Научная статья на тему 'АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСУ / ОУ / АИС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / PROCOLLEGE / MOODLE / OU / AIS / EDUCATIONAL PROCESS / ASU

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрусенко Е.Ю., Давиденко А.Н.

История создания в России системы электронного школьного документооборота уже насчитывает больше тридцати лет. Она началась после появления в школах первых персональных компьютеров. Учителя-энтузиасты, а также студенты - практиканты начали разрабатывать системы, которые были призваны облегчить труд работников образования, избавить их от рутинной работы по созданию расписания, поурочных планов и большого количества отчетных и рабочих документов и др. С появлением в школы IBM-совместимых компьютеров, а также с приходом Российских фирм, которые специализируются на создании программного обеспечения, данный процесс стал более управляемым и профессиональным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMATED QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS OF THE EDUCATIONAL PROCESS

The story of the creation in Russia systems of electronic document circulation the school already has more than thirty years. It began after the first personal computers appeared in schools. Enthusiastic teachers, as well as student interns, began to develop systems that were designed to facilitate the work of education workers, save them from the routine work of creating a schedule, time plans and a large number of reporting and working documents, etc. With the advent of IBM-compatible computers in schools, as well as with the arrival of Russian companies that specialize in creating software, this process has become more manageable and professional.

Текст научной работы на тему «АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

УДК 378.146

Андрусенко Е.Ю., к.п.н. доцент кафедры «Информатика и ИТО» ФГБОУВПО «Армавирский государственный педагогический университет» Россия, г. Армавир Давиденко А.Н., к.т.н. доцент кафедры «Информатика и ИТО» ФГБОУ ВПО «Армавирский государственный педагогический университет» Россия, г. Армавир Davidenko A. N., Ph. D. associate Professor associate Professor of "Informatics andITO" FGBOU VPO "Armavir State Pedagogical University"

Russia, Armavir Andrusenko E. Yu., Ph. D. associate Professor associate Professor of "Informatics and ITO" FGBOU VPO "Armavir State Pedagogical University"

Russia, Armavir АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА AUTOMATED QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация

История создания в России системы электронного школьного документооборота уже насчитывает больше тридцати лет. Она началась после появления в школах первых персональных компьютеров. Учителя-энтузиасты, а также студенты - практиканты начали разрабатывать системы, которые были призваны облегчить труд работников образования, избавить их от рутинной работы по созданию расписания, поурочных планов и большого количества отчетных и рабочих документов и др. С появлением в школы IBM-совместимых компьютеров, а также с приходом Российских фирм, которые специализируются на создании программного обеспечения, данный процесс стал более управляемым и профессиональным.

Annotation

The story of the creation in Russia systems of electronic document circulation the school already has more than thirty years. It began after the first personal computers appeared in schools. Enthusiastic teachers, as well as student interns, began to develop systems that were designed to facilitate the work of education workers, save them from the routine work of creating a schedule, time plans and a large number of reporting and working documents, etc. With the advent of IBM-compatible computers in schools, as well as with

the arrival of Russian companies that specialize in creating software, this process has become more manageable and professional.

Ключевые слова АСУ, ОУ, АИС, образовательный процесс, ProCollege, MOODLE.

Keyword ASU, OU, AIS, educationalprocess, ProCollege, MOODLE.

В настоящее время в российской образовательной системе нету общей системы школьного документооборота, кроме того не организован обмен стандартной информацией среди школ и городских, районных управлений образованием. Хотя, практически во всех образовательных учреждениях присутствует своя АСУ - или на основе уже созданных программ или на основе собственных программ и имеющихся разработок.

Сначала, дадим определение: АСУ -это система, которая основана на использовании инновационных методов руководства социально-экономическим объектом, применении математических моделей и методов в ходе принятия решений и проектирования необходимой информационной базы на основании средств вычислительной техники и связи, которая обеспечивает достижение нового качества в повышении эффективности управляемой системы [3].

Автоматизированной системе управления образовательного учреждения (далее АСУ ОУ) необходимо соответствовать задачам, которые для каждого ОУ могут быть индивидуальным и к тому же она должна выполнять большой список задач, общих для большого количества образовательных учреждений, к примеру, электронный журнал успеваемости школьников, учёт школьного питания и т.д. Кроме того, следует выделить, что на нынешних рынках чаще всего присутствуют автоматизированные информационные системы (АИС).

АИС - наиболее широкая категория, которая включает в себя АСУ, по классификации Якушиной Е.В.

АИС делятся на три основные группы:

1) Информационно - контентные системы (ИКС);

2) Автоматизированные системы управления(АСУ);

3) Системы тестирования [1].

Рассмотрим бесплатную версию структуры АИС «Школьный портал», которая доступна для школ, учащиеся которых составляют менее чем 250 человек.

Она включает:

• подсчет школьного питания;

• система управления школьным сайтом;

• учет обслуживающего персонала и педагогических кадров;

• отчетность: посещаемость, обученность и др.;

• SMS-сервис;

• движение учащихся — все виды и типы учреждений;

• мониторинг обученности: отчетность, электронный школьный журнал;

• конструктор тестов и система тестирования;

• форум, система обмена сообщениями, доска объявлений;

Хотя, большую популярность в последнее время заполучили АИАС. АИАС - автоматизированные информационно-аналитические системы. АИАС «АРМ Директор», которая создана российской фирмой «Аверс», является наиболее эффективной разработкой среди имеющихся.

Структура АИАС «АРМ Директор»:

1. Делопроизводство

позволяет формировать алфавитную и адресную книги; вести базы данных личных дел учащихся и сотрудников; в динамическом режиме готовить документы необходимые для прохождения процедуры аттестации, создавать отчеты.

2. Планирование

позволяет создавать структуру учреждения; рассчитывать сетку часов и базисный учебный план; распределять основные и дополнительные нагрузки преподавателей.

3. Успеваемость

позволяет вести учет успеваемости учащихся в виде абсолютных, относительных и обобщенных показателей.

4. Здоровье

позволяет осуществлять мониторинг состояния здоровья сотрудников и учащихся учреждения; планировать и контролировать проведение диспансеризаций, получать их результаты.

5. Приказы

позволяет выявлять циклограмму издания приказов по учреждению; создавать проекты приказов и контролировать их выполнение; вести книги учета приказов.

6. Тарификация

позволяет высчитывать затраты на оплату труда по категориям работающих, надтарифный и тарифный фонды; вести тарификацию преподавателей.

7. Аналитика

позволяет получать данные, которые необходимы для мониторинга качества образовательного процесса в учреждении (успеваемость, качество знаний), проведения аттестации и управления переподготовкой кадров.

Следовательно, АИАС дает возможность создать в ОУ автоматизированные рабочие места: завуча, директора, учителя, секретаря-делопроизводителя, медицинской сестры. В целом отмечается, что добавление АИАС «АРМ Директор» позволяет: освободить администрацию школы от рутинного, малопроизводительного труда по созданию различных отчетных документов; спроектировать основу

информационной инфраструктуры управления образовательным учреждением; реализовать планирование учебного процесса; получать точные данные, которые необходимы руководителю для того, чтобы принимать решения по управлению работой учреждения; создать независимую и объективную систему оценки качества учебного процесса

[5].

По отношению к АСУ для учреждений среднего профессионального образования (СПО), можно отметить, что принципы и структура их функционирования аналогичны рассмотренным. К примеру, модули АСУ «ProCollege» обеспечивают различные уровни управления развитием ОУ на основе обработки и сбора педагогической и административной информации с применением различных баз данных:

1. Сопровождение приемной кампании в соответствии с требованиями законодательства РФ;

2. Автоматическое распределение и сбор документации отчетного характера;

3.Хранение и сбор актуальных сведений о сотрудниках, учет и управление кадрами;

4. Создание актуального расписания занятий;

5. Администрирование и планирование образовательного процесса, в т.ч. планирование и своевременный учет учебной нагрузки, мониторинг выполнения учебных планов;

6. Информационное сопровождение деятельности различных структурных подразделений (учебных отделений, учебной части и др.);

7. Создание личных дел обучающихся;

8. Хранение статистических данных о результатах обучения; учебных планах [2].

В 2014 году на основе «Южно-Уральского многопрофильного колледжа», в котором была успешно введена и функционирует АСУ «ProCollege», были созданы модуль учета и планирования тарификации преподавателей; модуль формирования сводной ведомости по результатам освоения образовательной программы; автоматизировано формирование учебного графика и др.

АСУ «ProCollege» интегрирована с MOODLE [4]. При этом корректировка и наполнение образовательного контента с добавлением новых инструментов происходит постоянно, в соответствии с требованиями современного этапа развития системы среднего профессионального образования.

Из большого количества положительных результатов функционирования АСУ «ProCollege» отмечают следующие:

1) сокращение разных коммуникационных барьеров среди подразделений;

2) устранение необоснованного дублирования работ, которые выполняются сотрудниками колледжа или различными подразделениями;

3) устранение субъективных, некомпетентных решений со стороны отдельных сотрудников или руководителей подразделений;

4) сокращение времени принятия решений и выполнение повседневных функций структурных подразделений без необоснованных задержек (утверждение планов, оформление приказов, принятие различных справок, а также заявок, другое);

5) повышение квалификации персонала подразделений;

6) эффективное перераспределение кадров. Выводы

Таким образом, нынешней АСУ ОУ необходимо иметь информационно-аналитический характер, обеспечивать информационную поддержку принятия решений в различных направлениях деятельности образовательного учреждения, строиться на принципах масштабируемости, открытости, комплексности, безопасности, надежности. Система должна использоваться органами управления образования для обобщения полученной информации, создания единых региональных баз данных учащихся и педагогов.

Использованные источники:

1. Галиновский А.Л. Информационные системы управления качеством в автоматизированных и автоматических производствах. - М.: Инфра-М, 2018. - 284 с.

2. Екимова М.А. Методическое руководство по разработке электронного учебно-методического обеспечения в системе дистанционного обучения Moodle [Электронный ресурс]/ Екимова М.А.— Электрон. текстовые данные.— Омск: Омская юридическая академия, 2015.— 22 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49654.html.— ЭБС «IPRbooks»

3. Логачев М.С. Автоматизированные системы управления качеством образовательного процесса : монография / М. С. Логачев, Ю. Н. Самарин, М. С. Тигина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Моск. гос. ун-т им. И. Федорова. - Москва : МГУП, 2016. - 288, [1] с.

4. Меньшикова Т.В. Руководство по созданию учебного курса в Moodle [Электронный ресурс]: учебное наглядное пособие/ Меньшикова Т.В.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2017.— 44 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/74359.html.— ЭБС «IPRbooks»

5. Мезенцев К.Н. Автоматизированные информационные системы. - М.: Академия, 2012. - 174 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.