• КНИЖНАЯ ПОЛКА ВОЕННОГО ИСТОРИКА
А.В.ЛОСИК, A.V. LOSIK,
А.Н. ЩЕРБА A.N. SHCHERBA
АВИАЦИЯ БАЛТИКИ: СОЗДАНИЕ, РАЗВИТИЕ И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА
BALTIC AVIATION: CREATION, DEVELOPMENT AND COMBAT USE IN THE FIRST HALF OF THE XX CENTURY
г л
Сведения об авторах. Лоси к Александр Витальевич — заместитель главного редактора журнала для учёных «КЛИО», старший научный сотрудник Военного института (научно-исследовательского) Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского, доктор исторических наук, профессор (Санкт-Петербург. E-mail: [email protected]);
Щерба Александр Николаевич — старший научный сотрудник Научно-исследовательского отдела (военной истории Северо-Западного региона РФ) Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, доктор исторических наук, профессор (Санкт-Петербург. E-mail: [email protected]).
Аннотация. Рецензия на монографию доктора военных наук, профессора Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского Д. А. Бочинина «Морская авиация Балтики: годы 1910— 1940-е». В книге анализируются особенности и характер боевого применения отечественной морской авиации на Балтике в сложный исторический период (1910—1940 гг.).
Ключевые слова: Россия; СССР; рецензия; морская авиация; региональный центр авиационной промышленности; авиация Военно-морского флота; Балтийский флот; боевое применение авиации.
Information about authors. Aleksandr Losik - Deputy Editor-in-Chief of the Journal for Scientists «Clio», Senior Researcher of the Military Institute (researching) of the Military Space Academy named after A. F. Mozhaysky, D. Sc. (Hist.), Professor (St. Petersburg. E-mail: poltorak2006@ yandex.ru).
Aleksandr Shcherba — Researcher of the Research Department (military history of the RF north-western region) of the Research Institute (military history) of the Military Academy of the RF Armed Forces' General Staff, D. Sc. (Hist.), Professor (St. Petersburg. E-mail: [email protected]).
Summary. There is a review for the monograph of the Doctor of Military Sciences, Professor of the Military Space Academy named after A. F. Mozhaysky D.A. Bochinin «Baltic naval aviation 1910—1940». The book analyses features and a character of the combat use of the domestic naval aviation in the Baltic during complicated historical time 1910 - 1940.
Keywords: Russia; USSR; review; naval aviation; region center of aviation industry; Navy's aviation; Baltic Fleet; combat use of aviation.
МОНОГРАФИЯД.А. Бочинина* посвящена важной и одновременно актуальной, но недостаточно изученной теме нашей истории — анализу создания, развития и боевого применения морской авиации России (СССР). Актуальность исследования подчёркивается и тем обстоятельством, что в 1990—2000 гг. было допущено деструктивное реформирование морской авиации, а следовательно, требуются глубокий компетентный анализ допущенных ошибок и радикальные меры по приведению авиационной компоненты российского флота в соответствие с реалиями войн и вооружённых конфликтов XXI века. Для эффективного противодействия авиационным силам, соединениям надводных кораблей и атомным подводным силам противника, транснациональным преступным сообществам флоту России требуются лета-
* Бочинин Д.А. Морская авиация Балтики: годы 1910—1940-е. СПб.: Полторак, 2018.272 с.
тельные аппараты нового, современного поколения. И решение этой важной государственной задачи может и должно опираться на глубоко проанализированный и обобщённый отечественный военно-исторический опыт развития и применения морской авиации, в т.ч. на Балтике, за первую половину XX века. Этому и посвящена рецензируемая книга, результаты исследования в которой отражены в 3 главах, 8 параграфах и заключении издания.
В первой главе «Создание, развитие и боевое применение отечественной морской авиации в 1913— 1928 гг.» автор на основе архивных документов аргументированно утверждает, что первый российский гидросамолёт М-1 был спроектирован и создан Д.П. Григоровичем из отечественных материалов силами работников Первого Российского Товарищества Воздухоплавания (ПРТВ), директором-распорядителем которого был С.С. Щетинин. Оно возникло в Петербурге в 1909 году.
Акцентируя внимание военного ведомства на возросших за 1911 — 1913 гг. возможностях своего предприятия, С.С. Щетинин доказывал чиновникам министерства, что ПРТВ — первый и единственный специализированный аэроплано-строи-тельный завод, служащий нуждам государственной обороны и испол-
няющий исключительно заказы военного ведомства1.
6 июня 1914 года летающая лодка была испытана лейтенантом И.И. Кульневым и под номером Щ-1 зачислена в состав авиации Балтийского флота. Именно с этого времени, по мнению автора, и началась биография морской авиации как рода сил ВМФ России2. Правда, тут же автор монографии оговаривается, что существуют и альтернативные мнения относительно даты зарождения морской авиации России и данный вопрос, по его мнению, требует дополнительного научного исследования.
Подводя итог первой главе монографии, Д.А. Бочинин справедливо замечает, что, во-первых, во втором десятилетии XX века в Санкт-Петербурге зародилась и в течение нескольких лет превратилась в самостоятельную отрасль военного производства авиационная промышленность Северо-Западного региона России. Её отличительной особенностью стало целевое конструирование, опытное и крупносерийное производство самолётов для Военно-морского флота России. Однако слабые производственные мощности собственного моторостроения поставили российскую авиацию в зависимость от дорогостоящих и ненадёжных зарубежных поставок3.
Обложка книги
МОРСКАЯ АВШИН БАЛТИКИ.
ГОДЫ 1310-1Ж в
94
№ 3 - 2019 • ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
A.B. ЛОСИК, A.H. ЩЕРБА. Авиация Балтики: создание, развитие... •
а
Второй важнейший вывод сводится к следующему: в годы Первой мировой войны авиационные заводы Петрограда поставляли армии и флоту ежегодно около 700 гидросамолётов, тяжёлых бомбардировщиков, истребителей, самолётов-разведчиков, соответствовавших мировым образцам авиационной техники. Опыт боевого применения авиации в годы Первой мировой войны показал, что она стала важным средством ведения военных действий на море, фактически родом сил флота.
И, наконец, третий вывод главы: опыт боевого применения мировой авиации был учтён в годы послевоенного развития авиационной промышленности Петрограда (Ленинграда). Характерной особенностью регионального авиапрома в указанный период стала специализация на конструировании и производстве учебных самолётов для армии и флота страны. К 1929 году в Ленинграде, по утверждению Д.А. Бочинина, сложились основы северо-западного регионального центра авиационной промышленности СССР4.
Рецензенты в целом согласны с утверждением, но считают, что, говоря об этом, следует подчеркнуть, что речь идёт лишь об основах структуры центра и его про-мышлен но-производственного потенциала.
Во второй главе «Роль северозападного регионального центра авиационной промышленности в модернизации авиации ВМФ в годы межвоенного периода (1921—1941 гг.)» автор исследует формирование в Ленинграде центра разработки и производства легкомоторных самолётов для армии и флота. Отмечается, что переход самолётостроения к выпуску цельнометаллических машин детерминировал создание региональной базы производства известных лёгких металлов. Подчёркивается, что военно-техническую помощь ленинградский авиапром в указанные годы получал от авиационных предприятий США, Германии и других промышленно развитых стран посредством командирования специалистов на зарубежные предприятия, закупки лучших образцов морской и сухопутной авиационной техники, оборудования, материалов и приборов для их использования как в лицензионном производстве, так и для вооружения советских авиационных частей.
Важнейшим выводом главы стало утверждение автора, что в 1933— 1934 гг. завершилось формирование северо-западного регионального центра авиационной промышленности страны, основой которого
стала индустрия Ленинграда, которая включала в себя авиационные заводы и связанные с ними предприятия-смежники, выпускавшие к концу указанного периода свыше 2 ООО самолётов, авиационных двигателей и широкую номенклатуру комплектующих изделий. В названный авиационный центр входили также научно-исследовательские учреждения и учебные заведения, выполнявшие проектные работы и готовившие специалистов для авиационной промышленности. Разработкой и производством продукции авиационного назначения, подготовкой кадров для авиапрома города накануне Великой Отечественной войны в Ленинграде занимались свыше 80 предприятий и учреждений5.
В третьей главе монографии «Боевое применение морской авиации Балтийского флота в годы Второй мировой войны и её развитие в период послевоенного строительства флотских ВВС (1938—1950 гг.)» дана характеристика состояния самолётного парка Балтийского флота накануне войны, который оценивается как не подготовленный к противоборству с сильным, хорошо вооружённым противником. Однако в ходе войны авиация получила такие самолёты, как истребители Як-7, Ла-5, ЛаГГ-3, штурмовики Ил-2, бомбардировщики Пе-2. По ленд-лизу в авиационные части флота поступили истребители «Аэрокобра», «Харрикейн», торпедоносцы «Бостон» и др. В 1941—1945 гг. морская авиация проявила себя как наиболее мобильный и универсальный род ВМФ, способный поражать любые морские и береговые цели. На заключительном этапе войны без участия авиационных сил и средств не проводилась ни одна боевая операция флота6.
Важнейшим выводом данной главы стало и утверждение автора, что на рубеже 1940—1950 гг. авиация ВМФ вступила в период инновационного, наиболее результативного своего развития вЮСвеке. Речь идёт о перевооружении авиации флота на реактивную технику, что наряду с оснащением её ракетно-ядерным оружием означало качественный скачок в возрастании боевого потенциала флота как вида Вооружённых сил СССР7.
В конце монографии автором приведены 15 приложений, включающих в себя тексты архивных документов по теме исследования, а также ряд таблиц, характеризующих те или иные процессы развития морской авиации в исследуемый период. Приведён и список использованной в работе литературы, что говорит в первую очередь о большом уважении автора к достижениям своих предшественников-исследователей, а
также помогает читателям глубже понять разнообразную источниковую базу представленной научной работы. Жаль только, что Д.А. Бочинин к списку литературы не добавил такие источники исследования, как архивы, документы и материалы фондов, на которые он опирался.
Укажем на некоторые недостатки данной работы, кроме тех, которые уже упоминались ранее:
1. Наличие нестыковок в тексте исследования. Так, на странице 200 говорится о том, что в 1921—1941 гг. в Петрограде (Ленинграде) сформировался северо-западный региональный центр. Однако завершение формирования указанного центра автор датирует 1938—1941 гг. Отсюда читателям не понятно, что Д.А. Бочинин вкладывает в понятия «сформировался в новом центре авиационной промышленности» и «закончилось формирование центра авиационной промышленности». В будущем переиздании этой интересной и нужной книги сточки зрения методологии исследования следует разобраться и устранить отмеченную нестыковку.
2. Также следует более строго с научных позиций обозначить хронологические рамки исследования, которые охватывают в самом тексте книги период от 1910-х до 1950-х годов, а в названии обозначен более короткий хронологический период. Последнее надо или строго научно объяснить, или изменить рамки хронологии исследования.
3. Думается, что автору следует внимательно посмотреть и на хронологические нахлёсты внутри самого периода исследования 1910— 1940 гг. Их или надо устранить, или дать объяснение объективных причин, их вызвавших.
Отмеченные недостатки и упущения в работе не снижают общей положительной оценки монографии.
В заключение рецензии отметим, что книга Д.А. Бочинина как результат серьёзного научного исследования состоялась, высоко оценивается рецензентами и, бесспорно, требуется второе издание книги, исправленное и, несомненно, дополненное. В чём мы и пожелаем автору успеха.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Багратионов В.А. Крылья России: полная иллюстрированная энциклопедия. М.: Эксмо, 2003. С. 25.
2 Бочинин Д.А. Морская авиация Балтики: годы 1910—1940-е. СПб.: Полторак, 2018. С. 10.
3 Там же. С. 32.
4 Там же. С. 88.
5 Там же. С. 200, 201.
6 Там же. С. 6, 237.
7 Там же. С. 237, 239. ■
ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 3 - 2019
95