Научная статья на тему 'Аутопсихологические технологии преодоления внутренних ограничений в развитии коммуникативной компетентности руководителя'

Аутопсихологические технологии преодоления внутренних ограничений в развитии коммуникативной компетентности руководителя Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
167
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / AUTOPSYCHOLOGY COMPETENCE / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCY / ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ / INTERNAL DIALOGUE / КОПИНГ-ТЕХНОЛОГИИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ / COPING-TECHNOLOGY OF CONTROLLING BEHAVIOR / ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / DEFENDING MECHANISMS / ВНУТРЕННИЕ ОГРАНИЧИТЕЛИ САМОРАЗВИТИЯ / INTERNAL RESTRICTIONS OF SELF-DEVELOPMENT / AUTOPSYCHOLOGY TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Болсун Сергей Александрович

Проблема преодоления внутренних преград развития личности в коммуникативной сфере с использованием аутопсихологических технологий, которые помогают полностью или частично нейтрализовать негативное блокирующие действие данных ограничителей. Аутопсихологическая технология как осознанное использование личностью различных психических механизмов для преодоления внутренних ограничений развития. В зависимости от сферы саморазвития личность может использовать различные психические механизмы. Для развития коммуникативной компетентности могут быть использованы следующие технологии: внутренний диалог как реализация диалогической внутренней позиции, преобразующие копинг-стратегии защитного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL TECHNIQUES TO OVERCOME INTERNAL CONSTRAINTS IN THE DEVELOPMENT OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE HEAD

This article is considered the problem of overcoming internal barriers for personal development in communicative sphere with application the system of autopsychology techniques that help entirely or local to neutralize the negative blocking action of the given screw stops. It is shown that autopsychological technique means the conscious application different psychic mechanisms to overcome the internal restrictions of the development. According to the self-development sphere the personality can use different psychic mechanisms. On order to develop communicative com petence the following technology can be used: internal dialogue, as the realization of the dialogue internal position; transforming copying strategy of protective behavior.

Текст научной работы на тему «Аутопсихологические технологии преодоления внутренних ограничений в развитии коммуникативной компетентности руководителя»

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

Acmeological technologies in education in clinical psychological practice

УДК 159.9

АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ОГРАНИЧЕНИЙ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

Болсун Сергей Александрович,

гипнолог, медицинский психолог, заместитель директора, декан факультета гипнологии Научно-исследовательского института клинического гипноза (НИИ КГ), учёный секретарь Национального общества гипноза РФ в составе Европейского общества гипноза (ESH) и Международного общества гипноза (ISH); e-mail: [email protected].

АННОТАЦИЯ

Проблема преодоления внутренних преград развития личности в коммуникативной сфере с использованием аутопсихологических технологий, которые помогают полностью или частично нейтрализовать негативное блокирующие действие данных ограничителей. Аутопсихологическая технология как осознанное использование личностью различных психических механизмов для преодоления внутренних ограничений развития. В зависимости от сферы саморазвития личность может использовать различные психические механизмы. Для развития коммуникативной компетентности могут быть использованы следующие технологии: внутренний диалог как реализация диалогической внутренней позиции, преобразующие копинг-стратегии защитного поведения.

Ключевые слова: аутопсихологическая технология, аутопсихологическая компетентность, коммуникативная компетентность, внутренний диалог, копинг-технологии совла-дающего поведения, защитные механизмы, внутренние ограничители саморазвития.

Развитие коммуникативной компетентности руководителей и оптимизация коммуникационного процесса — одна из широко изучаемых проблем. В научной литературе коммуникативная компетентность рассматривается как возможность установления и поддержания необходимых эффективных контактов между личностью и другими индивидами [9].

Коммуникативная компетентность — необходимая базовая компетенция руководителя, которая развивается и совершенствуется на основе повышения уровня аутопсихологи-ческой компетентности руководителей как предпосылки к саморазвитию, самосовершенствованию в сфере общения.

Достижение личностью высокого уровня целостности, самоинтегрированности и самосознания неразрывно взаимосвязано с преодолением конфликта между существованием внешних и внутренних ограничений и изначальным стремлением индивида к саморазвитию в сфере коммуникаций [14-21].

Для оптимального саморазвития внутреннее «Я» заблокировано такими ограничителями, как:

— неосознаваемые комплексы неполноценности, заставляющие индивида принимать компенсаторные формы поведения и уводящие его от настоящего пути саморазвития;

— возникшие привычки и пагубное влияние опыта прошлого, замыкающие нас в непродуктивном поведении;

— феномен выученной беспомощности; психологические защиты, отделяющие индивида от самого себя;

— невротические образования, которые закрывают доступ личности к самому себе.

Внешними ограничителями саморазвития являются:

— необходимость реализации профессиональных и социальных ролей, не соответствующих индивидуальным способностям и особенностям личности;

— авторитарный социальный контекст, окружающий личность;

— отсутствие необходимых социальных условий (доступ человека к общению с людьми, образованию, информации);

— разрушающее окружение и его пагубное давление на индивида.

Жизнедеятельность человека в окружении вышеперечисленных ограничений характеризует его с позиции гомеостатических, адаптивных тенденций. В работе В.А. Петровского и С.В. Максимовой выделен «феномен творческой невоплощённости как деструк-тивности», который ведёт к личностной дезадаптации.

Феномен выученной беспомощности (Л. Абрамсон, М. Селигман, Д. Хирото, Д.А. Ци-ринг) зарождается в ситуации дезадаптации человека, когда организм воспринимает отсутствие настоящей связи между окружающей средой и его действиями, это вызывает депрессию, фрустрацию и демотивацию [23]. В ситуации ожидания будущего неконтролируемого результата формируется выученная беспомощность, сопровождающаяся следующими симптомами: изменение нейрохимических процессов, снижение самооценки, снижение иммунитета, пониженный аппетит, когнитивные дефициты, враждебность, тревога, грусть, пассивность.

Возникновение же беспомощности можно определить рядом следующих факторов:

• специфическими личностными особенностями (экстрапунитивные реакции с фиксацией на самозащите, низкий уровень притязаний и самооценка, фрустрированность, склонность к чувству вины, робость, возбудимость, эмоциональная неустойчивость, замкнутость);

• пессимистическим атрибутивным стилем — человек думает, что негативные события не кончатся никогда и будут преследовать его всюду, виноват во всех неприятностях в данном случае он сам, всё хорошее недолговечно, происходит только в ограниченной области жизни;

• линией неудач или следующих друг за другом проблем или негативных событий с высокой интенсивностью, являющихся неподконтролируемыми и непредсказуемыми для человека.

Беспомощность бывает личностной и ситуативной. Личностная беспомощность зависит от сочетания стабильных индивидуальных стилевых особенностей (побуждения, атрибуции и оценивания). У человека, имеющего такую характеристику, как личностная беспомощность, это состояние может возникнуть практически в любой сложной жизненной ситуации. В основе ситуативной беспомощности лежит степень интенсивности негативных событий или неудач, а также меры адаптивности, толерантности индивида к таким ситуациям. Преодолеть беспомощность можно с помощью включения механизмов сознательной и бессознательной саморегуляции.

Методами профилактики и коррекции беспомощности являются: развитие настойчивости и позитивного отношения к окружающему миру и к себе; использование стратегий воспитания, поощряющих самостоятельность; развитие умения разрешать социальные проблемы и эвристического типа реагирования в сложных ситуациях; развитие мотивации стремления к успеху; увеличение осознания контроля над происходящими событиями; «атрибутивная терапия».

Психологическая защита как блокирующий механизм — одновременно и позитивный, и негативный метод. Позитивный аспект в том, что данное поведение (неосознанное и осознанное) стимулирует устранение психологического дискомфорта, за счёт этого увеличивает устойчивость индивида к разрушающим факторам её жизнеосуществления.

Негативный аспект состоит в следующем: за счёт того, что информация о себе и других значительно искажается, снижается реалистичность понимания другого и, главное, самопонимания.

Механизмы психологической защиты начинают работать в следующих ситуациях: если она выходит за рамки его актуального развития; представляет сложное испытание для личности; превосходит его внутренние ресурсы [4].

При этом защитная система личности в целом состоит из: системы преодоления (активная), если активность имеет направленность на уменьшение или устранение источника травмирующих переживаний; системы стабилизации личности (пассивная), которая выполняет функцию ограждения сознания от источника тревоги.

Пассивной приспособительной защитной системе характерна: трансформация (искажение содержания мыслей, поведения, чувств); самоотстранение человека от решения личных проблем; отсутствие наличия переработки содержания психотравмирующей ситуации.

Для активной системы преодоления характерно наличие активной переработки содержания психотравмирующей ситуации в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах.

В процессе самореализации и саморазвития личности происходит преодоление внутренних преград с использованием целого ряда аутопсихологических технологий, которые помогают полностью или частично нейтрализовать негативное блокирующие действие данных ограничителей, в том числе и в сфере коммуникации.

Аутопсихологическая технология — это осознанное использование личностью различных психических механизмов в целях преодоления внутренних ограничений развития [12]. В зависимости от сферы саморазвития личность может использовать различные психические механизмы.

С целью развития коммуникативной компетентности могут быть использованы следующие аутопсихологические технологии:

• внутренний диалог как реализация диалогической внутренней позиции;

• преобразующие копинг-стратегии защитного поведения.

Рассмотрим их подробнее.

Как аутопсихологическая технология, внутренний диалог — это процесс аутокомму-никации, который имеет как диалогический, так и директивный характер [14-21].

Основные функции внутреннего диалога: самопрограммирование, самоорганизация, самосовершенствование, гармонизация отношений человека с миром (адаптация) (Л.П. Гримак).

Психотерапевтический эффект внутренних диалогов состоит в разрешении внутренних противоречий путём конструктивной внутриличностной коммуникации (О.В. Кузьменкова, Е.Т. Соколова и Н.С. Бурлакова) [8, 13].

Внутренний диалог является источником новых смыслов (А.В. Россохин и В.Л. Из-магурова), выступает в качестве механизма личностной трансформации (Н.А. Евченко и С.В. Березина) за счёт отражения в себе, как в некоторой степени другом, принятия отчуждённой части личности (А.В. Визгина) [3, 5, 6, 22].

В целом методологическими предпосылками развития проблемы внутреннего диалога являются подходы, в которых содержится постулат о сложной структуре личности, включающей в себя ряд субличностей. Например: психосинтез Р. Ассаджиоли, транзактный анализ Э. Берна, мультисубъектная теория личности В.А. Петровского, теория диалогического Я (dialogical self) Г. Херманса (H. Hermans) и др. Рассмотрим некоторые из них.

Использование психологического механизма внутреннего диалога в качестве ауто-психологической технологии саморазвития в сфере коммуникации осложнено рядом обстоятельств.

Многие авторы отмечают проблематичность изучения внутреннего диалога, так как реализуется он в свёрнутой, внутренней форме и зачастую осуществляется неосознанно. Слабое использование интроспекции в современной психологии и отсутствие других методов изучения внутреннего диалога не позволяют вывести на технологический уровень его применение в целях саморазвития личности.

Наличие гендерной специфики внутриличностной коммуникации и, как следствие, необходимость учёта её в прикладных исследованиях, в частности для развития коммуникативной компетентности руководителя, — вопрос спорный. В работах В.В. Мацуты на-

личие гендерной специфики обосновано тем, что люди, которые относятся к маскулинному типу, по сравнению людьми феминного типа имеют менее выраженный невербальный компонент внутреннего диалога (жесты, мимика) [10]. К тому же различия по тендерному типу были продемонстрированы в таких параметрах, как: закрытость или открытость тем; предпочтение диалогов с образом реального другого или с образом себя; мотивация ведения внутреннего диалога или некоторые коммуникативные намерения; предрасположенность к различным переживаниям; уровни самораскрытия, коммуникабельности и избирательности в ходе внутриличностной коммуникации; выраженность стремления к саморазвитию; удовлетворённость собой как партнёром по общению.

В научной литературе проведена также классификация внутренних диалогов [14-21], которая также может быть использована при разработке аутопсихологической технологии аутокоммуникации. Внутренний диалог может протекать в двух формах: диалог-согласие и диалог-противостояние, если рассмотреть их как взаимодействие двух смысловых позиций, двух «партнёров». Однако обе эти формы могут иметь для субъекта как негативный, так и позитивный вектор, всё зависит от внутриличностной позиции субъекта, которая может быть ассоциирована с любым из «партнёров».

Кроме основных разновидностей, выделены также диалоги: прогнозирующие, навязчивые, или круговые, реминисцентные, комментирующие, рефлексивные и деструктивные.

Разрушительные последствия внутренних диалогов заключаются в том, что личность «проживает» в себе очень много негативных событий, но возможных, воображаемых, которые не имеют места в реальной действительности. В результате человек платит очень высокую цену за готовность встретить любой, в данном случае негативный, поворот событий.

Позитивные последствия имеют рефлексивные диалоги, которые отличаются более высоким уровнем осознанности и произвольности и носят развёрнутый, полный и преднамеренный характер. Для взрослых людей свойственны больше рефлексивные диалоги, качество и продуктивность которых зависят от силы, мощности, уровня, глубины самой рефлексии, то есть от уровня и качества развития личностно рефлексивного слоя сознания, точности рефлексивных ожиданий и рефлексивных представлений.

Ведущей при рефлексивном диалоге является смысловая метапозиция исследователя, который осознаёт и принимает во внимание разновариантные внутренние смысловые позиции, как свои собственные, так и партнёра по общению. Именно эта позиция играет основную роль в регуляторных, коммуникативных и когнитивных процессах, которые проявляются в коммуникативной компетентности.

Как самопознание, так и подготовка субъекта к реальной встрече со значимой проблемной ситуацией могут быть результатом рефлексивных внутренних диалогов. Рефлексивные диалоги позволяют очертить слабые и сильные стороны, как чужие, так и свои, и наметить стратегию поведения в личностно значимой ситуации, так как всегда имеют модель ориентации.

Таким образом, аутокоммуникация как аутопсихологическая технология развития коммуникативной компетентности будет весьма эффективной, если при её использовании будут учтены все перечисленные выше разработки в этой сфере.

Использование копинг-стратегий как аутопсихологической технологии развития коммуникативной компетентности обусловлено тем, что они позволяют нейтрализовать негативное влияние защитных механизмов личности, препятствующих её эффективному развитию, в том числе и в коммуникативной сфере.

Механизмы совладания (копинг-поведение) и психологические защиты представляют главные механизмы адаптационного процесса реагирования индивида на стрессовую ситуацию, возникающую в ситуация сложного общения. Уменьшение психического дискомфорта реализуется путём неосознанной деятельности психики посредством механизма психологических защит. Негативный аспект психологических защит состоит в том, что снижается способность личности в адекватном самопонимании. Адаптируясь к сложным условиям деятельности за счёт психологических защит, личность при этом жертвует реалистичным пониманием самого себя.

Копинг-стратегии как осознанно используемые человеком приёмы совладания с трудными ситуациями (в том числе и в сфере коммуникации), состояниями и порождающими их условиями позволяют осуществлять рациональное анализирование проблемной ситуации, создавать и осуществлять план разрешения проблемы, в том числе обращаться за помощью к другим, самостоятельно проводить анализ коммуникативной проблемы [1].

Различают три основных вида копинг-стратегий [1, 2]:

— копинг, ориентированный на саму ситуацию (проблему): активное влияние на ситуацию; бегство или уход из психотравмирующей ситуации; пассивность переживания;

— копинг, ориентированный на репрезентацию (стремление лучше узнать ситуацию): поиск информации; осознанное вытеснение информации;

— копинг, ориентированный на оценку: переоценка событий; переосмысливание событий; изменение целей.

В развитии коммуникативной компетентности возможно использование всех трёх видов копинг-стратегий в некотором сочетании, и потому механизмы совладания могут изменяться с течением времени. Мужчины чаще предпочитают использовать направленность на проблемы, тогда как женщины чаще предпочитают направленность на эмоции.

Механизмы совладания, основанные на направленности на проблему, могут позволять человеку получать больший контроль над коммуникативными проблемами, а направленность на эмоции зачастую приводит к снижению контроля. Следовательно, люди иногда полагают, что направленность на проблемы — эффективное средство совладания. Эмпирическое изучение совладающего поведения проводится с помощью методов исследования копинг-стратегий.

Таким образом, с точки зрения установления взаимосвязи между коммуникативной и аутопсихологической компетентностью коммуникативная компетентность — это совокупность внутренних ресурсов человека, необходимых для реализации оптимального взаимодействия личностей и преодоления внутренних ограничений, препятствующих эффективному процессу коммуникации.

Аутопсихологическая компетентность личности не только обеспечивает осведомлённость о собственных сильных и слабых сторонах в общении, особенностях характера, мышления, эмоциональных реакций, но и позволяет актуализировать имеющийся у человека внутренний психологический потенциал, что способствует становлению индивидуального стиля коммуникативной деятельности, формированию эффективных коммуникативных стратегий.

С помощью аутопсихологических технологий преодолеваются внутренние преграды в коммуникации за счёт использования определённого блока психологических механизмов, которые помогают полностью или частично ликвидировать блокирующее неэффективное действие этих ограничителей.

ЛИТЕРАТУРА

[1]. Бухвостов А.В. Психологические особенности копинг-поведения сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России: автореф. дис. ...канд. психол. наук: 05.26.02. — СПб., 2004.

[2]. Буякас Т.М., Зевина О.Г. Внутренняя активность субъекта в процессе амплификации индивидуального сознания // Вопросы психологии. 1999. № 5. С. 50-61.

[3]. Визгина А.В. Эмпирическое изучение спонтанных внутренних диалогов // Вопросы психологии. 2007. № 1. С. 101-110.

[4]. Дёмина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. — Изд-во: Алтайского государственного университета, 2000. — 81 с.

[5]. Евченко Н.А., Березин С.В. Внутренний диалог «я — другое я» как механизм развития личности // Известия Самарского НЦ РАН, 2011. № 2 (4). Т. 13. С. 858-862.

[6]. Измагурова В.Л. Внутренний диалог как механизм развития сознания: дис. ... канд. психол. наук. — М., 2006.

[7]. Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога. — Минск: Университетское, 1988.

[8]. Кузьменкова О.В. Модель диалоговой стратегии развития внутриличностных противоречий // Известия Самарского НЦ РАН. 2009. № 4. С. 684-690.

[9]. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. — СПб: Питер, 2001. — 544 с.: ил.

[10]. Мацута В.В. Гендерные особенности внутренней коммуникации личности // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 328. С. 161-164.

[11]. Максимова С.В. Творческая нереализованность как источник школьной дезадаптации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 2001. — 30 с.

[12]. МихайловГ.С., СекачМ.Ф., СтепноваЛ.А. Развитие аутопсихологического ресурса бизнесмена [Текст] / Г.С. Михайлов, М.Ф. Секач, Л.А. Степнова // Журнал прикладной психологии. — 2003. — № 3. — Библиогр.: с.20 (8 назв.).

[13]. Соколова Е.Т., Бурлакова Н.С. К обоснованию метода диалогического анализа случая // Вопросы психологии. 1997. № 2. С. 61-76.

[14]. Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности специалиста. Учебно-методическое пособие / Л.А. Степнова; Российская акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации; под общ. ред. А.А. Деркача. — Москва, 2007.

[15]. Степнова Л.А. Изучение экономического сознания методом семантического дифференциала // Социологические исследования. 1992. № 8. С. 65.

[16]. Степнова Л.А. Акмеологические технологии как средство формирования кадрового резерва на предприятиях газодобывающей отрасли. Учебно-методическое пособие / Л.А. Степнова, Т.В. Ковалёва; под общ. ред. А.А. Деркача; Российская акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации. — Москва, 2009.

[17]. Степнова Л.А. Организация акмеологической службы в системе информационной безопасности предприятия / Краснов И.З., Степнова Л.А. // Акмеология. 2007. № 2. С. 68-77.

[18]. Степнова Л.А. Психолого-акмеологическая диагностика профессиональной компетентности кадров управления. Учебное пособие / Л.А. Степнова, Ю.В. Бруй; под общ. ред. А.А. Дерка-ча; Российская акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации. — Москва, 2010.

[19]. Степнова Л.А. Аутопсихологическая компетентность психолога в сфере образования // Акмеология. 2003. № 3. С. 53-56.

[20]. Степнова Л.А., Качановская Е.В. Профессиональная деятельность адвоката как предмет психолого-акмеологического исследования // Акмеология. 2014. № 1 (49). С. 100-104.

[21]. Степнова Л.А. Психолого-акмеологическое обеспечение профессионального развития государственных служащих // Социология власти. 2007. № 4. С. 5-14.

[22]. Россохин А.В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. — М.: «Когито-Центр», 2010. — С. 152.

[23]. ЦирингД.А. Феномен выученной беспомощности в онтогенезе личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Пермь, 2001. — 25 с.

PSYCHOLOGICAL TECHNIQUES TO OVERCOME INTERNAL CONSTRAINTS IN THE DEVELOPMENT OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE HEAD

Sergey A. Bolsun, Hypnologist, Medical Psychologist, Deputy Director of Scientific Research Institute of Clinique Hypnosis, the Dean of Hypnology Faculty, the Scientific Secretary of National Hypnosis Community within European Society Hypnosis (ESH) and International Society Hypnosis (ISH), [email protected]

ABSTRACT

This article is considered the problem of overcoming internal barriers for personal development in communicative sphere with application the system of autopsychology techniques that help entirely or local to neutralize the negative blocking action of the given screw stops. It is shown that autopsychological technique - means the conscious application different psychic mechanisms to overcome the internal restrictions of the development. According to the self-development sphere the personality can use different psychic mechanisms. On order to develop communicative com-

petence the following technology can be used: internal dialogue, as the realization of the dialogue internal position; transforming copying strategy of protective behavior.

Key words: autopsychology technique, autopsychology competence, communicative competency, internal dialogue, coping-technology of controlling behavior, defending mechanisms, internal restrictions of self-development.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1]. BuhvostovA.V. Psihologicheskie osobennosti koping-povedenija sotrudnikov gosu-darstvennoj protivopozharnoj sluzhby MChS Rossii: avtoref. dis. kand. psihol. nauk: 05.26.02. SP b., 2004.

[2]. Bujakas T.M., Zevina O.G. Vnutrennjaja aktivnost' sub#ekta v processe amplifikacii individual'nogo soznanija // Voprosy psihologii. — 1999. — № 5. — S.50-61.

[3]. VizginaA.V. Jempiricheskoe izuchenie spontannyh vnutrennih dialogov // Voprosy psihologii. 2007. № 1. S. 101-110.

[4]. Demina L.D., Ral'nikova I.A. Psihicheskoe zdorov'e i zashhitnye mehanizmy lichno-sti. — Izd-vo: Altajskogo gosudarstvennogo universiteta, 2000. — 81 s.

[5]. Evchenko N.A., Berezin S.V. Vnutrennij dialog «ja-drugoe ja» kak mehanizm razvitija lichnosti / /Izvestija Samarskogo NC RAN, 2011. № 2 (4). T. 13. S. 858-862.

[6]. Izmagurova V.L. Vnutrennij dialog kak mehanizm razvitija soznanija: diss. ... kand. psihol. nauk. M., 2006.

[7]. Kuchinskij G.M. Psihologija vnutrennego dialoga. — Minsk: Universitetskoe, 1988.

[8]. Kuz'menkova O.V. Model' dialogovoj strategii razvitija vnutrilichnostnyh proti-vorechij // Izvestija Samarskogo NC RAN, 2009. № 4. S. 684-690.

[9]. Kunicyna V.N., Kazarinova N.V., Pogolsha V.M. Mezhlichnostnoe obshhenie. — SPb: Piter, 2001. — 544 s.: il.

[10]. Macuta V.V. Gendernye osobennosti vnutrennej kommunikacii lichno-sti // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2009. № 328. S. 161-164.

[11]. Maksimova S.V. Tvorcheskaja nerealizovannost' kak istochnik shkol'noj dezadapta-cii: Avtoref. dis. kand. psihol. nauk. — M., 2001. — 30 s.

[12]. Mihajlov G.S., Sekach M.F., StepnovaL.A. Razvitie autopsihologicheskogo resursa biznesmena [Tekst] / G. S. Mihajlov, M. F. Sekach, L. A. Stepnova // Zhurnal prikladnoj psihologii. — 2003. — № 3..

[13]. Sokolova E.T., Burlakova N.S. K obosnovaniju metoda dialogicheskogo analiza slu-chaja // Voprosy psihologii, 1997. № 2. S. 61-76.

[14]. Stepnova L.A. Razvitie autopsihologicheskoj kompetentnosti specialista. Uchebno-metodi-cheskoe posobie / L. A. Stepnova; Rossijskaja akad. gos. sluzhby pri Prezidente Rossijskoj Federacii; pod obshh. red. A. A. Derkacha. Moskva, 2007.

[15]. Stepnova L.A. Izuchenie jekonomicheskogo soznanija metodom semanticheskogo differencial // Sociologicheskie issledovanija. 1992. № 8. S. 65.

[16]. Stepnova L.A. Akmeologicheskie tehnologii kak sredstvo formirovanija kadrovogo rezerva na predprijatijah gazodobyvajushhej otrasli. Uchebno-metodicheskoe posobie / L.A. Stepnova, T.V. Koval-jova; pod obshh. red. A. A. Derkacha; Rossijskaja akad. gos. sluzhby pri Prezidente Rossijskoj Federacii. Moskva, 2009.

[17]. Stepnova L.A. Organizacija akmeologicheskoj sluzhby v sisteme in formacionnoj bezopas-nosti predprijatija / Krasnov I.Z., Stepnova L.A. // Akmeologija. 2007. № 2. S. 68-77.

[18]. Stepnova L.A. Psihologo-akmeologicheskaja diagnostika professional'noj kompetentnosti kadrov upravlenija. Uchebnoe posobie / L. A. Stepnova, Ju. V. Bruj; pod obshh. red. A. A. Derkacha; Rossijskaja akad. gos. sluzhby pri Prezidente Rossijskoj Federacii. — Moskva, 2010.

[19]. Stepnova L.A. Autopsihologicheskaja kompetentnost' psihologa v sfere obrazovanija // Akme-ologija. 2003. № 3. S. 53-56.

[20]. Stepnova L.A., Kachanovskaja E.V. Professional'naja dejatel'nost' advokata kak predmet psihologo-akmeologicheskogo issledovanija // Akmeologija. 2014. № 1 (49). S. 100-104.

[21]. Stepnova L.A. Psihologo-akmeologicheskoe obespechenie professional'nogo razvitija gosu-darstvennyh sluzhashhih // Sociologija vlasti. 2007. № 4. S. 5-14.

[22]. Rossohin A.V. Refleksija i vnutrennij dialog v izmenjonnyh sostojanijah soznanija: Intersoz-nanie v psihoanalize. — M.: «Kogito-Centr», 2010. — S.152.

[23]. Ciring D.A. Fenomen vyuchennoj bespomoshhnosti v ontogeneze lichnosti: avtoref. dis. ... kand. psihol.nauk. — Perm', 2001. — 25 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.