Научная статья на тему 'Психотерапевтическая реабилитация пожилых людей в учреждениях санаторно-курортного комплекса'

Психотерапевтическая реабилитация пожилых людей в учреждениях санаторно-курортного комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
474
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОТЕРАПИЯ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ / САНАТОРНО-КУРОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / PSYCHOTHERAPY / REHABILITATION / ELDERLY / HEALTH RESORT / MEDICAL SOCIAL WORK / QUALITY OF LIFE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Павлюк Светлана Викторовна, Рерух Елена Владимировна

В статье освещаются вопросы психотерапевтической реабилитации пожилых людей в учреждениях санаторно-курортного комплекса. Важным звеном лечебно-реабилитационных мероприятий в нашей стране является санаторно-курортный этап, так как больные, нуждающиеся в психотерапии, составляют значительный процент лиц, направляемых в санаторий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Павлюк Светлана Викторовна, Рерух Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychotherapeutic rehabilitation of older people in institutions sanatorium-resort complex

The article highlights the issues psychotherapeutic rehabilitation of older people in institutions sanatorium-resort complex. The important part of treatment and rehabilitation activities in our country is the sanatorium stage, as patients in need of psychotherapy, constitute a significant percentage of persons sent to a sanatorium.

Текст научной работы на тему «Психотерапевтическая реабилитация пожилых людей в учреждениях санаторно-курортного комплекса»

PSYCHOTHERAPEUTIC REHABILITATION OF OLDER PEOPLE IN INSTITUTIONS SANATORIUM-RESORT COMPLEX

PavlyukSvetlana Viktorovna, PhD of Historical sciences, Associate Professor

E-mail: pavluksve@ram bl er. ru

Reruh Elena Vladimirovna, Assistant Professor

E-mail: elena_reruh@list.ru

Chair of Social Work and Social Rights, branch of Russian State Social University, Pyatigorsk

The article highlights the issues psychotherapeutic rehabilitation of older people in institutions sanatorium-resort complex. The important part of treatment and rehabilitation activities in our country is thesanatorium stage, as patients in need ofpsychotherapy, constitute a significant percentage of persons sent to a sanatorium.

Keywords: psychotherapy; rehabilitation; elderly; health resort; medical social work; quality of life.

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА

В статье освещаются вопросы психотерапевтической реабилитации пожилых людей в учреждениях санаторно-курортного комплекса. Важным звеном лечебно-реабилитационных мероприятий в нашей стране является санаторно-курорт-ныйэтап, таккакбольные, нуждающиеся в психотерапии, составляют значительный процент лиц, направляемых в санаторий.

Ключевые слова: психотерапия;реабилитация; пожилыелюди; санаторно-курортный комплекс; медико-социальная работа; качество жизни.

Социально-медицинская работа представляет собой одно из важных направлений в деятельности социальных учреждений и занимает особое место в практическом здравоохранении.

В социально-медицинской защите нуждаются пожилые люди, семьи, имеющие инвалидов и больных с тяжелыми хроническими заболеваниями, пострадавшие от радиоактивного загрязнения среды обитания, а также неполные, многодетные, опекунские, молодые, остронуждающиеся, получающие пенсию по потере кормильца и другие малообеспеченные семьи.

В компетенцию медико-социального работника входят вопросы, связанные с нетрудоспособностью больных, направленных в санатории из больничных учреждений после хирургического заболевания и оперативного вмешательства.

Существуют два типа медико-социальной работы - патогенетический и профилактический.

Патогенетическая медико-социальная работа включает в себя мероприятия по организации медико-социальной помощи, проведение медико-социальной экспертизы, социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения.

Профилактическая медико-социальная работа подразумевает проведение мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья, формированию здорового образа жизни, обеспечению социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др. [1,64].

Профилактическая медико-социальная работа подразделяется на два вида: первичная профилактика; вторичная профилактика.

Задача первичной профилактики - предупреждение развития у человека патологических состояний, т.е. проведение социально-экономического анализа, формирование у населения представлений о здоровом образе жизни, активной жизненной позиции по отношению к своему здоровью.

Вторичная профилактика направлена на предупреждение дальнейшего прогрессирования болезни и предусматривает комплекс

УДК 364.044

© ПавлюкС.В., 2014 © РерухЕ.В.,2014

IN

4L

1

■ Он

ПАВЛЮК Светлана Викторовна, кандидат исторических наук, доцент, pavluksve@rambler.ru

РЕРУХ Елена

Владимировна, ассистент, elena_reruh@list.ru

кафедра Социальной работы и социального права, филиал Российского государственного социального университета, Пятигорск

144

лечебных и профилактических мероприятий, а также решение целого ряда социальных задач. При этом проводится медико-социальная экспертиза трудоспособности, определяется трудовой прогноз, изучается влияние социальных факторов.

К задачам реабилитации относится повышение качества жизни пациентов. К настоящему времени при целом ряде заболеваний оправдала себя трехдневная система реабилитации пациентов: стационар-поликлиника-санаторий (дом отдыха), а при других (например, при инфаркте миокарда, инсульте - четырехдневная система реабилитации пациентов: стационар-поликлиника-санаторий (дом отдыха) -специализированные реабилитационные центры, оснащенные современной аппаратурой и использующие современные методики восстановления больных. На этапе реабилитации больных проводятся медико-социальная экспертиза трудоспособности, определяется трудовой прогноз, профессиональная ориентация, решаются вопросы трудового устройства, переквалификации [3, 130]. Наряду с этим на этапе реабилитации больного весьма острыми являются вопросы правового, социального характера, коррекция психологического состояния. Важность социальной работы в системе реабилитации больных при определении трудового прогноза подтверждает проведенная реорганизация службы врачебно-трудовой экспертизы (ВТЭК) в медико-социальную экспертизу, которая осуществляется преимущественно в амбулаторно-поликпиническом звене. Наряду с состоянием здоровья учитывается также степень социальной защищенности человека, определяется необходимость оказания социальной помощи человеку, имеющему физические или психологические отклонения.

Основу медико-социальной работы составляют возрастно-половые данные пациентов, учет профессиональной деятельности, адаптационных ресурсов, состояние медико-социальной среды.

Важным звеном лечебно-реабилитационных мероприятий в нашей стране является санаторно-курортный этап, так как больные, нуждающиеся в психотерапии, составляют значительный процент лиц, направляемых в санаторий. И.З. Вельвовским, А.Т. Филатовым разработаны научно-организационные основы психотерапевтической помощи больным в санаторно-курортных условиях и создана психотерапевтическая служба в санаториях, получившая широкое распространение: психотерапевтических кабинетов и отделений в санаториях в на-

стоящее время насчитывается уже более трехсот.

В психотерапевтических кабинетах санаториев основном используются рациональная психотерапия и суггестивные методы воздействия, обычно с применением современных радиотехнических средств [5,18].

Относительно короткие сроки пребывания больного в санатории, большее число обслуживаемых больных требуют, с одной стороны, приспособления существующих методик психотерапии к условиям курорта и, с другой -определенной тактики ведения больных психотерапевтом (активный характер психотерапии, обязательное сочетание ее с курортными факторами, психотерапевтическое потенцирование и опосредование последних).

Психотерапевтический кабинет санаториев представляет собой центр не только психотерапевтической, психопрофилактической и психогигиенической работы, но и деонтологи-ческого воспитания всего персонала санатория.

Основной тенденцией развития курортной психотерапии применительно к различным контингентам больных является специализация ее по отдельным группам заболеваний и санаторному этапу их реабилитации. Так, например, в кардиологических санаториях для больных, перенесших острый инфаркт миокарда, организованы реабилитационные отделения, в которых предусмотрена ставка врача-психотерапевта . В будущем планируется организация специализированных санаториев для больных с неврозами и другими пограничными состояниями, в лечении которых психотерапии принадлежит важная роль.

Основной задачей санаторной психотерапии в настоящее время является более широкое использование адаптированных для санаторно-курортных условий современных форм групповой психотерапии, функциональных тренировок, поведенческих приемов и др.

Внедрение методов групповой психотерапии в практику работы санаторных учреждений имеет принципиальное значение. Во-первых, санатории сегодня располагают наибольшим числом хорошо оборудованных психотерапевтических кабинетов, и, во-вторых, интеграция групповой психотерапии в работу этих кабинетов позволит значительно расширить спектр применяемых в них методов (в большинстве санаториев до настоящего времени используются преимущественно гипнотерапия, аутогенная тренировка и другие суггестивные методы).

Опыт групповой психотерапии в санаторной практике в нашей стране пока невелик. Н.К. Липгарт, А.Л. Гусов, A.B. Криничанский, рассматривая некоторые особенности проведения групповой психотерапии в комплексе санаторно-курортного лечения, предлагают учитывать следующее: пациенты не должны рассчитывать на разрешение всех проблем и конфликтов; группа может помочь лишь начальному формированию их адаптивного поведения (для чего желательно быстрое включение пациентов в работу группы) и концентрации их на своих проблемах; пациенты должны сознавать ответственность за свою психотерапевтическую активность, исходя из принципа "Человек является творцом собственной судьбы"; с групповой психотерапии должен быть полностью снят налет таинственности; внимание пациентов в процессе занятий концентрируется на их актуальных проблемах и кризисах, текущих намерениях и планах; занятия в психотерапевтической группе - важный метод лечения, из чего вытекает ответственность каждого члена группы за участие в общей работе; методики, направленные главным образом на выявление взаимоотношений в группе, в этих условиях малопродуктивны.

Началу групповой психотерапии предшествуют беседы с отдельными пациентами с целью подготовки их к участию в работе группы и создания мотивации на этот чаще всего неизвестный им вид психотерапии. Этому же служит и общая беседа с членами группы с элементами рациональной психотерапии -освещается роль психического фактора в происхождении, течении, излечении (или компенсации) заболевания. С учетом обычного срока пребывания в санатории (24 дня) более целесообразна работа в открытой психотерапевтической группе, состав которой частично обновляется за счет вновь поступающих пациентов. Занятия проводятся ежедневно по полтора часа [4,108].

Из большого арсенала методов групповой психотерапии для санаторных условий целесообразно отобрать те, которые позволяют с первых занятий заинтересовать, объединить пациентов, повысить их эмпатический потенциал, а также дают возможность получить материал для самопознания и развития групповой дискуссии. Это, прежде всего психогимнастика, проективный рисунок, методика разыгрывания ролевых ситуаций и др. Уместно также использовать, в особенности для фокусирования внимания на отдельных, более трудных пациен-

тах, такие приемы,как психотерапевтическое зеркало", "коррекция масштаба переживания", "лечебная перспектива", конструктивный спор.

В отличие от техники проведения групповой психотерапии в отделениях неврозов при работе в санаторно-курортных условиях в большей мере планируется содержание каждого последующего занятия, а также предполагается более активная позиция психотерапевта. При разумном сохранении принципа свободного, ничем не ограничиваемого выражения своих эмоций, отношений и установок удается уменьшить напряженность в группе с первых же занятий, в результате чего деятельность группы приобретает более целенаправленный характер.

Работа группы строится с учетом биографической, тематической и интеракционной ориентации занятий. Выбор методики каждого занятия определяется конкретной ситуацией в группе (уровнем ее развития, степенью сплоченности и взаимопонимания). На первых занятиях целесообразнее использовать невербальные методы; с них можно начинать и последующие занятия, переходя к дискуссии и постепенно увеличивая время ее проведения. Такие методики, как психогимнастика и другие невербальные приемы, способствуют сплочению группы, установлению эмоционального взаимопонимания, стимулируют заинтересованное, направленное общение.

В санаторных условиях в процессе групповой психотерапии шире могут использоваться музыкотерапия, библиотерапия. С музыко-терапии в рецептивном ее варианте может начинаться занятие ("музыкальная разминка"): в этом случае в течение 5-7 минут прослушивается музыкальное произведение с последующим переходом к обычной работе. Это значительно повышает эмпатический потенциал как отдельных участников, так и всей группы в целом.

Особенностью работы группы в санаторно-курортных условиях, по мнению Н.К. Липгарт, является также необходимость оценки терапевтического эффекта каждого занятия, для чего используются как субъективный отчет больных, так и наблюдения лечащего врача.

Наконец, важнейшим условием успеха групповой психотерапии в санаторной практике являются высокая профессиональная подготовка психотерапевта, его опыт, тактичность, наблюдательность, скорость реагирования на события в группе, умение быстро и точно их интерпретировать [2, 287].

IN

4L

1 2t

Ki -.—i

■ Qu

I

E

145

Принято высоко оценивать профессиональные возможности психотерапевтов, работающих в курортных условиях, их владение методами гипноза, аутогенной тренировки и др. Нет сомнений и в их способности эффективно использовать также методы групповой психотерапии, позволяющей решать не только чисто лечебные задачи, но и вопросы психогигиены и психопрофилактики на курортах.

Примечания:

1. Боряк В.П. Содержание и методика социально-медицинской работы / В.П. Боряк. - Пятигорск: РИА-КМВ, 2008. - 136 с.

2. Кривобокова Н.Г., Боряк В.П. Доктор природа: избранные лекции по общей курортологии. - Махачкала: Юпитер, 2001. — 336 с.

3. Пономаренко Г. Н. Курортология: энциклопедический словарь. - М.: Человек, 2008. - 258 с.

4. Соколова В.Ф. Теория и практика реабилитации граждан пожилого возраста: учебное пособие. - М.: Флинта, 2012. -200 с.

5. Ткаченко В.Я. Применение психотерапии в санаторно-курортной практике: краткие метод. указания. - Кишинев: Картя молдовеняскэ, 2010. - 23 с.

146

AUTOPSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF THE GENERAL MANAGER: ACMEOLOGICAL APPROACH PiliuginaEkaterinaIvanovna, PhDof Psychology, ProfessorAssistent, Chair of Psychology, Pyatigorsk State Linguistic University, Pyatigorsk

E-mail: pil_ket@mail.ru

This article deals with the conception oftheautopsychological competence as a decisive factor of the maturity of the manager's professional identity in the acmeological research of domestic psychology.

Keywords: competence, psychological efficiency, competence, professionalautopsychology, manager'sidentity.

УДК 159.922

© Пилюгина Е.И., 2014

ПИЛЮГИНА Екатерина Ивановна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии, Пятигорский государст в енный лингвистический университет, Пятигорск pil_ket@mail.ru

АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ: АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В статье раскрывается понятие "аутопсихологическая компетентность"как критерий зрелости профессиональнойличностиуправленца в рамкахакмеологи-ческихисследований отечественной психологии.

Ключевые слова: компетентность; психологическая компетентность; аутопсихологическая компетентность; профессионал; личностьуправленца.

Одним из главных идеологических приоритетов модернизации российского общества является повышение роли профессионализма специалистов во всех сферах, в том числе и в управленческой деятельности. Развитие и эффективное использование человеческого ресурса подразумевает создание социокультурных, психологических и организационных условий для самореализации каждой личностью своих потенциальных возможностей. Одним из главных психологических условий активизации личностного потенциала управленца является его психологическая компетентность, обеспечивающая оптимальные модели самоорганизации жизни и профессиональной деятельности [1].

Понятие "компетентность" применительно к характеристике уровня профессиональной подготовки управленца используется относительно недавно.

Исследование психологической компетентности специалиста обусловлено необходимостью решения неотложных задач, связанных с эффективным использованием человеческого ресурса в практике управления. Эти задачи являются составной и неотъемлемой частью главной практической цели науки, направленной на воспитание профессионалов и оказания им помощи в достижении вершин профессионального мастерства Решение этих прикладных задач невозможно без основательного научного осмысления всего комплекса перечисленных выше проблем и создания психологической теории психологической компетентности личности управлен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.