Принято высоко оценивать профессиональные возможности психотерапевтов, работающих в курортных условиях, их владение методами гипноза, аутогенной тренировки и др. Нет сомнений и в их способности эффективно использовать также методы групповой психотерапии, позволяющей решать не только чисто лечебные задачи, но и вопросы психогигиены и психопрофилактики на курортах.
Примечания:
1. Боряк В.П. Содержание и методика социально-медицинской работы / В.П. Боряк. - Пятигорск: РИА-КМВ, 2008. - 136 с.
2. Кривобокова Н.Г., Боряк В.П. Доктор природа: избранные лекции по общей курортологии. - Махачкала: Юпитер, 2001. — 336 с.
3. Пономаренко Г. Н. Курортология: энциклопедический словарь. - М.: Человек, 2008. - 258 с.
4. Соколова В.Ф. Теория и практика реабилитации граждан пожилого возраста: учебное пособие. - М.: Флинта, 2012. -200 с.
5. Ткаченко В.Я. Применение психотерапии в санаторно-курортной практике: краткие метод. указания. - Кишинев: Картя молдовеняскэ, 2010. - 23 с.
146
AUTOPSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF THE GENERAL MANAGER: ACMEOLOGICAL APPROACH PiliuginaEkaterinaIvanovna, PhDof Psychology, ProfessorAssistent, Chair of Psychology, Pyatigorsk State Linguistic University, Pyatigorsk
E-mail: [email protected]
This article deals with the conception oftheautopsychological competence as a decisive factor of the maturity of the manager's professional identity in the acmeological research of domestic psychology.
Keywords: competence, psychological efficiency, competence, professionalautopsychology, manager'sidentity.
УДК 159.922
© Пилюгина Е.И., 2014
ПИЛЮГИНА Екатерина Ивановна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии, Пятигорский государст в енный лингвистический университет, Пятигорск [email protected]
АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ: АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
В статье раскрывается понятие "аутопсихологическая компетентность"как критерий зрелости профессиональнойличностиуправленца в рамках акмеологи-ческихисследований отечественной психологии.
Ключевые слова: компетентность; психологическая компетентность; аутопсихологическая компетентность; профессионал; личностьуправленца.
Одним из главных идеологических приоритетов модернизации российского общества является повышение роли профессионализма специалистов во всех сферах, в том числе и в управленческой деятельности. Развитие и эффективное использование человеческого ресурса подразумевает создание социокультурных, психологических и организационных условий для самореализации каждой личностью своих потенциальных возможностей. Одним из главных психологических условий активизации личностного потенциала управленца является его психологическая компетентность, обеспечивающая оптимальные модели самоорганизации жизни и профессиональной деятельности [1].
Понятие "компетентность" применительно к характеристике уровня профессиональной подготовки управленца используется относительно недавно.
Исследование психологической компетентности специалиста обусловлено необходимостью решения неотложных задач, связанных с эффективным использованием человеческого ресурса в практике управления. Эти задачи являются составной и неотъемлемой частью главной практической цели науки, направленной на воспитание профессионалов и оказания им помощи в достижении вершин профессионального мастерства Решение этих прикладных задач невозможно без основательного научного осмысления всего комплекса перечисленных выше проблем и создания психологической теории психологической компетентности личности управлен-
ца, до сегодняшнего дня отсутствующей в психологической науке [5].
В рамках данного прикладного направления особое место уделяется такому понятию, как аутопсихологическая компетентность. Впервые понятие аутопсихологической компетентности личности было введено в психолого-педагогических исследованиях Н.В. Кузьминой и Г.И. Ме-тельского. Аутопсихологическая компетентность определялась как система знаний, умений и навыков, которые обеспечивают будущему специалисту не только общепсихологические знания, но и высокий уровень профессионального самосознания, умения управлять своими психическими состояниями [3,4].
В отечественной психологии Ю.Н. Емельянов, Л.П. Урванцев, Н.В. Яковлева рассматривают компетентность как уровень сформированное™ общественно-практического опыта; Л.И. Анцыферова под структурой компетентности видит совокупность профессиональных свойств, то есть способностей реализовать должностные требования на определенном уровне; A.A. Деркач, И.В. Елшина, А.П. Ситников осмысливают аутопсихологическую компетентность как "готовность и способность личности к целенаправленной психической работе по изменению личностных черт и поведенческих характеристик", а именно: к самодиагностике, самокоррекции, самомотивированию [2,5].
Исходя из этого определения, ценным является выделение аутопсихологических критериев зрелости профессиональной личности, то есть тех универсальных личностных новообразований, переводящих ее в статус личности профессионала. К таким личностным качествам, на наш взгляд, относятся: блок мировоззренческих установок (смысложизен-ные ориентации, ценностные ориентации и т.п.); блок личностных качеств (адекватная самооценка, сочетающаяся с высоким уровнем самопринятия и самоуважения, высокая мотивация достижений и т.д.); блок социально-психологических качеств (коммуникативная и социально-перцептивная компетентность, социальный интеллект и т.д.) [4].
Данный подход представляется весьма важным с точки зрения формирования психологических основ профессиональной личности управленца, в целом, и требует своего дальнейшего развития и приложения к конкретным видам профессиональной деятельности (в частности, к профессиональной деятельности управленца) [6].
В целом, аутопсихологическая компетентность складывается из умений, направленных на:
- самодиагностику (комплекс навыков самоанализа, самооценки, самоопределения, самосознания, самоконтроля);
- самокоррекцию (включает использование техник решения личных проблем - снятие стрессов, зажимов, комплексов, избавление от вредных привычек; техник, изменяющих внутреннее психическое состояние - саморегуляция, самовнушение, снятие боли и методы контроля функций организма, самоубеждение, самогипноз);
- саморазвитие (предполагает обладание техниками изменения личностных черт, самопрограммирования);
- самомотивирование (формирование и принятие образов достижения, постановка задач, ресурсное подкрепление собственных действий);
- эффективную работу с информацией (быстрое чтение, развитие памяти, освоение техник переработки и анализа информации);
- психолингвистическую компетентность (все виды работ с текстом, формулирование контекстно-адекватных фраз, понимание скрытого значения фраз, работа с модальными операторами) [2, 6].
Аутопсихологическая компетентность личности управленца может быть рассмотрена в двух психологических качествах:
1) как процесс внутриличностной психологической деятельности по саморазвитию -аутопсихологическая деятельность;
2) как результат данной деятельности, проявляющийся в аутопсихологических способностях, навыках, умениях [5].
Процесс формирования аутопсихологической компетентности как свойства личности, представляющего собой высокую степень развития саморегуляции в сферах самосознания, самочувствия и самодеятельности, оказывает стимулирующее влияние на развитие личности во всех областях ее жизнедеятельности.
Иными словами, аутопсихологическая компетентность - готовность и способность личности к целенаправленной психической работе по изменению свойств личности, ее поведения, деятельности и отношений в сторону прогрессивного личностно профессионального развития [2]. Поэтому, в рамках управленческой деятельности она приобретает особую значимость.
Таким образом, формирование аутопсихологической компетентности как свойства лич-
IN
4L
1 2t
Ki
■ Qu
i
е
147
ности управленца, представляющего собой высокую степень развития саморегуляции в сферах самосознания, самочувствия и самодеятельности, оказывает стимулирующее влияние на развитие личности во всех областях ее жизнедеятельности.
Литература:
1. Абульханова-Славская К.А. Акмеологическое понимание субъекта // Основы общей и прикладной акмеологии. - М.: РАГС, Военная академия им. Ф.Э. Дзержинского, 2005. - 387 с.
2. Деркач A.A., Орбан Л.Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. - М., 2005.
3. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа. 1990.- 119 с.
4. Метельский Г.И. Психологические особенности гностической деятельности учителя. - Л.: ЛГУ, 1999.
5. Ситников А.П., Деркач A.A., Елшина И.В. Аутопсихологичес-кая компетентность руководителей: прикладные технологии. - М.: Луч, 2004. - 225 с.
6. Суховеева Н.Д., Комаров A.B. Межкультурная коммуникативная компетентность специалиста как фактор повышения профессионального образования менеджеров туризма // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. -2010. - Спец. вып. № 3. - С. 89-96.
148