Научная статья на тему 'Авиация Особой Краснознаменной дальневосточной армии накануне массовых репрессий в РККА'

Авиация Особой Краснознаменной дальневосточной армии накануне массовых репрессий в РККА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1393
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AIR FORCE / SPECIAL RED BANNER FAR EASTERN ARMY / AIRCRAFT FLEET / SKILL OF PILOTS / INSPECTIONS OF COMBAT TRAINING / PARTY WORK / COMBAT CAPABILITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смирнов Андрей Анатольевич

Статья посвящена военно-воздушным силам Особой Краснознаменной Дальневосточной армии (ВВС ОКДВА) в 1935 первой половине 1937 гг. Показаны состав и особенности их самолетного парка; то, что летная, стрелковая, техническая и тактическая выучка ВВС ОКДВА была невысокой и причины этого невысокого уровня. Сделан вывод о том, что боевая выучка ВВС ОКДВА в канун массовых репрессий 1935-1937 гг. подтверждает тезис о слабой боевой выучке Красной Армии этого периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Смирнов Андрей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Air Force of Special Red Banner Far Eastern Army on the Eve of Mass Repression in the Workers'' and Peasants'' Red Army

Problem of both ‘Great Purge’ of 1937-1938 and combat readiness of Red Army is now the subject of considerable discussion in Russia. In 1930s, Special Red Banner Far Eastern Army (SRBFEA) was one of the Red Army’s most large groups. Moreover, in 1934-1937, it already had experience of armed clashes with the Air Forces of Kwantung and the Korean armies of Japan. So, equipment and combat skills of SRBFEA air-force pilots on the eve of Battle of Lake Khasan and Nomonhan Incident are of acute interest. The subjects of my study are the SRBFEA Air Force in 1935 1st half 1937: materiel and battle training. For these purposes, I use the general historical methods and source analysis for examining the Red Army service documentation. Based on it, I have shown that SRBFEA Air Force battle training in1935 1st half 1937 demonstrated bad result. One of the causes of this was the fact that political (ideological) attitudes prevailed over a professional flying training. As a result, I conclude SRBFEA Air Force battle training before the political repressions are known as ‘Great Terror’ considered as Red Army’s bad battle training in 1930s before the ‘Great Purge.’

Текст научной работы на тему «Авиация Особой Краснознаменной дальневосточной армии накануне массовых репрессий в РККА»

УДК 94(358.4)(1-925.17/.19)"1935-1937"

■ ^

Смирнов А.А.

Авиация Особой Краснознаменной Дальневосточной Армии накануне массовых репрессий в РККА

Смирнов Андрей Анатольевич, кандидат исторических наук, доцент, Московский архитектурный институт (государственная академия)

ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-8812-2541

E-mail: [email protected]; [email protected]

Статья посвящена военно-воздушным силам Особой Краснознаменной Дальневосточной армии (ВВС ОКДВА) в 1935 - первой половине 1937 гг. Показаны состав и особенности их самолетного парка; то, что летная, стрелковая, техническая и тактическая выучка ВВС ОКДВА была невысокой и причины этого невысокого уровня. Сделан вывод о том, что боевая выучка ВВС ОКДВА в канун массовых репрессий 1935-1937 гг. подтверждает тезис о слабой боевой выучке Красной Армии этого периода..

Ключевые слова: воздушные силы; Особая Краснознаменная Дальневосточная Армия; авиапарк; выучка пилотов; инспекторские проверки боевой подготовки; партийная работа; боеспособность.

В середине 30-х гг. Особая Краснознаменная Дальневосточная армия (ОКДВА) была не только третьим по мощи советским военным округом, но и той частью РККА, которая уже вела настоящие бои. Квантунская и Корейская армии японцев и войска японской марионетки - государства Мань-чжоу-Го - то и дело вторгались из Маньчжурии в Приморье; только в 1936 г. части ОКДВА участвовали в конфликтах у погранзастав Сиянхэ (30 января - 1 февраля), Хунчун (25 марта), Пакшекори (11 октября) и Турий Рог (26-27 ноября). И отнюдь не как простой «роман о будущей войне» воспринимались написанные в 1933 г. строки японского военного специалиста Хараты:

«Над густыми лесами, в воздухе над оз[ером] Ханка разгорится невиданный на Дальнем Востоке воздушный бой. Дух захватывает, когда представишь себе картину, как красные самолеты <...> будут падать, объятые пламенем, в озеро; как наши истребители "91", быстро снижаясь, станут истреблять укрывающиеся в лесах войска пр[отивни]ка»!.

В 1933-м эти слова еще можно было счесть пропагандистским шапкозакидательством, но в 1935-1937 гг. они уже звучали серьезным предостережением советской стороне. Как раз с зимы 1934/35 гг. боевая подготовка японских ВВС в Маньчжурии и Корее стала гораздо более интенсивной, организованной и тщательной - и, как следствие, куда более результативной. Так, весь летний сезон 1936 г. их истребительные авиачасти - перевооружившиеся уже с монопла-

Японские истребители «тип 91» ( Nakajima 91) сбивают самолеты и бомбят города противника - пока еще Китая. Японская открытка 1931 г.

1 РГВА. Ф. 62. Оп. 3. Д. 31. Л. 24. 136

нов-парасолей «тип 91» (советское обозначение - И-91) на бипланы «тип 95» (И-95) - интенсивно тренировались в ведении воздушного боя. При этом внимание уделялось не только отработке фигур пилотажа, но и тактической стороне дела. Японские летчики целенаправленно стремились иметь преимущество в высоте, атаковывать бомбардировщики в секторах, не простреливаемых огнем бортстрелков («мертвых конусах»), и осваивали передовую для 1936 г. тактику звена истребителей. Она предусматривала отказ от нерасчлененного У-образного боевого порядка - когда все три истребителя маневрировали и атаковали как одно целое (оба ведомых при этом вынуждены были следить не столько за противником, сколько за тем, чтобы не врезаться в машину ведущего). Два самолета японского звена заходили на бомбовоз с разных сторон (заставляя стрелков рассредоточивать оборонительный огонь), а третий, держась выше, прикрывал атаку и выход из нее. В СССР расчлененный боевой порядок звена истребителей не выходил тогда за рамки экспериментов... Отработке приемов борьбы с бомбардировщиками, подчеркивалось в авиационной разведсводке штаба ОКДВА от 7 января 1937 г., японцы уделяют «исключительное внимание» и отводят на это не менее 60% времени летных учений истребителей. С не меньшей тщательностью отрабатывали воздушную стрельбу. Требования курса стрельб японской истребительной авиации, констатировала та же сводка, «чрезвычайно высокие» и, «судя по тому, какое внимание стрельбам уделялось в течение лета, следует признать, что качество их выполнения хорошее». Огонь японские истребители открывали только с дистанции, не превышавшей 300 м, а для контроля результатов стрельбы использовались как трассирующие пули, так и фотокинопулеметы...

Пилоты бомбардировщиков - и легких одномоторных «тип 93» (советское обозначение - ЛБ-93) и легких двухмоторных «тип 93» (СБ-93) - в 1936 г. уже широко практиковались в бомбометании с пикирования и постоянно летали ночью и в усложненных метеоусловиях (правда, групповые полеты в непогоду отработаны еще не были). На частых совместных учениях с истребителями экипажи бомбардировщиков и разведчиков (последние применялись и как штурмовики) учились вести оборонительный воздушный бой. Отрабатывалось и оперативное использование ВВС. И в 1936-м, и зимой 1937-го японцы то и дело проводили в Маньчжурии учения по борьбе за превосходство в воздухе, главным содержанием которых была отработка ударов по аэродромам противника. А частые тренировки их пилотов в выходе на чужие, малознакомые и недостаточно оборудованные, аэродромы и в посадке на них облегчали выполнение авиачастями аэродромного маневра. Вообще, руководство японских ВВС ясно понимало ту часто забывавшуюся в нашей стране истину, которую сформулировал русский адмирал Г.И. Бутаков1: «Бой - решающий получас, ради которого существует флот». Боевая подготовка японской авиации, подчеркивалось в разведсводке от 7 января 1937 г., «проводится чрезвычайно настойчиво, не считаясь с потерями в матчасти и личном составе»2.

Как же выглядела на этом фоне авиация ОКДВА?

После того, как 17 мая 1935 г. Забайкальская группа ОКДВА стала Забайкальским военным округом, в ВВС ОКДВА остались 209-я авиабригада (абр) в Приморье, 250-я абр в Приамурье, 26-я тяжелобомбардировочная авиабригада (тбабр) на стыке Приамурья и Приморья (под Хабаровском) и несколько отдельных авиаэскадрилий (аэ) и авиаотрядов (ао). 1 марта 1936 г. 209-ю абр переименовали в 51-ю легкобомбардировочную авиабригаду (лбабр), 250-ю - в 50-ю штурмовую (шабр), а летом из 8-й штурмовой авиаэскадрильи (шаэ) и новых 31-й и 32-й шаэ в Приморье сформировали 48-ю шабр.

Помимо эскадрилий ударных самолетов, бригады (кроме 48-й) имели по одной истребительной, а 51-я лбабр и 50-я шабр фактически были смешанными: в 51-ю входила и штурмовая эскадрилья, а в 50-ю -легкобомбардировочная (лбаэ). Правда, в конце 1936 г. эту, 3-ю лбаэ переименовали в 3-ю шаэ, но вместо штурмовиков Р-5Ш или ССС с четырьмя крыльевыми пулеметами на ее вооружении еще и в феврале 1937 г. состояли легкие бомбардировщики Р-5ЛБ (именно так обозначалась в документах ОКДВА эта модификация Р-5) - которые могли использовать для штурмовки лишь синхронный и турельный пулеметы и несли меньше, чем штурмовики, мелких осколочных бомб.

1 Григорий Иванович Бутаков (1820-1882) - флотоводец, генерал-адъютант, адмирал (1878), руководил боевой подготовкой первых эскадр парового броненосного флота.

2 РГВА. Ф. 33879. Оп. 1. Д. 168. Л. 152-153; Д. 514. Л. 36-40, 48.

Атака японских истребителей Kawasaki Ki.10 (И-95) С французского рисунка второй половины 1930-х гг.

Японский истребитель «тип 91» (Nakajima 91, И-91): боковая проекция и фото

Японский истребитель «тип 95» (Kawasaki Ki.10, И-95): боковая проекция и фото

Японский легкий бомбардировщик «тип 93» (Kawasaki Ki.3, ЛБ-93): боковая проекция и фото

Японский средний бомбардировщик «тип 93» (Mitsubishi Ki.2, СБ-93): боковая проекция и фото

Советские истребители И-5 (слева) и И-15 (справа)

Советский истребитель И-16, типы 4 (слева) и 5 (справа)

Советские штурмовики Р-5Ш (вверху) и ССС (внизу)

Советские самолеты-разведчики Р-6 (вверху) и Р^ (внизу)

Советские тяжелые бомбардировщики ТБ-3М-17 (вверху) и ТБ-3РН (внизу)

Советский скоростной бомбардировщик СБ: боковая проекция и фото

Советские легкий бомбардировщик Р-5ЛБ (слева) и штурмовик ССС (справа)

Советские тяжелые бомбардировщики ТБ-3М-17 (наверху) и ТБ-3РН (внизу)

Основу авиапарка ВВС ОКДВА в

1935 - начале 1937 гг. составляли еще многоцелевые одномоторные дерево-полотняные бипланы - детище I мировой войны. Тактическая ударная авиация - численно преобладавшая в ВВС ОКДВА - до самого конца 1936-го летала исключительно на таких машинах:

28-я и 29-я лбаэ 209-й абр (51-й лбабр) и 3-я лбаэ (3-я шаэ) 250-й абр (50-й шабр) - на Р-5ЛБ, 30-я шаэ 209-й абр (51-й лбабр), 1-я и 2-я шаэ 250-й абр (50-й шабр) и 8-я и 32-я шаэ 48-й шабр - на Р-5Ш, а сформированная летом

1936 г. 31-я шаэ 48-й шабр - на ССС (модернизированный Р-5Ш)1.

Согласно летним наметкам, в последнем квартале 1936 г. 51-я лбабр должна была получить технику нового поколения - двухмоторные скоростные бомбардировщики СБ - и с 1 января

1937 г. именоваться уже 51-й скоростной бомбардировочной (сбабр). Переименование состоялось в срок (28-я и

29-я лбаэ и 30-я шаэ стали соответственно 58-й, 59-й и 60-й сбаэ), но СБ к тому времени прибыли (в ноябре 1936) только в 30-ю шаэ, а в две другие эскадрильи - лишь весной 1937.

Зато одну из двух тяжелобомбардировочных авиаэскадрилий (тбаэ) 26-й тбабр - 103-ю - уже в июне 1936 г. укомплектовали последней модификацией самолета ТБ-3 - 11-ю кораблями с моторами М-34РН (в другой, 101-й тбаэ осталось 8 кораблей образца

„ „ 1932 г. с моторами М-17)2.

Советские самолеты-разведчики Р-6 (наверху) и Р^ (внизу) „ , .

г г 7 7 Приамурская 15-я дальнеразведы-

вательная авиаэскадрилья (драэ) в 1935 г. получила уже устаревшие двухмоторные Р-6, а приморская 12-я

армейская разведывательная (раэ) летом 1936 пересела с Р-5 на являвшиеся развитием этого последнего Р^.

1 По В.Р. Котельникову, в 1935-1936 гг. на ССС в ОКДВА летали 32-я (с осени 1935-го) и 3-я (с 1936-го) шаэ (см.: Котельников В.Р. Легендарный Р-5 - авиаразведчик, штурмовик, бомбардировщик, ракетоносец, торпедоносец, летающий огнемет. М.: ВЭРО Пресс; Яуза; ЭКСМО, 2011. С. 67, 68). Но 32-я шаэ была сформирована только летом 1936 г., и еще на 29 января 1937 г. она была полностью укомплектована Р-5Ш, а 3-я шаэ - Р-5ЛБ. Самолетами же ССС на эту дату в ОКДВА была оснащена только 31-я шаэ (РГВА. Ф. 33879. Оп. 1. Д. 870. Л. 2-4).

2 РГВА. Ф.33879. Оп. 1. Д. 870. Л. 2.

Советские истребители И-5 (слева) и И-15

Истребительная авиация ОКДВА к 1935 г. летала на бипланах И-5. С июля -августа 1935-го 1-я истребительная авиаэскадрилья (иаэ) 250-й абр и 20-я иаэ 209-й абр стали переходить на скоростные монопланы И-16 тип 4 (войсковое обозначение - И-16 М-22), а 31-я отдельная иаэ -на новые же бипланы И-15. В 20-й и 31-й иаэ освоение новой матчасти завершили к октябрю, в 1-й - позже1. А весной 1936 г. И-5 сдали и последние две истребительные авиачасти ОКДВА: 26-я иаэ 26-й тбабр получила И-16 тип 5 (И-16 М-25), а 7-я отдельная иаэ - И-15. В итоге ОКДВА оказалась одним из двух военных округов, в которые попала большая часть истребителей И-15. Эта прославившаяся в Испании машина так и не стала в РККА массовой, но в Киевском военном округе (КВО) и ОКДВА в 1936-1937 гг. она составляла до 40% парка истребительной авиации.

Воспоминания маршала авиации Советские истребители И-16, типы 4 (вверху) и 5 (внизу)

Г.В. Зимина - служившего в те годы в

31-й иаэ, - как и положено мемуарам советских военачальников, повествуют о напряженной боевой учебе и достижениях в боевой подготовке. Летали на Дальнем Востоке действительно интенсивно; так, в авиачастях Приамурья в 1934/35 учебном году (учебный год в РККА начинался 1 ноября) общий налет превысил норму на 13%, а месячный налет пилотов ВВС ОКДВА в первой половине 1936-го составлял 10-15 часов2. Но вот что касается достижений, то усомниться в них заставляет уже отчет воздушных сил Приморской группы ОКДВА за 1934/35 учебный год. Составители такого рода документов по определению стремятся приукрасить положение дел - а здесь они фактически признали слабость тактической выучки своей ударной авиации. Ведь за дежурной фразой о росте тактической подготовки идут признания в слабом знании авиаторами общевойскового боя, в «недостаточном учебном эффекте» от совместных учений с наземными войсками, в «слабой сколоченности и сработанности авиационных штабов, особенно для организации взаимодействия в подвижных формах боя», и нежелании авиационных командиров поддерживать связь с общевойсковыми.

Подозрительна и уклончивая оценка уровня воздушно-стрелковой и бомбардировочной выучки: «О качестве огневой подготовки можно судить по результатам инспекторских поверок частей. Ни одна часть неудовлетворительной оценки не получила. Были, наоборот, отличные результаты (29 ао и 8 аэ)»3.

1 Согласно мемуарам служившего в 1935-1938 гг. в 31-й иаэ Г.В. Зимина, с И-5 на И-15 эту часть перевооружили лишь в 1937 г. (см.: Зимин Г.В. Истребители. М.: Воениздат, 1988. С. 13-16). Однако отчет воздушных сил Приморской группы ОКДВА об итогах боевой подготовки за 1934/35 учебный год и приказы по этим силам однозначно указывают на 1935-й (РГВА. Ф.33879. Оп. 1. Д. 574. Л. 49; Ф. 36393. Оп. 1. Д. 65. Л. 1-7).

2 РГВА. Ф. 33879. Оп. 1. Д. 574. Л. 71; Д. 837. Л. 312.

3 Там же. Д. 574. Л. 50, 52-53.

Не проще ли было бы привести процент «пятерок», «четверок» и «троек»? И не потому ли его не привели, что большинство авиачастей Примгруппы не поднялись тут выше «тройки»?

В таком предположении нас укрепляют источники другого рода - материалы инспекторских проверок и разборов учений. Так, при инспектировании 27-29 мая 1935 г. командующим Примгруппой И.Ф. Федько 209-й абр одно из двух проверенных по бомбометанию звеньев 29-й лбаэ отбомбилось на «хорошо» - но второе цель не поразило. Звено той же эскадрильи, проверенное по воздушной стрельбе, задачу не выполнило - из 207 пуль, выпущенных летчиками-наблюдателями из турельных пулеметов по буксируемому конусу, в цель попали только три. Все это, резонно отметили проверявшие, «указывает на неустойчивость в достижениях по стрелковой и бомбардировочной подготовке»1.

Хуже того, вскрылось отсутствие у авиаторов ряда элементарных навыков. И в 29-й лбаэ, и в проверенной вместе с ней 30-й шаэ многие летнабы не смогли сбросить бомбы залпом в 4 штуки - и не только из-за неумелой подвески и регулировки бомб техниками (по вине которых многие бомбы при сбрасывании просто зависали), но и из-за ненатренированности в работе бомбосбрасывателем.

О «неустойчивости в достижениях» говорили и результаты поверок, устроенных в ходе радиоучения воздушных сил Примгруппы 20-27 июля. В 29-й лбаэ бомбометание звеном было оценено на «хорошо», а стрельба трех летнабов по конусу - на «отлично». Так же отстрелялось и звено 28-й лбаэ - но из трех звеньев, проверенных там по бомбометанию, два получили «неуд» (и лишь одно -«хорошо»). Из четырех звеньев 30-й шаэ, наносивших бомбоштурмовой удар, одно поразило цель огнем и бомбами на «отлично», другое стреляло на «хорошо», но еще два цель просто не нашли (а по другой отстрелялись безрезультатно)... Стабильно хорошие результаты стрельбы в Примгруппе в 1935 г. показывала, похоже, только 8-я шаэ (а в первой половине года - и 7-я иаэ).

Годовой отчет об итогах боевой подготовки 18-го стрелкового корпуса (командиру которого подчинялись ВВС Приамурской группы ОКДВА) от 10 октября 1935 г. высвечивает и еще одну проблему. «Воздушные стрельбы и бомбометание», значится там, «оценены как хорошие». Но выше признается, что в 1-й иаэ воздушный бой даже на давно освоенных «аппаратах И-5» «отработан [только - А.С.] удовлетворительно», а у экипажей Р-5 «слаб еще оборонный огонь на встречных и пересекающихся курсах»2. Иными словами, уровень воздушно-стрелковой выучки (каким бы он ни был в реальности) обесценивался недостаточной тактической выучкой пилотов и летнабов. Не так ли обстояли дела и в Приморской группе - о тактической выучке экипажей которой в 1935 году источники молчат?

О хорошей выучке авиаторов ОКДВА не свидетельствовали и проведенные в декабре 1935 г. в 209-й абр и 12-й раэ учебно-боевые тревоги - выявившие «слабую готовность авиачастей в условиях зимы. Все эскадрильи превысили сроки готовности, имея при этом недостаточно подготовленную матчасть самолетов и вооружения»3. В 12-й раэ моторы запускали вручную: стартер и амортизаторы были испорчены, а баллоны со сжатым воздухом - пусты. В 20-й иаэ исправным оказался лишь один стартер; в 29-й лбаэ и 12-й раэ отказали - из-за неграмотно наложенной смазки - и большинство пулеметов. Другие проверки того же месяца выявили,

— что запускать моторы сжатым воздухом в 209-й абр (за исключением 29-й лбаэ) вообще не умеют,

— что не привыкли там пользоваться и механическими средствами заправки машин горючим,

— что большинство «пускачей» неисправны не только в 20-й иаэ, но и в других частях,

— что в 30-й шаэ не работают и водомаслогрейки (без которых зимой нельзя было запустить стоявшие на Р-5 моторы водяного охлаждения М-17)...

Матчасть в ВВС ОКДВА вообще содержалась неудовлетворительно. Январские учебные тревоги в Примгруппе (в 8-й и 30-й шаэ) выявили большой процент небоеготовых машин. Осмотрев 16 июня 1935 г. личные самолеты командиров 20-й и 31-й иаэ, 28-й лбаэ, 8-й шаэ и командира 209-й абр

1 Там же. Ф. 36393. Оп. 1. Д. 4. Л. 82.

2 Там же. Ф. 33879. Оп. 1. Д. 574. Л. 72.

3 Там же. Ф. 36393. Оп. 1. Д. 7. Л. 201.

Отряд ТБ-3 над Амуром. 1936 г.

В.Ю. Юнгмейстера, инспектор воздушных сил группы обнаружил, что все они, даже новехонький И-15 комэска-31, имеют по 4-6-7-11 дефектов. Значит, резонно заключили в штабе группы, и «остальные самолеты находятся не в лучшем состоянии»1. Машины, выборочно проверенные в декабре в 209-й абр, оказались грязными и с нечищенными же моторами. Не на пустом месте должна была возникнуть и мысль, высказанная в начале 1936 г. красноармейцем 250-й абр Александровым:

«Если у всей РККА такая техника, как у нас, то мы скотимся [так в документе - A.C.] под откос»2.

Неустойчивость достижений, которых удалось добиться некоторым частям и подразделениям ВВС ОКДВА в 1935 г., ярко выявилась в 1936-м. Приказ по ОКДВА № 0156 от 15 июля 1936 г. прямо констатировал «слабые успехи по воздушной стрельбе, бомбометанию» «и особенно по выполнению всякого рода авиационных тактических учений».

Составители приказа связывали это с безответственностью авиационных командиров и штабов -с «отсутствием должной наземной подготовки» к отработке учебных задач в воздухе и с тем, что в практике командирской учебы «из всех предметов наиболее запущены, заброшены, забыты - тактика авиации и общевойсковая»3. А проведенный 8-12 августа в Приморской группе сбор начальников штабов эскадрилий и отдельных авиаотрядов и начальников 1-х (оперативных) отделений штабов авиабригад показал, что дело еще и в низкой квалификации. Ведь он выявил, что авиационных штабистов отличают не только «слабые навыки и знания по составлению штабной оперативной документации (боевой приказ, сводки <...> боевое донесение) и ведению оперативной рабочей карты», но и «низкий» «общий уровень знаний» по технике и боевому применению авиации - особенно по штурманскому делу, бомбометанию и радиосвязи4. Ту же картину вскрыла и инспекторская поверка боевой подготовки и общего состояния ВВС ОКДВА, проведенная 27 августа - 5 сентября 1936 г. комиссией помощника начальника Управления ВВС РККА по политической части корпусного комиссара М.Ф. Березкина. (Это совпадение оценок позволяет отвести как от дальневосточных, так и от московских проверяющих подозрения в излишней придирчивости).

Организация оперативно-тактической подготовки в ВВС ОКДВА, констатировалось в подведшем итоги проверки приказе наркома обороны № 0048 от 8 ноября 1936 г., неудовлетворительна. Летно-тактические учения проводятся в условиях, не имеющих ничего общего с настоящей войной: авиачасти пользуются только знакомыми аэродромами, бомбят и стреляют только на знакомых полигонах, все получаемые задания упрощены, о тренировках в усложненной обстановке нет и речи. Больше того, учения проходят в «безвоздушном пространстве» - задачи ставятся и выполняются без учета сложившейся обстановки! Тактическая подготовка вообще осуществляется по негодной методике: вместо практических занятий (военных игр и групповых упражнений) преобладают теоретические - лекции и читка вслух инструкций (а ведь на войне от командира потребуется не школярский ответ по материалу лекции и не воспроизведение текста инструкции, а принятие соответствующего обстановке решения и перевод его на язык приказов, распоряжений и команд). Непосредственная причина такого положения дел заключается в том, что организаторы боевой подготовки - авиационные штабы - не только увлеклись бумаготворчеством и оторвались от летной работы, но и вообще не подготовлены и не сколочены.

«Обучению воздушному бою, как правило, должного внимания не уделяется». То есть, в отличие от Квантунской армии, ОКДВА в 1936 г. располагала самолетами-истребителями, но не истребительной авиацией. То же можно сказать и об авиации тяжелобомбардировочной: оперативно-тактическая подготовка в 26-й тбабр находилась на грани срыва, а тренировка по радиосвязи в воздухе вообще не осуществлялась.

Неудовлетворительно поставлена, продолжал приказ № 0048, и летная подготовка, особенно в истребительной и тяжелобомбардировочной авиации. Полеты в сложных условиях, в облаках, ночью, на полный радиус действия практикуются редко и бессистемно.

«Штурманская и бомбардировочная подготовка в большинстве частей» тоже «неудовлетворительна». И опять в силу прежде всего порочной методики - когда экипажи посылаются в воздух без должной наземной подготовки к выполнению задания, идут бомбить, не отработав подготовительные упражнения (в 51-й лбабр из-за этого не выполнялось каждое третье полетное задание), а задания сильно упрощаются. В штурманской подготовке практиковали сокращение маршрутов, а в бомбометании тренировались, как правило, в совершенно нежизненных условиях - только на своих, известных до мелочей, полигонах и без учета тактической обстановки5. В 50-й шабр, рассказывал 15 октября 1936 г. на

1 Там же. Л. 113.

2 Там же. Ф. 33879. Оп. 1. Д. 178. Л. 228.

3 Там же. Д. 837. Л. 312.

4 Там же. Ф.36393. Оп.1. Д. 65. Л.76.

5 Там же. Ф. 4. Оп. 15. Д. 8. Л. 135-136.

заседании Военного совета при наркоме обороны М.Ф. Березкин, «буквально потребовалось применить насилие над людьми, чтобы заставить выбросить мишенную обстановку в новый район». Однако вылетевшая туда 1-я шаэ цель найти не смогла, и для 2-й мишени пришлось-таки подсветить костром... Бомбоштурмовой удар 2-я шаэ нанесла, не использовав для скрытного подхода к цели гористый рельеф местности, а уходила от цели по прямой, не маневрируя - т.е. облегчая прицеливание зенитчикам.

«Что ценится в авиации? Количество пробоин и количество попаданий, - подчеркнул Березкин. -Считается, что, если я бомбил и попал, это все. А вот - как я попал, соблюдал ли я элементарнейшие тактические требования, это, я утверждаю со всей резкостью, в большинстве случаев не интересует авиационных командиров тех частей, где я был»1 ...

Маневрирование группы ударных самолетов в ВВС ОКДВА вообще было не отработано, массированный бомбовый удар - тоже, ориентирование в воздухе отработали слабо. В 51-й лбабр нашлись экипажи, которые в 1936 г. вообще ни разу не бомбили.

То же и с воздушно-стрелковой подготовкой. За исключением 7-й иаэ, указывалось в приказе № 0048, групповые стрельбы отработаны неудовлетворительно, авиаторы «совершенно не умеют сочетать огонь с маневром». В ударной авиации не отработаны «наивыгоднейшие» с точки зрения обороны строи, а в 26-й тбабр воздушно-стрелковой подготовкой вообще занимались очень мало. Индивидуальные стрельбы в тактической ударной авиации проводятся опять-таки в тепличных условиях - с чересчур укороченных дистанций. В 51-й лбабр и 48-й шабр летнабы стреляли по конусам только чуть ли не в упор! То есть в реальном бою японские истребители - напряженно тренировавшиеся в воздушной стрельбе весь 1936 год! - смогли бы беспрепятственно подходить к Р-5 и ССС на излюбленные ими короткие дистанции.

Кстати, это сообщение московских инспекторов о занижении дистанций стрельбы - наряду с сообщением о том, что во всех дальневосточных авиабригадах завышают оценки по штурманской и бомбардировочной подготовке - ставит под сомнение наличие даже и тех нестабильных успехов, которые, согласно документам ОКДВА, достигались ее авиацией в 1935 г.

Материальная часть - за исключением подчиненной ОКДВА, но предназначавшейся для работы в интересах Тихоокеанского флота 110-й дальнеразведывательной авиабригады (драбр), - также находилась в неудовлетворительном состоянии. Это было результатом неудовлетворительной организации технической учебы и (за исключением 7-й иаэ) эксплуатации матчасти. В частности, подготовки машин к полету; в 29-й лбаэ 51-й лбабр дошли до того, что три Р-5 выпустили в воздух с поломанными лонжеронами крыльев - с нарушенной силовой схемой самолета! В 26-й тбабр, 50-й шабр и 51-й лбабр сказалось и «преступно небрежное» хранение матчасти (из-за чего на Р-5 начинали гнить фюзеляжи, лонжероны и обшивка крыльев).

Общий вывод московских проверяющих был таков: удовлетворительной (но не хорошей!) боевой выучкой в ВВС ОКДВА обладает - если не считать фактически флотскую 110-ю драбр - только 50-я шабр. В 75% сухопутных авиасоединений ОКДВА (в 26-й тбабр, 51-й лбабр и 48-й шабр), в 50% ее отдельных истребительных авиачастей (в 31-й иаэ) и почти во всех ее связных и корректировочных авиачастях боевая выучка неудовлетворительна 2.

Как следует из приказа № 0048, прилично подготовлена на Дальнем Востоке была одна лишь 7-я иаэ. Судя по тому, что она выделялась в лучшую сторону и в 1935-м, это была заслуга командовавшего ею в 1934-1936 гг. майора (с 1936 г.) М.И. Марцелюка - того, что в 1940-м первым поднял в воздух истребитель И-200 (будущий МиГ-3)...

Майора же Неклюдова - командира 31-й иаэ, в которой служил писавший об «успехах в боевой подготовке» Г.В. Зимин - нарком обороны вынужден был снять с должности, помощнику командующего ОКДВА по ВВС комкору А.Я. Лапину и командирам 48-й шабр и 51-й лбабр комбригу М.М. Ры-женкову и полковнику С.И. Глазунову - объявить выговор, а командующему ВВС Приморской группы ОКДВА комдиву И.Д. Флоровскому и командиру 26-й тбабр комбригу П.В. Коротаеву - строгий выговор с предупреждением.

Еще до этого, в сентябре 1936-го, Лапина вызвали в Москву для доклада правительству, а на заседании Совета труда и обороны о неудовлетворительной боевой подготовке дальневосточной авиации заговорил сам И.В. Сталин. В конце концов сместили и Лапина, и в январе 1937 г. ВВС ОКДВА возглавил

1 Военный совет при народном комиссаре обороны СССР. Октябрь 1936 г. Документы и материалы. М.: РОССПЭН, 2009. С. 234. В списке приглашенных на заседание Военного совета на с. 18 и в именном указателе на с. 467 неправильно указаны инициалы М.Ф. Березкина.

2 РГВА. Ф. 4. Оп. 15. Д. 8. Л. 136-137 об.

переведенный с той же должности из КВО комкор Ф.А. Ингаунис.

Однако встряхивание руководства эффекта не дало - причем убеждают в этом источники, отличающиеся (в части, касающейся деловых вопросов) очень высокой степенью достоверности - протоколы партсобраний подразделений и частей и партконференций соединений. Обсуждение служебных проблем на этих собраниях в 30-е гг. бывало, как правило, исключительно заинтересованным и откровенным.

Показательны выступления на партсобрании управления 48-й шабр 7 апреля и на партконференции 48-й шабр 21 апреля 1937 г. - после того, как комиссия начальника отдела боевой подготовки Инспекции ВВС РККА полковника П.П. Юсупова оценила боевую выучку бригады уже не на «неуд», а на «вполне удовлетворительно». «.Несмотря на акт Юсупова, - говорилось 7 апреля, - у нас имеется уйма недочетов, даже там, где мы получили отличные и хорошие оценки. У нас есть слабые места по службе вооружения и бомбометанию и штурманской подготовке». «Возьмем для примера нашу бомбардировочную подготовку, - конкретизировал 21 апреля командир 48-й шабр комбриг М.М. Рыженков, - признанную у нас отличной, действительно ли у нас она такая. Нет. И далеко нет». Ведь комиссия Юсупова проверяла бригаду по задачам, «на которых» там «оскомину набили», которые отрабатывались по 4-5 лет - в бомбометании по мишеням на полигоне, по автоколонне, по железной дороге. При атаке же точечных или небольших целей (вроде зенитной батареи), результаты были бы, скорее всего, другими. В самом деле, нанося удар по аэродромной стоянке размером 80 на 150 м, бригада добилась только удовлетворительной оценки - и то далеко не с первого раза. Ночью, продолжал Рыженков, мы «явно недостаточно бомбили, а стрелять совершенно не стреляли [воздушно-стрелковую выучку бригады комиссия Юсупова оценила только на "удовлетворительно" - А.С.]». Упрощения продолжаются и в штурманской подготовке - в облаках бригада не летает, длительных, сложных маршрутных полетов ночью не выполняет1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

То же и в 51-й сбабр (бывшей лбабр). Характеризуя 17 апреля 1937 г. на бригадной партконференции ее боевую выучку, командир бригады полковник С.И. Глазунов заявил лишь, что она чуть лучше, чем осенью 1936-го (когда комиссия М.Ф. Березкина оценила ее на «неуд»). «Основным недостатком сейчас является [то - А.С.], что мы научились решать задачи не тактически, а [только -А.С.] технически»; в частности, «мы еще не научились управлять в воздухе частями и соединением [т.е. не способны эффективно наносить массированные бомбовые удары - А.С.]»2.

Таким образом, в соединениях, образующих ядро ВВС ОКДВА, командиры и штабы еще и в начале 1937-го продолжали культивировать крупнейший из своих просчетов, а именно: упрощать боевую подготовку, практически лишая ее тактической составляющей. Так же, по-видимому, обстояли дела и в еще одной провалившейся на осенней проверке 1936 г. авиачасти - 31-й иаэ (на партсобрании управления 48-й шабр 7 апреля 1937 г. отмечалось, что организация боевой подготовки там «слаба»3).

Впрочем, продолжала отставать и техническая сторона боевой подготовки. «Мы, - признал на бригадной партконференции тот же Глазунов, - еще далеки до [так в документе - А.С.] настоящих воздушных стрелков, по бомбометанию у нас имеется непостоянство» в результатах, неравномерна и летная выучка4. Выступивший перед Глазуновым начальник штаба 51-й сбабр майор А.Г. Александров напомнил, что из-за небрежной чистки выходят из строя пулеметы, что экипажи СБ игнорируют приказы о пользовании в полете радиосвязью и не тренируются в наблюдении за воздухом. В 48-й шабр 31-я шаэ с треском провалила 9 февраля 1937 г. вылет по боевой тревоге:

- водомаслогрейки на самолетные стоянки вывели с опозданием,

- бензоцистерна и тягач не вышли вообще,

- из 15 проверенных пулеметов 4 стрелять не могли,

- часть личного состава на аэродром не явилась,

1 Там же. Ф. 36393. Оп. 1. Д. 41. Л. 17; Д. 42. Л. 12-14.

2 Там же. Д. 43. Л. 32-33.

3 Там же. Д. 41. Л. 6.

4 Там же. Д. 43. Л. 33.

Феликс Антонович Ингаунис (1894-1938), летчик, комкор. С1937 начальник ВВС ОКДВА; член Военного совета при наркоме обороны. Репрессирован, реабилитирован посмертно

Павел Павлович Юсупов (1894-1942), летчик, генерал-майор авиации (1940), заместитель начальника штаба ВВС РККА. Репрессирован, реабилитирован посмертно

— комначсостав собирался два с половиной часа,

— обстановку до экипажей не довели -

и т.п.

Когда после этого особый отдел бригады стал собирать сведения о состоянии этой эскадрильи, выяснилось, что:

— «уровень технической грамотности летно-технического состава недостаточный»: матчасть большинство техников знает только на «тройку», а летчики еще хуже,

— треть проверенных летчиков не знает теории авиации,

— техника пилотирования отработана недостаточно,

— знание штурманского дела и умение ориентироваться в воздухе недостаточны,

— организация радиосвязи в воздухе летнабами усвоена плохо и

— стрельба по конусам также плоха1.

Проведя в марте 1937-го в районе Хабаровска летно-тактическое учение штурмовой авиации, Ф.А. Ингаунис констатировал, что «штурмовые бригады, эскадрильи забыли уметь бомбить».

«Если кто думает, - добавил, поведав об этом 27 мая 1937 г. на 3-й партконференции ОКДВА, полковой комиссар Ф.А. Климов, - что 26 АБ [26-я тбабр - A.C.] на нынешний день имеет способность решать задачи, которые должна выполнять в деле обороны границ - это будет самоуспокоение, убаюкивание»2.

Таким образом, источники различного происхождения указывают на то, что боевая выучка ВВС ОКДВА накануне массовых репрессий 1937-1938 гг. была откровенно низкой. Это противоречит традиционному представлению, но вполне согласуется с фактом слабой подготовленности двух других крупнейших авиационных группировок тогдашней РККА - ВВС Киевского и Белорусского военных округов - и слабой подготовленности Красной Армии тех лет вообще3.

Среди непосредственных причин этой низкой подготовленности заметное место занимала недисциплинированность командно-начальствующего состава - не выполнявшего требований, предъявлявшихся к организации и содержанию боевой подготовки.

«Посмотрите, какое у нас отношение к приказу, - напоминал 24 сентября 1935 г. видный политработник РККА А.Л. Шифрес. - Возьмем любую часть и проверим, какое количество приказов наркома и наших не выполнено. У нас есть такое отношение к приказу, что его можно не выполнять или наполовину выполнять, а можно брать только в основном»4.

В основе такого отношения лежала элементарная лень, стремление облегчить себе жизнь. «Принцип делать «как легче», а не как требуют уставы, наставления, инструкции и приказы, к сожалению, имеет очень большое распространение», - признавалось в отчете штаба ОКДВА об итогах боевой подготовки в зимнем периоде 1936/37 учебного года от 18 мая 1937 г.5.

Тем же принципом руководствовались и инстанции, отдававшие приказы - не спрашивая как следует за невыполнение этих последних.

«Это разгильдяйство, к которому мы привыкли сверху донизу, - подчеркивал 10 июня 1937 г. на активе Наркомата обороны один из командиров 1-й авиационной армии особого назначения (АОН-1). - Ну, не выполнил и не выполнил. Тов. Алкснис [начальник ВВС РККА - A.C.] издал приказ, - не выполнили, -тоже ничего; тов. Хрипин [командующий АОН-1 - A.C.] издал приказ, - не выполнили, - тоже ничего»6.

Отсюда и упрощение содержания боевой подготовки, пренебрежение такой сложной ее формой как отработка воздушного боя, сведение летно-тактических учений к чисто летным, а командирской тактической подготовки - к не требующему (в отличие от военных игр и других прикладных занятий) тщательной разработки чтению наставлений и пересказывающих учебник лекций.

На нежелание предпринимать умственные усилия накладывался недостаток не только дисциплинированности, но и привычки к умственной работе. Здесь сказывалась нехватка у советских авиаторов тех лет общего образования. Ведь именно оно приучает думать, проделывать умственную работу

1 Там же. Ф. 33879. Оп. 1. Д. 709. Л. 271-272.

2 Там же. Д. 373. Л. 310, 311.

3 См.: Смирнов А. А. Эпоха «больших маневров» 1935-1936 гг. // Легенды и мифы отечественной авиации: Сб. статей. Вып. 3 / Ред.-сост. А.А. Демин. М.: Фонд содействия авиации «Русские витязи», 2011. С. 71-84; Он же. Боевая подготовка Красной Армии накануне репрессий 1937-1938 гг. (1935 - первая половина 1937 года). Т. 1-2. М.: ООО «Родина-медиа», 2013.

4 РГВА. Ф. 9. Оп. 29. Д. 223. Л. 220.

5 Там же. Ф. 33879. Оп. 1. Д. 584. Л. 33.

6 Там же. Ф. 4. Оп. 18. Д. 61. Л. 213.

- а это умение как раз и требовалось в первую очередь от военного 30-х гг. ХХ в. Боевые действия тех лет были уже динамичными, изобиловавшими - и особенно в воздушной войне! - частыми и внезапными изменениями обстановки. Это требовало и от рядового пилота, и от авиационного командира быстро оценивать вновь сложившуюся обстановку и адекватно реагировать на нее - принимая адекватные ей решения и отдавая необходимые для реализации решений команды или распоряжения, предпринимая необходимые действия. Иными словами, сущность работы летчика и командира сводилась к анализу новой информации и синтезу с целью использования ее в своих интересах -то есть к тому, в чем тренирует учеба в общеобразовательной школе. Там ученик точно так же:

— постоянно сталкивается с новой информацией (в виде нового учебного материала) и

— постоянно же пытается использовать эту информацию в своих интересах, запоминая и анализируя учебный материал (если не для того, чтобы овладеть знаниями, то хотя бы для того, чтобы не иметь неприятностей в школе и дома, получить документ об образовании и т.п.).

А между тем, на 1 января 1929 г. 68% курсантов школ ВВС РККА имели лишь низшее (менее 7 классов) общее образование, а 0,3% вообще не закончили ни одного класса. На 1 января 1930 г. доля первых уменьшилась до 48,2%, но вторых - выросла до 9,7%. В январе 1936 г. удельный вес курсантов-авиаторов с низшим образованием находился на уровне 1929-го (67,9%), а в августе 1937-го был больше, чем в январе 1930-го (58,1%). С низшим или вовсе без образования было и 40,7% лиц, принятых в 1929 г. в Военно-воздушную академию (ВВА); еще в январе 1936 г. низшее общее образование имели 39,2% слушателей ВВА, а в августе 1937-го - 24,8%\ А из летчиков, летнабов и техников, которыми укомплектовали в 1936 г. 48-ю шабр ВВС ОКДВА, с низшим образованием были почти все (139 человек к декабрю 1935 г. имели за плечами только 5 классов, 102 человек - 4 класса, а 17 человек - 3 класса)2.

Понятно, что недостаток образования не способствовал (затрудняя усвоение теории) и овладению техникой и летным делом.

В свою очередь, нехватка у авиаторов РККА дисциплинированности и общего образования была прямо связана с большевицким экспериментом по построению в России социализма по К. Марксу.

Мировоззрение породившей большевизм русской радикальной интеллигенции отличалось непониманием специфики военной профессии, непониманием того, что эта профессия - предполагающая постоянное подавление инстинкта самосохранения - требует совершенно особого психологического настроя и что этот настрой может выработаться только при сосредоточении мыслей военного на военном деле. Профессиональный военный рассматривался большевиками как прежде всего «сознательный гражданин» с массой не связанных с профессией обязанностей. Ему (как в той или иной мере, и всем гражданам СССР) навязывали стандарт поведения русской радикальной интеллигенции - предполагавший увлеченность общественно-политическими проблемами (в нашем случае она подразумевала активное изучение марксистско-ленинского учения, истории ВКП(б) и текущих политических событий) и вовлеченность в общественную работу. Следование этому стандарту, во-первых, забирало у командира РККА часть необходимого для выполнения служебных обязанностей и для профессионального роста времени, а, во-вторых, лишало четких профессиональных ориентиров. Командир привыкал к тому, что по вечерам он должен заниматься не чтением военной литературы, а «партийно-массовой работой», что в ходе учений можно и нужно изучать (как в 21-й стрелковой дивизии ОКДВА в марте 1937 г.) положение о работе комсомольских организаций, материалы последнего пленума ЦК ВКП(б) и события в Испании и Китае, «прорабатывать» вопросы о задачах Дальневосточного края и о классах при социализме - и т.д.

Больше того, повседневная жизнь РККА середины 30-х гг. то и дело убеждала командира в том, что «общественная» составляющая его обязанностей важнее, чем военная! А какой еще вывод он должен был сделать, если ему (как командиру 59-й стрелковой дивизии 14 апреля 1937 г.; здесь и ниже приведены примеры из жизни ОКДВА) заявляли, что подготовка к учениям не является уважительной причиной для неявки на партконференцию? Если он (как в 21-й стрелковой дивизии в начале 1937 г.) видел, что,

1 Там же. Ф. 7. Оп. 14. Д. 3. Л. 12, 28 об.; Д. 10. Л. 34, 36.

2 Там же. Ф. 33879. Оп. 1. Д. 219.

Проведение политзанятий на аэродроме.

«если командир не явится на Марксо-ленинскую [так в документе - A.C.] подготовку, его спрашивают, а если командир не явился на стрелковое дело, с ним никто даже не говорит»1? Если он видел, что ради партполитработы (как в 177-м стрелковом полку 59-й дивизии в декабре 1936 г.) можно в течение месяца пожертвовать 52 часами боевой учебы (целой учебной неделей!), что «массовой общественной работой» можно (как в 32-й стрелковой дивизии в начале 1937 г.) вообще «срывать боевую подготовку»2?

Выводы командиры делали, и выводы однозначные. «На базе» перегрузки комначсостава из-за «массовой общественной работы» и т.п., отмечал в подписанной им 1S мая 1937 г. справке «Общие условия и анализ боевой подготовки войск ОКДВА за ноябрь 1936 - апрель 1937 гг.» начальник 2-го отдела штаба ОКДВА комдив Б.К. Колчигин, «породилась безответственность, болтание в части без продуктивной работы и низкое качество основной массы занятий». («.Так как от командира требуют чрезмерно много, - пояснялось в отчете штаба ОКДВА от того же числа, - то он перестает выполнять даже того [так в документе. - A.C.], что мог бы выполнить».)3. Но на политзанятия «ни один командир не осмелится выйти неподготовленным»4, - значит, пренебрегать оставалось «военным ремеслом». Характерно, что, оценив боевую выучку ВВС ОКДВА на «неуд», комиссия М.Ф. Березкина отметила, что марксистско-ленинская учеба комначсостава организована хорошо. Была, по-видимому, связь и между неплохой выучкой 7-й иаэ и тем, что (как жаловались в мае 1937 г. политработники) при М.И. Марцелюке партполит-работа в этой части «игнорировалась», так как «на марксо-ленинской учебе не полетишь»5 .

Так большевицкий эксперимент - накладываясь на заметное еще у русского офицерства стремление облегчить себе жизнь - провоцировал недисциплинированность комначсостава. Что же до образования, то именно необходимость обеспечить лояльность армии большевицкому режиму вплоть до 1933-1936 гг. побуждала власти набирать комначсостав (включая и летный состав ВВС) главным образом из рабочих и крестьян - т.е. лиц с низким уровнем общего образования. «Японская авиация, истребители сильнее наших, т[ак] к[ак] мы с 1917 г. заняты революцией, а японцы укрепляли свои вооруженные силы»6, - трудно сказать, насколько осознанно заявил это в мае 1936 г. моторист 51-й лбабр младший командир Мороз, но он подошел близко к истине.

ЛИТЕРАТУРА

1. Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 4. Оп. 15. Д. 8; Оп. 18. Д. 61; Ф. 7. Оп. 14. Д. 3, 10; Ф. 9. Оп.

29. Д. 223; Ф. 62. Оп. 3. Д. 31; Ф. 33879. Оп. 1. Д. 168, 178, 219, 373, 514, 574, 584, 709, 837, 870; Ф. 36393. Оп. 1. Д. 4, 7, 40, 41, 42, 43, 47, 65.

2. Бешапов В.В. «Летающие гробы» Сталина. «Все ниже, и ниже, и ниже...» М.: Яуза-пресс, 2011.

3. Военный совет при народном комиссаре обороны СССР. Декабрь 1935 г. Документы и материалы. М.: РОССПЭН, 2007.

4. Военный совет при народном комиссаре обороны СССР. Октябрь 1936 г. Документы и материалы. М. : РОССПЭН, 2009.

5. Военный совет при народном комиссаре обороны СССР. Ноябрь 1936 г. Документы и материалы. М.: РОССПЭН, 2006.

6. Зимин Г.В. Истребители. М.: Воениздат, 1988.

7. Котельников В.Р. Легендарный Р-5 - авиаразведчик, штурмовик, бомбардировщик, ракетоносец, торпедоносец, летаю-

щий огнемет М.: ВЭРО Пресс; Яуза; ЭКСМО, 2011.

8. Котельников В.Р. Супербомбовозы Сталина. Самолеты-гиганты СССР. М.: Яуза: Эксмо, 2010.

9. Мильбах В.С. Особая Краснознаменная Дальневосточная армия (Краснознаменный Дальневосточный фропт). Полити-

ческие репрессии командно-начальствующего состава, 1937 - 1938 гг. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007.

10. Минаков С. 1937. Заговор был! М.: Яуза: Эксмо, 2010.

11. Смирнов А.А. Боевая подготовка Красной Армии накануне репрессий 1937 - 1938 гг. (1935 - первая половина 1937 го-

да). Т. 1-2. М.: ООО «Родина-медиа», 2013.

12. Смирнов А.А. Крах 1941 - репрессии пи причем! «Обезглавил» ли Сталин Красную армию? М.: Яуза: Эксмо, 2011.

13. Смирнов А.А. О влиянии чистки Красной Армии в 1937-1938 гг. па действия советских войск в боях у озера Хасап //

Русский сборник. Исследования по истории России. Т. VI. М.: Модест Колеров, 2009. C. 217-254.

14. Смирнов А.А. Формула Чкалова. К 110-летию со дня рождения // Родина. 2014. № 2. С. 52-55.

15. Смирнов А.А. Эпоха «больших маневров» 1935 - 1936 гг. // Легенды и мифы отечественной авиации: Сб. статей. Вып. 3

/ Ред.-сост. А.А. Дёмин. М.: Фопд содействия авиации «Русские витязи», 2011. С. 71-84.

16. Andersson L. Soviet Aircraft and Aviation, 1917-1941. Annapolis, MD: Naval Institute Press, 1994.

17. Bailes K.E. "Technology and Legitimacy: Soviet Aviation and Stalinism in the 1930s." Technology and Culture 17.1 (1976): 55-81.

18. Mason R.A., Taylor J.W.R. Aircraft, Strategy, and Operations of the Soviet Air Force. London: Jane's, 1986.

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Смирнов, А. А. Авиация Особой Краснознаменной Дальневосточной Армии накануне массовых репрессий в РККА / А.А. Смирнов // Пространство и Время. — 2016. — № 3—4(25—26). — С. 136—148. Стационарный сетевой адрес: 2226-7271provr_st3_4-25_26.2016.52.

1 Там же. Ф. 36393. Оп. 1. Д. 47. Л. 6.

2 Там же. Ф. 33879. Оп. 1. Д. 373. Л. 9; Д. 584. Л. 20.

3 Там же. Д. 584. Л. 20 об., 48.

4 Там же. Л. 43.

5 Там же. Ф. 36393. Оп. 1. Д. 40. Л. 4.

6 Там же. Ф. 33879. Оп. 1. Д. 178. Л. 228.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.