Научная статья на тему 'Степень готовности авиации Балтики ко Второй мировой войне'

Степень готовности авиации Балтики ко Второй мировой войне Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
490
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ВОЕННАЯ ЧАСТЬ / АВИАЦИЯ БАЛТИКИ / READINESS / MILITARY UNIT / BALTIC AIR FORCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Наливкин Леонид Александрович

На примерах готовности ко Второй мировой войне трех частей различных родов авиации Балтики автор предпринимает попытку уяснить степень ее готовности к грядущим сражениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The degree of Baltic air force readiness to the Second World War

In the examples ready for the Second World War three parts of various types of Air Baltic author attempts to clarify the degree of preparedness for the coming battles.

Текст научной работы на тему «Степень готовности авиации Балтики ко Второй мировой войне»

Л. А. Наливкин

СТЕПЕНЬ ГОТОВНОСТИ АВИАЦИИ БАЛТИКИ КО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

Утверждение о том, что СССР был не готов к началу Второй мировой войны, не в полной мере соответствует действительности. В частности, существуют отдельные исследования по продовольственному обеспечению Красной армии в предвоенный период, развитию танкостроения и т. д.1 В этой связи необходимо рассматривать целый ряд аспектов. Не беремся говорить обо всей армии и флоте, а только балтийской авиации.

Количественный и качественный состав соединений и частей ВВС Балтфлота

В целом, ВВС КБФ имели 705 летчиков, из них первого года службы 283 чел., которые, за исключением 42-х, были подготовлены к боевым действиям в составе звена по сигналу ведущего. Летчики второго года службы и старше были подготовлены к действиям в составе звена в сложных метео-условиях2.

В 8-ю бомбардировочную авиационную бригаду входили 1-й минно-торпедный авиационный полк и 57-й бомбардировочный авиационный полк. Бригада базировалась на аэродромах Беззаботное, Котлы, Копорье и Клопицы (под Ленинградом). На вооружении 8-я БАБ имела 16 СБ, 46 ДБ-3 и 35 ДБ-3 ф. Всего в бригаде было 115 летчиков, из них 19 летали ночью.

В 61-ю истребительную авиационную бригаду входили 5-й истребительный авиационный полк, 12-я и 13-я отдельные Краснознаменные истребительные авиаэскадрильи. Бригада базировалась на аэродромах Низино, Липово, Куммолово и Купля (под Ленинградом). На ее вооружении было 114 И-16, 31 И-15, 32 И-153, 6 МиГ-1 и 7 МиГ-3. Всего в бригаде имелось 166 летчиков, из них 67 летали ночью.

В 10-ю смешанную авиационную бригаду входили 13-й истребительный авиационный полк, 71-й истребительный авиационный полк и 73-й бомбардировочный авиационный полк. Бригада базировалась на аэродромах Таллина, Ханко, Керстово и Пернов (Пярну). Авиабригада имела 64 И-153, 38 И-16, 4 И-15, 43 СБ и 18 Ар-2. Всего в бригаде имелось 136 летчиков-

истребителей и 67 летчиков-бомбардировщиков, из них 74 летчика-истребителя и 15 летчиков-бомбардировщиков летали ночью3.

В 15-й морской разведывательный авиационный полк входили 18-я, 19-я, 22-я и 58 -я авиаэскадрильи. Полк базировался на аэродромах Выборга, Ораниенбаума, Вейно и горы Валдай. На своем вооружении полк имел 34 МБР-2, 5 Че-2, 6 КОР-1. Всего в полку было 56 летчиков, из них 34 летали

ночью4.

Напрямую командующему ВВС КБФ (равно как и Инженерно-авиационная служба и тыл ВВС флота) подчинялось 7 эскадрилий:

- 71-я отдельная бомбардировочная авиационная эскадрилья (командир - майор П. И. Васянин) базировалась на аэродроме Копорье. Эскадрилья имела 8 СБ и 11 Р-5. Всего в ней было 10 летчиков, из них ночью летал один

- 15-я морская отдельная разведывательная авиационная эскадрилья (командир - майор В. П. Канарев) базировалась на аэродром Кихелькона. Эскадрилья имела 11 МБР-2. Всего в ней было 12 летчиков, из них 7 летали ночью

- 41-я морская отдельная разведывательная авиационная эскадрилья (командир - капитан Баранов) базировалась на аэродром Рига (Киш-озеро). Эскадрилья имела 17 МБР-2. В ней было 24 летчика, из них 7 летали ночью.

- 43-я морская отдельная разведывательная авиационная эскадрилья (командир - капитан И. Я. Вахтерман) базировалась на аэродроме Либава. Эскадрилья имела 16 МБР-2. В ней было 19 летчиков, из них 7 летали ночью

- 44-я морская отдельная разведывательная авиационная эскадрилья (командир - майор В. М. Мухин) базировалась на аэродром Таллин. Эскадрилья имела 13 МБР-2. В ней было 16 летчиков, из них 9 летали ночью

- 58-я морская отдельная разведывательная эскадрилья (командир -капитан А. В. Арефьев) базировалась на аэродроме Пейпия. Эскадрилья имела 17 МБР-2. В ней было 18 летчиков, из них 8 летали ночью

- 81-я морская отдельная разведывательная авиационная эскадрилья (командир - капитан В. Н. Коштанкин) базировалась на аэродроме Ханко. Эскадрилья имела 12 МБР-2. В ней было 10 летчиков, из них 9 летали но-

чью5.

Количествеииый и качественный состав боевого самолетного парка ВВС КБФ

В ВВС КБФ насчитывалось 656 боевых самолетов, из них торпедоносцев и бомбардировщиков - 172 (26,2 %), истребителей - 353 (53,8 %) и разведчиков - 131 (20 %). Моторесурс на самолетах

ДБ-3 составлял не более 45 %, на ДБ-3 ф - не менее 77 %, на самолетах СБ - до 50 %, на истребителях И-16, И-153 и И-15 - от 50 до 60 %, на МБР-2 -до 53 %, и только на остальных самолетах - до 95 %. 12 % боевых самолетов были неисправными6.

Правда, уже в первый год войны ВВС КБФ, как и ВВС приморских фронтов, получили от отечественной промышленности значительное количество самолетов новых типов - Пе-2, Ил-2, МиГ-3, ЛаГГ-3, наряду с английскими истребителями «Харрикейн».

Следует отметить, что к началу войны по суммарному числу самолетов наша истребительная авиация (Прибалтийского Особого, Ленинградского округов и КБФ) в 1,6 раза превосходила авиацию потенциального противника (включая финскую). Но при этом соотношение наших военно-воздушных сил (двух названных округов и КБФ) и ВВС противника (также включая финскую авиацию) по бомбардировщикам составляло 1:1,1 по самолетам-разведчикам - 1:2,87.

Готовность к войне различных родов авиации8

71-й истребительный авиационный полк. Первоначальное формирование авиационного полка предусматривало четырехэскадрильную структуру. Вооружение - самолеты И-15. Аэродромы базирования были определены следующие: Низино, Липово, Таллин, Купля.

4 октября 1940 г. с перелетом всех эскадрилий на аэродром Таллина (Юлемисте), началась планомерная подготовка к выполнению боевой задачи: охрана Главной военно-морской базы - Таллина9.

Сразу же после первомайских праздников 1941 г. 1-я, 3-я и 4-я эскадрильи полка приступили к подготовке перебазирования в летние лагеря под Ленинград. 26 мая 1941 г. первая авиаэскадрилья законсервировала свои самолеты и перебазировалась на аэродром «Беззаботное» - для приемки и освоения нового истребителя Як-1.

В этом же месяце приказом командующего ВВС КБФ в полку была создана 5-я авиаэскадрилья (АЭ), вооруженная истребителями. 1-я АЭ, закончив сборку самолетов Як-1, перебазировалась на аэродром Низино, где летчики проходили тренировочные полеты. Вслед за этим последовало перевооружение 3-й эскадрильи на самолеты МиГ-3, для чего эскадрилья перелетела на самолетах И-153 на аэродром Котлы.

19 июня утром в авиагарнизонах Липово, Котлы, Низино и других были объявлены боевые тревоги, летный и технический состав занял места

у самолетов, а в дальнейшем каждую ночь летчики-ночники дежурили у самолетов, приведенных в полную боевую готовность.

Личный состав 2-й эскадрильи, возвратившись из отпуска, проводил на аэродроме Таллин (Юлемисте) интенсивную летную подготовку по плану взаимодействия истребительной авиации с наземными средствами ПВО Главной ВМБ Таллин по отражению налета авиации противника на корабли и объекты базы - как днем, так и ночью. В результате большой подготовительной работы и учебы весь руководящий летный состав 2-й эскадрильи, до командиров звеньев включительно, мог летать ночью, на высоту, по маршруту в море, вести воздушный бой в группе до 12 самолетов, а также летал ночью в прожекторах, стрелял по конусу и щитам, бомбил и был подготовлен к работе по связи с постами наведения и батареями ПВО.

С 17 по 20 июня 1941 г. 2-я АЭ с аэродрома Юлемисте принимала участие в большом летно-тактическом учении дивизии ПВО ГВМБ Таллин, в котором отрабатывались все элементы взаимодействия ИА с зенитной артиллерией. Таким образом, первый сигнал о войне не застал людей врасплох: к 01.30 22 июня 1941 г. матчасть эскадрильи была рассредоточена, а экипажи приведены к боевой готовности10.

1-й минно-торпедный авиационный полк. К началу Великой Отечественной войны полк состоял из 4-х эскадрилий: одна из прежних пяти эскадрилий (2-я) находилась в стадии переучивания. Каждая из 4-х эскадрилий включала в себя 4 звена трехсамолетного состава11. Летный состав полка насчитывал 66 экипажей, из них летающих ночью - 14. Не введенных в строй экипажей - 14. Некомплект летного состава значился таковым: летчиков - 8, штурманов - 6, стрелков-радистов - 7. В полку имелось, как уже отмечалось, 4 боевые эскадрильи, из которых 1-я и 5-я могли выполнять задачи высотных торпедоносцев - днем, в простых метеоусловиях, в составе

звена, 3-я и 4 -я авиаэскадрильи могли выполнять задачи низких торпедонос-

12

цев - днем, в сложных метеоусловиях и ночью12.

Боевой состав самолетов полка выглядел так: машин типа ДБ-3 было 34, из них исправных - 31; остаток самолетного ресурса ДБ-3 - 59 %, моторного - 50 %; машин типа ДБ-3ф было 27, из них исправных - 22; остаток самолетного ресурса ДБ-3ф - 93 %, моторного - 63 %. Итого: количество машин обоих типов - 61, из них исправных - 53; со средний остаток самолетного ресурса - 76 %, моторного - 56 %. Некомплекта не значилось13. В основном 1 -й МТАП представлял собой тактическую единицу, способную выполнять боевые задачи по военно-морским базам и кораблям противника в море.

Степень предвоенной подготовки летного состава 1-го МТАП. Оперативно-тактическая подготовка. К началу войны в полку было проведено: с руководящим составом полка и эскадрилий 5 военных игр; штабных игр с выходом в поле со средствами связи - 4; групповых упражнений - 8; штабных летучек - 20; летно-тактических учений - 2; учений с флотом - 3. Вся оперативно-тактическая подготовка проводилась с учетом специального назначения полка как минно-торпедного.

В системе подготовки большое внимание уделялось «изучению военно-морского флота противника» и своих кораблей в классах. Вместе с тем, практическое определение классов, типов кораблей и их принадлежности летным составом было отработано слабо. Кроме того, была недостаточной отработка вопросов взаимодействия с другими видами авиации. Особенно слабо были отработаны вопросы нанесения совместных ударов самолетов-торпедоносцев с флотом14.

Техника пилотирования. В целом была отработана «групповая слетанность» в авиаэскадрильях и в полку. Однако высотная и слепая подготовка были отработаны не всеми экипажами. Ночью могли только 14 экипажей15.

Торпедометание. К отмеченной выше подготовленности различных эскадрилий к высотному или низкому торпедометанию, следует добавить, что во второй авиаэскадрилье (находившейся в стадии переучивания) 4 из 13-ти экипажей были подготовлены для торпедометаний. Нельзя не отметить существенного недочета: практическое торпедометание по движущейся цели полком не отрабатывалось16.

Воздушные стрельбы и воздушный бой. С начала 1941 г. до начала Великой Отечественной войны 1-й МТАП произвел 590 воздушных человеко-стрельб, из которых 480 было выполнено. Отработку прошли воздушные стрельбы на малых и средних высотах. За этот же период полк произвел восемь воздушных боев с истребительными частями. Следует подчеркнуть, что вопросы прикрытия торпедоносцев и их сопровождения не отрабатывались.

Бомбометание. Полком было отработано бомбометание со средних высот (отдельными экипажами - с больших высот) по неподвижной цели. В среднем на экипаж приходилось по 8 бомбометаний. Было хорошо отработано бомбометание с малых высот по движущейся цели. Существенным конструктивным недостатком самолета ДБ-3 являлось отсутствие прицела для ночного бомбометания, поэтому экипажи-ночники к ночному бомбометанию подготовлены не были17.

Боевое управление. Командные пункты по своему техническому состоянию и оборудованию были далеки от соответствия требованиям военного времени. Так, у командного пункта полка отсутствовала прямая связь с подразделениями, выполнявшими боевые задачи, что, в свою очередь, исключало полноценную возможность управления ими.

Опыта в боевом управлении подразделениями в период войны с Финляндией при действии авиаполка с одного и того же аэродрома, при отсутствии необходимости его перебазирования и фактов воздушного нападения со стороны противника приобретено не было. В этой связи боевому управлению подразделениями уделялось очень мало внимания18.

Состояние аэродромной службы. Полк базировался на АС (вероятно, данная аббревиатура означает «аэродром стационарный». — Л. Н.) «Беззаботное» в районе Стрельны под Ленинградом. Аэродром имел два ангара, подходы к ангарам были оборудованы рулежными дорожками. Имелось оборудование дневного и ночного старта. Размеры аэродрома вполне обеспечивали работу полка как днем, так и ночью. К началу войны все самолеты были рассредоточены по окраинам аэродрома и замаскированы маск-се-тями.

57-й бомбардировочный авиационный полк имел пятиэскадрильный штат. Каждая авиаэскадрилья насчитывала по 12 самолетов, таким образом, полностью укомплектованный полк располагал 60 самолетами19.

К началу войны 57-й АП базировался на аэродроме «Котлы». Материальная часть его имела уже разнообразные типы самолетов: ДБ-3, СБ, Ар-2. В состав полка в этот период вошла одна авиаэскадрилья на самолетах ДБ-3 - из состава 1-го минно-торпедного авиаполка, а остальные авиаэскадрильи 57-го АП пополнились самолетами ДБ-3, ДБ-3ф - также из состава 1-го МТАП. Устаревшие же типы самолетов СБ были в основном сданы в ВМАУ им. И. В. Сталина. Разнообразие материальной части позволяло полку выполнять достаточно разноплановые боевые задачи.

Прогнозирование немецкими аналитиками готовности советских ВВС к мировой войне. Наиболее слабой стороной советских ВВС, отмеченной немецким командованием накануне войны с СССР, являлся тот факт, что они находились в процессе перевооружения, прежде всего - истребительного авиапарка. Правда, этот процесс, как предполагалось будущим противником, должен был занять много времени. И в этом проявился один из просчетов противника: уже к исходу первого года Великой Отечественной войны перевооружение было завершено.

По количественному соотношению довоенного (для СССР) выпуска самолетов немецкая сторона должна была знать о своем отставании.

В 1940 г. советское авиапроизводство, опережая германское по самолётам всех типов на 103 %, по истребителям было выше на 170 % и по бомбардировщикам - на 125 %20. Подобная динамика была не в пользу Германии: во-первых, 1940 г. был во Второй мировой войне относительно спокойным; во-вторых, для восполнения неминуемых потерь в войне с Советским Союзом такого соотношения выпуска авиационной техники, как в 1940 г., могло быть недостаточно. Но ставка была на молниеносную войну - и в этом тоже был явный просчет.

Иная картина рисовалась немцам относительно качественного соотношения материальной части. Так, например, конструкция фюзеляжа бомбардировщика ДБ-3 была в основном деревянной. Конструкция фюзеляжа у истребителя ЛаГГ-3 была почти целиком деревянной, а у учебно-тренировочного самолета У-2, который сразу нашел применение в военных действиях как легкий ночной бомбардировщик - цельнодеревянной. Деревянный фюзеляж (правда, с металлическим крылом) имел знаменитый «Ишачок» - истребитель И-16. Деревянное крыло и фюзеляж смешанной конструкции были у истребителя Як-1.

Отсутствие боевого опыта Второй мировой войны и названная «порочной» и «неуклюжей» система управления советскими ВВС также должны были отрицательно влиять на ход будущих операций. Эту оценку тоже нужно признать правильной.

Советские ВВС расценивались как неготовые ко Второй мировой войне и из-за недостатков в организации наземных служб и снабжения, а также вследствие сезонной зависимости при использовании имевшихся аэродромов. Кроме того, верховное командование люфтваффе, считая одним из определяющих влияние этих обстоятельств на уязвимость нашей авиации, полагало, что ее боеспособность можно еще значительно снизить (если не парализовать) посредством повторяющихся массированных внезапных атак по аэродромам и центрам снабжения.

В аналитических кругах люфтваффе существовало единое мнение, что в ходе боев с высокоорганизованным, хорошо вооруженным противником (каким себя не без основания считали вермахт, немецкие ВМС и люфтваффе) численность и эффективность советских авиачастей будут катастрофически таять, поскольку основные силы советских ВВС - за исключением частей стратегических бомбардировщиков - концентрировались с 1939 г. на европейской территории СССР (в Латвии, Литве, Эстонии) и в Восточной Польше. В принципе так оно и происходило, но не более чем в течение первого месяца войны.

Однако командование люфтваффе, надеясь уничтожить советскую авиацию на земле внезапными сокрушительными ударами, не сбрасывало со счетов и ее возможного ответного удара по немецким аэродромам и сухопутным войскам в пределах своих оперативных зон. Правда, следует отметить, что возможность ответного удара по Берлину и другим военно-промышленным центрам Германии исключалась: таковая отсутствует в синтезированном В. Швабедиссеном прогнозе ответных действий нашей авиации в начале войны с Германией.

Предполагалось, что промышленность СССР останется сконцентрированной в его европейской части. Тем самым были недооценены наши возможности по оперативной переброске промышленных предприятий в район Урала и дальше на восток. Кроме того, преувеличивалось значение трудностей с кадрами и материалами, которые могли усугубиться военными усло-

21

виями .

В целом можно признать определенную недооценку немецкими аналитиками состояния советских ВВС и потенциала нашего авиапрома накануне войны. Главным образом, она исходила из недостаточно объективного подхода к прогнозированию и отсутствия предвидения столь высоких темпов пополнения советского боевого самолетного парка, в том числе машинами новой генерации.

Уже на шестой день войны была выпущена директива командования ВВС ВМФ и ВВС КБФ, согласно которой, всему старослужащему летному составу истребительных частей необходимо было сделать упор на изучение новой материальной части самолетов МиГ-3, Як-1 и ЛаГГ-3, а в бомбардировочных частях - самолета Пе-2 и теории бомбометания с пикирования22.

В директиве говорилось и об организации практической подготовки старослужащего летного состава на самолетах Ар-2 и Пе-2 для бомбометания с пикирования - по программе переучивания ВВС ВМФ. Указывалось, что весь технический состав авиачастей, начальствующий и рядовой состав авиабаз необходимо обучить действиям в составе взвода по обороне аэродрома, научить гранатометанию и ведению штыкового боя, а также сформировать дегазационные команды и научить практической работе с дозаторами. Особо подчеркивалось, что для боевой подготовки нужно использовать каждый свободный час, организуя кратковременные учения по противовоздушной и наземной обороне аэродрома и отражению воздушного десанта, с использованием автотранспорта для маневрирования по местности. Особое внимание требовалось уделить подготовке прибывающего по мобилизации приписного состава, проводить ее в местах

расположения эскадрилий, параллельно с выполнением основной боевой работы на самолетах.

Таким образом, ВВС КБФ к началу Великой Отечественной войны представляли собой боеспособное оперативное объединение в составе флота. Но изношенность материальной части, проходившее перевооружение на новые самолеты, трудности с аэродромным базированием и боевым управлением, слабое навигационное обеспечение значительно снижали боеспособность авиации Балтики в летне-осенней кампании 1941 г.

Вместе с тем, даже опыт первых дней войны сразу выявил те позиции в теоретической и практической подготовке, которые не прошли достаточной учебно-боевой отработки. Кроме того, балтийские летчики не были подготовлены для действий по наземным целям. И, наконец, практически отсутствовала морально-психологическая подготовка к войне с Германией. Впрочем, этому отчасти можно найти объяснение: уже во время обсуждения на сессии Верховного Совета Союза ССР пакта Молотова-Риббентропа звучали недоумения по поводу запрещения любой антифашистской пропаганды. Приходится признать: первые, зачастую смертельные, уроки качественно нового противоборства давала именно война.

1 Бочков Е. А. Сельское хозяйство России и продовольственное обеспечение Красной армии в начале 1920-х гг. // Новейшая история России. 2012. № 2. С. 57-71; Ратьков-ский И. С., ХодяковМ. В. История советской России. СПб., 1999. С. 173-175.

2 Боевая деятельность авиации ВМФ в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941-1945 гг. В 4 частях. Ч. II: Военно-воздушные силы Краснознаменного Балтийского флота в Великой Отечественной войне. М.: Воениздат, 1963. С. 10.

2 Там же. С. 8-9 (сведения по всем трем авиабригадам).

3 Там же. С. 9.

4 Там же. С. 9, 14.

5 Авиация Российского флота. Кн. 1. С. 88.

6 Представлены сведения по трем наиболее характерным структурным частям авиации Краснознаменного Балтийского флота: 71-му ИАП, 1-му МТАП, 57-му БАП.

7 ЦВМА. Ф. 257. Оп. 26399. Д. 3. Л. 9.

8 Там же. Л. 10.

9 Там же. Л. 11.

11 ЦВМА. Ф. 988. Оп. 027952: Архивная справка по истории боевой деятельности 1-го МТАП; Ф. 988. Оп. 0279521. Д. 1. Л. 5-6; Ф. 988. Оп. 027952. Д. 3. Л. 17, 22.

12 Там же. Оп. 027952. Д. 3. Л. 17 (Если сравнить этот показатель с показателем по всей 8-й авиабригаде - 19, получается, что большинство летчиков бригады, летавших ночью, было в 1-м МТАП).

13 Там же. Л. 17.

14 Там же. Л. 18.

15 Там же. Л. 18-19.

16 Там же. Л. 19.

17 Там же. Л. 20.

18 Там же. Л. 21-22.

19 ЦВМА. Ф. 333. Оп. 018840. Д. 1. Л. 4-4 об.

20 Степанов А. С. Развитие советской авиации накануне Великой Отечественной войны. СПб., 2006 С. 158.

21 См., напр.: Швабедиссен В. Сталинские соколы: Анализ действий советской авиации в 1941-1945 гг. Пер. с англ. Минск, 2003. С. 38-40, 352.

22 ЦВМА. Ф. 187. Оп. 026211. Д. 23. Л. 41.

Информация о статье

Автор: Наливкин Леонид Александрович, кандидат исторических наук, Санкт-Петербург, Россия;

Название: Степень готовности авиации Балтики ко Второй мировой войне Аннотация: На примерах готовности ко Второй мировой войне трех частей различных родов авиации Балтики автор предпринимает попытку уяснить степень ее готовности к грядущим сражениям.

Ключевые слова: готовность, военная часть, авиация Балтики

Литература, использованная в статье:

1. Бочков Е. А. Сельское хозяйство России и продовольственное обеспечение Красной армии в начале 1920-х гг. // Новейшая история России. 2012. № 2. С. 57-71.

2. Ратьковский И. С., ХодяковМ. В. История советской России. СПб., 1999.

3. Боевая деятельность авиации ВМФ в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941-1945 гг. В 4 частях. Ч. II: Военно-воздушные силы Краснознаменного Балтийского флота в Великой Отечественной войне. М., 1963.

4. Степанов А. С. Развитие советской авиации накануне Великой Отечественно войны. СПб., 2006.

5. Швабедиссен В. Сталинские соколы: Анализ действий советской авиации в 19411945 гг. Минск, 2003.

Information about the article

Author: Nalivkin L. A. - candidate of history (Ph.D.), Saint-Petersburg, Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Title: The degree of Baltic air force readiness to the Second World War.

Summary: In the examples ready for the Second World War three parts of various types of Air

Baltic author attempts to clarify the degree of preparedness for the coming battles.

Keywords: readiness, military unit, Baltic air force

References:

1. Bochkov E. A. Sel'skoe hozjajstvo Rossii i prodovol'stvennoe obespechenie Krasnoj Armii v nachale 1920-h gg. [Russian agriculture and food security of the Red Army in the early 1920s], in Novejshaja istorija Rossii. 2012. № 2. P. 57-71.

2. Rat'kovskij I. S., Khodjakov M. V. Istorija sovetskoj Rossii [The history of Soviet Russia]. St. Petersburg, 1999. 384 p.

3. Boevaya deyatelnost aviatsii VMF v Velikoy Otechestvennoy voyne Sovetskogo Soyuza 1941-1945 gg. V 4 chastyah [Combat operations of naval aviation in the Great Patriotic War of the Soviet Union of 1941-1945. In 4 parts], in Voenno-vozdushnyie silyiKrasnoznamennogo Baltiyskogo flota v Velikoy Otechestvennoy voyne. Chast II [Part II. Military air force of the Baltic Fleet in World War II]. Moscow, 1963.

4. Stepanov A. S. Razvitie sovetskoy aviatsii nakanune Velikoy Otechestvennoy voynyi [The development of Soviet aviation on the eve of the Great Patriotic War]. St. Petersburg, 2006.

5. Shvabedissen V. Stalinskie sokolyi: Analiz deystviy sovetskoy aviatsii v 1941-1945 gg. [Stalin's Falcons: Analysis of the actions of Soviet aviation in 1941-1945]. Minsk, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.