Научная статья на тему 'Автоматизированная информационно-аналитическая система «Управление образовательным учреждением» (АРМ Директор) - основа для формирования единого информационного пространства школы'

Автоматизированная информационно-аналитическая система «Управление образовательным учреждением» (АРМ Директор) - основа для формирования единого информационного пространства школы Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
64
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Заичко В. А., Лозицкий И. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизированная информационно-аналитическая система «Управление образовательным учреждением» (АРМ Директор) - основа для формирования единого информационного пространства школы»

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ» (АРМ ДИРЕКТОР) - ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ

Заичко Валерий Александрович, заместитель генерального директора ООО «ФинПромМаркет-ХХІ» (ИВЦ Аверс)

(г. Москва)

e-mail: office@iicavers. ru

Лозицкий Игорь Григорьевич, генеральный директор ООО «ФинПромМаркет-ХХІ» (ИВЦАверс) (г. Москва) e-mail: office@iicavers. ru

Одной из приоритетных задач реформы системы образования России, как следует из приоритетных направлений развития образования, является повышение эффективности и качества управления на основе внедрения современных информационных технологий, что позволит:

1. повысить эффективность процесса управления за счет оперативности в получении более достоверной информации о состоянии объектов управления и сокращения времени реакции управления (принятия решения, постановки задач, контроля исполнения);

2. освободить органы управления всех уровней от малопродуктивного рутинного труда по сбору информации и составлении всевозможных отчетов, создав условия для творческого труда;

3. резко сократить бумажные потоки документооборота и перейти на безбумажное делопроизводство;

4. стандартизировать делопроизводство;

5. использовать внешними пользователями (учреждениями МВД, здравоохранения, военными комиссариатами, налоговой инспекцией, всевозможными фондами и др.) информационный ресурс управления образования, для решения региональных социальнозначимых задач.

Современный информационный рынок предлагает относительно небольшой список программных продуктов, позволяющими создать на их основе единое информационное пространство управления, как в отдельном учебном заведении, так и в территориальной системе образования в целом.

Мы предлагаем к использованию интегрированную систему программных средств компании АВЕРС, обеспечивающую комплексную автоматизацию образовательного учреждения, начиная от ведения делопризводства и заканчивая автоматизированным ведением бухгалтерского учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности. Основу этой системы составляет автоматизированная информационно-аналитическая система (АИАС) АРМ Директор. Это специализированная информационная система, работающая с базами данных личных дел сотрудников, учащихся школы и их успеваемости, помогающая администрации школы организовывать учебный процесс. Для полноценной работы с АИАС АРМ Директор формируются рабочие места: директора школы, завуча, секретаря, педагогов, администратора сети, которые пользуются различными правами доступа к базам данных.

Перечислю основные Возможности АИАС АРМ Директор. Условно программу можно разбить на несколько функциональных подсистем, с которыми работают различные пользователи.

Подсистема делопроизводства позволяет:

- вести личные дела сотрудников учреждения и школьников;

1. формировать адресную и алфавитную книги;

2. создавать любые формы отчетов, используя системы: поиска, динамического отчета и дизайнера отчетов;

3. формировать стандартные отчеты ОШ-1, ОШ-5, ОШ-9, паспорт школы, наполняемости

классов, о составе учащихся по полу и по годам;

4. выводить на печать карточку учащегося и личное дело сотрудника (Форма Т2);

5. используя подсистему «приказы»: создавать проекты приказов по учебному заведению из предложенных шаблонов; формировать циклограмму приказов учебного заведения; вести электронные книги приказов по учащимся и персоналу школы и движения учащихся; осуществлять выборки приказов по назначенным реквизитам или участникам.

Подсистема планирования:

1. рассчитывает базисный, учебный планы и сетку часов на основе сформированной структуры школы, списков классов, базового и школьного компонентов;

2. позволяет распределять основную и дополнительную нагрузку преподавателей;

3. предоставляет данные для формирования расписания занятий при совместной работе с программами составления расписаний наиболее известных и востребованных фирм.

Подсистема успеваемости учитывает успеваемость учащихся:

1. в виде: оценок, по принятой в учреждении шкале;

2. в виде обобщенных показателей рассчитываемых программой на основе показателей заданных пользователем;

Подсистема аналитики позволяет проводить анализ состояния учебного процесса по критериям:

1. степени обученности;

2. качества знаний;

3. проценту успеваемости учащихся;

4. среднему баллу.

Используя полученные данные можно оценить работу преподавателя как по любому предмету в любом классе, где он его ведет или за школу в целом, так и по всем предметам. Этот анализ можно вывести в графической или табличной форме и использовать при аттестации преподавателей и определения состояния учебного процесса в школе.

Подсистема «Приказы» позволяет формировать и издавать приказы по образовательному учреждению в автоматизированном режиме с использованием циклограммы приказов, осуществлять ведение книг приказов по сотрудникам и учащимся школы, книги движения учащихся, а также контроль за исполнением требований приказов.

АИАС АРМ Директор постоянно модернизируется, добавляются новые функции, упрощается интерфейс пользователя. Внедрение в работу образовательных учреждений программного комплекса позволит получить следующий эффект

^ органы администрации всех уровней освободятся от малопродуктивного рутинного труда по сбору информации о состоянии образовательного(ых) учреждения(ий);

^ существенно сократится время реакции управления (принятие решения, постановка задачи, контроля исполнения);

^ повысится эффективность процесса принятия решений и планирования на основе получения в реальном масштабе времени достоверной информации о состоянии самих учреждений образования, состоянии их финансово-хозяйственной деятельности и учебновоспитательного процесса.

Программный комплекс АИАС АРМ директор является открытой системой и способна функционировать совместно с другими программами автоматизации образовательных учреждений. К их числу относятся следующие программы:

- АИАС «АВЕРС: Расписание»;

- АИАС «АВЕРС: Тарификация»;

- АИАС «АВЕРС: Библиотека»;

- АИАС «АВЕРС: Бухгалтерия».

Все эти программы могут функционировать как самостоятельные программные комплексы, но основной их особенностью является совместная работа как единого комплекса с использованием одной базы данных.

Несколько слов о предназначении и возможностях этих программ. Автоматизированная информационно-аналитическая система учета библиотечного фонда и организации деятельности школьных библиотек АИАС «АВЕРС: Библиотека» предназначена для комплексной

автоматизации повседневной деятельности школьных библиотек, включая процессы учета библиотечного фонда, организацию работы библиотеки с пользователями и другими библиотеками, вопросы оценки состояния библиотечного фонда, определения потребности

библиотеки в новых поступлениях и необходимости обновления (увеличения) фондов, изучение читательского спроса, а также вопросы контроля за состоянием библиотечного фонда и планирования работы библиотеки на перспективу.

Программный комплекс АИАС «Школьная библиотека» позволяет:

1. проследить путь каждого документа (издания), от его поступления на баланс школьной библиотеки до списания;

2. оценить потребности пользователей школьной библиотеки в различных изданиях;

3. спланировать деятельность библиотеки;

4. обеспечить быстрый поиск необходимых документов (изданий).

При работе с программным комплексом АИАС «АВЕРС библиотека» предусмотрена возможность формирования многочисленных запросов как в интересах сотрудников библиотеки, так и пользователей. Он обеспечивает разграничение функций работников библиотеки и пользователей.

Внедрение АИАС «АВЕРС-Библиотека» в работу библиотек различного уровня позволит автоматизировать процесс обработки и учета всех документов библиотечного фонда. При этом значительно сократится время на поиск, подготовку и выдачу необходимых данных, как по информационному обслуживанию читателей, так и по организации работы самой библиотеки. Библиотека сможет оперативно реагировать на запросы читателей и более целенаправленно планировать свою деятельность.

Автоматизированная информационно-аналитическая система "АВЕРС - расписание" это специализированная программа, предназначенная для составления расписания занятий во всех типах образовательных учреждений (общеобразовательные учреждения, учреждения профтехобразования).

Программа позволяет: v учитывать санитарные правила и нормы; v учитывать распределение классов по сменам; v объединять классы в поток; v делить классы (потоки) на группы; v составлять расписание классов без "окон"; v генерировать различные формы таблиц расписания; v планировать замены;

v представлять таблицы в Excel, Word и HTML форматах; v сокращать "окна" в расписании учителей и многое другое.

ПРОГРАММА "АВЕРС-расписание" помогает завучу подготовить оптимальное расписание уроков с учетом пожеланий учителей и требований администрации.

Программа состоит из четырех разделов "Списки", "Нагрузки", "Расписание" и "Замены". Раздел "Списки" служит для ввода, редактирования и печати списков классов, предметов, кабинетов и учителей.

Раздел "Нагрузки" служит для ввода, редактирования и печати нагрузок, которые сортируются по классам, предметам или учителям.

Раздел "Расписание" служит для составления расписания по классам или учителям в автоматическом, ручном или смешанном режиме.

Раздел "Замены" служит для поиска вариантов замен временно отсутствующих учителей. При отыскании замены для выбранного учителя задаются номера уроков в дни, когда он будет отсутствовать. При планировании замены можно выбрать фамилию заменяющего учителя, назначить новый предмет и выбрать новый кабинет.

В настоящее время в программе реализована функция экспорта данных в формате ЕГЭ. Программа полностью интегрирована с АИАС "Управление образовательным учреждением" (АРМ Директор), использует единую базу данных учителей, предметов, классов, кабинетов, учебного плана и учебной нагрузки

Готовое расписание одного, всех или некоторых классов или учителей можно сохранить в форматах Microsoft Word, Excel или HTML.

Система бухгалтерского учета и управления финансово-хозяйственной деятельностью образовательного учреждения "АВЕРС бухгалтерия".

Основной задачей, ставившейся при разработке этой системы было создание инструмента, позволяющего в реальном масштабе времени получать объективную и достоверную информацию о состоянии финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Структурно Комплекс состоит из совокупности функционально полных (по разделам бухгалтерского учета бюджетного учреждения) программных компонентов, объединенных единой базой данных. Компоненты могут функционировать как автономно, так и в составе Комплекса под управлением сетевой операционной среды. Комплекс легко конфигурируется под перечень задач, решаемых бухгалтерией конкретного бюджетного учреждения.

В состав базовой модели Комплекса входят следующие автоматизированные рабочие места:

1. Банк; кассовые, фактические расходы.

2. Касса; расчеты с подотчетными лицами; депоненты.

3. Материальный учет.

4. Учет сумм хищений и недостач.

5. Родительская плата.

6. Заработная плата.

7. Расчеты с поставщиками продуктов питания; учет расхода продуктов питания.

8. Расчеты со школьно-базовыми столовыми.

9. Главная бухгалтерская книга; баланс.

Программный комплекс полностью автоматизирует все разделы учета бухгалтерии образовательного учреждения, позволяет вести учет как по бюджетным счетам, так учитывать работу учреждения в условиях нового хозяйственного механизма с построением необходимой сводной отчетности. Количество расчетных счетов обрабатываемых Комплексом не ограниченно. Отчетность ведется по каждому расчетному счету с построением сводной бухгалтерской отчетности по всему учреждению. Комплекс позволяет вести полный синтетический учет, а также многоуровневый аналитический. Все выходные формы периодической бухгалтерской отчетности, генерируются компонентами комплекса в соответствии с требованиями альбома выходных форм, утвержденного Министром Финансов и Госкомстатом Российской Федерации.

При совместной работе с АРМ «Директор» Комплекс дополнительно позволит оперативно решать задачи тарификации и заработной платы сотрудников общеобразовательных учреждений.

Автоматизированная информационно-аналитическая система "АВЕРС:

Тарификация" - специализированная система, предназначенная для автоматизированного расчета фонда заработной платы образовательного учреждения.

Функциональные подсистемы АИАС «Тарификация»:

Информация: позволяет определять структуру образовательного учреждения; вести базу данных личных дел сотрудников с указанием данных, необходимых для расчета тарификации сотрудника; производить назначения на должности, контролировать перемещения; формировать справочники действующих в учреждении тарифных сеток, надбавок и доплат; строить статистические отчеты, отражающие качественный состав сотрудников учреждения; готовить документы, необходимые для прохождения процедуры аттестации.

Планирование: позволяет рассчитывать учебный план и сетку часов; проводить

распределение педагогической и дополнительной нагрузки преподавателям; в автоматическом режиме, исходя из информации о структуре учреждения, на основании утвержденных типовых штатных расписаний, составлять штатное расписание учреждения; распределять основную и дополнительную нагрузку преподавателей; производить назначение сотрудникам надбавок и доплат.

Тарификация: позволяет проводить тарификацию преподавателей; рассчитывать

тарификационный список, затраты на оплату труда по категориям работающих, тарифный и надтарифный фонды учреждения.

Аналитика: позволяет получать данные, необходимые для анализа объема использования надбавок и доплат в различных типах учреждений; рассчитывать требуемый для их реализации объем финансирования; оптимизировать условия их применения.

АИАС может применяться для проведения тарификационных расчетов не только в отдельном образовательном учреждении, но и в плановом отделе централизованной бухгалтерии.

Таким образом, информационно-аналитическая система АРМ Директор, предназначенная для автоматизации управленческой и административной деятельности образовательных учреждений различного уровня, автоматизированного сбора и обработки всего многообразия информации, циркулирующей в системе образования, может быть рассмотрена как базовое

программное средство для формирования единого информационного пространства не только отдельных учебных заведений, но и территориальной образовательной системы в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.