Научная статья на тему 'АВТОМАТИЗАЦИЯ ВРЕМЕННОГО ВВОЗА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАК ИНСТРУМЕНТ ОПТИМИЗАЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА'

АВТОМАТИЗАЦИЯ ВРЕМЕННОГО ВВОЗА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАК ИНСТРУМЕНТ ОПТИМИЗАЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
376
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКОРОСТЬ СОВЕРШЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ / ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПЕРЕВОЗКИ / АВТОМАТИЗАЦИЯ СОВЕРШЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПУНКТ ПРОПУСКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абрамов Александр Сергеевич

В статье рассмотрена автоматизация временного ввоза транспортных средств международной перевозки как инструмент оптимизации таможенных операций в пунктах пропуска. Реализация положения статьи 351 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза определяет в качестве приоритетной задачи создание условий для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза. Анализ применения отдельных технических решений, связанных с автоматизацией процессов регистрации транзитных деклараций, внедрением единого программного продукта для совершения таможенных операций, позволяет выявить негативное влияние на общую пропускную способность таможенных органов, расположенных на границе Союза. Реализация принципиально нового подхода, нацеленного на существенное изменение ситуации, рассмотрена на примере кардинальных изменений в архитектуре и инфраструктуре пунктов пропуска, что позволяет максимально автоматизировать таможенные операции, совершаемые в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза. Основное внимание уделено решениям, которые не требуют глобальных инвестиций и переработки технологий совершения таможенных операций, но позволяют значительно увеличить пропускную способность пунктов пропуска. Одним из таких решений является автоматизация временного ввоза транспортных средств международной перевозки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMATION OF TEMPORARY IMPORT OF VEHICLES AS A TOOL TO OPTIMIZE CUSTOMS OPERATIONS AT CHECKPOINTS

The article considers the automation of temporary import of international transportation vehicles as a tool for optimizing customs operations at checkpoints. The implementation of the provisions of Article 351 of the Customs Code of the Eurasian Economic Union defines as a priority the creation of conditions for accelerating and simplifying the movement of goods across the customs border of the Eurasian Economic Union. The analysis of the application of individual technical solutions related to the automation of the processes of registration of transit declarations, the introduction of a single software product for customs operations makes it possible to identify a negative impact on the overall capacity of customs authorities located on the border of the Eurasian Economic Union. The implementation of a fundamentally new approach, which makes it possible to significantly change the situation, is shown by the example of cardinal changes in the architecture and infrastructure of checkpoints, which makes it possible to automate customs operations performed with respect to goods and vehicles transported across the customs border of the Eurasian Economic Union as much as possible. The main attention is paid to solutions that, without requiring global investments, as well as processing technologies for customs operations, will significantly increase the capacity of checkpoints. One of such solutions is automation of temporary importation of international transportation vehicles.

Текст научной работы на тему «АВТОМАТИЗАЦИЯ ВРЕМЕННОГО ВВОЗА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАК ИНСТРУМЕНТ ОПТИМИЗАЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА»

8. Поисковые роботы - как они работают и что делают [Электронный ресурс]. URL: https:// www.internet-technologies.ru/articles/poiskovye-roboty-kak-oni-rabotayut-i-chto-delayut.htm l?ysclid=l6m3243wbq299310637.

9. Базовые понятия экспертных интеллектуальных систем [Электронный ресурс]. URL: https://itstan.ru/it-i-is/bazovye-ponjatija-ekspertnyh-intellektualnyh-sistem-eis.html.

информация об авторах

Сомов Юрий Иванович - кандидат военных наук, заместитель директора научно-исследовательского института, доцент кафедры информатики и информационных таможенных технологий, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: y.somov@customs-academy.ru; Бормотова Елена Григорьевна - кандидат экономических наук, начальник отдела нормативного обеспечения ВЭД Департамента развития и регулирования внешнеэкономической деятельности, Минэкономразвития России, Российская Федерация, 123112, Москва, Пресненская набережная, 10, стр. 2, e-mail: bormotovaeg@mail.ru.

конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. для цитирования

Сомов Ю. И., Бормотова Е. Г. Методические подходы к применению технологий искусственного интеллекта в деятельности таможенных органов // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 4. С. 22-30.

УДК 339.565.4

DOI 10.54048/20727240_2022_04_30

автоматизация временного ввоза транспортных средств как инструмент оптимизации таможенных операций в пунктах пропуска

А. с. Абрамов1

1 Таможенный пост МАПП Светогорск, Выборгская таможня, Выборг, Ленинградская область, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассмотрена автоматизация временного ввоза транспортных средств международной перевозки как инструмент оптимизации таможенных операций в пунктах пропуска. Реализация положения статьи 351 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза определяет в качестве приоритетной задачи создание условий для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза. Анализ применения отдельных технических решений, связанных с автоматизацией процессов регистрации транзитных деклараций, внедрением единого программного продукта для совершения таможенных операций, позволяет выявить негативное влияние на общую пропускную способность таможенных органов, расположенных на границе Союза. Реализация принципиально нового подхода, нацеленного на существенное изменение ситуации, рассмотрена на примере кардинальных

© Абрамов А. С., 2022

изменений в архитектуре и инфраструктуре пунктов пропуска, что позволяет максимально автоматизировать таможенные операции, совершаемые в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза. Основное внимание уделено решениям, которые не требуют глобальных инвестиций и переработки технологий совершения таможенных операций, но позволяют значительно увеличить пропускную способность пунктов пропуска. Одним из таких решений является автоматизация временного ввоза транспортных средств международной перевозки.

Ключевые слова: скорость совершения операций, декларирование транспортных средств международной перевозки, автоматизация совершения операций, интеллектуальный пункт пропуска.

automation of temporary import of vehicles as a tool to optimize customs operations at checkpoints

a. s. Abramov1

1 Svetogorsk Customs Post, Vyborg Customs, Vyborg, Leningrad region, Russian Federation

Abstract. The article considers the automation of temporary import of international transportation vehicles as a tool for optimizing customs operations at checkpoints. The implementation of the provisions of Article 351 of the Customs Code of the Eurasian Economic Union defines as a priority the creation of conditions for accelerating and simplifying the movement of goods across the customs border of the Eurasian Economic Union. The analysis of the application of individual technical solutions related to the automation of the processes of registration of transit declarations, the introduction of a single software product for customs operations makes it possible to identify a negative impact on the overall capacity of customs authorities located on the border of the Eurasian Economic Union. The implementation of a fundamentally new approach, which makes it possible to significantly change the situation, is shown by the example of cardinal changes in the architecture and infrastructure of checkpoints, which makes it possible to automate customs operations performed with respect to goods and vehicles transported across the customs border of the Eurasian Economic Union as much as possible. The main attention is paid to solutions that, without requiring global investments, as well as processing technologies for customs operations, will significantly increase the capacity of checkpoints. One of such solutions is automation of temporary importation of international transportation vehicles.

Keywords: speed of transactions, declaration of vehicles of international transportation, automation of transactions, intelligent checkpoint.

введение

Одним из наиболее приоритетных направлений развития таможенной службы является сокращение сроков совершения таможенных операций. Данное требование входит в число основных критериев оценки деятельности таможенных органов Российской Федерации (РФ). Правительством РФ принят ряд нормативных документов, предусматривающих постановку перед Федеральной таможенной службой (ФТС России) задач по оптимизации порядка совершения таможенных операций, выражающихся как в снижении количества документов, представляемых участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при декларировании и перемещении товаров, так и в сокращении временных интервалов, требуемых для соблюдения таможенных формальностей. В частности, планом мероприятий «Трансформация делового климата», утвержденным распоряжением

Правительства РФ от 17.01.2019 № 20-р, к контрольным показателям «дорожной карты» отнесены:

- снижение количества документов, предоставляемых при ввозе товаров и транспортных средств на территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также вывозе товаров с данной территории в целях совершения таможенных формальностей;

- сокращение сроков подготовки и получения документов, необходимых для помещения товаров под процедуры экспорта и выпуска для внутреннего потребления;

- снижение сроков проведения всех видов государственного контроля в отношении товаров и транспортных средств, ввозимых на территорию ЕАЭС, а также вывозимых с указанной территории; сокращение доли незаконного оборота иностранных товаров на территории ЕАЭС;

- внедрение технологий таможенного декларирования и выпуска товаров, позволяющих сократить сроки прохождения административных процедур в связи с ввозом товаров и транспортных средств на территорию ЕАЭС, а также вывозом товаров с данной территории до минимальных значений [1].

В соответствии со «Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» (Стратегия) [2] одним из основных направлений оптимизации деятельности таможенных органов является внедрение интеллектуальных пунктов пропуска, подразумевающих практически полную автоматизацию таможенных операций в целях значительного сокращения сроков проведения таможенных формальностей при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС. Предусмотрено два этапа реализации Стратегии: первый этап с 2021 по 2024 г.; второй этап с 2025 по 2030 г. Однако в связи с незначительными требованиями по дооснащению пунктов пропуска внедрение ряда технологий возможно уже в настоящее время в имеющейся инфраструктуре действующих пунктов пропуска, что позволит значительно сократить время совершения таможенных операций и повысить эффективность таможенного контроля. Одной из таких технологий является автоматизация перемещения транспортных средств международной перевозки через таможенную границу ЕАЭС, которая может рассматриваться в качестве преференциальной к внедрению на первом этапе создания интеллектуального пункта пропуска.

развитие пунктов пропуска через таможенную границу еаэс как инструмент реализации сервисно ориентированного подхода

Поэтапно реализуемая таможенным органами РФ концепция сервисно ориентированного администрирования деятельности таможенных органов, изложенная в «Рамочных стандартах безопасности и упрощения мировой торговли» Всемирной таможенной организации (ВТамО), а также в решениях Евразийского экономического совета, требует оказания максимального содействия торговле, осуществляемой добропорядочными участниками ВЭД [3].

Внедрение данной концепции сопровождается разработкой и реализацией перспективных таможенных операций и технологий, таможенных процедур, информационно-технических систем, а также регламентов предоставления таможенных услуг.

В рамках реализации «Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года», утвержденной приказом ФТС России от 27.06.2017 № 1065, таможенными органами была проведена значительная работа по внедрению и развитию автоматизации процессов совершения таможенных операций в отношении товаров, помещаемых под заявленные декларантом таможенные процедуры, связанные с подачей декларации на товары (ДТ). Технологии автоматической регистрации и автоматического выпуска товаров внедрены в деятельность таможенных органов в 2015 г. На первоначальном этапе в автоматическом режиме осуществлялись регистрация и выпуск товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта и не облагаемых таможенными пошлинами, налогами. В дальнейшем действие указанной технологии распространено и на поставки товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС и помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

В свою очередь, автоматизация таможенных операций, совершаемых в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, внедрена исключительно в отношении таможенной процедуры таможенного транзита. По результатам эмпирической оценки эффективности внедрения данной технологии автоматизация таможенных операций, связанных с регистрацией и выпуском транзитных деклараций, не оказала значимого положительного эффекта на общее время проведения таможенных формальностей в пунктах пропуска через таможенную границу ЕАЭС. Таким образом, проблема длительного совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, остается в настоящее время особо актуальной и требует решения в кратчайшие сроки.

В связи с завершением мероприятий по концентрации декларирования товаров в центрах электронного декларирования одним из основных направлений развития таможенных органов, изложенных в Стратегии, является создание интеллектуальных пунктов пропуска.

Таможенное администрирование на данном этапе развивается под воздействием двух факторов: с одной стороны, необходимость осуществления должного контроля в целях обеспечения экономической безопасности государства, жизни и здоровья граждан, с другой - содействие развитию торговли путем упрощения и гармонизации таможенных процедур. В связи с этим возникает необходимость опираться как на положения, установленные национальными стратегиями и концепциями, так и на международные документы, прежде всего ВТамО, членом которой является Россия, а также учитывать современные тенденции в области таможенного дела, связанные с цифровизацией и технологизацией таможенного дела [4, 5, 6].

Специфика появления сервисно ориентированного таможенного администрирования обусловлена следующими особенностями:

- технологической средой, которая в силу своей сложности и динамичности становится все более незащищенной;

- социально-экономическими преобразованиями в системе государственного управления, в частности, применением инструментов и моделей менеджмента и маркетинга в деятельности государственных структур, в том числе в ФТС России;

- сменой целеполагания и методологии управленческих решений [4].

В интеллектуальном пункте пропуска по сути объединяются процессы применения информационных технологий и современных технических комплексов, а также происходит их интеграция в единую систему.

Основными элементами модели интеллектуального пункта пропуска являют- современные системы связи, пригодные для реализации современных информационных технологий;

- системы диспетчеризации операций;

- отдельно выделенный коридор для товаров низкого уровня риска;

- автоматизированные системы определения весогабаритных параметров транспортных средств;

- интегрированная система распознавания номеров транспортных средств;

- инспекционно-досмотровый комплекс потокового (или портального) типа;

- автоматические системы радиационного контроля;

- техническое оснащение помещений и сооружений для обеспечения фактического контроля [2].

Архитектура разрабатываемой модели интеллектуального пункта пропуска базируется на внедрении единой информационной системы, обеспечивающей возможность проведения всех видов государственного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, путем организации автоматического информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти в соответствии с разработанными технологическими картами межведомственного взаимодействия.

Негативным моментом рассмотренной модели являются сроки внедрения интеллектуальных пунктов пропуска. Так, в соответствии с положениями Стратегии процесс создания интеллектуальных пунктов пропуска подразделяется на два этапа. Первый этап - с 2021 по 2024 г. - включает разработку перспективных моделей пунктов пропуска. Фактическое внедрение данных моделей планируется при проведении модернизации и реконструкции действующих пунктов пропуска в рамках реализации второго этапа Стратегии, запланированного на 2025-2030 гг. [2].

автоматизация перемещения транспортных средств международной перевозки в пунктах пропуска

Некоторые таможенные операции, оказывающие определяющее влияние на пропускную способность пункта пропуска, не требуют значительных

материальных вложений, связанных с глубокой реконструкцией функционирующих пунктов пропуска, и могут быть автоматизированы уже в настоящее время. Одной из таможенных операций, совершаемых в отношении каждого транспортного средства международной перевозки (ТСМП), является регистрация перемещения транспортного средства через таможенную границу ЕАЭС [7]. Данные операции включают регистрацию временного ввоза и обратного вывоза ТСМП, зарегистрированных на территории государств, не являющихся членами ЕАЭС, а также регистрацию временного вывоза и обратного ввоза ТСМП, зарегистрированных в РФ и иных государствах - членах ЕАЭС.

По результатам хронометража совершения таможенных операций, связанных с регистрацией перемещения ТСМП через таможенную границу ЕАЭС, полученных методом фотографии рабочего времени, установлено, что данные операции составляют порядка 1,5-2 мин на каждое транспортное средство при условии наличия в базах данных таможенных органов сведений о ранее совершенных таможенных операциях в отношении рассматриваемого ТСМП. Наиболее распространенными типами автомобильных транспортных средств, перемещающих товары в торговом обороте, являются автопоезда, состоящие из седельного тягача и прицепа, по сути являющихся двумя отдельными транспортными средствами. Так, для регистрации перемещения состава ТСМП через таможенную границу требуется в среднем 3-4 мин, что составляет 15-20% контрольного значения общего времени совершения таможенных операций в пунктах пропуска в отношении товарных партий, не идентифицированных в качестве рисковых, установленного приказом ФТС России от 26.12.2019 № 1968 «О внесении изменения в приложение № 2 к приказу ФТС России от 30.10.2017 № 1720» [8].

При этом в ходе анализа процессов совершения таможенных операций установлено, что более 98% ТСМП перемещаются через таможенную границу ЕАЭС на регулярной основе. Таким образом, при повторном перемещении ТСМП в базах данных таможенных органов уже присутствует вся необходимая информация о транспортном средстве.

Получение сведений о перемещении ТСМП через пункт пропуска возможно путем использования уже развернутых в пунктах пропуска систем считывания номеров либо минимального дооснащения таможенных органов, расположенных в автомобильных пунктах пропуска через таможенную границу ЕАЭС, считывателями информации с применением ТШ^-технологий.

С 2014 г. в рамках реализации постановления Правительства РФ от 14.06.2013 № 504 (постановление № 504) все транспортные средства массой более 12 т оборудованы передающими устройствами для регистрации маршрута движения в целях оплаты дорожных сборов системы «Платон». В соответствии с п. 11 приложения № 1 к постановлению № 504 данные устройства могут быть дооборудованы любыми дополнительными модулями [9].

Перечень сведений, подлежащих указанию при перемещении ТСМП через таможенную границу ЕАЭС, утвержден приказом ФТС России от 01.06.2010 № 1056 «Об утверждении штрихового кодирования» [10]. К данным сведениям

отнесены: страна регистрации, тип, марка и модель, год выпуска, идентификационный номер транспортного средства, номер двигателя, шасси/рамы/кабины/кузова, а также сведения о владельце транспортного средства (наименование юридического лица, юридический адрес, страна регистрации, индивидуальный номер налогоплательщика).

Включение данной информации в перечень сведений, хранящихся в передающем устройстве каждого ТСМП, позволяет осуществлять считывание информации при проезде по линии контроля пункта пропуска и после соответствующей оценки полученной информации (например, на предмет соответствия сведений, заложенных в устройстве, с иными визуально определяемыми признаками, наличия сведений о ТСМП в базах данных таможенных органов) осуществлять автоматическую регистрацию операции перемещения ТСМП.

Проект принципиальной схемы автоматической регистрации перемещения ТСМП представлен на рис. 1.

2. Передача сведений в центр обработки данных

1. Считывание информации о ТСМП

3. Направление результатов проверки на рабочее место инспектора

4. Выпуск при наличии информации и отсутствии рисков

5. Оформление ТСМП в ручном режиме при отсутствии информации. Применение форм контроля при выявлении рисков

Рис. 1. Схема регистрации перемещения ТСМП

Как видно из рис. 1, при въезде в пункт пропуска в ходе прохождения весога-баритного контроля осуществляется считывание сведений о ТСМП в объеме, регламентированном приказом ФТС России от 01.06.2010 № 1056. В целях исключения фактов подмены ТСМП на этапе считывания информации может быть реализован алгоритм проверки сведений, содержащихся в транспондере ТСМП, со сведениями системы считывания номеров транспортных средств, проследовавших через пункт весогабаритного контроля.

Указанные сведения передаются в центр обработки данных в целях установления факта наличия сведений о перемещаемом ТСМП в базах данных таможенных органов, а также установления факта последнего перемещения транспортного средства через таможенную границу ЕАЭС. Факт повторного перемещения

ТСМП в одном и том же направлении может свидетельствовать о возможном нарушении таможенного законодательства и требует дополнительной проверки документов и сведений, а также применения форм фактического таможенного контроля (например, сверки номерных агрегатов ТСМП с информацией, указанной в технических паспортах транспортных средств).

Далее результаты проверки поступают на рабочее место должностного лица, совершающего таможенные операции и проводящего таможенный контроль в пункте пропуска. В случае наличия сведений о ТСМП в базах данных таможенных органов, а также отсутствия рисковых ситуаций регистрация перемещения ТСМП осуществляется в автоматическом режиме.

В противном случае совершение таможенных операций осуществляется непосредственно должностным лицом, в том числе и после применения необходимых форм таможенного контроля.

На рис. 2 представлен алгоритм автоматической регистрации операции перемещения ТСМП при пересечении таможенной границы ЕАЭС.

Рис. 2. Алгоритм совершения таможенных операций, связанных с перемещением ТСМП

Для внедрения предлагаемой технологии автоматизации таможенных операций, связанных с перемещением ТСМП через таможенную границу ЕАЭС, достаточно дооснастить пункты пропуска считывающими устройствами, аналогичными контрольным рамкам системы «Платон», интегрированными с уже используемыми в пунктах пропуска системами считывания номеров, весогабаритными комплексами, а также программными продуктами, используемыми для совершения соответствующих таможенных операций.

заключение

Автоматизация таможенных операций является наиболее эффективным инструментом снижения временных затрат, связанных с проведением таможенных формальностей в пунктах пропуска через таможенную границу ЕАЭС.

Перспективная модель интеллектуального пункта пропуска предусматривает максимально возможное внедрение процессов автоматизации совершения таможенных операций, основанное на применении перспективных технических средств таможенного контроля (автоматические весогабаритные комплексы, ин-спекционно-досмотровые комплексы портального типа, система считывания регистрационных номеров транспортных средств), интегрированными в единую информационную систему, что позволит кратно снизить временные затраты участников ВЭД, связаные с пересечением таможенной границы ЕАЭС. Однако сроки внедрения модели интеллектуального пункта пропуска не позволяют обеспечить снижение временных затрат, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, в ближайшей перспективе.

При этом в настоящее время в автомобильных пунктах пропуска, наряду с совершением таможенных операций в отношении товаров, также осуществляется регистрация перемещения ТСМП. При этом время, затрачиваемое на совершение указанных операций, сопоставимо с оформлением товарных партий и составляет порядка 15-20% от общего времени проведения таможенных формальностей. Автоматизация таможенных операций по регистрации перемещения ТСМП позволит исключить данные временные затраты и значительно повысить пропускную способность автомобильных пунктов пропуска.

Кроме того, реализация технологии автоматической регистрации перемещения ТСМП, помимо сокращения общего времени совершения операций, позволит минимизировать ряд рисковых ситуаций, связанных с нарушением таможенного законодательства, выражающимся в закрытии операции временного ввоза ТСМП, зарегистрированного на территории иностранного государства, без его фактического вывоза с территории ЕАЭС, либо ввозом иностранного ТСМП под видом транспортного средства, зарегистрированного на территории государства - члена ЕАЭС.

Таким образом, при условии минимального дооснащения пунктов пропуска, по сути заключающегося в интеграции имеющейся в каждом пункте пропуска системы считывания регистрационных номеров транспортных средств

в ведомственную информационно-телекоммуникационную сеть ФТС России, внедрение технологии автоматизации таможенных операций, связанных с регистрацией перемещения ТСМП через таможенную границу ЕАЭС, позволит увеличить пропускную способность пунктов пропуска как по въезду на таможенную территорию ЕАЭС, так и по выезду с указанной территории, а также кратно снизить риски невывоза иностранных ТСМП либо ввоза данных ТСМП под видом транспортных средств, зарегистрированных в государствах - членах ЕАЭС.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Распоряжение Правительства РФ от 17.01.2019 № 20-р (ред. от 24.07.2021) «Об утверждении плана „Трансформация делового климата" и признании утратившими силу актов Правительства РФ» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.02.2022).

2. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 26.09.2022).

3. Макрусев В. В., Зеркин Д. Г., Месяц М. А. Современные подходы к управлению деятельностью таможенных органов: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. 168 с.

4. Бойкова М. В. Развитие теоретических основ таможенного администрирования на принципах сервисно-ориентированного подхода: дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. Люберцы, 2021. 535 с.

5. Макрусев В. В. Маркетинг таможенных услуг: учебник. М.: Проспект, 2017. 382 с.

6. Макрусев В. В., Дианова В. Ю. Таможенный менеджмент: учебное пособие. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2013. 278 с.

7. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 17.02.2022).

8. Приказ ФТС России от 26.12.2019 № 1968 «О внесении изменения в приложение № 2 к приказу ФТС России от 30 октября 2017 г. № 1720» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: http://www.customs.gov.ru (дата обращения: 11.02.2022).

9. Постановление Правительства РФ от 14.06.2013 № 504 (ред. от 09.04.2021) «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.02.2022).

10. Приказ ФТС России от 01.06.2010 № 1056 «Об утверждении Технологии использования штрихового кодирования при проведении таможенного контроля и учета в отношении транспортных средств, временно ввозимых (вывозимых) на (с) таможенную(ой) террито-рию(и) Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Альта-софт. URL: http://www. alta.ru (дата обращения: 17.02.2022).

информация об авторе

Абрамов Александр Сергеевич - кандидат экономических наук, начальник таможенного поста МАПП Светогорск, Выборгская таможня, Российская Федерация, Ленинградская

область, 188800, Выборг, Таможенный проезд, 6, e-mail: abramovalr@mail.ru, тел.: 8 (921) 987-76-29.

конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. для цитирования

Абрамов А. С. Автоматизация временного ввоза транспортных средств как инструмент оптимизации таможенных операций в пунктах пропуска // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 4. С. 30-40.

УДК 338.465.2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI 10.54048/20727240_2022_04_40

влияние цифровизации услуг таможенных органов на обеспечение экономической безопасности российской федерации

с. в. Курихин1

1 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация

Аннотация. Статья посвящена исследованию влияния цифровизации услуг таможенных органов на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации. Представлена характеристика услуг, предоставляемых таможенными органами России; отображены расчеты долей заявлений, поданных в электронной форме гражданами и юридическими лицами, и услуг, предоставленных в электронной форме должностными лицами таможенных органов. Автором выделены особенности процесса цифровизации услуг таможенных органов. Эти особенности разделены на три категории в зависимости от получаемого эффекта: усиливающие взаимодействие таможенных органов и иных общественных институтов, развивающие и адаптирующие экономику страны к современным условиям, а также формирующие новые требования к хозяйственной жизни общества. Статья содержит оценку выделенных особенностей: необходимости гармонизации усилий таможенных органов всех стран Евразийского экономического союза, потребности в комплексном подходе к цифровизации системы государственных контролирующих органов, целесообразности сочетания цифровизации деятельности таможенных органов с концепцией «умного города», возможности количественного роста и качественного развития экономики страны, санации рынка, непрерывного возрастания потребности в цифровизации услуг, а также формирования принципиально новых рисков, связанных с применением цифровых инструментов.

Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии, таможенные органы, Федеральная таможенная служба, государственные услуги, таможенные услуги, электронное декларирование, экономическая безопасность.

© Курихин С. В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.