АВТОМАТИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ВОЕННО-ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ Мамуров У.И. Email: Mamurov6110@scientifictext.ru
Мамуров Улугбек Ибрагимович - преподаватель, факультет допризывной военной подготовки, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье представлена информация об автоматизации методического обеспечения учебного процесса по направлению военно-допризывной подготовки в вузах. Анализируется применение совокупности методов и средств автоматизации информационной деятельности в образовательно-воспитательной сфере, связанной с методической работой, на базе современных информационных и коммуникационных технологий. Представлена информация о принципах автоматизации основных и вспомогательных информационных процессов, легкого и удобного доступа конечного пользователя к информационным и вычислительным ресурсам и средствам коммуникации.
Ключевые слова: методическоя работа, информационный поток, автоматизация процессов сбора, обработки, анализа, структурирования, поиска.
AUTOMATION OF THE METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE DIRECTION OF MILITARY PRE-CONSCRIPTION TRAINING IN UNIVERSITIES
Mamurov U.I.
Mamumv Ulugbck Ibragimc>vich - Lccturcr, FACULTY OF PRE-CONSCRIPTION MILITARY TRAINING, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: h artic1е provides information оп h automaton of h methodological support qf h educational process in h diKctiqn of military р^-соп^'с^р^п training in ип^епч^еА'. Пе applicatiqn qf a cqmbinatiqn qf methqds and means qf autqmatizatiqn qf infqrmatiqn activity in h educatiqnal and educatiqnal sphere, cqnnected with h methqdqlqgical wqrk qf infqrmatiqn, qn h basis qf infqrmatiqn Infqrmatiqn is presented qn h principks qf autqmatizatiqn qf basic and auxiliary infqrmatiqn prqcesses, easy and cqnvenient access qf h end user tq infqrmatiqn and cqmputing resqurces. Keywords: methqdqlqgical wqrk, infqrmatiqn flqw, autqmatiqn qf cqllectiqn, prqcessing, analysis, structuring, search prqcesses.
УДК 002:001.4
Oдним из oснoвных направлeний дeятeльнoсти в дoпризывнoй вoeннoй шдготовке учeбнoгo завeдeния являeтся oрганизация мeтoдичeскoй рабoты. В сoврeмeнных услoвиях, ввиду пoступлeния бoльшoгo oбъeма инфoрмации ш oрганизации мeтoдичeскoй рабoты, вoзникаeт нeoбхoдимoсть в каждом учeбнoм завeдeнии oсущeствлять автоматизацию прoцeссoв инфoрмациoннo-мeтoдичeскoгo oбeспeчeния всeгo oбразoватeльнoгo прoцeсса, тх. oбeспeчeния нeoбхoдимыми научта-пeдагoгичeскими, учeбнo-мeтoдичeскими, инфoрмациoннo-справoчными,
инструктивнo-oрганизациoнными, нoрмативными, тeхничeскими и другими матeриалами, кoтoрыe исгользуются при oбучeнии и вoспитании студeнтoв в направлeнии дoпризывнoй вoeннoй шдготовки. Анализ инфoрмациoнных штатов различных видoв в ^o^rce дeятeльнoсти прeпoдаватeлeй, мeтoдистoв, и других
работников сферы военного образования показывает явное несоответствие между необходимым объемом различного вида методической информации и возможностью ее качественной обработки. Отсутствие возможностей по модифицированию, передаче, транслированию, получению, доставке, в том числе и по телекоммуникационным каналам, методического материала конкретному потребителю в соответствии с его запросами, статусом и профилем в настоящее время не позволяют в полном объеме обеспечивать качественную работу всего профессорско-преподавательского состава в направлении допризывного военного образования ВУЗа. Это несоответствие порождает потребность в автоматизации процессов сбора, обработки, анализа, структурирования, поиска методической информации, хранения материалов любого вида, представленных в различной форме для их дальнейшего применения в научных, образовательных, управленческих и методических целях с использованием возможностей современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) [1].
Применение совокупности методов и средств автоматизации информационной деятельности в образовательно-воспитательной сфере, связанной с методической работой, на базе современных информационных и коммуникационных технологий интенсифицирует принятие и реализацию решений, совершенствует процессы организационного управления, создание качественно новых технологических систем обработки, передачи, тиражирования данных. В основе этих средств лежат принципы автоматизации основных и вспомогательных информационных процессов, легкого и удобного доступа конечного пользователя к информационным и вычислительным ресурсам и средствам коммуникации. Современная информационная технология продуцирования, сбора, передачи (в том числе по информационным магистралям), обработки, хранения, тиражирования методической информации (текстовой, графической, визуальной, речевой) представляет собой совокупность внедряемых в системы организационного управления современных средств и методов обработки данных. Целостные технологические системы, обеспечивающие целенаправленный сбор, передачу, хранение и отображение методического информационного продукта, в том числе данных, знаний, на современном этапе развития ИКТ позволяют создавать для эксплуатации информационную службу учреждения, радикально изменяющую технологии обработки данных и способы взаимодействия конечного пользователя (управленца, организатора, руководителя) с автоматизированной системой обработки данных.
Автоматизированный учебно-методический комплекс (АУМК) - программная система, предназначенная для автоматизации процесса обучения. АУМК направлен на полную или частичную автоматизацию традиционных форм проведения занятий и форм контроля знаний, составляющих цикл освоения технических дисциплин в ВУЗах. Для реализации этих целей АУМК включает в себя:
- входной интерфейс, позволяющий работать с основными структурными единицами АУМК и содержащий документы, регламентирующие учебный процесс по дисциплине в целом и каждую дидактическую единицу в отдельности;
- ресурсы, представляющие собой текстовый и графический материал в электронном виде;
- учебные модули, предназначенные для автоматизации дидактических единиц и контроля знаний студентов при аудиторных компьютеризированных занятиях;
- инструментарий, позволяющий в автоматизированном режиме выполнять те или иные задания, полученные на разных стадиях обучения;
- внешние связи, предназначенные для связи обучаемого с электронными вариантами различных статей и электронными библиотеками с необходимой литературой;
- системы управления ресурсами, позволяющие структурировать данные в виде базы данных, используемых в учебных модулях АУМК.
Возрастающий интерес к вопросам автоматизации управления учебным заведением в профессиональной деятельности учителя объясняется тем, что это позволит:
• использовать современные системы обработки, тиражирования, анализа, структурирования и хранения информации (текстовой, графической, визуальной, речевой);
• автоматизировать основные и вспомогательные информационные процессы, например совместную работу служащих над документом (дистанционно, в локальной или глобальной сети), «безбумажное» общение между служащими с их рабочего места, информационное взаимодействие по телекоммуникациям.
Вышеперечисленные особенности определяют целесообразность использования возможностей этих технологий для совершенствования процессов информационного взаимодействия при информационно-методическом обеспечении учебно-воспитательного процесса учебным заведением на основе автоматизации и информатизации.
Список литературы / References
1. Исмоилова М.Н., Султонова З.Ш. Требования к методике обучения // Ученый XXI века. № 3-2 (38), 2018. C. 84-88.
2. Мамуров У.И. Формы и методы военно-патриотического воспитания // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 43-46.
3. Темиров У.Х. Принципы военно-патриотического образования // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 49-52.
4. Хамраев К.К. Организация тематических вечеров и встреч с ветеранами войны и труда в рамках военно-патриотического воспитания // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 52-55.
5. Сафоев Х.А. Воспитание студентов в духе военного патриотизма актуальная педагогическая проблема//Проблемы педагогики. № 6(51), 2020. C. 34-35.
6. Самадов В.Т. Основные категории военной педагогики // Проблемы педагогики. № 6 (51), 2020. C. 35-37.
7. Хамроев К.К. Современные методы обучения на занятиях по допризывной подготовке // Проблемы педагогики. № 6(51), 2020. C. 39-40.
8. Абдурахманов Ш.Н. Основные направления патриотического воспитания // Проблемы педагогики. № 6(51), 2020. C. 60-62.
9. Валиев А.Л. Имитационное моделирование в преподавании военных дисциплин // Проблемы педагогики. № 6(51), 2020. C. 63-65.
10. Валиев А.А. Контроль физического развития студентов на спортивно-оздоровительных занятиях // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 40-43.