Научная статья на тему 'Аутопсихологическая компетентность государственного служащего в отношении его профессиональной креативности'

Аутопсихологическая компетентность государственного служащего в отношении его профессиональной креативности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
125
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сорокина Ирина Остаповна

В статье рассматриваются проблемы профессиональной креативности с точки зрения аутопсихологической компетентности профессионала. Показано, что собственные стратегии создания новизны в профессиональной деятельности являются одним из важных компонентов компетентности в отношении собственной профессиональной креативности. Выделены аутокреативные познавательные способности к дивергентному мышлению, познавательномотивационный компонент, включающий осознание и управление собственными стратегиями выдвижения познавательной инициативы, постановки познавательной цели, самотворчество, как креативность в саморазвитии. Приведены примеры использования акмеологических технологий развития профессиональной креативности в структуре аутопсихологической компетентности государственного служащего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аутопсихологическая компетентность государственного служащего в отношении его профессиональной креативности»

АКМЕОЛОГЙЯИРОФЕССИОМАЛЬНОИ ПОДГОТОВКШЛИЧНОСТИ

И.О. Сорокина

АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО В ОТНОШЕНИИ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ

азвитие творческой личности было и остается важнейшей задачей психолого-

педагогической и акмеологической теории и практики, ибо профессиональная деятель-

ность людей в разных средах материального и духовного производства включает в себя два неразрывно связанных между собой процесса: воспроизводящий и творческий [4, 5, 6].

Система образования и науки должна адекватно реагировать на сложные обстоятельства смещением акцентов в сторону креативной направленности обучения, воспитания, развития и психологической подготовки специалиста. С этой точки зрения дополнительной задачей системы образования и науки должно стать создание условий для развития творческих и организационных способностей личности, формирование креативного типа личности профессионала. Формирование и развитие высших креативных потребностей личности, гармонизация структуры потребностей, корректировка этой структуры на ее верхних уровнях становятся одними из приоритетных задач психологии, педагогики и акмеологии.

Исходя из этого, на наш взгляд, возникает необходимость рассмотреть проблему профессиональной креативности с точки зрения аутопсихологической компетентности профессионала как компетентности в отношении собственной креативности. Встает ряд интересных вопросов. Каким образом происходит развитие креативности в профессиональной деятельности посредством механизмов самопознания, саморазвития и самореализации? Существует ли взаимосвязь между креативностью как результирующей характеристикой профессиональной деятельности и аутокреативностью как характеристикой процессов саморазвития? Каковы внутренние детерминанты развития профессиональной креативности, управляемые субъектом профессионального творчества посредством аутопсихологической компетентности?

В целом предполагается выделить сущностно-содержательные компоненты компетентности в отношении собственной профессиональной креативности. Их осознание и систематизация позволит разработать и применить на практике акмеологические технологии саморазвития профессиональной креативности государственных служащих.

К новым результатам научного творчества относят выдвижение научных гипотез, разработку программ исследований, экспериментов и т.п. Г.С. Альтшулер, А.Н. Лук, А.Т. Шумилин, Н.В. Кузьмина, А.И. Субетто, Я.А. Пономарев и другие выявили и выделили следующие наиболее общие признаки творчества [2]:

• творчество - деятельность, состоящая в создании существенно нового;

• творчество как процесс всегда оригинально, то есть обязательно применяются либо новые средства, либо новые способы, либо новые программы деятельности;

• творчество представляет собой создание новых полезных комбинаций из элементов различных систем;

• творчество тесно связано с познанием, отражением действительности, законов ее развития и функционирования; отражение - основа и база творчества; в процессе творческой деятельности человек расширяет и углубляет свои знания, творчество, следовательно, выступает и как форма познания действительности;

• творчество представляет собой процесс постановки и решения проблем, нестандартных задач; в основе решения любой проблемы лежит разрешение противоречий; необходимо

обратить особое внимание на эту сторону творчества, как наиболее существенную, позволяющую вскрыть рад специфических законов творческой деятельности;

• творчество - высший вид деятельности человека, способ его бытия, форма самодеятельности, саморазвития и самоутверждения;

• творчество представляет собой единство духовного и материального.

Данные научные выводы позволяют сделать предположение о том, что одной из важных составляющих в аутопсихологической компетентности в отношении собственной креативности является понимание собственных стратегий привлечения существенно нового: знаний, комбинаций, приемов, ракурсов рассмотрения проблемы и т.д. и управление ими. Собственные стратегии создания новизны являются одним из важных компонентов аутопсихологической компетентности в отношении собственной креативности.

Изучение креативности ведется в основном в двух направлениях. Одно связано с вопросом о том, зависит ли креативность от интеллекта, и ориентируется на измерение познавательных процессов в связи с креативностью. Другое направление занимается выяснением того, являются ли психологические особенности личности существенным аспектом креативности, и характеризуется вниманием к личностным и мотивационным чертам.

Осознание, оценка и развитие собственного дивергентного мышления, в том числе: беглости мысли, гибкости мысли, оригинальности, любознательности, способности к разработке гипотезы, иррелевантности, фантастичности в рамках аутопсихологического компетентности профессионала является одним из важных факторов достижения успеха в профессиональном творчестве.

Многочисленные исследования западных психологов о взаимосвязи уровня интеллекта и успешности в профессиональной деятельности показывают, что у выдающихся в творческом отношении людей отмечаются очень высокие результаты по тестам интеллекта, то есть интеллектуальная составляющая творчества довольно высока. Это позволяет сделать вывод о том, аутопсихологическая компетентность в отношении структуры и уровня собственных интеллектуальных способностей является значимым фактором успешности профессиональной креативности, Осознание собственного креативного статуса является важным компонентом в структуре аутопсихологической компетентности в отношении профессиональной креативности.

Д.Б. Богоявленская выделила единицу измерения творческих способностей, названную «интеллектуальной инициативой» [I]. Она рассматривает ее как синтез умственных способностей и мотивационной структуры личности, проявляющихся в продолжении мыслительной деятельности за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком. Д.Б. Богоявленская предложила метод креативного поля, позволяющий испытуемому без воздействия внешнего стимула переходить от осуществления заданной деятельности к теоретическому обобщению и анализу заданной ситуации. Полученные Д.Б. Богоявленской выводы могут быть привлечены в нашем исследовании для выделения еще одного компонента в структуре аутопсихологической компетентности в отношении профессиональной креативности - познавательно-мотивационного, включающего осознание и управления собственными стратегиями выдвижения познавательной инициативы, постановки познавательной цели. Умение структурировать познавательное пространство, ставить новые познавательные задачи -управление собственной познавательной мотивацией - важный компонент аутопсихологической компетентности в отношении собственной креативности.

Исследователи проблемы личности и творчества в целом подчеркивают приоритет личностных, а не интеллектуальных факторов творчества. Речь идет о выделении интегральной личностной характеристики, обусловливающей высокие творческие результаты. В качестве одной из таких интегральных личностных характеристик креативной личности может выступать аутопсихологическая ком петенгность.

Творческую личность отличают смелость, открытость новому опыту, оригинальность, ненасыщаемая познавательная потребность, независимость, гибкость, предпочтение более трудного для себя (Р. Мэй, Д.Г. Янг, Л. Хадсбн, Ф. Барэн, Д.У. Маккиннон, Р.Б. Кеттэлл, Х.Д. Бьючер, Д.П. Сарноф, Х.П. Коул, А.М. Матюшкин). В качестве фундаментальных свойств творческой личности выделяются: активная неадаптивность; спонтанная продуктивность, трансценденция личности, рефлексия новых возможностей (У.Д. Тордон, А.Ф. Осборн, М.И. Стейн, С.Г. Айзексен, Д.А. Моффет, У.Д. Шепард, Л.А. Пономарев, Ч.М. Гаджиев). Ос-

новываясь на эти хологической КО! включающий осо личностных каче< знавательной поц Отмечается і стом явлений «са ектом его творчес ние собственно (Е.Л.Яковлева), 4 сертационном исс устремленности: і ради самопознаш других (самотраш гической компете [3, 7]. В нашем ис успешности само{ сти профессионал) Акмеологичес профессионально* организации деяте ниям направленно довательности зтаї Как методичеі педагогических ус способов, приемої фессиональной кр< Процессуальж довательская (пост креативности, выд) ние и проектиров дискуссионная (вы ций, подбор и пред нальном творчеств но-содержательног* Проектной дея вание индивидуаль зовых и специальн фективной реализа ти и профессиональ туаций и их решеш В системе пси компетентности В I выделены основньи тивности: эксиертн тирование. В содер: сиональной креаіив логическим методаї логические правила т. д. К эвристически многомерных матрі синектики, организо Таким образом, профессиональной к мотивационного, ко понентов путем акт государственного сл

т

м

IX

Г-

с-

е

и

л

i

1

Акмеология, № 1, 2007

новываясь на этих данных, мы выделяем еще один важный структурный компонент аутопси-хологической компетентности в отношении профессиональной креативности - ЛИЧНОСТНЫЙ, включающий осознание и управление развитием необходимых для решения творческих задач личностных качеств: смелости, открытости новому опыту, оригинальности, ненасыщаемой познавательной потребности, независимости, гибкости, предпочтения более трудного для себя.

Отмечается также, что созидание нового творческого продукта связано с большим пластом явлений «самотворчества» (С.Л. Рубинштейн); когда личность человека становится объектом его творческих усилий (Э. Фромм). Это «жизнетворчество» (А. Сухорукое), предъявление собственной индивидуальности в виде уникальных эмоциональных реакций (Б.Л.Яковлева), феномен творческой реализованности (С.В.Максимова). В частности, в диссертационном исследовании С.В.Максимовой (2001) выделены 4 стадии развития творческой устремленности: стремление к новизне, выявлению и разрешению противоречий, созидание ради самопознания, создание образа самого себя заключает в себе возможность отразиться в других (самотрансляция). Явление самотворчества как один из важных аспектов аутопсихологической компетентности уже описано в работах А.А. Деркача, А.С. Гусевой, Л.А. Степновой [3,7]. В нашем исследовании креативность в развитии самого себя рассматривается в аспекте успешности самореализации в профессиональном творчестве, то есть как фактор эффективности профессионального творчества.

Акмеологическая технология развития аутопсихологической компетентности в отношении профессиональной креативности государственного служащего определяет конкретный способ организации деятельности для получения определенного результата и удовлетворяет требованиям направленности на решение определенной акмсологической задачи, логичности и последовательности этапов решения задачи, развивающего характера деятельности.

Как методические средства акмеологические технологии - это совокупность психологопедагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, коррекции, развития, воспитательных средств в развитии профессиональной креативности.

Процессуально акмеологические технологии используются в следующих формах: исследовательская (постановка проблем актуального и потенциального развития профессиональной креативности, выдвижение и проверка гипотез, генерация идей и т.д.); проектная (целеполага-ние и проектирование собственного развития креативности); коммуникативно-диалоговая, дискуссионная (выявление и сопоставление точек зрения в оценке самого себя, анализ позиций, подбор и предъявление аргументации в обосновании собственного развития в профессиональном творчестве и т.д.); игровая, моделирующая формирование новых качеств в предметно-содержательном (имитационно игровом) и социально-психологическом (ролевом) плане.

Проектной деятельностью в рамках аутопсихологического развития является проектирование индивидуальных траекторий развития профессиональной креативности с указанием базовых и специальных элементов аутопсихологической компетентности, необходимых для эффективной реализации профессиональной деятельности. Суть проблемного обучения в развитии профессиональной креативности заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе обучения при максимальной самостоятельности обучаемого.

В системе психолого-акмеологического сопровождения развития аутопсихологической компетентности в отношении профессиональной креативности государственного служащего выделены основные виды консалтинговой деятельности в развитии профессиональной креативности: экспертное консультирование, процессное консультирование, обучающее консультирование. В содержание обучения государственных служащих методам и средствам профессиональной креативности входят специальные знания о методах решения креативных задач. К логическим методам решения креативных задач относятся методы, в которых преобладают логические правила анализа, сравнения, обобщения, классификации, индукции, дедукции и т. д. К эвристическим методам относятся методы мозгового штурма, эвристических вопросов, многомерных матриц, свободных ассоциаций, инверсии, эмпатии (метод личной аналогии), синектики, организованных стратегий.

Таким образом, процесс развития аутопсихологической компетентности в отношении профессиональной креативности государственного служащего протекает в рамках ценностно-чотивационного, когнитивного, операционально-деятельного, креативного, личностного компонентов путем актуализации субъектного потенциала и аутопсихологических способностей государственного служащего. Развитие профессиональной креативности характеризует высо-

кие результаты деятельности государственного служащего за счет инновационной мотиваи и специальных креативных аутопсихологических способностей.

Литература

1. Богоявленская Д.Б. Что выявляют тесты интеллекта и креативности?// Психология. Ж нал Высшей школы экономики. Том 1. 2004. №2. С.54-66.

2. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Пе гогика. 1999. №3. С.37-43.

3. Гусева А. С., Лешин В.В. Развитие аутопсихологических способностей личности. Метод| технологии. М., 2000.

4. Деркач А.А. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. 2001.

5. Деркач А.А., Селезнева Е.А. Акмеологическая культура личности: содержание, законом ности, механизмы развития. М.; Воронеж, 2006.

6. Деркач А.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-акмеологические основы изучи и развития рефлексивной культуры госслужащего. М., 1998.

7. Деркач А.А., Степнова Л.А. Развитие аутонсихологической компетентности государств ного служащего. М., 2003.

О Сорокина И.О., 2007

Е.Е. Задесенец, Л.Д. Чайнова, Е.А. Яблоко

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЭРГОДИЗАЙНА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Переход отечественной экономики к рыночным отношениям требует коренн изменения системы подготовки кадров специалистов с высшим образованием, в числе и в области дизайна. Одной из важнейших характеристик качества э специалистов должна быть их конкурентоспособность. Конкурентоспособность озна1 прежде всего способность специалистов грудо-устроиться без каких-либо затруднени! включиться в работу по специальности, выполняя при этом в полном объеме те требова! которые предъявляет к нему данная профессиональная деятельность. Чтобы обладать таю качествами, специ-алист должен иметь высокий уровень профессионализма.

Действенным способом повышения уровня профессионализма является создание со1 менной эффективной системы непрерывного образования. Эта система должна быть гибке более чувствительной к нуждам развивающегося общества, а также отдельного человека, кая система позволяет поднять конкурентоспособность специалиста за счет развития у к потребности в углублении своих профессиональных знаний и расширения спектра своих г фессиональных возможностей.

Важным звеном системы непрерывного образования является дополнительное образ< ние, нацеленное на периодическое обновление профессиональных знаний, совершенствова профессионального мастерства специалистов, их личностное развитие, повышение возмои сти карьерного роста. Непрерывность образования в сочетании с дополнительным образовг ем расценивается нами как фундаментальные принципы системы образования, обусловлен особенностями развития современного общества, где присутствует рыночная экономика, I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.