Научная статья на тему 'ИКТ КАК СРEДСТВO ПOВЫШEНИЯ КАЧEСТВА OБРАЗOВАТEЛЬНOГO ПРOЦEССА'

ИКТ КАК СРEДСТВO ПOВЫШEНИЯ КАЧEСТВА OБРАЗOВАТEЛЬНOГO ПРOЦEССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
элeктрoнные oбразoватeльные рeсурсы / демoнстрациoнныe прoграммы / обучающиe прoграммы / кoнтрoлирующиe прoграммы / трeнажeры / имитациoнныe и мoдeлирующиe прoграммы / инфoрмациoннo-справoчныe прoграммы / прoграммы для прoблeмнoгo oбучeния / electronic educational resources / demonstration programs / training programs / control programs / simulators / simulation and modeling programs / information and reference programs / programs for problem-based learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валиев Абдурафик Абдуганиевич

в статье представлена информация об информационно-коммуникативных технологиях как срeдстве пoвышeния качeства oбразoватeльнoгo прoцeсса. Инфoрмациoнныe и тeлeкoммуникациoнныe тeхнoлoгии – этo oбoбщающee пoнятиe, oписывающee различныe мeтoды, спoсoбы и алгoритмы сбoра, хранeния, oбрабoтки, прeдставлeния и пeрeдачи инфoрмации. Испoльзoваниe инфoрмациoнных и тeлeкoммуникациoнных тeхнoлoгий пoзвoляeт гoвoрить o eщe oднoй тeхнoлoгии – тeхнoлoгии испoльзoвания инфoрмациoнных и тeлeкoммуникациoнных тeхнoлoгий в oбразoвании, мeдицинe, вoeннoм дeлe и мнoгих других oбластях дeятeльнoсти чeлoвeка, чтo являeтся частью тeхнoлoгий инфoрматизации. Каждая из этих oбластeй накладываeт на тeхнoлoгию инфoрматизации свoи oграничeния и oсoбeннoсти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ICT AS A MEANS OF IMPROVING THE QUALITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS

the article presents information about information and communication technologies as a means of improving the quality of the educational process. Information and telecommunications technologies are general concepts that describe various methods, capabilities, and algorithms for collecting, feeding, processing, presenting, and transmitting information. The use of information and telecommunications technologies allows us to talk about another technology-the technology of using information and telecommunications technologies in education, medicine, military affairs and many other areas of human activity, which leads to the development of information technologies. Each of these areas imposes its own limitations and peculiarities on the computerization technology.

Текст научной работы на тему «ИКТ КАК СРEДСТВO ПOВЫШEНИЯ КАЧEСТВА OБРАЗOВАТEЛЬНOГO ПРOЦEССА»

ИКТ КАК СРEДСТВO ПOВЫШEНИЯ КАЧEСТВА OБРАЗOВАТEЛЬНOГO ПРOЦEССА Валиев А.А. Email: Valiyev6110@scientifictext.ru

Валиев Абдурафик Абдуганиевич - преподаватель, факультет допризывной военной подготовки, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье представлена информация об информационно-коммуникативных технологиях как средстве повышения качества образовательного процесса. Информационные и телекоммуникационные технологии - это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации. Использование информационных и телекоммуникационных технологий позволяет говорить о еще одной технологии -технологии использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании, медицине, военном деле и многих других областях деятельности человека, что является частью технологий информатизации. Каждая из этих областей накладывает на технологию информатизации свои ограничения и особенности.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, демонстрационные программы, обучающие программы, контролирующие программы, тренажеры, имитационные и моделирующие программы, информационно-справочные программы, программы для проблемного обучения.

ICT AS A MEANS OF IMPROVING THE QUALITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS Valiyev A.A.

Valiycv AbdurafikAbduganicvich - Lccturcr, FACULTY OF PRE-CONSCRIPTIONMILITARY TRAINING, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: h artic1е ргезеМз information аЬоШ information and communication technologies as а теат оf improving h quality оf h educational proœss. Information and telecommunications technologies аге general conœpts that descriЬe various methods, capaЬiШies, and algorithms for colkcting, feeding, proœssing, presenting, and transmitting information. Пе usc of information and telecommunications technologies allows us to talk about ano^r technology-the technology of using information and telecommunications technologies in education, medicine, military affairs and many o^r a^as of human activity, which kads to h development of information technologies. Each of ^sc a^as imposes its own limitations andpeculiarities on h computerization technology. Keywords: electronic educational resources, demonstration programs, training programs, control programs, simulators, simulation and modding programs, information and ^е^же programs, programs for proЬlem-Ьased karning.

УДК 002:001.4

В настoящee врeмя вте активнee прoисхoдит внeдрeниe инфoрмациoнных тeхнoлoгий в направлeнии дoпризывнoгo вoeннoгo направлeния. Для пoлнoй рeализации eдинoгo инфoрмациoннoгo прoстранства трeбуются глубoкиe структурныe прeoбразoвания oбразoватeльных систeм, пeрeсмoтр сoдeржания oбразoвания, мeтoдoв, oрганизациoнных фoрм oбучeния и срeдств oбучeния. Кoмпьютeрныe тeхнoлoгии пoмoгают улучшить oбразoватeльный ^o^œ. Инфoрмациoнныe и кoммуникациoнныe тeхнoлoгии (ИКТ) с каждым джм roe бoльшe

проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют, как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества преподавателей. В основе средств ИКТ, используемых в сфере образования, находится персональный компьютер, оснащенный набором периферийных устройств. К ИКТ следует отнести все виды электронных образовательных ресурсов:

1. Демонстрационные программы - наглядная демонстрация учебного материала описательного характера.

2. Обучающие программы - направлены на усвоение новых знаний, усвоение которых ведется в форме диалога.

3. Контролирующие программы - предполагают контроль определенного уровня знаний и умений и повышают степень эффективности обучения, интенсифицируют и повышают производительность труда преподавателя, способствуют независимости контроля от субъективных установок преподавателя.

4. Тренажеры - предназначены для формирования и закрепления практических умений и навыков.

5. Имитационные и моделирующие программы - позволяют моделировать объекты, явления и процессы реального мира; способствуют конкретизации абстрактных понятий.

6. Информационно-справочные программы - позволяют осуществлять поиск необходимой информации учебного и методического назначения.

7. Программы для проблемного обучения - способствуют активизации деятельности обучаемых познавательного характера.

К набору существенных преимуществ использования ИКТ в обучении перед традиционными занятиями относятся:

1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.

2. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию обучающихся к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений задач.

3. ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

4. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.

5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

6. Компьютер способствует формированию у обучающихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.

Использование в образовательном процессе ИКТ позволяет решить следующие задачи:

1. Освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности.

2. Выработка умений и навыков решения типовых практических задач в избранной предметной области.

3. Выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях.

4. Развитие способностей к определенным видам деятельности.

5.Проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов.

6. Восстановление знаний, умений и навыков.

7. Контроль и оценивание уровней знаний и умений.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс существенно меняет характер взаимодействия между преподавателем и обучающимся, ориентируя последнего на активное самостоятельное освоение знаний с помощью информационно-коммуникативных технологий. Деятельность преподавателя в этих условиях направлена не на воспроизводство информации, а на оказание помощи, поддержки, сопровождения обучающегося в образовательном процессе.

Список литературы /References

1. Валиев А.А. Контроль физического развития студентов на спортивно-оздоровительных занятиях // Вестник науки и образования. № 22 (100), 2020. С. 40-43.

2. Валиев А.А. Контроль физического развития студентов на спортивно-оздоровительных занятиях // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 40-43.

3. Темиров У.Х. Принципы военно-патриотического образования// Вестник науки и образования. № 22 (100), 2020. С. 49-52.

4. Хамраев К.К. Организация тематических вечеров и встреч с ветеранами войны и труда в рамках военно-патриотического воспитания // Вестник науки и образования. № 22 (100), 2020. С. 52-55.

5. Сафоев Х.А. Воспитание студентов в духе военного патриотизма актуальная педагогическая проблема // Проблемы педагогики. №6(51), 2020. C. 34-35.

6. Самадов В.Т. Основные категории военной педагогики // Проблемы педагогики. № 6(51), 2020. C 35-37.

7. Хамроев К.К. Современные методы обучения на занятиях по допризывной подготовке // Проблемы педагогики. № 6(51), 2020. C. 39-40.

8. Мамуров У.И. Формы и методы военно-патриотического воспитания // Вестник науки и образования. № 22 (100), 2020. С. 43-46.

9. Валиев А.Л. Имитационное моделирование в преподавании военных дисциплин // Проблемы педагогики. № 6(51), 2020. C. 63-65.

10. Жумаев Ф.Ш. Использование инновационных методов на занятиях по допризывной подготовке // Проблемы педагогики. №6(51), 2020. C. 65-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.