Научная статья на тему 'Аутопсихологические технологии развития личностно-профессионального потенциала руководителя'

Аутопсихологические технологии развития личностно-профессионального потенциала руководителя Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
186
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PERSONAL-PROFESSIONAL CAPACITY / COMPETENCE / AUTOPSYHOLOGICAL / AUTOPSYHOLOGI-CAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бондарцов В. Г.

В статье рассматриваются аутопсихологические технологии личностнопрофессионального развития руководителя. Анализируются различные аутопсихологические технологии, которые обеспечивают реализацию его потенциала посредством повышений его аутопсихологической компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Autopsychological technology development of personal and professional potential of the head

The article deals with the autopsychologwal technology of personal-professional development manager. Autopsyhological analysed the different technologies.

Текст научной работы на тему «Аутопсихологические технологии развития личностно-профессионального потенциала руководителя»

Бондарцов В.Г.

АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА

РУКОВОДИТЕЛЯ

Генезис исследования проблемы развития личностно-профессионального потенциала кадров управления показал, что в поле зрения исследователей попали следующие аспекты изучения данной проблемы: собственно акмеологический потенциал; акмеологическая компетентность; управленческий, лидерский, личностный, аксиологический, коммуникативный потенциал; акмеологическая диагностика потенциала руководителя; акмеологиче-ская и профессиональная готовность к управленческой деятельности.

В понятии «потенциал» заложены возможности расширения границ традиционного предмета психологического изучения от исследования того, каков человек есть, к изучению того, каким он может стать; переориентация с традиционной для психологии сосредоточенности на психической уязвимости на способность человека преодолевать действие неблагоприятных факторов; акцентирование внимания на том, что личностные качества развиваются и проявляются в динамическом взаимодействии человека и его социокультурного окружения. (В.Н. Марков) В контексте личностно-профессионального потенциала, акмеологический компонент выступает как возможность и способность личности использовать свои ресурсы не только для обеспечения соответствия требованиям профессии, но и в качестве источника для личностно-профессионального развития и совершенствования. В профессиональной деятельности реализация человеком своего личностного и личностно-профессионального потенциалов по акмеологической траектории ведет к созданию акмеологической среды в пространстве профессиональной деятельности, внутри которой происходит ценностно-смысловой обмен между ее участниками, приводящий к их личностному и личностно-профессиональному развитию. (В.Н. Марков, И.А.Беспалов).

Таким образом, акмеологическйй потенциал личности представляет собой индивидуальную систему особым образом организованных внутренних акмеологических ресурсов личности, реализация которых обеспечивает ее движение по личностному и профессиональному вектору развития с постоянным усложнением решаемых задач и возрастанием уровня достижений, наиболее полно реализующих имеющиеся психолого-акмеологические ресурсы. В этом контексте получила свое развития категория «аутопсихологическая ком -петентность» личности как готовность и способность личности к целенаправленной психической работе по изменению личностных черт и поведенческих характеристик (Деркач А.А., Степнова Л. А., 2003). В ее основе лежит умение личности развивать и использовать собственные психические ресурсы, создавать благоприятную для деятельности ситуацию путем изменения своего внутреннего состояния, приобретать, закреплять, контролировать, корректировать знания, навыки и умения, перестраиваться при возникновении непредвиденных обстоятельств, создавать волевую установку на достижение значимых результатов. Такое определение позволяет выйти на подбор средств («аутотехнологий»), способствующих формированию аутопсихологической компетентности руководителя.

Содержанием аутопсихологической компетентности будет являться представленность в сознании руководителя такого опыта «проживания» психологического содержания и ситуаций, который бы был способен сориентировать его саморазвитие: 1) на психофизиологическом уровне (жизни тела), что выводит человека на проблемы физического саморазвития, проблемы сохранения гомеостаза в окружающей среде, проблемы самооздоровления; 2) на психологическом (личностном) уровне, уровне интеллектуального и личностного саморазвития, что выходит на проблемы организации своей познавательной сферы деятельности,

проблемы управления своими психическими состояниями и проблемы ценностных ориентиров личности; 3) на социальном уровне, связанном с актуализацией проблем межличностных отношений; 4) на духовном уровне, уровне самосубъективного отношения и субъектного отношения к миру, что выводит на проблемы самовоспитания в себе основ гуманистического мировоззрения, ориентацию своей жизни на исповедование общечеловеческих нравственных ценностей (Т.Е.Егорова, 1997). В исследовании В.В.Ровового рассматриваются аутопсихологические механизмы развития субъектности кадров управления. Анализируются различные аутопсихологических способности, которые обеспечивают развитие субъектности (Рововой В.В., 2011).

Исходя из этого, аутопсихологическая технология развития личностно-профес-сионального потенциала руководителя относится к классу акмеологических технологий саморазвития и представляет собой совокупность психологических, педагогических приемов, техник, методов диагностического, коррекционного, развивающего характера, направленных на оптимальное и целостное использование знания руководителя о себе в рамках его личностно-профессионального развития.

Исходя из данного определения, в целом аутопсихологическая технология развития личностно-профессионального потенциала руководителя представляет собой пошаговую реализацию руководителем ряда психологических приемов и действий, направленных на познание и преобразование самого себя: мотивационных, аутодиагностических, познавательных, коррекционно-развивающих.

В рамках развиваемой А.А.Деркачом, Л.А.Степновой акмеологической концепции развития аутопсихологической компетентности, как компетентности человека в отношении самого себя, было установлено, что существует несколько каналов получения человеком информации о себе: рефлексивный, интуитивно-эмоциональный, обратная связь от других, тестовые данные. По каждому из данных каналов человек способен получать информацию о себе и использовать ее как в процессе спонтанного саморазвития, так и в процессе своего акмеологического развития, как самосовершенствования для решения определенных жизненных и профессиональных задач. В нашем исследовании данные каналы информации должны быть задействованы для решения задачи актуализации личностно-профессионального потенциала руководителя, что выражается в развитии его готовности и способности к реализации управленческой деятельности, развитии его управленческой карьеры.

То есть с содержательной точки зрения освоение аутопсихологической технологии развития личностно-профессионального потенциала руководителя представляет собой изучение и закрепление руководителем в аутопсихологических навыках (внутренних психологических действиях, направленных на себя) основных способов получения информации о себе - рефлексия, интуиция, обратная связь от других, тестовые данные и использование их в развитии различных аспектов своего личностно-профессионального потенциала: лидерского, управленческого, коммуникативного, социально-перцептивного.

Исходя из данных теоретических предпосылок, можно предположить, что аутопсихологическая технология развития личностно-профессионального потенциала руководителя представляет собой инструмент, позволяющий руководителю с помощью мотивационных, аутодиагностических познавательных, коррекционно-развивающих психологических приемов и техник оптимально задействовать четыре канала получения информации о себе в контексте проявления себя как лидера и как руководителя со всеми необходимыми для реализации данных ролей компетенциями.

Аутопсихологическая технология развития личностно-профессионального потенциала руководителя направлены прежде всего на развитие аутопсихологических способностей руководителя как которые проявляются, как умения производить самодиагностику, самокоррекцию, саморазвитие, самомотивирование (Степнова Л.А., Науменко Е.А.). Овладение психотехнологиями самодиагностики, самокоррекции, самомотивирования характеризует

готовность и способности руководителя к целенаправленной психической работе по изменению личностных черт и поведенческих характеристик. В основе лежит умение личности развивать и использовать собственные психические ресурсы, создавать благоприятную для деятельности ситуацию путем изменения своего внутреннего состояния, приобретать, закреплять, контролировать, корректировать знания, навыки и умения, перестраиваться при возникновении непредвиденных обстоятельств, создавать волевую установку на достижение значимых результатов.

Аутопсихологические способности выражают технологическую составляющую процесса самоизменения и объединяют набор конкретных психологических навыков, приемов, психотехнологий, обеспечивающих реализацию процессов самоизменения. В работе Гусевой А.С., Лешина В.В., (Гусева А.С., Лешин В.В.,2000). аутопсихологические способности (АПС) были определены как специфические знания, умения и навыки, определяющие возможности человека в самопонимании, самооценивании, самоанализе, саморегулировании, самореализации и других явлениях внутреннего мира.

В работе Н.В.Афанасьевой (Степнова Л.А., Афанасьева Н.В., 2006) обосновано понятие «аутокогнитивные способности», которое характеризуется как особенности человека, позволяющие посредством когнитивных процессов через механизмы осознания, рефлексии, идентификации получать, перерабатывать, усваивать информацию о себе, в дальнейшем эффективно использовать ее в качестве интериоризированного опыта. Определены общие аутокогнитивные способности, влияющие на всю личностно-профессиональную сферу: способность к рефлексии, идентификации, интериоризации; способность изменять свои взгляды, убеждения, установки; способность к обратной связи. Интегративной ауто -когнитивной способностью является способность к формированию и развитию нового типа знания о себе (аутознания) в виде Я-концепции.

Определены аутокогнитивные новообразования - аутокогниции (убеждения, установки, внутренний диалог, когнитивные карты, жизненные ориентиры, Я-концепция, избирательные внимание и память, оценки, умозаключения, идеализированные когнитивные модели, ведущий образ действий) - внутренние процессы, влияющие на формирование представления человека о самом себе, на процессы самопонимания и саморазвития, определяющие и его поведение.

Развитие аутокогнитивных способностей руководителя включает: аутокогнитивный ресурс (в его традиционном понимании); структуру аутокогнитивных способностей; ау -токогнитивные каналы и стили принятия аутоинформации; критерии, показатели, уровни развития аутокогнитивных способностей; акмеологические условия и факторы, обеспечивающие развитие аутокогнитивных способностей; личностно-профессиональную развивающую акмеологическую среду; акмеологические технологии развития аутокогнитивных способностей, позволяющие оптимизировать изучаемый процесс.

В работе И.О.Сорокиной (Сорокина И.О., 2007) разработана проблема аутопсихологи-ческого развития креативности государственного служащего. Профессиональная креативность, творчество понимается как способность дивергентно мыслить в разных направлениях за счет интеллектуальных, личностных, мотивационных, эмоциональных способностей, детерминирующих в целом продуктивность и эффективность профессиональной деятельности. К интеллектуальным способностям, характеризующим креативность, относятся: беглость, гибкость мысли, оригинальность, любознательность, способность к разработке гипотезы, иррелевантность, фантастичность. К мотивационным характеристикам креативности относятся: стремление наилучшим образом реализовать себя, максимально соответствовать своим возможностям, выполнить новые, непривычные для индивида виды деятельности, применить новые способы деятельности, стремление к риску, к проверке предела своих возможностей. К характеристикам креативной личности относятся: активная неадаптивность; спонтанная продуктивность, трансценденция личности, рефлексия новых возможностей.

Содержательная структура профессиональной креативности включает: рефлексию творческих процессов, развитие творческой готовности, творческий потенциал, личностно-креативное развитие, продуктивность творческой деятельности, познавательную деятельность, когнитивные способности и антиципацию в профессиональной деятельности, ак-меологические способности. Типичные проблемы в развитии основных компонентов профессиональной креативности в условиях профессиональной деятельности у руководителя связаны с несформированностью ценностных ориентаций личностно-профессионального роста, сниженной мотивацией к профессиональному самосовершенствованию, завышенной самооценкой, недостаточным уровнем профессиональных знаний, неэффективным межличностным взаимодействием, высокой личностной тревожностью, снижением уверенности в себе, признаками эмоционального выгорания. Установлено, что общий показатель профессиональной креативности руководителя находится в диапазоне оценок среднего уровня и оценивается как средний и низкий, при этом выявлена тенденция в снижению уровня креативных способностей при увеличении должностного статуса.

Продуктивное аутопсихологическое развитие профессиональной креативности отражает процесс становления и развития государственного служащего как профессионала через уровни его осведомленности о своих реальных и потенциальных способностях, содержании Я-концепции, умениях, навыках саморегуляции, мотивации к саморазвитию, способности к профессиональному самоопределению и самореализации в области профессиональной креативности. В качестве базового акмеологического механизма развития профессиональной креативности в структуре аутопсихологической компетентности выступает рефлексивный механизм, поскольку именно данный механизм оказывает наибольшее влияние на развитие профессиональной креативности: рефлексируя, человек способен уловить то ценное и важное, что появилось в процессе деятельности, и направить свои усилия на создание качественно нового, придающего этой деятельности творческий характер. Механизм саморегуляции способствует повышению активности личности в ситуациях неопределенности, которые характерны для творческой деятельности, обеспечивает стабильность этой деятельности и способствует развитию креативности личности за счет стимулирования креативной активности.

Высокий уровень развития аутопсихологической компетентности подразумевает также достаточный уровень развития социального и эмоционального интеллекта, возможность их развития с помощью аутокогнитивных способностей, как в процессе самопознания, так и в процессе познания эмоций других людей.

Таким образом, в профессиональной деятельности руководителя аутопсихологические способности проявляются как: способность к совершенствованию организации своей профессиональной деятельности за счет собственного психологического ресурса; уверенность в себе, в своих силах, основанную на анализе и критической оценке своего жизненного опыта, своих сильных и слабых сторон; аутокогнитивные, креативные, рефлексивные, управленческие, организаторские способности, способность человека как носителя социальных отношений учитывать реальные интересы общества при выборе путей развития профессиональной деятельности, совершенствования и самосовершенствования своих качеств профессионала. В частности, в исследовании Ю.З. Шогенова в интегральные акме-способности включаются: общая жизнеспособность, предполагающая мобильность жизненных целей, планов и переключаемость при их реализации; способность к построению и реализации индивидуальной стратегии своего поступательного развития; способность ставить усложняющиеся задачи своего развития; способность сохранять и поддерживать восходящий вектор своего индивидуального развития даже при наличии внешних препятствий; способность к максимальному использованию личностью своих ресурсов; способность определять свой индивидуальный профессиональный оптимум, состоящий в наличии высоких достижений при отсутствии перегрузок; способность оценивать психологическую «цену» для себя высоких достижений и «акме»; способность к соизмерению достижений,

потерь и перегрузок; способность актуализировать и накапливать «наработки» своего прошлого опыта, направляя их на реализацию более сложных целей и достижения; способность к мобилизации, сосредоточению на усложняющихся целях, к самоограничению (Шогенов Ю.З., 2005).

Аутопсихологические технологии развития личностно-профессионального потенциала руководителя включают комплекс психологических, психокоррекционных, педагогических, социально-психологических, психофизиологических приемов, техник и методов: осознавания-рефлексии, аутокоммуникаций, формирований аутокогниций, различных форм групповой работы, развитии профессионального мышления и памяти, кинезиологических программ активизации межполушарного взаимодействия, развития комиссуры как межпо-лушарного интегратора, активного обучения, дидактические игры, проблемное обучение, технологии модульного обучения.

Таким образом, теоретическое исследование показало, что важным фактором в личностно-профессиональном развитии руководителя является использование аутопсихо-логических технологий, задействование механизмов внутренней дифференциации и интеграции его самосознания, опора на собственные аутопсихологические способности.

Литература

[1] Афанасьева Н.В., Степнова Л.А. Когнитивные способности в структуре аутопсихологи-ческой компетентности госслужащего // Акмеология - №2, 2005 - С. 32-41.

[2] Гусева А.С., ЛешинВ.В. Развитие аутопсихологических способностей личности. Методы и технологии. - М.: РАГС, 2000. - 116 с.

[3] Деркач А.А., Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности руководителя - М.:РАГС, 2003.

[4] Егорова Т.Е. Формирование аутопсихологической компетентности в условиях групповой интенсивной подготовки. - Дисс...канд.психол.наук. - М., 1997.

[5] Марков В.Н. (статья из Журнала)

[6] Науменко Е.А. Сущность и содержание аутопсихологических способностей руководителя // Акмеология - 2008 - №2 - 0,7 п.л.

[7] Рововой В.В. Аутопсихологические механизмы развития субъектности кадров управления - Акмеология, 2011, №1 - 0,5 п.л.

[8] Сорокина И.О. Профессиональная креативность в структуре аутопсихологической компетентности государственного служащего // Акмеология - 2007 - №1 - С. 16-25

[9] Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности: овладение акмеологиче-скими технологиями. Учебно-методическое пособие. - М.: РАГС, 2001. - 130 с.

[10] Степнова, Л.А. МикитюкН.В. Акмеологическая система личностно-профессионального развития резерва управленческих кадров // Акмеология - 2011 - №3 - С. 19-27

[11] Степнова, Л.А., Алмагестова М.Т. Акмеологическая система личностно-профессионального развития руководителей высшего управленческого звена [Текст], Л.А.Степнова, М.Т. Алмагестова / Акмеология. 2013, № 1 - ISSN 2075-7577 - (1000 экз.) - на рус. яз. - С.21-27.

[12] Шогенов Ю.З. Акмеологические критерии, показатели и уровни оценки предупреждения деформаций личностно-профессионального развития руководителей - М.:МАИ, 2005 - 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.