Научная статья на тему 'Акмеологические технологии развития аутопсихологической компетентности государственного служащего'

Акмеологические технологии развития аутопсихологической компетентности государственного служащего Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
140
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / AUTOPSYCHOLOGICAL TECHNOLOGIES / PROFESSIONAL CREATIVITY / PROFESSIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Степнова Л. А.

Рассматривается влияние аутопсихологических технологий на развитие профессиональной креативности и профессиональной идентичности. Показаны основные проблемы в развитии данных феноменов, а также механизмы оптимизации этого процесса средствами аутопсихологических технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL TECHNOLOGIES OF DEVELOPMENT AUTOPSYCHOLOGICAL COMPETENCE THE CIVIL SERVANT

Influence autopsychological technologies on development professional creativity and professional identity is considered. The basic problems in development of the given phenomena, and also mechanisms of optimisation of this process by means autopsychological technologies are shown.

Текст научной работы на тему «Акмеологические технологии развития аутопсихологической компетентности государственного служащего»

риант может быть интерпретирован двояко. С одной стороны, развитие себя выступает для руководителя средством повышения субъектности. С другой — только имея определенную степень независимости, управленец получает шанс для самосовершенствования.

Структура профессиональных ценностей в группе со слабо выраженной акмеологиче-ской ориентацией также несколько напоминает результаты диагностики акмеологически ориентированных руководителей. Так, в рамках одного фактора (11,1 %) оказались объединенными ценности «работа» (0,886) и «стабильность» (0,867), отражающие восприятие деятельности как средства обеспечения прогнозируемости существования. С другой стороны, ярко выделился ценностный вектор организационного продвижения, основным смыслом которого становится увеличение возможности влиять на других (образован ценностями «карьера» (0,861) и «власть» (0,821)).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дифференциация в значимости акмео-логических ценностей у руководителей сопряжена с различиями в структуре их ценностных ориентаций (количестве факторов, их содержании и «весе»). При этом наибольшие отличия между рассмотренными группами руководителей касаются восприятия творчества, места ценностей неформальных межличностных отношений и своего Я. Вместе с тем общность профессиональной деятельности обусловливает определенную общность в ценностных ориентациях. В обеих группах акмеологические ценности прямо не ассоциируются со сферой профессиональной деятельности, а выполняемая работа — это, скорее, возможность обеспечения прочности положения, а не раскрытия и реализации своего потенциала.

Л.А. Степнова, Москва

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

Ключевые слова: аутопсихологические технологии, профессиональная креативность, профессиональная идентичность

Keywords: autopsychological technologies, professional creativity, professional identity

Аутопсихологическая компетентность (АК) выделяется в качестве одного из основных индикаторов успешного функционирования человека в профессиональной деятельности (А.А. Деркач, Н.С. Глуханюк, А.К. Маркова), в деятельности управленца (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, РЛ. Кричевский, С.Н. Ситник и др.), в деятельности в экстремальных условиях (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.М. Столяренко, В.А. Пономаренко, П.А. Корчемный, А.В. Щербина и др.). Для понимания места и роли аутопсихологических технологий в личностно-профессиональном развитии государственного служащего важно исходить из положения о том, что субъект профессиональной деятельности овладевает своими индивидуальными и личностными особенностями как средством эффективной реализации профессиональной деятельности. Развитие АК осуществляется при этом на различных уровнях: субъекта профессионализации, личности профессионала, когнитивных процессов, эмоциональноволевом и поведенческом уровнях.

Исходя из данной посылки, рассмотрим влияние аутопсихологических технологий на развитие таких важных направлений личности профессионала как профессиональная креативность, профессиональная идентичность.

Профессиональная креативность, творчество понимается как способность дивергентно мыслить в разных направлениях за счет интеллектуальных, личностных, мотивационных, эмоциональных способностей, детерминирующих в целом продуктивность и эффективность профессиональной деятельности. Исходя из этого, развитие компетентности в отношении самого себя является инструментом развития профессионала в области творчества. Со-

держательная структура профессиональной креативности включает: рефлексию творческих процессов, развитие творческой готовности, творческий потенциал, личностно-креативное развитие, продуктивность творческой деятельности, познавательную деятельность, когнитивные способности и антиципацию в профессиональной деятельности, акмеологические способности. Типичные проблемы в развитии основных компонентов профессиональной креативности в условиях профессиональной деятельности у государственных служащих связаны с несформированностью ценностных ориентаций личностно-профессионального роста, сниженной мотивацией к профессиональному самосовершенствованию, завышенной самооценкой, недостаточным уровнем профессиональных знаний, неэффективным межличностным взаимодействием, высокой личностной тревожностью, снижением уверенности в себе, признаками эмоционального выгорания (Л.А. Степнова, И.О. Сорокина). Установлено, что общий показатель профессиональной креативности государственных служащих находится в диапазоне оценок среднего уровня и оценивается как средний и низкий, при этом выявлена тенденция в снижению уровня креативных способностей при увеличении должностного статуса.

Акмеологическая модель продуктивного аутопсихологического развития профессиональной креативности отражает процесс становления и развития государственного служащего как профессионала через уровни его осведомленности о своих реальных и потенциальных способностях, содержании Я-концепции, умениях, навыках саморегуляции, мотивации к саморазвитию, способности к профессиональному самоопределению и самореализации в области профессиональной креативности. Модель можно представить как процесс овладения способами и средствами саморазвития на базе реалистичного самосознания и высокого уровня саморегуляции в профессиональном творчестве, интегрированными показателями которой выступают в субъективном плане гибкость, адаптируемость, приспособляемость, способность реализовать собственный потенциал, интернальность; в объективном плане — профессиональная успешность и эффективность за счет внутренней активности и ответственности за собственное развитие; оптимальность поведения как интеграция самостоятельности и умения учитывать прошлый опыт, а также мнение других.

В качестве базового акмеологического механизма развития профессиональной креативности в структуре аутопсихологической компетентности выступает рефлексивный механизм, поскольку именно данный механизм оказывает наибольшее влияние на развитие профессиональной креативности: рефлексируя, человек способен уловить то ценное и важное, что появилось в процессе деятельности, и направить свои усилия на создание качественно нового, придающего этой деятельности творческий характер. Механизм саморегуляции способствует повышению активности личности в ситуациях неопределенности, которые характерны для творческой деятельности, обеспечивает стабильность этой деятельности и способствует развитию креативности личности за счет стимулирования креативной активности.

Аутопсихологическая технология развития профессиональной креативности определяет конкретный способ организации деятельности для получения определенного результата и удовлетворяет требованиям направленности на решение определенной акмеологической задачи, логичности и последовательности этапов решения задачи, развивающего характера деятельности. Процессуально аутопсихологические технологии используются в следующих формах: исследовательская (постановка проблем актуального и потенциального развития профессиональной креативности, выдвижение и проверка гипотез, генерация идей и т. д.); проектная деятельность (целеполагание и проектирование собственного развития креативности); коммуникативно-диалоговая, дискуссионная (выявление и сопоставление точек зрения в оценке самого себя, анализ позиций, подбор и предъявление аргументации в обосновании собственного развития в профессиональном творчестве); игровая, моделирующая формирование новых качеств в предметно-содержательном (имитационно игровом и социально-психологическом (ролевом) плане).

Проектной деятельностью в рамках аутопсихологического развития является проектирование индивидуальных траекторий развития профессиональной креативности с указанием базовых и специальных элементов аутопсихологической компетентности, необходимых для

эффективной реализации профессиональной деятельности. Суть проблемного обучения в развитии профессиональной креативности заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе обучения при максимальной самостоятельности обучаемого.

В системе психолого-акмеологического сопровождения развития профессиональной креативности выделены основные виды консалтинговой деятельности в развитии профессиональной креативности: экспертное консультирование, процессное консультирование, обучающее консультирование. В содержание обучения государственных служащих методам и средствам профессиональной креативности входят специальные знания о методах решения креативных задач. К логическим методам решения креативных задач относятся методы, в которых преобладают логические правила анализа, сравнения, обобщения, классификации, индукции, дедукции и т. д. К эвристическим методам относятся методы: мозгового штурма, эвристических вопросов, многомерных матриц, свободных ассоциаций, инверсии, эмпатии (метод личной аналогии), синектики, организованных стратегий.

Аутопсихологические технологии используются также при развитии профессиональной креативности государственного служащего. Профессиональная идентичность в структуре аутопсихологической компетентности определяется как целостное, динамическое, психологическое образование, проявляющееся в формировании определенной системы ценностей, форм поведения, особенностей самосознания личности в ходе профессиональной деятельности, определяющее степень отождествления человека с профессией, заключающееся в переживании своей профессиональной целостности и определенности, обусловленное процессом повышения аутопсихологической компетентности (Л.А. Степнова, Н.А. Кушнир).

Аутопсихологические технологии развития профессиональной идентичности выражаются в способности к самостоятельному выявлению соответствия личности ее объективной принадлежности к той или иной профессиональной системе при сохранении представлений о целостности и уникальности собственного Я; как результат активного рефлексивного процесса, отражающий подлинные представления субъекта о себе, собственном, а не навязанном пути профессионального развития и сопровождающийся ощущением личностнопрофессиональной определенности, тождественности и целостности, дающей возможность субъекту воспринимать свою профессию как опыт продолжительности и непрерывности сознания, единства жизненных целей и повседневных поступков, действий и их значений, которые позволяют действовать последовательно.

Акмеологическая модель аутопсихологического развития профессиональной идентичности состоит из диагностического, целевого, содержательного и оценочного блоков и включает следующие функциональные компоненты: когнитивный, мотивационный, эмоционально-волевой, операционный, рефлексивный. Модель учитывает внешние и внутренние условия и позволяет наметить пути оптимизации развития профессиональной идентичности государственных служащих.

В модели качество знаний о себе, мотивация самосовершенствования и эффективные навыки саморазвития являются результирующими индикаторами сформированности профессиональной идентичности в структуре аутопсихологической компетентности. Методы диагностики, обучения, коррекции, развития — составляющие процесса достижения эталонного состояния профессиональной идентичности в структуре аутопсихологической компетентности. Программно-целевая направленность данной модели понимается как ориентированность всей системы на воссоздание целостного феномена профессиональной идентичности в структуре аутопсихологической компетентности для специалиста конкретного вида профессиональной деятельности — государственной службы.

Акмеологический подход к изучению профессиональной идентичности в структуре аутопсихологической компетентности позволил выделить следующие подсистемы ее развития: индивидуально-личностную (мера профессиональной ответственности; соотношение процессуальной и целевой активности; уровень личностного и «технологического» развития; характер выраженности и самопринятия экзистенциального и функционального Я), процессуально-технологическую (мотивационная готовность к реализации себя на избран-

ном профессиональном поприще, вхождение в профессиональное сообщество, постоянное самоисследование и развитие своей личности, образа Я;), профессионально-предметную (успешное усвоение (присвоение) прав и обязанностей, норм и правил профессиональной деятельности, воспитание в соответствии со сложившимися традициями в семье и ближайшем окружении; получение информации о профессиональной принадлежности «значимых других» и переработка этой информации; получение информации об особенностях различных профессий и ее оценивание; формирование образа профессии, который, возможно, во многом зависит от эмоциональной окраски полученной информации) и самоактуализаци-онную (эмоционально-положительный фон, на котором происходило получение первичной и последующей информации о собственной профессии; положительное восприятие себя в качестве субъекта профессиональной деятельности; эмоционально-позитивное принятие своей принадлежности к профессиональному сообществу).

Таким образом, влияние аутопсихологических технологий может проявляться в различных направлениях развития личности профессионала. Их воздействие будет эффективным, если задействованы аутопсихологические критерии, показатели и механизмы развития.

Н.В. Соловьева, Москва акмеологические аналогии гениев русской науки

Ключевые слова: наука, ученый, национальный гений.

Keywords: science, the scientific, national genius.

летие русского гения Д.И. Менделеева празднуется всенародно в этом

международных научных организаций.

Д.И. Менделеева называют ученым-энциклопедистом, так как он занимался в естествознании почти всеми областями, но истоком его уникальности явилось созданное методологическое знание — системный метод в познании природных и социальных явлений, соотношение теоретического и эмпирического знания, количественно-качественных переходов в исследовании явлений, поиска истины в познании, учение о периодичности и др.

В Розановской энциклопедии Д.И. Менделеев представлен русским интеллигентом, который никогда не расходился с народом («К познанию России»).

Сравнивая судьбу Д.И. Менделеева с судьбой М.В. Ломоносова, Розанов задается вопросом: «Почему Академия наук не была вверена Ломоносову — что так естественно для нашего глаза, нашей оценки, — а всевластно распоряжался в ней Шумахер, без всякого имени и заслуг для науки и для России. И это в пору Елизаветы, столь благоприятную для Ломоносова, и когда покровителем его был И.И. Шувалов, всесильный этап Царствования? Почему? Что такое? Почему тоже, приблизительно то же повторилось с Менделеевым, который был заперт куда-то в главного начальника палаты “мер и весов” “хранить меры и хранить веса”, — человеку, горевшему изобретениями и новыми исканиями (ОПП)».

В 1880 году кандидатура Менделеева в академики была отвергнута, в связи с чем Розанов замечает, что Академия наук «напичкала себе в “члены” старых генералов и пронырливых немцев, обойдя Д.И. Менделеева».

Продолжим сравнение национальных гениев.

1. Неожиданность и несвязанность идей ученого между собой. «Самый жизненный подвиг поражает кратковременностью и фатальной изменчивостью — почти безграмотный 20-летний крестьянин в течение 10-ти лет обогащается познаниями настолько глубокими, что становится в ряду самых образованных современников; 31 год — адъюнкт по физике при Академии наук, 33 года — профессор химии при той же Академии, высказавший в период каких-то десяти лет идеи, которые служат базой современной химии и плодотворность

году. Указ № 1431 Президента Российской Федерации утверждает масштаб мероприятия от субъектов Федерации до ЮНЕСКО и заинтересованных

зз

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.