Научная статья на тему 'АВТОМАТИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО АДИМИНИСТРИРОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА'

АВТОМАТИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО АДИМИНИСТРИРОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговое администрирование / цифровые технологии / налоговая политика / налоговый мониторинг / криптопровайдер / tax administration / digital technologies / tax policy / tax monitoring / cryptoprovider

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юзвович Лариса Ивановна, Львова Майя Ивановна

В научной статье представлено формирование и применение цифрового инструментария налогового администрирования в рамках реализации стратегической концепции Федеральной налоговой службы РФ, благодаря которому могут быть приняты осознанные налоговые решения. Эффективная налоговая система рассматривается как неотъемлемая часть функционирующей экономики, направленной на поддержание стабильной налоговой политики государства и создание основы для долгосрочного экономического роста. Автоматизация налогового администрирования имеет не менее важное значение для повышения децентрализованных налоговых отношений, сокращения управленческой нагрузки для налогоплательщика на основе цифровых технологий между различными участниками бизнес-процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMATION OF TAX ADMINISTRATION AS A TOOL OF STATE TAX POLICY

The scientific article presents the formation and application of digital tax administration tools within the framework of the implementation of the strategic concept of the Federal Tax Service of the Russian Federation, thanks to which informed tax decisions can be made. An effective tax system is considered as an integral part of a functioning economy aimed at maintaining a stable tax policy of the state and creating the basis for long-term economic growth. Automation of tax administration is equally important for increasing decentralized tax relations, reducing the management burden for the taxpayer based on digital technologies between various participants in business processes.

Текст научной работы на тему «АВТОМАТИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО АДИМИНИСТРИРОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА»

DOI: 10.38197/2072-2060-2024-246-2-144-158

АВТОМАТИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО АДИМИНИСТРИРОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

AUTOMATION OF TAX ADMINISTRATION AS A TOOL OF STATE TAX POLICY

Юзвович Лариса Ивановна

Заведующий кафедрой финансов, денежного обращения и кредита, Уральский государственный экономический университет, д.э.н., профессор

Larisa I. Yuzvovich

Head of the Department of Finance, Money Circulation and Credit, Ural State University of Economics, Doctor of Economics, Professor

Львова Майя Ивановна

Доцент кафедры государственного и муниципального управления, Уральский государственный экономический университет, к.э.н., доцент

Maya I. Lvova

Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Ural State University of Economics, Candidate of Economic Sciences

Аннотация

В научной статье представлено формирование и применение цифрового инструментария налогового администрирования в рамках реализации стратегической концепции Федеральной налоговой службы РФ, благодаря которому могут быть приняты осознанные налоговые решения. Эффективная налоговая система рассматривается как неотъемлемая часть функционирующей экономики, направленной на поддержание стабильной налоговой политики государства и создание основы для долгосрочного экономического роста. Автоматизация налогового администрирования имеет не менее важное значение для повышения децентрализованных налоговых отношений, сокращения управленческой нагрузки для налогоплательщика на основе цифровых технологий между различными участниками бизнес-процессов.

Abstract

The scientific article presents the formation and application of digital tax administration tools within the framework of the implementation of the strategic concept of the Federal Tax Service of the Russian Federation, thanks to which informed tax decisions can be made. An effective tax system is considered as an integral part of a functioning economy aimed at maintaining a stable tax policy of the state and creating the basis for long-term economic growth. Automation of tax administration is equally important for increasing decentralized tax relations, reducing the management burden for the taxpayer based on digital technologies between various participants in business processes.

Ключевые слова: налоговое администрирование, цифровые технологии, налоговая политика, налоговый мониторинг, криптопровайдер.

Keywords: tax administration, digital technologies, tax policy, tax monitoring, cryptoprovider.

Формирование современных информационных технологий с целью автоматизации действий налогового администрирования, как элементов формирования единой налоговой системы заложены, как главная тенденция в стратегической концепции развития ФНС РФ до 2023 года, делая легче многочисленные нюансы налоговой политики, от сдачи налоговых документов или отчетов вплоть до внутреннего управления данными. Введение новейших способов рассмотрения информации, оптимизация операций по налоговому контролированию, сокращение управленческой нагрузки на налогоплательщиков дает возможность сделать процесс наиболее результативными. Кроме этого, многими учеными исследуются способы совершенствования налогового администрирования в условиях цифровой экономики на основе внедрения экосистемы [9]. Исследование комплекса цифровых услуг и технологий, их эффективности, а также выявление отношения налогоплательщиков к проводимым цифровым реформам, позволяет эффективно реализовывать схемы налогового администрирования и мониторинга [5]. В целях совершенствования взаимодействия налоговых органов и предприятий, профессором Каширской Л.В. смоделирован механизм проведения налогового администрирования на основе взаимоувязанных баз данных, используемых для фиксации бизнес-процессов предприятия с внедрением модулей в автоматизированную систему учета предприятий [6].

Данное стратегическое направление реализует дополнительные пилотные проекты, которые имеют свое отражение на законодательном уровне. Ключевой частью развития налоговой системы являются изменения ЭДО (электронный документооборот), который представляет собой использование цифровых технологий для обмена и управления документами и информацией между различными участниками бизнес-процессов. ЭДО отражается в ФНС России, как развитие различных электронных сервисов, таких как «Личный кабинет налогоплательщика» и другие онлайн платформы, позволяющие дистанционно взаимодействовать с налоговыми органами, отслеживать статус налоговых платежей, получать консультации и информацию о налоговом законодательстве.

Перечень электронных сервисов ФНС РФ предоставляет налогоплательщикам возможность продолжать использовать программы, сервисы для направления отчетности компании, индивидуального предпринимателя в электронном варианте посредством веб-сайта: www.nalog.gov.ru, эти сервисы доступны вследствие продления пилотного проекта еще на один год до 01.07.2024 г., изменения закреплены Приказом ФНС России от 15.07.2011 N ММВ-7-76/443@ позволяя не покупать дополнительные программные комплексы [1].

К нему подключается дополнительный проект, регламентированный Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ “Об электронной подписи” с 01.01.2022 данные обязательства по выпуску КЭП (квалифицированной электронной подписи) возложены на Федеральную налоговую службу. При выдаче КЭП налогоплательщику дается льготный период для использования криптопровайдера на три месяца для предоставления налоговой отчетности через электронные сервисы ФНС далее он приобретается дополнительно. Электронная подпись (КЭП) выдается исключительно для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, другие удостоверяющие центры с 01.01.2023 г. не могут выдавать КЭП для данных лиц.

Министерство финансов РФ продлевает еще один пилотный проект до 31.05.2025 г. и координировать его будет Федеральная налоговая служба. Суть проекта заключается в онлайн-регистрации бизнеса, как для индивидуальных предпринимателей, так и для юридических лиц. “Регистрация бизнеса онлайн”, что позволяет дистанционно регистрироваться и не оплачивать госпошлину за регистрацию и сразу выбирать необходимую систему налогообложения, также формирование электронной подписи и открытие первого расчетного счета. Регистрация может проходить непосредственно через сервисы веб-сайта: www.nalog.gov.ru или обратиться удаленно в банк, клиентом которого гражданин является. Проект представляет собой инициативу, направленную на упрощение и ускорение процесса регистрации бизнеса и оформления необходимых документов через онлайн-платформы. Данный механизм создает благоприятную среду для предпринимательства, улучшить бизнес-климат и повышения доступности для многих граждан.

Казалось бы, что на это закончатся изменения, но Министерство Финансов и ФНС России решили поменять систему начислений и платежей, реализовав “Казначейский счет”, иначе он именуется как ЕНС (единый налоговый счет) [2]. При осуществлении данного проекта возникли некоторые затруднения, а точнее как и когда отобразятся уплаченные суммы сроком до 31.12.2022 г., изначально при доработке перестали работать личный кабинеты налогоплательщиков и отследить уплаченные налоги не представлялось возможным, хотя были положительные сальдовые остатки на начало следующего года у многих предпринимателей и юридических лиц. Предполагалось, что данных механизм даст возможность автоматически распределять средства, уплаченные в качестве различных налогов. Однако, первые полгода были переходными, систему дорабатывали и открывали для налогоплательщиков дополнительные инструменты.

После доработки, программа автоматически стала распределять денежные средства пропорционально в недоимку, предстоящие начисления (срок уплаты наступает позже), либо предоставляется возможность забронировать сумму, которую уплачивает плательщик, для этого отдельно разработали форму по КНД 1150057 (заявление о распоряжении суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счет налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента, путем зачета), которая позволяет выбрать налог и определить туда сумму, чтобы программа автоматически не распределяла ее по другим налоговым платежам. Налоговый счет позволил сократить с 613 млрд руб. до 26 млрд руб. количество невыясненных платежей уплаченные по казначейским реквизитам, при этом урезав число должников перед бюджетом 1,9 млн до 0,9 млн.

Уже в сентябре 2023 г. Федеральная налоговая служба сформировала и воплотила единственное в государстве хранилище по сохранению МЧД (машиночитаемая доверенность), подготовленных согласно общему формату. Согласно новым изменения, которые отражены в Федеральном законе № 536-ФЗ от 19.12.2022 г., база создана на основе технологического процесса распределенного реестра: наиболее 310 тыс. доверенностей, 125 тыс. оригинальных доверителей. Подобная методика дает возможность незамедлительно оповещать абсолютно всех соучастников сети о модификациях с доверенностью и не соединять ее с любыми документами.

В этом пилотном проекте изначально оказывала содействие Федеральная нотариальная палата с целью исследования комфортного формата и электронному содействию учреждениям подключающихся к данному проекту. К этой базе присоединились 20 крупнейших налогоплательщика, которые являются основными оператора ЭДО (электронного документооборота), к ним подключились в количестве 8 участников финансовые компании и удостоверяющие центры, 9 органов управления.

Однако, крупнейшим проектом в условиях цифровизации налоговых отношений является “налоговый мониторинг” (НМ), который используется в программного комплексе АИС (автоматизированная информационная система) “Налог-3” с 2016 г., но с 01.07.2021 г. вступила в силу модификация в составляющую часть налогового мониторинга, изменения в Федеральном законе от 29.12.2020 г. № 470-ФЗ, согласно которым предприятие дает ФНС России допуск к сведениям бухгалтерского и налогового учета в режиме онлайн, а инспектора осуществляют контроль за точностью исполнения собственных обязательств (рис. 1). Налоговый мониторинг является систематическим наблюдением и анализом налоговых данных и процессов, которое проводят налоговые органы для контроля за соблюдением налогового законодательства. В настоящее время достаточно серьезно обсуждаются и исследуются проблемы, связанные с организацией и проведением налогового мониторинга, связь с автоматизацией бухгалтерского учета и информационных систем в условиях цифровизации [3,4]. Представителями академического сообщества рассматриваются методики оценки уровня цифровизации организаций на основе комплексного подхода, что в свою очередь минимизирует издержки по электронному документообороту бухгалтерского и налогового учета, применяя при этом программные продукты для его автоматизации [7,8].

Рисунок 1 - Налоговый мониторинг в системе внутреннего контроля и налогового аудита

На данный момент проект по налоговому мониторингу протекает циклично, проходя ряд испытаний, каждое предприятие имеет право передать “форму” с целью вхождения в рабочую группу, но обязано придерживаться определенного перечня критериев. К немаловажному аспекту принадлежит обеспечение доступа к информационной системе Федеральной налоговой службы, лично или через SQL (витрину данных).

Этот проект даст возможность регулировать контроль, создаст файловый взаимообмен согласно нынешнему каналу взаимодействия юридически важным и не опасным. В 2024 г. таким образом намечается осуществлять взаимоотношения между ФНС и 500 предприятиями из различных сфер экономики. Увеличение числа соучастников планируется повысить до 30%. Большее число фирм предоставили Федеральной налоговой службе удаленный допуск к собственным учетным данным. Доля фирм со временем включится в проект и осуществит подготовку к объединению с автоматизированной информационной системой.

Вид подобного контролирования принимается бизнесом как удобный метод взаимодействия с налоговой структурой. Проекту даны положительные оценки, основными из которых отмечают снижение издержек и рисков, выход на независимую коммуникацию с налоговыми органами, тем самым возникает благоприятная кинетика в построении концепции внутреннего надзора.

Помимо налогового мониторинга для физических лиц также реализуются дополнительные возможности в плане дистанционного взаимодействия. На базе Федерального закона от 14.04.2023 № 125-ФЗ “О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации” налогоплательщики имеют право получить налоговые уведомления через сервисы Госуслуг. С целью получения таких уведомлений через единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) необходимо направить уведомление (согласие) в соответствии с установленной формой регламентированной Приказом ФНС России от 12.05.2023 N ЕД-7-21/309@. В основе подобного согласия налоговая структура разместит в личном кабинете пользователя ЕПГУ направленные ему налоговые уведомления для исполнения налоговых обязанностей, что позволит не посещать налоговый орган, а оплатить через подтвержденные Госуслуги или реквизиты своего счета. Но, такие уведомления повторно не буду направляться по месту учета налогоплательщика заказным письмом, т.е. на бумажном носителе, кроме предусмотренного пункта 2 ст. 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

В дополнении к налоговым обязательства в 2024 г. становится действительным п. 3.5 ст. 362 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым исчисление налога останавливается с 1-го числа месяца начала поиска данного транспортного средства (ТС) вплоть до месяца его возврата гражданину, на которого оно поставлено на учет. С целью данного плательщик имеет право предоставить обосновывающие этот факт документы (справка из Министерства внутренних дел, Следственного комитета Российской Федерации и т.п.), в случае если данные о поиске ТС не поступили в налоговый орган в режиме электронного документооборота между государственными структурами. В связи с этим налогоплательщик не уплачивает налог за транспортное средство с момента начала розыскных мероприятий.

Помимо этого, изменения затронули исчисления имущественных налогов, но для юридических лиц. Изменения вступят в силу в 2024 г. приказ ФНС России от 28.08.2023 г. № ЕД-7-21/577@ находится в ходе регистрации, в котором ратифицируется вид объяснений налогоплательщика-предприятия, которому направлено уведомление о начисленных суммах налога со стороны налогового органа. Пояснение, представленное налогоплательщиком будет направлено в том случае, если юридическое лицо будет не согласно с данными начислениями. Такая автоматизированная форма позволяет заранее ознакомится с исчисленными суммами, после чего свериться со своими данными.

Также создан центр, функционирующий в пределах полномочий налоговой структуры - «Площадка реструктуризации долга» на основании Межрегиональной инспекции по управлению долгом. Данный центр реализован как проект по согласованию ФНС России и Министерства финансов РФ с 01.04.2022 г. На этой площадке находятся налогоплательщики переживающие проблемы с налоговыми платежами, кроме того могут найти здесь поддержку. Эксперты ведомства могут помочь продумать, как возобновить состоятельность и подобрать для этого более действенные методы помощи. Данное дает возможность не только лишь ликвидировать недоимку перед государством, но и сберечь бизнес должника.

Мероприятия по поддержке избираются согласно персональным результатам детального рассмотрения абсолютно всех факторов, касающихся существующей задолженности. Площадка реструктуризации долга является Фондом содействия, а точнее некоммерческая компания-партнер Федеральной налоговой службы. Для развития Фонда заключен договор, касательно совместной работы.

Еще один немаловажный проект находится на стадии разработки от ноября 2023 г., связанный с удаленными данными. Технологический проект предполагает совместную работу Центра Биометрических технологий и ФНС России, которые будут использовать с целью введения в государственные сервисы и развития новейших направлений формирования биометрических технологий. Биометрические данные помогают предотвращать мошеннические действия, так как служат уникальным идентификатором. Они могут использоваться в банковских операциях, электронной коммерции и других сферах для обнаружения и предотвращения фальсификации личности. Для предпринимательской деятельности потенциальная возможность вводить новые механизмы и уменьшать собственные расходы, а физическим лицам позволит упростить получение не только государственных, но и финансовых услуг в удаленном доступе.

Подводя итоги можно сказать о том, что единая система налогового контроля представляет собой комплексный механизм, целью которого является обеспечение сбора налогов, контроля соблюдения налогового законодательства, и поддержания прозрачности и эффективности в процессах налогообложения. Эта система обычно объединяет различные инструменты, технологии и процессы для усиления налогового контроля и оптимизации налоговых процессов. Благодаря созданию проектов по внедрению новых технологий и оптимизации процессов, единая система налогового контроля может автоматизировать множество процессов, улучшая оперативность и эффективность контроля за налоговыми обязательствами являясь необходимым инструментом для реализации налоговой политики в целом.

Библиографический список

1. Приказ ФНС России от 15.07.2011 N ММВ-7-6/443@ (ред. от 08.06.2021, с изм. от 06.06.2023) "О проведении пилотного проекта по организации услуги представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет" (вместе с "Планом мероприятий по организации и проведению пилотного проекта по эксплуатации программного обеспечения, обеспечивающего представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде через Интернет-сайт ФНС России", "Порядком представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде через Интернет-сайт ФНС России")

2. Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" от 14.07.2022 N 263-ФЗ (последняя редакция) 14 июля 2022 года N 263-ФЗ.

3. Богатая И.Н., Евстафьева Е.М. Цифровизация бухгалтерского учета: ожидания и реальность // Аудит. 2019. № 11. С. 21–26.

4. Гайдук Н.В., Карпенко И.А., Рудович Ю.Ю. Проблемы автоматизации бухгалтерского учета на предприятии и бухгалтерские информационные системы // Colloquium-journal. 2019. № 14. Ч. 6. С. 21–23.

5. Евневич М.А., Иванова Д.В. Исследование реформ налогового управления в российской практике//Финансы и кредит, 2020, Т. 26, № 4, С. 898.

6. Каширская Л.В. Мониторинг информационной инфраструктуры IT-ландшафта налогового администрирования//Экономический анализ: теория и практика, 2023, Т. 22, № 6, С. 1086 – 1101

7. Кошлакова К.А. Анализ программных продуктов, используемых для автоматизации бухгалтерского учета // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 10-2. С. 69–71.

8. Мерзлов И.Ю., Шилова Е.В, Санникова Е.А., Сединин М.А. Комплексная методика оценки уровня цифровизации организаций // Экономика, предпринимательство и право. 2020. Т. 10. № 9. С. 2379–2396.

9. Орлов С.Н., Федотова Ю.В. Налоговое администрирование малого и среднего бизнеса в условиях цифровой экономики//Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2020, Т. 13, № 3, С. 327 – 342.

10. Плотников В.А. Цифровизация производства: теоретическая сущность и перспективы развития в российской экономике // Известия СПбГЭУ. 2018. № 4. С. 16–24.

11. Романенко А.С., Калуцкая Н.А. Влияние цифровизации на бухгалтерский учет // Инновационная наука. 2020. № 12. С. 74–76.

References

1. Order of the Federal Tax Service of Russia dated 07/15/2011 N MMV-7-6/443@ (ed. dated 06/08/2021, with amendments. dated 06.06.2023) "On conducting a pilot project for the organization of tax and accounting reporting services in electronic form on the official website of the Federal Tax Service on the Internet" (together with the "Action Plan for the organization and conduct of a pilot project for the operation of software that ensures the submission of tax and accounting reports in electronic form via the website of the Federal Tax Service Of Russia", "The procedure for submitting tax and accounting statements in electronic form via the website of the Federal Tax Service of Russia")

2. Federal Law "On Amendments to Parts One and Two of the Tax Code of the Russian Federation" dated 07/14/2022 N. 263-FZ (last edition) on July 14, 2022 No. 263-FZ.

3. Bogataya I.N., Evstafyeva E.M. Digitalization of accounting: expectations and reality // Audit. 2019. N. 11. pp. 21-26.

4. Gaiduk N.V., Karpenko I.A., Rudovich Yu.Yu. Problems of accounting automation at the enterprise and accounting information systems // Colloquium-journal. 2019. N. 14. Part 6. pp. 21-23.

5. Evnevich M.A., Ivanova D.V. Investigation of tax administration reforms in Russian practice//Finance and Credit, 2020, vol. 26, N. 4, p. 898.

6. Kashirskaya L.V. Monitoring of the information infrastructure of the IT landscape of tax administration//Economic Analysis: Theory and Practice, 2023, vol. 22, N. 6, pp. 1086-1101

7. Koshlakova K.A. Analysis of software products used for accounting automation // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2018. N. 10-2. pp. 69-71.

8. Merzlov I.Yu., Shilova E.V., Sannikova E.A., Sedinin M.A. Comprehensive methodology for assessing the level of digitalization of organizations // Economics, entrepreneurship and law. 2020. Vol. 10. N. 9. pp. 2379-2396.

9. Orlov S.N., Fedotova Y.V. Tax administration of small and medium-sized businesses in the digital economy//Financial Analytics: problems and solutions, 2020, vol. 13, N. 3, pp. 327-342.

10. Plotnikov V.A. Digitalization of production: theoretical essence and prospects of development in the Russian economy // Izvestiya SPbGEU. 2018. N. 4. pp. 16-24.

11. Romanenko A.S., Kalutskaya N.A. The impact of digitalization on accounting // Innovative science. 2020. N. 12. pp. 74-76.

Контактная информация

ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», ул. 8 Марта, 62/45, Екатеринбург, Свердловская обл., Россия, 620144

Ural State University of Economics, 8 Marta street, 62/45, Yekaterinburg, Sverdlovsk region, Russia, 620144

Юзвович Лариса Ивановна / Larisa I. Yuzvovich

yuzvovich@bk.ru

Львова Майя Ивановна / Maya I. Lvova

minlvova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.