Анализ данных анамнеза детей, поступающих в СДДР, выявил у 93% неблагоприятное течение беременности и родов, недоношенность, внутриутробное инфицирование, искусственное вскармливание с рождения, дистрофии алиментарного характера, множественную фоновую патологию, инфекционные заболевания, перенесенные в раннем возрасте.
Подавляющее большинство (97%) детей из социально-неблагополучных, неполных семей, где родители страдают хроническим алкоголизмом, токсикоманией и наркоманией. Некоторые дети подвергались жестокому обращению в семьях.
Учитывая крайне неблагоприятное сочетание фоновой и множественной сочетанной патологии, все дети СДДР получают комплекс индивидуальных лечебно-профилактических процедур: сбалансированное питание, витаминотерапию, ферменты, эубиотики, физиотерапевтические процедуры, массаж, лечебную гимнастику, закаливающие мероприятия, современную медикаментозную терапию выявляемых заболеваний, проведение профилактических прививок согласно календаря прививок с учетом медицинских отводов.
В результате проводимых мероприятий ежегодно удается повышать группу здоровья 11 - 14 детям. Отмечается стойкая тенденция снижения заболеваемости анемиями (в 2 раза), ОРВИ с 292%00 в 2000 г до 77%00 в 2004 г. Заболеваемость кишечными инфекциями за счет усиления контроля за проведением противоэпидемических мероприятий в группах, на пищеблоке, неукоснительного соблюдения санитарно-гигиенических норм, проведения санитарно-просветительной работы среди персонала СДДР снизилась в 3,5 раза (с 106%0о в 2000 г до 30%оо в 2004 г).
Таким образом, усилиями врачей, средних и младших медицинских работников, воспитателей и руководства СДДР создаются оптимально возможные условия для нормального физического и нервно-психического развития детей с использованием наиболее совершенных форм и методов укрепления организма ребенка.
Литература
1. Белова А.П. Организация медицинской помощи детям в условиях крупного города.- Л., 1978.-304 с.
2. Карсаевская Т.В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека. Л., 1970.- 270с.
3. Никитюк Б.А. Факторы роста и морфо-функционального созревания организма (анализ наследственных и средовых влияний на постнатальный антропогенез).- М., 1978.- 144с.
4. Признаков В.П. Закаливание детей дошкольного возраста.- Л., 1983. - 176с.
5. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях /Под ред. Р.В.Тонковой-Ямпольской и соавт. -М., 1980.- 231с.
6. Тур А.Ф. Физиология и патология новорожденных.- Л., 1967.-355с.
7. Усов И.Е. Здоровый ребенок: Справочник педиатра. - Мн.: Беларусь, 1984. - 207с.
УДК 614.252
АТТЕСТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ - ОДИН ИЗ ВИДОВ ОЦЕНКИ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ Е.А. Ястребова
Департамент Смоленской области по здравоохранению
Аттестация специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием является важным этапом в совершенствовании профессионального уровня работников здравоохранения и направлена на повышение профессиональной ответственности за выполнение функциональных обязанностей. Процедура проведения аттестации характеризует этапы оценки соответствия профессиональных знаний и навыков специалистов требованиям к уровню квалификации.
Аттестация персонала организации - процедура определения квалификации, уровня знаний, практических навыков, деловых и личностных качеств работников, качества труда и его результатов и установления их соответствия (несоответствия) занимаемой должности. Целью проведения такой аттестации является оценка уровня подготовки специалистов, рациональная расстановка кадров и их эффективное использование.
В Статье 63. "Социальная и правовая защита медицинских и фармацевтических работников" Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Федеральным Законом от 22 июля 1993 г. N 5487-1(с изменениями от 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999
г., 2 декабря 2000 г., 10 января, 27 февраля, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.) [1], записано: "Медицинские и фармацевтические работники имеют право на: ...получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки... совершенствование профессиональных знаний".
Система аттестации специалистов существует в системе здравоохранения не одно десятилетие и постоянно совершенствуется.
В настоящее время структура аттестационных комиссий представляет собой жесткую вертикаль, связанную с государственно-территориальным делением РФ на федеральные округа.
Во главе системы стоит Центральная аттестационная комиссия, образованная при Министерстве здравоохранения и социального развития РФ (приказ Минздравсоцразвития от 11 января 2005 года №82) [2]. В ее компетенцию входит общее методическое руководство аттестационными комиссиями ФО и субъектов РФ, аттестация руководителей здравоохранения субъектов РФ. Также она является главным арбитром в решении спорных вопросов, возникающих в процессе работы аттестационных комиссий субъектов и Федеральных округов.
Аттестационная комиссия Федерального округа образуется в центрах ФО по РФ, осуществляет непосредственное методическое руководство работой аттестационных комиссий субъектов, разрабатывает стандартную структуру.
Аттестационная комиссия субъекта РФ образуется отраслевым органом управления на территории субъекта.
Работа аттестационной комиссии Департамента Смоленской области по здравоохранению регламентируется приказом МЗ РФ от 09.08.2001 № 314 "О порядке получения квалификационных категорий" [3] и приказом начальника Департамента Смоленской области по здравоохранению от 05.01.2003 № 06/06 "Об аттестации специалистов системы здравоохранения Смоленской области" [5]. Заседания аттестационной комиссии проводятся 4 раза в год, в конце каждого квартала. Задачей аттестационной комиссии Департамента Смоленской области по здравоохранению является оценка теоретической подготовки и практических навыков специалистов в соответствии с квалификационными требованиями по каждой из специальностей на основании результатов компьютерного тестирования и собеседования. А последовательность присвоения квалификационных категорий - II, I и высшая - стимулирует специалистов к углубленному изучению избранной специальности и овладению смежными специальностями.
Аттестация специалистов проводится на добровольной основе и не является обязательной. Но специалист, претендующий на присвоение квалификационной категории в соответствии с установленным законодательством, обязан пройти учебу на курсах повышения квалификации по государственной программе в объеме не менее 144 часов.
Таким образом, каждый медработник, проходящий аттестацию регулярно 1 раз в 5 лет, повышает уровень теоретических знаний по специальности на центральных или местных базах, образованных при образовательных медицинских учреждениях.
Последовательность этапов оценки способствует объективности, надежности и достоверности. Рассмотрим подробнее этапы оценки.
I этап - подготовительный:
- подготовка специалистом необходимых документов, заверяемых в установленном порядке;
- анализ деятельности и подготовка отчета, рассмотрение на заседании Медицинского совета, Совета медицинских сестер лечебно-профилактического учреждения;
Цель первого этапа- самооценка (написание отчета и заявления), оценка руководителем учреждения (анализ предоставленных сведений, содержащихся в отчете и, увы, финансовых возможностей учреждения), а так же оценка коллегами- утверждение кандидатуры на заседании медицинского совета ЛПУ или совета медицинских сестер ЛПУ.
- визирование отчета у руководителя и рекомендации руководителя.
II этап - экспертная оценка уровня профессиональных знаний и навыков, их соответствие определенным квалификационным категориям:
- рецензирование отчета;
- тестирование с помощью квалификационных тестов, утвержденных Центральной аттестационной комиссией Министерства здравоохранения РФ, отражающих основные требования к специалисту;
- собеседования с членами аттестационной подкомиссии (разбор клинических и/или ситуационных задач);
- оценка работы специалиста в условиях реальной профессиональной деятельности для проверки владения им профессиональными навыками и технологиями (в случае необходимости).
Цель второго этапа - оценка подготовленности сотрудника в области профессиональных знаний на основании результатов тестирования по темам, предложенным в тестах.
Объем тестов по специальности составляет в среднем 2500 вопросов и утвержден Центральной аттестационной комиссией. При сдаче тестирования необходимо набрать определенный процент правильных ответов, например, для II категории - не менее 82 %, для I категории - не менее 87 %, а для высшей категории - не менее 92 %.
Помимо того, специалисты сдают тестирование по вопросам ГО и ЧС, экстремальной медицины и начальной военной подготовки. Количество вопросов для специалистов разного уровня образования отличаются: для врачей - 500, для средних медработников - 127. Эти программы также были утверждены Минздравмедпромом РФ.
III этап - заключение о соответствии профессиональной подготовки и знаний определенной квалификационной категории. Второй этап заключает в себе так же индивидуальное собеседование.
Целью индивидуального собеседования - является принятие решения о соответствии сотрудника занимаемой им должности и выработка рекомендаций по совершенствованию организации работы специалистов и системы управления карьерой.
Решение о присвоении квалификационной категории специалисту выносится с приглашением его на заседание и собеседования. Хочется отметить, что руководители учреждений здравоохранения аттестуются как по профильной специальности, так и по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье", что дает возможность руководителям в полной мере познать все тонкости руководства лечебно-профилактическими учреждениями, изучить экономическую и финансовую сторону вопроса, освоить сложности вопросов управления.
Стоит отметить, что в компетенцию аттестационной комиссии входит также решение вопроса о снижении и снятии квалификационных категорий со специалистов, совершивших грубые профессиональные ошибки, проявивших халатность, повлекшую за собой случаи смерти и инвалидности пациентов. Такие случаи крайне редки, но все это говорит о том, что аттестационная комиссия Департамента стоит на страже защиты интересов пациентов.
В настоящее время Смоленская область по количеству аттестованных медицинских и фармацевтических работников занимает передовые позиции не только в ЦФО, но и по РФ в целом — врачи - 67,9 %, средние медработники - 63,0 %; по России показатели в 2003 году составляли соответственно: врачи - 51,2 %, средние медработники - 54,8 %).
Наглядно продемонстрирует прирост количества специалистов, имеющих квалификационные категории, процентное соотношение к общему количеству работников.
Эти данные приведены в таблице 1.
Таблица 1. Аттестация специалистов за период с 2000 по 2004 год (%)
Уровень образования аттестованных специалистов Год
2000 2001 2002 2003 2004
Высшее медицинское и фармацевтическое 63,7 65,2 67,7 67.9 71.2
Среднее медицинское и фармацевтическое 55,8 58,3 61,7 63 65.6
Из анализа данных, приведенных в таблице 1, видно, что процентное отношение аттестованных специалистов растет из года в год. Темпы прироста равны за каждый год и составляют примерно 2 процента.
В настоящее время в соответствии с требованиями МЗ РФ [4] аттестация специалистов на присвоение II квалификационной категории может осуществляться при стаже работы по специальности не менее 3 лет (ранее - 5 лет).
Все это стимулирует молодых специалистов к максимальному овладению профессией, а руководству позволяет улучшить подбор и расстановку кадров, повысить персональную ответственность за выполнение профессиональных и должностных обязанностей.
Не стоит сбрасывать со счетов моральную сторону вопроса: что заставляет по—хорошему амбициозного медицинского работника следить за современными публикациями, регулярно повышать профессиональное мастерство на центральной местной базах последипломного образования. Так, ступень за ступенью, с течением времени специалисты приобретают определенный багаж теоретических знаний и практических умений, а каждое последующее присвоение квалификационной категории соразмерно повышает оплату труда.
Аттестация персонала служит юридической основой для переводов, продвижения по службе, награждения, определения размера заработной платы, а также понижения в должности и увольнения. Аттестация направлена на улучшение качественного состава персонала, определение степени загруженности работника и использования его по специальности, совершенствование стиля и методов управления персоналом. Обеспечение связи обучения специалистов с их служебным продвижением, ростом профессионализма, с системой аттестации, сертификации, самообразования, наставничеством - один из главных механизмов профессионального развития медицинского персонала системы здравоохранения.
Литература
1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1(с изменениями от 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г., 10 января, 27 февраля, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)
2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 января 2005 №82 "О Центральной аттестационной комиссии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации"
3. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09 августа 2001 №314 "О порядке получения квалификационных категорий"
4. Циркулярное письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 ноября 2001 №2510/11568-01-32 "О применении Положения о порядке Получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранеия Российской Федерации"
5. Приказ Департамента Смоленской области по здравоохранению от 05 января 2003 №06/06 "Об аттестации специалистов системы здравоохранения Смоленской области"