Научная статья на тему 'Автоматизированный способ обеспечения покупки билетов пассажирами на пригородных поездах'

Автоматизированный способ обеспечения покупки билетов пассажирами на пригородных поездах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
335
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИГОРОДНЫЙ ПОЕЗД / СПОСОБ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА / БИЛЕТ / КАРТА / SUBURBAN TRAIN / JOURNEY PAYMENT / TICKET / PAYMENT CARD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жабреев Вячеслав Сергеевич, Губская Светлана Анатольевна

Рассмотрены вопросы борьбы с безбилетным проездом в поездах пригородного сообщения. Пересмотрено отношение к пассажиру как потребителю услуг. Исходя из этого посыла, представлены результаты анкетирования удовлетворённости пассажира, прежде всего, по вопросу покупки билета. Проведён мониторинг оплаты проезда методом «двойного учёта». На основании результатов исследования разработан способ обеспечения оплаты проезда и мониторинга на пригородных поездах. При входе в вагон пригородного поезда пассажиру выдаётся входная магнитная карточка с регистрацией станции входа с помощью терминала и на выходе карточка возвращается контролёру с регистрацией станции выхода и проверкой оплаты стоимости проезда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жабреев Вячеслав Сергеевич, Губская Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The automated way of maintenance of tickets purchase by suburban train passengers

The questions of to the fight against ticketless travel in suburban trains is considered. As a result the relation to the consumer is reconsidered. Proceeding from this message, results of questioning of satisfaction of the passenger are presented. First of all they concern ticket purchase. Monitoring of a journey payment by method of "double entry accounting" is carried out. On the basis of research the way of the termination of war with passengers, maintenance of payment of journey and monitoring by suburban trains is developed. At an input the passenger receives a magnetic card with the information on landing station. On an exit there is a registration of a station of destination by means of a terminal. So goes the ticket collection and the card comes back to the ticket examiner.

Текст научной работы на тему «Автоматизированный способ обеспечения покупки билетов пассажирами на пригородных поездах»

УДК 656.13

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОКУПКИ БИЛЕТОВ ПАССАЖИРАМИ НА ПРИГОРОДНЫХ ПОЕЗДАХ

В.С. Жабреев, С.А. Губская

THE AUTOMATED WAY OF MAINTENANCE OF TICKETS PURCHASE BY SUBURBAN TRAIN PASSENGERS

V.S. Zhabreev, S.A. Gubskaja

Рассмотрены вопросы борьбы с безбилетным проездом в поездах пригородного сообщения. Пересмотрено отношение к пассажиру как потребителю услуг. Исходя из этого посыла, представлены результаты анкетирования удовлетворённости пассажира, прежде всего, по вопросу покупки билета. Проведён мониторинг оплаты проезда методом «двойного учёта». На основании результатов исследования разработан способ обеспечения оплаты проезда и мониторинга на пригородных поездах. При входе в вагон пригородного поезда пассажиру выдаётся входная магнитная карточка с регистрацией станции входа с помощью терминала и на выходе карточка возвращается контролёру с регистрацией станции выхода и проверкой оплаты стоимости проезда.

Ключевые слова: пригородный поезд, способ оплаты проезда, билет, карта.

The questions of to the fight against ticketless travel in suburban trains is considered. As a result the relation to the consumer is reconsidered. Proceeding from this message, results of questioning of satisfaction of the passenger are presented. First of all they concern ticket purchase. Monitoring of a journey payment by method of "double entry accounting" is carried out. On the basis of research the way of the termination of war with passengers, maintenance of payment of journey and monitoring by suburban trains is developed. At an input the passenger receives a magnetic card with the information on landing station. On an exit there is a registration of a station of destination by means of a terminal. So goes the ticket collection and the card comes back to the ticket examiner.

Keywords: suburban train, journey payment, ticket, payment card.

Введение

Президент ОАО «РЖД» В. Якунин неоднократно писал о проблеме безбилетного проезда в электричках. «Зайцы» наносят железной дороге колоссальный ущерб. Действенных средств борьбы с этим явлением, ставшим, к сожалению, массовым, на законодательном уровне пока нет. Безбилетный проезд на электричках ежегодно лишает бюджет компаний-перевозчиков 4 млрд руб.

Современная концепция ОАО «РЖД» уделяет большое внимание борьбе с безбилетным проездом в поездах пригородного сообщения [1]. Эта борьба переросла в «войну» [2]. Окончание этой «войны» и победители в ней не просматриваются, несмотря на применение различных средств (тур-

никеты, ограждения) и связанные с ними дополнительные расходы регионального бюджета [3]. Эта задача требует незамедлительного решения. Отношение менеджмента к пассажиру как потенциальному «зайцу» обречено на неуспех. Современный менеджмент качества предполагает научный подход [4], при котором организация, будучи зависимой от своих потребителей, должна понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания [5]. Пассажиры являются потребителями услуги предоставляемой железной дороги.

По данным Южно-Уральской железной дороги в период с 1.08.2008 г. по 1.04.2010 г. разъездными билетными кассирами было оформлено

Жабреев Вячеслав Сергеевич - д-р техн. наук, профессор, заслуженный работник Высшей школы, зав. кафедрой «Вычислительная техника», ЧИПС-УрГУПС; [email protected]

Губская Светлана Анатольевна - ст. преподаватель кафедры «Технология транспортного производства», ЧИПС-УрГУПС; [email protected]

Zhabreev Vyacheslav Sergeevich - doctor of engineering, professor, Honored Worker of university, The Head of Department of “Computer technology” CHIRT-USURT; [email protected]

Gubskaja Svetlana Anatoljevna - senior teacher of Transport manufacture technology of Department CHIRT-USURT; [email protected]

более 9 млн проездных документов на сумму 246,737 млн руб. (30 % от общего числа проездных документов) [6]. Существующая процедура обеспечения разъездными кассирами билетами имеет недостатки: охватывает не всех пассажиров, нет четкого учета фактической поездки пассажира (табл. 1). Необходимо активизировать продажу билетов в пригородных поездах (в результате анкетирования: 55,7 % пассажиров изъявили желание приобретать билеты в вагоне пригородного поезда [7]).

Мониторинг оплаты проезда

Мониторинг пассажиропотока на Челябинском участке показал, что на всех остановочных пунктах пассажиры садятся в пригородный поезд без проездного документа. Право на льготный проезд (с учетом работников железнодорожного транспорта) имеется только у 10 % пассажиров. Существующая система продажи билетов на вокзале и в поездах не дает возможности реального учета и контроля проезда пассажира. Пассажир может приобрести билет на одну зону, а ехать дальше. В пути следования пассажиры, садящиеся на остановочных платформах, где нет билетных касс, должны приобретать билеты у разъездного билетного кассира. В настоящее время разъездной билетный кассир - это работник аутсорсинговой компании. В пригородном поезде работает одна бригада разъездных билетных кассиров. Бригада состоит из двух человек, которые идут одновременно в одном вагоне (один - по одной стороне, другой - по противоположной). Это создает возможность для пассажиров, следующих в других вагонах этого пригородного поезда, проехать часть пути бесплатно. Можно обеспечить покупку билетов, если продавать билеты в каждом вагоне, а посадку производить через одну дверь.

В современных вагонах имеется табло, где в бегущей строке печатается любая информация: где можно приобрести билет, через какие двери про-

изводится высадка и т. д. В эксперименте каждому пассажиру при посадке выдавали учетную карточку (с фиксацией пункта посадки и высадки). Со слов пассажира отмечали наличие билета и его стоимость (см. рисунок).

На выходе пассажир карточку отдавал исследователю, который фиксировал фактический пункт высадки. При обработке статистических данных карточек и их корешков получена информация о фактической поездке пассажира.

В крупных железнодорожных узлах при входе и выходе с платформ установлены турникеты (затраты на содержание турникетов на пригородном вокзале ст.Челябинск составляют около 4 млн руб. в год). Но ЮУЖД не вводит карты для прохода через турникеты (как, например, в метро), так как турникеты не оснащены специальным считывающим устройством и не воспринимают служебное удостоверение или документы льготника. Считывается только билет. У железнодорожников появились проблемы. Они вынуждены идти в кассы за билетами (на Свердловской железной дороге эта проблема частично решена - внедрили автоматизированную систему управления продажи билетов, на других дорогах действует транспортная карта на 10 и 20 дней [8]). Из-за льготников очереди за билетами увеличились. Кассир тратит больше времени на проверку реквизитов транспортного требования. Это неудобно пассажирам других категорий. С картой пассажир, спокойно минуя кассы, может сразу идти через турникет. У разъездных билетных кассиров в поездах должны быть приборы (аппараты) для проверки подлинности карт. Злоупотребления будут выявлены, карта изъята. В результате пассажир-льготник будет ездить за плату. На остановочных пунктах продажа билетов не предусмотрена (на ЮУЖД таких пунктов 645, на Челябинском участке - 230).

В процессе исследований был проведён эксперимент по учету посадки пассажиров на остано-

Корешок карточки № Ст. посадки: Карточка № Ст. посадки:

Ст. высадки: Ст. высадки:

Наличие билета: есть I нет I льгот/форма I Стоимость руб Фактическая ст. высадки:

Форма карточки учета поездки пассажира

Таблица 1

Мониторинг пассажиров, участвующих в эксперименте

Пассажиры, осуществляющие посадку Станция назначения

Троицк Миасс Златоуст Итого

С билетами 388 221 629 1238

Без билетов 201 600 434 1235

Имеющие право на льготный проезд 71 35 370 476

Оплатившие проезд не полностью 14 8 50 72

Итого 674 864 1483 3021

В.С. Жабреев, С.А. Губская

Таблица 2

Объективные показатели маршрута Челябинск - Троицк (поезд № 6807, время отправления 06:55)

Дата Количество предложенных в поезде мест Фактическая населенность Посадка по ст. Челябинск, пасс. Посадка по остановочным пунктам, пасс. Средняя дальность поездки пассажира, км

29.06 624 293 109 184 -

30.06 624 260 98 162 23,8

01.07 624 269 89 180 29

02.07 624 251 76 175 25,3

03.07 624 351 140 211 30

04.07 624 225 92 133 25,9

05.07 624 225 70 155 25,1

вочных пунктах, оплате проезда и фактической стоимости проезда пассажира (табл. 1 и 2).

Приведенный ниже мониторинг пассажиропотока на участке Челябинск - Троицк наглядно показывает количество пассажиров, осуществляющих посадку на остановочных пунктах (табл. 2).

По данным мониторинга (см. табл. 2) на данном маршруте необходимо уменьшить число вагонов в составе поезда и обеспечить продажу билетов в каждом вагоне поезда.

В табл. 3 приведены данные недельной выручки маршрута Челябинск - Троицк с учетом продажи проездных документов (пункты продаж ПД - Челябинск, Еманжелинск, Нижне-Увельская) и средней дальности поездки.

В табл. 3 рассчитано среднее значение показателей по формуле:

I=Ъ./п, (1)

г=1 /

где £ 1 - суммарное число среднего расстояния

поездки за семь дней недели; п - число дней недели.

Среднеквадратическое отклонение определяется по формуле

8=^ £ (-1) /п. (2)

Из табл. 3 следует, что выручка разъездных билетных кассиров за неделю составила порядка 17 000 руб. При этом средняя дальность поездки составляет 27,1 км. При средней стоимости одного километра 1,08 руб., при среднем количестве 267 пассажиров выручка должна быть свыше 29 000 руб. Неоплаченный пассажирами на остановочных пунктах проезд в среднем составил 12 000 руб., более - 41 %.

Способ обеспечения оплаты проезда

и мониторинга на пригородных поездах

Способ реализует «двойной учёт» [9]. Он состоит в том, что в каждом вагоне находится, по крайней мере, один кассир-контролёр с аппаратом для продажи билетов и регистрации проездных документов. Согласно изобретению при входе в вагон пассажиру вручается входная карта с магнитной записью времени и пункта остановки поезда. При выходе пассажир сдаёт карту и предъявляет оплаченный билет, контролёр делает сверку билета с данными, записанными на карте, которые отправляются в обобщённую базу данных. В случае неоплаченного проезда пассажир возвращается в вагон к кассиру для оплаты проезда и получения проездного документа. Способ обеспечивает возможность каждому пассажиру оплатить проезд, осуществить

Таблица 3

Данные недельной выручки маршрута Челябинск - Троицк (поезд № 6807, время отправления 06:55)

День недели Средняя дальность поездки пассажира, км Выручка, руб.

разъездных билетных кассиров по карточкам, без учета пассажиров со станций, где есть билетные кассы

Вторник 23,8 1020 5844

Среда 29 4211 4584

Четверг 25,3 2859 4368

Пятница 30 3808 4428

Суббота 25,9 2100 8172

Воскресенье 25,1 947 5256

Понедельник 30,7 2328 3036

Среднее значение 27,1 2467,6 4210,3

Среднеквадратическое отклонение 2,5 1168,1 1221,0

контроль оплаты и исключить негативные проявления человеческий фактора со стороны как пассажира, так и контролера. При автоматизированном осуществлении предложенного способа каждый пассажир может оплатить проезд в вагоне пригородного поезда. Ведется контроль оплаты, исключаются негативные проявления человеческого фактора (ведется непрерывно видеозапись). Данный способ учитывает поездку каждого пассажира и стоимость оплаты проезда. Функция разъездного кассира сводится к контролю стоимости произведенной оплаты по билету и фактической стоимости проезда.

Выводы

Статистическая обработка результатов исследования свидетельствует о том, что практически половина пассажиров не покупает билеты или покупают билет на одну зону, а следуют дальше. Автоматизированное обеспечение покупки билетов по системе «двойного учёта» позволяет удовлетворить потребности пассажиров в билетах, практически исключить потери за безбилетный проезд, негативные проявления человеческого фактора обслуживающего персонала, включая аутсорсинг. Полный доход при обеспечении покупки билетов пассажирами больше, чем добавленные расходы на дополнительный персонал в вагоне. Подобное оказание услуг по перевозке пассажиров с учётом исключения расходов на турникеты, их обслуживание и другое позволит компенсировать убытки на перевозку пассажиров и уменьшить дополнительные субсидии из регионального бюджета.

Литература

1. Молдавер, В. И. Главное направление развития Московской дороги - во всемерном повышении

качества грузовых и особенно пассажирских перевозок /В.И. Молдавер // РЖД - Партнер. - 2010. -№ 16 - С. 77-81.

2. Овчаров, С. Сколько стоят «зайцы»? / Беседовала кор. М. Понамарева // Призыв ЮУЖД. -2011. - № 5. - 2 февр.

3. Борьба с многими переменными // Гудок. -

2010. - № 238. - 28 дек.

4. ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Дата введения 9 окт. 2009 г. с правом досрочного применения.

5. Деминг, Э. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами: пер. с англ. / Эдвардс Деминг. - 3-е изд. - М.: Альпина Паблишера, 2009. - 419 с.

6. Мирошникова, Е. Первые на сети / Е. Ми-рошникова //Гудок. - 2010. - № 110. - 29 июня.

7. Губская, С.А. Мониторинг условий организации перевозки пассажиров в пригородном сообщении на Южно-Уральской железной дороге / С.А. Губская // Общие вопросы транспорта. Моделирование и оптимизация в логистических транспортных системах: сб. науч. тр. / под ред. Е.Н. Тимохиной. - Екатеринбург: Изд-во УрГУПС,

2011. - Вып. 89(172).

8. Шнейдер, М.А. Ставка - на инновации / М.А. Шнейдер // РЖД - Партнер. - 2009. - № 11. -

С. 64-65.

9. Способ обеспечения оплаты проезда и мониторинга на пригородных поездах: Заявка на выдачу патента на изобретение № 2010131994 и уведомление о положительном результате формальной экспертизе от 13.09.2010 г.

Поступила в редакцию 18 декабря 2011 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.