ХАЙНОВСКАЯ И.Я., ХОДАКОВА Н.И., ДРУШЛЯК И.А.
Территориальный фонд ОМС Кемеровской области г. Кемерово
АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ - ПУТЬ К ОПТИМИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И ЭФФЕКТИВНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕСУРСОВ
В условиях существующего дефицита финансирования Территориальной программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинский помощи особенно актуальным является оптимизация использования ограниченных ресурсов путем рационального их распределения, планирования и контроля над деятельностью лечебно-профилактических учреждений.
Одним из способов планирования объемов медицинской помощи, поиска вариантов по снижению затрат медицинских учреждений, эффективного использования имеющихся ресурсов является разработка муниципальных заданий на предоставление медицинских услуг в лечебно-профилактических учреждениях муниципальных образований Кемеровской области.
На территории Кемеровской области действуют утвержденные Областной согласительной комиссией документы, содержащие методические указания по порядку формирования и утверждения муниципальных заданий:
- положение «Порядок формирования муниципальных заданий территорий Кемеровской области по оказанию населению бесплатной медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий»;
- положение «Порядок формирования планов областным медицинским учреждениям, учреждениям федерального подчинения и специализированным медицинским центрам областного и зонального значения на предоставление населению Кемеровской области бесплатной медицинской помощи»;
- положение «Порядок формирования заданий медицинских учреждений на предоставление населению муниципального образования бесплатной
медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий».
Формирование и согласование муниципальных заданий на территории Кемеровской области осуществляется постоянно действующей рабочей группой областной согласительной комиссии и территориальной согласительной комиссией. Рабочая группа территориальной согласительной комиссии осуществляет планирование на уровне муниципального образования. Основными направлениями деятельности рабочей группы областной согласительной комиссии являются:
- формирование нормативов объемов оказания бесплатной медицинской помощи жителям;
- согласование квот объемов медицинской помощи, оказываемой жителям территории в областных медицинских учреждениях, учреждениях федерального подчинения, областных центрах и межтерриториальных специализированных отделениях в разрезе видов помощи и профилей;
- формирование нормативных показателей деятельности медицинских учреждений по видам, профилям и уровням оказания медицинской помощи;
- формирование нормативов финансовых затрат на единицу медицинской помощи.
Информация, необходимая для формирования муниципального задания, по поручению областной согласительной комиссии, доводится до территориальной согласительной комиссии Территориальным фондом ОМС, Департаментом охраны здоровья населения, страховыми медицинскими организациями.
Схема обмена информацией, необходимой для формирования муниципального задания территории между всеми участниками процесса, приведена на схеме:
ТФ ОМС
I
Областные лечебные учреждения, учреждения федерального подчинения, центры
СМО
\
ЛПУ
Основой для формирования муниципального задания являются:
- нормативные объемы оказания бесплатной медицинской помощи;
- плановые объемные и финансовые показатели деятельности здравоохранения территории с учетом межтерриториальных потоков больных (объемы помощи иногородним и инообластным жителям);
- показатели здоровья населения территории;
- предложения по оптимизации деятельности лечебных учреждений (сокращение длительности диагностического периода, ранняя выписка из стационара с эффективным долечиванием в условиях стационаро-замещающих технологий, сокращение уровня госпитализации).
С учетом установленных показателей и анализа потребности населения территории в медицинской помощи, формируется предварительный вариант муниципального задания по оказанию населению территории бесплатной медицинской помощи. Для прохождения процедуры проверки территориальные согласительные комиссии направляют проекты муниципальных заданий в Территориальный фонд ОМС. Результаты проверки доводятся до территориальных согласительных комиссий.
Областная согласительная комиссия рассматривает обращения территорий по корректировке объемов оказания медицинской помощи населению муниципального образования, которые должны быть основаны на анализе сложившейся структуры медицинской помощи на территории, особенностях демографического состава, уровней оказания медицинской помощи и структуры заболеваемости населения.
После процедуры предварительной проверки, корректировки и согласования, муниципальные задания территорий предоставляются для утверждения в Территориальный фонд ОМС, Департамент охраны здоровья населения и в Администрацию муниципального образования.
В течение последних лет формировался определенный подход к расчету муниципальных заданий, который был основан на многофакторном анализе ситуации, сложившейся в здравоохранении, и требовал обработки больших массивов информации. Эта информация обрабатывалась на основе электронных таблиц Excel.
В 2003 году специалистами Территориального Фонда разработана и внедрена первая очередь программного обеспечения «Расчет муниципальных заданий территорий Кемеровской области на оказание населению бесплатной медицинской помощи в рамках ТПГГ». Необходимость разработки данного программного продукта была продиктована тем, что расчет муниципального задания в электронных таблицах Excel не исключал возможности ошибок из-за очень большого
объема табличного материала. Кроме того, процедура проверки данных при согласовании муниципального задания при таком способе расчета была очень трудоемкой.
Разработанная программа позволяет в автоматизированном режиме планировать потоки жителей на лечение в медицинских учреждениях своей территории и в лечебных учреждениях за ее пределами. Также с помощью программы можно проводить расчет стоимости муниципального задания территории и получать выходные формы по основным объемным и финансовым показателям медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС.
Информационной основой, помогающей проводить планирование объемов медицинской помощи, оценивать деятельность медицинских учреждений, осуществлять непрерывный мониторинг исполнения плановых показателей, стала общеобластная база случаев оказания стационарной медицинской помощи застрахованному по ОМС населению Кемеровской области. Это — электронная база данных, сформированная на основе реестров пролеченных в стационарах области и содержащая практически всю информацию, отраженную реестром.
Объемные показатели по видам медицинской помощи утверждаются в муниципальном задании по двум направлениям:
- для жителей территории, с учетом потоков больных, в медицинские учреждения, как своей территории, так и других территорий области (включая ведомственные и областные);
- для медицинских учреждений, находящихся на территории муниципального образования.
Муниципальные задания для медицинских учреждений территории включают объемы для жителей своей территории, для больных с других территорий области и инообластных жителей и отражают деятельность медицинских учреждений территории в системе ОМС.
В качестве примера формирования задания на оказание медицинской помощи жителям в медицинском учреждении своей территории приведен фрагмент таблицы (рис. 1). Планирование проводится с учетом:
- уровня оказания медицинской помощи (клинический, городской, районный);
- профилей оказания медицинской помощи;
- этапов оказания медицинской помощи (интенсивный этап и долечивание).
Таблица содержит информацию о количестве пролеченных и проведенных ими койко-днях на этапах оказания медицинской помощи, а также стоимость лечения указанных объемов помощи. Стоимость интенсивного этапа связана с уровнем оказания медицинской помощи и с профилем. Стоимость этапа долечивания не дифференцируется по уровням и профилям.
Рисунок 1
Пример таблицы для формирования задания на оказание стационарной медицинской
помощи жителям территории
|||Ч Гымии |
£.тш»э щ: 1
У.щ-.ггп («-в" Д J
Ннтщкти: ■иД^д щ ■
1 ^ Нитями п»"-: ■- СИМ ■ '1 :•• с
> у ^«(хдопргрчнЕай 5 гиемтяс «250*0«)
ти МОП Йвом 19ЧСКЛ
11 104 7Н50 9Н31В УИЭМ.Х
Йо лт 1ЫЬЛ »V тпгзо^)
В 1 впитым-л лм-ы*--.гч- «II л*? ряш приют ГВ111£1Л Л&РБЛ
М й тт; 1." ■■ ■ 1г 1 ■ г. ■>:■ ем 1Г2 17Й0 и ЭЯ83Г то 1Ш1Ы.1
й НндадфИп^фф ЯО •и ШМ ЯЬМЛ цлтйьео падчд
ВИ ИМИ и 116141
Э15 п- 1ЯНЕМГГ
И йч-р-чвои 1И0 тл Н№0 «он) »вэсолэе намин мжгнл
чз вд апеот
X ЛгсРО* ИПЧЦРН 51.1 ГТКИ» гады хшйо лчпмт.и
-а и
| N I N11 + -I * н* I с КС ЛУЛШТЬ X Л ТЮОчИН
Программа содержит справочники нормативных показателей деятельности медицинских учреждений по видам, профилям и уровням оказания медицинской помощи и соответствующих им тарифов финансовых затрат, ежегодно
утверждаемые областной согласительной комиссией. На рисунке 2 приведен фрагмент справочника нормативных показателей работы койки и средней длительности лечения с указанием доли интенсивного этапа и этапа долечивания.
Рисунок 2
Фрагмент справочника нормативных показателей работы койки
Г* I ЬН
ятс.ч и ьрсяя
?
№
ж 1|(НМ К.1ГИ 1<[4Ы .|-Д# 1Н, ГШ Г Г ЧЧ" и-11. 1Т«и Л Из №
ц______ Зш »-л-*-
-Ц*"' [ ■ г.-. м^тг»
5 на Ы 1 1*4 ЬЧЫ£* 4П|Ь кипа ■ а и.с а 23-01
а, ■1 1 ^г ^ Л«! аш и. и 10 а тип
1 1 Г.тГфш"1Г МИ И» И (1 (П
Л 1 ГЛФ" А" мл »1« Ш 10 »«01
.1 г Г-ТШП. » 1 1.Т1ГРП ЧГ эзадв fir.ni 40 1» II. III
* (•шлнцняиг Ьпцнч п 1 Г.гттчи ЧГ ал ало ы й ГК- [|1
г. ГКтрсмЦХиИХ'кЧКч.Э« Э 1 Пищ ИГ нья вала 1Й и 1] НЕ-[II
Пн'Ь'^Л-ОЧП'вСКМ Ф 1 |.пгоснч ЧГ еея 1йЙ и
? ^нл|мии"пм111п 1 ^ичи Лг вл 1(10 40 и- (Л\ III
я Б 1 V 9 «01
( 1 1 V 35 а кш
Также, в качестве примера, на рисунке 3 приведен фрагмент таблицы, содержащей сведения о планировании медицинской помощи жителям за пределами территории проживания, в межтерриториальных специализированных отделениях и центрах. Указанные центры созданы на базе муниципальных лечебных учреждений и имеют высокий удельный вес специалистов высшей квалификационной категории, хоро-
шую материальную базу, высокие медицинские технологии. Их финансирование осуществляется по специальным тарифам, превышающим среднепрофильные.
Программа позволяет в автоматизированном режиме планировать объемы и финансовые затраты на оказание медицинской помощи в амбу-латорно-поликлинических условиях и в условиях стационаро-замещающих технологий (рис. 4).
Рисунок 3
Пример таблицы со сведениями о планировании потоков больных в межтерриториальные центры
Рисунок 4
Фрагмент таблицы на формирование задания по амбулаторно-поликлинической помощи
В заключение следует отметить, что предусмотренное программой комплексное планирование объемных и финансовых показателей медицин-
ской помощи является перспективным направлением системы обязательного медицинского страхования.