Рис.2. Акмеологический алгоритм принятия и реализации управленческих решений
Проведенный теоретический анализ исследуемой проблемы позволил определить основные направления оптимизации процессов принятия и реализации управленческих решений, которые требуют глубокой проработки - это развитие профессиональных способностей управленцев, формирование ценностно-мотивационной сферы кадров управления, эффективное использование управленческих команд при принятии и реализации управленческих решений, организация мониторинга эффективности управленческой деятельности, применение диалоговой модели принятия и реализации управленческих решений.
© Анисимов С.А., 2010 В.В. Рововой
АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ КАДРОВ УПРАВЛЕНИЯ
Ключевые слова: субъектность, аутопсихологическая компетентность, аутопсихологические способности.
Keywords: subjectivity, autopsihologicheskaya competence autopsihologicheskie abilities.
Важным методологическим посылом для анализа аутопсихологической компетентности (АК) в контексте развития личности является положение о том, что личностная зрелость достигается за счет выстраивания собственной среды, благоприятной для развития и самореализации, что требует напряженной деятельности и усилий самого человека (Рыбалко Е.Ф., 1997). Этот тезис развивает положение о том, что личность выступает субъектом собственного развития, а также подчеркивает важность выстраивания субъективных отношений для построения основных подструктур личности (характер, ценностные ориентации, мотивационно-потребностная сфера). В работах В.Н.Мясищева и Б.Ф.Ломова обсуждался вопрос о параметрах субъективных
отношений и были выделены их базовые измерения (модальность, интенсивность, широта, устойчивость) и производные (доминантность, когерентность или внутренняя связанность, эмоциональность, обобщенность, принципиальность активность, сознательность). Способность личности к формированию субъективных отношений как вовне, так и внутри себя, является, на наш взгляд, одним из важных параметров АК, особенно на этапе ее сознательного формирования. Управляя параметрами субъективных отношений через аутопсихологическую компетентность, личность становится подлинным субъектом саморазвития.
С этой точки зрения интересной представляется концепция субличностей, представленная в ряде современных психологических теорий: психосинтезе, нейро-лингвистическом программировании, гештальпсихологии и др. (Р.Ассаджиоли, М.Руффлер, В.Сатир, Р.Перлз и др.). Данная концепция продолжает традиции западной психологии в исследовании личности, формулируемые в рамках проблемы «Я-концепции». У. Джемсом впервые была предложена двойственная модель интегрального Я, объединяющая «Я-сознающее» (I) и «Я-как-объект» (Ме). Дальнейшее развитие проблемы «Я-концепции» происходило в двух направлениях: социально-психологическом (ЧКули, Дж.Мид, Р.Бернс), где подчеркивалась значимость общения и взаимодействия как главного источника знаний о собственном «Я»; психоаналитическом (Э.Бернс, К.Роджерс), рассматривающем Я-концепцию сквозь призму эго-идентичности, саморазвития и самореализации. Концепция субличностей разрабатывается в рамках полицентричной теории личности, где «Я» субъекта многомерно. Например, ассаджиолиевская психосинтетическая модель сознания подразумевает существования «Я» и «Трансперсонального Я», имеющего функцию наблюдателя. Субличности, являющиеся проявлением «Я», могут оказаться под влиянием этого наблюдателя. Такое влияние возможно посредством сознательного отождествления и разотождествления со своими субличностями. Данный процесс подразумевает принятие ответственности за сознательный выбор и направление своей жизненной энергии в новое русло.
Субличность определяется как психодинамическая структура, которая, став достаточно сложной, стремится к независимому существованию. Она обладает собственными характеристиками, требует независимого существования и старается удовлетворить собственные потребности и желания через личность (Маргрет Руффлер, 1989). Это «...полупостоянная и полуавтономная область личности, которая может действовать как личность» (Джон Рован, 1990). Субличности являются психологическими спутниками, которые одновременно существуют как множество различных жизней. Каждая субличность имеет свой собственный стиль и свою собственную мотивацию, отличную от других (Пьеро Феруччи,1982). При этом «каждая субличность организовывается вокруг потребности целостной личности. Сила субличности, видимо, является результатом тех обстоятельств, которые породили саму потребность. Каждое человеческое существо есть разнообразная смесь отдельных субличностей» (Джанетт Ренуотер, 1993).
Данная концепция подтверждает идею о том, что личность как активный субъект реализует не только адаптивное (в рамках той или иной деятельности) поведение, но и, инициируемое различными «составными частями» своей личности (субличностями, как устойчивыми психодинамическими системами, независимыми и способными осуществлять собственное поведение) неадаптивное поведение и предстает как самореализующийся субъект.
Итак, понятие субличности, являющееся общим для ряда наиболее признанных прикладных психокоррекционных направлений в психологии (гештальпсихология, психосинез, трансактный анализ), позволяет говорить о наличии не одного, а нескольких очагов (точек) активности внутри единого субъекта. Это, в свою очередь, создает необходимость осуществления внутренней регуляции процессов внутриличностного структурирования, переструктурирования и синтеза, что и определяет динамику внутренней активности субъекта.
В последнее время в психологии наблюдается преобладание общей методологической установки на рассмотрение внутренней реальности человека как многомерной, одновременно включенной в несколько систем отношений (Сураева Г.З.). В этой связи на первый план анализа выдвигаются такие категории, как образ мира (Стоценко А.П.), "метаиндивидуальный мир" (Дорфман Л.Я.), "экосфера и экониша индивидуального субъекта" (Забродин Ю.М.), "жизненный мир субъекта" (Леонтьев Д.А.), "мир человека" (Асмолов А.Г.). При этом указывается, что основным модусом субъектного бытия человека является его целенаправленная произвольная
активность (Абульханова-Славская КА, Ананьев Б.Г., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Шорохова Е.В.).
Рассмотрим некоторые положения психосинтетической теории, имеющие, на наш взгляд, непосредственное отношение к пониманию акмеологических механизмов развития субъектности кадров управления (Ассаджоли Р., 1994).
Одним из основополагающих является тезис о том, что стремление к внутренней интеграции относится к числу фундаментальных мотивов человека; но это не означает, что личность уже является органичной и гармонично функционирующей целостностью. Не зная и не понимая себя, человек не управляет собой, вращаясь в кругу своих ошибок и недостатков.
Сложности самопознания и саморазвития проистекают из недоступности для познания истинного Я, что объясняется существованием двуединства личного Я и истинного Я: первое иногда не осознает наличие второго и даже отрицает его существование. В действительности нет двух Я, как двух независимых и обособленных существ. Есть Я, которое проявляется на разных уровнях сознательности и самопостижения. Интуитивно чувствуя себя единым целым и, тем не менее, находя в себе «внутренний раскол», человек приходит в замешательство и не может понять ни себя, ни других. «Органичное единство» - это цель человека, а не наличное его состояние. В особо благоприятных условиях обретение «внутреннего единства» является плодом стихийного роста и созревания, в остальных же случаях - заслуженной наградой, получаемой благодаря работе над собой, воспитанию или лечению с применением специальных методик, которые облегчают и ускоряет процесс самореализации
Осуществление гармоничной внутренней интеграции, постижение истинного Я и возможность выстраивания правильных отношений с другими людьми проходит через следующие стадии: 1)глубокое познание своей личности; 2)контроль над различными ее элементами; 3)постижение своего истинного Я - выявление или создание объединяющего центра.
То есть с точки зрения психосинтеза, акмеологические механизмы развития субъектности направлены на достижение внутренней интеграции, осознание своей индивидуальности (особенностей, потенциала, способностей) и на этой основе достижение полной самореализации.
Практический психосинтез предлагает также этапы реализации перечисленных выше стадий достижения внутренней интегрированноста
Стадия глубокого познания своей личности включает: 1) составление описи элементов, образующих наше сознательное Я; 2) исследование обширных областей бессознательного: фантазмов (угрожают нам), мыслеобразов (нас преследуют и над нами властвуют), страхов (нас сковывают), конфликтов (расточают нашу энергию); 3) исследование области среднего и высшего бессознательного для обнаружения неизвестных прежде способностей, своего истинного призвания, своих потенциальных возможностей, которые пытаются выразить себя, но которые мы нередко отвергаем и подавляем из-за непонимания, предубежденности или страха; 4) исследование пластической части бессознательного для обнаружения огромного запаса недифференцированной психической энергии, скрытой в каждом из нас, которая наделяет нас способностью к научению и созиданию.
Стадия контроля над различными элементами личности основана на использовании серии методов: 1) метод разотождествления основан на фундаментальном психологическом принципе: Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем. Мы можем властвовать над тем и контролировать все то, с чем мы себя разотождествили. В этом принципе заключен секрет нашей свободы и нашего порабощения; 2) более глубокие методы «опредмечивания», «критического анализа», «различения», позволяющие обратиться к глубинным причинам проблемы и тем самым ее искоренить. Эти методы делятся на две фазы: А. Разложение вредных комплексов или мыслеобразов на элементы. Б. Управление высвобождаемыми энергиями и их использование.
Суть методов в осознании проблемы: сила этих комплексов в том, что мы их не осознаем. Необходимо установить между ними и собой «психологическую дистанцию» и, удерживая эти комплексы и мыслеобразы на расстоянии вытянутой руки, спокойно изучать их происхождение и природу. Высвобождаемую энергию нужно переводить в конструктивное русло. Этой работой должен заниматься объединяющий и руководящий центр (аналогом данных процессов являются описанные в ряде исследований процессы личностной рефлексии, например, децентрация как подготовительный этап рефлексии - это, на наш взгляд, ничто иное как разотождествление).
Описанные в практическом психосинтезе технологии достижения внутренней интеграции во-многом схожи с описанными в отечественной психологии процессами личностной рефлексии (О.С.Анисимов, Г.Г.Щедровицкий, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов и др.)
Стадия постижения своего истинного Я нацелена на выявление или создание объединяющего центра. Он находится вне личности и объединяет сознательное Я и высшее Я. Здесь используются методы: 1) создание идеального образа совершенной личности, соответствующий масштабу, стадии развития и психологическому опыту; 2) его практическое воплощение в жизнь; 3) создание внешнего идеала и постижение себя через внешний идеал (как вариант - эксцентричность: отождествление себя с внешним идеалом - патриотизм, отождествление с любимым человеком. Может быть полезно - как промежуточная стадия). В данном случае описаны процессы идентификации, соотнесения идеального и реального Я.
Формирование или перестройка личности вокруг нового центра происходит в соответствии с двумя типами идеальных моделей личности: для интровертов - это образы гармоничного развития, всестороннего личного и духовного совершенства. Для экстравертов - идеал в определенной сфере деятельности - идеал мастерства.
Методы построения нового центра также разнятся в зависимости от типа личности. Для рационалистов - это разработка плана действий, формулирование «внутренней программы»; визуализация цели (новой личности) - подключение суггестивной силы образов. Критерии -реалистичность и достоверность образа (в противовес невротическому, нереалистичному, идеализированному образу по К.Хорни). Для интуитивистов, отвергают рациональный метод, - это отождествление в Богом, высшей силой, космосом и т.д.
Методы строительства личности включают: 1) использование всех имеющихся в распоряжении энергий; 2) развитие недостающих или недостаточно развитых для достижения нашей цели сторон личности (самовнушение и тренинги); 3) согласование и соподчинение (координация и субкоординация) различных психических функций и энергий, создание устойчивой структуры личности.
Таким образом, психосинтез с точки зрения развития аутопсихологических механизмов развития субъектности кадров управления является, с одной стороны, методом психического развития и самопостижения для тех, кто не желает больше принимать пассивное участие в игре собственных психических сил и решил стать хозяином своей жизни. С другой стороны - это метод интегрального воспитания, который служит не только развитию различных способностей взрослого, но помогает ему обнаружить и осознать свою истинную духовную природу и построить под ее руководством гармоничную, яркую и эффективную личность.
Таким образом, принцип самореализующегося субъекта является важным теоретическим основанием для разработки проблемы развития АК личности. Дальнейшее развитие идеи Я-концепции в современной психологии, выраженное в понятии субличности как автономной динамической подструктуры Я, позволяет вплотную подойти к пониманию того, что аутопсихологическая компетентность является результатом внутренней самопреобразующей деятельности субъекта, имеющей своим предметом собственные психические процессы и ресурсы. Активным началом этой деятельности является одна из подструктур личности (субличность), занимающая диалогическую позицию «вненаходимости» (термин М.М.Бахтина) по отношению к другим субличностям (Я-контролирующий, Я-наблюдающий и т.п.), имеющая соответствующую мотивацию (нацеленность на саморазвитие), и владеющая необходимым арсеналом психологических средств для самосовершенствования. Понятно, что выделение такой личностной подструктуры, характеризующейся собственной активностью, предполагает наделение ее статусом субъекта самопреобразующей деятельности. Отсутствие в структуре личности подобного рода подструктуры (субличности), означает отсутствие субъекта самопреобразующей деятельности и, соответственно, невозможность функционирования и реализации самой этой деятельности, что ведет к аутопсихологической некомпетентности.
Реализация аутопсихологических механизмов в развитии субъектности кадров управления происходит за счет аутопсихологических способностей (Гусева А.С. Степнова Л.А., НауменкоЕ.А.). Аутопсихологические способности государственного служащего понимаются как способности, позволяющие посредством механизмов осознания, рефлексии, идентификации получать, перерабатывать, усваивать информацию о себе, в дальнейшем эффективно использовать ее в качестве интериоризированного опыта для управления собой и включают: аутокогнитивные,
саморегуляционные, социально-перцептивные, коммуникационные, суггестивные, интерактивные способности. Аутопсихологические способности изучены в трех аспектах: сознательное управление внешней и внутренней активностью, детерминированное наличием цели; деятельность по развитию личностного (в том числе профессионального) потенциала, имеющая определенный стиль; владение системой знаний и систематизация индивидуального опыта аутопсихологических технологий, направленных на развитие перцептивного, когнитивного, рефлексивного, эмпатийного, мотивационного, прогностического компонентов и проявляются, как умения производить самодиагностику, самокоррекцию, саморазвитие, самомотивирование.
В содержание аутопсихологических способностей входят общие (базовые) и специальные (узконаправленные) аутопсихологические способности. Содержательно определены общие аутопсихологические способности к диагностированию, интерпретированию, рефлексии и проектированию, которые создают акмеологические резервы развития: когнитивные способности профессионала (профессиональное мышление, память, внимание); профессиональную Я-концепцию, как интегративную готовность профессионального самосознания к эффективной реализации профессиональной деятельности; рефлексивную культуру, как базовый компонент творческого потенциала личности; способность к саморегуляции как основу самосовершенствования личности; способность к управлению временным ресурсом как инструмент развития творческого потенциала личности. Специальные аутопсихологические способности нацелены на решение акмеологических задач: аутопсихологических, коммуникативных, социально-перцептивных, управленческих, организаторских, экстремальных, креативных, конфликтологических, политических, экономических, юридических, социальных. Общие аутопсихологические способности комплексно обеспечивают развитие всех компонентов специальных аутопсихологических способностей.
Критерии и показатели эффективности развития аутопсихологических способностей средствами аутопсихологического тренинга позволяют зафиксировать: формирование субъекта саморазвития (через формирование базовых аутопсихологических способностей -профессиональная Я-концепция, саморегуляция, когнитивные процессы) и овладение специальными аутопсихологическими способностями (коммуникативными, социально-перцептивными, управленческими, креативными, экономическими, политическими, юридическими и др.) через развитие конкретных навыков в развиваемой области. Результирующим показателем аутопсихологического тренинга является актуализация и развитие аутопсихологических способностей профессионала за счет повышения его аутопсихологической компетентности. Средствами диагностики проявления критериев и показателей эффективности аутопсихологического тренинга являются: регистрация проявлений неадаптивной активности, позволяющих выявить сферы актуального субъектогенеза; наблюдения за тем, что происходит на интро-, интер- и метаиндивидных уровнях существования личностей участников. тренинга; среднее количество использованных психотехнологий в письменных работах, среднее количество психотехнологий, использованных в устном выступлении, среднее количество психотехнологических ошибок в письменной работе.
Обобщенная структура развития аутопсихологических способностей в рамках профессиональной индивидуальности удовлетворяет следующим требованиям: комплексность; системность; дифференциация; адекватность модели реальной действительности: требование неформального подхода к построению модели, основой модели является не образ «идеального» профессионала, а конкретный человек в профессии; возможность изменения ее составляющих компонентов и включает следующие составляющие: индивидная (природные свойства индивида, делающие его предрасположенным к той или иной профессии, а так же те индивидуально -типические, половозрастные и другие особенности, которые существенно влияют на развитие аутопсихологических способностей); социально-психологическая (профессиональные роли, профессиональный статус, профессиональные качества индивидуальности, профессиональные способности, профессиональный опыт, профессиональные компетенции, влияющие на развитие аутопсихологических способностей); нравственно-психологическая (профессиональная картина мира, профессиональная культура, профессиональный менталитет, профессиональная Я-компетенция). Важным детерминантом развития аутопсихологических способностей в рамках профессиональной индивидуальности, позволяющим определять траектории их личностно-профессионального развития является «профессиональная Я - компетенция», суть которой
состоит в осознании каждым человеком своей индивидуальности, неповторимости, своего «Я в профессии», в том, каким индивид видит себя в прошлом, настоящем и будущем. Интегрирующей составляющей профессиональной индивидуальности, существенно влияющей на развитие аутопсихологических способностей, выступает индивидуальный стиль профессиональной деятельности.
Акмеологические технологии развития аутопсихологических способностей включают комплекс психологических, психокоррекционных, педагогических, социально-психологических, психофизиологических технологий Психологические технологии развития аутопсихологических способностей включают технологии: регулирующие психоэнергетический баланс, осознавания, медитативные психотехнологии, стрессоустойчивости, развития рефлексивности. Психокоррекционные технологии развития аутопсихологических способностей реализуют аутокоммуникативные механизмы и вносят необходимые изменения во внутреннюю стратегию организации психической активности. Социально-психологические технологии базируются на использовании социально-психологических механизмов развития аутопсихологических способностей и реализуются в организации различных форм групповой работы. Когнитивные технологии направлены на развитие интеллектуальных стратегий, а также стратегий реализации памяти и внимания и направлены на повышение аутопсихологических способностей в области принятия управленческих решений, развитии профессионального мышления и памяти, в конфликтологической компетентности, при работе в экстремальных условиях и т.д. Психофизиологические технологии развития аутопсихологических способностей направлены на оптимизацию деятельности полушарий мозга, формирование равнополушарности, как наиболее оптимального типа межполушарного взаимодействия и включают кинезиологические программы активизации межполушарного взаимодействия, развития комиссуры как межполушарного интегратора. Педагогические технологии нацелены на обеспечение эффективности педагогического процесса формирования аутопсихологических знаний, умений и навыков и реализуются через формы педагогического процесса, содержание обучения в рамках каждой из форм и параметров влияния на аутопсихологические способности. Дидактические технологии развития аутопсихологических способностей направлены на проектирование педагогических технологий и включают постановку дидактической задачи и разработку дидактического процесса, обеспечивающего их решение. Инновационные технологии развития аутопсихологических способностей включают: технологии активного обучения, дидактические игры, проблемное обучение, технологии модульного обучения. Креативные технологии направлены на развитие аутопсихологических способностей за счет актуализации творческого ресурса.
Таким образом, теоретическое исследование показало, что важным фактором в развитии субъектности кадров управления является активизация его аутопсихологической компетентности, задействование механизмов внутренней дифференциации и интеграции, опора на собственные аутопсихологические способности.
Литература:
1. Агапов В.С. Я-концепция в структуре управленческой деятельности руководителя. - М.: ГУУ, 1999. - 230 с.
2. Афанасьева Н.В., Степнова Л.А. Когнитивные способности в структуре аутопсихологической компетентности госслужащего // Акмеология - №2, 2005 - С. 32-41.
3. Гусева А.С., Лешин В.В. Развитие аутопсихологических способностей личности. Методы и технологии. - М.: РАГС, 2000. - 117 с.
4. Деркач А.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащего.- М., 1998. - 358с.
5. Деркач А.А., Секач М.Ф., Михайлов Г.С. Акмеологические основы саморегуляции психической устойчивости руководителя. - М.: МПА, 1999. - 366 с.
6. Деркач А.А., Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности государственного служащего. - М.: РАГС, 2003.
© Рововой В.В., 2010