Научная статья на тему 'АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ, ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ЗАЩИТЫ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ'

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ, ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ЗАЩИТЫ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенные операции / автоматизация / технологии автоматического контроля товаров / обеспечение соблюдения запретов и ограничений / валютного законодательства / защиты прав интеллектуальной собственности / customs operations / automation / technologies of automatic control of goods / enforcement of prohibitions and restrictions / currency legislation / protection of intellectual property rights

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шкляев Сергей Владимирович

Важность и необходимость цифровизации и автоматизации деятельности таможенных органов определяют актуальность данной статьи, в которой проанализировано состояние автоматизации процессов совершения таможенных операций, направленных на исключение субъективного подхода и минимизацию нагрузки на должностных лиц таможенных органов с одновременным сохранением надлежащего уровня таможенного контроля при обеспечении соблюдения запретов и ограничений, валютного законодательства, защиты прав интеллектуальной собственности, а также определены (уточнены) направления дальнейшего развития механизмов автоматизации совершения таможенных операций. Основное внимание уделено развитию механизмов межведомственного электронного информационного взаимодействия с Минпромторгом России и ФСТЭК России при реализации разрешительного порядка перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза отдельных категорий товаров, с Росаккредитацией – при реализации процедур оценки соответствия продукции установленным требованиям в области технического регулирования. В качестве перспективных предложены механизмы развития интеллектуального контроля в сфере технического регулирования, взаимодействия ФТС России с ФНС России, Банком России и Федеральным казначейством как инструмента противодействия сомнительным валютным операциям, реинжиниринга системы взаимодействия с правообладателями, целью которого является повышение эффективности принимаемых решений в сфере борьбы с контрафактом. Реализация предложенных механизмов автоматизации позволит повысить качество таможенного контроля при обеспечении соблюдения запретов и ограничений, эффективность противодействия сомнительным валютным операциям во внешнеторговой деятельности, результативность таможенного администрирования товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шкляев Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMATION OF CUSTOMS OPERATIONS IN ORDER TO ENSURE COMPLIANCE WITH PROHIBITIONS AND RESTRICTIONS, CURRENCY LEGISLATION, PROTECTION OF INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS

The importance and necessity of digitalization and automation of customs authorities determine the relevance of this article, which analyzes the state of automation of customs operations aimed at eliminating the subjective approach and minimizing the burden on customs officials while maintaining the appropriate level of customs control while ensuring compliance with prohibitions and restrictions, currency legislation, intellectual property rights protection, the directions of further development of mechanisms for automating customs operations have also been determined (clarified). The main attention is paid to the development of mechanisms for interdepartmental electronic information interaction with the Ministry of Industry and Trade of Russia and the Federal Service for Technical and Export Control of Russia in the implementation of the permissive procedure for the movement of certain categories of goods across the customs border of the Eurasian Economic Union, with the Federal Accreditation Service – in the implementation of procedures for assessing the conformity of products with established requirements in the field of technical regulation. Mechanisms for the development of intellectual control in the field of technical regulation, interaction of the Federal Customs Service of Russia with the Federal Tax Service of Russia, the Central Bank of Russia and the Federal Treasury as a tool for countering dubious currency transactions, reengineering of the system of interaction with copyright holders, the purpose of which is to increase the effectiveness of decisions taken in the fight against counterfeiting, are proposed as promising. The implementation of the proposed automation mechanisms will improve the quality of customs control while ensuring compliance with prohibitions and restrictions, the effectiveness of countering dubious currency transactions in foreign trade, the effectiveness of customs administration of goods containing intellectual property objects.

Текст научной работы на тему «АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ, ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ЗАЩИТЫ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ»

Федеральная таможенная служба, Российская Федерация, 121087, Москва, улица Новозаводская, 11/5, тел.: 8(499) 449-88-42, e-mail: dbzh70@mail.ru.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования

Жуков Д. Б. Автоматизация деятельности таможенных органов при реализации перспективной модели совершения таможенных операций // Вестник Российской таможенной академии. 2023. № 3. С. 35-47.

УДК 339.543

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ, ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ЗАЩИТЫ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

С. В. Шкляев1

1 Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля Федеральной таможенной службы, Москва, Российская Федерация

Аннотация. Важность и необходимость цифровизации и автоматизации деятельности таможенных органов определяют актуальность данной статьи, в которой проанализировано состояние автоматизации процессов совершения таможенных операций, направленных на исключение субъективного подхода и минимизацию нагрузки на должностных лиц таможенных органов с одновременным сохранением надлежащего уровня таможенного контроля при обеспечении соблюдения запретов и ограничений, валютного законодательства, защиты прав интеллектуальной собственности, а также определены (уточнены) направления дальнейшего развития механизмов автоматизации совершения таможенных операций. Основное внимание уделено развитию механизмов межведомственного электронного информационного взаимодействия с Минпромторгом России и ФСТЭК России при реализации разрешительного порядка перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза отдельных категорий товаров, с Росаккредита-цией - при реализации процедур оценки соответствия продукции установленным требованиям в области технического регулирования. В качестве перспективных предложены механизмы развития интеллектуального контроля в сфере технического регулирования, взаимодействия ФТС России с ФНС России, Банком России и Федеральным казначейством как инструмента противодействия сомнительным валютным операциям, реинжиниринга системы взаимодействия с правообладателями, целью которого является повышение эффективности принимаемых решений в сфере борьбы с контрафактом. Реализация предложенных механизмов автоматизации позволит повысить качество таможенного контроля при обеспечении соблюдения запретов и ограничений, эффективность противодействия сомнительным валютным операциям во внешнеторговой деятельности, результативность таможенного администрирования товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

Ключевые слова: таможенные операции, автоматизация, технологии автоматического контроля товаров, обеспечение соблюдения запретов и ограничений, валютного законодательства, защиты прав интеллектуальной собственности.

AUTOMATION OF CUSTOMS OPERATIONS IN ORDER TO ENSURE COMPLIANCE WITH PROHIBITIONS AND RESTRICTIONS, CURRENCY LEGISLATION, PROTECTION OF INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS

S. V. Shklyaev1

1 Department of Trade Restrictions, Currency and Export Control of the Federal Customs Service, Moscow, Russian

Federation

Abstract. The importance and necessity of digitalization and automation of customs authorities determine the relevance of this article, which analyzes the state of automation of customs operations aimed at eliminating the subjective approach and minimizing the burden on customs officials while maintaining the appropriate level of customs control while ensuring compliance with prohibitions and restrictions, currency legislation, intellectual property rights protection, the directions of further development of mechanisms for automating customs operations have also been determined (clarified). The main attention is paid to the development of mechanisms for interdepartmental electronic information interaction with the Ministry of Industry and Trade of Russia and the Federal Service for Technical and Export Control of Russia in the implementation of the permissive procedure for the movement of certain categories of goods across the customs border of the Eurasian Economic Union, with the Federal Accreditation Service - in the implementation of procedures for assessing the conformity of products with established requirements in the field of technical regulation. Mechanisms for the development of intellectual control in the field of technical regulation, interaction of the Federal Customs Service of Russia with the Federal Tax Service of Russia, the Central Bank of Russia and the Federal Treasury as a tool for countering dubious currency transactions, reengineering of the system of interaction with copyright holders, the purpose of which is to increase the effectiveness of decisions taken in the fight against counterfeiting, are proposed as promising. The implementation of the proposed automation mechanisms will improve the quality of customs control while ensuring compliance with prohibitions and restrictions, the effectiveness of countering dubious currency transactions in foreign trade, the effectiveness of customs administration of goods containing intellectual property objects.

Keywords: customs operations, automation, technologies of automatic control of goods, enforcement of prohibitions and restrictions, currency legislation, protection of intellectual property rights.

ВВЕДЕНИЕ

Федеральная таможенная служба (ФТС России) с 2021 г. приступила и продолжает реализацию первого этапа «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» (Стратегия-2030) [1], направленного на создание условий для формирования «цифровой» таможни, обеспечение применения современных методов администрирования деятельности таможенных органов, цифровизацию таможенных процедур и автоматизацию процессов совершения таможенных операций.

Проводимые ФТС России мероприятия по автоматизации процессов совершения таможенных операций осуществляются по следующим основным направлениям [2]:

- взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти в части повышения качества обмена сведениями в электронном виде;

- доработка программных средств и актуализация справочников нормативно-справочной информации Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов;

- внесение изменений в алгоритмы автоматического выпуска товаров с учетом вступления в силу нормативных правовых актов и правоприменительной практики таможенных органов;

- проведение мероприятий по внедрению механизмов интеллектуального контроля при автоматическом и автоматизированном выпуске товаров, в отношении которых установлены запреты и ограничения.

В рамках реализации Стратегии-2030 ФТС России уделяет пристальное внимание организации межведомственного взаимодействия, доработке и актуализации алгоритмов автоматической регистрации деклараций на товары и автоматического выпуска товаров при обеспечении соблюдения запретов и ограничений, осуществлении защиты прав интеллектуальной собственности, валютного контроля. Технологии автоматического контроля товаров, в отношении которых применяются меры торговых ограничений, цифровые технологии обеспечения соблюдения мер валютного контроля, современные автоматизированные информационные системы для совершения таможенных операций без участия должностных лиц рассматривались на страницах журнала «Вестник Российской таможенной академии» [2, 3, 4]. Однако существует необходимость периодического анализа состояния автоматизации процессов совершения таможенных операций, направленных на исключение субъективного подхода и минимизацию нагрузки на должностных лиц таможенных органов с одновременным сохранением надлежащего уровня таможенного контроля при обеспечении соблюдения запретов и ограничений, валютного законодательства, защиты прав интеллектуальной собственности, а также определения (уточнения) направлений дальнейшего развития механизмов автоматизации совершения таможенных операций.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ

Мероприятия ФТС России по автоматизации процессов совершения таможенных операций в целях обеспечения соблюдения запретов и ограничений как административных инструментов регулирования внешней торговли в настоящее время осуществляются в направлении совершенствования механизма межведомственного электронного информационного взаимодействия в части реализации разрешительного порядка перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС) отдельных категорий товаров, а также механизма межведомственного электронного информационного взаимодействия в части реализации процедур оценки соответствия продукции установленным требованиям в области технического регулирования. Продукция, в отношении которой установлены требования в области технического регулирования, выпускается в обращение на территории ЕАЭС при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия.

Отметим, что под разрешительным порядком перемещения через таможенную границу ЕАЭС отдельных категорий товаров понимается административная мера

регулирования внешнеторговой деятельности путем установления требований по оформлению и представлению разрешительных документов в таможенные органы при ввозе и вывозе товаров [5]. Для подтверждения соблюдения ограничений применяются различные документы (лицензии, разрешения, заключения, сертификаты, свидетельства) в зависимости от вида ограничений (мер регулирования), используемых во внешнеторговой деятельности (нетарифные меры регулирования, меры экспортного контроля, меры технического регулирования).

Органами федеральной исполнительной власти Российской Федерации (РФ), которые уполномочены выдавать лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, являются Министерство промышленности и торговли РФ (Мин-промторг России) (за исключением лицензий на экспорт и (или) импорт газа природного в сжиженном состоянии), Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) (на товары двойного назначения) и Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) (на товары военного назначения). Лицензии и разрешения выдаются на каждый товар, классифицируемый по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), в отношении которого введено лицензирование или автоматическое лицензирование (наблюдение). Кроме того, Минпромпорт России осуществляет формирование Федерального банка выданных лицензий для ведения статистического учета и анализа внешнеторговой деятельности в отношении товаров, к которым применяются запреты и (или) ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами ЕАЭС в торговле с третьими странами.

Работы по оценке соответствия проводят аккредитованные органы по оценке соответствия, в том числе органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры). Такие органы должны быть включены в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), ведение которого осуществляет Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), а на национальном уровне -Росаккредитация.

Важность задачи автоматизации процессов совершения таможенных операций в целях обеспечения соблюдения запретов и ограничений подтверждается необходимостью идентификации и совершения таможенных операций в отношении большого количества деклараций на подконтрольные товары (ДТ). По данным ФТС России, в 2022 г. 56% всего декларационного массива при импорте товаров (1,43 тыс. ДТ) и 12% при экспорте товаров (162,72 тыс. ДТ) сопровождалось представлением участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) таможенным органам документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений. При этом 84% разрешительных документов, представленных при импорте, составляют документы об оценке соответствия; 45,9% разрешительных документов, представленных при экспорте, - заключения, выдаваемые в области экспортного контроля [6].

На сегодняшний день достигнутый уровень информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти в части получения сведений из

разрешительных документов в автоматическом режиме составляет более 99,5%. Такой высокий уровень информационного взаимодействия, а также реализованный механизм сверки сведений, заявленных в ДТ и разрешительном документе, позволили в 2022 г. обеспечить внедрение автоматизированного централизованного учета и контроля лицензируемых Минпромторгом России товаров.

В настоящее время посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц в автоматическом режиме произведен учет квотируемых товаров и выпуск 716 деклараций по лицензиям Минпромторга России без приложения.

Дальнейшее развитие данного механизма планируется путем обеспечения возможности автоматического учета и контроля лицензий Минпромторга России, содержащих приложения, что позволит увеличить долю автовыпущенных ДТ.

Одновременно ФТС России проведена работа по обеспечению возможности автоматизированного учета товаров, лицензируемых ФСТЭК России. Разработана и утверждена «Технология совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров, лицензируемых ФСТЭК России» (приказ ФТС России от 03.11.2022 № 921), реализация которой позволит перейти к автоматизированному учету лицензируемых товаров без постановки лицензий ФСТЭК России на контроль [7]. Осуществлена подготовка алгоритмов автовыпуска товаров, сопровождаемых лицензиями ФСТЭК России.

Следует также подчеркнуть, что в целях обеспечения автоматизации процессов совершения таможенных операций с товарами, в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования и меры экспортного контроля, разработаны и утверждены [6]: «Технология проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в целях обеспечения соблюдения мер нетарифного регулирования или специальных экономических мер, начатой до выпуска товаров» (приказ ФТС России от 01.08.2022 № 616); «Технология совершения таможенных операций должностными лицами таможенных органов Российской Федерации при проверке заявленных сведений и принятии решений в отношении товаров, обладающих признаками товаров, подпадающих под действие законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля» (приказ ФТС России от 09.08.2022 № 625).

Другим важным направлением автоматизации процессов совершения таможенных операций в целях обеспечения соблюдения запретов и ограничений является совершенствование механизма межведомственного взаимодействия с Росак-кредитацией, т. е. внедрение процессов автоматизации в сфере технического регулирования.

В настоящее время завершено создание сервисов по передаче в Росаккре-дитацию сведений о выпущенных таможенными органами пробах (образцах) подконтрольной продукции и деклараций с документами о соответствии. Кроме того, согласована межведомственная позиция ФТС России и Росаккреди-тации о получении таможенными органами в электронном виде реквизитов таможенных деклараций на пробы (образцы), заявленных при регистрации

документов о соответствии, и данных из протоколов исследований (испытаний) товаров.

Следующий этап автоматизации и один из перспективных аспектов всесторонней защиты национальных интересов в сфере технического регулирования - внедрение механизмов интеллектуального контроля при автоматическом и автоматизированном выпуске ввозимой продукции (рис. 1).

Задачи

® Повышение уровня авторегистрации/автовыпуска ""

«безопасных» товаров ® Минимизация фактов представления недействительных документов ® Автоматическое принятие решений о выпуске в отношении однотипной продукции на основе применения отклонений от эталонных показателей ® Автоматическое выявление рисковых ситуаций, свидетельствующих о возможном ввозе потенциально опасных товаров ® Выявление недопустимых отклонений качественных и количественных характеристик товаров от эталонных значений >

Мероприятия

-»• Внедрение уникального цифрового кода подконтрольной продукции -»• Детализация кодов ТН ВЭД ЕАЭС в перечнях продукции к техническим регламентам ЕАЭС до уровня 10 знаков

-»• Тестирование процесса формирования базы данных эталонных поставок -»• Внедрение алгоритмов автоматического выявления документов о соответствии, не относящихся к ранее задекларированным пробам

Рис. 1. Развитие интеллектуального контроля в сфере технического регулирования

Интеллектуальный контроль - это единая система «сквозного» контроля за соблюдением мер технического регулирования в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, основанная на интеграции цифровых технологических решений, способных идентифицировать и распознавать подконтрольную продукцию, осуществлять сопоставление ее качественных и количественных характеристик с эталонными значениями для целей обнаружения событий, связанных с представлением таможенным органам недействительных документов о соответствии и (или) сведений о них, а также реализации комплексной поддержки принятия юридически значимых решений при автоматическом и автоматизированном выпуске объектов технического регулирования.

В рамках развития потенциала интеллектуального контроля планируется усовершенствовать процессы идентификации и прослеживаемости объектов технического регулирования. Достижение поставленной задачи возможно путем разработки уникального цифрового кода продукции, подлежащего обязательному указанию в протоколах испытаний, документах о соответствии и ДТ. Новый идентификатор позволит, с одной стороны, систематизировать и «дисциплинировать» деятельность всех субъектов системы подтверждения безопасности, а с другой -однозначно определить перечень обязательных требований, распространяемых на ввозимые товары.

Важным элементом качественно новой системы обеспечения соблюдения мер технического регулирования является детализация кодов ТН ВЭД ЕАЭС в перечнях продукции к техническим регламентам ЕАЭС до уровня 10 знаков. Перечни продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия требованиям технических регламентов ЕАЭС (Таможенного союза), в отношении которой при

помещении под таможенные процедуры подтверждается соблюдение мер технического регулирования, утверждаются Коллегией ЕЭК.

Завершение мероприятий по однозначной регламентации таких кодов и незначительная доработка информационно-программных средств таможенных органов позволит определять объекты контроля в автоматическом режиме.

Особая роль в реализации механизмов интеллектуального контроля отведена выявлению недопустимых отклонений качественных (код ТН ВЭД ЕАЭС и страна происхождения) и количественных (вес нетто и статистическая стоимость единицы товара) характеристик товаров от эталонных значений, присущих объектам технического регулирования при их таможенном декларировании с действительными документами о соответствии (документами, которые относятся к ввозимому товару).

В настоящее время ФТС России проводит тестирование механизма формирования базы данных эталонных поставок, которая в дальнейшем станет эффективным инструментом для автоматического выявления рисковых ситуаций, в том числе на этапе совершения таможенных операций, предшествующих помещению товаров под таможенные процедуры.

Таким образом, реализация комплекса указанных мероприятий позволит в значительной степени минимизировать риски несоблюдения обязательных требований. При этом решения о выпуске товаров, являющихся объектами технического регулирования, смогут приниматься информационными системами таможенных органов в кратчайшие сроки с сохранением высокого уровня их обоснованности и прозрачности.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ

В условиях внешнего санкционного давления актуальным направлением поддержки бизнеса является снижение административной нагрузки в сфере валютных правоотношений, в том числе путем автоматизации процессов валютного контроля, осуществляемого таможенными органами.

В рамках автоматизации ФТС России проведены следующие мероприятия по совершенствованию валютного контроля:

- автоматизирован процесс выявления таможенными органами признаков вывода капитала за рубеж;

- разработан алгоритм автоматизированной оценки уровня риска проведения сомнительных валютных операций;

- утвержден принцип выборочности объектов валютного контроля с использованием риск-ориентированного подхода;

- обеспечен автоматический контроль соблюдения порядка оплаты природного газа по каждому контракту.

Результатом указанной работы является повышение точности выбора объектов контроля и качества проводимых мероприятий при одновременном исключении субъективных факторов со стороны должностных лиц таможенных органов.

Следует отметить, что риск-ориентированный подход при выборе объекта для проведения проверок по валютному контролю основан на совокупности критериев, характеризующих результаты ВЭД резидента в целом и по конкретному контракту. Данные для расчета критериев поступают из различных источников (ФНС России и Банк России) в рамках межведомственного информационного взаимодействия и интегрируются в программные средства таможенных органов. Указанные критерии рассчитываются в автоматическом режиме в соответствии с разработанными алгоритмами. На их основе формируются данные для выбора объекта проверок в автоматизированном режиме. Таким образом, в поле зрения таможенных органов попадают только лица, в действиях которых усматриваются признаки проведения противоправных деяний.

В совокупности с централизацией программных средств валютного контроля, которая обеспечила прозрачность принимаемых решений на всех уровнях (таможня, региональное таможенное управление, центральный аппарат), эффективность указанного подхода подтверждается также статистикой охвата проверочными мероприятиями участников ВЭД.

В 2019 г. проверки проводились в отношении 6,3 тыс. участников ВЭД (1,2% от общего количества (512 755) участников ВЭД, поставивших контракты на учет в уполномоченных банках), из них привлечены к ответственности 3,6 тыс. участников ВЭД. Всего таможенными органами проведено более 10 тыс. проверок соблюдения участниками ВЭД актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, по результатам которых возбуждено более 14,5 тыс. дел об административных правонарушениях (АП) по ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) на сумму более 86 млрд руб. (нарушения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования) (в 2018 г. проведено 10,6 тыс. проверок, возбуждено 13,8 тыс. дел об АП по ст. 15.25 КоАП РФ на сумму 207 млрд руб.) [8].

В 2022 г. проверки проводились в отношении 3,8 тыс. участников ВЭД (0,5% от общего количества (608 810) участников ВЭД, поставивших контракты на учет в уполномоченных банках), из них привлечены к ответственности 2,7 тыс. участников ВЭД. Всего таможенными органами проведено более 5,2 тыс. проверок соблюдения участниками ВЭД требований актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, по результатам которых возбуждено более 9,2 тыс. дел об АП по ст. 15.25 КоАП РФ на сумму свыше 57,9 млрд руб. (нарушения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования) (в 2021 г. было проведено более 5 тыс. проверок, возбуждено 6,9 тыс. дел об АП по ст. 15.25 КоАП РФ на сумму свыше 52,6 млрд руб.) [6].

Особое внимание уделяется автоматизации и созданию инструментов, позволяющих в автоматическом режиме на ранних этапах выявлять сомнительные валютные операции и пресекать противоправную деятельность недобросовестных лиц, в том числе во взаимодействии с компетентными органами.

Для решения данных задач ФТС России были осуществлены следующие мероприятия:

1) автоматизирован процесс выявления таможенными органами признаков незаконного вывода капитала за рубеж путем завышения цены ввозимых товаров. Это позволило обеспечить оперативное доведение информации до Банка России для блокировки сомнительных валютных операций;

2) во взаимодействии с Банком России организована комплексная оценка рисков совершения подозрительных операций клиентами уполномоченных банков (в рамках реализации Многостороннего соглашения [9], связанного с функционированием платформы Банка России «Знай своего клиента»). Это позволяет уполномоченным банкам принимать обоснованные решения по запрету проведения валютных операций клиентам с высоким уровнем риска;

3) обеспечен автоматический контроль исполнения специальных экономических мер в части соблюдения установленного Президентом РФ порядка оплаты природного газа [10, 11];

4) разработан и находится в стадии технической реализации алгоритм автоматизированной оценки уровня риска проведения сомнительных валютных операций. Это позволит в автоматическом режиме определять степень уровня риска в отношении каждого участника ВЭД (даже в отсутствие совершенных валютных операций) и учитывать данную информацию при проведении таможенного контроля.

Перспективным направлением деятельности при осуществлении валютного контроля является организация взаимодействия с Федеральным казначейством по выявлению и пресечению сомнительных валютных операций при реализации государственных контрактов.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Отдельного внимания заслуживает автоматизация механизмов обеспечения защиты таможенными органами прав на объекты интеллектуальной собственности, которая осуществляется по двум основным направлениям:

во-первых, это предоставление в электронном виде государственной услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;

во-вторых, развитие электронного взаимодействия с правообладателями в режиме онлайн при выявлении таможенными органами признаков перемещения контрафактной продукции.

В 2022 г. в ФТС России поступило 1,1 тыс. заявлений правообладателей (их представителей) о получении государственной услуги (в 2021 г. - 1,2 тыс. заявлений), из них 18% заявлений были направлены с использованием «Личного кабинета участника ВЭД» (сервис «Правообладатели») на официальном сайте ФТС России. По состоянию на 31.12.2022 в таможенном реестре зарегистрировано 6 070 объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих как российским, так и зарубежным компаниям, из них 1 769 объектов имеют статус «действуют» (1 741 товарный знак, 27 объектов авторского права, одно наименование места происхождения товаров) [6].

В соответствии с «Детальным планом мероприятий по реализации „Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года" на период 2021-2024 годов» (подп. 3.13 и 3.14), утвержденным руководителем ФТС России 28.12.2020 [12], проводятся мероприятия по внедрению технологии автоматической регистрации объектов интеллектуальной собственности в таможенном реестре, предусматривающие как подготовку необходимых изменений в нормативную правовую базу, так и совершенствование программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (рис. 2).

и Развитие механизма автоматического сопоставления сведений

о товарных знаках из деклараций на товары с различными источниками информации

Актуализация алгоритмов автоматического выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (ОИС), перемещаемых участниками ВЭД низкого уровня риска

Подготовка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты в части обеспечения возможности установления «изъятий» из условий применения таможенными органами мер по приостановлению срока выпуска товаров, содержащих ОИС

Рис. 2. Автоматизация таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности

Таможенные органы обеспечивают выявление контрафактной продукции в ходе проведения таможенного контроля: при декларировании товарных партий (64%), при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях (0,3%), при недекларировании физическими лицами коммерческих партий товаров (0,3%), при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров (31,2%) и др. [6].

По данным ФТС России, всего в 2022 г. таможенными органами выявлено 8,2 млн единиц контрафактной продукции (в 2021 г. - 7,2 млн единиц). Предотвращен ущерб, который мог быть нанесен правообладателям в связи с введением контрафактных товаров в гражданский оборот, на сумму 5,7 млрд руб.

Таможенными органами возбуждено 563 дела об АП в сфере защиты прав интеллектуальной собственности (в 2021 г. - 888 дел), из них 512 дел - по ст. 14.10 КоАП РФ (незаконное использование товарного знака) и 51 дело - по ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ (нарушение авторских и смежных прав).

Сегодня на основе комплексного анализа результатов получения обратной связи ФТС России проводит реинжиниринг системы взаимодействия с правообладателями, целью которого является повышение эффективности принимаемых решений в сфере борьбы с контрафактом.

Результатом данной работы станет поддержанный абсолютным большинством опрошенных респондентов (более 85%) перевод механизма предоставления государственной услуги исключительно в электронный вид.

Обозначенное направление деятельности отражено в показателях ведомственной программы цифровой трансформации ФТС России и является одним из

приоритетов Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России на пути повышения уровня удовлетворенности потребителей указанной государственной услугой и оптимизации бизнес-процессов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ состояния автоматизации процессов совершения таможенных операций, направленных на исключение субъективного подхода и минимизацию нагрузки на должностных лиц таможенных органов с одновременным сохранением надлежащего уровня таможенного контроля при обеспечении соблюдения запретов и ограничений, валютного законодательства, защиты прав интеллектуальной собственности, показал системность и комплексность подходов к решению задач Стратегии-2030 в части цифровизации и автоматизации деятельности таможенных органов.

Перспективным направлением автоматизации в целях обеспечения соблюдения запретов и ограничений является дальнейшее развитие межведомственного электронного информационного взаимодействия с Минпромторгом России, ФСТЭК России, Росаккредитацией, а также внедрение механизмов интеллектуального контроля при автоматическом и автоматизированном выпуске ввозимой продукции.

Развитие межведомственного информационного взаимодействия (ФТС России, ФНС России, Банк России, Федеральное казначейство) и интеграция информации из различных источников в программных средствах таможенных органов позволят автоматизировать процесс валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, эффективно выявлять и пресекать сомнительные валютные операции во внешнеторговой деятельности государства.

В целях автоматизации и повышения эффективности принимаемых решений в сфере обеспечения защиты таможенными органами прав на объекты интеллектуальной собственности в ФТС России проводится работа в направлении предоставления в электронном виде государственной услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, а также по реинжинирингу системы взаимодействия с правообладателями.

Реализация системных предложений по совершенствованию таможенных операций при обеспечении соблюдения запретов и ограничений, валютного законодательства и защиты прав интеллектуальной собственности, последовательная их автоматизация позволят перейти на новый уровень администрирования с одновременным повышением качества контроля на основе принципов прозрачности, объективности и беспристрастности.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (утверждена

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

распоряжением Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р).

2. Скиба В. Ю., Позднякова К. Е. Современные автоматизированные информационные системы для совершения таможенных операций без участия должностных лиц // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 2. С. 19-33.

3. Шкляев С. В. Технологии автоматического контроля товаров, в отношении которых применяются меры торговых ограничений // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 2. С. 51-61.

4. Мантусов В. Б., Шкляев С. В. Цифровые технологии таможенного обеспечения соблюдения мер валютного контроля // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 2. С. 34-42.

5. Торговые ограничения. Экспортный и валютный контроль: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», направлению подготовки «Экономика», профиль «Мировая экономика» / П. А. Баклаков, А. Р. Гладков, О. Г. Карпович, Н. М. Кожуханов, Н. Г. Липатова, Е. В. Лобас, В. Б. Мантусов и др.; под ред. В. Б. Мантусо-ва. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 463 с.

6. Таможенная служба Российской Федерации в 2022 году: сборник / ФТС России. М., 2023. Ч. 1, 2.

7. Приказ ФТС России от 03.11.2022 № 921 «Об утверждении Технологии совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров, лицензируемых Федеральной службой по техническому и экспортному контролю».

8. Таможенная служба Российской Федерации в 2019 году: сборник / ФТС России. М., 2020.

9. Многостороннее соглашение от 29.06.2022 № БР-Д-12-4/610 «О взаимодействии между Центральным банком Российской Федерации, Федеральной службой по финансовому мониторингу, Федеральной таможенной службой и Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, осуществляемом в соответствии с Федеральным законом „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"».

10. Указ Президента РФ от 31.03.2022 № 172 «О специальном порядке исполнения иностранными покупателями обязательств перед российскими поставщиками природного газа».

11. Приказ ФТС России от 06.04.2022 № 246 «Об утверждении Порядка представления в таможенные органы информации о соблюдении порядка оплаты поставки природного газа».

12. Детальный план мероприятий по реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года на период 2021-2024 годов (утвержден руководителем ФТС России 28.12.2020).

Информация об авторе

Шкляев Сергей Владимирович - генерал-майор таможенной службы, начальник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля, Федеральная таможенная служба, Российская Федерация, 121087, Москва, улица Новозаводская, 11/5, тел.: 8 (499) 449-81-61, е-таП: ShklyaevSV@ca.customs.ru.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования

Шкляев С. В. Автоматизация процессов совершения таможенных операций в целях обеспечения соблюдения запретов и ограничений, валютного законодательства, защиты прав на объекты интеллектуальной собственности // Вестник Российской таможенной академии. 2023. № 3. С. 47-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.