс, который включает освоенные участниками социальной практики достижения общества.

Интеллектуальное взаимодействие как философская категория отражает процессы воздействия субъектов и объектов друг на друга, их взаимную обусловленность. Взаимодействие - объективная и универсальная форма движения, развития, которая определяет существование и структурную организацию любых материальных систем. Инновационные ресурсы, порождаемые участниками социального творчества, благодаря СМИ становятся достоянием всех членов общества, тех, кто может их использовать в своей практической деятельности в рамках совместного цивилизационного процесса освоения и преобразования мира. Чтобы осуществлять такое взаимодействие и быть драйвером интеллектуального развития и оптимального наполнения информационного поля качественным медиапродуктом, журналистика как субъект социального творчества должна максимально соответствовать своей общественной миссии.

Журналисты о своей миссии, задачах и ролях

В исследовании «Авторская и редак-

4

торская деятельность» , которое проведено

4 Лащук О.Р., Смирнова О.В., Свитич Л.Г., Шкондин М.В. Авторская и редакторская деятельность в системе социального творчества: структурные аспекты // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева, 2018, №4, Том 1 Филологические науки. С. 199-207.

на факультете журналистики МГУ1 при участии исследователей региональных вузов2, получены важные результаты об ори-ентациях журналистов относительно их миссии, задачи и ролей, которые они реализуют в ходе авторской деятельности, в своем журналистском творчестве.

Цель исследования состояла в том, чтобы изучить основные критерии и факторы эффективности авторской и редакторской деятельности в контексте оптимизации современного медиапространства. В ходе исследования опрошено 93 журналиста (62 газеты из государственных и 31 из частных газет) в 13 регионах страны. В выборку попали 27 региональных газет (республиканских, краевых, областных), издающихся в центрах субъектов федерации: Архангельске, Барнауле, Екатеринбурге, Иркутске, Нижнем Новгороде, Перми, Саратове, Смоленске, Ставрополе, Тамбове, Томске, Челябинске, Якутске (13 государственных /с государственным участием и 14 частных).

Одним из ключевых понятий, связанных с базовыми регуляторами журналистской деятельности в контексте социального творчества, является миссия журналистики и журналиста. Слово «миссия» в разных словарях и контекстах соотносится с понятиями: высший смысл, предназначение, общее благо, ценности, суперцель деятельности, социальные потребности, служение обществу, ответственность перед ним. Г.В. Чевозерова дает такое определение миссии журналистики: «Журналистика с помощью всей совокупности своих действий отражает реальную действительность и рисует общую картину мира со всеми закономерностями ее функционирования и развития. Журналистика также описывает

1 Руководители проекта О.Р. Лащук, О.В. Смирнова. Авторская и иссследовательская группа М.В. Шкон-дин, Л.Г. Свитич Л.Г., Н.Г. Иншакова, А.В. Колесни-ченко, С.А. Вартанов. Группа реализации эмпирического исследования: В.Н.Бойко, Н.Н. Замотина, О.С. Стыкалина, Ж.Н. Хорошилова.

2 В организации распространения и сбора анкет в городах участвовали преподаватели и сотрудники факультетов и кафедр журналистики государственных университетов: Л.С. Борисова, И.Н. Демина, Ю.М., Ершов, Е.А. Зверева, Г.В. Куличкина, М.В. Ливанова, О.И. Лепилкина, Б.Н. Лозовский, В.Д. Мансурова, О.Н. Савинова, О.Г. Сидоров, С.И. Симакова, О.В. Третьякова.

картину общественного бытия и его развития в системе мироздания. Она создает и галерею персональных образов, реализующих себя в общественном пространстве. Созданные ею картины позволяют аудитории выбрать оптимальные способы взаимодействия с описанной средой, а значит, обеспечить себе жизнедеятельность и развитие... Эту миссию профессионалы могут выполнять только тогда, когда отраженные ими картины адекватны (соответствуют) действительности и понятны аудитории. В результате «Журналистика в силу своего предмета и миссии берет на себя ответственную роль ориентира своей аудитории по ее же запросам в современной действи-тельности»3.

При этом исследователи придерживаются мнения, что технологические изменения и интеграция медиа и журналистики в интернет-пространстве даже усиливают возможности для реализации ряда функций, в том числе информационной, мобилизационной, партисипационной, интеграционной и даже рекреационной - функций, которые теория журналистики признает важнейши-ми4. В то же время нельзя не признавать, что технологические изменения создают условия для изменений в понимании роли и миссии журналиста, изменений, подчас вступающих вразрез с актуальными общественными задачами. Несмотря на такие трансформации, важно сохранение базовых подходов, поскольку значительные изменение в миссии и профессиональных стандартах журналистики в свою очередь приведут к значимым изменениям и в аудито-рии/обществе5.

Зарубежные исследователи в свою очередь подчеркивают с точки зрения понимания миссии такие категории, как объективность, независимость, точность и правдивость, ответственность перед обществом за предоставление существенной, актуальной информации, понимание ценно-

3 Чевозерова Г.В. Основы теории журналистики. Учебное пособие. Часть 1. Метажурналистика. Тольятти, 2011. - С. 26-27.

4 Вартанова Е.Л. Новые медиа как фактор модернизации СМИ // Информационное общество. - 2008. -№ 5-6. - С. 37-39.

5 https://doi.org/10.1177/1326365X15604249

стей и стандартов, в соответствии с которыми журналисты в конечном итоге устанавливают общественную повестку дня1. В значительной степени на базе схожих подходов оформлялось понимание миссии журналиста российскими исследователями, формировалась актуальная нормативная теория, в основу которой была положена концепция социально ответственной журналистики, учение о журналистской деонтологии - системы нормативов, обеспечивающих ответственную деятельность журналистов, выполнение ими профессионального долга2.

Очень важно, что исследователи связывают миссию журналистики с ценностным ориентированием аудитории. Н.В. Ва-курова полагает, что «выполнение и осознание журналистом своей профессиональной миссии связаны с системой ценностей и социально-психологическими потребностями самого журналиста, с одной стороны, и с другой - с наличием внешней возможности свободно выражать свою позицию»3.

Показательна дискуссия о миссии журналиста в Интернете. Горячо обсуждалась альтернатива - «сервисная» или гражданская журналистика4. Приведем несколько цитат из этой дискуссии.

«Сегодня происходит кардинальная переоценка смысла как профессионализма, так и гражданственности, их места в ценностном мире журналистики. Речь идет о заметной тенденции в трактовке природы журналистики - сведении профессионализма в журналистике к сервису ремесленника, умеющего создавать товар на потребу масс и продвигать его на рынок».

«Гражданственность журналиста без профессионализма декларативна, бессильна; профессионализм без гражданственности -ремесло циника».

1 Kovach B and Rosenstiel T (2001) The Elements of Journalism. What News People Should Know and the Public Should Expect. New York: Crown Publishers; McCombs, M. E. (2004). Setting the agenda: The mass media and public opinion. Cambridge, UK: Blackwell;

2 Дунас Д.В. О целесообразности создания теории СМИ на современном этапе / Д.В. Дунас // Вопросы теории и практики журналистики. - 2017. - Т. 6, № 1. -С. 30-40. - DOI: 10.17150/2308-6203.2017.6(1).30-40.

3 Вестник университета (ФГБОУ «Государственный университет управления») - М., №9. - С. 255.

4 URL: http://www.tumentoday.ru

«Речь идет о том, что и миссия, и технология профессионала - быть соучастником аудитории в осмыслении проблем, которые волнуют общественность. Этот вариант, на мой взгляд, снимает противоречие между «сервисным» и «высоким».

«Рассуждение о «гражданском», «высоком» иногда повод не интересоваться потребностями читателя, оправдание для собственной невостребованности. С другой стороны, «сервисная» — тоже отговорка для тех, кто не хочет вникнуть в реальные проблемы». «Один пафосный, пишущий «много, мутно и в разные стороны», оправдывающий своей гражданской миссией право сидеть у общества на шее и не задумываться о том, интересны ли читателю его опусы. Другой - прожженный циник, пишущий по выверенному шаблону, эдакий «Долларстрочка». «Мне кажется, честный журналист вслух говорит «сервисная», но про себя все-таки знает, что «гражданская».

Почти во всех высказываниях речь идет о свободе слова и гражданской журналистике, что, безусловно, важно. Но редко говорится о просветительской миссии журналистики, о ее ценностно-моральной составляющей, о духовном совершенствовании общества. Между тем, рассмотрение журналистики в отечественном понимании как ценностной творческой деятельности, как служения, как общественной миссии отличает нашу концепцию журналистики от новостного рипотинга как службы, который принят в западных, особенно американских СМИ.

Региональные журналисты, отвечая в нашем исследовании на вопрос о миссии современного журналиста, высказали весьма широкий спектр мнений, которые показывают ориентацию именно на общественное служение журналистики, на удовлетворение широких информационных потребностей общества и интересов аудитории. Приведем несколько цитат из анкет.

«Миссия современного журналиста состоит в том, чтобы на площадках СМИ анализировать актуальные общественные проблемы и показывать различные точки зрения на всевозможные вопросы и ситуации, чтобы читатель или зритель получал максимально объективную картину действительности и мог ориентироваться в современ-

ном обществе. Это касается всех сфер жизни - начиная с политики, законотворчества, и заканчивая новыми технологиями».

«Миссия журналиста заключается в том, чтобы сеять правду, искоренять заблуждения, воспитывать, очищать и повышать тон общественной морали и нравов, стараться, чтобы люди становились более кроткими, более добродетельными, более милосердными, чтобы они становились во всех отношениях лучше, добродетельнее и счастливее».

«Удовлетворять потребности аудитории: оперативно предоставлять актуальные новости, в которых правдивые факты. Помогать читателям/зрителям/слушателям ориентироваться в информационном потоке».

«Информировать, просвещать народ, вести к светлому будущему». «Способствовать позитивным изменениям на различном уровне (человек, семья, деревня, город и т.д.), объективно информируя читателей».

«Показывать картину мира многогранно, анализировать, но позволять читателю делать вывод самому, а не вкладывать в его голову свои мысли».

«Формировать не только информационное поле, но и мышление человека, расширять его представление об окружающем мире и поднимать культурный уровень».

«Максимально доступно, достойно и корректно выступать посредником в информационных потоках между жителями региона и властью. Делать всё, чтобы граждане могли получать объективную информацию о том, как работает власть, а власть - объективную информацию о том, как живут простые люди, какие проблемы их беспокоят».

«По возможности, несмотря на бюрократические препоны, рассказывать о реальных событиях и проблемах, не давить людей чернухой или показухой».

«Новости - это уже не смысл профессии. В цифровой среде журналист для рас-

пространения информации не нужен. Любой человек может снять на мобильный телефон или планшет фото или видео и выложить в соцсеть. А вот разобраться, почему что-то случилось, найти тех, кто виноват, при необходимости довести дело до судебного процесса и обо всем этом рассказать, не передергивая факты - в этом и состоит миссия современного журналиста. Одним словом - будущее СМИ за социальной инженерией».

Эти интегративные формулировки отражают разные стороны общественной миссии журналиста: необходимость удовлетворять информационные потребности общества и аудитории, ориентировать в событиях, нести позитивные ценностные смыслы, содействовать воспитанию, повышению интеллектуального уровня, развивать способность размышлять, делать собственные выводы, осуществлять коммуникацию между различными субъектами социального пространства, между властями и народом, добиваться решения реальных социальных проблем, помогать людям - одним словом создавать качественный информационный продукт, который востребован обществом и содействует его оптимальному позитивному развитию.

Но если выделить поэлементно и посчитать представления журналистов о своей миссии, на первые места выйдет необходимость удовлетворять потребности общества в информации, помогать ему решать насущные проблемы, помогать аудитории ориентироваться в информации и, при помощи ее всестороннего анализа, понимать смысл происходящих событий и процессов, а также содействовать повышению культурного уровня, расширению кругозора и просвещению, развивать мышление аудитории и умение делать собственные выводы, есть способствовать процессам интеллектуализации общества в самом широком смысле слова, о чем шла речь в начале нашей статьи (таблица 1).

Таблица 1 - Ответы на открытый вопрос: «В чем, по вашему мнению, состоит миссия современного журналиста?» (в % к числу ответивших на вопрос)_

Миссия журналистики Государ. Частн. Среднее

Удовлетворять информационные потребности аудитории, информировать аудиторию о событиях, запечатлевать историю страны 21 29 24

Помогать обществу решать проблемы, выполнять роль социальной инженерии и менеджмента, помогать людям 11 16 13

Помогать аудитории ориентироваться в информации, понять смысл происходящего, анализировать события и процессы 16 8 13

Продолжение таблицы 1

Повышать культурный уровень, просвещать, расширять кругозор, содействовать образованию 9 13 10

Содействовать воспитанию, нести нравственные и духовные ценности, воспитывать, побуждать к добру 11 7

Формировать общественное мнение 9 4 7

Критиковать недостатки, вскрывать пороки 4 8 6

Писать о позитивных событиях, не давать «чернухи» 2 13 6

Развивать мышление аудитории, чтобы человек сам делал выводы, составил собственное мнение 2 13 6

Содействовать социальной справедливости 4 4 4

Содействовать коммуникации властей и жителей 4 4 4

Выявлять и обозначать проблемы 2 8 3

Общественное служение 2 4 3

Показывать передовой опыт, писать о героях 4 3

Содействовать развлечению аудитории 4 1

Немаловажное значение придают региональные журналисты также воспитательной миссии, которая предполагает ориентацию аудитории в нравственных и духовных ценностях общества. При этом выделяется необходимость позитивности, преодоления тенденции к пессимизации, к показу черных, шокирующих событий и подробностей. Однако это вовсе не означает, что следует писать только о передовом опыте и давать образы героев для подражания, но и критиковать, добиваться справедливости, искать пути решения сложных проблем. Кроме того, по мнению опрошенных, журналисты призваны быть посредниками в

коммуникации разных слоев общества, в том числе властей и населения.

На последнем месте в ответах на открытый вопрос о миссии современного журналиста - развлечение аудитории, причем этот вариант отметили только сотрудники частных изданий.

Таким образом, налицо довольно зрелые суждения региональных журналистов о своей миссии, как общественном служении. При этом она реализуется при помощи информации, отдельные свойства которой часто назывались респондентами в ответе на данный открытый вопрос (таблица 2).

Таблица 2 - Качества информации для реализации миссии журналиста (в % к числу ответивших на вопрос)

Варианты ответов Государ. Частн. Среднее

Объективность, правдивость информации, достоверность, 51 37 47

представленность различных точек зрения

Злободневность, общественная значимость информации 18 4 13

Оперативность 7 13 9

Всесторонность, полнота информации 17 6

Интересность 7 4

Понятность, доступность 4 4 4

Полезность для аудитории 7 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видно, на первом месте, далеко обогнав другие свойства информации, названа объективность, достоверность информации -базовые свойства, которые становятся еще актуальней в современном информационном мире, переполненном вторичной и фейковой информацией, и особенно важным представляется, чтобы медиареальность отвечала тем

принципам и параметрам, о которых мы писали в методологической части статьи. Этому же служат и названные журналистами качества общественной значимости информации, ее злободневность, оперативность, всесторонность, полнота, интересность, доступность и полезность для аудитории. Акцентированное внимание объективности и общественной зна-

чимости информации уделяют журналисты государственных (с государственным участием) газет, а сотрудники частных изданий большее внимание, чем их коллеги, обращают на оперативность и полноту информации.

Итак, региональным журналистам удалось многоаспектно описать миссию журналиста, которую они должны реализовать в своей профессиональной авторской деятельности -базовой, основной среди других видов про-

Таблица 3 - Ответы на вопрос: «Какие з

Здесь, как и в суждениях о миссии журналиста, важное значение придается практическим задачам решения насущных проблем общества, ценностному ориентированию, воспитанию аудитории и развитию самостоятельности мышления. Меньшее число голосов набрали развлекательные, рекреативные задачи и критическая функция.

Однако, наряду с общественными, немалый вес в ответах занимают и личные творче-

фессиональных обязанностей журналиста.

Эта модель общественной миссии прямо соотносится с задачами, которые ставит перед собой журналист, когда занимается журналистским творчеством. В целом опрошенные сотрудники региональных изданий ориентированы на важные общественные задачи, которые занимают первые места в ответах (таблица 3).

и вы ставите перед собой, когда пишете

ские мотивы, а также связанные с потребностью самореализоваться, с престижем, известностью или с финансовой стороной профессии.

Сравнение с ответами журналистов на аналогичный вопрос в рамках проекта «Журналистское творчество», осуществленного в 1983-1985 гг. (руководитель Л.Г. Свитич),1 по-

Свитич Л.Г. Журналисты и аудитория. Из социологического архива. Часть 1. М.: Икар, 2018, с. 156-239.

материалы?» (в % к числу опрошенных)

Варианты ответов Государ. Частн. Среднее

Общественные задачи

Хочется способствовать решению какой-то важной актуальной за- 39 44 41

дачи, проблемы, изменить что-то в жизни к лучшему

Хочу помочь конкретным людям 30 50 37

Хочу людям рассказать о том, что им интересно, поделиться инфор- 33 44 37

мацией

Считаю полезным, чтобы читатель вместе со мной поразмышлял о 18 31 23

сложных проблемах, путях их решения, ищу собеседника и оппо-

нента в аудитории

Хочется повлиять на читателей, привить им достойные идеалы, чув- 16 22 18

ствую потребность в том, чтобы содействовать воспитанию человека

Хочется доставить аудитории удовольствие, содействовать психоло- 8 13 10

гической, эмоциональной разрядке

Считаю своим долгом бороться с недостатками 7 13 9

Задачи, связанные с творчеством, самореализацией и престижем

Приятен сам процесс творчества, люблю писать 15 31 20

Хочу расширить аудиторию издания, добиться максимального ко- 18 16 17

личества просмотров на сайте издания

Хочу самореализоваться, создавая авторские материалы 18 13 16

Хочу публично высказать свою точку зрения на те или иные проблемы 10 16 12

Хочу, чтобы материал активно читался и обсуждался в соцсетях 11 9 11

Надеюсь на хорошие гонорары 11 6 10

Хочу добиться признания среди коллег, чтобы материал цитировал- 3 3 3

ся в других СМИ

Хочу приобрести персональную известность у аудитории, «раскру- 3 3 3

тить» личный бренд

Не ставлю перед собой конкретных задач, все определяется ситуа- 8 0 5

цией и складывается стихийно

казывает, что тогда вес общественных мотивов творчества был более весомым, чем сейчас, а личных - наоборот. Таким образом, общественные задачи творчества в ориентациях журналистов за последние 30 лет стали менее значимыми, хотя по-прежнему имеют базовое

значение.

Соответственно, роли журналиста, которые работники региональных изданий считают особенно значимыми сегодня для аудитории, тоже связаны прежде всего с социальными задачами (таблица 4).

Таблица 4 - Ответы на вопрос: «Как вы считаете, в какой из ролей журналист местной газеты сегодня особенно значим для аудитории?» (в % к числу опрошенных)

Варианты ответов Государ. Частн. Среднее

Осведомленный, знающий человек, помогающий разбираться в

происходящих событиях и процессах 44 39 53

Человек, привлекающий внимание к важным проблемам реги-

она и города 39 34 47

Человек, помогающий решать сложные проблемы, добиваться

справедливости 32 28 41

Как источник оперативной информации 24 20 31

Человек, содействующий функции общественной критики и контроля 20 18 25

Человек, оппонирующий властям по дискуссионным проблемам 13 10 19

Собеседник, с которым можно посоветоваться 8 3 16

Общественный деятель, который выполняет ответственную

социальную миссию 11 8 16

Воспитатель, пропагандист определенных ценностей, идеалов 10 8 13

Представитель интересов аудитории, ее доверенное лицо, выразитель общественного мнения 12 11 13

Человек, содействующий объединению, консолидации граждан 8 7 9

Человек, развлекающий аудиторию 8 7 9

Помощник региональных властей в решении острых проблем 5 5 6

Выразитель официальной точки зрения 9 11 3

Затрудняюсь ответить 1 2 0

Первые места (от 25 до 53%) занимают роли осведомленного человека, хорошо знающего проблемы региона, помогающего разобраться в событиях, способствующего решению сложных проблем, оперативного информатора, исполнителя функции общественной критики и контроля. Менее значимы, но тоже весомы роли, связанные с коммуникативной деятельностью, общением с аудиторией, общественным мнением, оппонированием властям, пропагандой ценностей (от 13 до 19%).

Последние места занимают в рейтинге ответов консолидирующая и развлекательная роли, но особенно такие, как «помощник ре-иональных властей», «выразитель официальной точки зрения». При этом журналисты государственных СМИ, судя по ответам, продемонстрировали более ответственную

социальную ориентацию, чем сотрудники частных газет.

Выводы

Таким образом, журналисты региональных газет проявили достаточно зрелую общественную позицию, формулируя свои представления о миссии, задачах и ролях журналиста как одного из важных субъектов социального творчества в процессах оптимального функционирования медиапространства и интеллектуализации общества, как посредников коммуникации между различными слоями и группами обществ. Они понимают важность знаньевых, аксиологических, ценностных и проектно-поведенчес-ких аспектов социального творчества, о чем шла речь в первой части статьи. Основная же проблема состоит в том, каким образом им удается реализовать свои

благие намерения и сущностные ориентации в своей реальной работе. Очевидно, не вполне успешно, потому что большая группа опрошенных (45%) удовлетворены своим творчеством лишь отчасти, 18% - «вполне» и 27% -«в основном», а 7% высказали неудовлетворенность. И причины, судя по результатам нашего исследования, связаны со многими причинами внешнего свойства (чрезмерная интенсификация труда, слабая действенность, несовпадение позиций издателя и журналиста, творческих устремлений и формата издания) и личными (некомпетентность, поверхностность, недостаточное владение жанрами и стилями, методами работы и т.п.). Поэтому резер-

вы редакций и журналистов для реализации сформулированных ими задач довольно велики и связаны в первую очередь с кадровой политикой редакций и отношением властей к журналистскому корпусу.

Итак, деятельность журналиста, направляемая его целевыми ориентациями, может и должна быть важнейшим ресурсом пополнения общественного интеллекта, может обогатить повседневную социальную практику общества, удовлетворяя потребности в информации различных аудиторных групп, непрерывно обновляя в их сознании медиакартину мира.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Афанасьев, В.Г.Системность и общество. - М., 1980. - 368 с.

2. Вартанова, Е.Л. Новые медиа как фактор модернизации СМИ // Информационное общество. - 2008. - № 5-6. - С. 37-39.

3. Дзялошинский, И.М. Современное медиапространство России. - М.: Аспект Пресс,

2017. -312 с.

4. Дунас, Д.В. О целесообразности создания теории СМИ на современном этапе / Д.В. Дунас // Вопросы теории и практики журналистики. - 2017. - Т. 6, № 1. - С. 30-40. - DOI: 10.17150/2308-6203.2017.6(1).30-40.

5. Журналистика в информационном поле современной России: должное и реальное / под ред. Г.В. Лазутиной. - М.: Аспект Пресс. -176 с.

6. Ивин, А.А. Человек, творящий историю: новая философия истории. - М.: Проспект,

2018. - 194 с.

7. Кант, И. Собрание сочинений: в 8 т. - М., 1994. - Т. 8.

8. Коган, М.С. Системность и целостность // Вопросы философии. - 1996. - № 12. -С. 13 - 18.

9. Лащук, О.Р., Смирнова, О.В., Свитич, Л.Г., Шкондин, М.В. Авторская и редакторская деятельность в системе социального творчества: структурные аспекты // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2018. - №4. Том 1. Филологические науки. - С. 199-207.

10. Лащук, О.Р., Смирнова, О.В., Свитич, Л.Г., Шкондин, М.В. Медиапространство как структурный инвариант медиасистемы // Актуальные проблемы медиаисследований. - М.: Факультет журналистики МГУ, 2018. - С. 179 -181.

11. Свитич, Л.Г. Журналисты и аудитория. Из социологического архива. Часть 1. - М.: Икар, 2018. - 392 с.

12. Сидоров, В.А. Медийное взаимодействие как область соприкосновения ценностей // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2015. - № 5. - С. 57-64.

13. Чевозерова, Г.В. Основы теории журналистики: в 2 ч. Ч. 1. Метажурналистика: учеб. пособие / Г.В. Чевозерова. - 2-е изд., стер. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013. - 136 с.

14. Kovach B and Rosenstiel T (2001) The Elements of Journalism. What News People Should Know and the Public Should Expect. New York: Crown Publishers.

15. McCombs, M.E. (2004). Setting the agenda: The mass media and public opinion. Cambridge, UK: Blackwell.

16. Murphy, K. (2015) The Changing Role of Journalism: Embracing the Audience in the New Era https://doi.org/10.1177/1326365X15604249.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.