Научная статья на тему 'Аудит в системе финансового контроля'

Аудит в системе финансового контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2077
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ / АУДИТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / БЮДЖЕТ / ГОСУДАРСТВО / ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салимурзаева Лариса Иманмурзаевна

В статье анализируется трансформация государственного финансового контроля в условиях бюджетирования, ориентированного на результат, которая сводится к расширению функций государственного финансового контроля за счет внедрения аудита эффективности бюджетных расходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аудит в системе финансового контроля»

АУДИТ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ Салимурзаева Л.И.

Салимурзаева Лариса Иманмурзаевна - студент, кафедра маркетинга и муниципального управления,

Институт менеджмента и бизнеса Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень

Аннотация: в статье анализируется трансформация государственного финансового контроля в условиях бюджетирования, ориентированного на результат, которая сводится к расширению функций государственного финансового контроля за счет внедрения аудита эффективности бюджетных расходов. Ключевые слова: аудит эффективности, аудит, эффективность, финансовый контроль, бюджет, государство, оценка.

Система финансового контроля включает в себя контроль: государственный финансовый, общественный и независимый - аудит. Государственный финансовый контроль в свою очередь подразделяется на общегосударственный и ведомственный.

Общегосударственный контроль содержит все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Общегосударственный финансовый контроль ведется как в масштабе Российской Федерации, так и в субъектах России. Кроме того, на уровне местного самоуправления осуществляется муниципальный финансовый контроль.

Общегосударственный финансовый контроль в России осуществляют: Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ в лице Федеральной службы финансово-бюджетного контроля, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Федерального казначейства. Этот контроль проводят также Федеральная таможенная служба, Центральный банк Российской Федерации, контрольные органы законодательных (исполнительных) органов субъектов Российской Федерации (счетные палаты или аналогичные органы субъектов РФ).

Главные задачи системы общегосударственного финансового контроля:

- контроль за образованием и использованием государственных средств РФ и ее субъектов;

- контроль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики;

- контроль законности привлечения и использования средств юридических и физических лиц кредитными учреждениями.

- Основные функции системы общегосударственного финансового контроля:

- проверка правильности образования государственных средств, их сохранности и целевого использования;

- контроль правильности и эффективности использования кредитных ресурсов;

- определение обоснованности и правомерности действий кредитных учреждений в части использования средств организаций и физических лиц;

- контроль государственного внутреннего и внешнего долга.

При обнаружении нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, органы государственного финансового контроля обязаны передать материалы ревизии или проверки в правоохранительные органы.

Правом назначать проверки соответствующими органами пользуются: Президент РФ, Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Управление делами Президента РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ, правоохранительные органы - суды, прокуратура,

милиция, федеральные службы безопасности и налоговые органы - в пределах их компетенции, руководители органов государственного финансового контроля.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, государственные и унитарные организации должны осуществлять ведомственный контроль за законностью расходования государственных средств, поступивших в их распоряжение, проверять полноту и своевременность исполнения обязательств перед бюджетом, бюджетами субъектов, внебюджетными фондами, в том числе по налогам и другим обязательным платежам, правильность ведения учета и др.

Общегосударственный контроль подразделяется на налоговый, таможенный, валютный, денежно-кредитный.

Денежно-кредитный контроль в основном осуществляет Центральный банк РФ. Страховой контроль осуществляет подведомственная Минфину России Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор), таможенный контроль реализует Федеральная таможенная служба и ее подразделения, налоговый контроль осуществляется Федеральной налоговой службой и ее подразделениями.

Контроль за использованием государственных (преимущественно - бюджетных) средств на различных уровнях государственного управления (и, соответственно, бюджетной системы РФ) осуществляют Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральное казначейство и его подразделения, специальные службы, создаваемые органами исполнительной власти (административный контроль) и представительной власти (парламентский контроль).

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора проводит ревизии и проверки использования бюджетных средств. Она выполняет функции валютного контроля, проводит мероприятия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере, осуществляет надзор за исполнением законодательства органами ведомственного финансового контроля субъектов Федерации и местного самоуправления. На нее также возложено формирование и ведение единой информационной системы контроля и надзора. Отметим, что служба в пределах своей компетенции уполномочена представлять в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации.

Ведомственный государственный контроль проводится внутри отдельных государственных ведомств (министерств, концернов, органов управления исполнительной власти). Для этой цели в структуре ведомств предусмотрены органы ведомственного финансового контроля. Основным объектом контроля является производственная и финансовая деятельность подведомственных организаций и учреждений. Кроме того, для проведения ведомственного контроля могут привлекаться ревизоры Федеральной службы финансово-бюджетного контроля МФ РФ.

Общественный контроль реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юридическим и физическим).

В организации общественного контроля большую роль играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных организаций, партий и других структур. Основой общественного контроля является информация, предоставляемая органами Госкомстата РФ (ныне - Федеральной службой государственной статистики), государственного финансового контроля, прежде всего, счетными палатами (федеральной и субъектов РФ), важнейшим принципом деятельности которых является гласность. Наряду с указанными видами финансового контроля в России используется такая форма финансового контроля, как аудиторский финансовый контроль. Аудитор (от лат. auditor- слушатель, ученик, последователь) -лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период.

Аудитор отличается от ревизора по своей сущности, по подходу к проверке документации, по взаимоотношениям с клиентом, по выводам, сделанным по результатам проверки, и т.д. Понятие аудита значительно шире понятий «ревизия» и «контроль». Аудит - это не только проверка достоверности финансовых показателей, но и, что особенно важно, - разработка предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудиторская деятельность помимо проверок включает оказание различного рода услуг: ведение и восстановление учета, консультации по вопросам ведения учета и налогообложения, обучение и др. Аудит отличается и от судебно-бухгалтерской экспертизы. Отличие состоит в том, что аудит - независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов. Специфика судебно-бухгалтерской экспертизы заключается в ее процессуально-правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств в применении экспертных знаний в области бухгалтерского учета в ходе исследования совершенных хозяйственных операций.

Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного, или гражданского дела, в то время как судебно-бухгалтерская экспертиза не может существовать вне уголовного или арбитражного дела, поскольку представляет собой процессуально-правовую форму (правовую сторону данного вида экспертизы). Аудитор может быть привлечен в качестве эксперта-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы. Эксперт как самостоятельная процессуальная фигура, квалифицированный специалист в области бухгалтерского учета и контроля самостоятельно определяет методы исследования, так как несет ответственность за обоснованность своих выводов. Уголовный кодекс Российской Федерации никак не ограничивает деятельность аудиторов-специалистов при выполнении функций эксперта-бухгалтера. В России создана соответствующая правовая база аудиторской деятельности, определилась система его нормативного регулирования, проводится работа по аттестации и лицензированию аудиторской деятельности, осуществляемой по установленным государством правилам.

Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством и муниципальными образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач.

Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан. Финансовый контроль - неотъемлемая составная часть процесса управления финансами, обусловлен важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной. Процесс распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта должен сопровождаться контролем денежных потоком денежных потоков в экономике. Назначение финансового контроля - отслеживать стоимостные пропорции распределения валового внутреннего продукта. «Финансовый контроль -законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров (аудиторов) за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также за целесообразностью их финансовых операций».

Из определения следует, что финансовый контроль не ограничивается только правовой и количественной сторонами финансовой деятельности экономических субъектов, но имеет и аналитический аспект. Значение финансового контроля выражается в том, что при его поведении проверяются, во-первых, соблюдении установленного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями,

56

организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. Однако объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном счете он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями.

Эффективность финансового контроля предполагает необходимость глубокого экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности, разработки контролирующими органами предложений по улучшению качества работы проверяемых организаций.

Одной из форм финансового контроля выступает контроль рублем, свойственный сфере коммерческих отношений. Это контроль за хозяйственной деятельностью предприятий, объединений, организаций посредством использования таких экономических инструментов, как цена, себестоимость, прибыль и др., в ходе применения системы финансирования, кредитования, расчетов.

По мере эволюции финансовых отношений, создания бюджетной и налоговой систем, углубления финансовых взаимосвязей с появлением и развитием финансовых рынков частных корпораций сфера применения финансового контроля постепенно расширялась. Помимо государственного финансового контроля, осуществляемого специально созданными контрольными органами исполнительной власти, возник парламентский финансовый контроль, а также аудиторский (негосударственный) финансовый контроль, осуществляемый на коммерческих началах. Финансовый контроль как самостоятельная экономическая категория изучает производительные силы и производственные отношения на всех стадиях общественного воспроизводства (производство, распределение, обмен и потребление) в целях выявления противоречий и их регулирования со стороны государства. Таким образом, в предмет финансового контроля включаются все составные части процесса воспроизводства, а также законодательная и нормативная база, обеспечивающие функционирование экономики. Финансовый контроль, проводимый государственными органами, специально предназначенными для осуществления финансовой деятельности, неотъемлемой частью которой являются соответствующие контрольные функции, имеет исключительно важное значение в силу своей регулярности и систематичности. К таким органам относятся органы исполнительной власти, подведомственные Министерству финансов Российской Федерации: федеральные службы - налоговая, страхового надзора, финансово-бюджетного надзора, по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (федеральная служба), а также Федеральная таможенная служба по финансовым рынкам, находящиеся в ведении правительства Российской Федерации.

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы или способы, средства его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: специфики правового положения, организационных форм и особенностей деятельности органов, осуществляющих контроль, объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.

Используются следующие методы финансового контроля: ревизии, проверки (документации, состояния учета и отчетности и др.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов от финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информации должностных лиц и др. Проведение их, как правило, планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью. Эти общие методы конкретизируются в методиках, правилах проведения контроля различных объектов (например, методические письма

57

и указания финансовых органов, в частности методическое пособие по проведению камеральных проверок, инструкции Министерства финансов Российской Федерации по составлению отчетности об исполнении бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и т.п.).

Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.

Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

Список литературы

1. Андреев В.Д. Практический аудит: Справочное пособие. М.: Экономика, 2009. С. 366-367.

2. Аудит./ Под ред. Подольского В.И.: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 2011. С. 432-433.

3. Гусаков Б.И. Цель и задачи внутреннего аудита //Финансы и кредит. 2005. №7. С. 21-27.

4. Драгун Л. Основные направления развития функций аудита // Бухгалтерский учет и аудит. К, 2008. №3, С. 59-62.

5. Захаркина И. Практические аспекты применения национальных нормативов аудита // Бухгалтерский учет и аудит. 2012. № 11. С. 51-53.

СЕРТИФИКАЦИЯ КАК СТАБИЛЬНЫЙ ВИД ОКАЗАНИЯ

УСЛУГ Чичкан А.В.

Чичкан Артур Валерьевич - студент, факультет технологического менеджмента и инноваций, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптик (Университет ИТМО), г. Санкт-Петербург

Ключевые слова: сертификация, добровольная сертификация, принудительная сертификация, центр проведения сертификации, лицензия, Общероссийский классификатор услуг населению.

Сертификация в сфере общественных услуг в наши дни является одной из востребованных процедур и представляет собой действия по определению степени соответствия качества предлагаемых услуг принятым государственным стандартам и нормативам. В то же время сертификация должна осуществляться независимым учреждением.

На данный момент в российском правовом пространстве все нормативы и стандарты заключаются в действующих ГОСТах, ГОСТах Р, можно сказать, что сертификация является процедурой подтверждения оказываемых услуг действующим нормам. Если услуга считается отвечающей нормам, то ее исполнитель приобретает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.