Научная статья на тему 'Особенности финансового контроля и аудита'

Особенности финансового контроля и аудита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3608
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / АУДИТ / ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / УПРАВЛЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ДЕНЕЖНЫЕ ФОНДЫ / НАДЗОР / MONITORING / AUDIT / FINANCIAL STATEMENTS / FINANCIAL RESOURCES / MANAGEMENT / EFFICIENCY / MONEY FUNDS / SUPERVISION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шардан С.К., Хутова Л.А., Эльгайтарова Н.Т.

В статье большое внимание уделяется действующей системы банковского аудита в РФ. Ее функции, виды, этапы прохождения и результаты деятельности. А также способы повышения качества проводимых проверок в области организаций и банков. Действенный финансовый контроль позволяет не только своевременно вскрывать, но и устранять различного рода недостатки в финансово-хозяйственной деятельности организаций и в процедурах управления государственными финансовыми потоками. Раскрыто значение эффективного надзора за деятельностью организаций и банковских учреждений.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шардан С.К., Хутова Л.А., Эльгайтарова Н.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article great attention is paid to the current system of Bank audit in Russia. Its functions, types, stages and results of operations. As well as ways of improving the quality of audits in the field of organizations and banks. Effective financial control allows not only to timely reveal, but also to eliminate the various shortcomings in the financial-economic activities of organizations and procedures for the management of public financial flows. The value of effective supervision of the activities of organizations and banking institutions.

Текст научной работы на тему «Особенности финансового контроля и аудита»

Экономические науки

29

УДК 330.322.368

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА

Шардан С. К., кандидат экономических наук, доцент кафедры финансы и кредит,

ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия», г. Черкесск

E-mail: Shardansaida@mail.ru

Хутова Л. А., кандидат экономических наук, доцент кафедры финансы и кредит,

ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия», г. Черкесск

E-mail: Hutova75@mail.ru

Эльгайтарова Н. Т., кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерский учет, ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия», г. Черкесск E-mail: elgaytarova.nargiz@mail.ru

В статье большое внимание уделяется действующей системы банковского аудита в РФ. Ее функции, виды, этапы прохождения и результаты деятельности. А также способы повышения качества проводимых проверок в области организаций и банков. Действенный финансовый контроль позволяет не только своевременно вскрывать, но и устранять различного рода недостатки в финансово-хозяйственной деятельности организаций и в процедурах управления государственными финансовыми потоками. Раскрыто значение эффективного надзора за деятельностью организаций и банковских учреждений.

Ключевые слова: контроль, аудит, финансовая отчетность, финансовые ресурсы, управления, эффективность, денежные фонды, надзор.

PECULIARITIES OF FINANCIAL CONTROL AND AUDIT

Shardan S. K., candidate of economic sciences, assistant рrofessor at the ^air of finance and credit, FSBEI HE "North Caucasus State university of humanities and technology academy", city of Cherkessk E-mail: Shardansaida@mail.ru

Hutova L. A., candidate of economic sciences, assistant рrofessor at the ^air of finance and credit, FSBEI HE "North Caucasus State university of humanities and technology academy", city of Cherkessk E-mail: Hutova75@mail.ru

Jelgajtarova N. T., candidate of economic sciences, assistant professor at the chair of accounting, FSBEI HE "North Caucasus State university of humanities and technology academy", city of Cherkessk E-mail: elgaytarova.nargiz@mail.ru

In the article great attention is paid to the current system of Bank audit in Russia. Its functions, types, stages and results of operations. As well as ways of improving the quality of audits in the field of organizations and banks. Effective financial control allows not only to timely reveal, but also to eliminate the various shortcomings in the financial-economic activities of organizations and procedures for the management of public financial flows. The value of effective supervision of the activities of organizations and banking institutions.

Key words: monitoring, audit, financial statements, financial resources, management, efficiency, money funds, supervision.

Финансовый контроль - это особая функция финансов, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов законности и эффективности управления финансовыми ресурсами, а при наличии таких отклонений -

своевременное принятие соответствующих корректирующих и превентивных мер.

Обладая стоимостным характером финансовый контроль, в отличие от других видов контроля, имеет место во всех сферах общественного вос-

производства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов.

Финансовый контроль образует систему, которую можно подразделить на следующие элементы или структурные уровни:

1) государственный контроль (общегосударственный и ведомственный);

2) аудиторский контроль (его часто называют также независимым контролем);

3) внутренний контроль (то есть контроль, организованный на уровне непосредственно экономических единиц);

4) общественный контроль (то есть контроль со стороны контрагентов по финансово-хозяйственным договорам, кредиторов, инвесторов и т. д.) [11].

Необходимо отметить, что субъекты общественного контроля в основном ориентируются на те же аудиторские отчеты.

В широком смысле государственный финансовый контроль - это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

1) ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами (капиталами), а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый или материальный ущерб государству;

2) несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;

3) недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, организаций с полным или частичным государственным участием или особо с ним связанных.

В общем и целом цель государственного финансового контроля - обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению - включая стадии планирования, формирования, распределения и использования - государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства [12].

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Во всех государствах в зависимости от специфики их устройства сложились свои системы финансового контроля. Тем не менее, организация и деятельность контрольно-ревизионных сетей в зарубежных странах, так или иначе базируется на общих принципах, выраженных многолетним международным опытом. Так, например, осуществление любой крупной программы обязательно включает в себя подсистемы контроля. На эти цели выделяется обычно один-два процента из общего объема ассигнований на сколько-нибудь существенную государственную программу [7].

Государственный финансовый контроль подразделяется на общегосударственный и ведомственный.

Общегосударственный финансовый контроль охватывает все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Общегосударственный финансовый контроль ведется как в масштабе Российской Федерации, так и в субъектах Федерации. Кроме того, на уровне местного самоуправления осуществляется муниципальный финансовый контроль.

Общегосударственный финансовый контроль в России осуществляют: Счетная палата Российской Федерации, Контрольно-ревизионный орган Минфина России, состоящий из Департамента государственного финансового контроля и контрольно-ревизионных управлений Минфина России в субъектах Российской Федерации, Федеральная налоговая служба Российской Федерации, Федеральное казначейство, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Центральный Банк Российской Федерации, контрольные органы законодательных (исполнительных) органов субъектов Российской Федерации (счетные палаты или аналогичные органы субъектов РФ) [1].

Система общегосударственного финансового контроля выполняет соответствующие задачи и функции.

К основным задачам относятся:

- контроль за образованием и использованием государственных средств РФ и ее субъектов;

- контроль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено прак-

тическое проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики;

- контроль законности привлечения и использования средств юридических и физических лиц кредитными организациями [11].

Основные функции включают:

- проверку правильности образования государственных средств, их сохранности и целевого использования;

- осуществление проверки обоснованности и правомерности действий кредитных организаций в части использования средств предприятий и физических лиц;

- контроль государственного внутреннего и внешнего долга.

При выявлении нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, органы государственного финансового контроля должны передать материалы ревизии или проверки в правоохранительные органы

Правом назначения проверок соответствующими органами пользуются президент РФ, Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ, правоохранительные органы - суды, прокуратура, милиция, федеральные службы безопасности - в пределах их компетенции, руководители органов государственного финансового контроля.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, государственные и унитарные организации должны осуществлять ведомственный контроль за законностью расходования государственных средств, поступивших в их распоряжение, полнотой и своевременностью исполнения обязательств перед бюджетом, бюджетами субъектов, внебюджетными фондами, в том числе по налогам и другим обязательным платежам, правильностью учета и др.

Общегосударственный контроль подразделяется на налоговый, таможенный, валютный, денежно-кредитный.

Денежно-кредитный и валютный контроль в основном осуществляет Центральный банк РФ. Страховой контроль осуществляют органы надзора за страховой деятельностью (эти функции возложены на Минфин России), таможенный контроль реализуют государственный таможенный

комитет РФ и его подразделения, налоговый контроль осуществляется Федеральной налоговой службой и ее подразделениями.

Контроль за использованием государственных (преимущественно бюджетных) средств на различных уровнях государственного управления (и соответственно, бюджетной системы РФ) осуществляют Федеральное казначейство и его подразделения, специальные службы, созданные органами исполнительной власти (административный контроль) и представительной власти (парламентский контроль).

Анализ действующей системы общегосударственного финансового контроля РФ показывает, что главные ее недостатки состоят в:

- возможности использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и муниципальных бюджетов не по целевому назначению, неполный возврат (или не возврат) бюджетных кредитов и ссуд в бюджетную систему;

- разобщенности и неупорядоченности действий контрольных органов, отсутствии единого согласованного плана мероприятий по осуществлению мер финансового контроля как за поступлением налоговых и неналоговых доходов в бюджетную систему (включая государственные внебюджетные фонды), так и за целевым и эффективным использованием бюджетных средств [12].

Ведомственный государственный контроль проводится внутри отдельных государственных ведомств (министерств, концернов, органов управления исполнительной власти). Для этой цели в структуре ведомств предусмотрены органы ведомственного финансового контроля, которые проводят такой контроль. Основным объектом контроля является производственная и финансовая деятельность подведомственных организаций и учреждений. Кроме того, для проведения ведомственного контроля могут привлекаться ревизоры Департамента финансового контроля Минфина России и его подразделений.

Таким образом, государственный финансовый контроль с одной стороны, обеспечивает возможность принятия эффективных управленческих решений, а с другой стороны - исполнение принятых решений. В этом действенность государственного финансового контроля [12].

Действенный финансовый контроль позволяет не только своевременно вскрывать, но и устранять различного рода недостатки в финан-

сово-хозяйственной деятельности организаций и в процедурах управления государственными финансовыми потоками, а также объяснять порождающие эти недостатки глубинные причины, обнаруживать связанные с ними подспудные (т. е. скрытые) тенденции, вырабатывать предотвращающие их меры.

Общественный контроль реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юридическим и физическим).

В организации общественного контроля большую роль играют средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), выражающие интересы различных общественных организаций, партий и других структур. Деятельность общественного контроля базируется на информации, предоставляемой органами Госкомстата РФ, государственного финансового контроля, прежде всего счетными палатами (федеральной и субъектов РФ), для которых гласность является важнейшим принципом деятельности[8].

Общественный финансовый контроль осуществляется неправительственными организациями и выполняется группами, отдельными физическими лицами на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими. Существует мнение, что к общественному финансовому контролю можно отнести контроль со стороны профсоюзов [7]. Хотя профсоюзные организации осуществляют финансовый контроль лишь косвенно, путем контроля за соблюдением трудового законодательства, за условиями труда и его оплатой на предприятиях различных форм собственности

Наряду с указанными видами финансового контроля в России используется такая форма финансового контроля как аудиторский финансовый контроль [11].

В российских правилах (стандартах) аудиторской деятельности, одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, под аудитом понимается предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских организаций) по осуществлению независимых проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов с целью

установления достоверности их бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

Кроме того, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Заверение достоверности финансовой отчетности и консультационная деятельность аудиторских фирм и аудиторов, работающих самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, углубляет и расширяет финансовый контроль в негосударственном секторе [8]. Так, к примеру, заверенная независимыми аудиторами финансовая отчетность является источником информации для принятия решений пользователями (инвесторами, кредиторами и т. д.) по различным операциям: выдача кредитов, вложения инвестиций, листинг ценных бумаг на фондовых биржах и пр.

Консультационная же деятельность аудиторов помогает оптимизировать финансовый механизм организаций, систему контроля финансовых потоков, организацию и ведение бухгалтерского (финансового, управленческого) учета, налоговые базы и т.д. Аудиторы оказывают эти услуги в целях усиления контроля за деятельностью организаций негосударственного сектора как со стороны государства, так и со стороны пользователей финансовой информации.

Аудит может быть обязательным и инициативным. Если инициативная проверка проводится по решению экономического субъекта, то осуществление обязательного аудита не зависит от его воли и желания и проводится в обязательном порядке в случаях, прямо установленных законодательством.

Аудит не подменяет собой государственного финансового контроля, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.

Аудиторский контроль во многом отличается от других форм финансово-экономического контроля (например, ревизий по поводу использования бюджетных средств, которые проводят Счетная палата и другие органы).

Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и, а это не менее важно, разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с

целью рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудиторская деятельность направлена на улучшение финансового положения клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), а также на оказание консультационной помощи клиенту. Аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса.

В мировой практике аудит не является новшеством и широко применяется во всех сферах деятельности. В России же появление независимого финансового контроля, обеспечивающего потребности пользователей финансовой информации экономических субъектов в виде подтверждения ее достоверности является новым.

В нашей стране первые аудиторские фирмы появились в 1987 году, в настоящее же время они организованы во всех более-менее крупных городах.

В условиях плановой, централизованно управляемой экономики нашей страны не было потребности в независимом финансовом контроле. Его заменяла система ведомственного и вневедомственного контроля.

С развитием рыночных отношений в России возникла потребность в подтверждении информации о результатах деятельности организаций и соблюдении ими законодательства независимыми экспертами, имеющими соответствующую подготовку, квалификацию и опыт, - аудиторами.

Активное развитие института независимого аудита в России является вполне закономерным и, безусловно, позитивным процессом. Экономическая реформа привела к изменению доминирующей формы собственности, которая все в большей степени переходит в руки частных предпринимателей и негосударственных хозяйствующих субъектов. Соответственно это вызывает существенное сужение сферы государственного финансового контроля и необходимость соразмерной темпам реформ организации новых, присущих рыночным отношениям способов упорядочения финансовой деятельности негосударственных предприятий и организаций, исторически отработанной формой которых является независимый аудит.

Причем органы государственного финансового контроля, в частности Счетная палата Российской Федерации, оказываются крайне заинтересованными в прочном становлении, активном развитии и эффективном функционировании института независимого аудита. Практика пока-

зала, что органы государственного финансового контроля и независимые аудиторы, аудиторские фирмы отнюдь не являются конкурентами, а наоборот, квалифицированный и добросовестный аудит может быть весомым подспорьем в работе государственных органов финансового контроля и оказывать существенное позитивное влияние на повышение эффективности их работы, на полноту и качество выполнения их функций и поставленных перед ними задач [12].

Думается, что для решения указанных задач целесообразно более широко использовать институт независимого аудита в деятельности специализированных органов государственного финансового контроля. Аудиторы, являясь специалистами высокого класса, как в области учета, так и в области финансового анализа, несут профессиональную ответственность и рискуют своей репутацией в случае представления необъективных выводов. Кроме того, аудиторские организации, накопив значительный опыт проверок и анализа состояния платежеспособности, финансовой устойчивости, экономической эффективности самых разных организаций и их ассоциаций, сумеют правильно и своевременно подметить тенденции и определенные закономерности в их деятельности, что очень важно в плане предупреждения финансовых проблем.

Также актуальным является вопрос о взаимодействии государственного и аудиторского контроля в банковской сфере. В целях совершенствования, повышения эффективности финансового контроля в банковской сфере, представляется целесообразным возложить на институт аудита функции по оценке финансовой состоятельности и деловой репутации юридических лиц - приобретателей более 20% (долей) акций коммерческого банка или его контрольного пакета (сейчас этим занимаются территориальные учреждения Банка России).

Кроме вышеуказанных аспектов, по крайней мере, еще два вопроса взаимодействия органов государственного финансового контроля и независимого аудита, по нашему мнению, должны быть рассмотрены и разрешены в нормативно-правовом порядке, а именно:

Подтверждение независимыми аудиторами достоверности отчетности региональных администраций и соответствия совершенных ими финансово-хозяйственных операций законодательству Российской Федерации (в этом плане также целе-

сообразно привлекать независимых аудиторов, при тесном взаимодействии последних с соответствующими органами государственного финансового контроля, к оценке годовых бухгалтерских отчетов об исполнения консолидированных бюджетов субъектов РФ). Следует отметить, что ряд специалистов предлагает в качестве обязательного условия предоставления финансовой поддержки регионам из федерального бюджета ввести представления ежегодного квалифицированного аудиторского заключения об исполнении бюджета региона (субъекта РФ) в отчетном году. Иными словами, предлагается в определенной мере делегировать функции контроля региональных финансов именно аудиторским организациям. Для реализации данного предложения, как минимум, необходима система стандартов государственного финансового контроля, на основе которых уже можно будет работать независимым аудиторам. При этом сами аудиторы как специалисты в частном секторе вряд ли смогут без специальной подготовки и переквалификации осуществлять контроль государственных финансов. Поэтому есть предложение организовать Комитет регулирования государственного финансового контроля, который и разработает (организует) всю систему реализации вышеуказанного предложения (а основными ее элементами должны быть: унифицированная структура отчетности по аспектам деятельности субъектов РФ, стандарты государственного финансового контроля по дан-

ному направлению, механизм использования независимых аудиторов).

Еще один вопрос, который необходимо осветить, - это привлечение независимых аудиторов (аудиторских организаций) как наиболее независимых и опытных специалистов к анализу и выдаче заключений (отчетов) о состоянии систем управления финансово-хозяйственной деятельностью крупных предприятий (в числе прочего включающих оценку процедур управления, оценку их результатов финансово-хозяйственной деятельности, оценку текущего финансового состояния предприятия и определение его тенденций и т. д.), в частности экономически социально значимых как для отдельных регионов (например, градообразующих предприятий и т. д.), так и для страны в целом (естественных монополий и т. д.).

Таким образом, наметился еще одни аспект плодотворного взаимодействия органов государственного финансового контроля (Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению и др.) и органов независимого аудита. В связи с этим целесообразно также разработать соответствующие стандарты анализа и оценки. Стандартизация обеспечит единство в информационных материалах и способах оценки, а также в формах соответствующей отчетности, что значительно рационализирует государственный финансовый контроль в этом плане.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307- ФЗ « Об аудиторской деятельности» ( в ред. Федерального закона от 01.12. 2014 г. № 403 -ФЗ).

2. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 01.12. 2014 г. № 403-Ф3.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2015г.№ 576 «Об утверждении положения о признания международных стандартов МСА подлежащим применению на территории РФ.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая, вторая) [Электронный ресурс]: от 30.11. 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 29.10. 2014); от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 30.12. 2014). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 04.11. 2014 г.). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

5. Федеральный закон «Об акционерных обществах» [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 26.12. 1995 № 208-ФЗ (ред. от 22.12. 2014 г.). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

6. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ (ред. от 01.12. 2014 г.). Доступ из справ.- правовой системы «Консультант Плюс».

7. БодиЗ. Мертон Р. Финансы: Учебное пособие / Пер. с англ. М., 2000.

8. Бурцев В. В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: теория и практика. М.: Дашков и Ко, 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Дубоносов Е. С. Судебная бухгалтерия: Учебно-практическое пособие. М.: Книжный мир, 2004.

10. Макальская М. Л., Мельник М. В., Пирожкова Н. А. Основы аудита: курс лекций с ситуацион-ными задачами. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Дело и Сервис, 2002.

11. Подольского В. И. Аудит: Учебник / Под ред. В. И. Подольского. М.: Экономистъ, 2004.

12. Румянцев А. В. Финансовый контроль: Курс лекций. М.: Дело и Сервис, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.