Научная статья на тему 'БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ САМОЛЁТОВ-ШТУРМОВИКОВ ИЛ-2 АВИАЦИЕЙ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ САМОЛЁТОВ-ШТУРМОВИКОВ ИЛ-2 АВИАЦИЕЙ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
298
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 ГГ / СССР / ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ / МОРСКАЯ АВИАЦИЯ / БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ / БОМБОВО-ШТУРМОВОЙ УДАР / ПЛАВСРЕДСТВА ПРОТИВНИКА / САМОЛЁТ-ШТУРМОВИК ИЛ-2 / ШТУРМОВАЯ АВИАЦИОННАЯ ДИВИЗИЯ / GREAT PATRIOTIC WAR OF 1941-1945 / USSR / NAVY / NAVAL AVIATION / COMBAT EMPLOYMENT / BOMBING AND STRIKING ATTACK / ENEMY AMPHIBIOUS MEANS / ILYUSHIN 2 GROUND-ATTACK AIRCRAFT / AIR ASSAULT DIVISION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бочинин Дмитрий Анатольевич

В статье исследуется опыт боевого применения самолётов-штурмовиков Ил-2 в составе советской морской авиации в годы Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMBAT USE OF ILYUSHIN 2 GROUND-ATTACK AIRCRAFT BY THE SOVIET NAVY AVIATION DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The paper examines the practice of combat use of Ilyushin 2 ground-attack aircraft within the Soviet naval aviation during the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ САМОЛЁТОВ-ШТУРМОВИКОВ ИЛ-2 АВИАЦИЕЙ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОИНА 1941-1945 гг. •

I

Д.А. БОЧИНИН

D.A. BOCHININ

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ САМОЛЁТОВ-ШТУРМОВИКОВ ИЛ-2 АВИАЦИЕЙ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

COMBAT USE OF ILYUSHIN 2 GROUND-ATTACK AIRCRAFT BY THE SOVIET NAVY AVIATION DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

Сведения об авторе. Бочинин Дмитрий Анатольевич — доцент кафедры социально-экономических дисциплин Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, доктор военных наук, доцент (Санкт-Петербург. E-mail: bochinin49@mail.ru).

Аннотация. В статье исследуется опыт боевого применения самолётов-штурмовиков Ил-2 в составе советской морской авиации в годы Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941—1945 гг.; СССР; Военно-морской флот; морская авиация; боевое применение; бомбово-штурмовой удар; плавсредства противника; самолёт-штурмовик Ил-2; штурмовая авиационная дивизия.

Information about author. Dmitry Bochinin — Assistant Professor of the Socio-Economic Disciplines Department at the Military Space Academy named after A.F. Mozhaisky, D. Sc. (Mil.), Assistant Professor (St. Petersburg. E-mail: bochinin49@mail.ru).

Summary. The paper examines the practice of combat use of Ilyushin 2 ground-attack aircraft within the Soviet naval aviation during the Great Patriotic War.

Keywords: Great Patriotic War of 1941—1945; USSR; Navy; naval aviation; combat employment; bombing and striking attack; enemy amphibious means; Ilyushin 2 ground-attack aircraft; air assault division.

ЕЛЬНОБРОНИРОВАН-НЫЙ самолёт-штурмовик Ил-2 был сконструиро-

ван авиационным инженером С.В. Ильюшиным и впервые испытан во второй половине 1939 года. Изначально он предназначался для уничтожения живой силы и техники противника на поле боя и в его ближайших тылах, т.е. выполнения функций своего рода «летающего танка»1.

Техническая уникальность машины заключалась в достигнутом конструктором и производственниками оптимальном сочетании несущей брони, защищавшей экипаж и жизненно важные элементы конструкции самолёта, с мощным пулемётно-пушечным и бомбовым вооружением и требовавшимися для этого класса летательных аппаратов скоростью и дальностью полёта2. Всего в 1941—1945 гг. на трёх авиационных заводах страны было выпущено 36 183 штурмовика Ил-2 различных модификаций. Ил-2 стал самым массовым боевым самолётом Второй мировой войны3.

Примечательно, что оборудованные обычными колёсными шасси Ил-2 нашли широкое применение не только в авиационных частях сухопутных войск, но и в морской авиации. На вооружение авиации Военно-морского флота принципиально новые с точки зрения особенностей их боевого при-

менения самолёты-штурмовики аэродромного базирования стали планово поступать во втором периоде Великой Отечественной войны (ноябрь 1942 — декабрь 1943 г.). По данным исследователей Н.М. Лаврентьева, Р.С. Демидова и других авторов труда «Авиация ВМФ в Великой Отечественной вой-

Подготовка лётчиков штурмовой авиации в военно-морском

авиационном училище

• ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОИНА 1941-1945 гг.

Штурмовик Ил-2 ранних модификаций на лыжах, вооружённый реактивными снарядами РС-132

не», появление бронированных штурмовиков детерминировало создание нового рода морской авиации — штурмовой, что в свою очередь позволило военно-морскому командованию активизировать боевое применение авиационных сил и средств, особенно на водных коммуникациях противника4.

Оснащение самолётного парка авиации флота штурмовиками Ил-2 также обусловило зарождение и развитие особой тактики нанесения ударов с воздуха по целям на море и побережье. В этой связи целесообразно рассмотреть некоторые цифры, факты и примеры. Так, эффективность боевого применения Ил-2 оказалась такова, что этот самолёт стал самой востребованной в годы войны боевой машиной авиационных частей

армии и флота. Наиболее крупное производство штурмовиков было организовано на авиационном заводе № 18 в Воронеже.

Первые бронированные самолёты авиация Балтийского флота получила в августе 1941 года, но систематические поставки партий штурмовиков с авиационных заводов начались в 1943 году. Своеобразной «специализацией» морских Ил-2 стали бомбо-во-пушечные удары по боевым кораблям и торпедным катерам противника, имевшим сильную систему ПВО, самостоятельные налёты на сравнительно небольшие танкеры и транспорты врага. В интересах бомбардировочной и минно-торпедной авиации штурмовики нередко привлекались также для подавления зенитной

Самолёт Ил-2 23 ошап ВВС ЧФ. Вверху — самолёт с пушками НС-37, внизу — торпедоносец Ил-2Т

артиллерии крупных транспортов. По мере необходимости флотские Ил-2 участвовали в непосредственной поддержке сухопутных войск, высадке морских десантов, подавлении береговых артбата-рей,уничтожении мостов, переправ, портовых сооружений и в налётах на вражеские аэродромы.

Оценка ударной силы штурмовой авиации представляется более весомой и зримой, если принять во внимание, что потопление одного транспорта противника с грузом авиабомб примерно равнялось срыву 2000 самолёто-вылетов врага, потеря среднего танкера препятствовала вылету 1500 немецких бомбардировщиков или 5000 истребителей5.

Исследовательский интерес представляет обзор бортового вооружения самолёта-штурмовика. Помимо двух пулемётов ШКАС и одного пулемёта УТБ на морских Ил-2 (тип 3) устанавливались две подкрыльевые пушки конструктора А.Э. Нудельмана НС-37 с ёмкостью по 32 снаряда калибром 37 мм6. Штурмовик мог взять на борт 600 кг бомб и 8 реактивных снарядов типа РС-82. С лета 1943 года авиапромышленность выпускала малыми сериями корректировщики артиллерийской стрельбы Ил-2КР. В противокорабельных операциях и для постановки дымовых завес применялась также специализированная модификация торпедоносца Ил-2Т7.

В апреле 1943 года командование ВВС Военно-морского флота обобщило опыт применения бортового вооружения штурмовиков Ил-2 по различным целям. Как выяснилось, при ударах по кораблям и транспортам наибольший эффект поражения давало применение авиабомб ФАБ-100 и реактивных снарядов типов РС-82 и РС-132. При штурмовых ударах по аэродромам хорошие результаты показывали РСы, мелкие осколочные бомбы и пушечно-пулемётный обстрел целей. Зажигательные боеприпасы были малоэффективны, поскольку требовали прямого попадания в самолёты на стоянках и ангары. По танкам наиболее результативным оказалось применение авиабомб ФАБ-50, -100 и РС-82, -132. Наряду с обобщённым опытом боевого применения Ил-2 в целях повышения живучести морских штурмовиков Наркомату авиапромышленности

Д.А. БОЧИНИН. Боевое применение самолётов-штурмовиков Ил

были переданы рекомендации лётно-технического персонала об установке дополнительной боковой брони в кабине самолёта и снабжении бронеспинки лётчика наголовником, чтобы защитить его от поражения огнём противника сбоку-сверху8.

Более конкретно опыт боевого применения штурмовиков Ил-2 по морским целям целесообразно рассмотреть на примере 9-й штурмовой авиационной дивизии ВВС Краснознамённого Балтийского флота (9 шад ВВС КБФ) в мае—августе 1943 года, основываясь на документах Центрального военно-морского архива.

Особенностью этой дивизии было то, что в её состав, кроме авиационных частей, вооружённых штурмовиками Ил-2, входили также истребительные части на самолётах Як-7б, ЛаГГ-3Ф и И-15бис ночного действия. Объединение под единым командованием разнородных сил авиации имело целью тесное взаимодействие штурмовой и истребительной авиации при нанесении воздушных ударов по морским целям и объектам поражения на суше9.

В сентябре 1943 года в дивизии были подведены итоги четырёх месяцев боевой работы. Основными задачами, на выполнение которых направлялись силы и средства 9 шад в летнем периоде, назывались бомбово-штурмовые удары по дозорным кораблям и катерам противника, его плавсредствам на коммуникациях и в портах, а также по аэродромам, шоссейным и железнодорожным мостам на Приморском участке фронта. Части дивизии привлекались также для подавления огня зенитной береговой артиллерии,отражения налётов авиации противника на наши аэродромы, уничтожения живой силы, огневых средств и сооружений врага на Синявин-ском участке фронта. Наиболее опытные экипажи штурмовых частей дивизии осуществляли свободный поиск и поражение кораблей и транспортов на самолётах Ил-2 ночью.

В целом боевое применение 9 шад летом 1943 года осуществлялось преимущественно в интересах Балтийского флота и проходило в основном в пределах акватории Финского залива.

Поскольку опыт боевого применения авиадивизии смешанного состава ещё только нарабатывался, важно было вскрыть наиболее существенные недостатки. К их числу командир дивизии полковник Хатиашвили отнёс слабо отработанный одновременный взлёт, сбор и следование к цели групп штурмовиков и истребителей, что отрицательно сказывалось на времени выполнения боевых задач10.

Разные лётно-технические характеристики самолётов затрудняли также и посадку сравнительно больших групп самолётов (12—15 машин) на один аэродром по возвращении с заданий. По времени организация совместного приземления занимала порядка 30 минут, что нередко вынуждало последние самолёты садиться без горючего. Эффективность боевого применения снижалась и из-за слабо отработанного взаимодействия разнородных групп самолётов и экипажей по радио,

что приводило к потере прикрытия штурмовиков истребителями.

Обобщение опыта боевых действий дивизии позволило выявить ряд особенностей применения разнородных авиационных сил и средств в операциях на море и побережье. Так, организация бомбово-штурмовых ударов по морским целям требовала значительно больших усилий всего личного состава дивизии, чем по сухопутным объектам. Это объяснялось трудностью обнаружения целей на обширной акватории и их последующим отысканием.

За время получения данных разведки, подготовки вылета и обнаружения цели для её поражения (это 2—3 часа) плавсредство противника могло не только изменить курс, но и далеко уйти, укрыться в шхерах. Разрешению этой задачи помогла систематическая разведка местоположения и сил противника «своими» истребителями и «на себя». Кроме того, вполне

Лётчики-штурмовики морской авиации у самолёта Ил-2

• ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОИНА 1941-1945 гг.

оправданными зарекомендовали себя удары по так называемым запасным целям — зенитным и артиллерийским батареям береговой обороны,инженерным сооружениям противника на островах и побережье.

Другим фактором, объясняющим сложность поражения морских целей, была манёвренность быстроходных десантных барж, транспортов и катеров противника. Опыт боевого применения самолётов-штурмовиков показал, что основной удар по ним необходимо было наносить с первого захода, чтобы противник не успел уклониться. Поэтому по подвижным манёвренным целям самолёты 9 шад применяли «звездообразный» бомбово-штурмовой удар, т.е. атаку с разных направлений11. Тактика проведения таких локальных операций требовала хорошей координации взаимодействия групп штурмовиков и истребителей, слётанности экипажей, их высокого пилотажного мастерства во избежание столкновений в ходе боя.

Другой существенной особенностью боевого применения Ил-2 на морских коммуникациях являлась малоразмерность большинства плавсредств противника в Финском заливе, к поражению которых привлекались не бомбардировщики-торпедоносцы, а именно штурмовики. Это были, например, тральщики, сторожевые и торпедные катера, самоходные баржи. Нанесение бомбово-штур-мовых ударов по таким «точечным» целям достаточно эффективно отрабатывалось личным составом дивизии на подвижных мишенях, буксируемых катерами12.

Значительные затруднения, особенно у молодых лётчиков, вызывало определение времени и высоты выхода самолёта из пикирования. Чтобы в горячке боя не врезаться в воду, пилоты штурмовиков обучались навыкам вывода машин из пике на высотах 400—500 м с помощью пулемётных очередей по воде, дававших хорошо заметные всплески.

Вышеизложенный опыт боевого применения самолётов 9 шад на море был обобщён в «Бюллетене боевого опыта № 1 "Боевые действия штурмовиков Ил-2 по морским целям днём и ночью (май—август 1943 г.)"»13.

Представляется целесообразным привести пример участия штурмовиков Ил-2 в нанесении ударов по целям в порту Либава, используя архивные материалы Центрального военно-морского архива о потоплении транспорта противника водоизмещением 3 000 т в декабре 1944 года.

В состав атакующих сил и средств гвардейского штурмового авиационного Феодосийского полка (шафп) входило 22 самолёта Ил-2 в сопровождении 18 истребителей Як-9. Бомбовую нагрузку штурмовиков составляли авиабомбы ФАБ-100 и ФАБ-250. 14 декабря 1944 года в 14.10 в северной части порта Либава штурмовики полка атаковали средства ПВО и четыре транспорта противника. В ходе налёта было израсходовано 24 ФАБ-250, 32 ФАБ-100 и 64 реактивных снаряда РС-82. Лётчики наблюдали прямые попадания боеприпасов и пожар на двух транспортах водоизмещением

3000 и 5000 т. В ходе воздушного боя был сбит истребитель противника ФВ-190. На отходе от цели пять лётчиков зафиксировали взрыв на транспорте водоизмещением 3000 т.

По заключению командира 8 шафп гвардии подполковника Кузьмина, результатом боевого применения 22 экипажей штурмовиков Ил-2 при поддержке истребителей стало потопление одного транспорта противника водоизмещением 3000 т и повреждение транспорта водоизмещением 5000 т. Организация вылета, полёта по маршруту и взаимодействие группы над целью были оценены хорошо14.

Приведённые данные доказательно подтверждают, что самолёты-штурмовики Ил-2 в годы Великой Отечественной войны стали эффективным средством ведения боевых действий на море и побережье. По состоянию на 10 мая 1945 года авиация советского Военно-морского флота насчитывала 197 таких самолётов15.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР: 1938—1950 гг. М.: Машиностроение, 1978. С. 238.

2 Основные лётно-технические характеристики типового самолёта-штурмовика Ил-2: экипаж 2 человека, мощность двигателя АМ-38Ф 1750 л.с., масса взлётная 6160 кг, полезная нагрузка 1535 кг, скорость на высоте/у земли 405/391 км/ч, потолок 5440 м, дальность 765 км, вооружение 2 пушки НС-37, 2 пулемёта ШКАС, 1 пулемёт УТБ, 600 кг бомб, 8 РС. См.: Баргатинов В.А. Крылья России. М.: ЭКСМО, 2008. С. 474.

3 Харук А.И. Боевые самолёты Второй мировой. М.: Яуза; ЭКСМО, 2013. С. 590.

4 Лаврентьев Н.М., Демидов Р.С., Кучеренко Л.А., Храмов Ю.В. Авиация ВМФ в Великой Отечественной войне. М.: Воениздат, 1983. С. 6.

5 Катаев Э.С. Боевые действия морской авиации в Великой Отечественной войне. СПб.: ВМА имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова, 2006. С. 118.

6 Шавров В.Б. Указ. соч. С. 245.

7 Козырев М.Е., Козырев В.М. Авиация Красной армии. М.: Центрполиграф, 2011. С. 70, 71.

8 Центральный военно-морской архив. Ф. 12. Оп. 1. Д. 99. Л. 16.

9 Там же. Ф. 596. Оп. 1. Д. 46. Л. 2.

10 Там же. Л. 6. В архивных документах инициалы Хатиашвили не указаны.

11 Там же. Л. 12.

12 Там же. Л. 16.

13 Там же. Л. 1.

14 Там же. Ф. 12. Оп. 1. Д. 321. Л. 1—4. В архивных документах инициалы Кузьмина не указаны.

15 Харук А.И. Указ. соч. С. 593. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.