Научная статья на тему 'Управление информационными ресурсами образовательного учреждения (из опыта работы по формированию единой информационной среды школы № 28 г. Кирова)'

Управление информационными ресурсами образовательного учреждения (из опыта работы по формированию единой информационной среды школы № 28 г. Кирова) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление информационными ресурсами образовательного учреждения (из опыта работы по формированию единой информационной среды школы № 28 г. Кирова)»

УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ № 28 Г. КИРОВА)

Целищев Николай Евгеньевич, директор средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 28 (г. Киров).

Заичко Валерий Александрович, заместитель генерального директора ООО «ФинПромМаркет-ХХІ» (ИВЦ Аверс)

(г. Москва)

e-mail: office@iicavers. ru

Лозицкий Игорь Григорьевич, генеральный директор ООО «ФинПромМаркет-ХХІ» (ИВЦАверс) (г. Москва) e-mail: off ice@i icavers. ru

Широкое распространение информационных технологий и их проникновение во все сферы жизни общества является глобальной тенденцией мирового развития последних десятилетий. Не стоит в стороне от этой тенденции и школа. Условно можно выделить следующие модели использования компьютерных технологий в образовательном учреждении:

• уроки в специализированных компьютерных кабинетах;

• уроки с компьютерным сопровождением;

• методическая подготовка учителей к урокам;

• использование компьютерных технологий в процессе управления образовательным учреждением.

Для реализации всех этих моделей необходимо:

• материально-техническое оснащение;

• программное обеспечение;

• сопровождение процесса внедрения (обучение, консультирование).

В свете этого, последняя модель, на мой взгляд, является самой эффективной по соотношению средств необходимых на ее реализацию и влияния ее результата на всех участников образовательного процесса в школе.

Острая необходимость использования информационных технологий в процессе управления образовательным учреждением обусловлена рядом факторов:

• объем информации о ходе протекания и результатах образовательного процесса становится выше, чем уровень достаточного понимания этой информации;

• механическая обработка без определенного стандартного алгоритма не дает оперативных данных, позволяющих принимать оптимальные управленческие решения по результатам деятельности;

• работа школы в инновационном режиме требует многогранного анализа образовательной деятельности, прослеживания динамики изменений и своевременной корректировки.

Главным итогом должно стать новое качество управления школой на основе современных информационных технологий.

Внедрение информационных технологий в процесс управления в средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 47 г. Кирова прошло несколько этапов:

1. Использование продукта Microsoft Office для оформления приказов и ведения документации, составление отчета по успеваемости, обработки результатов различных мониторингов (например, состояния здоровья, образовательных потребностей родителей и т.д.)

2. Применение программ справочного характера: СD "Электронный архив журнала «Директор школы, СD "Энциклопедия административной работы в школе", СD «Ориентир» Законодательство Российской Федерации об образовании.

3. Создание АРМ (автоматизированных рабочих мест сотрудников администрации школы).

В нашей школе все началось с АРМ диспетчера составления школьного расписания. Накопив определенный опыт по проблеме автоматизированного составления школьного расписания можно выделить следующие проблемы внедрения подобных программ:

• задача составления расписания является задачей нематематической, а скорее дипломатической;

• очень мешает представление о том, что программа полностью заменит труд администратора по составлению расписания, любая программа - это всего лишь инструмент в руках человека;

• совпадение по времени процесса внедрения и освоения программы с процессом составления школьного расписания (чаще всего это неделя в конце августа);

• отсутствие опыта использования программ и, как следствие, трудности с консультированием процесса внедрения.

Также ввиду огромного количества программ, хотелось бы поделиться критериями выбора программ для составления школьного расписания

• операционная система

• интеграция с другими программами для управления

• удобство пользовательского интерфейса

• совершенство алгоритма планирования расписания

• полнота учета всевозможной входной информации

• простота эксплуатации (легкость обучения, полнота документации, сопровождение)

• требования к компьютеру

• дополнительные возможности программ, как возможность оперативного планирования замен уроков, ясность и полнота печатных выходных форм.

Решив проблему автоматизации составления школьного расписания, мы перешли к организации других рабочих мест администрации и, прежде всего директора и его заместителей. Были поставлены следующие задачи:

1. Разработка варианта автоматизированной системы управления школой на основе адаптации АРМ сотрудника администрации школы «Директор» разработанного информационновнедренческим центром «АВЕРС» (ООО «ФинПромМаркет-ХХ1») (г. Москва).

2. Нормативно-правовое обеспечение внедрения АСУ;

3. Подготовка работников к управлению школой с использованием современных информационных технологий.

4. Внедрение АРМ «Директор» в школе в режимах:

• несетевого варианта;

• локальной сети школы;

• Интранет

5. Мониторинг результативности и коррекция АСУ.

В 2000 году школой была приобретена программа “ДИРЕКТОР” (разработчик - ИВЦ «Аверс» Москва), которая создана для сотрудников администрации учебного заведения и позволяла создать автоматизированные рабочие места директора, завуча, секретаря, учителя, бухгалтера, библиотекаря, мед. сестры, администратора сети.

I. Рабочее место секретаря школы (Блок “Делопроизводство”) позволяет:

• вести личные дела сотрудников, в которых легко можно найти информацию следующего содержания: общие сведения о сотрудниках, их паспортные данные, сведения об образовании и повышении квалификации, званиях и наградах, стаже работы, должности с датой назначения, сведения об отпуске, воинской обязанности, аттестационный лист и служебная характеристика, данные о составе семьи и дополнительная информация,

• вести личные дела учеников, в которых также легко можно найти информацию следующего содержания: общие сведения об учащихся, данные о родителях и их помощи оказанной школе, сведения о социальных условиях, состоянии здоровья, сведения о состоянии успеваемости.

• вести учет личных достижений учеников;

• издавать приказы по школе используя циклограмму приказов, а также книгу движения учащихся;

• используя поисковую систему осуществлять любую выборку из школьной базы данных; в том числе: наполняемость классов, состав учащихся по годам, состав учащихся по полу, количество выбывших учащихся и причины выбытия;

• создавать отчеты школы: ОШ-1, ОШ-5, ОШ-9, унифицированную форму Т-2, личную карточку учащегося.

II. Рабочее место заместителя директора школы ( Блок “Планирование”) позволяет:

• определять список предметов и назначать на них преподавателей;

• формировать списки классов и списки групп;

• формировать нагрузку преподавателей, базисный и учебный планы школы;

• проводить тарификацию учителей;

• планировать и проводить итоговую аттестацию, в том числе и в форме ЕГЭ;

• формировать данные для анализа состояния учебного процесса и аттестации педагогов.

III. Рабочее место учителя ( Блок “Успеваемость”) позволяет:

• вести учет успеваемости учащихся в виде:

- электронного табеля ученика;

- в виде обобщенных данных;

- в виде относительных показателей рассчитанных по методике Симонова;

• проводить мониторинг успеваемости.

Результатом этой работы стал первый шаг на пути формирования единого информационного пространства школы на основе АИАС АРМ «Директор», что привело к:

^ повышению эффективности процесса принятия решений и планирования на основе получения в реальном масштабе времени достоверной информации о состоянии учебновоспитательного процесса;

^ освобождению администрации школы от малопродуктивного рутинного труда по сбору и обработке информации и увеличению времени на осуществление непосредственно аналитической функции управления школой;

^ существенному сокращению время реакции управления (принятие решения, постановка задачи, контроля исполнения);

Следующим шагом для дальнейшего формирования единого информационного пространства школы, стало внедрение программных продуктов для комплексной автоматизации системы управления школой. Необходимые программные комплексы для решения этой задачи мы также пробреди у компании «Аверс»: «Тарификация», «Библиотека», «Бухгалтерия», «АВЕРС:

расписание», «Смета».

На основе внедрения этих программ формирование единого информационного пространства школы приобрело новый качественный уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.