ОДИН ИЗ ПОДХОДОВ К СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ СБОРА, ОБРАБОТКИ, АНАЛИЗА И ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРЕСАХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ КОМПАНИИ АВЕРС
Лозицкий Игорь Григорьевич, генеральный директор ООО «ФинПромМаркет-ХХІ» (ИВЦАверс), (г. Москва) e-mail: office@iicavers.ru
Заичко Валерий Александрович, заместитель генерального директора ООО «ФинПромМаркет-ХХІ» (ИВЦ Аверс), (г.
Москва)
e-mail: office@iicavers. ru
В условиях возрастающей самостоятельности образовательных учреждений, изменяющейся нормативно-правовой базы все более актуальной становится задача сбора, обработки, анализа и обработки информации о состоянии образовательной системы в интересах повышения эффективности управленческой деятельности органов управления образованием.
В системе управления региональным (муниципальным) образовательным комплексом можно выделить два информационно зависимых контура: контур управления финансово-хозяйственной деятельностью и контур управления административной деятельностью образовательного учреждения. Эти контуры взаимозависимы и используют единые информационные ресурсы.
Мы предлагаем рассмотреть типовой проект создания системы сбора данных для информационного обеспечения управленческой деятельности не только отдельных образовательных учреждений, но и органов управления образованием различных (муниципальный, субмуниципальный, региональный) уровней. Основной принцип такой системы: от информационной инфраструктуры образовательного учреждения к единому информационному пространству управления муниципальной или региональной системой образования.
Внедрение системы в практику повседневной деятельности муниципальных или региональных органов управления системой образования позволяет:
- сократить бумажные потоки документооборота в сфере управления образованием и начать переход на применение безбумажных технологий управления;
- стандартизировать процесс делопроизводства, как на уровне муниципальной (региональной) системы управления образованием, так и на уровне непосредственно образовательных учреждений;
- повысить эффективность управленческих решений на основе использования оперативной и достоверной информации, как о состоянии отдельного учреждения, так и всей системы образования в целом;
- унифицировать формы представления отчетных документов и освободить органы управления образованием от малопродуктивного труда по сбору информации о состоянии образовательных учреждений;
- создать систему информационного обеспечения деятельности органов управления образованием и обеспечить совместное использование информационных ресурсов системы с внешними организациями муниципального, регионального и федерального уровней при решении социально значимых задач.
С целью визуализации информации, циркулирующей в системе, предлагается использовать в ее составе элементы геоинформационных технологий (ГИС - технологии). Использование ГИС-технологий в системе управления образованием позволяет:
- объединить все учреждения и органы управления образованием в единую информационную систему;
- оценивать оптимальность распределения образовательных учреждений;
- принимать решения о целесообразности открытия (закрытия) образовательного учреждения;
- оптимизировать местоположение вновь открываемых образовательных учреждений;
- в автоматизированном режиме формировать проект застройки территории
образовательного учреждения;
- в сельских местностях решать вопрос об оптимизации маршрутов доставки учащихся в образовательные учреждения.
Автоматизированная информационно-аналитическая система (АИАС) «Орган управления образованием» является специализированной системой сбора, обработки, анализа, хранения и передачи информации и функционально представляет собой набор интегрированных приложений, которые комплексно, в едином информационном пространстве поддерживают основные аспекты управленческой деятельности в системе образовательных учреждений.
Этот программный продукт нового поколения предназначен для комплексной автоматизации деятельности муниципальных или региональных органов управления образованием и позволяет сформировать единый банк данных всех типов и видов образовательных учреждений на уровне района, города, региона. Банк данных позволяет осуществлять выборку данных как по конкретному образовательному учреждению, так и по совокупности их видов и типов и тем самым оперативно получать полную и достоверную информацию о состоянии и динамике образовательной инфраструктуры. Кроме того, с помощью программного комплекса можно сформировать единый интегрированный банк данных контингента учащихся, педагогических и административных кадров образовательных учреждений города (и даже региона). Такой интегрированный банк данных позволит решать задачи аттестации и переподготовки кадров, педагогических и административных работников, осуществлять мониторинг образовательной деятельности в подведомственных учреждениях, проводить объективный анализ состояния образовательного процесса в учреждениях; получать достоверную информацию об имеющихся в учреждениях вакансиях педагогических и административных кадров и учитывать потребность в педагогических и административных кадрах.
Автоматизация деятельности органа управления образованием позволяет эффективнее выполнять контрольные функции: оперативный контроль за планированием учебно-
педагогического процесса в подведомственных учреждениях, контроль за формированием фонда оплаты труда, правомерностью установления надбавок и доплат. Возможна также не только унификация процесса формирования штатных расписаний образовательных учреждений и учебных планов, но и унификация всей системы документооборота в подведомственных учреждениях, особенно в части кадрового делопроизводства.
Важной также является функция приема стандартных форм отчетов образовательных учреждений (ОШ), причем с автоматизированной проверкой достоверности представленных в них данных (на основе единого банка данных), а также последующей аналитической обработкой информации, содержащейся в первичных и консолидированных отчетах учреждений. Принятая отчетность позволяет формировать консолидированные отчеты по образовательным учреждениям муниципального образования (региона) и представлять их в виде, определяемом Министерством образования РФ для передачи (в том числе и в электронном виде) вышестоящему органу управления образованием. При необходимости орган управления образования может определять нестандартные формы отчетных документов учреждений, и автоматизировано осуществлять их аналитическую обработку и консолидацию. Тем самым с помощью АИАС «Сводная статистическая отчетность» орган управления образованием может легко обеспечить единую для всех подведомственных учреждений методику составления и проверки отчетности.
Таким образом, автоматизированная информационно-аналитическая система «Орган управления образованием» позволяет сформировать и поддерживать в актуальном состоянии единый интегрированный информационный ресурс территориальной (муниципальной или региональной) образовательной системы. АИАС «Орган управления образованием» информационно взаимодействует с программными комплексами «Централизованная бухгалтерия», «Сводная статистическая отчетность», «АРМ Директор», «Школьная библиотека», «Ревизор», открыта к информационному обмену с другими системами на уровне «экспорта-импорта» данных.